Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
1. Пояснительная записка
Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич. Программа реализуется на базе МДОУ д/с № 95 «Солнышко», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
1.3. Отличительные особенности Программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Особенность программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе. На всех занятиях широко используются средства ИКТ: разнообразные головоломки, тесты и задачи, которые педагог решает с воспитанниками как индивидуально, так по группам. Это позволяет намного повысить усвоение материала дошкольниками.
Отличительной особенностью программы является системно - деятельный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровневого математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Возраст детей, участвующих в программе: 6 - 7 лет.
Ребенок седьмого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе «Занимательная математика».
Режим занятий: математический кружок работает 2 раза в неделю по 35 - 40 минут, всего 60 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть программы составляют практические занятия.
1.6. Формы организации образовательного процесса
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Сочетание групповых, подгрупповых, индивидуальных форм организации детей обеспечит наилучшее усвоение программного материала. Рациональное использование средств, методов и форм познавательной деятельности будет способствовать формированию предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников.
Формы организации кружка:
традиционные;
тематические;
комбинированные;
практические;
игры, конкурсы;
итоговые.
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:
в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала;
во 2-ой части – подача нового материала;
в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).
Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15— 18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.
На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.
Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Продолжительность реализации программы – 1 год (октябрь – май).
Год обучения | Кол-во недель | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
2022 - 2023 | 30 | 2 | 60 | 35 – 40 минут |
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знание цифр от 1 до 10;
познакомить с цифрами второго десятка;
познакомить с десятками;
закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 20;
познакомить с составом чисел первого десятка;
формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
формировать представления о геометрических фигурах, телах и их свойствах;
познакомить с видами линий, формировать умение называть отличия;
формировать умение измерять длину, используя линейку;
познакомить с понятиями: год, месяц, неделя, знать и называть дни недели, времена, года и количество месяцев в году;
совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру;
закрепить умение сравнивать два числа, ставя знаки: <, > или =;
формировать умение ориентироваться на листе бумаги, умение выполнять графический диктант;
формировать умение определять и знать время, познакомить с часами;
Развивающие:
развивать логическое мышление, основные мыслительные операции;
развивать мыслительную активность, анализировать, делать выводы;
развивать самостоятельность, инициативность, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать познавательную активность;
воспитывать потребность к математическим занятиям;
воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
3.2. Календарно – тематическое планирование
Тема | № занятия | Программное содержание | Материал, оборудование | Дата проведения | Дата проведения (факт) | |
Цель, задачи | Методы, приёмы | |||||
ВВЕДЕНИЕ | ||||||
Мониторинг | Цель: выявить уровень знаний и умений, которыми дети овладели в прошлом году. Задачи: закрепить знание цифр от 0 до 10; закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел; закрепить умение сравнивать предметы, выделяя несколько признаков; закрепить ориентировку во времени: дни недели, части суток, времена года; закрепить умение сравнивать две группы предметов, ставя необходимые знаки: <, >, =. | использование ИКТ; индивидуальная работа с детьми; объяснение к выполнению задания; анализ работы. | набор геометрических фигур; набор цифр и знаков; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал; дид.пособие: неделя, сутки, год | 03.10.2022 | ||
ГЕОМЕТРИЯ | ||||||
Плоские геометрические фигуры | Цель: Повторить пройденный материал Задачи: закрепить знание плоских геометрических фигур; формировать умение называть основные признаки фигур; развивать память, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал; рабочая тетрадь. | 05.10.2022 | ||
Треугольник, углы | Цель: Познакомить с основными признаками треугольника. Задачи: закрепить знание о геометрической фигуре - треугольник; формировать умение выделять основные признаки; познакомить с понятием «угол»; дать представление о тупом и остром угле формировать умение чертить произвольные углы; развивать внимание, мелкую моторику кисти. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; рабочие тетради; линейка; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; | 10.10.2022 | ||
Четырёхугольник | Цель: Познакомить с основными признаками четырёхугольников. Задачи: познакомить с понятием «четырёхугольник», его основными признаками; формировать умение называть все четырёхугольники, их сходства и различия; формировать знания о том, что у четырёхугольников есть стороны, вершины и углы; закрепить понятия: острый, тупой и прямой угол; формировать умение чертить четырёхугольники в тетради с помощью линейки; развивать внимание, мелкую моторику кисти. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; рабочие тетради; линейка; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; | 12.10.2022 | ||
Параллелограмм | Цель: Познакомить с геометрической фигурой - параллелограмм Задачи: закрепить знание плоских геометрических фигур, их основные признаки; познакомить с фигурой «параллелограмм», его основными признаками; формировать умение чертить параллелограмм в тетради с помощью линейки; развивать внимание, мелкую моторику кисти. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор геометрических фигур; рабочие тетради; линейка; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; | 17.10.2022 | ||
Многоугольник | Цель: Познакомить с понятием «многоугольник» Задачи: закрепить знание плоских геометрических фигур, их основные признаки; закрепить умение находить фигуру, похожую по форме (размеру, цвету) на заданную; закрепить умение объединять фигуры по заданному признаку; формировать умение называть признаки многоугольников, их названия; формировать умение чертить многоугольники в тетради; развивать внимание, мелкую моторику кисти. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; рабочие тетради; линейка; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал. | 19.10.2022 | ||
Геометрические тела | Цель: закрепить знание геометрических тел Задачи: закрепить знание геометрических тел: шар, куб, конус, цилиндр, пирамида, их основных признаков; формировать умение называть предметы, похожие на знакомые геометрические тела; формировать умение находить фигуру, которая похожа (отличается) от заданной по цвету, форме, размеру; развивать память, логику, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор геометрических тел; рабочие тетради; логические блоки Дьенеша; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 24.10.2022 | ||
Прямоугольный параллелепипед | Цель: познакомить с геометрическим телом - параллелепипед Задачи: закрепить умение называть предметы, похожие на знакомые геометрические тела; формировать умение находить фигуру, которая похожа (отличается) от заданной по цвету, форме, размеру; познакомить с новым геометрическим телом – параллелепипед, его основными признаками; развивать память, логику, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор геометрических тел; рабочие тетради; логические блоки Дьенеша; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 26.10.2022 | ||
Шар. Круг. Окружность | Цель: Познакомить с понятием окружность и радиус. Задачи: закрепить знание о геометрическом теле шар; закрепить знание о геометрической фигуре круг; познакомить с понятием «Окружность» и «Радиус»; формировать умение пользоваться циркулем; формировать умение чертить круги в тетради с помощью циркуля; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор геометрических фигур; набор геометрических тел; рабочие тетради; логические блоки Дьенеша; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 31.10.2022 | ||
Линии | Цель: способствовать формированию представлений о линиях Задачи: закрепить умение называть предметы, похожие на знакомые геометрические тела; познакомить с разнообразием линий, с понятиями: «прямая линия», «ломаная линия», «кривая линия»; упражнять в использовании линейки как предмета для проведения прямых линий. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор геометрических тел; рабочие тетради; логические блоки Дьенеша; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 02.11.2022 | ||
Точка, отрезок, луч. | Цель: сформировать представление о понятиях «точка», «луч», «отрезок» Задачи: закрепить знание о линиях: «прямая линия», «ломаная линия», «кривая линия»; упражнять в использовании линейки как предмета для проведения прямых и ломаных линий; формировать умение отличать отрезок и луч, использовать линейку для проведения прямых линий; продолжать знакомить с тетрадью в клетку, с правилами работы в тетради, правилами при письме; воспитывать интерес к математике, желание её изучать. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор геометрических тел; рабочие тетради; логические блоки Дьенеша; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 09.11.2022 | ||
Измерение длины с помощью линейки | Цель: познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром Задачи: закрепить знание о разных видах линий, отрезке, луче, уметь отличать; продолжать знакомить с тетрадью в клетку, с правилами работы в тетради; формировать умение измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой; развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор геометрических тел; рабочие тетради; логические блоки Дьенеша; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 14.11.2022 | ||
Поверочный тест | Цель: Закрепить пройденный материал Задачи: закрепить знание геометрических фигур, их признаков; закрепить знание геометрических тел, их признаков; закрепить понятия: круг, окружность, радиус, диаметр; формировать умение определять радиус и диаметр окружности с помощью линейки; закрепить умение различать и называть разные виды линий, чертить в тетради с помощью линейки; закрепить понятия: линия, точка, луч, отрезок, умение чертить в тетради; развивать память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор геометрических фигур; набор геометрических тел; рабочие тетради; логические блоки Дьенеша; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 16.11.2022 | ||
ЦИФРЫ | ||||||
Цифры от 0 до 10 | Цель: закрепить знание цифр Задачи: закрепить знание цифр от 0 до 10, умение правильно писать; закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10; закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10; формировать умение называть «соседей» числа; развивать память, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал. | 20.11.2022 22.11.2022 | ||
