Дополнительная общеобразовательная программа «Колорит» художественной направленности

2
0
Материал опубликован 10 April 2020 в группе

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Набережные Челны «Детско-юношеский центр № 14»


Принята на заседании

педагогического совета

от «29»августа 2019г.

Протокол № 1


Утверждаю:

Директор МАУ ДО ДЮЦ №14 ___________ Н.А.Рахматуллина

«2» сентября 2019г.



Утверждена

педагогическим советом

Протокол от 29.08.14г. № 1 Директор МАОУ ДОД «ДЮЦ №14»

Введено приказом от 02.09.14г. № 147

_______________Н.А.Рахматуллина




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КОЛОРИТ»

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Первый год обучения

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года


Автор-составитель:

Фирсова Дина Викторовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории





г. Набережные Челны, 2019 год


Пояснительная записка.


Ручной труд-это продуктивный вид деятельности, способствует развитию у детей умений и навыков работы с различными материалами. Давно известно: чем искуснее руки у человека, который еще растет, тем ум нее становится он сам. Уже многократно доказано, что на ученика. Младшего школьного возраста самое заметное общеразвивающее воздействие могут оказать именно такие предметы, в которых присутствует живая связь между ощущением и разумом. Известно, что даже взрослый человек «мыслит всем телом», а ребенок и подавно. Подобная связь лучше всего может быть обеспечена все возможными занятиями по ручному труду, где практические действия рук помогают абстрактным размышлениям.

Постепенное включение в занятия различных материалов позволяет ребенку на практике изучить их свойства и возможности, которые в дальнейшем он будет использовать как средства художественной выразительности, а так же применять в различных конструкциях.

Занятия в объединении начинаются со знакомства с приемами работы с бумагой, что является первым шагом от конструирования к ручному труду. Эти знания требуют от детей минимального умения действовать руками. Но именно они помогают в развитии способностей детей работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания. Выполнение работ в объединении способствует развитию сенсорики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию внимания, например, при оформлении кокона или мягкой игрушки. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления сувениров, радость общения в труде, наслаждение в процессе изготовления игрушки очень важны для общего развития. В процессе обучения планируются экскурсии, конкурсы, выставки, праздники- все то, что позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Программа содержит в себя изучение различных техник и использование разных материалов, что обеспечивает поддерживание интереса к обучению в объединении на высоком уровне.

В программу включен такой раздел, как основы самопрезентации. Необходимость этого раздела продиктована требованием современного общества. Современный человек должен не только быть профессионалом в своей работе, но и должен обладать навыками защиты и презентации результатов своего труда.

Данная программа составлена на основании Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76 ; «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242). Программа рассчитана на 4 года обучения, является среднесрочной.

Занятия проводятся с постоянным составом, в специально оборудованном классе на базе общеобразовательной школы. В группах занимаются как девочки, так и мальчики. В группе 15 человек. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей данного возраста. Особое внимание в процессе обучения уделяется национальным традициям, воспитанию любви к родному краю. Этому способствуют беседы о природе Татарстана, ее экологическом состоянии; рассказы о народных промыслах, существующих в нашем регионе. Много внимания уделяется традициям татарского народа. Дети знакомятся с особенностями татарского орнамента, спецификой его выполнения и оформления элементами орнамента определенных изделий. По окончании процесса учебы в объединении дети должны уметь складывать по памяти все изделия, складываемые на занятиях, овладеть основными приемами складывания бумаги способом оригами. Уметь красочно оформить поздравительную открытку и многое другое из картона и бумаги. Научиться работать с различными видами материалов. Для отслеживания приобретаемых детьми знаний, умений и навыков программа предусматривает проведение в качестве контрольных срезов: конкурсов, зачетов, дидактических игр, отчетных выставок и др.

Все, чему дети научатся на занятиях объединения поможет им в последствии на занятиях по ИЗО деятельности, геометрии, черчению, трудовому обучению, биологии. Поможет в оформлении каких-либо помещений к праздникам. Кроме того, дети смогут создать себе свой мир, в который можно играть. Смогут выполнить своими руками прекрасные украшения, как для себя, так и в подарок. Основной целью работы объединения « творческая мастерская» является развитие творческих способностей детей, проявляющих интерес к творчеству и желанию трудиться, воспитание творческой и активной личности.


Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных и устойчивых умений и навыков при изготовлении поделок.

Задачи:

Способствовать развитию у детей первоначальных графических знаний и умений. Развивать моторику рук, стимулировать развитие памяти.

Способствовать развитию воображения, памяти, мышления, моторики пальцев рук.

Содействовать воспитанию дружного коллектива.


№ п\п

Название темы

всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

2

Работа с бумагой и картоном

34

10

24

3

Работа с бросовым материалом

24

4

20

4

Изонить

28

6

22

5

Основы самопрезентации

36

4

32

6

Нетрадиционные техники рисования

18

2

16

7

Итоговое занятие

2

-

2


Итого:

144

28

116


Содержание программы 1-го года обучения.


п\п

Название темы

час

Вид

занятий

Знания

Умения и навыки

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по Т.Б. и пожарной безопастн.

2

Занятие

ТБ на занятиях объединения и о правилах по пожарной безопасности.

Правильное использование инструментов и приспособлений на занятиях. Соблюдение правил личной гигиены.

2.



2.1

Работа с бумагой и картоном.


Вводное занятие. Свойства и качества бумаги. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги и картона.




2






Занятие




Виды бумаги, способы ее окраски, свойства. Название и назначение инструментов и приспособлений. Понятие шаблон.




Уметь определять вид бумаги. Пользоваться инструментами по назначению. Организовывать рабочее место, соблюдать порядок, пользоваться шаблонами.

2.2

Аппликация.

-Панно «Цветок Татастана».





- Поделка «Фартук»







- Поделка «Кокошник».






- Панно «Русская красавица».







- Коллективная работа «Хоровод».


8






4







4







6








6











Занятие







Занятие







Занятие







Занятие








Занятие




Основные элементы татарского орнамента. Последовательность выполнения аппликации.


Основные элементы татарского орнамента. Последовательность выполнения аппликации.


Основные элементы русского орнамента. Последовательность выполнения аппликации.



Основные элементы русского орнамента и костюма. Последовательность выполнения аппликации.



Основные элементы русского орнамента и костюма. Последовательность выполнения аппликации.





Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали.

Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали.

Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали.

Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали.


Четко и правильно выполнять работу. Гармонично компоновать элементы аппликации. Аккуратно вырезать по контуру и приклеивать детали. Навыки коллективной работы.

Аккуратно

складывать углы квадрата.


2.3


Итоговое занятие

2

Выставка работ

Основные элементы национальных костюмов.

Уметь различать орнаменты русские и татарские, уметь составлять орнаменты на основе базовых элементов.

3.



3.1

Работа с

бросовым материалом

Вводное занятие.

Знакомство с экологическим состоянием природы Татарстана.




2


Занятие

Об экологии республики, в которой мы живем. О возможности вариативности использования пластиковых банок.

Видеть в ненужных вещах возможность превращения их в предметы домашнего обихода.

-Мозаика из скорлупы «Рамка для фото».


-Игрушки из пластиковых банок.

-Картина из шерстяных ниток.




6




6


8





Занятие




Занятие


Занятие





Правили подготовки скорлупы. Последовательность изготовления.

Приемы резания и подкручивания.

Технологию нанесения клея и ниток на основу.



Последовательно и аккуратно выполнять работу.


Резать подрезать пластиковые баночки.

Четко и аккуратно выполнять работу. Пользоваться клеем и ножницами.


3.2

Итоговое занятие.

2

Выставка работ

Приемы работы с бросовым материалом.

Технология выполнение поделок с применением бросовых материалов.


4

4.1

Изонить.





Вводное занятие.



-Заполнение угла.


-Заполнение круга.


-Изготовление линий.


- Подарочная упаковка «Сюрприз»



2



4


8


4



8




Занятие



Занятие



Занятие


Занятие




Занятие




Виды ниток их свойства и качества.

Приемы работы.

Отличительные особенности заполнения деталей. Приемы работы.

Названия и последовательность выполнения основных элементов.


Названия и последовательность выполнения основных элементов.

Вдевать нитку в иголку,

Аккуратно обращаться с иголкой и ножницами.

Аккуратное выполнение элемента,

Аккуратное выполнение элемента,


Аккуратное выполнение элемента,



Умение составлять орнамент из стандартных элементов.


4.2

Итоговое занятие.

2

Выставка работ

Названия и последовательность выполнения основных элементов.

Умение составлять орнамент из стандартных элементов.

Умение выполнять основные элементы.

5

Основы самопрезентации.

36




5.1

Вводное занятие.

- Правила сценического этикета.

- Требования к внешнему виду модели.

- Основы подиумной походки.


2

4



4



24

Занятие

Занятие



Занятие



Занятие


Знать основные элементы подиумной походки, требования к внешнему виду моделей.


Правильно выполнять основные элементы подиумной походки.

5.2

Итоговое занятие.

2

Занятие




6


6.1

Нетрадиционные техники рисования.

18




Вводное занятие.

- Отпечатки

- Монотипия

- Набрызг

- Трафарет

2

4

4

4

2

2

Занятие


Приемы рисования.

Основы колористики.

Уметь выбирать гармоничные цветовые сочетания. Владение приемами нетрадиционные техники рисования.

6.2

Итоговое занятие.

2

Выставка работ


Выполнять творческие работы с применением различных художественных техник.

7

Итоговое занятие

2

Защита работ.




Предполагаемые результаты 1-го года обучения.


Раздел программы.

Результаты по уровням

Мех

Отсл.

Низкий

Средний

Высокий

Работа с бумагой и картоном.


Знает не все признаки бумаги и картона, не все материалы и инструменты, знает технику безопасности с ножницами и клеем, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе. Не знает основные элементы татарского и русского орнамента, не умеет работать по образцу.

Знает характеристики бумаги и картона, материалы и инструменты, знает и соблюдает технику безопасности. Знает этапы выполнения аппликации, умеет работать с шаблоном. Знает, основные элементы татарского и русского орнамента умеет аккуратно работать по образцу.

Знает все признаки бумаги и картона, их сорта, виды, свойства, знает все материалы и инструменты, их назначение, знает технику безопасности со всеми инструментами, всегда соблюдает ее. Знает этапы выполнения всех поделок, умеет работать с шаблоном, умеет работать по собственному замыслу.

Опрос.

Выставка.

Конкурс.

Работа с

бросовым материалом


Знает не все этапы работы над изделием. Знает технику безопасности с ножницами и клеем, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе.

Знает и хорошо владеет различными технологиями работы с бросовым материалом. Соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно.

Знает и хорошо владеет различными технологиями работы с бросовым материалом. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу.

Опрос.

Выставка.

Конкурс.

Изонить.

Знает, но не владеет в достаточном объеме технологией выполнения стандартных элементов. Знает технику безопасности с ножницами и клеем, не всегда выполняет ее, не соблюдает аккуратность в работе.

Знает в достаточном объеме технологией выполнения стандартных элементов. Знает и соблюдает технику безопасности. Выполняет задание аккуратно и добросовестно.

Знает и хорошо владеет различными технологиями выполнения стандартных элементов. Соблюдает технику безопасности. Умеет работать по шаблону, и умеет работать по собственному замыслу.

Опрос.

Выставка.

Конкурс.

Основы самопрезентации.

Знает, но не владеет в достаточном объеме основами подиумной походки. Знает, но не всегда соблюдает технику безопасности.

Владеет терминологией и техникой выполнения основных элементов подиумной походки. Не достаточно уверенно держится на сцене.

Владеет терминологией и техникой выполнения основных элементов подиумной походки. Выполняет задачи педагога. Обладает индивидуальностью и уверенно держится на сцене.

Опрос.

Конкурс.

Нетрадиционные техники рисования.

Знает, но не владеет в достаточном объеме изученными техниками рисования. Допускает несоблюдение техники безопасности.

Знает и владеет в достаточном объеме изученными техниками рисования. Аккуратно выполняет работу. Соблюдает технику безопасности.

Знает и владеет в полном объеме изученными техниками рисования. Аккуратно выполняет работу. Соблюдает технику безопасности. Проявляет творческий подход. В работах видна индивидуальность.

Опрос.

Выставка.

Конкурс.

Образовательно – воспитательная работа.


п/п

Содержание работы

Сроки исполнения

1.

Развитие познавательных интересов:

Проведение тематических бесед: «Личная гигиена», «В здоровом теле – здоровый дух» (беседа с медиком).

Самостоятельные творческие работы.

Посещение концертов, выставок, спектаклей, профес. конкурсов.


Сентябрь


В течение года

В течение года

2.

Социальное воспитание:

Участие в общественной жизни, объединения, школы

Проведение субботников

Проведение бесед: - «Знаешь сам, неучи другого»,

«Мои достижения»,

- «Умей трудиться – умей отдыхать»

- «Культура поведения в общественных местах»


1 раз в квартал

Сентябрь

Октябрь

Январь

февраль

Апрель

3.

Работа по созданию, развитию коллектива и самоуправления подростков:

Праздник: «Я - кружковец»,

Выбор в каждой группе старосты, ответственных за посещаемость и порядок

Праздники, проводимые на каникулах

Психологические тренинги по сплочению коллектива



Ноябрь

Сентябрь


Каникулы

Декабрь

4.

Участие в массовых мероприятиях, конкурсах:

Участие в мероприятиях, проводимых ТМ «Отражение»

В течение года

5.

НРК:Беседа «Я живу в Татарстане», «Экология моего края», «Символы Татарстана». Посещение городского краеведческого музея.

В течение года

март

6.

Методическая работа и самообразование:

Посещение уроков ведущих педагогов города по направлению.

Работа с методической литературой.

В течение года

7.

Работа с родителям

Общие родительские собрания. Работа родительского комитета.

Инд. беседы с родителями, анкетирование,


Раз в четверть

В течение года


Методическое обеспечение программы.

1. В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: принцип гуманизации, принцип самоценности личности, принцип увлекательности, принцип креативности.

2. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка.

3. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде творческой работы).

4. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.      

Валеологический блок. Создание ребенком продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок и т.п.) облегчает процесс коммуникации, установления отношений со взрослым и сверстниками на разных этапах развития ребенка, повышает самооценку, самовосприятие ребенка с проблемами в развитии.

Все виды художественной деятельности носят, коррекционную направленность по своей сути: они способствуют овладению техническими навыками, развитию мелкой моторики, восприятия. Но, как правило, действуя в рамках какой-либо программы, мы ограничиваем детей в выборе тематики, способах и средствах воплощения замысла, тем самым, тормозя развитие творческих способностей.

- умение раскованно, свободно, правильно ориентироваться в этических, межкультурных вопросах;

- повышают уровень подвижности суставов, укрепляют сами суставы и мышцы,

- развивают координации движений и умения согласовывать свои двигательные действия с другими детьми;

- научить использовать разные техники привлечения и удержания внимания собеседника, развить талант убеждения и умение быть органичным, естественным и интересным для собеседника.

- воспитание сильной Личности, умеющей ужиться в коллективе.

- воспитание стремления к знаниям и красоте, умения ценить труд коллектива и чувствовать потребность прилагать собственные усилия.


Список литературы для педагогов.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)

План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008)

СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)

«Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)

«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

«Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов» (приложение к журналу «Внешкольник» - Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» № 4, 2014 г.)

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)

Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования  в новой реакции»

Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях»

Е.В. Арсеньева. Старинные узорные ткани России 16- нач.20 века. – М. 1997г.

«Мода хх века» Коллекция Института костюма Киото. АРТ-Родник. 2012г

«Бумажная филигрань» Быстрицкая Александра Ильинична . М:Айрис-пресс, 2007г

Список литературы для учащихся

1.Афонькин С.Ю. «Оригами и Аппликация» Санкт-Петербург 2008

2 Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги» М. 2002.

3.Гуляева В., Геронимус Т. «Волшебная паутинка» М. 1991.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации