12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Наталья Владиславовна57

Департамент по образованию администрации Волгограда

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»



Принята на заседании

Утверждена

педагогического

приказом от «31» августа 2020 № 82

совета Центра «Олимпия»

Директор Центра «Олимпия»

(протокол от «30» августа 2020 г. №1)

Егорова Г.В._______________








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

Кружок «Подготовка к школе»



Возраст обучающихся — 5 – 7 лет

Срок реализации — 1 год




Автор-составитель:
Павлова Наталья Владиславовна,
педагог дополнительного образования







Волгоград, 2020

Пояснительная записка

Направленность программы.

Программа «Подготовка к школе» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой; по времени реализации – одногодичной, по уровню сложности – «Базовый уровень».

Программа нацелена на формирование первичных знаний об окружающем мире, лингвистических и математических базовых знаний для дошкольника, развитие мелкой моторики рук, навыков устной диалогической и монологической речи. Нацеленность на всестороннее развитие и первичные навыки социального взаимодействия обуславливает социально-педагогическую направленность программы.

Новизна программы состоит в системном подходе к образованию дошкольника. Лингвистические и математические составляющие программы идут в тесной взаимосвязи с окружающим обучающегося миром. Сферы учебных дисциплин, которые в дальнейшем станут основой обучения, переплетаются между собой, дополняя друг друга. Такой подход способствует формированию целостной картины мира: даёт дошкольнику понимание того, что буквенно-цифровые значения не оторваны от реальности, а реальный мир трактуется и существует в контексте действующих наук.

Благодаря такой взаимосвязи у обучающегося формируется представление об окружающем его мире не как о разрозненных сферах, а как о единой картине, в которой важен каждый элемент каждой дисциплины для комплексного понимания реальности.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической направленностью: обучающиеся проходят курс дополнительной подготовки, помимо уже существующих программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Данная программа актуальна как для успевающих обучающихся, так как даёт возможность более полно и углублено изучить мир вокруг – что представляется проблемой в условиях дошкольного образования, так как ориентация педагога во время занятия рассчитана на среднего обучающегося, так и для неуспевающих обучающихся, которым освоение окружающего мира даётся с определёнными трудностями в силу объективных – особенности развития и формирования психофизиологических процессов – и субъективных – недостаточная работа с обучающимся в институте семьи – причин.

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у обучающихся первичных знаний об окружающем мире и навыков взаимодействия с ним. Базовые фундаментальные знания, к которым относятся названия предметов, понимание и использование в речи пространственно-временных понятий – право/лево, выше/ниже, позже/раньше – первичные знания в области филологии – алфавит русского языка – и математики – названия чисел – есть неотъемлемая часть знакомства и понимания дошкольником окружающего его мира. Переход от игровой деятельности, предполагающей тактильное изучение реальности, к учебной, то есть восприятия мира как сфер различных дисциплин, работающих в совокупности, один из наиболее трудных моментов во взрослении дошкольника. Именно нацеленность программы на взаимодействие с миром в теоретической и практической его составляющих помогает подготовить обучающегося для вхождения в новый для него вид деятельности, новый коллектив и новый вид отношений – учитель-обучающийся.

Отличительные особенности программы кружка «Подготовка к школе» заключаются в тесной интеграции дисциплин в реальность. На занятиях обучающиеся взаимодействуют не только с учебными пособиями и тренажёрами, а используют окружающие их предметы. Такой метод работы помогает обучающимся связывать абстрактные понятия – наименование буквенных и числовых значений – с окружающей действительностью.

В занятиях при изучении базовых основ русского языка и математики, необходимых для успешного старта учебы в школе, используются методы творческой работы – изготовление букв из пластилина, складывание из палочек, нахождение их в надписях. Творческая составляющая помогает снять с обучающегося стресс, так как учебная деятельность ещё не является ведущей в данном возрасте, и превратить учебный процесс в игровой. Метод практического выполнения творческих заданий приближает и «приземляет» неясные дошкольнику понятия, позволяя ему не просто использовать абстрактно-образное мышление, а физически ощутить то или иное понятие.

Адресат программы.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы кружка «Подготовка к школе» 5 – 7 лет. Условия набора в коллектив: принимаются все желающие.

Старший дошкольный возраст отличается не только появлением новых видов игр, но и совершенствованием различных продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Для них необходимо владение конкретными способами действий и сенсорными примерами. Указанные виды деятельности способствуют формированию практических умений, художественного восприятия, эстетического отношения к окружающей жизни, развитию всевозможных способностей и личности в целом. Возрастные особенности обучающихся старшего дошкольного возраста состоят в том, что в жизни дошкольника главной является продуктивная деятельность вместе с игровой. Именно ей обучающийся отдает предпочтение в выборе определенного вида самостоятельных занятий, охотно занимается этой деятельностью в течение длительного времени.

В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы для будущей производственной работы. У обучающегося появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.

Уровень программы: базовый уровень. Программа рассчитана на один год обучения. Подразумевает знакомство базовыми знаниями в областях филологии, математики и комплекса научных знаний, объединенных под общим названием «окружающим мир», доступные обучающемуся старшего дошкольного возраста.

Объем и сроки реализации программы. Режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Тематика и объём составлены из расчета 2 час в неделю, 64 часа в год. Продолжительность занятий – 30 минут в соответствии с требованиями СанПиН и учётом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает динамические паузы, чередование видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Формы обучения – очная.

Формы организации обучения: по количеству обучающихся, участвующих в занятии, – групповая.

Особенности организации образовательного процесса - формируются группы обучающихся одного возраста постоянного состава из 3 – 8 обучающихся. В группы принимаются все желающие. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 64 часа за учебный год. Расписание занятий составляется с учётом пожеланий родителей и возможностей учреждения.

Целью данной программы является создание условий для формирования первичных знаний о мире, навыка чтения букв и слогов, знаний о названиях и написании цифр и букв.

Задачи программы определяются логикой освоения учебных тем и делятся на три группы.

Образовательные:

сформировать знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке букв;

сформировать знания о цифрах: их названии и написании;

сформировать и развивать навык взаимодействия с окружающим миром как созидающей и преобразующей деятельности;

сформировать и развивать навык устной монологической и диалогической речи.

Личностные:

развивать внимание, память, фантазию, пространственное воображение;

формировать потребность и установки к актуализации атрибутов личности: самосознания, саморегуляции, саморазвития, самопринятия, самоидентификации, уникальности и самоактуализации;

формировать умение самооценки качества своих работ;

формировать организационно-управленческие умения и навыки. Метапредметные:

воспитать бережное отношение к своему и чужому труду, к предметам вокруг и миру в целом;

воспитывать интерес к учёбе как процессу;

формировать установки на сотрудничество и бесконфликтность в процессе совместной деятельности, как элементов коммуникативной культуры.

Учебный план


п/п

Наименование разделов плана

Общее кол-во часов

В том числе

Формы организации занятий

Формы аттестации/ контроля


теория практика


1 2 3 4 5

6

7


1 Введение

1

1





1.1. Диагностика готовности к обучению

1

1


Беседа, опрос

Опрос, педагогическое наблюдение


2 Письмо

20

10

10




2.1. Русский алфавит

2

2


Беседа, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение


2.2.

Буквы: название и написание

18

8

10

Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


3 Азбука

17

5

12




3.1.

Чтение – это…

1

1


Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение


3.2.

Чтение слогов из 2 букв

4

1

3

Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


3.3.

Чтение слогов из 3 букв

4

1

3

Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


3.4.

Чтение коротких слов

4

1

3

Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


3.5.

Чтение предложений

4

1

3

Беседа, упражнения, демонстрация

Педагогическое наблюдение, упражнения


4

Математика

15

6

9




4.1. Написание и название цифр

5

2

3

Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


4.2.

Математические знаки

5

2

3

Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


4.3. Простые действия

5

2

3

Беседа, упражнения, демонстрация

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


5 Мир вокруг

7

4

3




5.1.

Мир предметов 2

1

1

Беседа, демонстрация, игра, упражнения

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


5.2.

Мир явлений

2

1

1

Беседа, демонстрация, игра, упражнения

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


5.3.

Мир людей

2

1

1

Беседа, демонстрация, игра, упражнения

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


5.4.

Всё обо мне

1

1


Беседа, демонстрация, игра, упражнения

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения


6

Диагностика

2

1

1




6.1.

Диагностика знаний

1

0,5

0,5

Беседа, тестирование

Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование


6.2.

Диагностика психологической готовности

1

0,5

0,5

Беседа, тестирование

Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование



Итого:

62

27

35







Содержание учебного плана


Раздел 1. Введение (1 час)

Тема 1.1. Диагностика готовности к обучению

Теория: введение в процесс обучения; проверка готовности к не-игровой форме обучения.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод.


Раздел 2. Письмо (20 часов)

Тема 2.1. Русский алфавит

Теория: первичные знания о русском алфавите – понятие, необходимость, внешний вид, расположение букв; необходимость знания букв, их названий и произношения.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, просмотр демонстрации русского алфавита.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод.


Тема 2.2. Буквы: название и написание

Теория: алгоритм написания печатных букв русского алфавита, названия букв русского алфавита, написание в клетках и в строках.

Практическая работа: написание букв по образцу, выполнение упражнений, проговаривание названий букв и звуков, которые эти буквы обозначают.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, написание букв, выполнение упражнений, проговаривание букв и звуков.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ написания букв, показ произношения букв), практический метод (написание букв, выполнение упражнений, проговаривание букв и звуков).


Раздел 3. Азбука (17 часов)

Тема 3.1. Чтение – это…

Теория: основы чтения, необходимость чтения, правила красивого чтения.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод.


Тема 3.2. Чтение слогов из 2 букв

Теория: основы чтения слогов из двух букв; сочетания букв; созвучия букв; соединения звуков в слог.

Практическая работа: чтение слогов по образцу, хором и индивидуально.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).


Тема 3.3. Чтение слогов из 3 букв

Теория: основы чтения слогов из трёх букв; сочетания букв; созвучия букв; соединения звуков в слог.

Практическая работа: чтение слогов по образцу, хором и индивидуально.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).

Тема 3.4. Чтение коротких слов

Теория: основы чтения слов – коротких и длинных; сочетания букв; созвучия букв; соединения звуков в слово; постановка ударения в слове.

Практическая работа: чтение слов по образцу, хором и индивидуально.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).


Тема 3.5. Чтение предложений

Теория: основы чтения предложений – коротких и длинных; сочетания слов, союзов и предлогов; соединения слов в предложение; постановка логических ударений и пауз в предложении; знаки в конце предложения и их влияние на интонацию.

Практическая работа: чтение предложений по образцу, хором и индивидуально.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, чтение.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ чтения), практический метод (чтение).


Раздел 4. Математика (15 часов)

Тема 4.1. Написание и название цифр

Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира; цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 1 до 9; названия цифр, изменения в названии цифр при названии различных предметов и явлений.

Практическая работа: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр, выполнение упражнений.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, написание цифр, проговаривание названий цифр.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ цифр), практический метод (выполнение упражнений).


Тема 4.2. Математические знаки

Теория: основные математические знаки – «+», «–», «=»; названия математических знаков; важность умения считать.

Практическая работа: написание математических знаков, расстановка знаков между цифрами, проговаривание названий математических знаков.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, проговаривание названий математических знаков.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ математических знаков), практический метод (выполнение упражнений).


Тема 4.3. Простые действия

Теория: алгоритм выполнения простых действий на сложение и вычитание в пределах 10; названия действий.

Практическая работа: запись математических выражений по образцу, расстановка знаков, выполнение упражнений, устный и письменный счёт в пределах 10.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, постановка математических знаков, проговаривание названий действий, выполнение математических действий.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ математических выражений), практический метод (выполнение упражнений).


Раздел 5. Мир вокруг (7 часов)

Тема 5.1. Мир предметов

Теория: окружающий мир – природа, человек, предметы; взаимодействие с предметами; место предметов в жизни человека.

Практическая работа: соотнесение названий и предметов, выполнение упражнений, проговаривание названий предметов окружающего мира.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, соотнесение названий и предметов, проговаривание названий.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ предметов), практический метод (выполнение упражнений).


Тема 5.2. Мир явлений

Теория: явления природы в окружающем мире; воздействие явлений природы на человека; зависимость явлений природы от места; названия явлений, их характерные особенности.

Практическая работа: проговаривание названий явлений природы; соотнесение явлений природы и их названий, выполнение упражнений.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, название явлений природы, соотнесение явлений природы и их названий.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ явлений), практический метод (выполнение упражнений).



Тема 5.3. Мир людей

Теория: многообразие профессий, возрастов, социальных ролей; институт семьи; институт школы; взаимодействие с миром людей как неотъемлемая часть существования в мире.

Практическая работа: проговаривание названий профессий, возрастов, социальных ролей, установленных социальных институтов, выполнение упражнений.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе, выполнение упражнений, проговаривание названий.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ профессий людей), практический метод (выполнение упражнений).


Тема 5.4. Всё обо мне

Теория: основные знания о себе как о человеке и гражданина – полные фамилия, имя, отчество, возраст, имена родителей, знание адреса места жительства, родной город и страна.

Виды деятельности обучающихся: проговаривание по алгоритму основной информации о себе, выполнение упражнений.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, упражнения.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ алгоритма рассказа о себе), практический метод (выполнение упражнений).


Раздел 6. Диагностика (2 часа)


Тема 6.1. Диагностика знаний

Теория: повторение изученного.

Практическая работа: выполнение тестов, участие в опросе.

Виды деятельности обучающихся: выполнение тестов, участие в опросе, повторение изученного материала.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ алгоритма выполнения теста), практический метод (выполнение тестов).


Тема 6.2. Диагностика психологической готовности

Теория: проговаривание мотивации к учению.

Практическая работа: беседа о мотивах учиться, выполнение тестов, участие в опросе.

Виды деятельности обучающихся: участие в беседе о мотивах учиться, выполнение тестов на выявление психологической готовности к обучению, участие в опросе.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование.

Методическое обеспечение: словесный метод (беседа, опрос), объяснительно-иллюстративный метод (показ алгоритма выполнения теста), практический метод (выполнение тестов).



Планируемые результаты

Образовательные:

знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке букв;

знания о цифрах: их названии и написании;

навык взаимодействия с окружающим миром как созидающей и преобразующей деятельности;

навык устной монологической и диалогической речи.

Личностные:

внимание;

память;

фантазию;

пространственное воображение;

потребность и установка на актуализацию атрибутов личности: самосознания, саморегуляции, саморазвития, самопринятия, самоидентификации, уникальности и самоактуализации;

умение самооценки качества своих работ;

организационно-управленческие умения и навыки. Метапредметные:

бережное отношение к своему и чужому труду, к предметам вокруг и миру в целом;

интерес к учёбе как процессу;

установка на сотрудничество и бесконфликтность в процессе совместной деятельности, как элементов коммуникативной культуры.



Календарный учебный график


№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1



Групповая

1

Диагностика готовности к обучению

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение

2



Групповая

1

Русский алфавит

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение

3



Групповая

1

Русский алфавит

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение

4



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

5



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

6



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

7



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

8



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

9



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

10



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

11



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

12



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

13



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

14



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

15



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

16



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

17



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

18



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

19



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

20



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

21



Групповая

1

Буквы: название и написание

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

22



Групповая

1

Чтение – это…

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение

23



Групповая

1

Чтение слогов из 2 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

24



Групповая

1

Чтение слогов из 2 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

25



Групповая

1

Чтение слогов из 2 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

26



Групповая

1

Чтение слогов из 2 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

27



Групповая

1

Чтение слогов из 3 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

28



Групповая

1

Чтение слогов из 3 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

29



Групповая

1

Чтение слогов из 3 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

30



Групповая

1

Чтение слогов из 3 букв

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

31



Групповая

1

Чтение коротких слов

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

32



Групповая

1

Чтение коротких слов

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

33



Групповая

1

Чтение коротких слов

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

34



Групповая

1

Чтение коротких слов

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

35



Групповая

1

Чтение предложений

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, упражнения

36



Групповая

1

Чтение предложений

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, упражнения

37



Групповая

1

Чтение предложений

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, упражнения

38



Групповая

1

Чтение предложений

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, упражнения

39



Групповая

1

Написание и название цифр

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

40



Групповая

1

Написание и название цифр

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

41



Групповая

1

Написание и название цифр

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

42



Групповая

1

Написание и название цифр

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

43



Групповая

1

Написание и название цифр

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

44



Групповая

1

Математические знаки

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

45



Групповая

1

Математические знаки

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

46



Групповая

1

Математические знаки

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

47



Групповая

1

Математические знаки

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

48



Групповая

1

Математические знаки

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

49



Групповая

1

Простые действия

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

50



Групповая

1

Простые действия

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

51



Групповая

1

Простые действия

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

52



Групповая

1

Простые действия

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

53



Групповая

1

Простые действия

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

54



Групповая

1

Мир предметов

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

55



Групповая

1

Мир предметов

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

56



Групповая

1

Мир явлений

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

57



Групповая

1

Мир явлений

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

58



Групповая

1

Мир людей

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

59



Групповая

1

Мир людей

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

60



Групповая

1

Всё обо мне

Учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения

61



Групповая

1

Диагностика знаний

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование

62



Групповая

1

Диагностика психологической готовности

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование




Условия реализации программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы кружка «Подготовка к школе», предполагают наличие учебного кабинета, имеющего следующее оборудование:

Компьютер (1шт.)

Набор плакатов: фрукты, овощи, времена года, степь, живая и неживая природа, природный и рукотворный дом природы.

Карточки-схемы: правильная посадка; правильное положение руки при письме; алгоритм написания букв.

Раздаточный материал: раскраски, прописи букв, узоров и цифр.

Учебная литература для обучающихся;

Учебные столы (парты);

Стулья для обучающихся;

Маркерная или меловая доска.

Формы аттестации (контроля)

Диагностические карточки с заданиями.

Анкеты для родителей, для обучающихся 6-7 лет.

Дидактические игры.

Оценочные материалы

Наблюдение дает возможность изучить участие каждого обучающегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.

Опросник выявляет уровень сформированности знаний и представлений у обучающихся, дает возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы. Опросник позволяет выявить отношение обучающегося к конкретным проблемам и явлениям.

Игровое тестирование с помощью карточек. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию диагностирования. Работая с карточками, дети практикуются в умениях и навыках, полученными на занятиях. Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности.

Беседа даёт возможность исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего. В процессе беседы обучающиеся учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Дидактические игры дают возможность уточнять, закреплять, расширять имеющиеся полученные и имеющиеся знания и представления.

Для диагностики знаний и психологической готовности к обучению используется образец тестирования, которое проходят обучающиеся при поступлении в первый класс.

Диагностические задания.

Фамилия, имя, отчество. (Как тебя зовут?)

ФИО мамы и папы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?

Назови свой день рождения (желательно год, месяц и день).

Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь, что может показать нам это).

Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой адрес.

Кем работают твои родители?.

Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

Когда можно кататься на санках – зимой или летом, почему?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? Ты хочешь пойти в школу?

Чему ты там научишься?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот?

Каких домашних животных ты знаешь? Диких?

Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких

Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

У кого больше лап: у собаки или у петуха?

Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?

Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый.

Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр – это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку).

Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.

Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи.

Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…

Какие достопримечательности есть в твоем городе?

Чем отличается город от деревни?

Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?

Собеседование по этим вопросам проходит в форме беседы. Чем больше может рассказать обучающийся, подробнее, тем лучше.

Исследование памяти.

Слуховая память. Назвать 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно. Обучающийся должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.

Зрительная память. Показать 10 картинок. Обучающийся должен запомнить не менее 6. Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т. д.).

Смысловая память. Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима. Затем назвать только первое слово из пары, а обучающийся должен назвать второе. Обучающийся должен запомнить не менее 3 пар из 5. Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу. Прочитайте фразы:

1. Летом ярко светит солнце.

2. Дети играют в мяч.

3. Машина едет по дороге.

4. В поле растут ромашки и васильки.

5. Бабушка вяжет носки.

Попросите обучающегося повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза обучающийся не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.

Логическое мышление. Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок (надо объяснить свой выбор). Разложить картинки по порядку и составить рассказ. Объяснить, почему снег растает в комнате. Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга.

Чтение. Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения. Прохлопать слово по слогам. Разделить картинки по слогам. Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления. Найти картинки с определенным звуком. Различать мягкость-твердость, парные согласные. Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на. Описать картинку

Математика. Считать до 20 в прямом и обратном направлении. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т. п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика - у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша.). Математический диктант: 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т. д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх... (некоторые преподаватели говорят - по диагонали, некоторые - наискосок).

Для реализации данной программы используются следующие методы:

Объяснительно-иллюстративный.

Практико-ориентированный.

Игровой.

Словесный.



Список литературы

Литература для педагога:

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.


Литература для обучающихся:

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.


Литература для родителей:

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991г.

Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2016

Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017

Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017

Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.