Цель: познакомить с составом чисел первого десятка Задачи: формировать умение представлять числа от 2 до 10 в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности); закрепить умение соотносить число с цифрой; упражнять в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее; развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал. | 27.11.2022 29.11.2022 05.12.2022 07.12.2022 12.12.2022 14.12.2022 19.12.2022 21.12.2022 11.01.2023 16.01.2023 09.01.2023 | |||
Решение примеров в пределах 10 | Цель: формировать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 Задачи: закрепить знание прямого и обратного счёта от заданного числа в пределах 10; формировать умение производить вычислительные действия в пределах 10 с помощью решений примеров; формировать умение составлять примеры на сложение и вычитание по известному ответу; воспитывать познавательную активность; развивать логическое мышление, память, внимание. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; счётные палочки; наглядный материал; счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 18.01.2023 23.01.2023 25.01.2023 30.01.2023 | ||
Решение задач | Цель: формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: формировать умение составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков; формировать умение давать развернутый ответ на вопрос задачи; формировать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ; развивать внимание, логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; счётные палочки; наглядный материал; счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 01.02.2023 06.02.2023 08.02.2023 | ||
Числа от 11 до 20 | Цель: познакомить с числами второго десятка Задачи: формировать знания о десятке, как о новой единице счёта; познакомить с числами второго десятка, их названиями и порядком следования при счёте; формировать умение писать цифры от 11 до 20; развивать внимание, математическую речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; счётные палочки; наглядный материал; счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 13.02.2023 15.02.2023 20.02.2023 22.02.2023 | ||
Десятки | Цель: познакомить с десятками Задачи: закрепить знания о десятке, как о новой единице счёта; формировать умение считать десятками до 100 и обратно; формировать умение писать в тетради; развивать внимание, математическую речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; счётные палочки; наглядный материал; счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 27.02.2023 | ||
Поверочный тест | Цель: закрепить умение считать в пределах 20 и десятками в пределах 100 Задачи: закрепить знания о десятке, как о новой единице счёта; закрепить умение считать в пределах 20; закрепить умение считать десятками до 100 и обратно, умение писать в тетради цифры в тетради; развивать внимание, математическую речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; счётные палочки; наглядный материал; счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 01.03.2023 | ||
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ | ||||||
Времена года, части суток, дни недели | Цель: уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели и временах года. Задачи: закрепить умение различать части суток, ориентироваться в их последовательности; закрепить умение различать времена года, ориентироваться в их последовательности; закрепить умение различать дни недели, ориентироваться в их последовательности развивать познавательный интерес и логическое мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; дидактические пособия: «неделя», «сутки», «год» счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 06.03.2023 | ||
Год | Цель: формирование знаний о временных отрезках - календарный год Задачи: закрепить умение правильно называть времена года, их последовательность, отличительные признаки; формировать представление о календарном годе; познакомить с названиями зимних и осенних месяцев; формировать знание о последовательности месяцев в году, уметь называть их по порядку | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; дидактическое пособие «год» счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 13.03.2023 | ||
Месяц | Цель: формирование знаний о временных отрезках - календарный месяц Задачи: закрепить знание о последовательности месяцев в году, уметь называть их по порядку; формировать представление о календарном месяце; формировать знания о том, что в месяце 4 недели; развивать память, мышление | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; дидактическое пособие «год» счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 15.03.2023 | ||
Часы | Цель: познакомить с понятием Время и способами его измерения Задачи: познакомить с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные); познакомить с циферблатом часов и двумя стрелками (минутная и часовая); познакомить с понятиями: час, минута, сутки; закрепить представление о чередовании частей суток, об изменении видов деятельность людей в зависимости от частей суток; развивать мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; дидактическое пособие «сутки», «часы»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 22.03.2023 | ||
Часы. Определение времени | Цель: формировать умение определять время Задачи: закрепить представление о чередовании частей суток, об изменении видов деятельность людей в зависимости от частей суток; закрепить понятия: час, минута, сутки; учить узнавать время по часам; показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля; развивать память, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; дидактическое пособие «сутки», «часы»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 27.03.2023 29.03.2023 03.04.2023 | ||
ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ | ||||||
Рисование по клеточкам, по точкам | Цель: совершенствовать графомоторные навыки. Задачи: формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять умение проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез; улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур; развивать память; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 05.04.2023 | ||
Графический диктант | Цель: совершенствовать графомоторные навыки. Задачи: развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; формировать умение отсчитывать нужное количество клеточек в заданном направлении (вверх, вниз, влево, вправо), получая рисунок; формировать умение действовать, повторяя показанный образец и правило; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 10.04.2023 12.04.2023 17.04.2023 19.04.2023 | ||
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ | ||||||
Решение логических задач | Цель: познакомить с логическими задачами, учить прослеживать взаимосвязи и делать выводы. Задачи: познакомить с понятием логические задачи, тренировать в решении логических задач; формировать умение анализировать и делать выводы; развивать мышление, память и речь; развивать собранность и внимательность. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 24.04.2023 26.04.2023 | ||
КАЛЛИГРАФИЯ | ||||||
Пишем цифры | Цель: формировать умение правильно писать цифры Задачи: подготовить руку к письму, сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии; развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие; формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | наглядный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 15.05.2023 17.05.2023 22.05.2023 | ||
ДИАГНОСТИКА | ||||||
Закрепление пройденного материала. Итоговое тестирование | Цель: Закрепить полученные знания. Задачи: закрепить умение составлять изображение по клеточкам, точкам, ориентироваться на листе бумаге; закрепить знание цифр от 1 до 20; закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20; закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 20; закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел; закрепить знание состава чисел от 2 до 10; закрепить умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции; закрепить умение создавать рисунок по памяти; закрепить знание «Соседей числа»; закрепить умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 10; развивать внимание, память, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 24.05.2023 29.05.2023 31.05.2023 |
При успешном освоении программы достигается следующий уровень форсированности элементарных математических представлений детей:
считать по образцу и названному числу в пределах 20;
понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
знать числа первого и второго десятка и записывать их;
пользоваться математическими знаками: +, -, =, <,>;
записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
различать количественный и порядковый счет в пределах 20;
составлять числа от 2 до 10 из двух меньших;
понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
знать геометрические фигуры;
рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
называть последовательно дни недели, месяцы;
ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
определять положение предметов по отношению к другому лицу;
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
понимать задание и выполнять его самостоятельно;
определять время по часам;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Организационно-педагогические условия
Группа | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Сроки контрольных процедур |
подготовительная | 03.10.2021 | 31.05.2022 | 30 | Май 2023 |
Научно-технические средства:
образовательная программа «Занимательная математика»;
учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей) – для формирования практической части (В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Количество и счет», «Графические диктанты»; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников»).
Материально-техническое обеспечение:
строительный набор (кирпичики);
кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;
кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;
игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;
рамки-вкладыши Монтессори;
наборы дидактический, арифметический;
арифметическое домино;
коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);
набор карточек с цифрами от 0 до 20;
счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;
счетные палочки;
набор планов по ориентации в группе;
наборы игрушек;
наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;
магнитная доска с набором цифр;
дидактические пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели», «Сутки», «Год», «Неделя»;
логические блоки Дьенеша;
цветные счетные палочки Кюизенера;
пособие «Числовые домики».
Техническое оснащение занятий:
Магнитная доска.
Числовая ось. Разрезные цифры, картинки с предметами.
Наборное полотно.
Плакаты с цифрами, геометрическими фигурами.
Наглядный материал: игрушки, объемные геометрические фигуры, бросовый материал.
Картинки последовательности действий.
Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, полоски различных размеров и длин.
Дидактические игры.
Тетради, карандаши, линейки.
Карточки с индивидуальными заданиями.
Музыкальная аппаратура для проведения физминуток.
Презентации и видеоролики для проведения итоговых тестов и занятий.
По Программе предусмотрено открытое занятие для родителей. В зависимости от санитарно – эпидемиологической обстановки может быть заменено развлечением для детей «Вселенная математики».
Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry13.Математическиеигры
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry