Дополнительная общеразвивающая программа изостудии «Вдохновение»

1
0
Материал опубликован 9 February 2022

Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Шуйский технологический колледж»

155901, Ивановская обл., г. Шуя, Учебный городок, 1

 (49351) 4-70-81  www.prof4.ru  liceyshuya@mail.ru

_____________________________________________________________________________





Согласовано:

Заместитель директора

ОГБПОУ ШТК по ВР и СВ

___________О.А.Медведева

«____»_____________2021г



Утверждаю:

Директор ОГБПОУ ШТК

____________О.В.Воробьев

Приказ № ___ от «__»____2021г





,


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

изостудии «Вдохновение»

(художественная направленность)

Возраст детей 15-18 лет

Срок реализации 1 год





Руководитель творческого объединения

Смирнова Татьяна Юрьевна

Воспитатель общежития







2021г.


1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы изостудии «Вдохновение» - художественная, представляет собой усвоение знаний, умений, практических навыков на уровне кружка, по функциональному назначению – учебно-познавательная, срок реализации - 1 год.



Актуальность программы обусловлена отсутствием в учебных программах колледжа достаточного количества академических часов по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству и т.п.. в то время как некоторая часть студентов имеет стабильный интерес и желание заниматься каким-либо видом ИЗО. Развитие способностей к творческой деятельности пригодится обучающимся на поваров-кондитеров, которые смогут придать привлекательный вид своей продукции; будущие продавцы будут учитывать цвет, форму и фактуру товаров при выкладке на прилавке, а также подбирать декор к праздничному оформлению торгового зала, мастера отделочных работ – грамотно подходить к выбору цветовой гаммы. Регулярные занятия рисованием тренируют глазомер и цветовосприятие, делают кисть более пригодной для мелкой работы, влияют на развитие интеллекта в целом.

Отличительные особенности настоящей программы от уже существующих в этой области состоят в том, что она разработана для студентов колледжей, не имеющих профильной подготовки по изобразительному искусству. Обобщая опыт, полученный обучающимися в школе, она направлена на закрепление познавательного интереса к культурному наследию, развитие креативных способностей, повышение уровня изобразительной грамотности, раскрытие потенциала личности, получение студентами разностороннего воспитания. Разнообразные темы занятий и виды деятельности не только расширяют кругозор подростков, но и позволяют выявить интересы обучающихся к определённым видам изобразительного искусства.

Адресат программы: подростки 15-18 лет. В указанном возрасте дети имеют навыки рисования, а при наличии интереса к изобразительной деятельности, систематичности занятий и под руководством профессионала способны достигать отличных результатов. Состав группы не должен превышать до 15 человек, так как в процессе каждого практического занятия педагог должен уделить внимание всем обучающимся.

Срок реализации программы – 1год.

Режим занятий: два раза в неделю по одному академическому часу, всего 83 часа за 2021-2022 учебный год

В структуру программы входит 55 тем. В каждой теме, имеющей практическое задание, выделяют оргмомент (актуализация внимания), теоретическую часть (устная информация об основах изобразительной грамотности, подкрепленная дидактическим материалом), воспитывающую часть (эстетическая оценка, формирование личных качеств обучающихся через выполнение художественных работ), практическую – самостоятельное выполнение творческой работы, выставку и рефлексию. В конце занятия организуется просмотр работ, в ходе которого отмечаются сильные и слабые стороны работы. Завершает мероприятие рефлексия. В темах, не содержащих практических заданий (лекции, видеоэкскурсии, выставки), выделяют содержат огрмомент, теоретическую часть (устная информация о художественной ценности произведений искусства, стилях, видах и жанрах изобразительного искусства, о выдающихся художниках, скульпторах, графиках), воспитывающую часть (эстетическая оценка, воздействия произведения искусства на зрителя, формирование личных качеств обучающихся через демонстрацию и анализ произведений искусства). Завершает мероприятие рефлексия.

Формы занятий:

практические занятия,

пленер;

видеоэкскурсии: просмотр сюжетов по истории искусства, о художниках и музеях мира;

организация выставок;

мастер-класс;

лекция

беседа.

Ожидаемые результаты освоения программы

По окончании программы обучающийся должен уметь: работать графическими материалами (акварель, гуашь, простой карандаш), самостоятельно создавать уравновешенные творческие работы, соответствующие заявленной теме, передавать настроение, используя выразительные средства художественных материалов, обладать теоретическими знаниями в области изобразительной грамотности.

Форма обучения: очная.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: воспитание разносторонне развитой личности через развитие способностей к изобразительной деятельности подростков.

Личностные задачи отражаются в интеллектуальном развитии обучающихся, которое должно произойти в учебном процессе по настоящей программе дополнительного образования:

понимание особой роли культуры в жизни общества и человека;

формирование творческого мышления;

развитие фантазии;

расширение кругозора;

формирование эстетических чувств;

развитие эстетических потребностей;

формирование умения оценивать творческие работы и произведения искусства;

формирование навыков коллективной работы.

Метапредметные задачи выражаются в формировании у обучающихся универсальных учебных действий:

формирование навыков поиска необходимой информации в интернете и литературе на бумажном носителе;

формирование умения самостоятельно выбирать объекты изобразительной деятельности и подбирать выразительные средства и художественные материалы;

формирование потребности изучения культурного наследия и использования полученных знаний в практической работе;

приобретение навыков сотрудничества в процессе выполнения коллективной работы;

формирование навыков синтеза и анализа.

формирование умения самостоятельно создавать творческие работы в различных техниках.

Предметные задачи находят своё выражение в достижениях учащихся, которые они должны получить в учебном процессе изучения основ изобразительной грамотности по настоящей программе дополнительного образования:

ознакомление с различными художественными материалами и техниками работы с ними.

закрепление представления о видах и жанрах изобразительного искусства.

информирование о народных промыслах.

ознакомление с актуальными направлениями дизайна.

ознакомление с основами цветоведения, с цветовым кругом, основными и дополнительными цветами, теплыми и холодными цветами, контрастными и родственными цветовыми сочетаниями.

ознакомление с основами композиции графической, живописной , декоративно-прикладной работы.

закрепление понятий формы и объема.

расширение представления о перспективе.

ознакомление с конструкцией геометрических тел.

ознакомление с приемами передачи объема, формы и пространства.

ознакомление с художественными выразительными средствами.

Закрепление представления о фактуре предмета.

ознакомление с шрифтами и шрифтовой композицией.

расширение представления о культурном наследии

морально-нравственное воспитание.







1.3 Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Знакомство. Ознакомление с основными темами программы обучения и видами работ. Художественные материалы для рисунка и живописи. Порядок в мастерской художника.

1

0

1

Устный контроль

2.

Мастер-класс по рисованию растений с натуры. Выявление уровня подготовки обучающихся.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

3.

Зарисовка осенних цветов с натуры.

0

2

2

Устный контроль, коррекция рисунков

4.

Беседа «Виды и жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Виды натюрморта».

1

0

1

Устный контроль

5.

Мастер-класс по рисованию овощей и фруктов. «Дары осени»

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

6.

Цветоведение. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Колорит. Зарисовка дерева в теплом колорите (по памяти, с натуры или по представлению).

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

7.

Основы композиции плаката. Рисование эскиза плаката ко Дню учителя.

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

8.

Выразительные средства графики: пятно и линия. Зарисовка дерева с натуры, по памяти или по представлению.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

9.

Зарисовка животного по памяти или по представлению. Характер животного.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

10.

Пропорции лица человека. Зарисовка головы человека с натуры, по памяти или по представлению.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

11.

Женский портрет. Рисунок по памяти, с натуры или по представлению.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

12.

Шрифтовая композиция. Рубленый шрифт.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

13.

Орнамент и его особенности. Виртуальная экскурсия.

1

0

1

Устный контроль

14.

Зарисовка цветов и листьев с натуры, по памяти или по представлению.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

15.

Наблюдение за формой и цветом листьев и цветов. Составление растительного орнамента.

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

16.

Форма «шар». Законы светотени. Зарисовка предмета шаровидной формы.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

17.

Видеоэкскурсия «Гжель. Технология изготовления и роспись предметов быта»

1

0

1

Устный контроль

18.

Народные промыслы России. Гжель. Рисование элементов гжельской росписи.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

19.

Композиция пейзажа и перспектива пейзажа. Зимний пейзаж. Рисунок по памяти или по представлению.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

20.

Выразительные средства графики. Зимний пейзаж. Рисование пейзажа в традициях гжели.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

21.

