12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Овсянкина Елена Валерьевна60
Россия, Московская обл., Воскресенск г.о. Московская область
2

Дополнительная общеобразовательная программа «Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении школьной программы» (3-4 класс)


муниципальное образовательное учреждение

психолого-педагогической, медицинской

и социальной помощи

«Центр диагностики и коррекции»

140209,Московская область, г. Воскресенск, ул. Кагана, д.21

Тел(факс):(8-496-44) 4-80-67;сайт: vos-dik.edumsko.ru, E-mail: centrdik@mail.ru

ОКПО 61536803, ОГРН 1095005000750, ИНН/КПП 5005050075/500501001

____________________________________________________________________________________________________




СОГЛАСОВАНО

Заведующий ОСОО

___________/_______________/



ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2019 г.

Утверждено приказом

директора МОУ ППМСП «Центр ДиК» от __________ г. № _________







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении школьной программы»

(3-4 класс)





Автор и составитель:

Учитель-логопед МОУ ППМСП «Центр ДиК»

высшей квалификационной категории

Овсянкина Елена Валерьевна



Воскресенский г.о. Московской области

2020 г



Пояснительная записка


Актуальность проблемы


С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении школьной программой. Одной из причин этих трудностей является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психоречевого развития» (ЗПРР). У детей с ЗПРР происходит замедленное, с отставанием от нормы, развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, речь, эмоционально-волевая сфера личности. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом и учителем -логопедом, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

При составлении программы опирались на исследования А.В.Семенович, С.В. Коноваленко, А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н Ефименковой, Г. Мисаренко, Л.Г Парамоновой, и др.

Адресат: учащиеся 1- 4-ых классов испытывающих трудности в освоении школьной программы.

Цель программы: коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, формирование интеллектуальной активности в процессе изучения учебного материала. Коррекция нарушений устной и письменной речи детей.

Задачи:

Активизация познавательной деятельности.

Развитие когнитивных функций и произвольной саморегуляции.

Формирование положительной учебной мотивации.

Развитие высших психических функций.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста.

Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем.

Развитие и уточнение пространственно- временных представлений.

Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса.

Организация процесса обучения. В зависимости от особенностей нарушений в развитии познавательной деятельности учащихся и их психофизического развития организуются:

подгрупповые занятия (3-6 чел.)- продолжительность занятия 30 мин.;

индивидуальные занятия – продолжительность 15-20 мин.

Занятие состоит из двух частей. Первую часть занятия проводит педагог-психолог, вторую - учитель-логопед. Перерыв между занятиями составляет 10-15 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В зависимости от сложности нарушений количество занятий варьируется от 50 до 54.

Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Упражнения по развитию мышления и воображения, игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, мышления, фонематического слуха.

Содержание работы

Программа групповых занятий включает три блока:

Диагностический блок. Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления) педагогом-психологом и диагностика речевого развития учителем-логопедом. На основании анализа результатов диагностического исследования познавательных процессов составляется «Психологическая карта развития ребёнка» и «Речевая карта».

Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.

Коррекционно-развивающий блок. Проведение комплексных занятий педагогом-психологом и учителем – логопедом.

3. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Для оценки эффективности коррекционных воздействий в мае проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, отслеживается динамика развития познавательных процессов.


Материально - техническое обеспечение коррекционно-развивающего процесса:

Работа обеспечивается следующими пособиями

Е.В. Мазанова: Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников – М.: издательство «ГНОМ», 2013.

Е.В. Мазанова: Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии– М.: издательство «ГНОМ», 2013.

Е.В. Мазанова: Учусь работать со словом. Альбом 3. Упражнений по коррекции аграмматической дисграфии– М.: издательство «ГНОМ», 2013.

Е.В.Мазанова: Учусь работать с текстом. Альбом 4. Упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения язык. – М.: издательство «ГНОМ», 2013.


Работа обеспечивается следующим оборудованием

Классная магнитная доска.

Наглядные пособия.

Демонстративные пособия.

Логопедический уголок с зеркалом для индивидуальных занятий.

Индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.


!!! Примечание: текстовая версия таблицы доступна в прикреплённом файле (вверху)


v1587379560.png
m1587379572.png
h1587379610.png
r1587379633.png
t1587379650.png
l1587379664.png
k1587379678.png
y1587379694.png
s1587379708.png
s1587379719.png
o1587379735.png
v1587379752.png
x1587379762.png
s1587379773.png

Список литературы

1. Ганькина Н.Л. Тренировочные упражнения по русскому языку.4 класс.СПБ.: Литера, 2007.

2 .Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.:Сфера,2007.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического слуха. Вып. 2. М.: Книголюб, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.

5. Коррекция нарушений письменной речи / под ред. Н.Н. Яковлевой. СПб. : Каро, 2007.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. : Владос, 1999.

7. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и письма и пути их коррекции у младших школьников. СПб. : Союз, 2002.

8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Ростов- на- Дону : Феникс ; СПб. : Союз, 2004.

9. Лебедева Л.А. , Мирошниченко С.Б. , Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации гласных. Кингисепп, 1998.

10. Лебедева Л.А. , Мирошниченко С.Б. , Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации смешиваемых звуков. Кингисепп, 1998.

11. Логопедия / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . М. : Владос, 1998.

12. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М. : Гном и Д, 2007.

13. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. СПб. : Каро, 2006.

14. Русский язык Коррекционно- развивающие задания и упражнения. 3- 4 класс / автор- составитель Е.П. Плешакова. Волгоград : Учитель, 2007.

15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. : Владос, 1997.

16.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М. : Просвещение, 1985.

17. Страхова Л.Л. Проверочные диктанты с грамматическими заданиями. СПб. : Литера, 2006.

18. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. СПб. : Каро, 2010.

19. Яворская О.Н. Игры , задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7- 10 лет. СПб. : Каро, 2007.

20. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М. : Просвещение, 1984.

21. Ястребова А.В. , Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей- логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М. : АРКТИ, 2015.

22.Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/

23. Логопед http://logopediya.com/

24. Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/

25. Портал "Логопеды.ru" http://logopedy.ru/portal/

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.