12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шолина Ольга41
3

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Кружок «Читалочка»

t1596200191aa.png

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 466 «Жемчужинка»

(МБДОУ № 466)

 

Принята на заседании

педагогического совета

от 30.05.2019 г.

Протокол № 04

 

 

 

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ № 466

__________ / Панова Л.В./

Приказом от 30.05.2019 г.

35-ОД

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа социально-педагогической направленности

Кружок «Читалочка»

 

Возраст детей, на которых рассчитана программа - 4-6 лет (с 4 лет)

Срок реализации программы – 2 года

 

 

Автор-составитель:

Шолина Ольга Николаевна

педагог-психолог первой

квалификационной категории,

педагог дополнительного образования,

логопед

 

 

город Нижний Новгород, 2019 г.

 

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………3

Актуальность, отличительные особенности, цель Программы…………………………4

Принципы, лежащие в основе Программы……………………………………………….6

Организационно - педагогические условия………………………………………………6

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы…………………………7

Содержание Программы…………………………………………………………………..9

Учебный план на весь срок реализации Программы…………………………………….9

Цель, задачи, этапы Программы предварительной подготовки…………….………...10

Календарно-тематический график для этапа предварительной подготовки………….11

Цель, задачи, этапы Программы формирования речевой готовности к школе……...23

Календарно-тематический график для этапа формирования речевой готовности к школе……………………………………………………………………………………….24

Формы аттестации, оценочные материалы………………………………………………40

Методические материалы…………………………………………………………………42

Работа с родителями……………………………………………………………………….44

Список используемой литературы………………………………………………………..44


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. Пояснительная записка.

Направленность программы. Настоящая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (далее – Программа) разработана на основе Программы подготовки к обучению грамоте для дошкольников «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой. Программа предусматривает содержание и организацию педагогического процесса и направлена на формирование речевой готовности к школе у детей 4 – 6 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

«Конвенция о правах ребенка»;

Этический кодекс психолога;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказ Минпросвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 9 ноября 2018 г. N 196);

Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»;

Программа подготовки к обучению грамоте для дошкольников «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой.

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем четырехлетнему.

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из

 

 

которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–6 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма»).

При этом обучение чтению на занятиях не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности. В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

2. Актуальность и отличительные особенности Программы.

В связи с тем, что каждый год усложняются и совершенствуются программы начальных классов, возрастает необходимость своевременного и полноценного формирования речи детей в дошкольном детстве как одно из основных условий всестороннего развития ребенка. Проблема подготовки детей к обучению грамотности не теряет своей актуальности, так как одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. К сожалению, в последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как, письменная речь формируется на основе устной. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, развитого речевого слуха. Неправильное звукопроизношение является индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.

Отличительной особенностью Программы можно считать комплексный подход по подготовке к школьному обучению, так как программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Данная Программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Направленность Программы – социально-педагогическая. Программа по общему направлению деятельности относится к дошкольной и включает предшкольную подготовку, развитие мышления, формирование навыка говорить правильно, развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Новизна Программы заключается в том, что она способствует развитию врожденной грамотности, а главное – помогает вырастить интерес к чтению, к русскому языку с учетом сенситивного периода детей 4-6 лет к звукам, словам родного языка.

Цель Программы: Формирование речевой готовности к школе у детей 4 – 6 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению, осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому и слитному чтению.

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать и развить фонематический слух;

- Развить произносительные умения;

- Научить использовать в свободной речи такие ее звуковые стороны как темп, интонация;

- Познакомить со слоговой структурой слова;

- Сформировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

- Сформировать умение пересказывать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

- Расширить словарный запас детей;

- Научить соотносить звук и букву;

- Сформировать и развить навыки звуко - буквенного анализа слов;

- Познакомить с изображением буквы;

- Сформировать навык чтения слогов, чтения односложных и двусложных слов, чтения предложений и небольших текстов.

Развивающие:

- Способствовать активизации слухового восприятия;

- Способствовать развитию и совершенствованию мелкой моторики пальцев рук;

- Стимулировать познавательную активность детей посредством включения упражнений, игр на развитие памяти, внимания, аналитико-синтетических функций мышления.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- Воспитывать усидчивость, работоспособность;

- Воспитывать нравственно-волевые и эстетические качества личности

ребенка;

- Воспитывать интерес к книге;

- Воспитывать культуру речи. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

3. Принципы, лежащие в основе программы:

- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного,

раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

- индивидуализации (учитывает психологические особенности

дошкольников);

- межпредметности (предполагает связь с другими предметами:

окружающим миром, развитием речи;

- решение программных образовательных задач в совместной

деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей;

- соответствие комплексно-тематическому принципу построения

образовательного процесса;

- системности подачи материала.

4. Организационно - педагогические условия.

Срок реализации Программы 2 года. Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы, 4–6 лет. В ходе реализации Программы можно выделить 2 этапа обучения: этап предварительной подготовки желателен, но не обязателен (срок реализации 1 год, возраст детей 4–5 лет); этап формирования речевой готовности к школе (срок реализации 1 год, возраст детей 5–6 лет).

Данная Программа, предусмотрена для работы в рамках дошкольных образовательных учреждений; для детей, посещающих детский сад (средняя и старшая группа). Учебный период длится с сентября месяца по май месяц включительно, составляет 8 занятий в месяц. Занятия проходят 2 раза в неделю.

Форма занятий – групповая, очная, совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

 

Возраст

 

Количество детей в группе

Время занятия

4-5 лет

12 человек

20 минут

5-6 лет

12 человек

25 минут

 

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы.

В результате освоения подготовительного этапа данной Программы воспитанники:

1. Получат начальные навыки звукового анализа слов.

2. Будут различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соответственно отмечать их красным, синим, зеленым цветом на схеме слова.

3. Получат начальные навыки выделения в слове ударного слога и ударного гласного звука.

4. Будут узнавать и называть все гласные буквы алфавита: А Я О Ё У Ю Ы И Э Е.

5. Получат базовые знания правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

6. Получат знания о том, что буквы Я Ё Ю Е имеют два звука.

7. Будут ознакомлены с широким кругом слов, которые смогут использовать в устной речи, соответствующих возрастной категории.

8. Будут иметь опыт выполнения упражнений, игр на развитие памяти, внимания, аналитико-синтетических функций мышления, мелкой моторики пальцев рук, соответствующих возрастной категории.

9. Получат навыки самостоятельного выполнения заданий.

10. Будут проявлять способность к усидчивости, работоспособности в течении времени, соответствующего возрастной категории.

11. Овладеют навыками использования грамматических правил в устной речи, соответствующими возрастной категории.

12. Будут проявлять интерес, познавательную активность к книгам, к русскому языку.

13. Овладеют навыками речевого общения, соответствующими возрастной категории.

В результате освоения данной Программы (этап формирования речевой готовности к школе ) воспитанники:

1. Получат навыки звукового анализа слов различной звуковой структуры.

2. Будут различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соответственно отмечать их красным, синим, зеленым цветом на схеме слова.

3. Получат навыки выделения в слове ударного слога и ударного гласного звука.

4. Будут узнавать и называть все буквы алфавита.

5. Получат знания правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

6. Получат знания о том, что буквы Я Ё Ю Е имеют два звука.

7. Получат навыки чтения слогов, слов, предложений, небольших текстов.

8. Получат навыки деления предложений на слова, будут называть слова в них по порядку, определять количество слов в предложении.

9. Будут отвечать на вопросы по прочитанному тексту; пересказывать прочитанный текст и озаглавливать его; составлять творческие рассказы.

10. Получат навыки составления из букв разрезной азбуки слов и предложений.

11. Получат знания правил написания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

12. Будут ознакомлены с широким кругом слов, которые смогут использовать в устной речи, соответствующих возрастной категории.

13. Будут иметь опыт выполнения упражнений, игр на развитие памяти, внимания, аналитико-синтетических функций мышления, мелкой моторики пальцев рук, соответствующих возрастной категории.

14. Получат навыки самостоятельного выполнения заданий.

15. Будут проявлять способность к усидчивости, работоспособности в течении времени, соответствующего возрастной категории.

16. Овладеют навыками использования грамматических правил в устной речи, соответствующими возрастной категории.

17. Будут проявлять интерес, познавательную активность к книгам, к русскому языку.

18. Овладеют навыками речевого общения, соответствующими возрастной категории.

 

 

Содержание Программы.

Содержание Программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Содержание и наполнение Программы определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

Особенностью Программы является то, что ее создание основано на звуковом методе К.Д. Ушинского (от звука к букве) и методике обучения навыкам начального чтения Д.Б. Эльконина и его метода фонемного анализа, который лежит в основе всех традиционных «Букварей». Занятия проводятся по этапам, с опорой на наглядность и значительное место в методике обучения занимают дидактические игры, которые сохраняют эмоциональное восприятие воспитанниками учебного материала, а значит, поддерживают высокие интерес и мотивацию к учебному процессу. Программа поможет научить воспитанников не только первоначальным навыкам чтения, но и подготовить их к овладению грамотным письмом!

Учебный план на весь срок реализации Программы (2 года).

Академический час равен продолжительности занятия, соответствующей возрастной категории. Для детей 4 – 5 лет время занятия составляет 20 минут. Для детей 5 – 6 лет время занятия составляет 25 минут.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ходе каждого игрового занятия, совместного с педагогом, носящего познавательный характер, реализуется и теоретическая, и практическая часть Программы. Формой аттестации и контроля на каждом занятии является наблюдение. Формой промежуточной аттестации и итогового контроля являются диагностические игры и упражнения, устный опрос, наблюдение (последнее занятие в мае – открытое занятие для родителей/законных представителей).

 

 

Разделы программы

Год обучения

Количес тво

часов

1 год

2 год

1.

Вводная часть (введение в программу).

0,5

 

0,5

2.

Звуковая структура слова.

14,5

 

14,5

3.

Звуковой анализ слов.

30

5,5

35,5

4.

Буквы алфавита: А Я О Ё У Ю Ы И Э Е

24

 

24

5.

Звуковой анализ слов. Гласные буквы (повторение).

 

9

9

6.

Согласные буквы. Слоговое и слитное чтение.

 

45,5

45,5

7.

Совершенствование навыков чтения. Рассказ, пересказ. Закрепление материала.

 

10,5

10,5

8.

Промежуточная аттестация

1,5

1

2,5

9.

Итоговое занятие

1,5

0,5

2

 

Всего часов

72

72

144

Цель Программы для этапа предварительной подготовки (дети 4-5 лет): ознакомить воспитанников с широкой звуковой действительностью русского языка, ознакомить с их буквенной символикой на основе «гласных» звуков.

Задачи Программы для этапа предварительной подготовки (дети 4-5 лет):

Развить фонематический слух и речевое внимание, благодаря этому воспитанники не будут пропускать буквы в словах при письме; при овладении письмом это одна из самых распространенных ошибок.

Сформировать умение интонационно выделять заданные звуки в слове. В процессе обучения воспитанники узнают, что слов много, они состоят из звуков, все слова звучат по-разному, одни и те же звуки есть в разных словах; дети научатся определять протяженность слова (длинное, короткое, равные по протяженности слова), определять и называть первый звук слова, называть слова с заданным звуком.

Научить воспитанников проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры; различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соответственно отмечать их красным, синим , зеленым цветом на схеме слова; выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук; узнают о слоговом строении слов.

Ознакомить воспитанников со всеми гласными буквами алфавита и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, для того, чтобы избежать побуквенного чтения воспитанниками.

Этапы реализации Программы предварительной подготовки (дети 4-5 лет):

1 этап – подготовительный этап, в результате которого создается база для обучения чтению: слияние согласного и гласного звуков; изучается звуковая структура слова.

2 этап – воспитанники учатся ориентироваться в звуковой системе языка, т. е. проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры.

3 этап – ознакомить воспитанников со всеми гласными буквами алфавита: А Я О Ё У Ю Ы И Э Е, и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков.

 

 

 

Календарно-тематический график, учебный план и его содержание

для этапа предварительной подготовки (дети 4-5 лет)

Месяц

занятия

Разделы

Программы

Тема и программное содержание занятия

Сентябрь

 

Вводная часть (введение в программу).

Словарный состав речи. Понятие «слово». Многоообразие слов. Их линейность и протяженность.

Звуковая структура слова.

Интонационное выделение в словах звука (ш), называние слов с этим звуком.

 

Интонационное выделение в словах звука (ж), называние слов с этим звуком. Понятие «звук». Упражнения и игры на развитие речевого внимания и фонематического слуха.

 

Интонационное выделение в словах звука (с) и звука (сь), называние слов с этим звуком. Различение на слух твердых и мягких слогласных звуков. Упражнения и игры на развитие речевого внимания и фонематического слуха.

 

Интонационное выделение в словах звука (з) и звука (зь), называние слов с этим звуком. Различение на слух твердых и мягких слогласных звуков. Упражнения и игры на развитие речевого внимания и фонематического слуха.

 

Интонационное выделение в словах разных звуков. Называние слов с заданным звуком. Различение на слух твердых и мягких слогласных звуков. Составление предложения по «живой модели». Многозначность слов.

 

Первый звук в слове. Составление предложения по «живой модели». Упражнения и игры на развитие речевого внимания и фонематического слуха.

 

Сравнение слов по протяженности. Определение первого звука в слове. Называние слов с заданным звуком. Упражнения и игры на развитие речевого внимания и фонематического слуха.

 

Определение первого звука в слове. Различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Составление предложений о действиях детей. Называние слов с заданным звуком.

Октябрь

 

Определение первого звука в слове. Слова звучат по-разному. Упражнения и игры на развитие речевого внимания и фонематического слуха. Называние слов с заданным звуком.

 

Различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Упражнения и игры на развитие речевого внимания и фонематического слуха. Называние слов с заданным звуком.

 

Закрепление представления о слове. Закрепление умения интонационно выделять в словах разные звуки. Различение на слух твердых и мягких согласных звуков; звонких и глухих звуков. Определение первого звука в слове.

 

Закрепление умения интонационно выделять в словах разные звуки. Называние слов с заданным звуком. Деление на слоги двусложных слов. Называние слова с заданным количеством слогов.

 

Закрепление умения интонационно выделять в словах разные звуки. Деление на слоги дву- и трехсложных слов. Понятие «слог». Называние слов с заданным слогом.

 

Составление предложения из двух слов, называние первого, второго слов. Называние слов с заданным звуком.

 

Закрепление знаний о предложении. Составление предложений. Схема звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау». Закрепление умения делить слова на слоги.

 

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация по первому подготовительному этапу.

Звуковой анализ слов.

Проведение звукового анализа слова. Закрепление умения называть первый звук в слове. Называние слов с заданным звуком.

Ноябрь

 

Проведение звукового анализа слова. Закрепление умения называть слова с заданным звуком. Разучивание игры с заданиями (звуки-желтые фишки, схема слова – клеточки, построение слов из трех звуков в тетрадях).

 

Проведение звукового анализа слова. Нахождение одинаковых звуков в словах. Словоразличительная роль звука.

 

Проведение звукового анализа слова. Закрепление знаний о словоразличительной роли звука. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Закрепление знаний о словоразличительной роли звука. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Называние слов с заданным звуком. Составление предложения из трех слов и деление их на слоги.

 

Понятие «гласные звуки». Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Закрепление знания о гласных звуках. Слогообразовательная роль гласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Понятия «гласные – согласные» звуки, согласные звуки «твердые – мягкие».

Декабрь

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков. Словоразличительная роль твердых и мягких согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков. Закрепление знаний о различительной роли звука. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Закрепление знаний о различительной роли звука. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Закрепление знаний о различительной роли звука. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Закрепление знаний о словоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Закрепление знаний о словоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

Январь

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Закрепление знаний о словоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Закрепление умения детей делить слова на слоги. Вычленение в слове ударного слога. Закрепление умения проведить звуковой анализ слова.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Вычленение словесного ударения, определение его места в слове. Закрепление знаний о словоразличительной роли звука.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Вычленение словесного ударения, определение его места в слове. Словоразличительная роль ударения. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Вычленение словесного ударения, определение его места в слове. Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Вычленение словесного ударения, определение его места в слове. Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Сравнение слов по звуковому составу.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

Февраль

 

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Различительная роль звука.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Применение правил написания твердых и мягких согласных с использованием звуковой схемы слова (красные, зеленые, синие, черные фишки). Определение места ударения в словах. Составление предложения из двух слов, называние 1-ого и 2-ого слова.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Определение места ударного гласного звука в слове. Составление предложения из двух слов, называние слов по порядку. Называние слов с заданным звуком.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация по второму этапу.

 

Буквы алфавита: А Я О Ё У Ю Ы И Э Е

Проведение звукового анализа слова. Гласный звук и буква А а. Составление предложения о действиях игрушки из двух слов. Называние слов по заданной звуковой модели (схеме из фишек красного, зеленого, синего цветов).

 

Проведение звукового анализа слова. Определение ударного гласного звука. Буква Я я и правила написания мягких согласных звуков. Составление предложения о действиях игрушки из двух слов. Называние слов с заданным звуком.

Март

 

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Буква Я может обозначать два звука - (й а). Составление предложения о действиях детей из двух слов, называние 1-ого, 2-ого слова предложения. Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова. Различение ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Гласный звук и буква О о. Составление предложения о действиях, называние 1-ого, 2-ого слова предложения. Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ё ё , может обозначать звук (о) и пишется после мягких согласных звуков. Составление предложения из двух слов с заданным словом. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ё ё , может обозначать звук (о) и пишется после мягких согласных звуков. Составление предложения из двух слов с заданным словом. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ё может может обозначать два звука - (й о). Составление предложения из двух слов с заданным словом. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ё может может обозначать два звука - (й о). Составление предложения из двух слов с заданным словом. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква У у. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква У у. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

Апрель

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ю ю и правила написания после мягких согласных звуков. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ю ю и правила написания после мягких согласных звуков. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ю может может обозначать два звука - (й у). Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ю может может обозначать два звука - (й у). Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква ы. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква ы. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква И и и правила написания после мягких согласных звуков. Обучение словоизменению (при замене одной гласной буквы получается новое слово). Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква И и и правила написания после мягких согласных звуков. Обучение словоизменению (при замене одной гласной буквы получается новое слово). Называние слов по заданной звуковой модели.

Май

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Э э. Обучение словоизменению. Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Э э. Обучение словоизменению. Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Е е и правила написания после мягких согласных звуков. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Обучение словоизменению. Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Е е и правила написания после мягких согласных звуков. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Обучение словоизменению. Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Е может может обозначать два звука - (й э). Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Е может может обозначать два звука - (й э). Называние слов с заданным звуком.

 

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация по третьему этапу.

Итоговое занятие

Закрепление умения проводить звуковой анализ слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Обучение словоизменению. Составление предложения из трех слов. Называние слов определенной звуковой культуры.

 

Итоговая аттестация: проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; навык словоизменения; составление предложения из трех слов; называние слов определенной звуковой культуры.

Цель Программы для этапа формирования речевой готовности к школе (5-6 лет) сформировать ориентир на гласную букву при чтении, обучить навыкам слогового и слитного чтения.

Задачи Программы для этапа формирования речевой готовности к школе (5-6 лет):

1. Формировать ориентир на гласную букву при чтении, а это и есть «механизм чтения». Учить воспитанников навыкам словоизменения (при замене одной гласной буквы получается новое слово).

2. Научить воспитанников проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры; различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соответственно отмечать их красным, синим, зеленым цветом на схеме слова; выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук.

3. Ознакомить воспитанников с согласными буквами, обучить навыкам слогового и слитного чтения (различной слоговой структуры). Воспитанники учатся выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки, учатся на слух делить предложения на слова, называть слова в них по порядку, определять количество слов в предложении. Согласные буквы вводятся в такой последовательности: М Н Р Л Г К С З Ш Ж Д Т Ь П Б В Ф Й Ч Щ Ц Х Ъ.

4. Ознакомить с правописанием сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

5. Научить отвечать воспитанников на вопросы по прочитанному тексту; учить пересказывать прочитанный текст и озаглавливать его; учить составлять творческие рассказы.

6. Обогатить словарный запас воспитанников.

7. Научить воспитанников читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

Этапы по Программе формирования речевой готовности к школе (5-6 лет):

1 этап - формировать ориентир на гласную букву при чтении, учить воспитанников навыкам словоизменения (при замене одной гласной буквы получается новое слово).

2 этап - ознакомить воспитанников с согласными буквами, обучить навыкам слогового и слитного чтения (различной слоговой структуры). Воспитанники учатся выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Календарно-тематический график, учебный план и его содержание

для этапа формирования речевой готовности к школе (дети 5-6 лет).

Месяц

занятия

Разделы программы

Тема

Сентябрь

 

Звуковой анализ слов. Гласные буквы (повторение).

Повторение. Проведение звукового анализа слова. Гласный звук и буква А а. Составление предложения о действиях игрушки из двух слов. Называние слов по заданной звуковой модели (схеме из фишек красного, зеленого, синего цветов).

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова. Определение ударного гласного звука. Буква Я я и правила написания мягких согласных звуков. Составление предложения о действиях игрушки из двух слов. Называние слов с заданным звуком.

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ё ё , может обозначать звук (о) и пишется после мягких согласных звуков. Составление предложения из двух слов с заданным словом. Называние слов с заданным звуком.

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква У у. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Ю ю и правила написания после мягких согласных звуков. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква ы. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Называние слов с заданным звуком.

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква И и и правила написания после мягких согласных звуков. Обучение словоизменению (при замене одной гласной буквы получается новое слово). Называние слов по заданной звуковой модели.

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Э э. Обучение словоизменению. Называние слов по заданной звуковой модели.

Октябрь

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Буква Е е и правила написания после мягких согласных звуков. Составление предложения из трех слов с соединительным союзом «и». Обучение словоизменению. Называние слов с заданным ударным гласным звуком.

 

Повторение. Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Обучение словоизменению. Составление предложения из трех слов. Называние слов определенной звуковой структуры.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Обучение словоизменению. Составление предложения из трех слов. Называние слов заданной звуковой структуры.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Обучение словоизменению. Деление предложения на слова на слух, называние в нем слов по порядку. Называние слов заданной звуковой структуры.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Обучение словоизменению. Деление предложения на слова на слух, называние в нем слов по порядку. Называние слов с заданным звуком.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Обучение словоизменению. Деление предложения на слова на слух, называние в нем слов по порядку.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация по 1 этапу.

 

Согласные буквы. Слоговое и слитное чтение.

Буква М м, обозначает звонкие звуки (м) и (мь). Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Чтение слогов и слов с буквой М м.

 

Составление предложения с заданным словом, определение количества слов в предложении и называние их по порядку. Буква Н н, обозначает звонкие звуки (н) и (нь). Закрепление умения проводить звуковой анализ слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Чтение слогов и слов с буквами М м и Н н. Называние слов заданной звуковой структуры.

Ноябрь

 

Буква Р р, обозначает звонкие звуки (р) и (рь). Чтение слогов и слов с пройденными буквами и буквой Р р. Закрепление умения проводить звуковой анализ слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Называние слов заданной звуковой структуры.

 

Буква Л л, обозначает звонкие звуки (л) и (ль). Чтение слогов с пройденными буквами и буквой Л л. Закрепление умения проводить звуковой анализ слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Закрепление умения делить предложения на слова, называть их по порядку. Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Называние слов заданной звуковой структуры.

 

Буква Г г, обозначает звонкие звуки (г) и (гь). Чтение слогов и слов с пройденными буквами. Выкладывание предложения из букв разрезной азбуки, ознакомление с правилами выкладывания. Называние слов заданной звуковой структуры.

 

Буква К к, обозначает глухие звуки (к) и (кь). Выкладывание предложения в соответствии с правилами выкладывания. Закрепление знаний, что буква Я я может обозначать два звука (й) и (а) в начале слова и после гласного звука. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Закрепление чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами. Умение отвечать на вопросы по тексту. Выкладывание предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепление знания, что буква Ю ю может обозначать два звука (й) и (у) в начале слова или после гласного звука. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры и с заданным ударением.

 

Буква С с, обозначает глухие звуки (с) и (сь). Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепление знания, что буква Ё ё может обозначать два звука (й) и (о) в начале слова и после гласного звука. Совершенствование чтения детей. Умение отвечать на вопросы по тексту. Закрепление умения называть слова с заданным ударным гласным звуком.

 

Буква З з, обозначает звонкие звуки (з) и (зь). Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепление знания, что буква Е е, может обозначать два звука (й) и (э) в начале слова и после гласного звука. Совершенствование чтения детей. Умение отвечать на вопросы по тексту. Закрепление умения называть слова по звуковой модели.

 

Проведение звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Обучение словоизменению. Составление предложения из трех слов. Называние слов определенной звуковой культуры.

Декабрь

 

Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Буква Ш ш, обозначает глухой твердый согласный звук (ш). Совершенствование чтения детей. Умение пересказать прочитанный текст. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепление знаний о букве Ш ш, правило написания сочетания ши. Совершенствование чтения детей. Умение пересказать прочитанный текст. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил, определение словесного ударения. Буква Ж ж, обозначает звонкий твердый согласный звук (ж). Совершенствование чтения детей. Умение отвечать на вопросы по тексту. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил, определение словесного ударения. Закрепление знаний о букве Ж ж, правило написания сочетания жи. Совершенствование чтения детей. Умение отвечать на вопросы по тексту. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Буква Д д, обозначает звонкие звуки (д) и (дь). Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Совершенствование чтения детей. Умение озаглавить и пересказать прочитанный текст. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Закрепление знаний о букве Д д. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Совершенствование чтения детей. Умение озаглавить и пересказать прочитанный текст. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Буква Т т, обозначает глухие звуки (т) и (ть). Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Называние слов с заданным звуком.

 

Закрепление знаний о букве Т т. Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Называние слов с заданным звуком.

Январь

 

Буква ь. Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Закрепление знаний о букве ь. Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Составление предложения с заданным словом. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Буква П п, обозначает глухие звуки (п) и (пь). Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Умение озаглавить и пересказать прочитанный текст. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Закрепление знаний о букве П п. Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Умение озаглавить и пересказать прочитанный текст. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Буква Б б, обозначает звонкие звуки (б) и (бь). Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Умение пересказать прочитанный текст. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Закрепление знаний о букве Б б. Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Умение пересказать прочитанный текст. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Буква В в, обозначает звонкие звуки (в) и (вь). Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

 

Закрепление знаний о букве В в. Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепление умения называть слова заданной звуковой структуры.

Февраль

 

 

Буква Ф ф, обозначает глухие звуки (ф) и (фь). Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Умение пересказать прочитанный текст. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Закрепление знаний о букве Ф ф. Проставляем ударение в словах и читаем слова с ударением. Совершенствование чтения детей. Умение пересказать прочитанный текст. Закрепление умения выкладывать предложения с применением известных грамматических и синтаксических правил. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Совершенствование чтения детей. Учим словообразованию. Закрепление умения делить предложения на слова, называть их по порядку. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Совершенствование чтения детей. Буква Й й, обозначает самый короткий звонкий звуки всегда мягкий согласный. Учим словообразованию. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Совершенствование чтения детей. Закрепление знаний о букве Й й. Учим словообразованию. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Совершенствование чтения детей. Учим словообразованию. Закрепление умения делить предложения на слова, называть их по порядку. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Совершенствование чтения детей. Буква Ч ч, обозначает всегда мягкий глухой согласный звук. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Совершенствование чтения детей. Закрепление знаний о букве Ч ч, правила написания сочетаний ЧА, ЧУ. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

Март

 

 

Буква Щ щ, обозначает всегда мягкий глухой согласный звук (щ). Совершенствование чтения детей. Продолжаем учить пересказывать прочитанный текст. Читаем скороговорки.

 

Закрепляем знания о букве Щ щ, правила написания сочетаний ЩА, ЩУ. Совершенствование чтения детей. Продолжаем учить пересказывать прочитанный текст. Читаем скороговорки.

 

Совершенствование чтения детей. Учим словообразованию. Закрепление умения делить предложения на слова, называть их по порядку. Отгадывание слова, представленного звуковой моделью по вопросам.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствование навыка чтения детей. Читаем скороговорки. Творчески пересказываем прочитанный текст. Называем слова заданной звуковой структуры.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Закрепляем знания о букве Ц ц. Совершенствование навыка чтения детей. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Буква Ц ц, обозначает всегда твердый глухой согласный звук (ц). Совершенствование навыка чтения детей. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Закрепляем знания о букве Х х. Совершенствование навыка чтения детей. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Буква Х х, обозначает глухие звуки (х) и (хь). Совершенствование навыка чтения детей. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

Апрель

 

Совершенствование навыка чтения детей. Знакомим с буквой ь (мягкий знак), звука не обозначает. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Совершенствование навыка чтения детей. Знакомим с разделительной функцией буквы ь (мягкий знак). Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Совершенствование навыка чтения детей. Буква ъ (твердый знак), звука не обозначает. Правила написания ъ. Называем слова заданной звуковой структуры. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Продолжаем составлять предложение с заданным словом. Совершенствование навыка чтения детей. Закрепляем знания о букве ъ. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствование навыка чтения детей. Пересказываем рассказ, составляем творческие рассказы. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация по 2 этапу.

 

Совершенствование навыков чтения. Рассказ, пересказ. Закрепление материала.

Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствование навыка чтения детей. Пересказываем рассказ, составляем творческие рассказы. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

Май

 

Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить пересказывать прочитанный текст. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствование навыка чтения детей. Отвечаем на вопросы по прочитанному тексту. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствование навыка чтения детей. Отвечаем на вопросы по прочитанному тексту. Отгадываем слова, выложенные фишками, соответствующих цветов.

 

Продолжаем учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствование навыка чтения детей. Продолжаем учить пересказывать прочитанный текст. Составляем цепочку слов, производя одну замену, чтобы получилось новое слово.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация.

Формы аттестации, оценочные материалы.

Форма контроля

Критерий оценки

Система оценки

Диагностические игры и упражнения, наблюдение

по каждому разделу Программы (промежуточная аттестация) и итоговая аттестация

балл – менее двух выполненных правильно заданий

балла – 3–4

правильно выполнено заданий

балла – 5–6 выполнено правильно заданий

балла – 7–8 выполнено правильно заданий

баллов – 9–10 выполнено правильно заданий

0–2 балла – недостаточный уровень освоения программы;

3 балла – достаточный уровень освоения программы; 4–5 баллов оптимальный уровень освоения программы

Примеры диагностических упражнений, которые используются из следующих источников – "Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте по методике Дуровой Н.В.", С.Е. Гаврина Тесты для определения развития ребенка. Развитие речи. Основы грамоты и чтения.:

t1596200191ab.pngt1596200191ac.pngt1596200191ad.pngt1596200191ae.png

В диагностической карте каждого ребенка отмечаются также следующие критерии достижения планируемых (ожидаемых) результатов освоения Программы:

1. Самостоятельность при выполнении заданий (невыполнение задания даже с помощью взрослого / справляется с заданием только с помощью взрослого / выполняет задание самостоятельно).

2. Усидчивость, работоспособность (все время занятия не отвлекается / несколько раз отвлекся / не может удерживать внимание на занятии, встает, разговаривает с другими детьми, играет раздаточным материалом).

3. Психологическое благополучие, настроение (веселое, жизнерадостное / адекватная смена настроения / угнетенное настроение / быстрая смена настроения без видимой причины).

13. Методические материалы.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных, отработка полученных навыков на практике; включая артикуляционную / речевую гимнастику, дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Во время игрового занятия применяются дидактические игры (словесные), инсценировки, упражнения, соревнования, игры с заданиями, загадки. Все игры проводятся в темпе, педагог помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры. Игры делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятиях. На игровых занятиях используется следующий инвентарь:

Букварь Н.С. Жуковой

Рабочая тетрадь "Первые шаги по ступенькам грамоты"

демонстрационный материал таблицы "Ступеньки грамоты" включает картины-схемы, предметные картинки, раздаточный материал (картинки, разрезная азбука, пособие «окошки», цветные фишки – красные, синие, зеленые, желтые, черные, белые)

Карандаш чернографитный HB заточенный

Карандаши цветные Silwerhof 6 цветов шестигранные

Тетрадь школьная Мировые тетради Градиент А5 24 листа в клетку

Бумага для офисной техники Комус Документ Standard (A4, марка C, 80 г/кв.м, 100 листов)

Доска магнитно-маркерная Attache Economy 45x60 см лаковое покрытие пластиковая рама

Магнитный держатель для досок Глобус (диаметр 20 мм, 6 штук в упаковке)

Игра-пазл "Читаем по слогам. Веселые уроки"

Компьютерный диск "Я учусь читать слова"

Развивающая игра "Учимся читать. Букварик"

Игрушки: лев, черепаха, крокодил, заяц, кукла, мишка, петух, кот, собака, лиса, волк и др.

Примеры игр для детей 4-5 лет:

«Найди братца» - детям раздаются по одной картинке так, чтобы у двух детей слова-названия начинались с твердого и мягкого согласных звуков (бабочка – бегемот [б - б']). По сигналу педагога дети должны составить пары – найти «братца» к своему твердому или мягкому согласному звуку.

«Найди свой домик» - двое детей получают по цветной фишке: один – синюю, другой – зеленую. Они садятся в разных концах комнаты на стулья. Это домики, где живут «братцы». В синем домике живет «большой братец» - твердый согласный звук, в зеленом – «маленький братец» - мягкий согласный звук. Остальным детям раздают по одной картинке. По сигналу педагога дети должны прибежать к синему (на картинке изображены слова , начинающиеся с твердого согласного звука, например: дом, заяц) или зеленому домику (на картинке изображены слова , начинающиеся с мягкого согласного звука, например: синица, петух)

Упражнение на речевое внимание: педагог говорит: «Я буду читать вам стихотворение, а вы должны сказать, какие слова в них похожи». А потом позвонили мартышки, пришлите, пожалуйста, книжки. А потом позвонил медведь, да как начал, как начал реветь.

Инсценировка «Машенька и Мишка»: педагог рассказывает детям сказку и обыгрывает её. «Был у Машеньки Мишка (показывает). Машенька Мишку очень любила. Она связала ему красивую шапочку (надевает на Мишку), шарфик (повязывает) и штанишки. Стал Мишка надевать штанишки, в одну штанину две лапки просунул (надевает, показывает детям). Машенька говорит: «Не так, Мишка, ты надел штанишки. Нужно в каждую штанину одну лапку просунуть». Постарался Мишка. Правильно надел штанишки (показывает). Машенька похвалила его и выдала ему шоколадку». Затем кукла, Мишка, штанишки, шапочка, шарфик, шоколадка кладутся на стол, дети называют все предметы. Педагог: « Послушайте, во всех этих словах есть песенка ветра – ш-ш-ш: Машшенька, мишшка, шштанишшки, шшарфик, шшоколадка, шшапочка». С помощью педагога дети называют все слова с интонационным выделением звука [ш] - песенки ветра.

Упражнение на составление предложений: педагог берет куклу и показывает её детям: « Скажите, какая это кукла (дети подбирают определения). Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты, Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены. Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слова красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая.) Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла.) Слово красивая сядет, а выйдет слово любимая. Ната, иди, ты сказала это слово. Ты будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или любимая кукла.) Слово кукла, попляши. Слово любимая, похлопай. Слово любимая сядет на стульчик. Слово кукла отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик.»

Примеры игр для детей 5-6 лет:

Игра «Назови слова»: дети по заданию педагога вспоминают слова – названия животных или птиц, в которых есть звук [с] или [с'] (лось, сова, гусь, лиса, соловей, синица, собака, сокол, рысь, слон). В конце игры определяется победитель.

Игра с заданиями: 1. педагог вызывает к доске четверых детей и предлагает им взять «звуки» слова юла в такой последовательности: [л], [у], [a], [й']. Дети строят схему слова. 2.Педагог подзывает «звуки» слова по-другому: твёрдый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный. Дети перестраиваются, строят схему слова. 3.Задание «звукам»- игрокам дают дети.

Игра-загадка: педагог выкладывает на доске зеленую, красную, синюю, красную фишки (загадывает слово зима). Предлагает детям задавать вопросы, чтобы отгадать, какое слово было загадано.

Игра «Цепочка слов»: (от слова дом). Педагог выкладывает на доске слово дом (дети – в своих тетрадях) и предлагает из него сделать новое слово, заменив, убрав или подставив только одну букву. Ребёнок, который отвечает, подробно объясняет, что нужно сделать, какое слово получится, педагог изменяет слова на доске, а дети – в тетрадях. Например, из слова дом ребёнок хочет сделать слово дым. Он должен сказать: «Уберите о, поставьте ы, получится дым. Приблизительная цепочка слов: дом- дым- дам- сам- сама- мама- рама- Рома- роза- коза- коса- роса- рост- пост- посты- послы и так далее.

Работа с родителями.

Данная Программа может быть успешно реализована при включении в деятельность детей и родителей. Педагог информирует родителей воспитанников о том, какие есть у детей трудности по освоению Программы, делает акцент на необходимости совместной работы, повторении и закреплении пройденного материала в домашних условиях.

С родителями в течение учебного года проводятся индивидуальные консультации и советы, даются рекомендации, анализируются успехи детей в освоении Программы.

Список используемой литературы.

УМК Программа «Обучение дошкольников грамоте» по методикам

Эльконина Д.Б., Журовой Л.Е., Дуровой Н.В.. Программа, Методические рекомендации, игры-занятия под редакцией Шестернина Н.Л. - М.: «Школьная Пресса», 2017 г.

Дурова Н.В., Невская Л.Н.. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

Дурова Н.В., Невская Л.Н.. От слова к звуку. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

Дурова Н.В., Невская Л.Н.. От звука к букве. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

Дурова Н.В.. Читаем сами. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

Дурова Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. - М.: «Школьная Пресса», 2010 г.

Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2002 г.

Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте по методике Дуровой Н.В. под редакцией Злобиной М.А. - М.: «Школьная Пресса», 2010 г.

Гаврина С.Е. Тесты для определения развития ребенка. Развитие речи. Основы грамоты и чтения. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001.

Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.

Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.

Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.

Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.

Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997.

Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.

44

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.