Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Колорит»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Набережные Челны «Детско-юношеский центр № 14»
| Утверждена педагогическим советом Протокол от 29.08.14г. № 1 Директор МАОУ ДОД «ДЮЦ №14» Введено приказом от 02.09.14г. № 147 _______________Н.А.Рахматуллина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КОЛОРИТ»
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Фирсова Дина Викторовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, 2018 год
Информационная карта
1. | Образовательная организация | Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Набережные Челны «Детско-юношеский центр №14» |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Колорит» |
3. | Направленность программы | Художественная |
4. | Сведения о разработчиках | Фирсова Дина Викторовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории |
5. | Сведения о программе: | |
5.1. | Срок реализации | 4 года |
5.2. | Возраст обучающихся | 9-13 лет |
5.3. | Характеристики программы: | |
| - тип программы | дополнительная общеобразовательная программа |
| - вид программы | общеразвивающая |
| -формы организации содержания и учебного процесса | модульная |
5.4. | Цель программы | Создание условий для личностного развития обучающихся средствами художественной деятельности, способностей к творческому самовыражению через овладение основами моделирования, дизайна и декоративно-прикладного искусства. |
5.5. | Образовательные модули | Начальный этап: 1 год обучения Основной этап: 2-3 год обучения Заключительный этап: 4 год обучения |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Групповая форма образовательной деятельности с использованием словесного, наглядного, практического, аналитического, эмоционального методов, метода стимулирования деятельности и индивидуального подхода к каждому обучающемуся с учетом способностей. |
7. | Формы мониторинга результативности | Текущий контроль, выставка работ, защита творческого проекта |
8. | Результативность реализации программы | В 2017-2018 учебном году уровень усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Колорит» учащимися объединения составил: на оптимальном уровне - 35,5%, на эффективном уровне - 53%. В 2017-2018 учебном году победителями конкурсов-выставок на российском уровне стали 15,4 % учащихся, на республиканском уровне – 6,8 % учащихся, на муниципальном уровне 3,4 % учащихся. |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | 29 августа 2018 года |
10. | Рецензенты | Кутузова-Полякова Е.В., методист высшей квалификационной категории МАУК ДО «ДЮЦ №14» Абызова Ю.А., доцент кафедры дизайна Камского института искусств и дизайна |
Оглавление
I. Комплекс основных характеристик программы 4
1.3 Формы подведения итогов реализации программы. 10
1.4 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Колорит» 10
II. Комплекс организационно-педагогических условий 13
2.1 Организационно-педагогические условия реализации программы. 13
2.2 Формы аттестации/ контроля 14
Через красивое к человечному –
такова закономерность воспитания
В. А. Сухомлинский
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Колорит» разработана для детей в возрасте 9-13 лет и имеет художественную направленность, является составной частью образовательной программы муниципального автономного учреждения дополнительного образования города «Детско-юношеском центре №14».
В программе реализуется системно-деятельностный подход в обучении, предполагающий активацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013№ 1008);
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детско-юношеский центр №14»;
Образовательная программа муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детско-юношеский центр №14»;
Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования города Набережные Челны «Детско-юношеский центр №14».
При проектировании и реализации программы также учтены методические рекомендации:
По проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
О проектировании современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (Письмо ГБУ ДО «РЦВР» №2999 от 20.09.2017 «О направлении методических рекомендаций»).
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Колорит» заключается в том, что предусматривает создание условий для личностного развития обучающихся, их позитивной социализации; социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации; формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); приобретение обучающимися практико-ориентированных знаний, умений и навыков, развертывание поля социально-профессиональных проб.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся;
обеспечению духовно-нравственного и трудового воспитания учащихся.
Отличительные особенности программы
При составлении программы была использована дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному искусству «Арт-Мастер» педагога дополнительного образования Сотиевой Марины Бутаевны, программа «Школа дизайна» Вершинниковой Екатерины Геннадьевны. Базовый курс программ был дополнен разделами «Материаловедение», «Основы самопрезентации», «Стилистика», «Технология и декорирование».
Отличительной особенностью программы является включение в содержание программы раздела «Основы самопрезентации». Необходимость этого раздела продиктована социальным заказом современного общества: человек должен не только быть профессионалом в своей работе, но и обладать навыками искусства самопрезентации и презентации результатов своего труда. Самопрезентация является одним из инструментов, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов в профессиональной деятельности. Кроме этого, программа является практико-ориентированной - обучающиеся принимают участие в создании коллекций Студии театра и костюма «Отражение»: расшивают костюмы пайетками и бисером, в изготовлении аксессуаров и декоративных элементов костюмов в различных техниках, в разработке эскизов. Постепенное включение в занятия различных материалов позволяет учащимся на практике изучить их свойства и возможности, которые в дальнейшем они будут использовать как средства художественной выразительности, а также применять в различных конструкциях.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Колорит» обращено к формированию психологических установок личности, социальных компетенций, вовлечению детей в художественное творчество, исследовательскую и коллективную социально-активную деятельность. Программа имеет вариативные возможности образовательного процесса для развития творческого потенциала обучающихся и является важным фактором социализации, воспитания и развития личности ребенка.
Педагогическая целесообразность программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа решает основную идею комплексного гармоничного развития обучающихся школьного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают их возрастным особенностям. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие, художественные способности и технические навыки обучающихся. Применение в целостном учебном процессе общепедагогических методов воспитания (беседа, убеждение, примеры) способствует вовлечению обучающихся в социально-активные формы деятельности. Программа является: личностно - ориентированной, предполагающей активацию познавательной, художественно-эстетической деятельности и имеющей практическую направленность.
Новизна программы
Новизна программы «Колорит» заключается в интеграции таких общеобразовательных дисциплин, как «Технология и декорирование», «История костюма», «Изобразительное искусство», «Основы дизайна одежды», «Основы моделирования костюма» и других, что создает благоприятные условия для творческой самореализации личности. Наряду с изучением традиционных видов рукоделий различных народов, большое внимание уделяется изучению инновационных техник декоративного творчества: вышивке атласными лентами, валянию из шерсти, технике канзаши, работе с фетром и т.д.
Структура программы предусматривает поэтапное ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, учитывает расширение творческих возможностей. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению учащихся. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду декоративно-прикладного творчества. Занятия проводятся с постоянным составом в специально оборудованном классе на базе пролицея. В группах занимаются как девочки, так и мальчики. В группе - 15 человек. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей данного возраста. Особое внимание в процессе обучения уделяется национальным традициям, воспитанию любви к родному краю. Этому способствуют беседы о природе Татарстана, ее экологическом состоянии; рассказы о народных промыслах, существующих в нашем регионе. Много внимания уделяется традициям русского и татарского народа. Дети знакомятся с особенностями орнаментов, спецификой их выполнения и оформления элементами орнамента определенных изделий, учатся работать с различными видами материалов. Для отслеживания приобретаемых детьми знаний, умений и навыков программа предусматривает проведение конкурсов, зачетов, дидактических игр, отчетных выставок и др.
Цель программы: создание условий для личностного развития обучающихся средствами художественной деятельности, способностей к творческому самовыражению через овладение основами моделирования, дизайна и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
освоение обучающимися технологических знаний проектирования и художественного конструирования швейных изделий и аксессуаров, овладение практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий;
ознакомление обучающихся с основными законами композиции костюма и колористики;
Развивающие:
развитие творческого потенциала обучающихся, потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели, стимулировать желание «радостного» труда;
развитие образного и пространственного мышления, фантазии, наблюдательности, воображения, памяти, глазомера, совершенствование мелкой моторики рук;
развитие личностных качеств, укрепление здоровья; раннее профессиональное самоопределение обучающихся.
Воспитательные:
приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
овладение основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
развитие внутренней свободы обучающихся, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Содержание занятий ориентировано на жизненные потребности детей. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, т.к. процесс творчества невозможен без эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируется фантазия и изобретательность. Обучающиеся могут изготавливать изделия, повторив образец, внося в него частичные изменения или, реализуя собственный замысел, могут подбирать другие материалы вместо заданных. Различные техники выполнения изделий несут большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно - образное мышление, ведь освоив основные приемы, ребята сами смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся общеобразовательных организаций 9-13 лет, желающих реализовать свой творческий потенциал в декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
Объем программы: на весь период обучения запланировано 792 академических часа.
1 год обучения - 144 часа, занятия 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст. 2, ст. 15, п.2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.4). Программа не исключает индивидуальные личностные подходы к разновозрастным детям. Часто на занятиях среди детей практикуется взаимопомощь и взаимовыручка, когда старшие ребята помогают младшим, а те, в свою очередь, делятся с ними творческими фантазиями и идеями. Программа предполагает различные формы работы с детьми: занятия могут быть как познавательными, так и художественно-творческими. В современных условиях поиск эффективных путей и средств развития подрастающего поколения сегодня признается актуальной педагогической проблемой. Становление умений декоративно-прикладного направления у детей становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. Для успешной реализации данной программы и организации качественного воспитательно-образовательного процесса необходимо создать условия и методическое сопровождение. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе применяются педагогические принципы:
наглядности - использование наглядных пособий, эскизов, ТСО;
интерактивности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в творческом коллективе предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в конкурсно-выставочной деятельности;
сотрудничества - в процессе работы педагог и обучающиеся выступают в качестве наставников. Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
систематичности, последовательности - обучение ведется от «простого к сложному», от освоения простейших навыков до разработки собственных эскизов и технологий;
единства воспитания и обучения – обучая воспитывать, воспитывать обучая;
индивидуализации - учитывая психологические и возрастные особенности обучающихся детей и подростков, максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем;
сохранения и укрепления здоровья – использование здоровьесберегающих технологий;
принцип целесообразности – доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы.
Разнообразие методов помогает обеспечить вариативность подачи материала в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу закрепления и расширения объёма знаний. Для более успешной подачи материала используются методы, соответствующие возрастным и психологическим особенностям обучающихся.
1. По источнику передачи и восприятию информации:
словесный (беседа, рассказ, диалог);
наглядный (просмотр презентаций, изучение эскизов и фотографий, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
практический (изготовление изделий, мастер-класс, презентации).
2. По дидактическим задачам:
приобретение знаний через знакомство с терминологией, через игры, упражнения;
применение знаний при изготовлении аксессуаров, создание эскизов костюмов;
закрепление через выполнение творческих работ;
творческая деятельность защита творческих проектов;
проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали.
3. По характеру деятельности:
репродуктивный – повторение этапов изготовления изделия за педагогом;
частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
Организационные формы занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам. Для успешной реализации программы используется несколько форм организации деятельности обучающихся:
беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
практические занятия, где дети осваивают различные приемы моделирования и декорирования;
итоговое занятие, завершающее тему – защита творческого проекта.
Формы и методы обучения декоративно-прикладному творчеству бывают разные, и эффективность их применения зависит от определенных условий. Совместная деятельность педагога и ученика на занятиях объединения «Колорит» осуществляется в различных формах: знакомство с основными теоретическими понятиями декоративно-прикладного творчества и моделирования костюма, подиумной походки и фотопозирования; создание собственных эскизов костюмов; Создание индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Воспитательная работа включает в себя: тематические праздники; посещение театров, кинотеатров; проведение Дней здоровья; проведение традиционных праздников «Посвящение в рукодельницы», «День Благодарения»; участие в благотворительных концертах и акциях.
Для успешной реализации программы применяются различные технологии обучения.
Срок освоения программы. Срок реализации программы - 4 года. Сроки и этапы реализации программы:
Начальный этап: 1-й год обучения.
Основной этап: 2-3-й года обучения.
Заключительный этап: 4-й год обучения.
Процесс обучения строится по принципу, предполагающему изучение, закрепление и усложнение знаний и навыков. Занятия дают детям на каждой ступени возрастного развития доступные для них знания и навыки. Учитываются возрастные особенности учащихся. Материал даётся от «простого к сложному», последовательно и систематично. На протяжении всех лет обучения, обучающиеся продолжают развивать и совершенствовать навыки и умения, полученные ранее.
Режим занятий.
Для первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Для второго и последующих годов обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
1.2 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Колорит»1. Личностные универсальные учебные действия:
развитие эстетического вкуса у учащихся, чувства прекрасного;
формирование эстетической культуры, понимание того, что красивый образ — результат работы самого человека;
следование учащимися новым тенденциям развития моды;
воспитание у учащихся чувства коллективизма, ответственности, аккуратности, трудолюбия.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и способу действия, актуального контроля на уровне произвольного внимания;
самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия и внесение коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
умение пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
осуществление поиска информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбор и выстраивание оптимальной технологической последовательности реализации собственного или предложенного замысла.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
приобретение и осуществление практических навыков и умений в художественном творчестве;
осваивание особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развитие художественного вкуса, как способности чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
формирование художественно – образного, эстетического типа мышления, формированию целостного восприятия мира;
развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
в результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
3. Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления изделий;
обеспечение сохранности продуктов труда;
освоение ключевых понятий, связанных с композицией костюма;
знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
расширение кругозора;
испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества;
овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Уровень подготовки учащихся 1-го года обучения по программе «Колорит» предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких как:
знает все признаки бумаги и картона, их сорта, виды, свойства, знает все материалы и инструменты, их назначение, знает правила техники безопасности при работе с инструментами, всегда соблюдает ее. Знает этапы выполнения поделок, умеет работать с шаблоном, умеет работать по собственному замыслу.
знает и хорошо владеет различными технологиями работы с бросовым материалом. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону и по собственному замыслу.
владеет различными технологиями выполнения стандартных элементов изонити. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, по собственному замыслу.
владеет терминологией и техникой выполнения основных элементов подиумной походки. Выполняет задачи педагога. Обладает индивидуальностью и уверенно держится на сцене.
знает и владеет в полном объеме изученными нетрадиционные техниками рисования. Аккуратно выполняет работу. Соблюдает технику безопасности. Проявляет творческий подход. В работах видна индивидуальность.
умеет использовать полученные знания в жизни.
1.3 Формы подведения итогов реализации программы.За период обучения воспитанники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой.
В течение года проводится контроль освоения учебного материала обучающимися по каждой теме:
в сентябре – стартовый (начальный),
в декабре – текущий,
в мае – промежуточный (в конце каждого учебного года),
итоговый контроль - (в конце обучения по программе).
Результат заносится в диагностические карты по предметам.
Критерии оценки:
К – критический
Д – достаточный
Э – эффективный
О – оптимальный.
После этого определяется средний уровень результативности каждого учащегося по каждому предмету. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект. Итоговая аттестация проводится в формате защиты творческого проекта.
За курс обучения обучающиеся узнают и осваивают разнообразные формы работы. По окончании обучения они способны осуществлять самостоятельную деятельность по моделированию и декорированию костюма. По завершению курса обучения выпускники получают свидетельство об окончании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Обучающиеся либо используют полученные знания и навыки в повседневной жизни, либо продолжают обучение в специализированных учебных заведениях.
1.4 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Колорит»№ п/п | Раздел программы | Количество часов | |||||||
1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | 4-й год обучения | ||||||
Введение. | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
История костюма | 32 | 26 | - | - | |||||
Основы дизайна одежды | - | - | - | 42 | |||||
Материаловедение | 10 | 16 | 16 | - | |||||
Цветоведение | 8 | - | - | 14 | |||||
Стилистика | - | - | 32 | - | |||||
Технология и декорирование | 42 | 64 | 50 | 110 | |||||
Основы моделирования костюма | - | 40 | - | - | |||||
Поделки из лоскутков ткани | - | - | 48 | - | |||||
Основы самопрезентации | 26 | 28 | 12 | 8 | |||||
Бижутерия своими руками | - | - | 54 | - | |||||
Спец.рисунок | - | 36 | - | - | |||||
Нетрадиционные техники рисования | 20 | | - | - | |||||
Итоговая творческая работа. | | | | 34 | |||||
Итоговые занятия. Промежуточная и итоговая аттестация | 4 | 4 | 2 | 6 | |||||
Всего часов: | 144 | 216 | 216 | 216 |
Первый год обучения.
Цель: создание условий для развития способностей к творческому самовыражению посредством формирования у детей устойчивых умений и навыков при изготовлении изделий.
Задачи:
развитие у детей первоначальных графических знаний и умений, навыков работы с тканями, ознакомление обучающихся с основными законами композиции, цветоведения;
развитие воображения, памяти, мышления, совершенствование мелкой моторики рук;
воспитание художественного вкуса, культуры труда.
Учебный (тематический) план 1 года обучения.
Тема | Всего | В том числе | Формы организации занятий | Форма аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | беседа | устный опрос |
Материаловедение | 10 | 4 | 6 | беседа, практическое занятие, творческое занятие | опрос |
История костюма | 32 | 8 | 24 | беседа, творческое занятие, практическое занятие | опрос выставка работ |
Цветоведение | 8 | 3 | 5 | беседа, творческое занятие, практическое занятие | опрос просмотр работ |
Технология и декорирование | 42 | 9 | 33 | беседа, практическое занятие, творческое занятие | опрос выставка. конкурс. |
Нетрадиционные техники рисования | 20 | 6 | 14 | беседа, занятие-мастерская, практическое занятие, творческое занятие | наблюдение выставка работ |
Основы самопрезентации | 26 | 9 | 17 | беседа, занятие-конкурс, практическое занятие | проектная работа |
Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | практическое занятие, творческое занятие | проектная работа |
Итого: | 144 | 43 | 101 | | |
Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство с программой обучения. Знать и выполнять правила техники безопасности на занятии и правила пожарной безопасности.
Материаловедение (10 часов)
Теория (4 часа) Знакомство с предметом «Основы материаловедения».
Практика (6 часов)
Знать виды текстильных волокон, строение, свойства, область применения натуральных волокон. Знать способы изготовления текстильных материалов. Схема получения химических волокон. Основные виды искусственных волокон. Строение, свойства, область применения искусственных волокон. Основные виды синтетических волокон. Строение, свойства, область применения и перспективность синтетических волокон. Разновидности швейной фурнитуры. Уметь пользоваться различной швейной фурнитурой.
История костюма (32 часа)
Теория (8 часов) Знать историю русского народного костюма, его основные элементы; историю татарского народного костюма, основные элементы; этнический стиль в одежде.
Практика (24 часа) Последовательное выполнение изделий:
традиционная тряпичная кукла;
вышивка, основные элементы орнамента;
текстильные броши;
плетение из атласных лент;
бусы в технике жмурения.
Итоговое занятие (выставка работ).
Цветоведение (8 часов)
Теория (3 часа) Знакомство с предметом.
Практика (5 часов) Применение хроматических и ахроматических цветов. Спектральный круг.
Цветовые сочетания.
Технология и декорирование (42 часа)
Теория (9 часов)
Знакомство с предметом. Знать технику выполнения простых швов, украшений из пуговиц, украшений для волос из атласных лент, брелока из фетра, цветов из пайеток, ёлочных украшений, декорирование игольницы.
Практика (33 часа) Последовательное выполнение:
простые швы;
украшения из пуговиц;
украшения для волос из атласных лент;
брелок из фетра;
цветы из пайеток;
ёлочные украшения своими руками;
декорирование игольницы.
Итоговое занятие (выставка работ)
Нетрадиционные техники рисования (20 часов)
Теория (6 часов) Знакомство с основами колористики.
Практика (14 часов) Последовательное выполнение:
отпечатки (создание орнамента)
монотипия (создание эскиза платья)
набрызг (создание рисунка для ткани)
трафарет (создание эскиза декоративного элемента)
Итоговое занятие (выставка работ).
Основы самопрезентации (26 часов)
Теория (9 часов) введение в предмет. Изучение правил сценического и делового этикета,
Практика (17 часов)
соблюдение правил сценического и делового этикета.
выполнение требований к внешнему виду.
владение основами проведения защиты проекта.
выполнение творческого проекта
Итоговое занятие (4 часа)
Теория (2 часа) Подготовка к защите творческого проекта.
Практика (2 часа) Защита творческого проекта.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Теоретико-методологическая база разработки программы включает основные позиции исследований в области психического развития детей, общих познавательных способностей известных отечественных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина; А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера.
Принципы построения программы
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным способностям и возможностям;
индивидуализация обучения – диагностика и прогнозирование развития обучающегося;
принцип целесообразности – доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы;
принцип значимости учебного материала;
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
инновационно–творческий подход (формы и методы проведения занятий, творческие занятия);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений);
принцип результативности и стимулирования.
Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях
Наглядные пособия.
Образцы готовых изделий.
Литература (альбомы, книги).
Презентации, демонстрационные видеоролики.
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы
Инструменты (ножницы, иглы, булавки, кисти, карандаши, проволока).
Шаблоны, чертежи, выкройки, развертки.
Бумага (альбомная, цветная, гофрированная, салфетки).
Краски: акварельные, для текстиля, контуры для ткани и кожи.
Картон, в том числе и гофрированный.
Фетр, вискозные салфетки, бисер, пайетки, шерсть, атласные ленты, синтепон,
Рабочий стол, зеркало.
Парты, стулья, магнитная доска.
Клей.
Манекен.
Педагогические технологии.
Обучение декоративно-прикладному творчеству и дизайну – процесс многогранный и сложный, где залогом успеха является двусторонняя направленность – от педагога к учащемуся и от учащегося к педагогу. Воспитание, основанное на сотрудничестве и партнерстве, подразумевает полноправное участие ребенка в образовательном процессе и дает предпосылки для создания доверительных и непринужденных отношений в объединении. Только в условиях открытой, дружелюбной атмосферы педагог может свободно вводить ученика в мир непознанного и удивительного, заниматься раскрытием и развитием творческих способностей, создавать условия для внутренних сдвигов, прорывов, совершаемых в области фантазии и воображения, в эмоционально-волевой сфере личности обучающегося. В свою очередь, обратная связь дает неисчерпаемый источник для находок в области методики преподавания, развивает гибкость мышления и поведения, побуждает к постоянному самообразованию, что, в целом, ведет к профессиональному росту педагога.
Личностно-ориентированная технология педагогической деятельности - важнейший момент образования, где педагог, чутко и внимательно вникает в сферу интересов обучающегося, внимательно относится к его психологическим особенностям, ищет такой к нему подход, при котором он готов к гармоничному самовыражению. При грамотно организованной работе по личностно-ориентированной технологии педагог может внушить ребенку здоровое осознание уникальности и красоты его личности, что в свою очередь даст удивительно богатые плоды совместной творческой деятельности. Групповое взаимодействие ярко проявляется в соревновательных формах обучения. Участие в конкурсах, фестивалях, когда учащиеся видят и слышат успехи других ребят, понимают недостатки отдельных выступлений, вырабатывает особенно критичное и требовательное отношение к собственной творческой деятельности, усиливает стремление обучаться, узнавать, осваивать новые секреты декоративно-прикладного искусства. Выстроить процесс обучения гармонично, обращаясь в равной мере внимательно к технической и духовно-личностной стороне искусства, призвана педагогическая технология проектной деятельности. В учебном процессе он проявляется в виде создания творческого проекта и работы над его реализацией и презентацией. Выполняя данную работу, обучающиеся неизбежно вносят в неё свою, индивидуальную ноту, раскрывают и развивают духовный мир своей личности. Программой предусмотрена здоровьесберегающая организация учебного процесса. Применяя данную технологию, ставятся следующие задачи:
1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
2) создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
3) мотивация на здоровый образ жизни;
Информационные технологии используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить альбомы фото костюмов;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
В результате программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается на учебном процессе, что способствует достижению высоких творческих результатов.
Кадровые условия
С обучающимися постоянно работает педагог, имеющий высшее педагогическое образование, первую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования», прошедший обучение на курсах повышения квалификации.
Педагогический контроль над образовательным процессом - это педагогическая диагностика, наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия обучающихся в мероприятиях объединения, Центра, анализ результативности выступлений на различных конкурсах и выставках. В объединении мониторинг образовательной деятельности проводится на основании Положения о внутреннем мониторинге качества образования обучающихся Центра.
В программе используются несколько видов контроля:
стартовый контроль осуществляется в начале года для выявления стартового уровня освоения материала обучающимися.
текущий контроль осуществляется в середине учебного года. Задачей является определить изменения в уровне развития способностей за данный период обучения. Осуществляются на открытом контрольном занятии.
промежуточный контроль знаний проходит в конце учебного года, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год обучения.
итоговый контроль знаний проходит в конце учебного года, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за весь период обучения.
Результаты обучения фиксируются в диагностических картах. Каждый обучающийся студии имеет портфолио достижений в конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного творчества. Проведение мониторинговых измерений позволяет обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося: оценить степень сложности программного материала относительно возможностей каждого ребенка и своевременно скорректировать его содержание. Имеется портфолио объединения «Колорит», в котором фиксируются результаты участия обучающихся в различных конкурсах, а также результаты конкурсов профессионального мастерства.
2.3 Оценочные материалыСогласно Концепции оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе носит вариативный характер. Для каждого уровня разработан свой пакет диагностических методик. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностируют мотивацию достижений личности.
1 год обучения
Раздел программы | Результаты по уровням | Механизм отслеживания. | ||||
критический | достаточный | эффективный | оптимальный | |||
Материаловедение | Не знает основные виды текстильных волокон и фурнитуры. Не знает технику безопасности, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает основные виды текстильных волокон и фурнитуры. Знает технику безопасности, но не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает и хорошо владеет изученными терминами. Соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно. | Точно соблюдает технологию, владеет терминологией. Может самостоятельно определять вид и состав ткани. Правильно выбирает фурнитуру. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу. Проявляет творческий подход к работе. | Опрос | |
Народный костюм | Не знает элементов народного костюма. Не владеет технологией изготовления изученных изделий. Не знает технику безопасности с ножницами и иголкой, не выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает не все элементы народного костюма. Не владеет технологией изготовления изученных изделий. Знает технику безопасности с ножницами и иголкой, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает и хорошо владеет изученными технологиями работы с тканью. Владеет терминологией. Соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно. | Знает и хорошо владеет изученными технологиями работы с тканями. Точно соблюдает технологию, владеет терминологией. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу. Проявляет творческий подход к работе. | Опрос. Выставка. Конкурс. | |
Цветоведение | Не знает основ колористики. При подборе цветовых сочетаний допускает ошибки. Не соблюдает аккуратность в работе. | Знает основы колористики. При подборе цветовых сочетаний допускает ошибки. Не соблюдает аккуратность в работе. | Знает основы колористики. При подборе цветовых сочетаний не допускает ошибок. Соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно. | Знает основы колористики. При подборе цветовых сочетаний не допускает ошибок. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу. Проявляет творческий подход к работе. | Опрос. Просмотр работ. | |
Технология и декорирование | Не владеет технологией изготовления изученных изделий. Не знает технику безопасности с ножницами, иголкой и фурнитурой не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Не в полной мере владеет технологией изготовления изученных изделий. Знает технику безопасности с ножницами, иголкой и фурнитурой не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает и хорошо владеет изученными технологиями работы с тканью и фурнитурой. Владеет терминологией. Соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно. | Знает и хорошо владеет изученными технологиями работы с тканями и фурнитурой. Точно соблюдает технологию, владеет терминологией. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу. Проявляет творческий подход к работе. | Опрос. Выставка. Конкурс. | |
Нетрадиционные техники рисования | Не знает и не владеет последовательностью выполнения изученных техник. Не знает технику безопасности с красками и бумагой, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает, но не владеет в достаточном объеме последовательностью выполнения изученных техник. Знает технику безопасности с красками и бумагой, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает в достаточном объеме последовательность выполнения изученных техник. Знает и соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно. | Знает и хорошо владеет изученными техниками нетрадиционного рисования. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу. Проявляет творческий подход к работе. В работах видна индивидуальность. | Опрос. Выставка. Конкурс. | |
Основы самопрезентации | Не знает и не владеет основами проведения защиты проекта. Знает, но не всегда соблюдает технику безопасности. Не уверенно чувствует себя перед аудиторией | Знает, но не владеет в достаточном объеме основами проведения защиты проекта. Знает, но не всегда соблюдает технику безопасности. Не уверенно чувствует себя перед аудиторией. | Владеет в достаточном объеме основами проведения защиты проекта. Не достаточно уверенно держится на сцене. Знает и соблюдает технику безопасности. | Владеет в достаточном объеме основами проведения защиты проекта. Выполняет задачи педагога. Обладает индивидуальностью и уверенно держится на сцене. | Опрос. Конкурс. |
Список литературы для педагогов.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)
План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008)
СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)
«Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
«Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов» (приложение к журналу «Внешкольник» - Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» № 4, 2014 г.)
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)
Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции»
Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях»
Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - М.: АСТ, 2016. - 409 c.
Дмитриев, А. Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности / А.Е. Дмитриев. - М.: «Издательство Прометей», 2016. - 336 c.
Дмитриев, Н. Г. Мастера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах / Н.Г. Дмитриев. - М.: Художник РСФСР, 2016. - 440 c.
Завитухина, М.П. Древнее искусство на Енисее: скифское время / М.П. Завитухина. - М.: Искусство, 2017. - 192 c.
Коромыслов, Б.И. Жостовская роспись / Б.И. Коромыслов. - М.: Изобразительное искусство, 2017. - 697 c.
Мартынова, Е. А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Средняя группа / Е.А. Мартынова. - М.: Учитель, 2015. - 638 c.
Петрановская, Людмила Что делать, если… Психологическая игра. Большой подарок для детей / Людмила Петрановская. - М.: АСТ, 2016. - 160 c.
Прекрасное - своими руками. - Москва: Высшая школа, 2017. - 158 c.
Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2015. - 144 c.
Сальникова, Алла История елочной игрушки / Алла Сальникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 240 c.
Сидорова, Н. А. Античная расписная керамика / Н.А. Сидорова, О.В. Тугущева, В.С. Забелина. - М.: Искусство, 2017. - 100 c.
Соломонова, Анастасия Хитрый котик и мудрая птичка. Поговорим о прочитанном / Анастасия Соломонова. - М.: АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик», 2016. - 550 c.
Список литературы для родителей
Горичева В.С. Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Лучшие поделки / В.С. Горичева, Т.В. Филиппова – Ярославль: Академия развития, 2001. – 97с.
Трофимова М.В. И учёба и игра. Изобразительное искусство / М.В. Трофимова - Ярославль: Академия развития, 2007 г. – 180 с.
Список литературы для обучающихся.
Голова А.М. Наши руки не для скуки / А.М. Голова – М.: Росмэн, 1997. – 150 с.
Фиона У. Большой подарок для девочек/ У. Фиона – М.: Росмэн-Пресс, 2013. – 120 с.
2.5 Приложения.
Приложение 1.
Словарь специальных терминов с пояснениями
Аксессуар – (франц. accessoire) - принадлежность чего-либо; вспомогательные детали, сопровождающие что-либо главное, сопутствующие чему-либо предметы (в театре - аксессуары - предметы бутафории или реквизита, в изобразительном искусстве - второстепенные, вспомогательные детали изображения; аксессуары туалета - предметы, дополняющие костюм).
Ампир – (фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классицизма.
Атлас – плотная шелковая ткань с лоском.
Атласная лента – широкая тесьма из какой-нибудь ткани, служащая для украшения или отделки одежды.
Аппликация – произошло от латинского слова прикладывать – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Ахроматический цвет – черный, белый и все оттенки серого.
Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска.
Брак – изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.
Бисер – маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение, также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.
Брошь – ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Бумага – материал в виде листов различной толщины, состоящей из размолотых растительных волокон, обработанных определённым образом.
Буфы – особый вид драпировки, которой можно украсить изделие узором из складок ткани.
Волан – разновидность декоративной отделки одежды, оборка из кружев, легкой материи.
Выкройка – деталь будущего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи или других материалов. Наиболее часто слово «выкройка» используется в швейном деле, а в других отраслях — «лекало» и «шаблон».
Готический стиль – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие
Графическое изображение – это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.
Геометрия – наука о свойствах геометрических фигур.
Деталь – часть изделия, изготовленная из целого куска материала.
Дизайн – практика проектирования полезных и красивых вещей.
Дизайн – проект, разработка, рисунок, чертеж.
Длина – расстояние между двумя точками.
Игла – заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нитей, используемый при шитье. Различают иглы ручные и машинные, подразделяются на обыкновенные, вышивальные и штопальные.
Изделие – любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент – предмет, которым обрабатывают материал
Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.
Изю – женское нагрудное украшение, которое хозяйка обычно делала своими руками. Шили его из широкой ленты, а по краю отделывали монетами, лентами, бисером. Им прикрывали разрез платья или рубахи замужние девушки. Что-то вроде нагрудного фартука. Кроме этого, глядя на него, можно было определить, насколько богата дама. Ведь украшали изю всем, что есть в доме.
Ичиги – традиционная узорчатая обувь из цветного сафьяна и кожи.
Калька – прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.
Канзаши – Исторически, родиной этого вида искусства, как и оригами, является Япония, и появилось оно приблизительно в 1700 году. Так назывались гребни, палочки или шпильки, украшенные цветами из шелка. Глядя на канзаши, можно было судить о характере и даже о социальном статуте женщины, ведь роскошные украшения зачастую стоили даже дороже чем кимоно.
Карман – это мелкая деталь одежды в виде вшитого в неё или пришитого к ней мешочка.
Картон – толстая твердая бумага особой выделки, используемая как переплетный, упаковочный, прокладочный и электроизоляционный материал.
Качество изделия – соответствие его свойств задуманному образу.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Клей – липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.
Кокошник – старинный, преимущественно севернорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.
Коллаж (от фр. Collage приклеивание) технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Конструкция – это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Конструирование – создание нового изделия.
Конструирование художественное – особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.
Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.
Копирка (копировальная бумага) – тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.
Костюм – это комплект из нескольких предметов одежды.
Кукла-мотанка – происходит от понятия «мотать», а общий вид такой куклы представляет собой фигурку человека, как правило женскую или детскую, изготовленную из кусков ткани.
Кукла-тильда – это набивная кукла, сшитая из обрезков или цельных кусочков льна, y неё довольно узнаваемый и в то же время условный силуэт, который создаётся c помощью ваты или холофайбера.
Куб — правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат.
Линейка – чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения чертежей.
Линия – черта, узкая полоса.
Лист – тонкий, плоский кусок какого-нибудь материала.
Материал – это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.
Мода – (фр. mode, от лат. Modus — мера, образ, способ, правило, предписание) – совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время.
Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.
Модель – воспроизводит строение и действие своего образца.
Мозаика – узор, выполненный из мелких кусочков различных материалов: бумаги, картона, ткани.
Монотипия – (от «моно» - один и греч. «типус» — отпечаток, оттиск, касание, образ) – вид печатной графики.
Мулине — пряжа, полученная заводским способом или ручной выделкой, произведенная специально для вышивания или других видов рукоделия.
Набивка – заполнение внутренности чего-либо.
Накосники – заколка в виде подвески со шнуром, которая вплеталась в косу. У местных девушек их обычно было несколько видов из серебра, золота и, конечно, с бирюзой.
Нитки – пряжа, скрученная в несколько сложений (от 2 до 12). Вырабатываются из хлопчатобумажной, льняной, шерстяной пряжи, натурального шёлка, искусственных и синтетических волокон. В зависимости от основного назначения нитки подразделяются: швейные, вышивальные, вязальные и штопальные.
Нить основы – продольная (вертикальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся вдоль обеих кромок ткани.
Нить утка – поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой.
Ножницы – инструмент для раскроя тканей, разрезание бумаги и других материалов. Ножницы, применяемые в быту и швейной промышленности. Их подбирают в зависимости от выполняемой операции и обрабатываемого материала. Ножницы должны закрываться без резкого звука, а их лезвия – одинаково хорошо резать по всей длине.
Оборка-полоса материи, пришитая складками или сборками на платье, переднике и т. п.
Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении.
Окружность – контур круга.
Отрезок – часть прямой линий между двумя точками.
Пайетка – (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка») – блёстка, плоская чешуйка из блестящего материала, обычно круглой или многогранной формы и с отверстием для продевания нитки. Пайетка может иметь различную окраску. Используется как элемент украшения или дизайна одежды, плетёных изделий, изделий из бисера.
Понева – элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом.
Приспособление – предмет или устройство, которое помогает выполнить работу.
Пропорция – определенное соотношение сторон, частей, одного предмета или нескольких фигур между собой.
Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точкой окружности.
Развёртка – это плоская фигура, которую получают путём последовательного совмещения прямолинейных образующих развёртываемой фигуры с некоторой плоскостью.
Разметка – перенесение рабочих линий и других условных графических обозначений на заготовки бумаги, ткани, других материалов, из которых выполняется изделие.
Резание – обработка материалов с помощью режущего инструмента для получения деталей и изделий заданных размеров и формы.
Рококо – (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Рубаха – исторический вид мужской и женской нательной одежды, представляет из себя длинную рубаху длиной до щиколотки или до колен.
Сарафан – женская одежда в виде платья без рукавов.
Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги или другого материала для одновременного получения при вырезании одинаковых частей.
Складка – прямолинейный изгиб на ткани.
Склеивание – монтажно-сборочная операция, выполняемая с помощью различных видов клея.
Стежок – это переплетение ниток на ткани между двумя проколами иглы. По способу выполнения стежки делятся: ручные и машинные, а по назначению – на соединительные и отделочные.
Стилизация – представление предметов в условной, упрощенной форме.
Строчка – ряд повторяющихся однородных стежков.
Сувенир – подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны.
Схема – графическое изображение конструкции изделий или их частей, а также последовательность их изготовления.
Сюжет – действие, событие, виды природы, портреты отображение в живописи, аппликации.
Технический рисунок – изображение линиями и штрихами от руки.
Технология – план действий, необходимых для получения желаемого результата.
Технолог – человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.
Техника – совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.
Техника – умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Технология – совокупность наиболее эффективных приёмов, методов, способов использования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий, и получения полуфабрикатов и готовой продукции.
Тога – верхняя мужская одежда у древних римлян – кусок материи, к-рым, перекинув через левое плечо, обёртывали туловище.
Ткань – изделие, изготовленное на ткацком станке переплетением продольных и поперечных нитей. Имеет толщину 0,1- 5мм, ширину - до 1,5м, различную длину.
Ткачество – техника изготовления тканей.
Трафарет – тонкая пластинка, в которой прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению.
Угольник – чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.
Узор – рисунок, представляющий собой сочетание линий, цветов, теней и т.п.
Фальц – сгиб, проглаживание.
Фальцевание – сгибание.
Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.
Фетр – это сорт войлока, который получают из пуха и отходов меха кролика, зайца и других мелких пушных зверей посредством их сваливания. Структура фетра совершенно иная, чем структура тканых материалов.
Фон – цвет основного материала, на котором выполняется аппликация.
Форма – внешнее очертание, вид предмета.
Хлопок – волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника, важнейшее и наиболее дешёвое, распространённое растительное сырье для производства тканей.
Цилиндр – это тело вращения, которое получается при вращении прямоугольника вокруг его стороны.
Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.
Чертеж – изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.
Шаблон – приспособление в виде пластины, изготовленной из картона, материала с очертаниями детали или изделия; используется для вырезания одинаковых по контуру деталей.
Шелк – ткань, выработанная из нитей тутового шелкопряда.
Шило – инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой.
Шов – место соединение деталей. Ниточное соединение деталей выполняется вручную или на машине. Самыми простыми ручными швами являются швы «вперёд иголку», «назад иголку», стебельчатый и др.
Эскиз – чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.
Этно стиль – стиль, в котором комплекты одежды воспроизводят черты национального костюма определенного народа (этноса).
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе и т. п.).
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы.
Стартовый контроль 1 год обучения.
Приведите примеры теплых цветов.
Какие инструменты используются при изготовлении бижутерии?
3. Остра, как игла, а шить не годится. (Булавка)
4. Стежок за стежком,
Встали рядком. (Шов)
5. Перечислите элементы русского народного костюма.
6. Придумай дизайн пуговицы.
7. Волокна каких растений и животных используют для производства тканей?
8. Что в Вашем понимании «Стильно одетый человек»?
Текущий контроль 1 год обучения
1. Можно ли сделать красивые поделки со старыми пуговицами?
а) нет
б) да
3. Что мы используем на наших занятий?
4. Швы для сшивания деталей.
а) «вперёд иголка»
б) «назад иголка»
в) «тамбурный»
5. Что такое игольница?
а) подушечка
б) ежиха
в) кактус
6. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперед
б) кольцами к себе
в) кинуть
г) с раскрытыми лезвиями
Кисточку после рисования необходимо:
а) вымыть водой
б) вымыть водой с мылом
в) выбросить
г) высушить
10. Перечислите характерные признаки этнического стиля в одежде.
11. Из чего изготавливали традиционную тряпичную куклу?
а) из новых тканей
б) из дорогих подаренных тканей
в) из остатков тканей
г) из старой ношеной одежды.
Промежуточный контроль 1 год обучения
Вариант 1
1. Закончите фразу: инструменты – это…
а) предметы, вещества, предназначенные для изготовления чего-либо.
Б) орудия для производства каких-нибудь работ.
2. Какое утверждение верно?
А) Материалы – это линейка, игла, ножницы.
Б) Материалы – это бумага, нитки, ткань.
3.Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:
– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие; во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им; на столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.
Назовите этот инструмент: _______________________
4.Соедините линиями материал и изделие из него:
Хлопок Атлас
Фетр Бант
Атласная лента Новогоднее украшение
Шелк Ситец
5.Выберите и подчеркните основные требования дизайна к изделиям:
Выгода, удобство, польза, дешевизна, изящество, красота.
6.Монотипия — это:
блюдо японской кухни
техника складывания из бумаги
нетрадиционная техника рисования
7.Перечислмте элементы русского народного костюм
Вариант 2
1. Какое утверждение верно?
А) Инструменты – это атлас, нитка, тесьма.
Б) Инструменты – это игла, ножницы, булавка.
2. Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:
Этот инструмент нельзя оставлять на столе, втыкать в одежду, во время работы с ним нельзя отвлекаться, хранить его нужно вместе с нитью. Назовите этот инструмент:
3.Расставьте по порядку ваши действия по изготовлению чего-либо:
____ Составление последовательности выполнения
____ Соединение деталей, сборка
____ Идея, проект
____ Оформление, декор готового изделия
____ Изготовление деталей
4.Приведите примеры:
Материалы:
Инструменты:
5.Какие швы используют для сшивания деталей?
тамбурный
шов назад иголку
ручная строчка
петельный шов
змейка
6.Функции традиционной тряпичной куклы?
7.Перечислмте элементы татарского народного костюма
Приложение 3
Стартовый контроль 2 год обучения.
Приведите названия теплых цветов
Какие материалы используются для изготовления тряпичной куклы?
Отгадай загадку: У двух матерей по пяти детей. Без них невозможен труд. Знайте, как их зовут.
а) □ ножницы; г) □ пальцы и нитки;
б) □ ёжики; д) □ руки и пальцы;
в) □ гвозди; е) □ иголки и нитки.
4. Перечислите элементы татарского народного костюма.
5. Придумай дизайн пуговицы.
6. Волокна каких растений и животных используют для производства тканей?
7. Какие качества должны быть у хорошей школьной формы?
Текущий контроль 2 год обучения.
1. Продолжи предложение:
Часть изделия, изготовленная из целого куска материала – это …
□ деталь;
□ заготовка;
□ контур.
2. Укажите цифрами последовательность выполнения коллажа:
а) вырезать;
б) разметить детали;
в) приклеить;
г) разложить на основе детали коллажа;
д) смазать детали клеем;
е) высушить изделие под прессом.
ж) выбрать подходящие по цветовой гамме фрагменты.
3.Придумай декор новогодней игрушки.
4. Инструменты необходимые для выполнения работы должны лежать -
где удобно, в любом месте стола
со стороны правой руки
в шкафу
на коленях
5. Как правильно стирать и утюжить изделия с вышивкой?
6.Какие названия Вы могли бы предложить для названия коллекции исторического костюма?
Приложение 6
Критерии оценивания по уровням
Результаты проведения диагностических материалов позволяют выявить уровень усвоения образовательной программы, способность решать задания, предполагающие применение определенных логических операций.
Знание теории:
Оптимальный уровень – при выполнении 80-100% всех контрольных заданий;
Достаточный уровень – при выполнении 60-80% заданий;
Эффективный уровень – за 40-50% правильно выполненных заданий.
Критический уровень – за 20-30% правильно выполненных заданий.
Практические задания предполагают проверку усвоения умений выполнять работу самостоятельно (по схеме, чертежу, эскизу или словесному описанию технологического процесса)
При выполнении практических работ необходимо учитывать следующие критерии усвоения умений и навыков:
Применение общетрудовых умений;
Организация рабочего места;
Соблюдение последовательности технологических операций;
Соблюдение нормы времени;
Качество и аккуратность выполнения работы;
Проявление творческого подхода при выполнении заданий;
Умение аргументировать свой выбор;
Соблюдение правил безопасности труда и требований гигиены.
За выполнение практических заданий:
Оптимальный уровень – когда все названные требования выполнены, в работе видна индивидуальность;
Достаточный уровень – когда 1 или 2 критерия нарушены, работа имеет репродуктивный характер;
Эффективный уровень – когда 2 или 3 критерия нарушены;
Критический уровень – работа не отвечает предъявленным требованиям, или брак, допущенный в работе, исправить невозможно.
Приложение 7
Общие правила техники безопасности
Работу начинайте только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к вам, приостановите работу. Не отвлекайтесь во время работы.
Не пользуйтесь инструментами, правила обращения, с которыми вами не изучены.
Употребляйте инструмент только по назначению.
Не работайте неисправным инструментом.
При работе пользуйтесь инструментом так, как показал педагог.
Инструменты и оборудование храните в предназначенном для этого месте.
Содержите в чистоте и порядке своё рабочее место.
Техника безопасности при работе с ножницами
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвиями вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
Техника безопасности при работе с иглой
Хранить иглы нужно в определённом месте (в специальной коробке, подушечке и т
Запрещается брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.
Шить необходимо с напёрстком, чтобы не поранить палец.
Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит её и может сломаться.
Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в плотную бумагу и выбросить в безопасное место.
Приложение 8
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Календарный учебный график 1 года обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | беседа | 2 | Вводное занятие | «Пушкинский пролицей № 78» | устный опрос | |
| | | | 10 | Материаловедение | «Пушкинский пролицей № 78» | | |
| | | беседа | 2 | Знакомство с предметом «Основы материаловедения» | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос | |
| | | беседа, практическое занятие | 2 | Виды текстильных волокон. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | беседа, практическое занятие | 2 | Способы изготовления текстильных материалов. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | беседа, практическое занятие | 2 | Разновидности швейной фурнитуры. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое занятие | 2 | Итоговое занятие | «Пушкинский пролицей № 78» | зачёт | |
| | | | 32 | История костюма. | «Пушкинский пролицей № 78» | | |
| | | беседа | 4 | История русского народного костюма. Основные элементы. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос | |
| | | практическое творческое занятие | 4 | Традиционная тряпичная кукла. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое творческое занятие | 4 | История татарского народного костюма. Основные элементы. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое творческое занятие | 4 | Вышивка, основные элементы орнамента | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | беседа | 2 | Этнический стиль в одежде. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое творческое занятие | 4 | Текстильные броши. | «Пушкинский пролицей № 78» | просмотр работ | |
| | | практическое творческое занятие | 4 | Плетение из атласных лент. | «Пушкинский пролицей № 78» | просмотр работ | |
| | | практическое творческое занятие | 4 | Бусы в технике жмурения | «Пушкинский пролицей № 78» | просмотр работ | |
| | | практическое занятие | 2 | Итоговое занятие | «Пушкинский пролицей № 78» | просмотр работ | |
| | | | 8 | Цветоведение. | «Пушкинский пролицей № 78» | | |
| | | беседа | 2 | Знакомство с предметом | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос | |
| | | беседа, практическое занятие | 2 | Хроматические и ахроматические цвета. Спектральный круг | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | беседа, практическое занятие | 2 | Цветовые сочетания. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | беседа, практическое занятие | 2 | Итоговое занятие | «Пушкинский пролицей № 78» | зачёт | |
| | | | 42 | Технология и декорирование. | «Пушкинский пролицей № 78» | | |
| | | беседа | 2 | Ознакомление с предметом, основы материаловедения. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос | |
| | | беседа, практическое занятие | 2 | Простые швы. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | творческое занятие | 4 | Украшения из пуговиц. | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, просмотр работ | |
| | | творческое занятие | 6 | Украшения для волос из атласных лент. | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, просмотр работ | |
| | | творческое занятие | 8 | Брелок из фетра. | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, просмотр работ | |
| | | творческое занятие | 6 | Цветы из пайеток | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, просмотр работ | |
| | | творческое занятие | 6 | Елочные украшения своими руками. | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, просмотр работ | |
| | | творческое занятие | 6 | Декорирование игольницы. | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, просмотр работ | |
| | | практическое занятие | 2 | Итоговое занятие | «Пушкинский пролицей № 78» | просмотр работ | |
| | | | 20 | Нетрадиционные техники рисования | «Пушкинский пролицей № 78» | | |
| | | беседа | 2 | Основы колористики, | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | творческое занятие, занятие-мастерская | 6 | Отпечатки (создание орнамента) | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, смотр работ | |
| | | творческое занятие, занятие | 4 | Монотипия (создание эскиза платья) | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, смотр работ | |
| | | творческое занятие, занятие | 8 | Набрызг (создание рисунка для ткани) | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, смотр работ | |
| | | творческое занятие, занятие | 4 | Трафарет (создание эскиза декоративного элемента) | «Пушкинский пролицей № 78» | наблюдение, смотр работ | |
| | | практическое занятие | 2 | Итоговое занятие | «Пушкинский пролицей № 78» | выставка работ | |
| | | | 26 | Основы самопрезентации | «Пушкинский пролицей № 78» | | |
| | | беседа | 9 | введение в предмет: изучение правил сценического и делового этикета. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое занятие, занятие-конкурс | 2 | соблюдение правил сценического и делового этикета. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое занятие, занятие-конкурс | 2 | выполнение требований к внешнему виду. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое занятие, занятие-конкурс | 2 | владение основами проведения защиты проекта. | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое занятие, занятие-конкурс | 11 | выполнение творческого проекта | «Пушкинский пролицей № 78» | опрос, наблюдение | |
| | | практическое занятие | 4 | Итоговое занятие | «Пушкинский пролицей № 78» | Защита проекта |
1