Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Цветные ладошки»
М
Хабаровского края УТВЕРЖДЕНО
Приказом Заведующего
пр. № - Д г
образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 49 г. Амурска
Амурского муниципального района
Хабаровского края
Дополнительная общеобразовательная программа
Кружок «Цветные ладошки»
на 2022-2023 учебный год
Возраст обучающихся - с 1,6 до 2 года
Срок реализации – 1 год
Составители: Кружкова Ирина Анатольевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Изотова А.П. воспитатель
Амурск
2022г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Изобразительная деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность
Выдающийся ученый-педагог Л.С. Выгодский справедливо заметил: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие, основу которого составляют – эмоциональность, интерес, активность. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать
Отличительная особенность программы состоит в том, что она уделяет внимание индивидуально-возрастным особенностям воспитанников.
Приоритетное направление программы художественно – эстетическая деятельность, на основе развития интереса к рисованию.
Основным направлением является развитие навыков рисования нетрадиционным способом. В процессе работы предусматривает знакомство и развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Уровень сложности программы. Программа является программой стартового уровня.
Адресность и срок реализации программы. Программа рассчитана на детей 1,6 - 2года. Продолжительность курса занятий – 8 месяцев.
Формы и режим занятий по программе:
Форма работы - подгрупповая
Режим - занятия кружка проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятий: 10 минут.
Примерная структура
Вводная часть: сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, художественное слово и т. д.
Основная часть: Показ способа действия, пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворного текста; работа детей, индивидуальная работа с детьми,
Рефлексия
Цель факультатива: знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Задачи факультатива:
Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Содержание программы
Учебный план
Месяц | № | Тема занятий | Нетрадиционная техника | Программные задачи: |
Октябрь | 1. | Цветные пальчики (украсим зонтик) | Рисование пальчиками | Познакомить детей с техникой рисование пальчиками; учиться опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу; учить пользоваться салфеткой. |
2. | Ягодки на тарелке | Рисование пальчиками | Продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками; продолжить учить придавливать палец с краской к бумаге; закрепить знания и представления о цвете (красный). | |
3. | Дорожка | Рисование на крупе | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к материалу. | |
4. | Следы | Рисование на крупе | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к материалу. | |
5. | Листья жёлтые летят | Рисование ватными палочками | упражнять детей рисовать гуашью при помощи ватных палочек развивать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки. Воспитывать аккуратность в работе. | |
6. | Дождик, дождик пуще | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек. Развивать чувство ритма. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
7. | Узоры на платье | Рисование ватными палочками | Закрепить навык рисования гуашью при помощи ватных палочек , продолжать знакомить с цветом, формировать интерес к рисованию, научить радоваться полученному результату. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
8. | «Весёлые ладошки» | печатание ладошками | формировать умение у детей рисовать ладошками; развивать интерес и положительное отношение к рисованию; бытовые навыки. Воспитывать аккуратность в работе. | |
Ноябрь | 9 | «Птички» | Рисование ладошками | формировать умение у детей рисовать ладошками; знакомить детей с цветом; развивать интерес и положительное отношение к рисованию; воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
10 | Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности. | |||
11 | «Веселые мухоморы» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | |
12 | «Нарядные матрешки» | Рисование пальчиком | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
13 | «Кубики» | Рисование штампом | Формировать у детей умение рисовать гуашью с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать аккуратность в работе. | |
14 | Мячики | Рисование штампом | Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность. | |
15 | «Иголки у ёжика» | Рисование ватными палочками | Закрепить навык рисования гуашью при помощи ватных палочек, продолжать знакомить с цветом, формировать интерес к рисованию, научить радоваться полученному результату. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | |
16 | «Покормим птичек» | Рисование ватной палочкой | Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, учить наносить точки на всю поверхность предмета. | |
17 | «Рябинка» | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки и листочки. Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | |
18 | Следы зверей | Рисование на крупе боковой частью кулака | Учить рисовать боковой частью кулака, прикладывая его к листу бумаги, закреплять представление о цвете (синий), радоваться полученному результату. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность в работе. | |
Декабрь | 19 | «Зимняя полянка» | Рисование пальчиками | Создание образа снегопада. Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Развивать чувство ритма. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
20 | Закрепление техники нетрадиционного рисования, с которой у детей возникли сложности. | |||
21 | «Мыльные пузыри». | Рисование штампом | продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью штампа, используя срезанные овощи; ориентироваться на листе бумаги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность в работе. | |
22 | «Моя любимая чашка» | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля. | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. | |
23 | Шубка для зайчонка | Рисование поролоновым тычком | учить детей рисовать тычком; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания белого цвета ; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать любовь к животным. | |
24 | Узоры на рукавички | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность в работе. | |
25 | «Праздничная ёлка» | Рисование ватными палочками | Учить самостоятельному рисованию красками при помощи ватных палочек, формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Воспитывать аккуратность в работе. | |
26 | «Елочные шары» | Рисование пробками | Упражнять в изображении елочных шаров с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. | |
Январь | 27 | Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности. | ||
28 | Тема: Ягоды для птиц | Рисование пальчиками | Закрепить навык рисования гуашью при помощи пальцев, знакомить с цветом, формировать интерес к рисованию, научить радоваться полученному результату. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к птицам. | |
29 | Тема: «Морковка для зайчика»
| Рисование пальчиком. | Формировать у детей умение рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. Воспитывать эмоциональную отзывчивость | |
30 | «Снегопад» | Рисование ватными палочками | Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, развивать воображение, самостоятельность | |
31 | «Снежинки» | Рисование по крупе | Продолжать знакомить детей с техникой рисования по крупе, развивать творчество детей, мелкую моторику рук. | |
32 | «Кошечка крадётся». | Рисование на манке «Щепотка» | Учить детей рисовать следы от лапок котёнка, сложив пальцы щепоткой; уточнять и закреплять знание о цвете (белый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к животным. | |
33 | «Мой любимый котик». | Рисование поролоновым тычком | Продолжать учить детей пользоваться поролоновым тычком как инструментом для рисования; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. | |
| 34 | «Снеговик» | Рисование поролоновым тампоном | Совершенствовать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать интерес к рисованию |
Февраль | 35 | Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности. | ||
36 | Тема: «Весёлые рыбки» | Рисование ладошками | Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. | |
37 | Оформление коллажа «Подводное царство». | Рисование пальчиками | Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность в работе. | |
38 | «Наряды для наших кукол» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками, учить наносить отпечатки по всей поверхности предмета. | |
39 | «Солнышко» | Рисование по крупе | Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей, мелкую моторику рук. | |
40 | Помоги зайчику | Рисование пальчиком на крупе | Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту. | |
41 | Воздушные шары | Рисование поролоновым тампоном | Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету. | |
42 | «Мои любимые домашние животные» | Рисование поролоновым тампоном | Совершенствовать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать интерес к рисованию | |
Март | 43 | Тема: «Цветы для мамы» | Рисование ладошками | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Воспитывать любовь к близким людям. |
44 | «Бусы для мамы» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Воспитывать интерес, аккуратность. | |
45 | Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности. | |||
46 | Горох для петушка | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. | |
47 | Тарелочка для мамы | Рисование ватными палочками | Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, развивать воображение, самостоятельность | |
48 | «Лисичка» | Рисование поролоновым тычком | Закрепить умение украшать предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги, украшать в технике рисования губкой; воспитывать аккуратность. . | |
49 | Окошки в теремке | Рисование поролоновым тычком | Учить детей ставить отпечатки паролоновым тампоном, продолжать формировать умение работать внутри контура. Развивать внимание, зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | |
50 | «Весенняя капель» | Рисование пальчиками | Формировать умение рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек; Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, творческое воображение; Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природных явлений. | |
51 | «Звёздочки». Коллективная работа. | Рисование штампом | Продолжать учить детей рисовать с помощью штампа; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость | |
Апрель | 52 | Тема: «Солнышко» (коллективная работа) | Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Воспитывать аккуратность в работе. |
53 | Закрепление техники нетрадиционного рисования с которой у детей возникли сложности. | |||
54 | «Цыплята» | Рисование поролоновым тычком | Продолжать учить закрашивать по контуру методом тычка, используя трафарет, закреплять представление о жёлтом цвете, радоваться полученному результату. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать любовь к животным. | |
55 | Фруктовый сад | Рисование ладошками | Закрепить навыки рисования ладонями и палицами; уточнять и закреплять знания цвета; формировать интерес к рисованию. | |
56 | «Вишнёвый компот» | оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность. | |
57 | Колеса поезда Коллективная работа | Рисование поролоновым тычком | Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление. | |
58 | Яйцо | (Рисование оттисков печатками из картофеля) | Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь и мышление. | |
| 59 | «Башни» | Рисование штампом | Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные кубиками, располагая отпечатки, определённым образом относительно друг друга. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию. |
60 | «Волшебные узоры» | Рисование мятой бумагой | Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать аккуратность в работе. | |
май | 61 | «Пушистые котята играют на ковре» | Тычкование полусухой жёсткой кистью | Познакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Развивать внимание. Воспитывать любовь к животным |
63 | Гусеница | Рисование штампом | Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки или овощи, располагая отпечатки, определённым образом относительно друг друга. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию. | |
64 | «Травка» | Рисование ладошкой. | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность в работе. | |
65 | Оформление коллажа «Одуванчик» | Рисование поролоновым тычком | Продолжать знакомить детей с техникой тычкования; упражнять в технике тычка; закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность в работе. | |
66 | «Божьи коровки на лужайке». | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | |
67 | «Бабочка». | Монотипия | Познакомить детей с новой техникой рисования. Закрепить умение рисовать пальчиком. Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность в работе. |
Работа по развитию навыков рисования нетрадиционным способом включает в себя несколько этапов:
Первый этап: диагностический
Цель: Выявить навыки рисования детей
Владение простейшими приемами рисования.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, самостоятельности.
Второй этап: практический
Цель: Вызвать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Сформированности у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
Развитие мелкой моторики пальцев рук, самостоятельности.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
вводный этап — до 2 минут;
основную часть — до 6 минут;
заключительную часть — до 2 минут.
На вводном или теоретическом этапе очень важен игровой момент. Занятие в группе раннего возраста должно начинаться с сюрприза. Вариантом реализации вводного этапа может быть оказание помощи сказочному персонажу. Ещё один способ настроить ребят на работу — использовать для мотивации стихотворение по теме. Во втором семестре, когда малыши уже будут иметь первоначальные представления о загадках, мотивация может предполагать ответ за вопрос.
Основной этап работы рисование нетрадиционными способами подразумевает работа с подгруппой детей по обучению рисованию. Перед началом работы педагог проводит пальчиковую гимнастику,
На заключительном этапе воспитатель благодарит малышей за работу и хвалит каждого. При этом разбор недостатков не устраивается, так как чаще всего они связаны с тем, что ребёнок не владеет нужными навыками на необходимом уровне.
Планируемые результаты
Сформированности у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Развитие мелкой моторики пальцев рук, самостоятельности.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы
Календарный учебный график
Период | Сроки | Кол-во недель | |
Продолжительность учебного года | 34 недели | ||
Начало учебного года | 01.10. | | |
Период образовательной деятельности I полугодие | 01.09. –31.12. | 14 недель | |
Новогодние каникулы | 01января – 10 января | | |
Период образовательной деятельности II полугодие | | 20 недель | |
Конец учебного года | 31.05. | | |
Продолжительность учебного года | 01.10. - 31.05. | 38 недель | |
Входящая диагностика | Октябрь | | |
Итоговая диагностика | Май | |
Условия реализации программы кружка :
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости. Программа кружка разработана на основе психологических и педагогических исследованиях учёных.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовнонравственного и эмоционального воспитания.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
Принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признания неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
Перечень материалов:
1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения, Центр изобразительной деятельности)
2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь, кисти широкие №5-10, цветной и белый картон, бумага цветная, поролоновые губочки, пробки разной фактуры (прессованные из дерева, пластмассовые), картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, бумажные и влажные салфетки, клеенка.
3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVD проигрыватель, USB проигрыватель , диски
Методическое обеспечение: