ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Кружок «ИЗОСТУДИЯ»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Тонкинская средняя школа»
«УТВЕРЖЕНО»
Директор школы
______________ / Г.Н.Ветюгова/
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по ВР
______________/ Н.В. Игнатьева /
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Кружок «ИЗОСТУДИЯ»
возраст обучающихся 7 -11 лет,
срок реализации - 4 года
Составитель: Вихарева А. А.,
Учитель начальных классов
Тонкино
2022
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Изостудия"
1-4 класс
(общекультурное направление)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В результате изучения курса «Азбука рисования» должны быть достигнуты определенные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Азбука рисования»
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:
знание видов художественной деятельности
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видовдеятельности.
Первый год обучения. Ознакомительный этапМир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7-8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Радужный мир | 30 |
2. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. Конкурсы, фестивали | 4 |
| Итого: | 34 |
Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 8–10 лет.
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку само выразиться.
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Основы художественной грамоты. | 36 |
2. | Графика. | 24 |
3. | Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, | 8 |
| Итого: | 68 |
Четвёртый года обучения. Исследовательский этап: 10–11 лет.
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Разделы программы.
№ | Раздел программы | Количество часов |
1. | Основы изобразительной грамоты | 15 |
2. | Декоративно – прикладное искусство | 15 |
3. | Выставки, экскурсии | 4 |
| Итого: | 34 |
Форма промежуточной (итоговой) аттестации – выставка творческих работ.
Тематическое планирование Первый год обучения. Ознакомительный этап.
Тематическое планирование
Второй год обучения.
№ урока | Дата | Тема занятия | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. | |
| Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. | |
| Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | донести свою позицию до собеседника; слушать и понимать высказывания собеседников | |
| Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. | |
| Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. | |
| Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. | |
| Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние; настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. | |
| Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; | |
| Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель.рисование по методу ассоциаций. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. | |
| | Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. |
| | Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. |
| | Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
| | Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. |
| | «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. |
| | «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. |
| | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
| | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. |
| | Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. |
| | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. |
| | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. |
| | Знакомство с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
| | Знакомство с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. |
| | «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. |
| | «Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. |
| | Натюрморт – на бросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая.собственная. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
| | Натюрморт – на бросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая.собственная. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. |
| | Экскурсия по городу «Памятники архитектуры» | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. |
| | Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. |
| | «Терема». Гравюра на картоне | Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
| | Поздравление. Использование шаблона и трафарета.. Выделение главного. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах,, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. . | работать по предложенному учителем плану; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. |
| | Поздравление. Штрих. Выделение главного. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира. |
| | Творческая работа Свободный выбор техники и материалов | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. |
| | Экскурсия в картинную галерею | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
| | Итоговое занятие. Выставка работ. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. |
Тематическое планирование
Третий год обучения.
№ урока | Дата | Тема занятия | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах,, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. . | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. | |
| Изучение свойств линий на примере рисунков П.Пикассо. Коллективная работа «Солнечный денек». | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | |
| Изучение свойств линий на примере рисунков П.Пикассо. Коллективная работа «Солнечный денек». | Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры Работать в группе. | Личностные : формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные:. совместный поиск и решение задач.целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. .Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу | |
| Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Создавать плавные переходы цвета» Пасмурный день» | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. | |
| Экскурсия в осенний парк. | Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. | |
| «Осенние листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. | |
| Натюрморты на картинах великих художников. Заочная экскурсия по Эрмитажу. | Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. | |
| Натюрморт из трёх предметов (фрукты с вазой). Тоновая растяжка. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. | |
| Натюрморт из трёх предметов (фрукты с вазой). Тоновая растяжка. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. | |
| | Города на картинах художников Заочная экскурсия по музеям мира | Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных рассуждать о созданных образах. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | «Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами.Цвет как выразитель настроения. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | Познавательные: знание законов композиции, знание законов цветовой гармонии, выбор наиболее эффективных способов решения задач (оригинальность). Коммуникативные: находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций |
| | «Город» - цветовой фон в технике монотипии. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
| | Город» - цветовой фон в технике монотипии. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | Личностные : формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. . |
| | Натюрморт – на бросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные : формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Портрет Бабы-Ягы. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | . Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Личностные : формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Портрет Бабы-Ягы. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | «Избушка Бабы-Яги». Ритм геометрических форм. Цветовая гамма. Гуашь. | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | «Избушка Бабы-Яги». Ритм геометрических форм. Цветовая гамма. Гуашь. | .. Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Пейзаж «Ранняя весна». Пастельные тона | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
| | Пейзаж «Ранняя весна». Пастельные тона | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Создание творческих графических работ с использованием инструментов ИКТ | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Тематическое рисование «Моя малая Родина». Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Тематическое рисование « Моя малая Родина». Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
| | Зарождение замысла на основе предложенной темы. «Война моими глазами» Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха. Наброски и зарисовки военной техники. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. . |
| | Зарождение замысла на основе предложенной темы. «Война моими глазами» Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха. Наброски и зарисовки военной техники. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные : формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Понятие о композиции. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Рисунки «Страна Безопасности». | Применение основных средств художественной выразительности в творческих работах | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Понятие о композиции. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Рисунки «Страна БезОпасности». | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Творческая работа «Яркие краски лета» Свободный выбор техники и материалов | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Творческая работа «Яркие краски лета» Свободный выбор техники и материалов | Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Творческая работа «Яркие краски лета» Свободный выбор техники и материалов | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Итоговое занятие. Выставка работ. | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
Тематическое планирование
Четвёртое год обучения.
№ урока | дата | Тема занятия | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок «Впечатление о лете». Фломастеры. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. . | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. | |
| | «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
| | Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Работать в группе. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. | Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Заочная экскурсия по «Русскому музею» | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | Познавательные: знание законов композиции, знание законов цветовой гармонии, выбор наиболее эффективных способов решения задач (оригинальность). Коммуникативные: находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций |
| | «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
| | «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | « Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | «Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения образа. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | «Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | «Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
| | «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. | Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | «Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | «Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании плаката. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. | Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании плаката. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
| | Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве |
| | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. | Отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. | Применение основных средств художественной выразительности в творческих работах | Личностные: формирование интереса. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: совместный поиск и решение задач, целеполагание и планирование, проявление инициативы в учебном творчестве. |
| | «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
| | Флористика. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. | Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу. Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии. |
| | Оформление работ, выставки, посещение выставок. | Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. | Коммуникативные: оценка деятельности собеседника; оформление диалогического высказывания. Личностные: воспринимать речь окружающих; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выбирать решение из нескольких предложенных. |
1
Горбачёва Марина Юрьевна
Воронцов Сергей Иванович