Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Цветные ладошки»

0
0
Материал опубликован 7 February 2023

М

Хабаровского края УТВЕРЖДЕНО

Приказом Заведующего

пр. № - Д г



униципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 49 г. Амурска

Амурского муниципального района

Хабаровского края










Дополнительная общеобразовательная программа

Кружок «Цветные ладошки»

на 2022-2023 учебный год


Возраст обучающихся - с 1,6 до 2 года

Срок реализации – 1 год















Составители: Кружкова Ирина Анатольевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

Изотова А.П. воспитатель




Амурск

2022г.



Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Изобразительная деятельность  проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.



Актуальность

Выдающийся ученый-педагог Л.С. Выгодский справедливо заметил: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие, основу которого составляют – эмоциональность, интерес, активность. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать

Отличительная особенность программы состоит в том, что она уделяет внимание индивидуально-возрастным особенностям воспитанников.

Приоритетное направление программы художественно – эстетическая деятельность, на основе развития интереса к рисованию.

Основным направлением является развитие навыков рисования нетрадиционным способом. В процессе работы предусматривает знакомство и развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.


Уровень сложности программы. Программа является программой стартового уровня.


Адресность и срок реализации программы. Программа рассчитана на детей 1,6 - 2года. Продолжительность курса занятий – 8 месяцев.


Формы и режим занятий по программе:

Форма работы - подгрупповая

Режим - занятия кружка проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятий: 10 минут.


Примерная структура

Вводная часть: сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, художественное слово и т. д.

Основная часть: Показ способа действия, пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворного текста; работа детей, индивидуальная работа с детьми,

Рефлексия


Цель факультатива: знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

 

Задачи факультатива:

Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

Развивать  мелкую моторику рук и тактильное  восприятие;

Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Содержание программы

Учебный план

Месяц

Тема занятий

Нетрадиционная техника

Программные задачи:

Октябрь

1.

Цветные пальчики

(украсим зонтик)

Рисование пальчиками

Познакомить детей с техникой рисование пальчиками;

учиться опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу; учить пользоваться салфеткой.

2.

Ягодки на тарелке


Рисование пальчиками

Продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками;

продолжить учить придавливать палец с краской к бумаге;

закрепить знания и представления о цвете (красный).

3.

Дорожка

Рисование на крупе


Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к материалу.

4.

Следы

Рисование на крупе


Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к материалу.

5.

Листья жёлтые летят


Рисование ватными палочками

упражнять детей рисовать гуашью при помощи ватных палочек развивать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки. Воспитывать аккуратность в работе.

6.

Дождик, дождик пуще


Рисование ватными палочками

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек. Развивать чувство ритма. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

7.

Узоры на платье


Рисование ватными палочками

Закрепить навык рисования гуашью при помощи ватных палочек , продолжать знакомить с цветом, формировать интерес к рисованию, научить радоваться полученному результату. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

8.

«Весёлые ладошки»

печатание ладошками

формировать умение у детей рисовать ладошками; развивать интерес и положительное отношение к рисованию; бытовые навыки. Воспитывать аккуратность в работе.

Ноябрь

9

«Птички»




Рисование ладошками

формировать умение у детей рисовать ладошками; знакомить детей с цветом; развивать интерес и положительное отношение к рисованию; воспитывать эмоциональную отзывчивость.

10

Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности.

11

«Веселые мухоморы»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

12

«Нарядные матрешки»


Рисование пальчиком

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

13

«Кубики»


Рисование штампом

Формировать у детей умение  рисовать гуашью с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать аккуратность в работе.

14

Мячики


Рисование штампом

Продолжать учить детей  рисовать гуашью с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность.

15

«Иголки у ёжика»

Рисование ватными палочками

Закрепить навык рисования гуашью при помощи ватных палочек, продолжать знакомить с цветом, формировать интерес к рисованию, научить радоваться полученному результату. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

16

«Покормим птичек»

Рисование ватной палочкой

Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, учить наносить точки на всю поверхность предмета.

17

«Рябинка»

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки и листочки. Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

18

Следы зверей



Рисование на крупе боковой частью кулака

Учить рисовать боковой частью кулака, прикладывая его к листу бумаги, закреплять представление о цвете (синий), радоваться полученному результату. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность в работе.

Декабрь

19

«Зимняя полянка»

Рисование пальчиками


Создание образа снегопада. Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Развивать чувство ритма. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

20

Закрепление техники нетрадиционного рисования, с которой у детей возникли сложности.

21

«Мыльные пузыри».


Рисование штампом

продолжать учить детей  рисовать гуашью с помощью штампа, используя срезанные овощи; ориентироваться на листе бумаги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность в работе.

22

«Моя любимая чашка»

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания.

23

Шубка для зайчонка



Рисование поролоновым тычком


учить детей рисовать тычком; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания белого цвета ; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать любовь к животным.

24

Узоры

на рукавички



Рисование ватными палочками


Продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность в работе.

25

«Праздничная ёлка»


Рисование ватными палочками


Учить самостоятельному рисованию красками при помощи ватных палочек, формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Воспитывать аккуратность в работе.

26

«Елочные шары»

Рисование пробками

Упражнять в изображении елочных шаров с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой.

Январь

27

Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности.

28

Тема: Ягоды для птиц



Рисование пальчиками

Закрепить навык рисования гуашью при помощи пальцев, знакомить с цветом, формировать интерес к рисованию, научить радоваться полученному результату. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к птицам.

29

Тема: «Морковка для зайчика»

Рисование пальчиком.


Формировать у детей умение рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. Воспитывать эмоциональную отзывчивость

30

«Снегопад»

Рисование ватными палочками

Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, развивать воображение, самостоятельность

31

«Снежинки»

Рисование по крупе

Продолжать знакомить детей с техникой рисования по крупе, развивать творчество детей, мелкую моторику рук.

32

«Кошечка крадётся».


Рисование на манке «Щепотка»

Учить детей рисовать следы от лапок котёнка, сложив пальцы щепоткой; уточнять и закреплять знание о цвете (белый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к животным.

33

«Мой любимый котик».

Рисование поролоновым тычком


Продолжать учить детей пользоваться поролоновым тычком как инструментом для рисования; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.


34

«Снеговик»

Рисование поролоновым тампоном

Совершенствовать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать интерес к рисованию

Февраль

35

Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности.

36

Тема: «Весёлые рыбки»

Рисование ладошками

Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.

37

Оформление коллажа  «Подводное царство».

Рисование пальчиками

Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность в работе.

38

«Наряды для наших кукол»

Рисование пальчиками

Закреплять умение рисовать пальчиками, учить наносить отпечатки по всей поверхности предмета.

39

«Солнышко»


Рисование по крупе

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей, мелкую моторику рук.

40

Помоги зайчику

Рисование пальчиком на крупе

Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту.

41

Воздушные шары

Рисование поролоновым тампоном

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.

42

«Мои любимые домашние животные»

Рисование поролоновым тампоном

Совершенствовать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать интерес к рисованию

Март

43

Тема: «Цветы для мамы»

Рисование ладошками

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Воспитывать любовь к близким людям.

44

«Бусы для мамы»

Рисование пальчиками

Закреплять умение рисовать пальчиками. Воспитывать интерес, аккуратность.

45

Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности.

46

Горох для петушка

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту.

47

Тарелочка для мамы

Рисование ватными палочками

Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, развивать воображение, самостоятельность

48

«Лисичка»

Рисование поролоновым тычком


Закрепить умение украшать предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги, украшать в технике рисования губкой; воспитывать аккуратность. .

49

Окошки в теремке

Рисование поролоновым тычком


Учить детей ставить отпечатки паролоновым тампоном, продолжать формировать умение работать внутри контура.

Развивать внимание, зрительное восприятие.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.


50

«Весенняя капель»

Рисование пальчиками

Формировать умение рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек;

Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, творческое воображение; Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природных явлений.

51

«Звёздочки». Коллективная работа.



Рисование штампом

Продолжать учить детей рисовать с помощью штампа; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Апрель

52

Тема: «Солнышко» (коллективная работа)



Рисование ладошками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Воспитывать аккуратность в работе.

53

Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности.