Объём и форма. Перспектива. Зарисовка с натуры предмета прямоугольной формы.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

22.

Наблюдение за строением снежинок. Рисование эскиза снежинки для вырезанки.

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

23.

«Ах, маскарад!» Рисование эскиза аксессуара для новогоднего костюма.

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

24.

Родственные и контрастные цвета. Цветоведение. Упражнения на смешивание цвета.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

25.

Народные промыслы России. Городецкая роспись. Рисование элементов городецкой росписи.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

26.

Рисование элементов городецкой росписи.

0

1

1

Устный контроль, коррекция рисунков

27.

Эскиз росписи предмета посуды в традициях городецкой росписи.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

28.

Виртуальная экскурсия. «Виды и жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Виды натюрмортов».

1

0

1

Устный контроль

29.

Объём и форма. Перспектива. Окружности в перспективе. Зарисовка чашки.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

30.

Зарисовка военной техники времен ВОВ по памяти или представлению.

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

31.

Пропорции фигуры человека. Набросок.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

32.

Тематическое рисование «Широкая Масленица».

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

33.

Зарисовка букета цветов по памяти или по представлению

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

34.

Рисование натюрморта с натуры

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

35.

Видеоэкскурсия «Музеи мира. Третьяковская галерея».

1

0

1

Устный контроль

36.

Зарисовка насекомых по памяти или по представлению.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

37.

Упражнение на смешивание цветов. Декоративное рисование «Бархатцы»

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

38.

Теплый колорит. Весенние цветы. Зарисовка цветов по памяти, с натуры или по представлению.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

39.

Холодный колорит. Упражнение на смешивание цветов. Зарисовка неба.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

40.

Холодный колорит. Рисование пейзажа в холодном колорите.

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

41.

Зарисовка фигуры человека с натуры, по памяти или по представлению.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

42.

Теплый колорит. Зарисовка пейзажа в теплом колорите по памяти или по представлению.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

43.

Упражнение на смешивание цветов. Декоративное рисование «Сирень».

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

44.

Перспектива. Рисунок дома в перспективе.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

45.

Тематическое рисование «День Победы»

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

46.

Зарисовка растения с натуры, по памяти или по представлению

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

47.

Стилизация. Рисование стилизованного растения.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

48.

Шрифты и шрифтовая композиция. Работа над эскизом шрифтовой композиции.

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

49.

Перспектива. Зарисовка чайника в перспективе.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

50.

Законы светотени. Объем и форма. Зарисовка предмета с натуры.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

51.

Рисунок натюрморта с натуры.

1

1

2

Устный контроль, коррекция рисунков

52.

Тематическое рисование «Ах, лето красное!»

1

2

3

Устный контроль, коррекция рисунков

53.

Рисование растений с натуры.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

54.

Зарисовка пейзажа с натуры.

0,5

0,5

1

Устный контроль, коррекция рисунков

55.

Подведение итогов. Виртуальная выставка.

1

0

1

Устный контроль


Итого:

39,5

43,5

83






Содержание учебно-тематического плана

1. Знакомство. Ознакомление с основными темами программы обучения и видами работ. Художественные материалы для рисунка и живописи. Порядок в мастерской художника.

Теория: рассказ о программе обучения с демонстрацией художественных работ обучающихся, информирование о художественных материалах, необходимых на занятиях, беседа об уходе за кистями и необходимости содержания в порядке в художественных материалов. Инструктаж по технике безопасности с пачкающими предметами.

2. Мастер-класс по рисованию растений с натуры. Выявление уровня подготовки обучающихся.

Теория: наблюдение за предметом, рассказ о приёмах рисования, демонстрация рисования растения с натуры, подбора или смешивания цветов (тёплые и холодные цвета), краткое информирование о конструкции, форме предмета и способах передачи объема (блик, свет, тень, полутень, рефлекс, тон).

Практика: Обучающиеся поэтапно выполняют рисунок растения с натуры под руководством педагога

3. Зарисовка осенних цветов с натуры.

Теория: определение композиции рисунка, цветовой гаммы, колорита, тёплые, холодные цвета, форма и цвет частей растений.

Практика: обучающиеся поэтапно выполняют рисунок осенних цветов с натуры под руководством педагога, учатся подбирать или смешивать цвета.

4. Беседа «Виды и жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Виды натюрморта».

Теория: обучающиеся вспоминают виды и жанры изобразительного искусства, а педагог дополняет рассказ: графика, живопись, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, виды натюрмортов (учебный, цветочный, из предметов быта, ванитас, натюрморт как часть жанровой картины), кратко о других видах искусства (архитектура, театр, кино, танец, литература, музыка).

5. Мастер-класс по рисованию овощей и фруктов. «Дары осени».

Теория: наблюдение за овощами и фруктами, рассказ о приёмах рисования, демонстрация рисования овоща или фрукта с натуры, подбора или смешивания цветов (тёплые и холодные цвета), краткое информирование о конструкции, форме овощей и фруктов и способах передачи объема (блик, свет, тень, полутень, рефлекс, тон).

Практика: Обучающиеся поэтапно выполняют рисунок одного фрукта или овоща с натуры под руководством педагога.

6. Цветоведение. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Колорит. Зарисовка дерева в теплом колорите (по памяти, с натуры или по представлению).

Теория: рассказ о хроматических и ахроматических цветах, основных и дополнительных цветах, цветовом круге, цветовой гармонии, о цветовых сочетаниях (родственные, контрастные, тёплые, холодные), колорите, о конструкции деревьев, наблюдение за характером ветвей и стволов деревьев, демонстрация приёмов смешивания цветов, получения определённой консистенции краски.

Практика: обучающиеся выполняют рисунок дерева в тёплом колорите по памяти или по представлению.

7. Основы композиции плаката. Рисование эскиза плаката ко Дню учителя.

Теория: беседа о плакате как о виде графики и о требованиях к его выполнению (ясность, наглядность, удобочитаемость), о композиции плаката, выборе цветовой гаммы плаката.

Практика: составление эскиза композиции плаката ко Дню учителя под руководством педагога.

8. Выразительные средства графики: пятно и линия. Зарисовка дерева с натуры, по памяти или по представлению.

Теория: демонстрация приёмов работы графическими материалами, рассказ о выразительных средствах графики (пятно и линия) и способах нанесения линий

Практика: зарисовка дерева по памяти или по представлению с использованием выразительных средств графики (ветви – линии, имеющие различных характер, ствол может быть пятном или нарисован линиями).

9. Зарисовка животного по памяти или по представлению. Характер животного.

Теория: беседа о строении тела различных животных и птиц, рассказ о способах передачи настроения животного.

Практика: рисование домашнего любимца по памяти или по представлению.

10. Пропорции лица человека. Зарисовка головы человека с натуры, по памяти или по представлению.

Теория: рассказ о пропорциях лица человека с демонстрацией обучающих таблиц, отражающих пропорции лица человека. Поэтапная демонстрация рисования лица человека.

Практика: зарисовка головы человека с натуры, по памяти или по представлению.

11. Женский портрет. Рисунок по памяти, с натуры или по представлению.

Теория: беседа о пропорциях женского тела и головы человека, о рисовании женской фигуры в различных положениях, о композиции женского портрета.

Практика: рисование портрета женщины с натуры, по памяти или по представлению.

12. Шрифтовая композиция. Рубленый шрифт.

Теория: рассказ о видах шрифта и рубленом шрифте, о понятии шрифтовой композиции.

Практика: рисование букв рубленым шрифтом.

13. Орнамент и его особенности. Виртуальная экскурсия.

Теория: беседа о видах орнамента (геометрический, растительный, антропометрический, с изображением животных и т.д.), о применении орнаментов, демонстрация презентации об орнаменте.

Практика: зарисовка элементов растительного орнамента.

14. Зарисовка цветов и листьев с натуры, по памяти или по представлению.

Теория: демонстрация цветов и листьев различных растений, наблюдение за их формой, цветом, структурой, пояснения по использованию выразительных средств графики (линия, пятно), демонстрация этапов выполнения зарисовки.

Практика: обучающиеся зарисовывают части растений под руководством педагога, используя выразительные средства графики.

15. Наблюдение за формой и цветом листьев и цветов. Составление растительного орнамента.

Теория: беседа о растительном орнаменте, о его ритме, рекомендации по его составлению и использованию выразительных средств графики, наблюдение за формой и цветом листьев, цветов, ягод, демонстрация дидактического материала с изображением растительного орнамента.

Практика: обучающиеся выбирают элементы для растительного орнамента и составляют орнамент.

16. Форма «шар». Законы светотени. Зарисовка предмета шаровидной формы.

Теория: пояснения по использованию светотени для передачи объема предмета шаровидной формы (мяч): блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс, виды штриха, использование выразительных качеств штриховки и линий, демонстрация этапов выполнения зарисовки предмета шаровидно формы.

Практика: обучающиеся зарисовывают предмет шаровидной формы, используя выразительные средства графики (штрих, линия).

17. Видеоэкскурсия «Гжель. Технология изготовления и роспись предметов быта».

Теория: просмотр видеофильма о технологии изготовления предметов с гжельской росписью, рассказ о художественной ценности изделий с гжельской росписью и истории возникновения и развития промысла, беседа с обучающимися о выразительных средствах, используемых в гжельской росписи.

18. Народные промыслы России. Гжель. Рисование элементов гжельской росписи.

Теория: пояснения об особенностях и этапах выполнения элементов гжельской росписи с демонстрацией дидактического материала, показ этапов выполнения элементов гжельской росписи.

Практика: зарисовка элементов гжельской росписи.

19. Композиция пейзажа и перспектива пейзажа. Зимний пейзаж. Рисунок по памяти или по представлению.

Теория: рассказ о законах перспективы (точка схода, линия горизонта, масштаб деревьев, кустарников), о выразительных средствах графики, используемых в пейзаже (пятно, линия), демонстрация этапов выполнения рисунка пейзажа.

Практика: выполнение рисунка зимнего пейзажа в перспективе гуашью или в смешанной технике с использованием выразительных средств графики.

20. Выразительные средства графики. Зимний пейзаж. Рисование пейзажа в традициях гжели.

Теория: рекомендации по созданию композиции декоративного зимнего пейзажа в традициях гжели, демонстрация дидактического материала, пояснения по использованию выразительных средств графики (пятно, линия).

Практика: выполнение зимнего пейзажа в традициях гжели с использованием выразительных средств графики.

21. Объём и форма. Перспектива. Зарисовка с натуры предмета прямоугольной формы.

Теория: пояснения по построению предмета прямоугольной формы в перспективе (линия горизонта, точка схода), передаче объема предмета (свет, тень собственная, полутень, рефлекс, падающая тень), по использованию выразительных средств графики (линя, штрих, пятно).

Практика: зарисовка предмета прямоугольной формы в перспективе графическими материалами (простой карандаш или уголь).

22. Наблюдение за строением снежинок. Рисование эскиза снежинки для вырезанки.

Теория: наблюдение за строением снежинок и их разнообразием, демонстрация дидактического материала (фотографии снежинок), рассказ о структуре строения снежинки, демонстрация этапов выполнения рисунка снежинки для вырезанки.

Практика: рисование простым карандашом эскиза снежинки для вырезанки.

23. «Ах, маскарад!» Рисование эскиза аксессуара для новогоднего костюма.

Теория: рассказ о разнообразии вариантов карнавальных масок, демонстрация дидактического материала с изображением масок, об этапах изготовления маски из картона и способах её декорирования, о колорите, видах цветовых сочетаний.

Практика: рисование эскиза новогодней маски графическими материалами по выбору обучающихся (гуашь, акварель, цветные карандаши, мелки).

24. Родственные и контрастные цвета. Цветоведение. Упражнения на смешивание цвета.

Теория: беседа о колорите, видах цветовых сочетаний, многообразии оттенков и способах их получения, демонстрация этапов выполнения учебного задания.

Практика: обучающиеся делают упражнение гуашью или акварелью на смешивание основных и дополнительных цветов, пытаются получить максимальное количество оттенков в единой цветовой гамме.

25. Народные промыслы России. Городецкая роспись. Рисование элементов городецкой росписи.

Теория: рассказ о городецкой росписи и её элементах, демонстрация дидактического материала с изображением городецкой росписи, демонстрация рисования элементов городецкой росписи

Практика: рисование гуашью элементов городецкой росписи.

26. Рисование элементов городецкой росписи.

Теория: рассказ об этапах рисования элементов городецкой росписи, демонстрация дидактического материала с изображением городецкой росписи.

Практика: рисование гуашью элементов городецкой росписи.

27. Эскиз росписи предмета посуды в традициях городецкой росписи.

Теория: беседа о композиции городецкой росписи, выборе объекта росписи для рисования эскиза, демонстрация дидактического материала с изображением городецкой росписи.

Практика: составление эскиза городецкой росписи бытового предмета (кухонной доски, солонки и т.п.) выполняется сначала простым карандашом маленького формата, затем на плотной бумаге в цвете (простой карандаш, гуашь).

28. Виртуальная экскурсия. «Виды и жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Виды натюрмортов».

Теория: демонстрация дидактического материала с репродукциями произведений искусства различных видов и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр и различных видов натюрмортов, (учебный, цветочный, из предметов быта, ванитас, натюрморт как часть жанровой картины), беседа о по теме занятия.

29. Объём и форма. Перспектива. Окружности в перспективе. Зарисовка чашки.

Теория: сообщение о сокращении окружностей в пространстве, демонстрация чашки на разной высоте относительно уровня горизонта, демонстрация этапов построения чашки и её окружностей в перспективе.

Практика: обучающиеся рисуют конструкцию чашки в перспективе.

30. Зарисовка военной техники времен ВОВ по памяти или представлению.

Теория: рассказ о видах вооружения времён ВОВ, демонстрация дидактического материала с изображениям танков, артиллерийских установок, самолётов и способах рисования конструкции техники.

Практика: зарисовка техники времён ВОВ простым карандашом и цвете (гуашь, цветные карандаши, мелки по выбору обучающихся).

31. Пропорции фигуры человека. Набросок.

Теория: информация о пропорциях фигуры человека в зависимости от пола и возраста, показ дидактического материала (таблиц с пропорциями человека) по теме, демонстрация этапов выполнения рисунка фигуры человека.

Практика: рисование наброска фигуры человека.

32. Тематическое рисование «Широкая Масленица».

Теория: беседа о народном празднике и истории его происхождения, о композиции рисунка на тему Масленица, о выборе колорита и цветовой гаммы.

Практика: разработка эскиза и выполнение многофигурного рисунка на тему «Широкая Масленица» формата А4 в графическом материале по выбору обучающихся.

33. Зарисовка букета цветов по памяти или по представлению.

Теория: беседа о разнообразии цветов, о выборе колорита и цветовой гаммы, показ дидактического материала по теме занятия, рассказ о конструкции растений, демонстрация приёмов работы с красками (гуашь, акварель или смешанная техника)

Практика: зарисовка букета цветов в цвете в цветовой гамме по выбору обучающихся.

34. Рисование натюрморта с натуры.

Теория: беседа о композиции несложного натюрморта из 2-3 предметов и способах построения предметов быта в перспективе, о колорите, цветовой гамме, об освещении и законах свето-тени, способах передачи объема и перспективы, демонстрация дидактического материала по теме занятия.

Практика: рисование натюрморта с натуры в цвете (карандаш, гуашь).

35. Видеоэкскурсия «Музеи мира. Третьяковская галерея».

Теория: демонстрация видеофильма о Третьяковской галерее и её экспонатах, её значении в культурной жизни страны, о её постоянной экспозиции.

36. Зарисовка насекомых по памяти или по представлению.

Теория: беседа о многообразии насекомых, о выборе объекта изображения, его конструкции, выборе цветовой гаммы.

Практика: зарисовка насекомого в цвете в материале по выбору обучающихся.

37. Упражнение на смешивание цветов. Декоративное рисование «Бархатцы».

Теория: беседа о колорите, основных, дополнительных цветах, выборе цветовой гаммы, строении цветов, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (гуашь).

Практика: рисование бархатцев гуашью по представлению или по памяти в тёплой цветовой гамме.

38. Теплый колорит. Весенние цветы. Зарисовка цветов по памяти, с натуры или по представлению.

Теория: беседа о колорите, основных, дополнительных цветах, выборе цветовой гаммы, строении цветов, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (акварель).

Практика: рисование акварелью весенних цветов по выбору учащихся.

39. Холодный колорит. Упражнение на смешивание цветов. Зарисовка неба.

Теория: беседа о холодном колорите, богатстве холодной цветовой гаммы, о способах передачи объема и формы облаков, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (гуашь).

Практика: зарисовка гуашью неба по памяти, с натуры или по представлению в холодной цветовой гамме

40. Холодный колорит. Рисование пейзажа в холодном колорите.

Теория: беседа о холодном колорите, богатстве холодной цветовой гаммы, о способах передачи пространства, объема, формы деревьев и строений в перспективе, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (гуашь, акварель или смешанная техника).

Практика: рисование реалистического пейзажа по памяти или по представлению (карандаш, гуашь, акварель или смешанная техника по выбору обучающихся).

41. Зарисовка фигуры человека с натуры, по памяти или по представлению.

Теория: пропорции и конструкция фигуры человека, использование таблиц по теме занятия.

Практика: построение и проработка крупных деталей фигуры человека с натуры, по памяти или по представлению.

42. Теплый колорит. Зарисовка пейзажа в теплом колорите по памяти или по представлению.

Теория: гармоничные цветовые сочетания в теплом колорите, цветовой круг, основы перспективы пейзажа, линия горизонта, законы свето-тени, ритм в декоративном пейзаже.

Практика: зарисовка реалистического или декоративного пейзажа в теплом колорите акварелью, гуашью или в смешанной технике по выбору обучающихся.

43. Упражнение на смешивание цветов. Декоративное рисование «Сирень».

Теория: гармоничные цветовые сочетания в холодном колорите, цветовой круг, многообразие холодных оттенков и способы их получения.

Практика: зарисовка гуашью ветки или букета сирени по памяти или по представлению.

44. Перспектива. Рисунок дома в перспективе.

Теория: основы перспективы, точка схода, линия горизонта, перспективное сокращение, построение строения в перспективе.

Практика: зарисовка простым карандашом строения в перспективе.

45. Тематическое рисование «День Победы».

Теория: выбор сюжета и композиция рисунка для тематического рисования, художественные материалы и их возможности, палитра, цветовой круг, гармоничные цветовые сочетания, выразительные средства графики и живописи, пропорции фигуры человека, перспектива.

Практика: тематическое рисование «День Победы» художественными материалами по выбору обучающихся (гуашь, акварель, смешанная техника, карандаши, восковые мелки, пастель).

46. Зарисовка растения с натуры, по памяти или по представлению.

Теория: многообразие мира растений, конструкция растений, композиция рисунка, выбор цветовой палитры, гармоничные цветовые сочетания, цветовой круг, выразительные средства графики (пятно, линия).

Практика: зарисовка растения по памяти или по представлению графическими материалами по выбору обучающихся (акварель, гуашь, смешанная техника, карандаши, восковые мелки, пастель).

47. Стилизация. Рисование стилизованного растения..

Теория: стилизация и её законы, конструкция стилизованного растения, декоративность, ритм, гармоничные цветовые сочетания, цветовой круг, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих).

Практика: рисование стилизованного растения художественными материалами по выбору обучающихся.

48. Шрифты и шрифтовая композиция. Работа над эскизом шрифтовой композиции.

Теория: многообразие шрифтов, выразительность шрифта, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих), требования к шрифтовой композиции, выбор цветовой гаммы, работа над эскизами.

Практика: составление эскиза и рисование шрифтовой композиции графическими материалами по выбору обучающихся (карандаши, фломастеры, маркеры, гуашь, акварель, смешанная техника).

49. Перспектива. Зарисовка чайника в перспективе.

Теория: перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, конструкция предмета, построение окружностей в перспективе, законы светотени (блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс), способы передачи объема предмета и пространства, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих), использование таблиц, дидактического материала по теме занятия.

Практика: рисование с натуры чайника в перспективе простым карандашом, цветными карандашами, сангиной, углём или соусом (по выбору обучающихся).

50. Законы светотени. Объем и форма. Зарисовка предмета с натуры.

Теория: конструкция несложного бытового предмета, перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, построение окружностей в перспективе, законы светотени (блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс), способы передачи объема предмета и пространства, выразительные средства графики (пятно, линия), использование таблиц, дидактического материала по теме занятия.

Практика: рисование несложного бытового предмета в цвете ( гуашью, акварелью, акриловыми красками или в смешанной технике по выбору обучающихся).

51. Рисунок натюрморта с натуры.

Теория: композиция натюрморта, перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, построение окружностей в перспективе, законы светотени (блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс), способы передачи объема предмета и пространства, выразительные средства графики (пятно, линия), использование дидактического материала по теме занятия.

Практика: рисование с натуры несложного натюрморта (из 2-3 предметов) гуашью.

52. Тематическое рисование «Ах, лето красное!»

Теория: композиция тематического рисунка, выбор объектов, , перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, выбор цветовой гаммы, гармоничные цветовые сочетания, цветовой круг, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих), законы светотени, пропорции фигуры человека.

Практика: рисование на тему «Ах, лето красное» графическими материалами по выбору обучающимися (акварель, гуашь, смешанная техника, цветные карандаши, восковые мелки, пастель).

53. Рисование растений с натуры.

Теория: рисование растений в условиях пленера, цветовой круг, законы светотени, выразительные средства графики (пятно, линия), холодная и тёплая цветовые гаммы, многообразие оттенков, техники работы акварелью (лессировка, и «по сырому») и гуашью.

Практика: реалистичная зарисовка растения с натуры акварелью, гуашью или в смешанной технике.

54. Зарисовка пейзажа с натуры.

Теория: композиция, перспектива (линия горизонта, точка схода, уровень глаз), законы светотени, цветовая гамма, гармоничные цветовые сочетания, тон и цвет, способы передачи пространства, рисование водоёмов, отражение в воде.

Практика: зарисовка пейзажа с натуры акварелью, гуашью или в смешанной технике.

​​​​​​​55. Подведение итогов. Виртуальная выставка.

Теория: отбор самых лучших работ, размещение информации в социальной сети в «ВКонтакте», определение самых активных и талантливых обучающихся.

Практика: обучающиеся помогают отобрать лучшие работы, сделать фотографии, обсуждают сильные и слабые стороны, присутствуют на награждении, а также на вручении сертификатов об освоении программы обучения.



1.4 Планируемые результаты

Главным результатом освоения программы является создание каждым обучающимся творческих графических и живописных работ. Главным критерием оценки обучающегося является не столько уровень его знаний, умений и навыков, с которыми он пришёл в объединение, сколько достигнутый в ходе занятий прогресс, его обучаемость, способность и желание трудиться, критично оценивать результаты своего труда.

Личностными результатами освоения данной программы являются сформированное ценностное отношение к объектам культуры и культурному наследию, развитые творческое мышление, фантазия и кругозор, понимание эстетических чувств, развитие эстетических потребностей, умение оценивать творческие работы и произведения искусства, наличие навыков коллективной работы.

Метапредметными результатами являются: сформированные навыки поиска необходимой информации в интернете и литературе на бумажном носителе, умения самостоятельно выбирать объекты изобразительной деятельности, использовать выразительные средства и подбирать художественные материалы; сформированные потребности изучения культурного наследия и использования полученных знаний в практической работе; наличие навыков сотрудничества в процессе выполнения коллективной работы; навыков синтеза и анализа, сформированные умения самостоятельно создавать творческие работы в различных техниках.

Предметными результатами освоения программы являются нижеуказанные знания, умения и навыки.

По окончании курса обучающийся должен иметь представление:

об основных и дополнительных цветах;

о теплых и холодных цветах;

о композиции произведения ИЗО;

о художественных материалах и способах работы с ними;

о народных промыслах;

о конструкции предметов;

о форме предмета;

о шрифтах и шрифтовой композиции;

о видах и жанрах изобразительного искусства

о воздействии произведений искусства на сознание человека, их воспитывающей функции.


Учащийся должен уметь:

работать графическими материалами (акварель, гуашь, простой карандаш);

самостоятельно создавать уравновешенные творческие работы, соответствующие заявленной теме;

передавать настроение, используя выразительные средства графики.



2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график.

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу; всего 83 часа за учебный год.

В структуру программы входят 55 тем. Из них 77 часов практических занятий, 6 часов теоретических занятий (виртуальных экскурсий, лекций, бесед).



Перспективно-тематическое планирование

Месяц

Число

Форма занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Форма контроля

1.

Сентябрь

01.09

Беседа

Знакомство. Ознакомление с основными темами программы обучения и видами работ. Художественные материалы для рисунка и живописи. Порядок в мастерской художника.

Рассказ о программе обучения с демонстрацией художественных работ обучающихся, информирование о художественных материалах, необходимых на занятиях, беседа об уходе за кистями и необходимости содержания в порядке в художественных материалов. Инструктаж по технике безопасности с пачкающими предметами.

Устный контроль

2.

Сентябрь

06.09

Мастер-класс

Мастер-класс по рисованию растений с натуры. Выявление уровня подготовки обучающихся.

Наблюдение, объяснение и демонстрация этапов выполнения рисунка растения с натуры, выполнение рисунка растения с натуры под руководством педагога

Устный контроль, коррекция рисунков

3.

Сентябрь

08.09

Практическое

Зарисовка осенних цветов с натуры.

Создание композиции рисунка, определение цветовой гаммы, колорита, выполнение рисунка осенних цветов с натуры

Устный контроль, коррекция рисунков

4.

Сентябрь

13.09

Практическое

Зарисовка осенних цветов с натуры.

Анализ работы, Завершение рисунка осенних цветов

Устный контроль, коррекция рисунков

5.

Сентябрь

15.09

Беседа

Виды и жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Виды натюрморта

Беседа о рассказ о видах и жанрах изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр. Рассказ о видах натюрмортов (учебный, цветочный, из предметов быта, ванитас, натюрморт как часть жанровой картины), кратко о других видах искусства (архитектура, театр, кино, танец, литература, музыка).

Устный контроль

6.

Сентябрь

20.09

Мастер-класс

Мастер-класс по рисованию овощей и фруктов. «Дары осени»

Наблюдение, объяснение и демонстрация этапов выполнения рисунка овоща или фрукта с натуры, выполнение рисунка овоща или фрукта с натуры под руководством педагога

Устный контроль, коррекция рисунков

7.

Сентябрь

22.09

Практическое

Цветоведение. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Колорит. Зарисовка дерева в теплом колорите (по памяти, с натуры или по представлению).

Рассказ о цветах и видах цветовых сочетаний, цветовом круге, цветовой гармонии, о колорите, о конструкции деревьев, наблюдение за характером ветвей и стволов деревьев, демонстрация приёмов смешивания цветов, получения определённой консистенции краски, выполнение рисунка дерева в тёплом колорите по памяти или по представлению.

Устный контроль, коррекция рисунков

8.

Сентябрь

27.09

Практическое

Основы композиции плаката. Рисование эскиза плаката ко Дню учителя

Беседа о плакате как о виде графики и о требованиях к его выполнению (ясность, наглядность, удобочитаемость), о композиции плаката, выборе цветовой гаммы плаката, составление эскиза композиции плаката ко Дню учителя под руководством педагога.

Устный контроль, коррекция рисунков

9.

Сентябрь

29.09

Практическое

Основы композиции плаката. Рисование эскиза плаката ко Дню учителя.

Беседа о плакате как о виде графики и о требованиях к его выполнению (ясность, наглядность, удобочитаемость), о композиции плаката, выборе цветовой гаммы плаката, составление эскиза композиции плаката ко Дню учителя под руководством педагога.

Устный контроль, коррекция рисунков

10.

Октябрь

04.10

Практическое

Основы композиции плаката. Рисование эскиза плаката ко Дню учителя.

Беседа о плакате как о виде графики и о требованиях к его выполнению (ясность, наглядность, удобочитаемость), о композиции плаката, выборе цветовой гаммы плаката, составление эскиза композиции плаката ко Дню учителя под руководством педагога.

Устный контроль, коррекция рисунков

11.

Октябрь

06.10

Практическое

Выразительные средства графики: пятно и линия. Зарисовка дерева с натуры, по памяти или по представлению

Рассказ о выразительных средствах графики (пятно и линия) и способах нанесения линий, демонстрация приёмов работы графическими материалами, зарисовка дерева по памяти или по представлению с использованием выразительных средств графики.

Устный контроль, коррекция рисунков

12.

Октябрь

11.10

Практическое

Выразительные средства графики: пятно и линия. Зарисовка дерева с натуры, по памяти или по представлению

Анализ рисунка, завершение зарисовки дерева по памяти или по представлению с использованием выразительных средств графики.

Устный контроль, коррекция рисунков

13.

Октябрь

13.10

Практическое

Зарисовка животного по памяти или по представлению. Характер животного.

Беседа о строении тела различных животных и птиц, рассказ о способах передачи настроения животного, рисование домашнего любимца по памяти или по представлению.

Устный контроль, коррекция рисунков

14.

Октябрь

18.10

Практическое

Пропорции лица человека. Зарисовка головы человека с натуры, по памяти или по представлению.

Рассказ о пропорциях лица человека с демонстрацией обучающих таблиц, отражающих пропорции лица человека. Поэтапная демонстрация рисования лица человека, зарисовка головы человека с натуры, по памяти или по представлению.

Устный контроль, коррекция рисунков

15.

Октябрь

20.10

Практическое

Пропорции лица человека. Зарисовка головы человека с натуры, по памяти или по представлению.

Рассказ о пропорциях лица человека с демонстрацией обучающих таблиц, отражающих пропорции лица человека. Поэтапная демонстрация рисования лица человека, зарисовка головы человека с натуры, по памяти или по представлению.

Устный контроль, коррекция рисунков

16.

Октябрь

25.10

Практическое

Женский портрет. Рисунок по памяти, с натуры или по представлению.

Беседа о пропорциях женского тела и головы человека, о рисовании женской фигуры в различных положениях, о композиции женского портрета, рисование портрета женщины с натуры, по памяти или по представлению.

Устный контроль, коррекция рисунков

17.

Октябрь

27.10

Практическое

Шрифтовая композиция. Рубленый шрифт.

Рассказ о видах шрифта и рубленом шрифте, о понятии шрифтовой композиции, рисование букв рубленым шрифтом.

Устный контроль, коррекция рисунков

18.

Ноябрь

01.11

Практическое

Шрифтовая композиция. Рубленый шрифт.

Рассказ о видах шрифта и рубленом шрифте, о понятии шрифтовой композиции, рисование букв рубленым шрифтом.

Устный контроль, коррекция рисунков

19.

Ноябрь

03.11

Беседа

Орнамент и его особенности. Виртуальная экскурсия.

Беседа о видах орнамента (геометрический, растительный, антропометрический, с изображением животных и т.д.), о применении орнаментов, демонстрация презентации об орнаменте. зарисовка элементов растительного орнамента.

Устный контроль, коррекция рисунков

20.

Ноябрь

08.11

Практическое

Зарисовка цветов и листьев с натуры, по памяти или по представлению.

Демонстрация цветов и листьев различных растений, наблюдение за их формой, цветом, структурой, пояснения по использованию выразительных средств графики (линия, пятно), демонстрация этапов выполнения зарисовки, обучающиеся зарисовывают части растений под руководством педагога, используя выразительные средства графики.

Устный контроль, коррекция рисунков

21.

Ноябрь

10.11

Практическое

Наблюдение за формой и цветом листьев и цветов. Составление растительного орнамента.

Беседа о растительном орнаменте, о его ритме, рекомендации по его составлению и использованию выразительных средств графики, наблюдение за формой и цветом листьев, цветов, ягод, демонстрация дидактического материала с изображением растительного орнамента, обучающиеся зарисовывают элементы для растительного орнамента и составляют орнамент.

Устный контроль, коррекция рисунков

22.

Ноябрь

15.11

Практическое

Наблюдение за формой и цветом листьев и цветов. Составление растительного орнамента.

Анализ работы, работа над составлением растительного орнамента

Устный контроль, коррекция рисунков

23.

Ноябрь

17.11

Практическое

Наблюдение за формой и цветом листьев и цветов. Составление растительного орнамента.

Анализ работы, завершение работы над составлением растительного орнамента

Устный контроль, коррекция рисунков

24.

Ноябрь

22.11

Практическое

Форма «шар». Законы светотени. Зарисовка предмета шаровидной формы.

Пояснения по использованию светотени для передачи объема предмета шаровидной формы (мяч): блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс, виды штриха, использование выразительных качеств штриховки и линий, демонстрация этапов выполнения зарисовки предмета шаровидно формы. обучающиеся зарисовывают предмет шаровидной формы, используя выразительные средства графики (штрих, линия).

Устный контроль, коррекция рисунков

25.

Ноябрь

24.11

Видеоэкскурсия

«Гжель. Технология изготовления и роспись предметов быта»

Просмотр видеофильма о технологии изготовления предметов с гжельской росписью, рассказ о художественной ценности изделий с гжельской росписью и истории возникновения и развития промысла, беседа с обучающимися о выразительных средствах, используемых в гжельской росписи.

Устный контроль

26.

Ноябрь

29.11

Практическое

Народные промыслы России. Гжель. Рисование элементов гжельской росписи.

Пояснения об особенностях и этапах выполнения элементов гжельской росписи с демонстрацией дидактического материала, показ этапов выполнения элементов гжельской росписи, зарисовка элементов гжельской росписи.

Устный контроль, коррекция рисунков

27.

Декабрь

01.12

Практическое

Композиция пейзажа и перспектива пейзажа. Зимний пейзаж. Рисунок по памяти или по представлению.

Рассказ о законах перспективы (точка схода, линия горизонта, масштаб деревьев, кустарников), о выразительных средствах графики, используемых в пейзаже (пятно, линия), демонстрация этапов выполнения рисунка пейзажа, выполнение рисунка зимнего пейзажа в перспективе гуашью или в смешанной технике с использованием выразительных средств графики.

Устный контроль, коррекция рисунков

28.

Декабрь

06.12

Практическое

Выразительные средства графики. Зимний пейзаж. Рисование пейзажа в традициях гжели

Рекомендации по созданию композиции декоративного зимнего пейзажа в традициях гжели, демонстрация дидактического материала, пояснения по использованию выразительных средств графики (пятно, линия), выполнение зимнего пейзажа в традициях гжели с использованием выразительных средств графики.

Устный контроль, коррекция рисунков

29.

Декабрь

08.12

Практическое

Объём и форма. Перспектива. Зарисовка с натуры предмета прямоугольной формы.

Пояснения по построению предмета прямоугольной формы в перспективе (линия горизонта, точка схода), передаче объема предмета (свет, тень собственная, полутень, рефлекс, падающая тень), по использованию выразительных средств графики (линя, штрих, пятно), зарисовка предмета прямоугольной формы в перспективе графическими материалами (простой карандаш или уголь).

Устный контроль, коррекция рисунков

30.

Декабрь

13.12

Практическое

Наблюдение за строением снежинок. Рисование эскиза снежинки для вырезанки.

Наблюдение за строением снежинок и их разнообразием, демонстрация дидактического материала (фотографии снежинок), рассказ о структуре строения снежинки, демонстрация этапов выполнения рисунка снежинки для вырезанки, рисование простым карандашом эскиза снежинки для вырезанки.


Устный контроль, коррекция рисунков

31.

Декабрь

15.12

Практическое

Наблюдение за строением снежинок. Рисование эскиза снежинки для вырезанки.

Анализ работы перенос рисунка вырезанки на бумажную заготовку, работа над вырезанкой

Устный контроль, коррекция рисунков

32.

Декабрь

20.12

Практическое

Наблюдение за строением снежинок. Рисование эскиза снежинки для вырезанки.

Анализ работы коррекция рисунка вырезанки на бумажную заготовку, работа над вырезанкой

Устный контроль, коррекция рисунков

33.

Декабрь

22.12

Практическое

«Ах, маскарад!» Рисование эскиза аксессуара для новогоднего костюма.

Рассказ о разнообразии вариантов карнавальных масок, демонстрация дидактического материала с изображением масок, об этапах изготовления маски из картона и способах её декорирования, о колорите, видах цветовых сочетаний, рисование эскиза новогодней маски графическими материалами по выбору обучающихся.

Устный контроль, коррекция рисунков

34.

Декабрь

27.12

Практическое

«Ах, маскарад!» Рисование эскиза аксессуара для новогоднего костюма.

Анализ работы, перенос изображения маски на бумажную заготовку, работа над созданием новогоднего аксессуара.

Устный контроль, коррекция рисунков

35.

Декабрь

29.12

Практическое

«Ах, маскарад!» Рисование эскиза аксессуара для новогоднего костюма.

Анализ работы, декорирование и примерка новогоднего аксессуара.

Устный контроль, коррекция рисунков

36.

Январь

12.01

Практическое

Родственные и контрастные цвета. Цветоведение. Упражнения на смешивание цвета.

Беседа о колорите, видах цветовых сочетаний, многообразии оттенков и способах их получения, демонстрация этапов выполнения учебного задания.

Обучающиеся делают упражнение гуашью или акварелью на смешивание основных и дополнительных цветов, пытаются получить максимальное количество оттенков в единой цветовой гамме.


Устный контроль, коррекция рисунков

37.

Январь

17.01

Практическое

Народные промыслы России. Городецкая роспись. Рисование элементов городецкой росписи

Рассказ о городецкой росписи и её элементах, демонстрация дидактического материала с изображением городецкой росписи, демонстрация рисования элементов городецкой росписи, рисование гуашью элементов городецкой росписи.

Устный контроль, коррекция рисунков

38.

Январь

19.01

Практическое

Рисование элементов городецкой росписи.

Рассказ об этапах рисования элементов городецкой росписи, демонстрация дидактического материала с изображением городецкой росписи, рисование гуашью элементов городецкой росписи.

Устный контроль, коррекция рисунков

39.

Январь

24.01

Практическое

Эскиз росписи предмета посуды в традициях городецкой росписи.

Беседа о композиции городецкой росписи, выборе объекта росписи для рисования эскиза, демонстрация дидактического материала с изображением городецкой росписи. Составление эскиза городецкой росписи бытового предмета (кухонной доски, солонки и т.п.) выполняется сначала простым карандашом маленького формата, затем на плотной бумаге в цвете (простой карандаш, гуашь).


Устный контроль, коррекция рисунков

40.

Январь

26.01

Практическое

Эскиз росписи предмета посуды в традициях городецкой росписи.

Анализ эскиза росписи предмета с городецкой роспиьсю. Завершение работы над эскизом росписи предмета посуды в традициях городецкой росписи.

Устный контроль, коррекция рисунков

41.

Февраль

02.02

Виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия. «Виды и жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Виды натюрмортов».

Демонстрация дидактического материала с репродукциями произведений искусства различных видов и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр и различных видов натюрмортов, (учебный, цветочный, из предметов быта, ванитас, натюрморт как часть жанровой картины), беседа о по теме занятия.


Устный контроль

42.

Февраль

07.02

Практическое

Объём и форма. Перспектива. Зарисовка с натуры предмета прямоугольной формы.

Пояснения по построению предмета прямоугольной формы в перспективе (линия горизонта, точка схода), передаче объема предмета (свет, тень собственная, полутень, рефлекс, падающая тень), по использованию выразительных средств графики (линя, штрих, пятно), зарисовка предмета прямоугольной формы в перспективе графическими материалами (простой карандаш или уголь).

Устный контроль, коррекция рисунков

43.

Февраль

09.02

Практическое

Объём и форма. Перспектива. Окружности в перспективе. Зарисовка чашки.

Сообщение о сокращении окружностей в пространстве, демонстрация чашки на разной высоте относительно уровня горизонта, демонстрация этапов построения чашки и её окружностей в перспективе.

Обучающиеся рисуют конструкцию чашки в перспективе

Устный контроль, коррекция рисунков

44.

Февраль

14.02

Практическое

Зарисовка военной техники времен ВОВ по памяти или представлению

Рассказ о видах вооружения времён ВОВ, демонстрация дидактического материала с изображениям танков, артиллерийских установок, самолётов и способах рисования конструкции техники, зарисовка техники времён ВОВ простым карандашом и цвете (гуашь, цветные карандаши, мелки по выбору обучающихся).

Устный контроль, коррекция рисунков

45.

Февраль

16.02

Практическое

Зарисовка военной техники времен ВОВ по памяти или представлению

Анализ рисунка, демонстрация дидактического материала с изображениям танков, артиллерийских установок, самолётов продолжение работы над зарисовкой техники времён ВОВ простым карандашом и цвете (гуашь, цветные карандаши, мелки по выбору обучающихся).

Устный контроль, коррекция рисунков

46.

Февраль

21.02

Практическое

Зарисовка военной техники времен ВОВ по памяти или представлению

Анализ рисунка, демонстрация дидактического материала с изображениям танков, артиллерийских установок, самолётов продолжение работы над зарисовкой техники времён ВОВ простым карандашом и цвете (гуашь, цветные карандаши, мелки по выбору обучающихся).

Устный контроль, коррекция рисунков

47.

Февраль

23.08

Практическое

Пропорции фигуры человека. Набросок.

Информация о пропорциях фигуры человека в зависимости от пола и возраста, показ дидактического материала (таблиц с пропорциями человека) по теме, демонстрация этапов выполнения рисунка фигуры человека, рисование наброска фигуры человека.

Устный контроль, коррекция рисунков

48.

Февраль

28.02

Практическое

Тематическое рисование «Широкая масленица».

Беседа о народном празднике и истории его происхождения, о композиции рисунка на тему Масленица, о выборе колорита и цветовой гаммы, разработка эскиза и выполнение многофигурного рисунка на тему «Широкая Масленица» формата А4 в графическом материале по выбору обучающихся.

Устный контроль, коррекция рисунков

49.

Март

02.03

Практическое

Зарисовка листьев и цветов по памяти, с натуры или по представлению

Демонстрация цветов и листьев различных растений, наблюдение за их формой, цветом, структурой, пояснения по использованию выразительных средств графики (линия, пятно), демонстрация этапов выполнения зарисовки, обучающиеся зарисовывают части растений под руководством педагога, используя выразительные средства графики.

Устный контроль, коррекция рисунков

50.

Март

07.03

Практическое

Зарисовка букета цветов по памяти или по представлению

Беседа о разнообразии цветов, о выборе колорита и цветовой гаммы, показ дидактического материала по теме занятия, рассказ о конструкции растений, демонстрация приёмов работы с красками (гуашь, акварель или смешанная техника), зарисовка букета цветов в цвете в цветовой гамме по выбору обучающихся.

Устный контроль, коррекция рисунков

51.

Март

09.03

Практическое

Рисование натюрморта с натуры

Беседа о композиции несложного натюрморта из 2-3 предметов и способах построения предметов быта в перспективе, о колорите, цветовой гамме, об освещении и законах свето-тени, способах передачи объема и перспективы, демонстрация дидактического материала по теме занятия, рисование натюрморта с натуры в цвете (карандаш, гуашь).

Устный контроль, коррекция рисунков

52.

Март

14.03

Практическое

Рисование натюрморта с натуры

Анализ рисунка, завершение работы над натюрмортом

Устный контроль, коррекция рисунков

53.

Март

16.03

Видеоэкскурсия

«Музеи мира. Третьяковская галерея».

Демонстрация видеофильма о Третьяковской галерее и её экспонатах, её значении в культурной жизни страны, о её постоянной экспозиции.

Устный контроль

54.

Март

21.03

Практическое

Зарисовка насекомых по памяти или по представлению.

Беседа о многообразии насекомых, о выборе объекта изображения, его конструкции, выборе цветовой гаммы, зарисовка насекомого в цвете в материале по выбору обучающихся.

Устный контроль, коррекция рисунков

55.

Март

23.03

Практическое

Упражнение на смешивание цветов. Декоративное рисование «Бархатцы»

Беседа о колорите, основных, дополнительных цветах, выборе цветовой гаммы, строении цветов, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (гуашь), рисование бархатцев гуашью по представлению или по памяти в тёплой цветовой гамме.

Устный контроль, коррекция рисунков

56.

Март

28.03

Практическое

Теплый колорит. Весенние цветы. Зарисовка цветов по памяти, с натуры или по представлению.

Беседа о колорите, основных, дополнительных цветах, выборе цветовой гаммы, строении цветов, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (акварель), рисование акварелью весенних цветов по выбору учащихся.

Устный контроль, коррекция рисунков

57.

Март

30.03

Практическое

Холодный колорит. Упражнение на смешивание цветов. Зарисовка неба.

Беседа о холодном колорите, богатстве холодной цветовой гаммы, о способах передачи объема и формы облаков, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (гуашь), зарисовка гуашью неба по памяти, с натуры или по представлению в холодной цветовой гамме

Устный контроль, коррекция рисунков

58.

Апрель

04.04

Практическое

Холодный колорит. Рисование пейзажа в холодном колорите.

Беседа о холодном колорите, богатстве холодной цветовой гаммы, о способах передачи пространства, объема, формы деревьев и строений в перспективе, демонстрация дидактического материала по теме занятия и приёмов работы с красками (гуашь, акварель или смешанная техника), рисование реалистического пейзажа по памяти или по представлению (карандаш, гуашь, акварель или смешанная техника по выбору обучающихся).

Устный контроль, коррекция рисунков

59.

Апрель

06.04

Практическое

Холодный колорит. Рисование пейзажа в холодном колорите.

Анализ работы, информирование о богатстве холодной цветовой гаммы, законах светотени завершение работы над композицией рисунка, рисование пейзажа в цвете

Устный контроль, коррекция рисунков

60.

Апрель

11.04

Практическое

Холодный колорит. Рисование пейзажа в холодном колорите.

Анализ работы, информирование о законах светотени завершение работы над пейзажем

Устный контроль, коррекция рисунков

61.

Апрель

13.04

Практическое

Зарисовка фигуры человека с натуры, по памяти или по представлению.

Пропорции и конструкция фигуры человека, использование таблиц по теме занятия, построение и проработка крупных деталей фигуры человека с натуры, по памяти или по представлению.

Устный контроль, коррекция рисунков

62.

Апрель

18.04

Практическое

Зарисовка фигуры человека с натуры, по памяти или по представлению.

Анализ рисунка, исправление ошибок, завершение работы над зарисовкой фигуры человека

Устный контроль, коррекция рисунков

63.

Апрель

20.04

Практическое

Теплый колорит. Зарисовка пейзажа в теплом колорите по памяти или по представлению.

Гармоничные цветовые сочетания в теплом колорите, цветовой круг, основы перспективы пейзажа, линия горизонта, законы светотени, ритм в декоративном пейзаже. Работа над композицией, зарисовка реалистического или декоративного пейзажа в теплом колорите акварелью, гуашью или в смешанной технике по выбору обучающихся.


Устный контроль, коррекция рисунков

64.

Апрель

25.04

Практическое

Теплый колорит. Зарисовка пейзажа в теплом колорите по памяти или по представлению.

Анализ работы, информирование о законах светотени, о разнообразии тёплых оттенков, завершение работы над пейзажем в тёплом колорите.

Устный контроль, коррекция рисунков

65.

Апрель

27.04

Практическое

Упражнение на смешивание цветов. Декоративное рисование «Сирень».

Гармоничные цветовые сочетания в холодном колорите, цветовой круг, многообразие холодных оттенков и способы их получения. Зарисовка гуашью ветки или букета сирени по памяти или по представлению.


Устный контроль, коррекция рисунков

66.

Май

02.05

Практическое

Перспектива. Рисунок дома в перспективе.

Информирование об сновах перспективы, точке схода, линии горизонта, перспективном сокращении, построеним строения в перспективе, зарисовка простым карандашом строения в перспективе.


Устный контроль, коррекция рисунков

67.

Май

04.05

Практическое

Тематическое рисование «День Победы»

Выбор сюжета и композиция рисунка для тематического рисования, художественные материалы и их возможности, палитра, цветовой круг, гармоничные цветовые сочетания, выразительные средства графики и живописи, пропорции фигуры человека, перспектива. Работа над композицией,

Устный контроль, коррекция рисунков

68.

Май

09.05

Практическое

Тематическое рисование «День Победы»

Анализ рисунка, исправление недочётов, тематическое рисование «День Победы» художественными материалами по выбору обучающихся (гуашь, акварель, смешанная техника, карандаши, восковые мелки, пастель).

Устный контроль, коррекция рисунков

69.

Май

11.05

Практическое

Зарисовка растения с натуры, по памяти или по представлению

Информирование о многообразии мира растений, конструкции растений, композиции рисунка, выборе цветовой палитры, гармоничных цветовых сочетаниях, цветовом круге, выразительных средствах графики,

зарисовка растения по памяти или по представлению графическими материалами по выбору обучающихся

Устный контроль, коррекция рисунков

70.

Май

16.05

Практическое

Стилизация. Рисование стилизованного растения.

Стилизация и её законы, конструкция стилизованного растения, декоративность, ритм, гармоничные цветовые сочетания, цветовой круг, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих), рисование стилизованного растения художественными материалами по выбору обучающихся.

Устный контроль, коррекция рисунков

71.

Май

18.05

Практическое

Шрифты и шрифтовая композиция. Работа над эскизом шрифтовой композиции.

Многообразие шрифтов, выразительность шрифта, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих), требования к шрифтовой композиции, выбор цветовой гаммы, работа над эскизами, составление эскиза и рисование шрифтовой композиции графическими материалами по выбору обучающихся

Устный контроль, коррекция рисунков

72.

Май

23.05

Практическое

Шрифты и шрифтовая композиция. Работа над эскизом шрифтовой композиции.

Анализ работы, исправление недочётов, информирование о выразительности шрифтовой композиции

Устный контроль, коррекция рисунков

73.

Май

25.05

Практическое

Шрифты и шрифтовая композиция. Работа над эскизом шрифтовой композиции.

Анализ рисунка, завершение работы надо шрифтовой композицией

Устный контроль, коррекция рисунков

74.

Май

30.05

Практическое

Перспектива. Зарисовка чайника в перспективе.

Перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, конструкция предмета, построение окружностей в перспективе, законы светотени (блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс), способы передачи объема предмета и пространства, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих), использование таблиц, дидактического материала по теме занятия, рисование с натуры чайника в перспективе художественными материалами по выбору обучающихся

Устный контроль, коррекция рисунков

75.

Июнь

01.06

Практическое

Законы светотени. Объем и форма. Зарисовка предмета с натуры.

Конструкция несложного бытового предмета, перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, построение окружностей в перспективе, законы светотени (блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс), способы передачи объема предмета и пространства, выразительные средства графики (пятно, линия), использование таблиц, дидактического материала по теме занятия, рисование несложного бытового предмета в цвете ( гуашью, акварелью, акриловыми красками или в смешанной технике по выбору обучающихся).

Устный контроль, коррекция рисунков

76.

Июнь

06.06

Практическое

Рисунок натюрморта с натуры.

Композиция натюрморта, перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, построение окружностей в перспективе, законы светотени (блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс), способы передачи объема предмета и пространства, выразительные средства графики (пятно, линия), использование дидактического материала по теме занятия, работа надо композицией, рисование с натуры несложного натюрморта (из 2-3 предметов) гуашью.


Устный контроль, коррекция рисунков

77.

Июнь

08.06

Практическое

Рисунок натюрморта с натуры.

Анализ работы, исправление ошибок и недочётов, завершение работы над натюрмортом

Устный контроль, коррекция рисунков

78.

Июнь

13.06

Практическое

Тематическое рисование «Ах, лето красное!»

Композиция тематического рисунка, выбор объектов, , перспектива, линия горизонта, точка схода, перспективные сокращения, выбор цветовой гаммы, гармоничные цветовые сочетания, цветовой круг, выразительные средства графики (пятно, линия, штрих), законы светотени, пропорции фигуры человека, работа над эскизом, рисование на тему «Ах, лето красное» графическими материалами по выбору обучающимися

Устный контроль, коррекция рисунков

79.

Июнь

15.06

Практическое

Тематическое рисование «Ах, лето красное!»

Анализ работы, исправление ошибок и недочётов, информирование о богатстве цветовой гаммы, о пропорциях тела человека, перспективных сокращениях, работа над рисунком.

Устный контроль, коррекция рисунков

80.

Июнь

20.06

Практическое

Тематическое рисование «Ах, лето красное!»

Анализ работы, исправление недочётов, завершение, работы над рисунком.

Устный контроль, коррекция рисунков

81.

Июнь

22.06

Практическое

Рисование растений с натуры.

Рисование растений в условиях пленера, цветовой круг, законы светотени, выразительные средства графики (пятно, линия), холодная и тёплая цветовые гаммы, многообразие оттенков, техники работы акварелью (лессировка, и «по сырому») и гуашью, реалистичная зарисовка растения с натуры акварелью, гуашью или в смешанной технике.


Устный контроль, коррекция рисунков

82.

Июнь

27.06

Практическое

Зарисовка пейзажа с натуры.

Композиция, перспектива (линия горизонта, точка схода, уровень глаз), законы светотени, цветовая гамма, гармоничные цветовые сочетания, тон и цвет, способы передачи пространства, рисование водоёмов, отражение в воде, зарисовка пейзажа с натуры акварелью, гуашью или в смешанной технике.

Устный контроль , коррекция рисунков

83.

Июнь

29.06

Теоретическое

Подведение итогов. Виртуальная выставка.

Отбор самых лучших работ, размещение информации в социальной сети в «ВКонтакте», определение наиболее активных и талантливых обучающихся.

Обучающиеся помогают отобрать лучшие работы, сделать фотографии, обсуждают сильные и слабые стороны, присутствуют на награждении, а также на вручении сертификатов об освоении программы обучения.

Устный контроль


2.2 Условия реализации программы

Занятия по настоящей программе в основном проводятся в специально оборудованном классе для занятий в здании общежития, находящемся рядом с помещением, где обучающиеся могут набрать воду, вымыть палитру и кисти, оборудованном рабочими столами, стульями, Часть занятий проводится в условиях пленера (на улице в хорошую погоду), другая часть – в кабинете 308, оборудованном персональными компьютерами (для демонстрации фильмов, презентаций, репродукций произведений художников).

2.3 Формы аттестации

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме выставок работу обучающихся. В конце года проводится итоговая выставка.

Мониторинг

Механизм оценки результатов по программе:

При наборе обучающихся проводится входная диагностика в ходе выполнения практического задания

В конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

-умения передавать особенности предмета на бумаге, его сходство;

- умения подбирать или смешивать цвет, соответствующий цвету изображаемого предмета;

- творческого мышления ребенка;

- наличия знаний о конструкции, перспективе и объёме предметов.

Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется задания на выполнение рисунка на определённую тему, умение её раскрыть, умения применять полученные знания на практике. Эти диагностика проводятся в конце обучения по настоящей программе.

В качестве форм подведения итогов используются выставки, обращение внимания обучающихся на сильные стороны их творческих работ и подведение итогов по результатам каждого полугодия.


2.4. Оценочные материалы.

Главная задача данной программы – это раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося.

Всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке оцениваем по четырем критериям:

· готовность к сотрудничеству с учителем;

· интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

· индивидуальный прогресс, улучшение качества работ обучающихся;

-умение использовать полученные знания на практике.


2.5. Методические материалы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный (устное изложение, беседа);

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, демонстрация приёмов создания изображения, различных техник создания рисунка).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности студентов:

-репродуктивный – умение обучающихся самостоятельно создавать творческие работы;

-исследовательский - студенты изучают новые материалы и способы работы с ними, выполняют новые виды работ, анализируют форму и фактуру предметов.


- частично-поисковый – участие подростков в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы по малым группам;

- коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами;

- в парах – организация работы по парам;

- индивидуальный – индивидуальное решение проблемы.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит обучающихся с методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.

Тематическое занятие – студентам предлагается создать рисунок на определённую тему. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник.

Занятие проверочное – (обобщающее тему) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Видеоэкскурсия – проводится в кабинете, оборудованном необходимой техникой с последующим обсуждением.

Беседа – выявление уровня теоретических знаний в области истории искусства, технологии изготовления художественной продукции, приёмов и методов создания творческих работ.

Лекция – устное изложение значительного материала, подкрепленное демонстраций репродукций, видеоматериалов, таблиц.

Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения за учебный год виде мини-выставки, просмотров творческих работ и их отбора, награждения обучающихся, которые проявили значительный прогресс в развитии своих творческих способностей.


2.6 Список литературы для педагога

Нормативные документы:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" 

Прикладная литература:


1. Н. Дмитриева. Краткая история искусств  - Москва : АСТ-Пресс : Галарт, 2008. - 623 с. : ил.

2. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное искусство" / В. С. Кузин. - Москва : Academia, 2004. - 228, [3] с. : ил.

3. Б.М. Неменский. Мудрость красоты : О пробл. эстет. воспитания : Кн. для учителя / 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987. – 253.

4. Б. М. Неменский. Педагогика искусства. - Москва : Просвещение, 2007. - 253, [2] с. : ил.

5. Н.Н. Ростовцев. Академический рисунок : [учебник для худож.-граф. фак. пед. ин-тов]. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1984. - 240 с. : ил.

6. Н.Н.Ростовцев. Рисование с натуры - М. Просвещение 1987г. 176с.,ил.

7. Народные художественные промыслы; Искусство - Москва, 1986. - 432 c., ил..

Список литературы для обучающихся:


1. Галерея знаменитых мастеров. Энциклопедия живописи для детей. М. : Белый город, 2012. 240 с.: ил.

2. А.Е. Голованова. Самые знаменитые шедевры мировой живописи-М. : Белый город, 2009. 104 с.: ил.

3. Детская энциклопедия. В 12 томах, том 12. Искусство –М. Педагогика 1977. 576с. ил.

4. А.В. Новгородова. 100 русских художников. Иллюстрированный словарь - М. : Белый город, 2003. 46 с.: ил.

5. Энциклопедия живописи для детей.. В.М. Бялик. Пейзаж .- М.: Белый город, 2001.48 с:ил.

6. Энциклопедия живописи для детей. Г.Е.Ветрова. Портрет .- М.: Белый город, 2002 .48 с:ил.

7. Энциклопедия живописи для детей. М.В.Казиева. Сказка в русской живописи.- М.: Белый город, 2004 .48 с:ил.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.