Дополнительная общеобразовательная программа «Основы цифровой фотографии. Художественная обработка изображений»
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»………………………....4
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………4
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………….8
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПЛАНА……………………………………………………………………………9
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………………………..13
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ……………………………………………………14
2.2 ОЦЕНОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………......................................................................................................15
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………………......15
2.3.1 МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………16
2.4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ, КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………..19
2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………………………………….....21
Список литературы…………………………………………………………………………...21
Приложения: КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи. А.В. Луначарский говорил: «Каждый культурный человек должен уметь пользоваться фотоаппаратом так же легко, как он владеет авторучкой». Фотография сегодня стала технически доступной, что и дает нам прекрасную возможность для собственного самовыражения. Самовыражения посредством изобразительного искусства. Многие из нас, взяв в руки фотоаппарат, начинают замечать, как милы и чисты лица детей, как мудры глаза стариков, как красивы окружающие нас просторы природы, как впечатляют наше сознание краски золотой осени… Сразу хочется начать создавать красивые фотографические картины. В такие минуты мы начинаем чувствовать себя творцами, художниками. Посредством фотографии автор может выразить всю палитру человеческих чувств. Удивление, сопереживание, радость, печаль, грусть, нежность… В одном кадре могут отразиться множество человеческих эмоций. Фотография позволяет выразить то, что иногда нельзя выразить просто словами, когда наш словарный запас иссякает. Фотография говорит с нами на своем, визуальном языке.
Доминирующее значение в обучении детей фотоискусству имеет направленность на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности. Это помогает обучающимся освоить смежные дисциплины (видеосьемку, живопись, графику), а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Занятия фотографией способствуют приобщению детей к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира. Данная программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения. В этом заключается актуальность программы.
Основанием для разработки программы служат следующие нормативно-правовые документы:
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196».
5.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
9.Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».
11. Приказ Министерства просвещения от 17 марта 2020 г.№ 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
15.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. №467».
16.Распоряжение Правительства Воронежской области от 23 июня 2020 № 784-р «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Воронежской области на 2020-2025 годы».
17.Положение об организации образовательного процесса в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи.
18.Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, реализуемых в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи.
19.Положение о проведении аттестации обучающихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи по реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
20.Программа воспитания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи на 2021-2023гг.
21.Положение о рабочей программе воспитания к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и календарном плане воспитательной работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи.
Уровень сложности программы - базовый, что позволяет удовлетворить познавательный интерес обучающегося, расширить его информированность в данной образовательной области, приобрести умения совместной деятельности в освоении программы, способствует формированию основных умений и навыков в области фотографии, а также развитию художественно-эстетического вкуса у обучающихся.
Занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Основы цифровой фотографии. Художественная обработка изображений» способствуют развитию познавательных интересов детей, творческого мышления, повышению интереса к фотографии. Программа имеет художественную и практическую направленность, так как получение обучающимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. В этом заключается ее педагогическая целесообразность.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие у детей как технической грамотности, так и художественного вкуса. В том числе поэтому, она реализуется в рамках фотостудии «Ракурс», предполагающей обучение детей по четырем дополняющим друг друга разделам программы: ««Основы цифровой фотографии», «Обработка изображений», «Практика съемки», «Оформление портфолио работ». Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте – от 12 до 17 лет, т.е. основного общего и среднего (полного) общего уровней (ступеней) образования. В ходе реализации программы учитываются психологические особенности обучающихся:
-В подростковом возрасте у детей сформировывается механизм произвольного внимания; восприятие содержательно, последовательно; мышление становится логичным, системным, доказательным и обоснованным; ведущей деятельностью является общественно-полезная деятельность (учебная, организационная, трудовая). Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний.
- В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям (т.н. «логическая» или «смысловая» память). При этом развитие механической памяти (при условии отсутствия ее специальной тренировки) замедляется. В этом возрасте окончательно формируется познавательная сфера; внимание становится полностью управляемым, и профессиональная деятельность является ведущей. При выборе художественных средств и подборе заданий для обучающихся учитываются их психофизические возможности и личностные пристрастия.
Традиционно программа реализуется в очном формате, но в условиях временного ограничения занятий в очной форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям может осуществляться в дистанционном режиме и включает необходимые цифровые платформы, онлайн-пособия и электронные образовательные ресурсы, одобренные Министерством просвещения РФ.
На занятиях используются различные формы проведения занятий:
фронтальные (объяснение, беседа, лекция, проверочная работа);
групповые (пошаговое выполнение задания);
индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, подготовка портфолио, индивидуальная защита творческой работы).
Срок реализации программы. Программа реализуется 1 год и рассчитана на обучающихся возрастной категорий 12 – 17 лет.
Режим занятий.
Общее количество часов обучения – 216 часов в год, 2 раза в неделю по 3 часа (1ч. – 45 мин.), в соответствии с нормами СанПин.
Количество обучающихся в группе 12 человек. Обучение по программе предоставляет хорошие возможности сохранности состава групп.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для самореализации личности обучающихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей, средствами художественной фотографии(творчества)(цифровой техники).
Задачи программы:
- дать представление об истории фотографии, выразительных средствах и режимах фотосъемки;
- привить интерес к художественной фотографии;
- научить пользоваться фотоаппаратом, фотокамерой;
- развивать глазомер, усидчивость, трудолюбие, творческий потенциал;
- формировать знания основ цифровой техники,
- формировать умения и навыки работы в графическом редакторе;
- подготовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах;
- воспитать художественно-эстетического вкуса, доброжелательное отношение к окружающим.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА,
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. «Основы цифровой фотографии» | |||||
Вводное занятие. История фотографии. Техника безопасности | 3 | 3 | - | Входной контроль | |
Принцип работы фотокамеры. Оптика | 12 | 3 | 9 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) | |
Жанры фотографии | 12 | 6 | 6 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) | |
Свет в фотографии | 24 | 12 | 12 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) | |
Цвет в фотографии | 9 | 3 | 6 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) | |
Композиция | 12 | 6 | 6 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) | |
Художественная фотография. Замысел и воплощение | 12 | 6 | 6 | Промежуточный контроль (самостоятельная работа) | |
Раздел 2. «Обработка изображений» | |||||
8. | Цифровая обработка изображений | 6 | 6 | - | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) |
9. | Изучение инструментов и приемов работы в программе | 54 | - | 54 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) |
10. | Автоматизация процессов обработки | 12 | - | 12 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) |
11. | Ретушь портрета. Ретушь старых фотографий. Генеалогическое древо | 12 | - | 12 | Промежуточный контроль (самостоятельная работа) |
Раздел 3. «Практика съемки» | |||||
12. | Предметная съемка | 6 | - | 6 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) |
13. | Портретная съемка | 6 | - | 6 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) |
14. | Съемка в фотостудии | 12 | - | 12 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) |
15. | Репортажная съемка мероприятия | 6 | - | 6 | Текущий контроль (самостоятельная работа, экспресс-опрос) |
16. | Съемка пейзажа | 6 | - | 6 | Промежуточный контроль (самостоятельная работа) |
Раздел 4. «Оформление портфолио работ» | |||||
17. | Оформление портфолио | 9 | - | 9 | Промежуточный контроль (самостоятельная работа) |
18. | Итоговое занятие. Фоторепортаж «Воронеж в ракурсе» | 3 | - | 3 | Итоговый контроль. Сдача творческой работы |
| Итого | 216 | 45 | 171 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Основы цифровой фотографии»
Тема 1.1 (3 часа).
«Вводное занятие»
Теория: История фотоиндустрии. Возникновение и развитие фотографии. Цветофотографические процессы. Развитие съемочной фототехники. Техника безопасности (3 часа).
Тема 1.2. (12 часов).
«Принцип работы фотокамеры. Оптика»
Теория: Устройство и принцип действия фотокамеры, классификация фотоаппаратов (3 часа).
Практика: Параметры фотосъемки. Основы экспонометрии. Баланс белого. Оптика – виды фокусировки, глубина резкости, выбор объектива (9 часов).
Тема 1.3. (12 часов).
«Жанры фотографии»
Теория: Жанры фотографии. Портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт, анималистика, репортаж, макросъемка (6 часов).
Практика: Выбор техники в зависимости от жанра фотографии (6 часов).
Тема 1.4. (24 часа).
«Свет в фотографии»
Теория: Физика света. Работа со светом. Световое оборудование. Анализ освещения (12 часов).
Практика: Творческие методы и приемы освещения. Съемка при естественном освещении. Съемка при искусственном освещении (12 часов).
Тема 1.5. (9 часов).
«Цвет в фотографии»
Теория: Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Гармония цвета (3 часа).
Практика: Приемы использования цвета в фотографии. Тест Манселла на цветовосприятие (6 часов).
Тема 1.6. (12 часов).
«Композиция»
Теория: Законы композиции. Перспектива и компоновка кадрового пространства. Точка съемки и ракурс (6 часов).
Практика: Съемка портрета, предметная съемка, создание сюжетной композиции (6 часов).
Тема 1.7. (12 часов).
«Художественная фотография. Замысел и воплощение».
Теория: Классики в фотографии. Стили. Шаблоны изображений (6 часов).
Практика: Придумать и снять фотографии возвышающие обыденное, предметную фотографию, портрет, макро, пейзаж, репортаж (6 часов).
Раздел 2. «Обработка фотографий»
Тема 2.1. (6 часов).
Теория. Цифровая обработка изображений. Два мира Photoshop (6 часов).
Тема 2.2. (54 часа).
Практика: Знакомство с интерфейсом программы Adobe Photoshop и Camera RAW. Изучение горячих клавиш. Размер и разрешение изображения. Искажение перспективы. Инструменты трансформации. Тоновая коррекция. Цветовая коррекция. Выделения. Введение в кривые. Баланс белого. Ретушь методом частотного разложения. Кисти и перо. Резкость и размытие. Шумы и аберрация. Слои и режимы наложения. Маски слоя. Света и тени. Повышение резкости. Работа с текстом. Создание виньеток, рамочек, шаблонов (54 часа).
Тема 2.3. (12 часов).
Практика: Автоматизация процессов обработки (12 часов).
Тема 2.4. (12 часов).
Практика: Ретушь портрета и старых фотографий. Генеалогическое древо (12 часов).
Раздел 3. «Практика съемки»
Тема 3.1. (6 часов).
Практика: Предметная съемка (6 часов).
Тема 3.2. (6 часов).
Практика: Портретная съемка (6 часов).
Тема 3.3. (12 часов).
Практика: Съемка в фотостудии (12 часов).
Тема 3.4. (6 часов).
Практика: Репортажная съемка (6 часов).
Тема 3.5. (6 часов).
Практика: Пейзажная съемка (6 часов).
Раздел 4. «Оформление портфолио работ»
Тема 4.1. (9 часов).
Практика: Оформление портфолио (9 часов).
Тема 4.2.
Практика: Итоговое занятие. Показ творческого проекта «Воронеж в ракурсе» (9 часов).
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
С позиции системно-деятельностного подхода условия реализации программы обеспечивают формирование у обучающихся следующих результатов:
Предметные результаты
Обучающиеся основного общего уровня образования (12-15 лет) должны знать:
- историю развития фотографии;
- жанры фотографии;
- основы композиции.
Обучающиеся должны уметь:
- снимать в ручном режиме фотокамеры;
- работать в графическом редакторе adobe Photoshop.
2. Личностные результаты, которые предполагают сформированность основ:
- ответственного отношения к обучению;
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные результаты, предполагающие наличие умения:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
У обучающихся среднего полного образования (15-17 лет) в ходе реализации программы должны быть сформированы следующие результаты:
1.Предметные результаты дети должны знать:
- принцип работы фотокамеры;
- роль цвета и света в фотографии;
- методы создания художественной фотографии.
Обучающиеся должны уметь:
- вести съемку в различных жанрах и разных условиях освещенности;
- оформлять портфолио фоторабот.
2. Личностные результаты, которые предполагают сформированность основ:
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты, предполагающие наличие умения:
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Таким образом, в результате освоения программы, с позиций компетентностного подхода у обучающихся должны сформироваться следующие ключевые компетенции:
В сфере информационно-познавательной компетенции:
умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
умение представлять полученную информацию в различных видах;
умение составлять план, тезисы, схемы, подбирать аргументы, формулировать выводы и т.д.
В сфере коммуникативной компетенции:
умение работать в коллективе, согласовывать свои действия, выдвигать свои предложения, принимать коллективные решения;
умение культурно вести диалог, выступать с сообщениями, высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других людей;
умение принимать и следовать правилам и нормам группы, включаться в согласованные действия коллектива и т.д.
В сфере социокультурной компетенции:
умение осознавать свои личностные способности, возможности и профессиональные склонности;
умение строить взаимоотношения с окружающими, жить и работать в социуме, объективно оценивать свою роль в коллективе, включаться в различное ролевое поведение;
умение применять полученные знания и навыки в осуществлении практической деятельности.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ
Для проверки знаний, умений, сформированности ключевых компетенций используются различные формы контроля (входной, текущий, промежуточный и итоговый). В начале учебного года определяется уровень развития обучающихся, их творческих способностей и задатков. По результатам входного контроля подбираются самые оптимальные и эффективные формы и методы организации образовательной деятельности. Текущий контроль осуществляется в ходе беседы или экспресс-опроса по изучаемой теме. Предусмотрены промежуточные просмотры выполняемых обучающимися работ. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ каждого обучающегося, отслеживать динамику их совершенствования, что очень важно не только для педагога, но и для детей. На промежуточных просмотрах педагог фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр делается и тогда, когда выполняется трудное задание и педагог видит, что у многих обучающихся повторяется одна и та же ошибка. При этом дети, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Итоговый контроль осуществляется в ходе самостоятельных и зачетных работ, собеседования на знание теоретического материала, разработки и защиты проекты изделий. Все это позволяет педагогам отслеживать результативность учебного процесса, внося соответствующие коррективы в его содержание.
Программой предусмотрено участие обучающихся в конкурсах по фотографии различного уровня.
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы является публичная защита творческой работы «Воронеж в ракурсе».
2.2 ОЦЕНОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В ходе реализации программы в качестве оценочных и контрольно-измерительных материалов педагогами используются:
для текущего контроля за усвоением материала:
- наблюдения за результатами выполнения обучающимися практических заданий;
для промежуточного контроля:
- карточки с тестовыми заданиями с выбором одного верного ответа;
- презентации с тестовыми вопросами;
для итогового контроля:
- карточки с итоговыми тестовыми заданиями в открытом формате, с развернутым ответом;
- карточки с практическими заданиями (выполнения обучающихся практических заданий).
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучающимся предоставлена возможность в выборе индивидуальной образовательной траектории. Содержательный компонент программы предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
В процессе теоретического обучения обучающиеся знакомятся с назначением, структурой и устройством фотокамер, с основами обработки изображений в графическом редакторе. Практическая деятельность включает проведение съемки в различных условиях: на улице, в помещении, в фотостудии.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются дидактические материалы, которые нацелены на помощь в решении педагогических задач: расширении понятийного аппарата; формировании знаний и умений; развитии навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; развитии навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формировании навыков коллективной работы; развитии логического мышления; формировании умения обобщать и делать выводы.
При реализации программы «Основы цифровой фотографии. Художественная обработка изображений» используются традиционные методы обучения: репродуктивный метод (педагог объясняет материал и предлагает действия по образцу), объяснительно-иллюстративный метод (фото и видеоматериалы по фотографии, презентации, распечатки рабочих окон графического редактора, инструктаж, разъяснения, беседы), проблемный (педагог ставит перед обучающимися проблему и помогает в поиске путей ее решения), частично-поисковый (эвристический) - педагог разделяет проблемную задачу на полпроблемы, а обучающимся предлагается осуществить отдельные шаги поиска ее решения).
При изложении изучаемых разделов применяются такие педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве, которое создает условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях, помогает включить в работу каждого члена группы;
- информационные технологии, при которых активно используются технические информационные средства (компьютер, видеофильмы). Занятия в фотостудия «Ракурс» проходят с использованием ноутбуков и зеркальных фотоаппаратов самих обучающихся.
технология коллективного взаимообучения, когда формируются группы из 2-х, 3-х или 4-х обучающихся для выполнения определенного задания, которое делится между участниками группы. Каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с педагогом, проводит взаимообучение с остальными членами группы, в результате каждый усваивает все части учебного содержания.
При реализации учебно-воспитательного процесса в рамках данной образовательной программы используются следующие методы воспитания:
методы формирования сознания (методы убеждения): рассказ, объяснение, беседа, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, воспитывающие ситуации;
методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
2.3.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | Виды и формы контроля | Формы и содержание подведения итогов |
1 | Вводное занятие. История фотографии. ТБ. | Фронтальные (вводная лекция, беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, выставочные экспонаты | Входной контроль | Беседа с обучающимися по ТБ |
2 | Принцип работы фотокамеры. Оптика. | Фронтальные (беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Тестовые задания по теме |
3 | Жанры фотографии. | Фронтальные (беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Тестовые задания по теме |
4 | Свет в фотографии. | Фронтальные (беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Тестовые задания по теме |
5 | Цвет в фотографии. | Фронтальные (беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Тестовые задания по теме |
6 | Композиция. | Фронтальные (беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Тестовые задания по теме |
7 | Художественная фотография. | Фронтальные (беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Тестовые задания по теме |
8 | Цифровая обработка изображений. | Фронтальные (беседа, объяснение, демонстрация) | Объяснительно-иллюстративный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Тестовые задания по теме |
9 | Изучение инструментов работы в программе. | Групповые, индивидуальные | Репродуктивный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Самостоятельные работы |
10 | Автоматизация процессов. | Групповые, индивидуальные | Репродуктивный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Самостоятельные работы |
11 | Ретушь. | Групповые, индивидуальные | Репродуктивный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Промежуточный контроль | Самостоятельные работы |
12 | Практика съемки. | Индивидуальные | Проблемный, частично-поисковый | Фотографии разных жанров | Промежуточный контроль | Практические работы |
13 | Портфолио работ. | Индивидуальные | Проблемный, частично-поисковый | Портфолио | Промежуточный контроль | Практические работы |
14 | Съемка в фотостудии. | Групповые, индивидуальные | Репродуктивный | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Практические работы |
15 | Репортажная съемка мероприятия. | Групповые, индивидуальные | Репродуктивный | Фотографии разных жанров | Текущий контроль | Практические работы |
16 | Съемка пейзажа. | Групповые, индивидуальные | Проблемный, частично-поисковый | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Практические работы |
17 | Оформление портфолио. | Групповые, индивидуальные | Проблемный, частично-поисковый | Презентация, книги, журналы, фотографии | Текущий контроль | Практические работы |
18 | Итоговое занятие. Фоторепортаж «Воронеж в ракурсе». | Фронтальные (беседа) | Эвристический | Альбом фотографий из жизни объединения | Итоговый контроль | Защита творческой работы «Воронеж в ракурсе» |
2.4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Средства обучения по программе
Перечень учебного оборудования
Технические средства обучения (ТСО) | Инструменты и приспособления общего пользования | Инструменты и приспособления индивидуального пользования |
Компьютер, столы, стулья | Фототехника прошлых лет, книги, фотожурналы | Канцтовары, фотоаппарат, ноутбук |
| | |
Техническое оснащение занятий.
Учебные занятия проводятся в лекционном кабинете, оснащённом компьютером. Зеркальные камеры и ноутбуки являются собственностью обучающихся.
Перечень расходных материалов
№ | Раздел | Расходные материалы | Количество на 1 обучающегося |
1. | «Основы цифровой фотографии» | Тетрадь формата А4 Ручка Маркер -выделитель | 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
2. | «Обработка изображений» | Ноотбук Программа графического редактора | 1 шт. 1 шт. |
3. | «Практика сьемки» | Зеркальный фотоаппарат Вспышка Штатив Кольцевая лампа | 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной программе работает педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием в сфере реализации программы и ВКК.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной программе «Основы цифровой фотографии. Художественная обработка изображений»
Календарно-тематическое планирование.
Список литературы для педагогов:
Килпатрик Л. Свет и освещение/ пер. с английского – Москва: Мир, 1998. –223 с.
Кокошкин К.П. Городской пейзаж и природный ландшафт.- Москва: Эксмо, 2012. – 264 с.
Левкина А.В. Основы фотографии. Учебное пособие/под редакцией Смирновой Н.А. – Москва.: Кнорус, 2022. – 142 с.
Михалкович В.И., В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. – Москва: Искусство, 1990. – 275 с.
Мишель Бюссель. Фотография: 100 путей к совершенству. – Москва: Арт Родник, 2003. – 127 с.
В. Стигнеев, Фототворчество России. – Москва: Планета, 1990. – 396 с.
Фриман М. Искусство цифровой фотографии/ пер. с английского. – Москва: Добрая книга, 2012. – 192 с.
Photoshop для профессионалов/ перевод с английского Л.В. Закурдаева – Минск: ООО «Поппури», 1999. – 304 с.
Хорхе Луински, Мэйотт Мангус. Книга по фотографии. Портрет. – Москва.:Планета, 1991. – 196 с.
Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография: Техника и искусство. Пер. с английского. – Москва: Мир, 1986. – 280 с.
Конспекты учебных занятий.
Наглядные средства обучения:
Выставка фототехники.
Презентации по темам программы.
Раздаточный материал – горячие клавиши, таблица экспозамера, тестовые карточки.
Фотографии.
Фотофильтры.
5. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы цифровой фотографии. Художественная обработка изображений».
2.5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | № группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов нед./год. | Режим занятий |
1 | 1 | 15.09. | 31.05. | 36 | 72 | 216 | 2 раза в неделю по 3 часа |
Список литературы
1. Килпатрик Л. Свет и освещение/ пер. с английского – Москва: Мир, 1998. –223 с.
2. Кокошкин К.П. Городской пейзаж и природный ландшафт.- Москва: Эксмо, 2012. – 264 с.
3.Левкина А.В. Основы фотографии. Учебное пособие/под редакцией Смирновой Н.А. – Москва.: Кнорус, 2022. – 142 с.
4..Михалкович В.И., В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. – Москва: Искусство, 1990. – 275 с.
Мишель Бюссель. Фотография: 100 путей к совершенству. – Москва: Арт Родник, 2003. – 127 с.
В. Стигнеев, Фототворчество России. – Москва: Планета, 1990. – 396 с.
Фриман М. Искусство цифровой фотографии/ пер. с английского. – Москва: Добрая книга, 2012. – 192 с.
Photoshop для профессионалов/ перевод с английского Л.В. Закурдаева – Минск: ООО «Поппури», 1999. – 304 с.
Хорхе Луински, Мэйотт Мангус. Книга по фотографии. Портрет. – Москва.:Планета, 1991. – 196 с.
Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография: Техника и искусство. Пер. с английского. – Москва: Мир, 1986. – 280 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест «Определение уровня знаний по основам фотографии».
Начало формы
Вопрос 1. От каких трёх настроек зависит экспозиция фотографии?
ручной автофокус, диафрагма, ISO
ISO, баланс белого, выдержка
точка фокусировки, диафрагма, ISO
выдержка, диафрагма, ISO
Конец формы
Начало формы
Вопрос 2. Каков принцип работы матрицы фотоаппарата?
контрастный - матрица ищет контрасты в фотографируемой сцене и отображает их на фото
накопительный - матрица накапливает лучи от фотографируемой сцены
ограничительный - матрица ограничивает световой поток, падающий на линзу фотоаппарата
Конец формы
Начало формы
Вопрос 3. На что ещё (кроме яркости) влияет время выдержки?
на степень размытия фона
на заморозку движущихся предметов в кадре
на цветовую гамму фотографии
на приближение/отдаление предметов в кадре
на появление цветовых пятен и зернистости на фото
Конец формы
Начало формы
Вопрос 4. На что ещё (кроме яркости) влияет значение диафрагмы?
на степень размытия фона
на заморозку движущихся предметов в кадре
на цветовую гамму фотографии
на приближение/отдаление предметов в кадре
на появление цветовых пятен и зернистости на фото
Конец формы
Начало формы
Вопрос 5. На что ещё (кроме яркости) влияет значение ISO?
на степень размытия фона
на заморозку движущихся предметов в кадре
на цветовую гамму фотографии
на приближение/отдаление предметов в кадре
на появление цветовых пятен и зернистости на фото
Конец формы
Начало формы
Вопрос 6. Заваливающаяся на левый край гистограммы яркости говорит фотографу о том, что:
на фотографии много пикселей средней яркости
на фотографии присутствуют области с потерей деталей в светах
на фотографии есть области с потерей деталей в тенях
на фотографии обеспечен максимально возможный контраст
Конец формы
Начало формы
Вопрос 7. Всегда ли максимум графика гистограммы яркости фотографии должен быть ближе к центру?
да, потому что это говорит о наличии большого количества пикселей средней яркости, что делает фотографию наиболее хорошо читаемой для зрителя
нет, не всегда - если я хочу намеренно создать потерю деталей в тенях или светах, то максимум гистограммы может быть в левой или правой части графика или даже заваливаться на левый или правый край
Конец формы
Начало формы
Вопрос 8. Какую настройку очень важно скорректировать, когда мы фотографируем детей, бегающих или играющих в игрушки?
уменьшить выдержку, чтобы заморозить движения детей в кадре
увеличить диафрагму, чтобы сильно размыть фон
поставить автоматический баланс белого, чтобы сделать сбалансированные цвета
переключить объектив в режим ручной фокусировки, чтобы самостоятельно определять, что в кадре должно быть резким, а что - размытым
Конец формы
Начало формы
Вопрос 9. Каков принцип фокусировки фотоаппарата?
накопительный - резкость определяется количеством лучей, попадающих на линзу при различном её положении относительно матрицы фотоаппарата
контрастный - резкость определяется скоростью перехода свет-тень на границе предметов, которую видит матрица при различном положении линзы
Конец формы
Начало формы
Вопрос 10. Какой из трёх приёмов позволяет сделать фон на фотографии более размытым?
открыть диафрагму
поставить модель подальше от фона
подойти поближе к модели
все 3 выше указанных способа
Конец формы
Начало формы
Вопрос 11. Чтобы сфотографировать во весь экран птицу, сидящую высоко на дереве, лучше использовать:
широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 24 мм и меньше
объектив со стандартным фокусным расстоянием (от 24 мм до 100 мм)
телеобъектив с фокусным расстоянием более 100 мм
Конец формы
Начало формы
Вопрос 12. Для фотосъёмки праздничных мероприятий в небольшом помещении удобнее использовать:
широкоугольный объектив, который позволит мне фотографировать широкие сцены, группу людей, модель на малом расстоянии
стандартный объектив, который позволит мне делать хорошие портреты
телеобъектив, который позволит мне фотографировать не подходя близко к людям и не нарушая атмосферу мероприятия
Конец формы
Начало формы
Вопрос 13. При покупке объктива, самое главное - обратить внимание на:
на диаметр передней линзы, так как именно он определяет качество резкости будущих фотографий
на тип объектива (зум-объектив или фиксированный объектив), так как это определяет качество яркости моих будущих фотографий
на максимальную диафрагму, так как это определяет степень размытия фона на моих будущих фотографиях
на фокусное расстояние, так как это определяет угол зрения моего фотоаппарата
Конец формы
Начало формы
Вопрос 14. Какой баланс белого будет наиболее оптимальным при фотосъёмке модели в студии с использованием моноблоков и синхронизатора:
баланс белого ВСПЫШКА
баланс белого по белому листу
баланс белого по серой карте
можно использовать все три выше перечисленных варианта
Конец формы
Начало формы
Вопрос 15. Какой баланс белого НЕ подходит для фотосъёмки каталога одежды?
автоматический баланс белого (AWB)
баланс белого ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ
баланс белого ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ЛАМПА
баланс белого по белому листу
Конец формы
Начало формы
Вопрос 16. Как охладить фотографию на месте съёмки, придав ощущение зимы или холода?
установить баланс белого ТЕНЬ
установить баланс белого AWB
установить баланс белого ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ
все 3 выше перечисленных варианта подходят для этого
Конец формы
Начало формы
Вопрос 17. Как смягчить свето-теневой рисунок на лице модели при фотосъёмке со вспышкой в помещении?
установить вспышку на фотоаппарат, направив в сторону модели
установить вспышку на стойку, направив в сторону модели
установить вспышку на фотоаппарат, направив вспышку в потолок
установить вспышку на стойку и поставить стойку подальше от модели
Конец формы
Начало формы
Вопрос 18. Как лучше расположить модель относительно солнца, чтобы на лице модели не было жёстких теней? (фотосъёмка производится в безоблачный солнечный день)
лицом к солнцу
боком к солнцу
спиной к солнцу
Конец формы
Начало формы
Вопрос 19. При каком соотношение мощности рисующего и заполняющего света объём на лице модели будет наилучшим?
когда мощность рисующего света на одну-две ступени больше мощности заполняющего света
когда мощности рисующего и заполняющего света равны
когда мощность заполняющего света равна нулю (или почти нулю)
Конец формы
Начало формы
Вопрос 20. Моделирующий свет помогает фотографу:
нарисовать основные элементы фотографируемой сцены или лица модели
отделить модель от фона, создать эффектные блики на волосах модели
подсветить фон, сделав окружение модели более ярким и впечатляющим
Конец формы
Начало формы
Вопрос 21. Радужные блики на фотографии появляются:
когда фотографируют в контровом свете
когда используют подсветку фона
когда используют сплит-схему освещения
когда используют одинаковый по мощности рисующий и заполняющий свет
Конец формы
Начало формы
Вопрос 22. Глубина кадра повышается, если на фото:
присутствует множество предметов, которые формируют так называемый ритм
присутствуют сходящиеся диагонали
присутствует разделение планов с помощью размытия фона и предметов переднего плана
Конец формы
Начало формы
Вопрос 23. Как лучше располагать на фотографии модель, смотрящую в сторону, чтобы композиция смотрелась гармонично:
лучше расположить модель по центру кадра
лучше расположить модель так, чтобы перед моделью оставалось побольше пространства, чем за ней
лучше расположить модель подальше от центра, чтобы создавалось ощущение неравновесия в кадре
Конец формы
Начало формы
Вопрос 24. Что является принципиальным достоинством RAW-фотографии перед JPEG-фотографией?
возможность восстанавливать детали в светах и тенях, если по яркости фотография сделана не совсем идеально или если динамический диапазон фотографируемой сцены был немного шире динамического диапазона фотоаппарата
попиксельная запись фотографии, позволяющая более точно производить последующую обработку фотографии в фоторедакторе
оба выше перечисленных варианта
Конец формы
Начало формы
Вопрос 25. Почему так сложно восстанавливать детали в светах и тенях на JPEG-фотографии, если кадр по яркости сделан не совсем идеально или если динамический диапазон фотографируемой сцены был немного шире динамического диапазона фотоаппарата?
потому что JPEG-фотографии, в отличие от RAW-фотографий, записываются не попиксельно, а блочно
потому что JPEG-фотографии записывают меньшее количество цветовых вариаций, чем RAW-фотографии
потому что JPEG-фотография может содержать только 256 градаций яркости
Конец формы
26