Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Г. И. Успенского» д. Сябреницы
Чудовского района Новгородской области
Рассмотрено на педагогическом совете | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ им. Г. И. Успенского» д. Сябреницы __________И. А. Гаврилюк «____» ___________20____ Приказ № _______ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Почемучки»
Возраст детей: 9-11 лет
Срок реализации – 1 год (84 часа)
Педагог дополнительного образования: Калнина О. Г.
г. Чудово
2019г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Почемучки»
Направленность программы - естественнонаучная
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы »
Пояснительная записка
Направленность программы естественнонаучная.
Направленность: программа предназначена для углубления знаний по русскому языку, математики и окружающего мира с целью качественной подготовки к изучению предметов в среднем звене: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения. В области математики: Развитие учащихся, требующее продуктивной деятельности в процессе выполнения математических заданий, формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. В области окружающего мира в сочетании нетрадиционных методов и форм работы, направленных на дополнение и углубление экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Актуальность программы Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и заставило обратить особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся начальной школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе; знаний признаков и особенностей текста; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки . Экологические проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Экологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации курса «Мир вокруг нас», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Занятия помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии. Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области проектной и исследовательской деятельности.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на обеспечение принципа преемственности между начальной и основной школой. Содержание курса соответствует как действующей программе по русскому языку, математике в 4-м классе и окружающего мира, так и познавательным возможностям младших школьников, одновременно предоставляя им возможность работать на уровне повышенных требований в опережающем темпе.
Данная программа позволяет учащимся расширить целостное представление в области математики, русского языка и окружающего мира. Содержание курса способствует развитию образного мышления, формированию предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, углублению знаний, воспитанию интереса к предметам, стремлению использовать знания в повседневной жизни. Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся способность работать самостоятельно, творчески мыслить, совершенствовать коммуникативные навыки, навыки аргументации собственной позиции. Каждое занятие строится так, чтобы побуждать ученика самостоятельно решать возникающие проблемы.
Данная программа «Почемучки» представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Отличительные особенности программы «Почемучки»:
- Создает условия для повышения мотивации к обучению, стремление развивать возможности учащихся.
- развитие интереса к науке, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах.
- сочетание индивидуальной и групповой форм работы с учащимися. Разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время.
- Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Новгородской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Программа адресована детям – 9-11 лет (4 класс)
Программа рассчитана на год обучения: всего 84 часа ( продолжительность обучения 7 месяцев (с 1 октября по 30 апреля) ).
Формы организации образовательного процесса:
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:
1 год обучения – наполняемость до 15 человек;
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой осуществляются фронтальная и индивидуальная.
Программа предполагает различные виды деятельности для детей данной возрастной группы с учетом их возрастных и физиологических особенностей, интересов детей и потребностей родителей в дополнительном образовании.
Режим занятий.
Занятия проводятся с октября по апрель (3 раза в неделю по 1 занятию) в форме урока общей продолжительностью 45 минут. Общее количество учебных часов, запланированных на период обучения, необходимых для освоения программы 84 часа. Занятие строятся по 3
блокам «Секреты русского языка», «Математика на 5» и «Мир вокруг нас» (1 занятие по курсу «Секреты русского языка», 1 занятие по курсу «Математика на 5» и 1 занятие по курсу «Мир вокруг нас»).
Наполняемость групп: до 15 человек.
Организация образовательного процесса в группах регламентируется расписанием занятий, утверждённым директором школы и составленным в соответствии с требованиями санитарных правили нормативов. Группа размещается в кабинете, соответствующем санитарным нормам и правилам. Образовательный процесс в группе учителем начальной школы.
1.2.Цель и задачи программы:
Цель программы: всестороннее развитие личности учащегося, через воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык, познание окружающего мира. Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика. Совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
Развитие творческих способностей ребенка;
расширять кругозор учащихся в различных областях (элементарной математики, окружающего мира, русского языка) что является необходимым для любого культурного человека.
развитие навыков общения и коммуникации.( развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности);
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, создания проектов, проведения опытов;
воспитывать интерес к миру живых существ.
формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычку их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей;
воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;
развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
развивать альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем;
укреплять интерес к познанию окружающего мира;
развивать знания и умения по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
расширять кругозор учащихся, их воображения, и эмоциональной сферы;
последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе;
формировать психологическую готовность учащихся к участию в конкурсах, турнирах, олимпиадах.
способствовать формированию интереса к предмету, стремление использовать знания в жизни;
создать условия для индивидуальной творческой деятельной, групповой, коллективной работы;
развитие навыков самостоятельной работы.
Содержание программы «Почемучки»
Блок «Секреты русского языка»
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (12 часов)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (3 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.(5 часов) Имя числительное: общее значение. (1 ч)
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. (1 ч)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (9ч.)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи» (7 ч.)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Итоговое занятие 1 час
Учебный план курса «Секреты русского языка»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Как устроен наш язык (12 часов) | |||||
1.1 | Фонетика и словообразование | 1 | 0,5 | 0,5 | групповая | Фронтальная |
1.2. | Словообразование | 1 | 0,5 | 0,5 | групповая | Фронтальная |
1.3 | Морфология. Имя существительное | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая | Фронтальная |
1.4 | Морфология. Имя прилагательное. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая | Фронтальная |
1.5 | Морфология. Местоимение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая | Фронтальный |
1.6 | Синтаксис. Простое предложение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая, индивидуальная | фронтальный |
1.7 | Морфология. Глагол. | 5 | 2 | 3 | Групповая, индивидуальная | Фронтальный, промежуточный контроль |
1.8 | Морфология. Имя числительное. | 1 | 0,5 | 0,5 | групповая | фронтальный |
2 | Правописание (9 часов) | |||||
2.1 | Повторение орфографии. | 1 | 0,5 | 0,5 | групповая | фронтальный |
2.2 | Окончание имён существительных. | 1 | 0,5 | 0,5 | групповая | Фронтальный |
2.3 | Окончание имен прилагательных. | 1 | 0,5 | 0,5 | групповая | Фронтальный |
2.4 | Орфограммы в словах. | 1 | 0,5 | 0,5 | групповая | Фронтальный |
2.5 | Предложение с однородными членами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая | Фронтальный |
2.6 | Приставка. Твердый и мягкий знак. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая | фронтальный |
2.7 | Правописание глаголов. | 3 | 1 | 2 | Групповая, индивидуальная | Фронтальный, промежуточный |
3 | Развитие речи (7 часов) | |||||
3.1 | Текст. | 5 | 1 | 4 | Групповая, индивидуальная | Фронтальный, промежуточный |
3.2 | Работа над изложением. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая | Фронтальный |
| Итоговое занятие | 1 | | 1 | индивидуальная | Итоговый контроль |
| Итого часов | 28 | 11 | 17 | | |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
изученные части речи;
значимые части слова;
различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
предлог и приставку;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями;
использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-звонкие и глухие согласные в корнях;
-непроизносимые согласные;
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
-удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
УУД:
Регулятивные ууд:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные ууд:
Общеучебные и логические ууд:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
систематизировать учебный материал,
сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Владеть навыками рефлексивного анализа,
Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
Уметь переводить устную речь в письменную.
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
Темп письма 70-80 знаков в минуту.
Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
Самостоятельно работать с учебником,
Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
Систематизировать и классифицировать информацию,
Использовать различные виды моделирования.
Блок «Развитие речи»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
слово и предложение;
многозначные слова, синонимы, антонимы;
наречие, имя числительное;
простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Как устроен наш язык»
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
выделять основную мысль текста;
подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
составлять план текста (при помощи учителя);
находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
писать изложения различных видов (обучающего характера).
Курс «Математика на 5»
Тема 1. Величины. Их измерения (3ч). Длина, меры длины. Время, меры времени. Масса, меры массы. Действия с величинами
Тема 2. Действия с многозначными числами (3ч). Приемы быстрого счета. Действия с многозначными числами. Составление блок схем к примерам и примеров по блок-схемам.
Тема 3. Решение текстовых задач (4ч). Задачи на сравнение. Задачи общего содержания. Задачи на движение. Задачи на работу. Прямые и обратные задачи. Задачи на нахождение части от числа.
Тема 4. Решение уравнений (3ч). Решение уравнений на нахождение компонентов действий. Решение на 2 – 3 логических шага. Решение простейших задач с помощью уравнений
Тема 5. Задачи с дробями (3ч). Действия с обыкновенными дробями. Задачи на нахождение дроби от числа и числа по дроби.
Тема 6. Изучение элементов геометрии (4ч). Окружность и круг. Углы на плоскости. Задачи на нахождение линейных размеров фигур. Площадь, единицы площади. Вычисление площадей плоских фигур.
Тема 7. Задания на развитие творческого потенциала (5ч). Задания «Кенгуру» разных лет. Решение олимпиадных заданий. Игровые задания. Математические головоломки. Задачи со спичками.
Тема 8. Комбинаторные задачи (2ч). Задачи на перебор вариантов
Учебный план курса «Математика на 5»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | ||||
| Величины. Их измерения | 3 | 1 | 2 | Групповая | Фронтальная |
2 | Действия с многозначными числами | 3 | 1 | 2 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная, промежуточный контроль |
3 | Решение текстовых задач | 4 | 1 | 3 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная, промежуточный контроль |
4 | Решение уравнений | 3 | 1 | 2 | Групповая, индивидуальная | фронтальная |
5 | Задачи с дробями | 3 | 1 | 2 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная |
6 | Изучение элементов геометрии | 4 | 1 | 3 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная |
7 | Задания на развитие творческого потенциала | 5 | 0 | 5 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная, промежуточный контроль |
8 | Комбинаторные задачи | 2 | 1 | 1 | Групповая | Фронтальная |
| Зачетное занятие | 1 | 0 | 1 | индивидуальная | Итоговый контроль |
| Всего | 28 | 7 | 21 | | |
Предполагаемый результат обучения
в предметной сфере - улучшение качества математической подготовки:
умения выполнять устные вычисления в пределах 1000;
знание правила порядка действий и умение применять его на практике;
умение решать типичные текстовые задачи арифметическим способом;
умение применять логические приемы при решении нестандартных задач;
умения решать уравнения на 2 – 3 логических шага;
умения распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.
в личностной сфере – успешная самореализация в учебной деятельности:
развитие любознательности, творческих способностей, логического мышления, интереса к математике;
овладение способами самостоятельной, исследовательской деятельности;
умения использовать приобретенные знания в практической деятельности, в олимпиадах;
приобретение опыта коллективной работы.
Формы подведения итогов реализации программы
Освоение курса завершается итоговым тестированием и анкетированием с целью определения учащимися полезности для них данного курса.
Курс «Мир вокруг нас»
Вводное занятие.(1 час)
Что будем изучать. Правила техники безопасности на занятиях, выполнении практических заданий; задачи, стоящие перед учащимися, посещающими дополнительное образование..
Предмет экологии. Задачи экологии(2 часа)
Что изучает экология? Предмет и задачи экологии. Экология и мы
Среда обитания. Экологические факторы.(4 часа)
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Среды жизни: вода, воздух, почва. Знакомство с организмами воздушно-наземной среды обитания. Человек – часть природы.
Вода как абиотический фактор. (4 часа)
Вода – самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Животный и растительный мир и вода. Совокупность организмов (Биоценоз) пресного водоема.
Биотические факторы среды. (5 часов)
Разнообразие конкурентных взаимоотношений. Один организм поедает другого – значит он хищник? Растения – хищники. Растения – жертвы. Зачем в природе нужны хищники? Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. Вопросы и ответы.
Экосистемы. (5 часа)
Виды экосистем. Экология популяций. Экология биоценозов. Перемещение веществ в экосистемах. Перенос энергии и продуктивность экосистем. Экологическая ниша. Учение о биосфере. Вопросы и ответы.
Антропогенные факторы.(5 часа)
Основы рационального управления природными ресурсами. Защита живого мира. Красная Книга. Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области. Калейдоскоп проектов.
Организм и среда. (2 часа)
Окружающая человека среда. Поведение человека в природе. Химическое и биологическое загрязнение среды и здоровье человека.
Итоговое занятие. (1 час)
Обобщающее занятие в конце учебного года. Вопросы и ответы.
Учебный план курса «Мир вокруг нас»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | ||||
| Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Групповая | Фронтальная |
2 | Предмет экологии. Задачи экологии. | 1 | 1 | 0 | Групповая, | Фронтальная, промежуточный контроль |
3 | Среда обитания. Экологические факторы. | 4 | 1 | 3 | Групповая, | Фронтальная, промежуточный контроль |
4 | Вода как абиотический фактор | 4 | 3 | 1 | Групповая, | фронтальная |
5 | Биотические факторы среды | 5 | 3 | 2 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная |
6 | Экосистемы | 5 | 2 | 3 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная |
7 | Антропогенные факторы | 5 | 2 | 3 | Групповая, индивидуальная | Фронтальная, |
8 | Организм и среда | 2 | 1 | 1 | Групповая | Фронтальная, промежуточный контроль |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | индивидуальная | Итоговый контроль |
| Всего | 28 | 16 | 12 | | |
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
Методики проведения исследований по темам;
Основные экологические понятия и термины;
Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
1.4.Планируемые результаты.
В результате занятий по программе «Почемучки» у учащихся сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Русский язык, математика, окружающий мир:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; личностное; профессиональное; жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД:
-сравнение и оценивание выполнения своей работы;
-устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;
-адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.
Метапредметными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
-составление плана решения проблемы совместно с учителем,;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
-умение различать звуки и буквы;
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группах;
-умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
-самостоятельно выполнять задания;
-осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
-работать в группе;
-сравнивать величины( выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
-планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
-умение различать звуки и буквы;
-умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;
- умение определять значение слов по тексту;
-умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
-умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Раздел № 2. «Комплекс организационно педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарно – тематическое планирование по курсу «Секреты русского языка» .
№п/п | Название раздела и тема урока | Количество часов | Форма контроля | Дата проведения |
1 | Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык). Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | Текущий | |
2 | Словообразование. (Как устроен наш язык. Правописание). Повторяем словообразование и правописание частей слова: приставок и суффиксов. | 1 | Текущий | |
3 | Повторение орфографии. | 1 | Текущий | |
4 | Морфология. Имя существительное. (Как устроен наш язык). Повторяем признаки имени существительного. | 1 | Текущий | |
5 | Окончание имён существительных. | 1 | текущий | |
6 | Морфология. Имя прилагательное. | 1 | Текущий | |
7 | Окончание имен прилагательных. | 1 | Текущий | |
8 | Текст. Текст. Типы текстов. | 1 | Текущий | |
9 | Орфограммы в словах. (Правописание). Повторяем орфограммы «Мягкий знак в конце слов после шипящих», Буквы о-ё после шипящих и ц. | 1 | Текущий | |
10 | Морфология. Местоимение. | 1 | текущий | |
11 | Работа над изложением. (Развитие речи). Изложение. | 1 | Промежуточный контроль | |
12 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). Разбор по членам предложения. Синтаксический анализ предложения. | 1 | Текущий | |
13 | Предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | Текущий | |
14 | Приставка. Твердый и мягкий знак. (Правописание). Орфограммы приставок. Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. | 1 | текущий | |
15 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагол. | 1 | текущий | |
16 | Правописание глаголов. (Правописание). Правописание не с глаголами. | 1 | Текущий | |
17 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Вид глагола. Начальная форма глагола. | 1 | Текущий | |
18 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Личные формы глагола. | 1 | текущий | |
19 | Морфология. Глагол. | 1 | Промежуточный контроль | |
20 | Текст. Текст – описание. | 1 | Текущий | |
21 | Правописание глаголов. (Правописание). Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | текущий | |
22 | Правописание глаголов. (Правописание). Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | Промежуточный контроль | |
23 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагольное время. Изменение глаголов по временам. Правописание суффиксов глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | Текущий | |
24 | Текст. | 1 | текущий | |
25 | Текст. (Развитие речи). Учимся писать краткое изложение. | 1 | Промежуточный контроль | |
26 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык). Имя числительное. Изменение имён числительных. | 1 | текущий | |
27 | Текст. Учимся писать текст-рассуждение. | 1 | Промежуточный контроль | |
Итоговое занятие 28 | Итоговое тестирование. | | Итоговый контроль | |
Календарный учебный график занятий
«Математика на 5».
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля | Дата проведения |
1 | Вводное занятие «Большое математическое путешествие». Игровые задачи | 1 | Текущий | |
2 | Действия с многозначными числами | 1 | Текущий | |
3 | Приемы быстрого счета | 1 | текущий | |
4 | Задачи на сравнение | 1 | Текущий | |
5 | Решение уравнений на нахождение компонентов действий | 1 | Текущий | |
6 | Задачи со спичками | 1 | Текущий | |
7 | Задачи на работу | 1 | текущий | |
8 | Составление блок схем к примерам и примеров по блок-схемам | 1 | Промежуточный контроль | |
9 | Окружность и круг | 1 | Текущий | |
10 | Длина. Меры длины | 1 | Текущий | |
11 | Задачи на нахождение части от числа | 1 | Текущий | |
12 | Задания «Кенгуру» разных лет | 1 | Текущий | |
13 | Задачи на нахождение линейных размеров фигур | 1 | Текущий | |
14 | Решение уравнений на два логических шага | 1 | Текущий | |
15 | Задачи на движение | 1 | текущий | |
16 | Площадь. Вычисление площадей плоских фигур. | 1 | Промежуточный контроль | |
17 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | Текущий | |
18 | Время. Меры времени | 1 | Текущий | |
19 | Решение уравнений на три логических шага | 1 | текущий | |
20 | Задачи общего содержания | 1 | Промежуточный контроль | |
21 | Простейшие комбинаторные задачи | 1 | текущий | |
22 | Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по его дроби | 1 | текущий | |
23 | Решение олимпиадных задач | 1 | Промежуточный контроль | |
24 | Масса. Меры массы | 1 | Текущий | |
25 | Единицы площади | 1 | Текущий | |
26 | Комбинаторные задачи. Задачи на перебор вариантов | 1 | Текущий | |
27 | Математические головоломки | 1 | текущий | |
28 | Зачетное занятие | 1 | Итоговый контроль | |
| Итого: | 28 | | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Мир вокруг нас»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Текущий | |
2 | Что изучает экология? Предмет и задачи экологии. Экология и мы | 1 | текущий | |
3 | Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. | 1 | промежуточный контроль | |
4 | Среды жизни: вода, воздух, почва. | 1 | Текущий | |
5 | Знакомство с организмами воздушно-наземной среды обитания. | 1 | текущий | |
6 | Человек – часть природы. | 1 | Текущий | |
7 | Вода – самое важное вещество на Земле. | 1 | Текущий | |
8 | Круговорот воды в природе. | 1 | текущий | |
9 | Животный и растительный мир и вода. | 1 | Промежуточный контроль | |
10 | Совокупность организмов (Биоценоз) пресного водоема. | 1 | Текущий | |
11 | Разнообразие конкурентных взаимоотношений. | 1 | Текущий | |
12 | Один организм поедает другого – значит он хищник? | 1 | Текущий | |
13 | Растения – хищники. Растения – жертвы. Зачем в природе нужны хищники? | 1 | текущий | |
14 | Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. | 1 | текущий | |
15 | Экологические игры и викторина (вопрос – ответ) | 1 | , Промежуточный контроль | |
16 | Виды экосистем. Экология популяций. Экология биоценозов. | 1 | Текущий | |
17 | Перемещение веществ в экосистемах. | 1 | Текущий | |
18 | Перенос энергии и продуктивность экосистем. | 1 | текущий | |
19 | Экологическая ниша. | 1 | текущий | |
20 | Учение о биосфере. Вопросы и ответы | 1 | Промежуточный контроль | |
21 | Основы рационального управления природными ресурсами. | 1 | Текущий | |
22 | Защита живого мира. | 1 | Текущий | |
23 | Красная Книга. | 1 | Текущий | |
24 | Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области. | 1 | текущий | |
25 | Калейдоскоп проектов | 1 | Промежуточный контроль | |
26 | Окружающая человека среда. Поведение человека в природе. | 1 | Текущий | |
27 | Химическое и биологическое загрязнение среды и здоровье человека. | 1 | текущий | |
28 | Обобщающее занятие. Вопросы и ответы. | 1 | Итоговый контроль | |
| Итого: | 28 | | |
2.2.Условия реализации программы.
Материально — техническое обеспечение:
Дополнительные пособия: Наглядный и раздаточный материал: (тексты, макеты, фигуры, рисунки, иллюстрации, изобразительный материал, плакаты).Магнитная доска.
Экранные (презентации), аудиальные (музыкальные фрагменты, фрагменты голосовые); аудиовизуальные (видеофрагменты кинофильмов, авторские видеозаписи и пр.).
Технические средства обучения: Мультимедийный проектор. Ноутбук Экспозиционный экран. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Технические средства обучения: - персональный компьютер; - экспозиционный экран.
2.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: опрос, беседа, конкурс, викторина, дидактическая игра, тестирование, проектная и исследовательская деятельность. В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей, выставка проектов.
Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года по каждому блоку. С этой целью используются тесты. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения программы каждым ребёнком.
2.4. Оценочные материалы.
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительному образованию проводится как в начале, так и в конце учебного года с целью отслеживания динамики развития и усвоения учащимися учебного материала.
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам за _____-____ учебного года
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | % / кол-во чел. | Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); | | Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, Итоговая работа, |
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); | | |||
- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) | | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования | - минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины); | | Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование, наблюдение |
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); | | |||
- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | | |||
2. Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); | | Наблюдения, Соревнования, Итоговые работы, |
- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); | | |||
- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) | | |||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании | - минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием) | | наблюдение |
- средний уровень (работает с помощью педагога) | | |||
- - максимальный уровень (работают самостоятельно) | | |||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | - начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) | | Наблюдение, Итоговые работы |
- репродуктивный (выполняют задания на основе образца) | | |||
- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества) | | |||
3. Обшеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога) | | Наблюдение, Анкетирование, |
- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей) | | |||
- максимальный (работают самостоятельно) | | |||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | | Наблюдение, Опрос, |
-средний | | |||
-максимальный | | |||
3.1.3. Умение осуществлять учебно - исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | | Наблюдение, Беседа, Инд. Работа, |
-средний | | |||
-максимальный | | |||
3.2. Учебно - коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога | Адкватность восприятия информации, идущей от педагога | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | | Наблюдения, Опрос, |
-средний | | |||
-максимальный | | |||
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи подготовленной информации | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | | наблюдения |
-средний | | |||
-максимальный | | |||
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Самостоятельно готовят и убирают рабочее место | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | | наблюдение |
-средний | | |||
-максимальный | | |||
3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности | Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям | - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ); | | наблюдение |
- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½); | | |||
- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков) | | |||
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | - удовлетворительно - хорошо -отлично | | Наблюдение, Итоговые работы |
Список литературы
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Рус. Яз. –М.: Просвещение, 1995
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1 - 4 классы. М.: Издательство «Первое сентября» - 2004 г.
Багрова Л.А. Я познаю мир. Москва «АСТ» 1997 г.
Братуев Т. А., Жарковская Н. А., Максимов Д. В. «Кенгуру – 2017» Задачи, решения, итоги. 2017
Буйлова Л. Н. , Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2005
Гырдымова Н. А. Русский язык –М.: Эксмо,2011
Даль В. И. 1000 русских пословиц и поговорок –М.: РИПОЛ классик, 2010
Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. –М., Омега, 1994
Иванова Л. Л., Суслов В. Н. Комбинированные тесты. 4-5 класс. Русский язык, литературное чтение и развитие речи, математика, окружающий мир: учебно-методическое пособие Д: Легион, 2012
Калугин М. А. Развивающие игры для 1-4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки. –Ярославль: Академия развития, 2006
Краткий толковый словарь русского языка /Сост. И. Л. Городецкая, Т. Н. Поповцева, М. Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; под ред. В. В, Розановой / М.: Рус. Яз., 1982
Кривобок Е. В., Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся –Волгоград: Учитель, 2011
Львов М. Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М., Дидакт 1993
Русский язык. 1-4 классы: словарно-орфографическая работа /авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2008
Леонович Е. Н. Моя первая энциклопедия: Русский язык. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей Минск «Асар» 2001
Рянжин С.В Экологический букварь С.-Петербург « Пит-Тал» 1996
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1 - 4 классы. Тула: ООО Издательство «Астрель», 2004.
Сытник К.М. Словарь – справочник по экологии. Киев. 1994 г.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы . Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития» 1997
Цингер Я. А. Занимательная зоология Москва 1959
Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя –М.: Просвещение, 1993
Шорыгина Методическая литература . Беседы о природных явлениях и объектах. Пособие для воспитателей, учителей начальных классов, 2016
Окружающий мир. Типовые тестовые задания за курс начальной школы. ВАКО, 2013