Дополнительная общеобразовательная программа «Почемучка» (3 класс)
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – программа «Почемучка» является программой естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных программ.
Программа отвечает требованиям нормативно-правовых документов: Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства Просвещения РФ №196 от 9.11.18г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р, Устава учреждения, Локального акта учреждения «Положение о дополнительной общеобразовательной программе».
- актуальность данной программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение детского объединения «Почемучка».
− отличительные особенности программы – основной идеей является знакомство детей с природой, историей и достопримечательностями родного края;
− адресат программы – Объединение «Почемучка» формируется из учащихся 1 – 4 классов. Набор ребят в группы введется свободно, т. е. по желанию детей и на основании заявлений родителей (законных представителей).
− объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 34 часа;
− формы обучения – очная,
− особенности организации образовательного процесса – разновозрастная группа постоянного состава в количестве 8 человек;
− режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – программа реализуется в течении 1 учебного года - 34 часа,1 час в неделю.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – создать условия для расширения знаний учащихся об окружающем мире, формирования их познавательной активности, развития самостоятельного поискового, исследовательского мышления.
Задачи:
− личностные - формирование общественной активности личности, толерантность;
правильной гражданской позиции,
культуры общения и поведения в группе с товарищами и старшими,
навыков здорового образа жизни;
любовь и бережное отношение к природе родного края;
трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;
− метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;
творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
− образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к природе и истории родного края;
включение в познавательную деятельность,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций в познании окружающего мира;
формировать специальные знания, умения и навыки, необходимых для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;
формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
обучать специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;
расширять кругозор и терминологический лексикон в области экологии;
1.3Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | теория | практика | ||||
1. | Природа осенью | 9 | 5 | 4 | | |
1.1 | Наблюдение и наблюдательность. | 3 | 1 | 2 | Стартовый контроль | |
1.2 | Деревья и геометрические фигуры. | 3 | 1 | 2 | Выставка аппликаций | |
1.3 | Эксперимент с микроскопом или лупой. | 3 | 1 | 2 | Защита проекта | |
2. | Живая и неживая природа осенью и зимой | 4 | 2 | 2 | | |
2.1 | Лиственные и хвойные деревья | 2 | 1 | 1 | Разгадывание кроссвордов | |
2.2 | Чтение рассказов «Как растения к зиме готовятся», «Идёт ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «Как узнать хвойные растения». | 1 | 1 | | Викторина | |
2.3 | Защита исследовательских работ. | 1 | | 1 | Защита проектов | |
3. | Красная книга России | 2 | 1 | 1 | | |
3.1 | История создания Красной Книги. | 1 | 1 | | Промежуточный контроль. | |
3.2 | Изготовление Красной книги | 1 | | 1 | Защита работы. | |
4. | Неживая и живая природа, связь между ними. | 5 | 2 | 3 | | |
4.1 | Солнце – источник тепла и света для всего живого | 1 | 1 | | Тестирование. | |
4.2 | Звездное небо. | 2 | 1 | 1 | Выставка | |
4.3 | Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. | 2 | 1 | 1 | Разгадывание кроссвордов | |
5. | Необычное рядом! | 14 | 7 | 7 | | |
5.1 | Комнатные растения и уход за ними. | 4 | 2 | 2 | Выставка растений | |
5.2 | Образы природы в геральдике. | 2 | 1 | 1 | Защита герба | |
5.3 | Земля для всех одна, а искусство – такое разное. | 4 | 2 | 2 | Выставка | |
5.4 | Почемучкины вопросы. | 1 | 1 | | Викторина | |
5.5 | Весна – красна. | 2 | 1 | 1 | Олимпиада | |
5.6 | КВН «Тайны и загадки». | 1 | 1 | | Итоговое тестирование | |
| | 34 | 17 | 17 | |
Содержание учебно-тематического плана
«Природа осенью»
Наблюдение и наблюдательность.
Теория: Совершенствование техники экспериментирования.
Практика: Учить работать с приборами, созданными для наблюдения (биноклями, лупами, микроскопами); развивать внимание, наблюдательность и мышление; воспитывать чувство коллективизма.
Деревья и геометрические фигуры.
Теория: Учебный диалог. Даётся понятие любознательности. Любознательность - это выраженное исследовательское качество.
Практика: Зарисовки. Творческие работы в виде полуобъёмных аппликаций.
1.3 Эксперимент с микроскопом или лупой.
Теория: Наиболее интересные научные открытия сделаны методом наблюдения. Многие учёные работают с точными приборами, увеличивающими изображение в миллионы раз.
Практика: Работа с лупой. Рассмотреть кусочек кожицы лука через лупу. Обсуждение увиденного, рисование.
2. «Живая и неживая природа осенью и зимой»
2.1 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний периоды.
Теория. Описание знакомого дерева по заданному алгоритму.
Практика. Маршрутный лист. Составление вопросов. Подготовка к занятиям и экскурсии в осенний и зимний период. Сбор опавших листьев, хвоинок, веточек и плодов. Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Практические задания. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в две группы, и каждая группа получает карточки с иллюстрациями деревьев.) Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковый слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налётом). Зарисовка иллюстрации листьев. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Экскурсия с привлечением родителей в осеннюю посадку.
2.2 Чтение рассказов «Как растения к зиме готовятся», «Идёт ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «Как узнать хвойные растения».
Теория. Чтение рассказов «Как растения к зиме готовятся», «Идёт ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «Как узнать хвойные растения».
2.3 Презентация исследовательской работы по теме «Лиственные и хвойные деревья региона».
Практика. Учить детей кратко и точно передавать содержание исследовательской работы; учить правильно задавать вопросы по содержанию и отвечать на них; формировать умение анализировать прослушанные работы. Подведение итогов по прослушанным работам, выбор лучших выступлений
3. Красная книга России.
3.1 История создания Красной книги.
Теория: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны, познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
3.2 Изготовление Красной книги.
Практика. Подготовка проекта и защита его. Изготовление Красной книги (коллективная работа).
4. Неживая и живая природа, связь между ними
4.1 Солнце – источник тепла и света для всего живого.
Теория. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
4.2 Звездное небо.
Теория: Познакомить с созвездиями: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Просмотр документальных фильмов «Солнце – звезда», «Чёрные дыры».
Практика: Изготовление модели «Солнечная система», книжек малышек «Зодиакальные созвездия». Творческие работы: «Небо своего настроения», «Небо сегодняшнего дня» и другие.
4.3 Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Теория: Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Практика: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды.
5. «Необычное рядом!»
5.1 Комнатные растения и уход за ними.
Теория. Какие комнатные растения мы уже знаем. Работа с разными источниками информации. Роль комнатных растений в жизни человека. Правила ухода за комнатными растениями.
Практика. Приемы ухода за комнатными растениями. Выращивание комнатных растений для озеленения школы. Решение проектной задачи по озеленению школьных коридоров. Создание проекта и защита его.
5.2 Образы природы в геральдике.
Теория: Глобальные проблемы взаимодействия человека и природы. Рассмотреть тесную взаимосвязь человека и природы и доказательство того, как образы природы отображены в геральдике разных стран; развивать умения выявлять проблему, строить гипотезу; формировать внимание учащихся; способствовать приобретению коммуникативных умений; учить высказывать своё мнение, анализировать видеть главное, делать обобщение. Рассмотреть как символы многих государств – гербы – это, как правило, изображения животных. В геральдике каждое животное и растение несёт своё определённое значение.
Практика. Рисунки гербов и знамён любой эпохи, любого времени и государства.
5.3 Земля для всех одна, а искусство – такое разное.
Теория: познакомить с произведениями живописи, графики, декоративно – прикладного искусства. Рассмотреть приемы отражающие единство и многообразие мира, сходство мотивов и сюжетов, приёмов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира. Познакомить со средствами декоративной композиции. Всё это рассмотреть на примерах Жостово, лоскутная мозаика, Гжель, Хохлома, М.Нестеров «Осенний пейзаж», А. Дейник «Гладиолусы с рябиной», Б. Щербаков «Рожь поспевает» и др.
Практика. Творческие задания: рисунки по теме, роспись подносов цветочными узорами Жостово, конструирование коврика - циновки из полос по мотивам традиционных изделий народов мира. Создание проекта по выбору одного из народных промыслов: Жостово, Гжель, Хохлома, Выслушивание детей. Анализ прослушанного с помощью вопросов и ответов выступающих.
5.4 Почемучкины вопросы.
Теория: Свойства воздуха. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания, что воздух – условие для жизни всех живых существ на Земле.
5.5 Весна – красна.
Теория: Уметь выражать свои чувства, ощущения словами, обобщать и систематизировать знания, полученные на предыдущих занятиях.
Практика. Экскурсия «Чем пахнет Весна?»,
5.6 КВН «Тайны и загадки».
Теория: Методика диагностики по картинкам. Итоговый контроль.
1.4 Планируемые результаты
требования к знаниям и умениям, будут знать:
-элементарные правила отношения к природе;
-простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
будут уметь:
-уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
уметь выражать чувства и переживания творческими средствами;
− компетенции и личностные качества,
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
− личностные, метапредметные и предметные результаты,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к природному миру;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1Календарный учебный график
месяц | № недели | теория | практика | контроль |
| 1 | т | п | |
сентябрь | 2 | т | п | |
| 3 | | п | к |
| 4 | | п | к |
| 1 | т | п | |
октябрь | 2 | т | п | |
| 3 | | п | к |
| 4 | | п | |
| 1 | т | п | |
ноябрь | 2 | | п | |
| 3 | т | п | к |
| 4 | | п | |
| 1 | т | п | |
декабрь | 2 | | п | |
| 3 | т | п | к |
| 4 | | п | |
| 1 | т | п | |
январь | 2 | | п | к |
| 3 | | п | |
| 4 | т | п | |
| 1 | | п | к |
февраль | 2 | т | п | |
| 3 | т | п | |
| 4 | | п | |
| 1 | | п | |
март | 2 | т | п | |
| 3 | | п | |
| 4 | т | п | к |
| 1 | | п | |
апрель | 2 | т | п | |
| 3 | т | п | |
| 4 | | п | к |
| 1 | | п | |
май | 2 | т | п | |
| 3 | т | п | |
| 4 | | п | к |
всего часов | | 17 | 12 | 5 |
итого за год | 34 недели ,34 часа |
Примечание. Июнь – август – каникулы. В июне реализуются программы летнего отдыха. В июле – августе – очередной отпуск педагога.
2.2 Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение – кабинет с ростовой мебелью, в хорошо проветриваемом помещении.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
необходимых для реализации программы:
Инструменты | количество | материалы | количество |
микроскоп | 1 | дидактический материал для проведения занятий и педагогического контроля занятий учащихся; | 10 |
Компьютер | 1 | коллекции минералов | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 | географические, карты России и республики | 3 |
Экран | 1 | глобус | 1 |
Компасы | 10 | тетради, ручки, карандаши, фломастеры, альбомы, пластилин | 10 комплектов |
| | картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, гвозди, скотч | |
Термометры | 5 | дидактические игры, кроссворды, викторины | 5 |
| | гербарии | 1 |
- информационное обеспечение
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
Плешаков «Атлас – определитель».
– аудио-, видео-, фото-, фонды школьной и сельской библиотек;
- кадровое обеспечение – данную программу может вести педагог со средним специальным образованием, обладающий знаниями в области естественных наук, имеющий знание возрастной психологии и педагогики.
2.3 Формы аттестации
− Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
№ п/п | Название раздела, темы | Формы аттестации/контроля |
1. | Природа осенью | Стартовый контроль. Творческая выставка. Защита проектов. |
2. | Живая и неживая природа осенью и зимой | Творческая выставка. Разгадывание кроссвордов. Защита проектов. |
3. | Красная книга России | Промежуточный контроль. Защита проектов. |
4. | Неживая и живая природа, связь между ними. | Тестирование. Защита проектов. |
5. | Необычное рядом! | Итоговый контроль. Защита проектов. |
− Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Выставки;
Готовые творческие работы;
Защита творческих работ;
Защита проектов;
Участие в конкурсах районного, регионального, Всероссийского уровней;
Участие в научно – практической конференции «Молодые науке»
2.4 Оценочные материалы.
Тестирование: стартовый контроль, промежуточная аттестация, итоговый контроль;
Контрольные задания; тесты;
Методы диагностики – наблюдение, собеседование;
Диагностика учебных достижений ребёнка;
Итоговая контрольная работа
(Приложение 1)
2.5 Методические материалы.
- Особенности организации образовательного процесса – образовательный процесс реализуется в очной форме,
- Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический;
Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. Исследовательский, проблемный;
Игровой, дискуссионный, проектный;
- Методы воспитания:
методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
- Формы организации образовательного процесса:
Групповая, парная, индивидуальная.
- Формы организации учебного занятия.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
Рассказ | Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся |
Беседа | Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. |
Экскурсия | Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления |
Учебная игра | Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. |
Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
Презентация предмета, явления. | Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. |
Сюжетно-ролевая игра. | Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. |
Защита проекта | Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем |
“Крепкий орешек” | Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений |
- Педагогические технологии.
В системе работы по естественнонаучному образованию прослеживается чёткая обоснованность целей, задач, содержания, использования методов, форм и приемов, тогда непростые природоведческие понятия становятся детям понятны и естественны. При такой работе ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.
Деятельность учащихся на занятиях является показателем развития у школьников умения самостоятельно учиться, умения рассуждать и доказывать. На этом этапе технологии сотрудничества присутствуют на каждом занятии.
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе: это физкультурные минутки (ритмические, танцевальные, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика), физкультурные паузы (общеразвивающие упражнения, двигательные действия и задания, гимнастика ума и др.), динамические перемены (физкультурно- спортивные, сюжетно-ролевые игры, игровые и др.).
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Методика разноуровневого обучения снижает количество слабоуспевающих детей и повышает возможность индивидуального развития каждого ребёнка и его интеллектуального роста.
Игровые технологии помогают строить учебный процесс и воспитательную работу. Усиливают социализацию личности, ведут к тому, что ребенок чувствует себя не только полноценным членом объединения, но и субъектом всей учебно – воспитательной деятельности. Умело подбирая материал к занятиям, коллективным работам можно добиться высоких результатов. Ребята чувствуют, что существует свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наибольшего успеха, возможного самовыражения.
- Алгоритм учебного занятия.
Структура занятия и его этапов зависит от формы организации обучения на занятии. В основном применяется типовая структура:
1. Организация начала занятия
2. Актуализация знаний, умений
3. Целеполагание
4. Планирование деятельности
5. Самостоятельное выполнение работы
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
- Дидактические материалы - Это раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, шаблоны и т.п.
2.6 Список литературы.
Нормативная литература:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
СанПин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Приказ Министерства Просвещения №196 от 9.11.18г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
Устав МБОУ «Кузьминская СОШ»
Основная и дополнительная учебная литература
1. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 2000.Болотина Л.Р., Лытищина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., Просвещение, 2001.
2. Бондаренко Т.М. , Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет, ТЦ «Учитель», 2012.
3. Гирндт Сюзанна. Разноцветные поделки из природных материалов / Пер. с нем. А.П. Прокопьева. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!)
4. Запартович Б.Б., Криворученко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М., Педагогика, 2000.
5. Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы.
6. Куликова О.П. Поделки из природных материалов/ О.П. Куликова. – М.: Издательский дом МСП, 2005. – 96 с.: ил.
7. Майорова И.Г., Романина В.И., Тарнопольский Д.М., Гукасова A.M. Трудовое обучение в начальных классах. М., Просвещение, 2001.
8. Новикова И.В. , Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов – Ярославль: Академия развития, 2003.
9. Папорков М.А., Клиновская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М., Просвещение, 2002.
10. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы, Просвещение, 2013.
11. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы, Просвещение, 2013.
12. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики, Просвещение, 2013.
13. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М., Просвещение, 2010.
14. Формозов А.Н. Спутник следопыта. 2012.
15. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. / Художник Л.В. Кирильчева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с. ил. – (Серия: «Умелые руки»
16. Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. М., Просвещение, 2001.
Интернет ресурсы.
1. http://school-collection.edu.ru/
4. http://nsportal. ru
Список литературы рекомендуемой для детей и родителей
1. Плешаков Л.А. Атлас – определитель. От земли до неба. М., Просвещение, 2013.
2. Плешаков Л.А. Великан на поляне. М., Просвещение, 2013.
3. Плешаков Л.А. Зеленые страницы. М., Просвещение, 2012.
4. Савенкова А.И. Я – исследователь. М., Просвещение, 2012.
Приложение 1
Итоговая контрольная работа
1.Что такое природа?
А) Природа - это все, что есть в доме.
Б) Природа – это все, что окружает человека.
В) Природа – это все, что окружает человека и не сделано им.
2.. Кого называют «молчаливыми соседями»?
А) Животные «Красной книги».
Б) Домашние питомцы.
В) Змеи.
3. Кто такие пернатые друзья?
А) Павлин.
Б) Куры, гуси, утки.
В) Птицы родного края.
4. Дополни предложение: «Дереву никто не говорит, когда надо __________________ ______________________».
5.Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».
А) Волк, белка, слон, морж.
Б) Лиса, заяц, барсук, лось.
В) Выдра, тюлень, кит, медведь.
6. В каком из ответов перечислены названия только предметы неживой природы?
А) Сирень, сосулька, глина, ворона.
Б)Одуванчик, песок, солнце, лиса, грач.
В) камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка.
7. Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?
А) Домашние.
Б) Уличные.
В) Комнатные.
8. Почему природа – важнейшее условие жизни человека?
А) Природа укрывает человека от врагов.
Б) Природа повсюду укрывает человека.
В) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух, пищу.
9. Что такое «Красная книга»?
А) Книга из красной бумаги.
Б) Книга в красной обложке. В нее записаны исчезающие растения и животные.
В) Яркая, очень красивая книга.