54

«Цыплята»

Рисование поролоновым тычком

Продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, используя трафарет, закреплять представление о жёлтом цвете, радоваться полученному результату. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать любовь к животным.

55

Фруктовый сад

Рисование ладошками

Закрепить навыки рисования ладонями и палицами; уточнять и закреплять знания цвета; формировать интерес к рисованию.

56

«Вишнёвый компот»


оттиск  пробкой

Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность.

57

Колеса поезда

Коллективная работа

Рисование поролоновым тычком

Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление.

58

Яйцо

(Рисование оттисков печатками из картофеля)

Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь и мышление.


59

«Башни»

Рисование штампом

Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные кубиками, располагая отпечатки, определённым образом относительно друг друга. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

60

«Волшебные узоры»

Рисование мятой бумагой

Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать аккуратность в работе.

май

61

«Пушистые котята играют на ковре»


Тычкование полусухой жёсткой кистью

Познакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Развивать внимание. Воспитывать любовь к животным

63

Гусеница

Рисование штампом

Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки или овощи, располагая отпечатки, определённым образом относительно друг друга. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

64

«Травка»


Рисование  ладошкой.

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность в работе.

65

Оформление коллажа  «Одуванчик»

Рисование поролоновым тычком

Продолжать знакомить детей с техникой тычкования; упражнять в технике тычка; закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность в работе.

66

«Божьи коровки на лужайке».


Рисование пальчиками.


Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

67

«Бабочка».

Монотипия

Познакомить детей с новой техникой рисования. Закрепить умение рисовать пальчиком. Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность в работе.


Работа по развитию навыков рисования нетрадиционным способом включает в себя несколько этапов:

Первый этап: диагностический

Цель: Выявить навыки рисования детей

Владение простейшими приемами рисования.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, самостоятельности.

Второй этап: практический

Цель: Вызвать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Сформированности  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, самостоятельности.


Структура занятий

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

вводный этап — до 2 минут;

основную часть — до 6 минут;

заключительную часть — до 2 минут.

На вводном или теоретическом этапе очень важен игровой момент. Занятие в группе раннего возраста должно начинаться с сюрприза. Вариантом реализации вводного этапа может быть оказание помощи сказочному персонажу. Ещё один способ настроить ребят на работу — использовать для мотивации стихотворение по теме. Во втором семестре, когда малыши уже будут иметь первоначальные представления о загадках, мотивация может предполагать ответ за вопрос.

Основной этап работы рисование нетрадиционными способами подразумевает работа с подгруппой детей по обучению рисованию. Перед началом работы педагог проводит пальчиковую гимнастику,

На заключительном этапе воспитатель благодарит малышей за работу и хвалит каждого. При этом разбор недостатков не устраивается, так как чаще всего они связаны с тем, что ребёнок не владеет нужными навыками на необходимом уровне.


Планируемые результаты

Сформированности  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, самостоятельности.

Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.



Комплекс организационно-педагогических условий

реализации программы


Календарный учебный график

Период

Сроки

Кол-во недель

Продолжительность учебного года

34 недели

Начало учебного года

01.10.


Период образовательной деятельности I полугодие

01.09. –31.12.

14 недель

Новогодние каникулы

01января – 10 января


Период образовательной деятельности II полугодие


20 недель

Конец учебного года

31.05.


Продолжительность учебного года

01.10. - 31.05.

38 недель

Входящая диагностика

Октябрь


Итоговая диагностика

Май



Условия реализации программы кружка :

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости. Программа кружка разработана на основе психологических и педагогических исследованиях учёных.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовнонравственного и эмоционального воспитания.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

Принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признания неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.







Перечень материалов:

1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения,  Центр изобразительной деятельности)

2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь, кисти широкие №5-10, цветной и белый  картон, бумага цветная, поролоновые губочки, пробки разной фактуры (прессованные из дерева, пластмассовые), картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, бумажные и влажные салфетки, клеенка.

3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVD проигрыватель, USB проигрыватель , диски



Методическое обеспечение:


Т.С. Комарова. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М.: Сфера 2005. Е.А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика – Синтез, 2005. Д.Н. Колдина. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М.: Мозаика – Синтез, 2007.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации