Дополнительная общеобразовательная программа «Колорит» художественной направленности
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Набережные Челны «Детско-юношеский центр № 14»
| Утверждена педагогическим советом Протокол от 29.08.14г. № 1 Директор МАОУ ДОД «ДЮЦ №14» Введено приказом от 02.09.14г. № 147 _______________Н.А.Рахматуллина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КОЛОРИТ»
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Первый год обучения
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Фирсова Дина Викторовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Набережные Челны, 2019 год
Пояснительная записка.
Ручной труд-это продуктивный вид деятельности, способствует развитию у детей умений и навыков работы с различными материалами. Давно известно: чем искуснее руки у человека, который еще растет, тем ум нее становится он сам. Уже многократно доказано, что на ученика. Младшего школьного возраста самое заметное общеразвивающее воздействие могут оказать именно такие предметы, в которых присутствует живая связь между ощущением и разумом. Известно, что даже взрослый человек «мыслит всем телом», а ребенок и подавно. Подобная связь лучше всего может быть обеспечена все возможными занятиями по ручному труду, где практические действия рук помогают абстрактным размышлениям.
Постепенное включение в занятия различных материалов позволяет ребенку на практике изучить их свойства и возможности, которые в дальнейшем он будет использовать как средства художественной выразительности, а так же применять в различных конструкциях.
Занятия в объединении начинаются со знакомства с приемами работы с бумагой, что является первым шагом от конструирования к ручному труду. Эти знания требуют от детей минимального умения действовать руками. Но именно они помогают в развитии способностей детей работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания. Выполнение работ в объединении способствует развитию сенсорики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию внимания, например, при оформлении кокона или мягкой игрушки. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления сувениров, радость общения в труде, наслаждение в процессе изготовления игрушки очень важны для общего развития. В процессе обучения планируются экскурсии, конкурсы, выставки, праздники- все то, что позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.
Программа содержит в себя изучение различных техник и использование разных материалов, что обеспечивает поддерживание интереса к обучению в объединении на высоком уровне.
В программу включен такой раздел, как основы самопрезентации. Необходимость этого раздела продиктована требованием современного общества. Современный человек должен не только быть профессионалом в своей работе, но и должен обладать навыками защиты и презентации результатов своего труда.
Данная программа составлена на основании Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76 ; «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242). Программа рассчитана на 4 года обучения, является среднесрочной.
Занятия проводятся с постоянным составом, в специально оборудованном классе на базе общеобразовательной школы. В группах занимаются как девочки, так и мальчики. В группе 15 человек. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей данного возраста. Особое внимание в процессе обучения уделяется национальным традициям, воспитанию любви к родному краю. Этому способствуют беседы о природе Татарстана, ее экологическом состоянии; рассказы о народных промыслах, существующих в нашем регионе. Много внимания уделяется традициям татарского народа. Дети знакомятся с особенностями татарского орнамента, спецификой его выполнения и оформления элементами орнамента определенных изделий. По окончании процесса учебы в объединении дети должны уметь складывать по памяти все изделия, складываемые на занятиях, овладеть основными приемами складывания бумаги способом оригами. Уметь красочно оформить поздравительную открытку и многое другое из картона и бумаги. Научиться работать с различными видами материалов. Для отслеживания приобретаемых детьми знаний, умений и навыков программа предусматривает проведение в качестве контрольных срезов: конкурсов, зачетов, дидактических игр, отчетных выставок и др.
Все, чему дети научатся на занятиях объединения поможет им в последствии на занятиях по ИЗО деятельности, геометрии, черчению, трудовому обучению, биологии. Поможет в оформлении каких-либо помещений к праздникам. Кроме того, дети смогут создать себе свой мир, в который можно играть. Смогут выполнить своими руками прекрасные украшения, как для себя, так и в подарок. Основной целью работы объединения « творческая мастерская» является развитие творческих способностей детей, проявляющих интерес к творчеству и желанию трудиться, воспитание творческой и активной личности.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных и устойчивых умений и навыков при изготовлении поделок.
Задачи:
Способствовать развитию у детей первоначальных графических знаний и умений. Развивать моторику рук, стимулировать развитие памяти.
Способствовать развитию воображения, памяти, мышления, моторики пальцев рук.
Содействовать воспитанию дружного коллектива.
№ п\п | Название темы | всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Работа с бумагой и картоном | 34 | 10 | 24 |
3 | Работа с бросовым материалом | 24 | 4 | 20 |
4 | Изонить | 28 | 6 | 22 |
5 | Основы самопрезентации | 36 | 4 | 32 |
6 | Нетрадиционные техники рисования | 18 | 2 | 16 |
7 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
| Итого: | 144 | 28 | 116 |
Содержание программы 1-го года обучения.
№ п\п | Название темы | час | Вид занятий | Знания | Умения и навыки |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. и пожарной безопастн. | 2 | Занятие | ТБ на занятиях объединения и о правилах по пожарной безопасности. | Правильное использование инструментов и приспособлений на занятиях. Соблюдение правил личной гигиены. |
2. 2.1 | Работа с бумагой и картоном. Вводное занятие. Свойства и качества бумаги. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги и картона. | 2 | Занятие | Виды бумаги, способы ее окраски, свойства. Название и назначение инструментов и приспособлений. Понятие шаблон. | Уметь определять вид бумаги. Пользоваться инструментами по назначению. Организовывать рабочее место, соблюдать порядок, пользоваться шаблонами. |
2.2 | Аппликация. -Панно «Цветок Татастана». - Поделка «Фартук» - Поделка «Кокошник». - Панно «Русская красавица». - Коллективная работа «Хоровод». | 8 4 4 6 6 | Занятие Занятие Занятие Занятие Занятие | Основные элементы татарского орнамента. Последовательность выполнения аппликации. Основные элементы татарского орнамента. Последовательность выполнения аппликации. Основные элементы русского орнамента. Последовательность выполнения аппликации. Основные элементы русского орнамента и костюма. Последовательность выполнения аппликации. Основные элементы русского орнамента и костюма. Последовательность выполнения аппликации. | Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали. Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали. Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали. Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали. Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали. Навыки коллективной работы. Аккуратно складывать углы квадрата. |
2.3 | Итоговое занятие | 2 | Выставка работ | Основные элементы национальных костюмов. | Уметь различать орнаменты русские и татарские, уметь составлять орнаменты на основе базовых элементов. |
3. 3.1 | Работа с бросовым материалом Вводное занятие. Знакомство с экологическим состоянием природы Татарстана. | 2 | Занятие | Об экологии республики, в которой мы живем. О возможности вариативности использования пластиковых банок. | Видеть в ненужных вещах возможность превращения их в предметы домашнего обихода. |
-Мозаика из скорлупы «Рамка для фото». -Игрушки из пластиковых банок. -Картина из шерстяных ниток. | 6 6 8 | Занятие Занятие Занятие | Правили подготовки скорлупы. Последовательность изготовления. Приемы резания и подкручивания. Технологию нанесения клея и ниток на основу. | Последовательно и аккуратно выполнять работу. Резать подрезать пластиковые баночки. Четко и аккуратно выполнять работу. Пользоваться клеем и ножницами. | |
3.2 | Итоговое занятие. | 2 | Выставка работ | Приемы работы с бросовым материалом. | Технология выполнение поделок с применением бросовых материалов. |
4 4.1 | Изонить. | | | | |
Вводное занятие. -Заполнение угла. -Заполнение круга. -Изготовление линий. - Подарочная упаковка «Сюрприз» | 2 4 8 4 8 | Занятие Занятие Занятие Занятие Занятие | Виды ниток их свойства и качества. Приемы работы. Отличительные особенности заполнения деталей. Приемы работы. Названия и последовательность выполнения основных элементов. Названия и последовательность выполнения основных элементов. | Вдевать нитку в иголку, Аккуратно обращаться с иголкой и ножницами. Аккуратное выполнение элемента, Аккуратное выполнение элемента, Аккуратное выполнение элемента, Умение составлять орнамент из стандартных элементов. | |
4.2 | Итоговое занятие. | 2 | Выставка работ | Названия и последовательность выполнения основных элементов. | Умение составлять орнамент из стандартных элементов. Умение выполнять основные элементы. |
5 | Основы самопрезентации. | 36 | | | |
5.1 | Вводное занятие. - Правила сценического этикета. - Требования к внешнему виду модели. - Основы подиумной походки. | 2 4 4 24 | Занятие Занятие Занятие Занятие | Знать основные элементы подиумной походки, требования к внешнему виду моделей. | Правильно выполнять основные элементы подиумной походки. |
5.2 | Итоговое занятие. | 2 | Занятие | | |
6 6.1 | Нетрадиционные техники рисования. | 18 | | | |
Вводное занятие. - Отпечатки - Монотипия - Набрызг - Трафарет | 2 4 4 4 2 2 | Занятие | Приемы рисования. Основы колористики. | Уметь выбирать гармоничные цветовые сочетания. Владение приемами нетрадиционные техники рисования. | |
6.2 | Итоговое занятие. | 2 | Выставка работ | | Выполнять творческие работы с применением различных художественных техник. |
7 | Итоговое занятие | 2 | Защита работ. | | |
Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Раздел программы. | Результаты по уровням | Мех Отсл. | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
Работа с бумагой и картоном. | Знает не все признаки бумаги и картона, не все материалы и инструменты, знает технику безопасности с ножницами и клеем, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. Не знает основные элементы татарского и русского орнамента, не умеет работать по образцу. | Знает характеристики бумаги и картона, материалы и инструменты, знает и соблюдает технику безопасности. Знает этапы выполнения аппликации, умеет работать с шаблоном. Знает, основные элементы татарского и русского орнамента умеет аккуратно работать по образцу. | Знает все признаки бумаги и картона, их сорта, виды, свойства, знает все материалы и инструменты, их назначение, знает технику безопасности со всеми инструментами, всегда соблюдает ее. Знает этапы выполнения всех поделок, умеет работать с шаблоном, умеет работать по собственному замыслу. | Опрос. Выставка. Конкурс. |
Работа с бросовым материалом | Знает не все этапы работы над изделием. Знает технику безопасности с ножницами и клеем, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает и хорошо владеет различными технологиями работы с бросовым материалом. Соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно. | Знает и хорошо владеет различными технологиями работы с бросовым материалом. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу. | Опрос. Выставка. Конкурс. |
Изонить. | Знает, но не владеет в достаточном объеме технологией выполнения стандартных элементов. Знает технику безопасности с ножницами и клеем, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. | Знает в достаточном объеме технологией выполнения стандартных элементов. Знает и соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно. | Знает и хорошо владеет различными технологиями выполнения стандартных элементов. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу. | Опрос. Выставка. Конкурс. |
Основы самопрезентации. | Знает, но не владеет в достаточном объеме основами подиумной походки. Знает, но не всегда соблюдает технику безопасности. | Владеет терминологией и техникой выполнения основных элементов подиумной походки. Не достаточно уверенно держится на сцене. | Владеет терминологией и техникой выполнения основных элементов подиумной походки. Выполняет задачи педагога. Обладает индивидуальностью и уверенно держится на сцене. | Опрос. Конкурс. |
Нетрадиционные техники рисования. | Знает, но не владеет в достаточном объеме изученными техниками рисования. Допускает несоблюдение техники безопасности. | Знает и владеет в достаточном объеме изученными техниками рисования. Аккуратно выполняет работу. Соблюдает технику безопасности. | Знает и владеет в полном объеме изученными техниками рисования. Аккуратно выполняет работу. Соблюдает технику безопасности. Проявляет творческий подход. В работах видна индивидуальность. | Опрос. Выставка. Конкурс. |
Образовательно – воспитательная работа.
№ п/п | Содержание работы | Сроки исполнения |
1. | Развитие познавательных интересов: Проведение тематических бесед: «Личная гигиена», «В здоровом теле – здоровый дух» (беседа с медиком). Самостоятельные творческие работы. Посещение концертов, выставок, спектаклей, профес. конкурсов. | Сентябрь В течение года В течение года |
2. | Социальное воспитание: Участие в общественной жизни, объединения, школы Проведение субботников Проведение бесед: - «Знаешь сам, неучи другого», «Мои достижения», - «Умей трудиться – умей отдыхать» - «Культура поведения в общественных местах» | 1 раз в квартал Сентябрь Октябрь Январь февраль Апрель |
3. | Работа по созданию, развитию коллектива и самоуправления подростков: Праздник: «Я - кружковец», Выбор в каждой группе старосты, ответственных за посещаемость и порядок Праздники, проводимые на каникулах Психологические тренинги по сплочению коллектива | Ноябрь Сентябрь Каникулы Декабрь |
4. | Участие в массовых мероприятиях, конкурсах: Участие в мероприятиях, проводимых ТМ «Отражение» | В течение года |
5. | НРК:Беседа «Я живу в Татарстане», «Экология моего края», «Символы Татарстана». Посещение городского краеведческого музея. | В течение года март |
6. | Методическая работа и самообразование: Посещение уроков ведущих педагогов города по направлению. Работа с методической литературой. | В течение года |
7. | Работа с родителям Общие родительские собрания. Работа родительского комитета. Инд. беседы с родителями, анкетирование, | Раз в четверть В течение года |
Методическое обеспечение программы.
1. В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: принцип гуманизации, принцип самоценности личности, принцип увлекательности, принцип креативности.
2. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка.
3. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде творческой работы).
4. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Валеологический блок. Создание ребенком продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок и т.п.) облегчает процесс коммуникации, установления отношений со взрослым и сверстниками на разных этапах развития ребенка, повышает самооценку, самовосприятие ребенка с проблемами в развитии.
Все виды художественной деятельности носят, коррекционную направленность по своей сути: они способствуют овладению техническими навыками, развитию мелкой моторики, восприятия. Но, как правило, действуя в рамках какой-либо программы, мы ограничиваем детей в выборе тематики, способах и средствах воплощения замысла, тем самым, тормозя развитие творческих способностей.
- умение раскованно, свободно, правильно ориентироваться в этических, межкультурных вопросах;
- повышают уровень подвижности суставов, укрепляют сами суставы и мышцы,
- развивают координации движений и умения согласовывать свои двигательные действия с другими детьми;
- научить использовать разные техники привлечения и удержания внимания собеседника, развить талант убеждения и умение быть органичным, естественным и интересным для собеседника.
- воспитание сильной Личности, умеющей ужиться в коллективе.
- воспитание стремления к знаниям и красоте, умения ценить труд коллектива и чувствовать потребность прилагать собственные усилия.
Список литературы для педагогов.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)
План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008)
СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)
«Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
«Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов» (приложение к журналу «Внешкольник» - Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» № 4, 2014 г.)
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)
Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции»
Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях»
Е.В. Арсеньева. Старинные узорные ткани России 16- нач.20 века. – М. 1997г.
«Мода хх века» Коллекция Института костюма Киото. АРТ-Родник. 2012г
«Бумажная филигрань» Быстрицкая Александра Ильинична . М:Айрис-пресс, 2007г
Список литературы для учащихся
1.Афонькин С.Ю. «Оригами и Аппликация» Санкт-Петербург 2008
2 Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги» М. 2002.
3.Гуляева В., Геронимус Т. «Волшебная паутинка» М. 1991.