Дополнительная общеобразовательная программа «Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении школьной программы» (3-4 класс)
муниципальное образовательное учреждение
психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи
«Центр диагностики и коррекции»
140209,Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д.21
Тел(факс):(8-496-44) 4-80-67;сайт: vos-dik.edumsko.ru, E-mail: centrdik@mail.ru
ОКПО 61536803, ОГРН 1095005000750, ИНН/КПП 5005050075/500501001
____________________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заведующий ОСОО ___________/_______________/ ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | Утверждено приказом директора МОУ ППМСП «Центр ДиК» от __________ г. № _________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении школьной программы»
(3-4 класс)
Автор и составитель:
Учитель-логопед МОУ ППМСП «Центр ДиК»
высшей квалификационной категории
Овсянкина Елена Валерьевна
Воскресенский г.о. Московской области
2020 г
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении школьной программой. Одной из причин этих трудностей является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психоречевого развития» (ЗПРР). У детей с ЗПРР происходит замедленное, с отставанием от нормы, развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, речь, эмоционально-волевая сфера личности. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом и учителем -логопедом, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
При составлении программы опирались на исследования А.В.Семенович, С.В. Коноваленко, А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н Ефименковой, Г. Мисаренко, Л.Г Парамоновой, и др.
Адресат: учащиеся 1- 4-ых классов испытывающих трудности в освоении школьной программы.
Цель программы: коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, формирование интеллектуальной активности в процессе изучения учебного материала. Коррекция нарушений устной и письменной речи детей.
Задачи:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие когнитивных функций и произвольной саморегуляции.
Формирование положительной учебной мотивации.
Развитие высших психических функций.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста.
Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем.
Развитие и уточнение пространственно- временных представлений.
Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса.
Организация процесса обучения. В зависимости от особенностей нарушений в развитии познавательной деятельности учащихся и их психофизического развития организуются:
подгрупповые занятия (3-6 чел.)- продолжительность занятия 30 мин.;
индивидуальные занятия – продолжительность 15-20 мин.
Занятие состоит из двух частей. Первую часть занятия проводит педагог-психолог, вторую - учитель-логопед. Перерыв между занятиями составляет 10-15 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
В зависимости от сложности нарушений количество занятий варьируется от 50 до 54.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Упражнения по развитию мышления и воображения, игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, мышления, фонематического слуха.
Содержание работы
Программа групповых занятий включает три блока:
Диагностический блок. Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления) педагогом-психологом и диагностика речевого развития учителем-логопедом. На основании анализа результатов диагностического исследования познавательных процессов составляется «Психологическая карта развития ребёнка» и «Речевая карта».
Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.
Коррекционно-развивающий блок. Проведение комплексных занятий педагогом-психологом и учителем – логопедом.
3. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Для оценки эффективности коррекционных воздействий в мае проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, отслеживается динамика развития познавательных процессов.
Материально - техническое обеспечение коррекционно-развивающего процесса:
Работа обеспечивается следующими пособиями
Е.В. Мазанова: Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников – М.: издательство «ГНОМ», 2013.
Е.В. Мазанова: Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии– М.: издательство «ГНОМ», 2013.
Е.В. Мазанова: Учусь работать со словом. Альбом 3. Упражнений по коррекции аграмматической дисграфии– М.: издательство «ГНОМ», 2013.
Е.В.Мазанова: Учусь работать с текстом. Альбом 4. Упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения язык. – М.: издательство «ГНОМ», 2013.
Работа обеспечивается следующим оборудованием
Классная магнитная доска.
Наглядные пособия.
Демонстративные пособия.
Логопедический уголок с зеркалом для индивидуальных занятий.
Индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.
!!! Примечание: текстовая версия таблицы доступна в прикреплённом файле (вверху)
Список литературы
1. Ганькина Н.Л. Тренировочные упражнения по русскому языку.4 класс.СПБ.: Литера, 2007.
2 .Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.:Сфера,2007.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического слуха. Вып. 2. М.: Книголюб, 2005.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
5. Коррекция нарушений письменной речи / под ред. Н.Н. Яковлевой. СПб. : Каро, 2007.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. : Владос, 1999.
7. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и письма и пути их коррекции у младших школьников. СПб. : Союз, 2002.
8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Ростов- на- Дону : Феникс ; СПб. : Союз, 2004.
9. Лебедева Л.А. , Мирошниченко С.Б. , Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации гласных. Кингисепп, 1998.
10. Лебедева Л.А. , Мирошниченко С.Б. , Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации смешиваемых звуков. Кингисепп, 1998.
11. Логопедия / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . М. : Владос, 1998.
12. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М. : Гном и Д, 2007.
13. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. СПб. : Каро, 2006.
14. Русский язык Коррекционно- развивающие задания и упражнения. 3- 4 класс / автор- составитель Е.П. Плешакова. Волгоград : Учитель, 2007.
15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. : Владос, 1997.
16.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М. : Просвещение, 1985.
17. Страхова Л.Л. Проверочные диктанты с грамматическими заданиями. СПб. : Литера, 2006.
18. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. СПб. : Каро, 2010.
19. Яворская О.Н. Игры , задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7- 10 лет. СПб. : Каро, 2007.
20. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М. : Просвещение, 1984.
21. Ястребова А.В. , Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей- логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М. : АРКТИ, 2015.
22.Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/
23. Логопед http://logopediya.com/
24. Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/
25. Портал "Логопеды.ru" http://logopedy.ru/portal/
Кияйкина Наталья Федоровна
Овсянкина Елена Валерьевна