Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Школьные годы»
| |
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Школьные годы»
Информационная карта программы
Учреждение | Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» |
Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Школьные годы» |
Сведения об авторах: | |
3.1 | Костевич Ирина Валентиновна воспитатель |
Сведения о программе: | |
4.1 Нормативная база: | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 -р); Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утверждена президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11) ; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»); ФЗ от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Устав ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики дифференцированного обучения» |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4. Тип программы | Общеразвивающая |
4.5. Вид программы | Адаптированная |
Возраст обучающихся | 8-18 лет |
Продолжительность обучения | 1 год |
Актуальность программы
Программа художественной направленности танцевального кружка «Школьные годы» направлена на овладении обучающимися с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) универсальными учебными действиями ряда танцевальных элементов. Занятия танцами заряжают детей положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт обучающихся. Хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. На занятиях танцами обучающиеся учатся хорошим манерам, вежливому обращению, красивой походке, грации и изяществу. Благодаря постоянным упражнениям, танец развивает мышцы, придаёт гибкость и эластичность корпусу, способствует снятию стресса в организме.
Отличительной особенностью программы художественной направленности танцевального кружка «Школьные годы» в том, что она разработана с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в:
-адаптации содержания программного материала для освоения ребенком с ОВЗ направленной на раскрытие жизненными и социальными компетенциями;
-«пошаговом» предъявлении материала;
-дозированной помощи взрослого;
-использовании адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающихся, так и компенсации индивидуальных недостатков развития.
Цель: способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно – эстетических способностей учащихся, воспитывать интересе к искусству танца.
Задачи:
Образовательные:
-научить выполнять упражнения для развития тела;
-обучить чувству ритма и такта;
-разучить отдельные элементы танца;
-познакомить детей с различными видами танца;
-создать условия для развития творческой активности детей.
Развивающие:
-развивать чувство такта и темпа;
-развивать координацию движений, тренировать мышечный аппарат;
-развивать силу ног, пластичность рук, гибкость тела, эластичность мышц и подвижность суставов;
- развивать творческое воображение;
-развивать коммуникативные качества личности.
Воспитательные:
-воспитывать чувство уверенности и ответственности;
-формировать навыки индивидуальной и коллективной деятельности;
-воспитывать чувство ответственности за дело, волю, аккуратность, дисциплинированность, инициативность;
-воспитывать настойчивость в преодолении трудностей;
-способствовать социокультурному развитию личности
Отличительные особенности программы
Особенностью программы «Школьные годы» является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реализовать свои возможности. Реализация программы осуществляется на основе интегрированного подхода с использованием современных коррекционно –развивающих технологий и нетрадиционных
Адресат программы
Дети школьного возраста (8-18 лет) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе для детей с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна, тяжелыми множественными нарушениями).
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
Патологическая инертность нервных и психических процессов;
Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
Снижение мотивации деятельности;
Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
Нарушение критичности мышления;
Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
Низкая точность и прочность запоминания;
Непреднамеренность запоминания;
Нарушения речи;
Низкая целенаправленность деятельности
Объём и срок освоения программы
Программа «Школьные годы» рассчитана на 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для ознакомления с программой –34 часа.
Продолжительность занятий - 40 минут (занятие проводится 1 раза в неделю)
модуль «Постановочно – репетиционная работа»- 34 часов (9 месяцев)
Формы обучения и виды занятий:
групповая.
Типы занятий: теоретические, практические.
Формы обучения: групповые занятия.
Средства обучения:
Наименование оборудования (инструментов, материалов, приспособлений) зал; аудиоаппаратура; тренировочная одежда и обувь; компьютер для показа танца.
Наименование технических средств обучения: музыкальный центр, видео ролики в сети интернет, компьютер, флешка с определённым перечнем фонограмм. Интернет ресурсы.
Наименование учебно-методических материалов: подборка видео и аудио материалов для проведения занятий, терминологический словарь, тренировочные задания.
Модуль «Постановочно – репетиционная работа»
Название разделов, тем | часов всего | теория | практика |
Разучивание народного танца | 8 | 1 | 9 |
Разучивание народного танца | 8 | 1 | 9 |
Разучивание игровых эстрадных танцев. | 8 | 1 | 9 |
Разучивание классического танца | 6 | 1 | 7 |
итого | 30 | 4 | 34 |
Содержание модуля «Постановочно – репетиционная работа».
Разучивание русских народных танцев. Показ танца, просмотр видео с танцем. Основные шаги, положения рук и ног, в русском народном танце. Образ исполнителя в танцевальных номерах. Работа над образом и костюмом для русского народного танца . Связь музыки и движения. Элементы игры в русском народном танце. Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.
Постановка русского народного Разучивание основных положений рук и ног, танцевальных шагов в русском народном танце. Разучивание основных движений русского народного танца. Отработка разученных движений танца без музыки под счёт и под музыку. Соединение танцевальных движений. Разучивание композиции танца. Работа над синхронностью. Согласование движений рук с движениями тела под музыку. Отработка движений в паре, взаимодействие с партнерами на сцене. Работа над рисунком танца. Определение своего места на площадке. Сюжетная композиции и связка танцевального номера. Разучивание танца в связке. Отработка всего танца и детальный разбор номера. Работа над эмоциональным фоном.
Разучивание эстрадных танцев
Постановка корпуса. Позиции ног, рук. Знакомство с основными элементами различных танцев. Повторение основных танцевальных движений на примере танца «А ручки хлоп, а ножки топ». Постановка игровых эстрадных танцев. Показ танца, просмотр видео с танцем. Основные движения эстрадного танца. Основные позиции рук и ног в танце. Подскоки, прыжки, основные ходы. Особенности исполнения эстрадного танца. Связь музыки и движения. Элементы игры в хореографических номерах. Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. Постановка эстрадных игровых танцев. Отработка основных движений и композиций танца. Работа над синхронностью. Согласование движений рук с движениями тела под музыку. Разучивание мужской и женской партии в танце. Работа в парах, взаимодействие с партнерами в танце. Работа над рисунком танца. Определение своего места на площадке. Разучивание движений эстрадного танца в куплете и припеве. Разучивание танца в связке. Отработка всего танца. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Исполнение танца. Отработка исполнительского мастерства.
Классический танец «Вальс».
Основы классического танца. Классический танец «Вальс». Показ танца, просмотр видео с танцем. Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты. Музыка, движение, исполнители, костюмы. Элементы игры в хореографических номерах. Выразительные средства музыки и танца. Постановка современного танца «Весёлая переменка». Разучивание каждого движения в отдельности без музыки под счёт и под музыку. Согласование движений рук с движениями тела под музыку. Разучивание мужской и женской партии в танце. Работа над рисунком танца, взаимодействия с партнерами на сцене Отработка всего танца. Разучивание танца в связке. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Исполнение танца. Отработка исполнительского мастерства.
Концертная деятельность. Выступление на школьных праздниках, родительских собраниях. Участие в конкурса. Годовой отчётный концерт.
Ожидаемые результаты:
-исполнять правильно и выразительно танцы и танцевальные композиции;
-формирование ценностных ориентаций;
-развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать);
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, эмоционального отношения к искусству;
• удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования.
Система оценки результатов освоения программы.
Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности танцевального кружка «Школьные годы» состоит из следующих видов контроля:
- текущий контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем программы;
- итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы в целом.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся. Формами текущего контроля могут быть: беседа и педагогическое наблюдение, творческий показ, участие воспитанников в концертной деятельности, активности обучающихся на занятиях.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Форма подведения итогов реализации программы: отчетный концерт для педагогов и родителей. Основной показатель работы творческого объединения – участие в конкурсах, смотрах художественного творчества различного уровня.