Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные краски» (1–4 классы)
У правление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебные краски»
(художественной направленности)
Срок реализации: 1 смена лагеря (21 день)
Автор программы: Атоян К.М.
педагог дополнительного образования
Кувандык, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. | |
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | | |
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | |
1.1.1 | Направленность программы | 3 | |
1.1.2. | Уровень освоения программы | 3 | |
1.1.3. | Актуальность программы | 3 | |
1.1.4. | Отличительная особенность программы | 3 | |
1.1.5. | Адресат программы | 4 | |
1.1.6. | Объем и срок освоения программы | 4 | |
1.1.7. | Формы обучения | 4 | |
1.1.8. | Особенности организации образовательного процесса | 4 | |
1.1.9. | Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | 4 | |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 | |
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 5 | |
1.3.1. | Учебный план | 5 | |
1.3.2. | Содержание учебного плана | 5 | |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 5 | |
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | | |
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 6 | |
2.2 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 10 | |
2.3 | ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 10 | |
2.4 | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 10 | |
2.5 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 11 | |
2.6 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 12 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Каждый ребенок рождается художником, каждый одарен от природы. Его восприятие – образное, яркое. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности: аппликация, живопись и графика, а так же использование нетрадиционных техник рисования: набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала.
1.1.1 Направленность программы
Программа «Волшебные краски» имеет художественную направленность и способствует развитию творческих способностей детей в условиях летнего лагеря.
1.1.2 Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (ознакомительный).
1.1.3 Актуальность программы
В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры, чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Актуальность программы обусловлена тем, что она акцентирует внимание не только на овладение системой знаний в области изобразительного искусства, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с учащимися.
1.1.4 Отличительные особенности программы
Автором проанализированы общеобразовательные общеразвивающие программы: И.Г. Гайчиной «Акварелька», Вербининой О.С. «Волшебный мир красок».
Отличительной особенностью данной программы является:
1. Программа ориентирована на применение нетрадционных техник рисования. Работа с разными изобразительными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
2. Региональный компонент программы заключается во внедрении в образовательную программу тематики родного края – создавать зарисовки, рисунки, картины родного региона, отмечать его красоту и особенности.
1.1.5 Адресат программы
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 6,5 до 15 лет. Этот возраст – оптимальный этап в развитии творческой личности. В этом возрасте у учащихся развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-эстетических позиций личности.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Данная программа рассчитана на 1 лагерную смену (21 день) и реализуется в объеме 9 часов.
Занятия проводятся 3 дня в неделю по 1 часу.
1.1.7 Формы обучения
Программой предусмотрено сочетание групповых форм организации работы на занятиях.
Теоретические знания по всем темам программы даются в начале занятий и закрепляются в практической работе. Завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Занятия проводятся в форме бесед, рассказов, выставок и т.д.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в одновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на протяжении всей лагерной смены.
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятия.
Программа реализуется в объеме 9 часов. Занятия проводятся согласно расписанию работы 3 раза в неделю по одному академическому часу.
1.2 Цель программы: развитие творческой личности средствами изобразительного искусства в условиях летнего лагеря.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с основами изобразительной грамоты;
- ознакомить с нетрадиционными техниками рисования;
- ознакомить с основами изобразительной деятельности: работа над цветом, тоном, формой, композицией рисунка.
Развивающие:
- развить художественные и творческие способности учащихся;
- развить фантазию, логическое мышление, внимание и воображение;
- развить чувство композиции.
Воспитательные:
- воспитать аккуратность, усидчивость;
- прививать интерес к художественному творчеству.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Родной край. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Моя мечта. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | Черепахи на прогулке. | 1 | 0,3 | 0,7 |
4 | Мой портрет. | 1 | 0,3 | 0,7 |
5 | На лугу. | 1 | 0,4 | 0,6 |
6 | Мой двор. | 1 | 0,4 | 0,6 |
7 | Городской пейзаж. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Достопримечательности моего города. | 1 | 0,4 | 0,6 |
9 | Итоговое занятие. Выставка работ «Звонкое лето». | 1 | 0,4 | 0,6 |
Всего: | 9 | 3,4 | 5,6 |
1.3.2 Содержание учебного плана
Родной край.
Теория. Вводное занятие. История возникновения Кувандыкского городского округа.
Практика: Презентация: «Природное наследие Кувандыка».
Моя мечта.
Теория: Беседа «Моя мечта». Рисунок на асфальте.
Практика: Творческое задание: рисунок на асфальте цветными мелками.
Черепахи на прогулке.
Теория: Придумать рассказ о том, как живёт семейство черепах: чем они занимаются, как отдыхают и т.д. Понятие «нетрадиционная техника» (восковые мелки, акварель, маркер).
Практика: Изобразить семейство черепах.
Мой портрет.
Теория: Объяснить, как нарисовать свой портрет так, чтобы было понятно, какой человек: добрый, сердитый, смешной и т.д. Понятие «портрет», «чёрно-белый граттаж».
Практика: Выполнить автопортрет в данной технике.
На лугу.
Теория: Представить, что вас превратили в маленького человечка, и вы попали на цветущий луг, расскажите о ваших приключениях. Понятие «цветной граттаж».
Практика: Изобразить композицию «на лугу» в изученной технике.
Мой двор.
Теория. Показ слайдов разных дворов в разных городах.
Практика. Творческая работа: «Мой любимый двор».
Городской пейзаж.
Теория. Показ слайдов города Кувандыка.
Практика. Творческая работа: «Мой город».
Достопримечательности моего города.
Теория: Показ слайдов «Достопримечательности города Кувандыка».
Практика. Рисование «Мой город будущего» (творческая работа).
Итоговое занятие. Выставка работ «Звонкое лето».
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
К концу обучения дети будут
Знать:
-
Уметь:
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- передавать настроение в работе;
- грамотно оценивать свою работу, находить в ней достоинства и недостатки.
Метапредметные:
У обучающихся сформирован:
- интерес к новым видам творчества;
- интерес к новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Личностные:
У обучающихся сформированы:
- способность эмоционально воспринимать красоту окружающего мира;
- интерес к изобразительному творчеству.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | июнь | | | учебное занятие | | Вводное занятие: История возникновения Кувандыкского городского округа. Практика: Презентация: «Природное наследие Кувандыка». | | наблюдение, опрос |
2 | июнь | | | занятие-игра | | Моя мечта. Теория: Беседа «Моя мечта». Планирование рисунка на асфальте. Практика: Творческое задание: рисунок на асфальте цветными мелками. | | наблюдение, опрос |
3 | июнь | | | занятие-игра | | Черепахи на прогулке. Теория: Составление рассказа о том, как живёт семейство черепах: чем они занимаются, как отдыхают и т.д. Понятие: «Нетрадиционная техника» (восковые мелки, акварель, маркер). Практика: Изобразить семейство черепах, используя нетрадиционные техники рисования. | | наблюдение, опрос |
4 | июнь | | | практическое занятие | | Мой портрет. Теория: Понятие «Портрет», «Чёрно-белый граттаж». Практика: Выполнить автопортрет в технике граттаж. | | наблюдение, анализ работы |
5 | июнь | | | учебное занятие | | На лугу. Теория: Понятие «Цветной граттаж». Практика: Изобразить композицию «на лугу» в изученной технике. | | наблюдение, опрос |
6 | июнь | | | занятие-игра | | Мой двор. Беседа: Мой двор. Практика. Творческая работа: «Мой любимый двор». | | наблюдение, опрос |
7 | июнь | | | занятие-игра | | Городской пейзаж. Виртуальная экскурсия: Путешествие по родному городу. Практика. Творческая работа: «Мой город». | | наблюдение, опрос |
8 | июнь | | | занятие-игра | | Достопримечательности моего города. Практика. Мой город будущего (творческая работа). | | наблюдение, опрос |
9 | июль | | | занятие-праздник | | Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Выставка работ: «Звонкое лето». | | выставка |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
оборудование (столы, стулья) по возрасту и росту детей;
краски (гуашь, акварель), кисти различной толщины;
демонстрационный материал.
2.3 Формы аттестации
Формой контроля на занятиях в объединении является организация просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Обсуждение работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения. В конце освоения программы проводится итоговая выставка.
2.4 Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса обучения:
- входная диагностика – проводится в начале лагерной смены. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств детей.
- итоговая диагностика – проводится в конце лагерной смены. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
Результаты освоения программы на каждом уровне ее реализации оцениваются с помощью пакета диагностических методик:
- «Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа» (автор Ветлугина Н.А.),
- «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.,
- «Уровень личностных результатов» – ориентация на моральные нормы и их выполнение.
2.5 Методические материалы
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка.
Художественная деятельность наиболее эффективно обеспечивает потребность ребёнка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, т.к., они менее привязаны к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Для этого используются разнообразные методы и формы организации образовательного процесса.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Методы воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Разнообразие форм применяется в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала используется объяснение, рассказ, показ, демонстрация.
На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа.
На этапе повторения изученного материала – наблюдение, опрос , анализ работ.
На этапе проверки полученных знаний – выставка.
Структура учебного занятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются:
Эмоциональный настрой.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно-двигательных мышц.
Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.
Формы занятий:
- вводное занятие, педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на лагерную смену.
- практическое занятие, педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами и практическое применение представленных техник.
- занятие-игра, целью таких занятий является, прежде всего, развитие эмоциональных чувств обучающихся.
- итоговое занятие, подводит итоги работы детского объединения.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ.
2.6 Список литературы
1. | «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. – М.: «Просвещение», 2009. |
2. | Арнаутова Е.П.. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2011. |
3. | Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. |
4. | Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие». – М., 2005. |
5. | Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам». – М., 1998. |
6. | Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. |
7. | Еременко Т.И. «Иголка-волшебница». – М.,2007. |
8. | Лыкова И.А. Цветные ладошки – авторская программа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. |
9. | Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе». – Волгоград, «Учитель», 2010. |
10. | Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров». – М., 1990. |
11. | Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов». – Ярославль. «Академия развития», 2006. |
12. | Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками». – М., 2008. |
13. | Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов». – М., 1990. |
14. | Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2013. – 53 с., ил. |
15. | Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль. 2004. |
16. | Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. – Изд. 7-е, испр. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 87с., ил. – (Город мастеров). |
Кияйкина Наталья Федоровна