Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика»

0
0
Материал опубликован 23 October 2022

​​​​​​​ 1. Пояснительная записка


1.1. Направленность программы

Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич. Программа реализуется на базе МДОУ д/с № 95  «Солнышко», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

1.2. Актуальность Программы

Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

1.3. Отличительные особенности Программы

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Особенность программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе. На всех занятиях широко используются средства ИКТ: разнообразные головоломки, тесты и задачи, которые педагог решает с воспитанниками как индивидуально, так по группам. Это позволяет намного повысить усвоение материала дошкольниками.

Отличительной особенностью программы является системно - деятельный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующие принципы:

принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровневого математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1.4. Адресат Программы

Возраст детей, участвующих в программе: 6 - 7 лет.

Ребенок седьмого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе «Занимательная математика».

1.5. Объём программы

Режим занятий: математический кружок работает 2 раза в неделю по 35 - 40 минут, всего 60 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть программы составляют практические занятия.

1.6. Формы организации образовательного процесса

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Сочетание групповых, подгрупповых, индивидуальных форм организации детей обеспечит наилучшее усвоение программного материала. Рациональное использование средств, методов и форм познавательной деятельности будет способствовать формированию предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников.

Формы организации кружка:

традиционные;

тематические;

комбинированные;

практические;

игры, конкурсы;

итоговые.

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:

в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала;

во 2-ой части – подача нового материала;

в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15— 18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

1.7. Срок освоения программы

Продолжительность реализации программы – 1 год (октябрь – май).

1.8. Режим занятий

Год обучения

Кол-во недель

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Продолжительность

занятия

2022 - 2023

30

2

60

35 – 40 минут

2. Цель и задачи Программы

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Задачи:

Образовательные:

закреплять знание цифр от 1 до 10;

познакомить с цифрами второго десятка;

познакомить с десятками;

закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 20;

познакомить с составом чисел первого десятка;

формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;

формировать представления о геометрических фигурах, телах и их свойствах;

познакомить с видами линий, формировать умение называть отличия;

формировать умение измерять длину, используя линейку;

познакомить с понятиями: год, месяц, неделя, знать и называть дни недели, времена, года и количество месяцев в году;

совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру;

закрепить умение сравнивать два числа, ставя знаки: <, > или =;

формировать умение ориентироваться на листе бумаги, умение выполнять графический диктант;

формировать умение определять и знать время, познакомить с часами;

Развивающие:

развивать логическое мышление, основные мыслительные операции;

развивать мыслительную активность, анализировать, делать выводы;

развивать самостоятельность, инициативность, самоконтроль.

Воспитательные:

воспитывать познавательную активность;

воспитывать потребность к математическим занятиям;

воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

3. Содержание программы

3.1. Учебный план

t1666510990aa.gif

3.2. Календарно – тематическое планирование

Тема

занятия

Программное содержание

Материал,

оборудование

Дата

проведения

Дата

проведения (факт)

Цель, задачи

Методы, приёмы

ВВЕДЕНИЕ

Мониторинг


Цель: выявить уровень знаний и умений, которыми дети овладели в прошлом году.

Задачи:

закрепить знание цифр от 0 до 10;

закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел;

закрепить умение сравнивать предметы, выделяя несколько признаков;

закрепить ориентировку во времени: дни недели, части суток, времена года;

закрепить умение сравнивать две группы предметов, ставя необходимые знаки: <, >, =.

использование ИКТ;

индивидуальная работа с детьми;

объяснение к выполнению задания;

анализ работы.




набор геометрических фигур;

набор цифр и знаков;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал;

дид.пособие: неделя, сутки, год

03.10.2022


ГЕОМЕТРИЯ

Плоские геометрические фигуры


Цель: Повторить пройденный материал

Задачи:

закрепить знание плоских геометрических фигур;

формировать умение называть основные признаки фигур;

развивать память, мышление.



использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.



набор геометрических фигур;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал;

рабочая тетрадь.


05.10.2022


Треугольник, углы


Цель: Познакомить с основными признаками треугольника.

Задачи:

закрепить знание о геометрической фигуре - треугольник;

формировать умение выделять основные признаки;

познакомить с понятием «угол»;

дать представление о тупом и остром угле

формировать умение чертить произвольные углы;

развивать внимание, мелкую моторику кисти.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

рабочие тетради;

линейка;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;


10.10.2022


Четырёхугольник


Цель: Познакомить с основными признаками четырёхугольников.

Задачи:

познакомить с понятием «четырёхугольник», его основными признаками;

формировать умение называть все четырёхугольники, их сходства и различия;

формировать знания о том, что у четырёхугольников есть стороны, вершины и углы;

закрепить понятия: острый, тупой и прямой угол;

формировать умение чертить четырёхугольники в тетради с помощью линейки;

развивать внимание, мелкую моторику кисти.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

рабочие тетради;

линейка;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;


12.10.2022


Параллелограмм


Цель: Познакомить с геометрической фигурой - параллелограмм

Задачи:

закрепить знание плоских геометрических фигур, их основные признаки;

познакомить с фигурой «параллелограмм», его основными признаками;

формировать умение чертить параллелограмм в тетради с помощью линейки;

развивать внимание, мелкую моторику кисти.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор геометрических фигур;

рабочие тетради;

линейка;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;


17.10.2022


Многоугольник


Цель: Познакомить с понятием «многоугольник»

Задачи:

закрепить знание плоских геометрических фигур, их основные признаки;

закрепить умение находить фигуру, похожую по форме (размеру, цвету) на заданную;

закрепить умение объединять фигуры по заданному признаку;

формировать умение называть признаки многоугольников, их названия;

формировать умение чертить многоугольники в тетради;

развивать внимание, мелкую моторику кисти.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

рабочие тетради;

линейка;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал.

19.10.2022


Геометрические тела


Цель: закрепить знание геометрических тел

Задачи:

закрепить знание геометрических тел: шар, куб, конус, цилиндр, пирамида, их основных признаков;

формировать умение называть предметы, похожие на знакомые геометрические тела;

формировать умение находить фигуру, которая похожа (отличается) от заданной по цвету, форме, размеру;

развивать память, логику, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор геометрических тел;

рабочие тетради;

логические блоки Дьенеша;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

24.10.2022


Прямоугольный параллелепипед


Цель: познакомить с геометрическим телом - параллелепипед

Задачи:

закрепить умение называть предметы, похожие на знакомые геометрические тела;

формировать умение находить фигуру, которая похожа (отличается) от заданной по цвету, форме, размеру;

познакомить с новым геометрическим телом – параллелепипед, его основными признаками;

развивать память, логику, мышление.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор геометрических тел;

рабочие тетради;

логические блоки Дьенеша;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

26.10.2022


Шар. Круг. Окружность


Цель: Познакомить с понятием окружность и радиус.

Задачи:

закрепить знание о геометрическом теле шар;

закрепить знание о геометрической фигуре круг;

познакомить с понятием «Окружность» и «Радиус»;

формировать умение пользоваться циркулем;

формировать умение чертить круги в тетради с помощью циркуля;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор геометрических фигур;

набор геометрических тел;

рабочие тетради;

логические блоки Дьенеша;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

31.10.2022


Линии


Цель: способствовать формированию представлений о линиях

Задачи:

закрепить умение называть предметы, похожие на знакомые геометрические тела;

познакомить с разнообразием линий, с понятиями: «прямая линия», «ломаная линия», «кривая линия»;

упражнять в использовании линейки как предмета для проведения прямых линий.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор геометрических тел;

рабочие тетради;

логические блоки Дьенеша;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

02.11.2022


Точка, отрезок, луч.


Цель: сформировать представление о понятиях «точка», «луч», «отрезок»

Задачи:

закрепить знание о линиях: «прямая линия», «ломаная линия», «кривая линия»;

упражнять в использовании линейки как предмета для проведения прямых и ломаных линий;

формировать умение отличать отрезок и луч, использовать линейку для проведения прямых линий;

продолжать знакомить с тетрадью в клетку, с правилами работы в тетради, правилами при письме;

воспитывать интерес к математике, желание её изучать.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор геометрических тел;

рабочие тетради;

логические блоки Дьенеша;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

09.11.2022


Измерение длины с помощью линейки


Цель: познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром

Задачи:

закрепить знание о разных видах линий, отрезке, луче, уметь отличать;

продолжать знакомить с тетрадью в клетку, с правилами работы в тетради;

формировать умение измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;

развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание,


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор геометрических тел;

рабочие тетради;

логические блоки Дьенеша;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

14.11.2022


Поверочный тест


Цель: Закрепить пройденный материал

Задачи:

закрепить знание геометрических фигур, их признаков;

закрепить знание геометрических тел, их признаков;

закрепить понятия: круг, окружность, радиус, диаметр;

формировать умение определять радиус и диаметр окружности с помощью линейки;

закрепить умение различать и называть разные виды линий, чертить в тетради с помощью линейки;

закрепить понятия: линия, точка, луч, отрезок, умение чертить в тетради;

развивать память.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор геометрических фигур;

набор геометрических тел;

рабочие тетради;

логические блоки Дьенеша;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

16.11.2022


ЦИФРЫ

Цифры от 0 до 10


Цель: закрепить знание цифр

Задачи:

закрепить знание цифр от 0 до 10, умение правильно писать;

закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10;

формировать умение называть «соседей» числа;

развивать память, мышление.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал.

20.11.2022

22.11.2022


Состав чисел первого десятка


Цель: познакомить с составом чисел первого десятка

Задачи:

формировать умение представлять числа от 2 до 10 в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности);

закрепить умение соотносить число с цифрой;

упражнять в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;

развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал.

27.11.2022

29.11.2022

05.12.2022

07.12.2022

12.12.2022

14.12.2022

19.12.2022

21.12.2022

11.01.2023

16.01.2023

09.01.2023



Решение примеров в пределах 10


Цель: формировать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10

Задачи:

закрепить знание прямого и обратного счёта от заданного числа в пределах 10;

формировать умение производить вычислительные действия в пределах 10 с помощью решений примеров;

формировать умение составлять примеры на сложение и вычитание по известному ответу;

воспитывать познавательную активность;

развивать логическое мышление, память, внимание.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

счётные палочки;

наглядный материал;

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

18.01.2023

23.01.2023

25.01.2023

30.01.2023


Решение задач


Цель: формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задачи:

формировать умение составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков;

формировать умение давать развернутый ответ на вопрос задачи;

формировать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;

развивать внимание, логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

счётные палочки;

наглядный материал;

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

01.02.2023

06.02.2023

08.02.2023



Числа от 11 до 20


Цель: познакомить с числами второго десятка

Задачи:

формировать знания о десятке, как о новой единице счёта;

познакомить с числами второго десятка, их названиями и порядком следования при счёте;

формировать умение писать цифры от 11 до 20;

развивать внимание, математическую речь;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

счётные палочки;

наглядный материал;

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

13.02.2023

15.02.2023

20.02.2023

22.02.2023


Десятки


Цель: познакомить с десятками

Задачи:

закрепить знания о десятке, как о новой единице счёта;

формировать умение считать десятками до 100 и обратно;

формировать умение писать в тетради;

развивать внимание, математическую речь;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

счётные палочки;

наглядный материал;

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

27.02.2023


Поверочный тест


Цель: закрепить умение считать в пределах 20 и десятками в пределах 100

Задачи:

закрепить знания о десятке, как о новой единице счёта;

закрепить умение считать в пределах 20;

закрепить умение считать десятками до 100 и обратно, умение писать в тетради цифры в тетради;

развивать внимание, математическую речь;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

счётные палочки;

наглядный материал;

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

01.03.2023


ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Времена года, части суток, дни недели


Цель: уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели и временах года.

Задачи:

закрепить умение различать части суток, ориентироваться в их последовательности;

закрепить умение различать времена года, ориентироваться в их последовательности;

закрепить умение различать дни недели, ориентироваться в их последовательности

развивать познавательный интерес и логическое мышление.



использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

дидактические пособия: «неделя», «сутки», «год»

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

06.03.2023



Год


Цель: формирование знаний о временных отрезках - календарный год

Задачи:

закрепить умение правильно называть времена года, их последовательность, отличительные признаки;

формировать представление о календарном годе;

познакомить с названиями зимних и осенних месяцев;

формировать знание о последовательности месяцев в году, уметь называть их по порядку

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

дидактическое пособие «год»

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

13.03.2023



Месяц


Цель: формирование знаний о временных отрезках - календарный месяц

Задачи:

закрепить знание о последовательности месяцев в году, уметь называть их по порядку;

формировать представление о календарном месяце;

формировать знания о том, что в месяце 4 недели;

развивать память, мышление

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

дидактическое пособие «год»

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

15.03.2023


Часы


Цель: познакомить с понятием Время и способами его измерения

Задачи:

познакомить с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные);

познакомить с циферблатом часов и двумя стрелками (минутная и часовая);

познакомить с понятиями: час, минута, сутки;

закрепить представление о чередовании частей суток, об изменении видов деятельность людей в зависимости от частей суток;

развивать мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

дидактическое пособие «сутки», «часы»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

22.03.2023



Часы. Определение времени


Цель: формировать умение определять время

Задачи:

закрепить представление о чередовании частей суток, об изменении видов деятельность людей в зависимости от частей суток;

закрепить понятия: час, минута, сутки;

учить узнавать время по часам;

показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля;

развивать память, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

дидактическое пособие «сутки», «часы»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

27.03.2023

29.03.2023

03.04.2023



ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ

Рисование по клеточкам, по точкам


Цель: совершенствовать графомоторные навыки.

Задачи:

формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

закреплять умение проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении;

развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;

улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур;

развивать память;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

05.04.2023



Графический диктант


Цель: совершенствовать графомоторные навыки.

Задачи:

развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве;

формировать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

формировать умение отсчитывать нужное количество клеточек в заданном направлении (вверх, вниз, влево, вправо), получая рисунок;

формировать умение действовать, повторяя показанный образец и правило;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

10.04.2023

12.04.2023

17.04.2023

19.04.2023


ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Решение логических задач


Цель: познакомить с логическими задачами, учить прослеживать взаимосвязи и делать выводы.

Задачи:

познакомить с понятием логические задачи, тренировать в решении логических задач;

формировать умение анализировать и делать выводы;

развивать мышление, память и речь;

развивать собранность и внимательность.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

24.04.2023

26.04.2023


КАЛЛИГРАФИЯ

Пишем цифры


Цель: формировать умение правильно писать цифры

Задачи:

подготовить руку к письму, сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии;

развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие;

формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

наглядный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

15.05.2023

17.05.2023

22.05.2023




ДИАГНОСТИКА

Закрепление пройденного материала. Итоговое тестирование


Цель: Закрепить полученные знания.

Задачи:

закрепить умение составлять изображение по клеточкам, точкам, ориентироваться на листе бумаге;

закрепить знание цифр от 1 до 20;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20;

закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 20;

закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел;

закрепить знание состава чисел от 2 до 10;

закрепить умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции;

закрепить умение создавать рисунок по памяти;

закрепить знание «Соседей числа»;

закрепить умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 10;

развивать внимание, память, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

24.05.2023

29.05.2023

31.05.2023


3.3. Планируемые результаты

При успешном освоении программы достигается следующий уровень форсированности элементарных математических представлений детей:

считать по образцу и названному числу в пределах 20;

понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

знать числа первого и второго десятка и записывать их;

пользоваться математическими знаками: +, -, =, <,>;

записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

различать количественный и порядковый счет в пределах 20;

составлять числа от 2 до 10 из двух меньших;

понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

знать геометрические фигуры;

рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

называть последовательно дни недели, месяцы;

ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

определять положение предметов по отношению к другому лицу;

решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

понимать задание и выполнять его самостоятельно;

определять время по часам;

проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Организационно-педагогические условия

Календарный учебный график

Группа

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Сроки контрольных процедур

подготовительная

03.10.2021

31.05.2022

30

Май 2023

Условия реализации программы

Научно-технические средства:

образовательная программа «Занимательная математика»;

учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей) – для формирования практической части (В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Количество и счет», «Графические диктанты»; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников»).


Материально-техническое обеспечение:

строительный набор (кирпичики);

кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;

кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;

игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;

рамки-вкладыши Монтессори;

наборы дидактический, арифметический;

арифметическое домино;

коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);

набор карточек с цифрами от 0 до 20;

счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;

счетные палочки;

набор планов по ориентации в группе;

наборы игрушек;

наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;

магнитная доска с набором цифр;

дидактические пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели», «Сутки», «Год», «Неделя»;

логические блоки Дьенеша;

цветные счетные палочки Кюизенера;

пособие «Числовые домики».


Техническое оснащение занятий:

Магнитная доска.

Числовая ось. Разрезные цифры, картинки с предметами.

Наборное полотно.

Плакаты с цифрами, геометрическими фигурами.

Наглядный материал: игрушки, объемные геометрические фигуры, бросовый материал.

Картинки последовательности действий.

Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, полоски различных размеров и длин.

Дидактические игры.

Тетради, карандаши, линейки.

Карточки с индивидуальными заданиями.

Музыкальная аппаратура для проведения физминуток.

Презентации и видеоролики для проведения итоговых тестов и занятий.

Формы контроля

По Программе предусмотрено открытое занятие для родителей. В зависимости от санитарно – эпидемиологической обстановки может быть заменено развлечением для детей «Вселенная математики».


Список литературы

Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.

Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990

Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.

Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.

Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.

Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009

http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry13.Математическиеигры

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации