Дополнительная общеобразовательная программа «Экологический календарь» (1–3 классы)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Экологический календарь»
Направленность: естественнонаучная
Возраст учащихся: 7-12 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ермолаева Надежда Ивановна,
педагог дополнительного образования
Альметьевск, 2020
Информационная карта программы
1. | Образовательная организация | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» - Дом пионеров» г.Альметьевска РТ |
2. | Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
3. | Направленность программы | Естественнонаучная |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | ФИО, должность | Ермолаева Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования |
5. | Сведения о программе | |
5.1. | Срок реализации | 1 год |
5.2. | Возраст обучающихся | 7 -12 лет |
5.3. | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования - форма организации | - дополнительная общеобразовательная программа - модифицированная программа - принцип последовательности от простого к сложному - интегрированная |
5.4. | Цель программы | Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников младшего звена |
5.5. | Образовательные темы | - Базовый уровень: эколого просветительские темы для младшего школьного звена |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | • личностно-ориентированные технологии (технологии дифференциации и индивидуализации). • исследовательские и практические работы • информационно-коммуникативные методы • учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы); • работа в малых группах • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях • занятия, основанные на методах общественной практики: репорта интервью, изобретение, комментарий и так далее |
7. | Формы мониторинга результативности | успешное выполнение практических задач, устный опрос |
8. | Результативность реализации программы | Защита проектов, участие в конкурсах |
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка…………………………………………………………………….4
Матрица образовательной программы……………………………………………….......
Учебный (тематический) план…………………………………………………………...10
Содержание программы…………………………………………………………………..16
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Организационно-педагогические условия реализации программы…………………...20
2.2 Формы аттестации/контроля……………………………………………………………..20
2.3 Оценочные материалы……………………………………………………………….…...21
2.4 Список литературы………………………………………………………………………..23
Приложения.
Приложение 1…………………………………………………………...…………………….24
Приложение 2…………………………………………………………………………………25
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «ЗОО кружок» относится к программам естественнонаучной направленности.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
-Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660),
- Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.),
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»,
-Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программ дополнительного образования детей»,
-Устав учреждения.
Актуальность программы:
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Отличительные особенности программы:
Программа соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей. Построена с учетом преемственности экологического образования младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся полученных на изучении «Окружающего мира» на уроках в школе
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: Охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлены занятия по изучения природы Татарстана (природные комплексы, животный мир, природоохранная деятельность);
Программа знакомит учащихся с экологическими датами и праздниками. Рассказывает в доступной форме о их возникновении и актуальности.
Цель программы: Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников младшего звена.
Задачи:
Обучающие:
Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в окружающей среде.;
Учить видеть и понимать красоту природы;
Учить основам экологических знаний;
Развивающие:
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее самоценности.
Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
Активно беречь и защищать природу;
Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей от 7 до 12 лет. Набор обучающихся проводится без предварительного отбора детей. Формирование групп (15 человек) происходит в соответствии с уровнем первоначальных знаний по природоведению, мотивации к изучению данной тематики.
Объем программы:
Программа рассчитана на 144 часа. Один год обучения.
Формы организации образовательного процесса:
- Теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия);
- Практическое обучение;
- Самостоятельная работа по разработке проектов;
- Интерактивные формы:
- Игровые;
- Исследовательские (метод проектов, экспериментирование «мозговой штурм»);
- занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, и так далее.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Планируемые результаты освоения программы:
В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие результаты:
будут знать:
1 уровень результатов:
Личностный
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- умение работать с разными источниками информации;
- осознание роли и места человека в биосфере
- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
2 уровень результатов
Метапредметный
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
- навыки коллективной деятельности в процессе совместной поисковой деятельности в команде под руководством наставника;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- человек существа природное и социальное, связи человека с окружающей средой;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на природу;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
3 уровень результатов
Предметный
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу других детей с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
будут уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- заботится об оздоровлении окружающей среды;
- улучшать состояние окружающей среды ( дом, двор, город).
- называть природные объекты - правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и - понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов;
- оценивать поведение людей с точки зрения их экологической допустимости;
- Выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятелбнояти в виде рисования, мини сочинений и тд.
Формы подведения итогов реализации программы:
Успешное выполнение всех практических задач.
Предполагается, что, для улучшения коммуникативных навыков и навыков презентации проекта, подросток должен записать также краткую презентацию собственного проекта для ее предоставления на общественное обсуждение.
1.2 Матрица дополнительной общеобразовательной программы.
Уровни | Критерии | Формы и методы диагностики | Методы и педагогические технологии | Результаты | Методическая копилка дифференцированных заданий |
Базовый | Предметные: умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, описывать и характеризовать факты строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе | Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, участия в конкурсах. | - Игровые технологии - Технология коллективной творческой деятельности - Практические занятия -ТРИЗ технологии | Базовый уровень результатов проявляется в активном использовании школьни ками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересую- щей информации, ценностного отношения к миру природы и миру человека. - Освоение образовательной программы. - Участие в муниципальных и региональных мероприятиях | Поиск новых знаний. Задания с частично – поисковым характером. |
Метапредметные: умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике | |||||
Личностные: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью. Осознание места и роли человека в природе |
1.3 Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
№ | Название темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||||||
Всего | Т | П | ||||||||
| Вводный модуль/ Сентябрь | |||||||||
1.1 | Инструктаж по технике безопасности | 4 | 2 | 2 | Рассказ-повествование – для изложения намеченного содержания | Персональный. Цель: всестороннее изучение личности конкретного ребенка | ||||
1.2 | Знакомство с квантом животного мира | 4 | 2 | 2 | Беседа. Знакомство с экзотическими животными зоо кружка. Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке Практическая работа - наблюдение за живыми объектами Моделирование животных из геометрических фигур | Персональный. Цель: всестороннее изучение личности конкретного ребенка | ||||
1.3 | Экология – наука о ДОМЕ | 4 | 2 | 2 | Рассказ об экологии Конверт вопросов - свободный обмен мнениями по теме Видео по теме | Персональный. Цель: всестороннее изучение личности конкретного ребенка | ||||
1.4 | Экологические праздники | 4 | 2 | 2 | Беседа. Конверт вопросов - свободный обмен мнениями Практическая работа рисуем любимый уголок города | Персональный. Цель: всестороннее изучение личности конкретного ребенка | ||||
Модуль 2./ Октябрь | ||||||||||
2.1 | Всемирный день защиты животных (World Animal Day), | 4 | 2 | 2 | Рассказ-повествование – о эко празднике Видео по теме Рассказы детей о животных Практическая работа рисунок любимого животного | Тематический. Цель: глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы | ||||
2.2 | Всемирный день охраны мест обитаний | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование – эко празднике Иллюстрация по теме Мозговой штурм – « Охраняемые места обитания родного края» | Сравнительный. Цель: параллельное изучение личности учащихся | ||||
2.3 | Российский День без бумаги | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование – для изложения намеченного содержания Иллюстрация по теме Конверт вопросов - свободный обмен мнениями Практическая работа. Производство бумаги (составление схемы на учебной доске от дерева до тетради). | Сравнительный. Цель: параллельное изучение личности учащихся | ||||
2.4 | Международный день снежного барса | 4 | 2 | 2 | Объяснение цели праздника Герб РТ Иллюстрация по теме Видео по теме Пластилиновая анималистика Лепка барса | Персональный. Цель: всестороннее изучение личности конкретного ребенка | ||||
Модуль 3. /Ноябрь | ||||||||||
3.1 | Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов | 4 | 2 | 2 | Объяснение актуальности даты Видео по теме Мозговой штурм- природа в опасности | Входной - использование для выявления уровня владения базовыми знаниями необходимыми для усвоения нового материала | ||||
3.2 | Международный день энергосбережения | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование – для изложения намеченного содержании. Видео по теме Практическая работа - Сочинение слоганов об энергосбережении | Самоконтроль - осуществляется учащимися постоянно в процессе обучения для анализа собственных достижений, ошибок и возникающих проблем. | ||||
3.3 | Синичкин день | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование – для изложения намеченного содержания Видео по теме Аппликация - синица | Предметно-обобщающий. Цель: изучение знаний, умений учащихся | ||||
3.4 | Всемирный день домашних животных | 4 | 2 | 2 | объяснение. Видео по теме Конверт вопросов - свободный обмен мнениями Дидактические игры по теме. Опрос по ранее изученному материалу | Текущий - проверка ЗУН | ||||
Модуль 4. /Декабрь | ||||||||||
4.1 | Всемирный день почв | 4 | 2 | 2 | Практическая работа (работа с лупой. Рассматривание состава почвы) Видео по теме Словесные игры (кто живет в почве, что растет в почве) | Самоконтроль - осуществляется учащимися постоянно в процессе обучения для анализа собственных достижений, ошибок и возникающих проблем. | ||||
4.2 | Международный день прав животных | 4 | 2 | 2 | Видео по теме Конверт вопросов Учебная дискуссия Практическая работа (составление свода прав животных) | Сравнительный. Цель: Параллельное изучение личности учащихся | ||||
4.3 | В защиту новогодних елок | 4 | 2 | 2 | Учебная дискуссия Фото галерея по теме Практическая работа- создание креативной елки | Текущий - проверка зун. | ||||
4.4 | Новогодние традиции | 4 | 2 | 2 | Видео по теме Практическая работа создание креативной елки (завершение работы) опрос по ранее изученному материалу | Текущий - проверка зун. | ||||
Модуль 5. /Январь | ||||||||||
5.1 | День заповедников и национальных парков России | 4 | 2 | 2 | Рассказ-повествование – для изложения намеченного содержания Видео по теме Практическая работа. Отмечаем на карте заповедники | Сравнительный. Цель: параллельное изучение личности учащихся | ||||
5.2 | Заповедников и национальные парки России | 4 | 2 | 2 | Рассказ-повествование Дидактические игры по теме. «Зоолото» Видео по теме | Комплексно-обобщающий. Цель: Всестороннее изучение учащихся | ||||
5.3 | Заповедники природы Татарстана | 4 | 2 | 2 | объяснение Видео по теме Практическая работа составляем фото галерею «В объективе природа Татарстана» | Предметно-обобщающий. Цель: изучение знаний, умений учащихся | ||||
5.4 | Культурное наследие Татарстана | 4 | 2 | 2 | Учебная дискуссия Видео по теме Мозговой штурм. Составляем маршрут путешествия по РТ Опрос по ранее изученному материалу | Сравнительный. Цель: параллельное изучение личности учащихся | ||||
Модуль 6. /Февраль | ||||||||||
6.1 | Всемирный день водно-болотных угодий | 4 | 2 | 2 | Объяснение – значение болот в биосфере Земли Видео по теме Практическая работа – вспоминаем сказки и персонажей живущих в болоте | Самоконтроль - осуществляется учащимися постоянно в процессе обучения для анализа собственных достижений, ошибок и возникающих проблем. | ||||
6.2 | Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) - 1 | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование (киты) Видео по теме Пластилиновая анималистика 1 часть | Персональный. Цель: всестороннее изучение личности конкретного ребенка | ||||
6.3 | Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)- 2 | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование (дельфины) Видео по теме Пластилиновая анималистика 2 часть | Предметно-обобщающий. Цель: изучение знаний, умений учащихся | ||||
6.4 | Международный день полярного медведя | 4 | 2 | 2 | Учебная дискуссия Видео по теме опрос по ранее изученному материалу | Тематический. Цель: глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы | ||||
Модуль 7. /Март | ||||||||||
7.1 | Всемирный день дикой природы | 4 | 2 | 2 | объяснение Видео по теме Учебная дискуссия Практическая работа | Предметно-обобщающий. Цель: изучение знаний, умений учащихся | ||||
7.2 | День Земли | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование – для изложения намеченного содержания Видео по теме Учебная дискуссия | Сравнительный. Цель: параллельное изучение личности учащихся | ||||
7.3 | Всемирный день водных ресурсов | 4 | 2 | 2 | объяснение Видео по теме Мозговой штурм – реки родного края | Предметно-обобщающий. Цель: изучение знаний, умений учащихся | ||||
7.4 | Час Земли | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование Видео по теме опрос по ранее изученному материалу | Текущий - проверка ЗУН | ||||
Модуль 8./ Апрель | ||||||||||
8.1 | Международный день птиц | 4 | 2 | 2 | Видео по теме Рассказ Пластилиновая анималистика «Птица в гнезде» | Тематический. Цель: глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы | ||||
8.2 | День экологических знаний | 4 | 2 | 2 | рассказ-повествование Видео по теме Практическая работа- Составляем свод правил поведения в природе. | Текущий - проверка ЗУН | ||||
8.3 | День подснежника | 4 | 2 | 2 | Рассказ Иллюстрация по теме Видео по теме Практическая работа – рисуем подснежник | Итоговый -подведение конечных результатов | ||||
8.4 | Всемирный день защиты лабораторных животных | 4 | 2 | 2 | объяснение Видео по теме опрос по ранее изученному материалу | Сравнительный. Цель: параллельное изучение личности учащихся | ||||
Модуль 9. /Май | ||||||||||
9.1 | Всемирный день Солнца | 4 | 2 | 2 | Рассказ-повествование Видео по теме Практическая работа – макет солнечной системы | Сравнительный. Цель: параллельное изучение личности учащихся | ||||
9.2 | День экологического образования – 1 | 4 | 2 | 2 | Рассказ Видео по теме Мониторинг ЗУН | Текущий - проверка ЗУН | ||||
9.3 | День экологического образования - 2 | 4 | 2 | 2 | Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме Практическая работа блиц опросы по ранее пройденным темам | Текущий - проверка ЗУН | ||||
9.4 | Международный день биологического разнообразия | 4 | 2 | 2 | Видео по теме Иллюстрация по теме Практическая работа – коллаж из рисунков и фото «Биологическое разнообразие родного края) | Итоговый -подведение конечных результатов | ||||
| | 144 | 72 | 72 | | |
1.4 Содержание программы.
Базовый уровень: (144 часа)
Вводный модуль 1. – 16 ч. Инструктаж по ТБ. «Знакомство обучающихся и родителей с педагогом, учебной группой и программой занятий (презентация). Знакомство с экзотическими птицами ЗОО кружка, с экзотическими млекопитающими, пресмыкающимися ,малюсками. рыбами насекомыми, общее представление детей о животных ЗОО кружка. Экология – Наука о доме.
Модуль 2. Октябрь – 16 ч
- Всемирный день животных (World Animal Day), или Всемирный день защиты животных, отмечаемый во всем мире ежегодно 4 октября, был учрежден на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем в 1931 году во Флоренции (Италия), и призван обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты.
- Ежегодно 6 октября во всем мире отмечают Всемирный день охраны мест обитаний — международный праздник, призванный привлечь внимание человечества к проблеме сохранения среды обитания фауны планеты Земля. Этот праздник был учреждён в 1979 году в рамках Бернской конвенции о сохранении европейской дикой природы и естественной среды обитания.
- «Научимся использовать бумагу рационально!» — таков основной тезис международной «безбумажной» кампании, которая ежегодно проходит осенью по всему миру.
- Состоявшийся в октябре 2013 года в Бишкеке Всемирный форум по сохранению снежного барса положил начало новому празднику – Международному дню снежного барса (International Snow Leopard Day), отмечаемому с той поры ежегодно 23 октября.
Модуль 3. Ноябрь -16 ч.
- В ноябре 2001 года Генеральная Ассамблея ООН объявила (резолюция 56/4), что ежегодно 6 ноября отмечается Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов(International Day for Preventing the Exploitation of the Environment in War and Armed Conflict). Принимая это решение, ООН учитывала, что ущерб, причиняемый окружающей среде во время вооруженных конфликтов, приводит к ухудшению состояния экосистем и природных ресурсов на длительный период после прекращения конфликтов и часто затрагивает не только одно государство и не только нынешнее поколение
- 11 ноября по инициативе международной экологической сети «Школьный проект по использованию ресурсов и энергии» (SPARE) объявлено Днем энергосбережения (International Day of Energy Saving)
- Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12ноября.В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в российских регионах: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.
- Ежегодно 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных (World Pets Day). Он посвящен всем одомашненным человеком животным и служит напоминанием всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших».
Не удивительно, что девизом этого Дня стали слова Маленького принца из произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», которые обращены ко всем нам.
Модуль 4. Декабрь -16 ч.
- Всемирный день почв (World Soil Day) отмечается ежегодно 5 декабря, с целью напомнить мировому сообществу о важности почвенных ресурсов и той роли, которую они играют в сохранении экосистем и обеспечении роста благосостояния человека.
-10 декабря во многих странах мира отмечается Международный День акций за принятие Декларации прав животных или Международный день прав животных, который был учрежден в 1998 году – в 50-ю годовщину подписания Декларации прав человека. И это не совпадение – он празднуется в один день с Днем прав человека потому, что организации, его учредившие, хотели подчеркнуть, что ВСЕ живые существа на планете имеют право на жизнь и защиту от страданий.
- Для того, чтобы вырастить стандартную новогоднюю ель высотой в полтора метра, необходимо не менее 10 лет.
Так, за первый год после посадки ель вырастает всего на 3-4 см, в течение следующих 15 лет – на 10-20 см в год, потом скорость роста увеличивается. Продолжительность жизни европейской ели – 250-300 лет, за это время дерево может вырасти до 50 м. А сколько елок вырубается для того, чтобы украсить наши дома? Только для Москвы было вырублено на продажу около 60 тысяч елок. На земле более 7 миллиардов жителей планеты! Если представить , что хотя бы, каждый седьмой купит елку, то получается нужно вырубить 1 миллиард елок.
Модуль 5. Январь -16 ч.
Ежегодно 11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории (ООПТ) — сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Впервые День заповедников и национальных парков отметили в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. Сегодня его проведение поддерживают многие экологические организации и движения.
- Природно-заповедный фонд Татарстана включает в общей сложности 154 особо охраняемых природных объекта, в числе которых следующие: государственный Волжско-Камский биосферный заповедник; «Нижняя Кама» – государственный национальный парк; 24 разного профиля природных государственных заказника регионального значения; памятники природы (всего 127) регионального значения, в числе которых 64 водных (родники, озера, реки) и 63 наземных; одна природная, особо охраняемая территория местного значения. Все они занимают площадь 133 625 гектаров, что составляет около 2 % от всей площади республики.
Модуль 6. Февраль- 16 ч.
- Мероприятия, проводимые ежегодно 2 февраля во Всемирный день водно-болотных угодий (World Wetlands Day), призваны обратить внимание общественности и правительств различных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты. Конвенция о водно-болотных угодьях (Convention on Wetlands), имеющих международное значение преимущественно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, была подписана 2 февраля1971 года в городе Рамсаре (Иран) и с тех пор носит название Рамсарской конвенции (Ramsar Convention). Основной целью Рамсарской конвенции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире. Всемирный день водно-болотных угодий был впервые отмечен в 1997 году.
- Всемирный день защиты морских млекопитающих или Всемирный день китов отмечается во многих странах 19 февраля.
Эта экологическая дата считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и разных других живых существ, обитающих в морях и океанах нашей планеты. Этот День был учрежден в 1986 году, когда вступил в силу мораторий на китовый промысел, введенный Международной китовой комиссией (МКК) (International Whaling Commission, IWC). Этот мораторий действует и поныне и означает, что во всем мире охота на китов, а также торговля китовым мясом запрещены. В настоящее время промысел китов разрешен исключительно для удовлетворения потребностей коренного населения (так называемый, аборигенный) и изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств-членов МКК.
- Ежегодно 27 февраля в мире отмечается Международный день полярного медведя (International Polar Bear Day) или, в более привычном русском варианте, День белого медведя. Основной целью проведения Дня является распространение информации о полярном медведе и привлечение внимания общества к необходимости охраны самого крупного наземного хищника планеты. Традиционно к этой дате природоохранными и экологическими организациями готовятся различные публичные акции и просветительские мероприятия.
Модуль 7. Март – 16 ч.
- «В этот Всемирный день дикой природы я призываю всех граждан, все компании и правительства сыграть свою роль в деле защиты существующих в нашем мире диких животных и растений. Действия каждого из нас будут определять судьбу дикой природы мира. Будущее дикой природы находится в наших руках!». Из послания 8-го Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна 20 декабря 2013 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией (A/RES/68/205) постановила провозгласить 3 марта Всемирным днём дикой природы(World Wildlife Day), с целью повысить уровень осведомленности широкой общественности в вопросах дикой фауны и флоры. Данное событие стало отдельной вехой в истории ООН, принявшей это решение.
- Во всем мире 20 марта, по инициативе ООН, празднуется День Земли (англ. Earth Day). Причем в календаре международных праздников существует два Дня Земли – сегодняшний приурочен к Дню весеннего равноденствия, а второй – 22 апреля. Первый имеет миротворческую и гуманистическую направленность, второй – экологическую.
- Ежегодно 22 марта в мире отмечается Всемирный день водных ресурсов (World Water Day или World Day of Water). Идея его проведения впервые прозвучала на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Вода — «краеугольный камень» жизни. Вода необходима человечеству. Капля воды обладает силой, капля воды необходима всем. Хотя 70% земной поверхности покрыто водой, 97,5% — это соленая вода. Из оставшихся 2,5% пресной воды, почти 68,7% — замерзшая вода ледяных шапок и ледников. Только один процент от общего объема водных ресурсов планеты доступен для использования человеком. На сегодняшний день более 663 миллионов человек не имеют источников питьевой воды вблизи мест проживания.
- Время проведения Часа Земли в 2020 году — 28 марта с 20:30 до 21:30 по местному времени. Час Земли (Earth Hour) — это глобальная ежегодная международная акция, организованная Всемирным фондом дикой природы (World Wide Fund for Nature, WWF), которая проводится ежегодно в одну из последних суббот марта. Она заключается в том, что в этот день в назначенное время люди в разных странах мира на один час отключают свет и другие электроприборы.
Модуль 8. Апрель – 16 ч.
- Ежегодно 1 апреля отмечается Международный день птиц(International Bird Day) — интернациональный экологический праздник. Его цель — сохранение видового разнообразия и численности птиц. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, затем пришел в Европу, а в настоящее время проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» во многих странах мира.
- Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.
- Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника (The Day of Snowdrop). Свою историю он ведет из Англии, где был учрежден в 1984 году.
Вообще в мире, в зависимости от климатической зоны, подснежники зацветают от января до апреля. В Великобритании их цветение приходится на середину апреля, поэтому данный праздник был приурочен к этому периоду — началу весны и теплых солнечных дней, а сегодня стал любим и в других странах.
24 апреля в календаре экологических дат отмечен как Всемирный день защиты лабораторных животных (World Day for Laboratory Animals), который был учрежден Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных (ИнтерНИЧ) в 1979 году и поддержан ООН. Первоначально он «отмечался» зоозащитными организациями в ряде стран, а сегодня уже по всему миру активно развивается движение против вивисекции (экспериментов и опытов над лабораторными животными), которое поддерживают активисты различных общественных и зоозащитных организаций.
Модуль 9. Май – 16 ч.
-Начиная с 1994 года в разных странах 3 мая отмечается День Солнца (Sun Day), иногда называемый Всемирным днем Солнца или Международным днем Солнца. Солнце — ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Например, ближайшая к нам звезда Проксима из системы aльфа Центавра находится на расстоянии 4,22 световых лет от Солнца.
Для Земли Солнце — мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира, и формирует важнейшие свойства атмосферы Земли.
-12 мая Россия и страны бывшего СССР отмечают День экологического образования. Праздник, цель которого – актуализация экологических знаний во всех науках и всех сферах человеческой деятельности, был учрежден в 1991 году.
В этот день в городах и поселках проводятся различные экологические акции, которые носят как просветительский, так и практический характер: проходят выставки, конференции и конкурсы детского творчества на тему сохранения природы, люди участвуют в природоохранных мероприятиях – очистке берегов рек и водоемов, уборке парков, озеленении территорий. Этот праздник касается каждого, кто принимает участие в продвижении идеи защиты природы.
-Ежегодно, начиная с 2001 года, 22 мая отмечается Международный день биологического разнообразия (International Day for Biological Diversity). Этот День был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в 1995 году в специальной резолюции (№ A/RES/49/119) на основе рекомендации Конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), которая состоялась в 1994 году. Изначально Международный день биологического разнообразия рекомендовалось отмечать 29 декабря — в день вступления в силу Конвенции о биологическом разнообразии. Однако, ввиду большого количества праздников, отмечаемых в это время года, многие страны сталкивались с трудностями в планировании и проведении мероприятий по празднованию Дня, и в 2000 году было принято решение об изменении этой даты на 22 мая.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Организационно-педагогические условия реализации программы.
1. Стол рабочий – 1.
2. Стул – 10.
3. Стол лекальный – 5.
4. Стол лекальный – 1.
5. Поворотная доска для мела и маркера – 1.
6. Ноутбук – 1.
7. Мультимедийный проектор – 1.
2.2 Формы аттестации / контроля
- Демонстрация результата участие в проектной деятельности в соответствии взятой на себя роли;
- тестирование;
- устный опрос;
− подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем и их оценивание.
Для оценивания продуктов проектной деятельности детей используется критериальное оценивание.
Для оценивания деятельности учащихся используются инструменты само- и взаимооценивания.
2.3 Оценочные материалы.
Примерные вопросы для устного опроса по итогам освоения модулей
Базовый:
1. Экология – наука, изучающая:
1) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания;
2) влияние загрязнений на здоровье человека;
3) влияние загрязнений на окружающую среду;
2. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, строят:
1) очистительные сооружения;
2) каналы;
3) водохранилища.
3. Что необходимо для прорастания семян?
1) Почва;
2) тепло, вода, воздух;
3) свет.
3. Что такое зоология?
1) Наука о живой природе;
2) наука о растениях;
3) наука о животных;
4. Сколько воды в сутки требуется человеку?
1)Более двух литров
2)Более трех литров
3)Один литр
5. Какого цвета воздух?
1)Белый 2)Бесцветный 3)Голубой
6. Что такое заповедник?
1)Участок земли, где ограничена охота
2)Сказочные, заповедные земли
3)Участок земли, где природа находится под строгой охраной
7. Как называется книга, куда заносят исчезнувшие и исчезающие виды животных и растений?
1)Зелёная книга
2)Заповедная книга
3)Красная книга
8. Как люди пытаются сохранить исчезающие виды животных?
1)Создают заповедники в их местах обитания
2)Собирают животных в зоопарки
2.4 Список рекомендуемой литературы, интернет ресурсов.
Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - № 5.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. - М.: «Академия», 20036.
Горшеков С.П. Экология и географические основы охраны природы: учеб. пособие для учителей начальных классов. / С.П. Горшеков. - М: Просвещение, 2008.
Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитание школьников. - 2011. - № 18.
Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2010. - № 5.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Владос, 2012.
.Деребко С.Д., Ягвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ягвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников /
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. - М.: «Академия», 2012
Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова. - М.: «Академия», 2007.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 200929. Психология и педагогика: учебное пособие /
Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред.В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. - 175 с.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие / Л.П. Симонова. - М.: «Академия», 2008.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 2009. -
https://www.syl.ru/article/349545/natsionalnyie-parki-i-zapovedniki-tatarstana-spisok
https://www.calend.ru/holidays/ecology/
Для учащихся и родителей:
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru
Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Приложения
Приложение 1
Содержание Теория / практика | Месяцы обучения | ||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | ||||||||
1 | 1. Вводный модуль | 8 | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
2 | 2. Модуль | | | 8 | 8 | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
3 | 3. Модуль | | | | | 8 | 8 | | | | | | | | | | | | | ||||||
4 | 4. Модуль | | | | | | | 8 | 8 | | | | | | | | | | | ||||||
5 | 5. Модуль | | | | | | | | | 8 | 8 | | | | | | | | | ||||||
6 | 6. Модуль | | | | | | | | | | | 8 | 8 | | | | | | | ||||||
7 | 7. Модуль | | | | | | | | | | | | | 8 | 8 | | | | | ||||||
8 | 8. Модуль | | | | | | | | | | | | | | | 8 | 8 | | | ||||||
9 | 9. Модуль | | | | | | | | | | | | | | | | | 8 | 8 | ||||||
| Итого: 144 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Приложение 2
Примерный план выступления с проектом
1. Приветствие
«Добрый день!»
«Уважаемый «(имя и отчество педагога)
« Уважаемые присутствующие!»
2. Представление (Ф.И., и т.д.)
«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...»
3. Цель выступления
«Цель моего выступления – рассказать о выполненном проекте.
4. Название темы
«Название темы»
5.Актуальность
«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»
6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения
«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»
получены новые знания следующего характера:...,
выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,
определены новые проблемы (задачи)»
7. Благодарность за внимание
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
8. Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос...
А) Мой ответ...
Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.
9. Благодарность за интерес и вопросы по теме
«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной теме. Всего доброго»
Факторы, влияющие на успех выступления
До, вовремя и после выступления докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления.
Внешний вид докладчика
Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.
Прическа – аккуратная.
Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.
Речь
Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
Критерии оценки презентации по проекту
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников.
1