Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа " Как наше слово отзовется:особенности и трудности написания сочинения" Общекультурной направленности

0
0
Материал опубликован 24 June

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-комплекс №33 имени генерал-полковника Ивана Терентьевича Коровникова»



Рассмотрена на педагогическом совете протокол №



«_____»_______ 2023 г.




Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ-комплекс №33»

Ю.А.Горькова

«____»__________2023г.




Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

« Как наше слово отзовется: особенности и трудности написания сочинения "



Общекультурной направленности







Возраст обучающихся:14-16 лет

Срок реализации 1 год

9А класс ( 2023-2024 уч. год)

Автор – составитель

Земцова Лариса Владиславовна









Великий Новгород

2023

Рабочая программа дополнительного образования детей « Как наше слово отзовется: особенности и трудности написания сочинения» имеет общекультурную направленность и составлена с учетом Концепции развития дополнительного образования детей 1726-Р от 04.09.2014, приказа Министерства просвещения № 196 от 09.11.18 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам, оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода». Программа предназначена для реализации в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа-комплекс № 33 им. генерал-полковника И.Т.Коровникова».

Программа данного курса представляет систему общекультурных занятий для детей в возрасте от 14 до 16 лет.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она направлена на совершенствование речевого общения в целом, письменного общения, на расширение знаний обучающихся об особенностях функционирования слова в речи и обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. Кроме этого, она отвечает потребности общества и обновленным образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.

Необходимость программы возникла как возможность активизации внимания обучающихся к употреблению рассматриваемых явлений языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи, расширения их знаний об особенностях функционирования слова в речи, развития их речи.

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения.

Новизна данной рабочей программы определена обновленным федеральным государственным стандартом основного общего образования 2021 года :

-в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;

-в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий , которые можно использовать выборочно;

-в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

-в систематизировании знаний для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.

-в определении видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цели программы: расширение кругозора обучающегося для построения активной коммуникации через углубленное овладение нормами литературного языка, умениями пользоваться выразительными средствами языка в разных речевых ситуациях, а также формирование мотивации к изучению русского языка и русской литературы путем реализации в творческой деятельности.

Вся практическая часть курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

-выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к составлению связных текстов;

-развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

-выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выявлять причины использования того или итого типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки;

-усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера; использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков;

-учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи.

Развитие интонационно выразительной речи.

Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.

Проведение стилистических экспериментов.

Развитие логического и абстрактного мышления.

Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, развитие компетенций, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

- работать с текстовыми заданиями;

- писать сочинение публицистического стиля;

- обозначать проблему текста для написания сочинения;

- владеть формами обработки информации исходного текста (микротема,

абзацы);

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и

художественного текста;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

- создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям к тексту, применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных высказываниях, сохраняя строение, тип речи.

Теоретической основой данного курса является:

-лингвистический, стилистический анализ текста;

-система языковых понятий и функционирования;

-различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-комплексный подход при разработке занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-научность, связь теории и практики;

-преемственность;

-систематичность и последовательность.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям деятельности обучающихся и направлена на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых занятиях связной речи, к проведению которых привык педагог, но и на каждом занятии, какой бы теме оно ни было посвящено. Содержание программы максимально приближено к потребностям обучающегося, отражает его жизненные ориентиры и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Изучение языка идет на более высоком уровне (уровне текста), в отличие от урочных занятий по программе учебного плана. Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы дополнительного образования: 14 – 16 лет.

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Формы и режим занятий:

*практикумы;

*творческие работы;

*работы со схемами и таблицами;

*работа с лингвистическими словарями;

*работа с тестовым материалом;

*групповая работа.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПин и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение №7 «Примерная наполняемость групп».

Состав групп постоянный.

Ожидаемые результаты.

обучающийся должен знать:

составляющие богатства русского языка, средства художественной изобразительности; стилистические возможности языка; способы выражения точки зрения автора; основные правила русской орфографии и исключения из них, особенности устной и письменной речи, взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова; основные принципы русской пунктуации и исключения из них, основные функции пунктуационных знаков;

должен уметь:

создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям к тексту, применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; моделировать ситуации речевого общения, соблюдая языковые нормы; свободно владеть речью в соответствии с нормами русского литературного языка, грамотно писать, применяя полученные знания.

Прогнозируемый результат

К концу курса учащиеся должны: уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений; на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга; анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их; уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах; обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.

Способы определения результативности: образовательной программы осуществляется на основе текущей диагностики по ходу занятия или после прохождения блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности обучающихся в игровых ситуациях, по результатам выполнения обучающимися практических заданий;

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых творческих работ.

Формы подведения итогов:

*стартовый

*текущий:

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

творческие работы учащихся;

тестовые задания

практические работы;

контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль- определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Методы работы:

*наблюдение;

*беседа;

*тестирование;

*анализ творческих работ;

*работа с книгой;

*анализ текста.

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий:

традиционных (технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);

современных ( педагогическая мастерская).

Технологии, методы, приёмы: технология личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология коллективного творчества (обучение и общение в группе), проектная технология (создание своих заданий), технология развивающего обучения.


Содержание программы


Культура речи как научная дисциплина. Понятие о нормах литературного языка. Речевые ошибки и их классификация. Морфологические нормы языка. Грамматические ошибки и их предупреждение. Стилистика, стили речи. Стилевое единство текста. Стилистические ошибки. Как их избежать?

Лексика. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов. Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи.

Сочинение-рассуждение, его структура, приемы написания. Понятие композиции. Части композиции сочинения-рассуждения. Модель вступления: цепь вопросительных предложений, небольшое обобщение, цитата в качестве зачина. Понятие цитаты. Оформление цитаты, косвенное цитирование. Цитата как часть предложения. Цитата как целое предложение. Функции цитаты: вступительная часть сочинения, аргумент, заключительная часть. Отражение проблемы в цитате.

Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса. Понятие аргументов. Виды аргументов. Аргументы: логические (рациональные), иллюстративные (примеры из жизни, литературные, предположительные), ссылка на авторитет. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

Варианты выводов в сочинении.

Понятие о художественно - изобразительных средствах: тропы, фигуры речи. Функция художественно - изобразительных средств в создании сочинения-рассуждения: информативная, воздействующая, эстетическая.

Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста. Микротемы. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Повторение и обобщение.



Учебный план





Тема



Количество

часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего


1

Культура речи как научная дисциплина. Понятие о нормах литературного языка.

1


1

Вводное занятие

2

Речевые ошибки и их классификация. Как их избежать?

1

1

2


Вводное занятие


Практикум

3

Морфологические нормы языка. Грамматические ошибки и их предупреждение.

1

1

2


Вводное занятие

Практикум



4

Стилистика, стили речи. Стилевое единство текста. Стилистические ошибки. Как их избежать?



1

1

2

Вводное занятие



Практикум

5

Лексика. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов.


1

1

Практикум

6

Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи.


1

1

2


Вводное занятие


Практикум

7

Сочинение-рассуждение, его структура, приемы написания. Понятие композиции. Части композиции сочинения-рассуждения.

1

1

2

Вводное занятие



Практикум

8

Модель вступления: цепь вопросительных предложений, небольшое обобщение, цитата в качестве зачина. Понятие цитаты. Оформление цитаты, косвенное цитирование. Цитата как часть предложения. Цитата как целое предложение. Функции цитаты: вступительная часть сочинения, аргумент, заключительная часть. Отражение проблемы в цитате.


1

2

3

Вводное занятие

Практикум

9

Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.

1

1

2

Вводное занятие

Практикум

10

Понятие аргументов. Виды аргументов. Аргументы: логические(рациональные), иллюстративные (примеры из жизни, литературные, предположительные), ссылка на авторитет.


1

3

4

Практикум

11

Варианты выводов в сочинении.



1

1

Практикум

12

Понятие о художественно - изобразительных средствах: тропы, фигуры речи. Функция художественно - изобразительных средств в создании сочинения-рассуждения: информативная, воздействующая, эстетическая.


1

1

2


Вводное занятие


Практикум

13

Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста. Микротемы.


1

2

3

Вводное занятие


Практикум

14

Самостоятельный анализ текста.

1

1

2

Вводное занятие


Практикум

15

Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Повторение и обобщение.



1

1

Практикум

16

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)



1

1

Практикум

17

Сочинение по текстам, предложенным учителем



2

2

Практикум

18

Итоговая работа. Пишем сочинение. Анализ ученических сочинений

1

1

1

Практикум творческая работа

Итого


12

22

34





Календарный учебный график на 2023/20224уч. год


Наименование объединения

/группы

Уровень

/год обучения

Срок учебного года/продолжительность обучения

Количество занятий в неделю/продолжительность одного занятия

Наименование дисциплины

Всего академических часов в год

ККоличество часов в неделю

9А класс

1год

1сентября 2023г.-30 мая 2024г.

1 час в неделю/40 минут

«Как наше слово отзовется: особенности и трудности написания сочинения»

34часа

11час






Методическое обеспечение программы

Печатные издания (энциклопедии, справочники, словари, художественные, публицистические тексты).

Конспекты занятий.

Рекомендации по анализу изобразительных средств текстов.

Материально-техническое оснащение занятий

Компьютер.

Проектор.

Кабинет для обучения, оснащенный доской, мебелью.

Словари, справочники.

Электронная энциклопедия по русскому языку и литературе.

Компьютерные диски.


ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Голуб И. Б. ,Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.- М. , 1993

Колесов В. В. Культура речи- культура поведения.- Л. , 1988

Львова С. И. Речевой этикет.- М. , 1995

Львова С. И. Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: раздаточные материалы.- М. , 2005

Для учителя

Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М. , 1998

Львов М. Р. Основы теории речи.-М. , 2000

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи.- М. , 2001

Львова С. И. Язык в речевом общении.Книга для учителя.-М. , 1991

Формановская Н. И. Русский речевой этикет : лингвистический и методический аспекты. _ М. , 2006

Божко Н.М. Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии: конспекты занятий, практический материал.- Волгоград: Учитель, 2011

Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 9-11 кл., шк., гимназий и лицеев гуманит. направленности.- М.: Просвещение, 1995

Матвеева Т.В. От звука до текста. Все виды разбора на экзамене по русскому языку: Учебное пособие.- Екатеринбург: У-фактория, 2003

Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А. Программа «Многоаспектный анализ текста» Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. - М.: Флинта: Наука, 1999.

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение - М.: Просвещение, 1987.


Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 16 изд.- М.,: Русский язык, 1984.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.     

Словари и справочники

.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.(Любое издание)

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.-М.,1994

Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание).

Краткий словарь литературоведческих терминов. Сост. Л. И. Тимофеев,С. В. Тураев-М.,1985.

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.-М.,1998.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,1992

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:Происхождение слов.-М.,2000

Ведерников Н. В. Краткий словарь эпитетов русского языка.-Л.,1975

Интернет-ресурсы:

1.Материалы сайта ФИПИ.  http://www.fipi.ru/

2.Материалы сайта «Грамота.ру», nsportal.ru и infourok.ru



Приложения к программе



Прочтите текст и выполните задания

ТЕКСТ №1

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?» 

(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое… 

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно. 

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством. 

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников: 

(17)Как пишется «в течение»? 

(18)Ему отвечали. 

(19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно? 

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил: 

(23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал! 

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире… 

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил: 

(27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться? 

(28)Не знаю. (29)Ещё не проверила. 

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани. 

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: 

(34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! 

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс. 

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване: 

(42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным? 

(43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить? (По А. Алексину)* 


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».

 Как Вы понимаете значение слова «ЗАВИСТЬ»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Прочтите текст и выполните задания . 

ТЕКСТ № 2


(1)Дружба начиналась очень давно. (2)Пещера. (3)Костер. (4)Человек в шкурах. (5)Подошел к огню крадучись зверь, поднял ухо и застыл от любопытства и голода. (6)Вынул человек из костра кусок опаленного мяса и швырнул зверю. (7)Пес обглодал кости и остался лежать у края пещеры. 

(8)Так начиналась дружба, которой теперь уже многие тысячи лет… 

(9)А вот что я записал со слов летчика. (10)Дальний родственник пещерного пса пристроился жить около самолетов. (11)Пес был ничей. (12)Такие псы живут обычно на станциях, в портах, у базаров. 

(13)В непогожие дни на Диксоне, когда самолеты не улетали, пес начинал выть. (14)Собачий голос сливался с метелью, и мало кто слышал жалобы Кубаря. (15)Но однажды скрипнула дверь, и пес очутился в маленькой комнате. (16)Горела лампа. (17)Человек поставил у порога тарелку теплого супа, погладил собаку и зашуршал газетой. (18)Это был немолодой летчик. (19)В Москве у него случилось горе. (20)Он бросил все и приехал на Диксон. (21)В комнате стоял чемодан и патефон с дюжиной довоенных пластинок. (22)Чем-то был дорог летчику старый обшарпанный патефон. (23)Человек оценил деликатность пса, смирно севшего у порога рядом с унтами. 

(24)– А что, брат, не послушать ли музыку? (25)– Летчик поднялся и покрутил ручку у синего ящика… 

(26)Утром метель утихла. (27)Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. 

(28)Этим утром первый раз за долгое время увидели улыбку московского летчика. (29)После завтрака он позвал технарей к себе в комнату, покрутил ручку у патефона, улыбаясь, глазами показал на собаку… 

(30)Было на что поглядеть. (31)Как только закрутилась пластинка, Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. (32)Другую поставили – та же картина, а когда поставили старую пластинку с песнею «Валенки», Кубарь встрепенулся и радостно забрехал… 

(33)И пошла слава о Кубаре. (34)Гость появился на Диксоне – сейчас же ведут к патефону. (35)И всякий раз, как только игла зашуршит на пластинке, Кубарь забывает про все на свете. (36)А как только «Валенки» – обязательно радостный лай. 

(37)Старый летчик, однако, больше всего ценил в Кубаре не это редкое качество, а обычную собачью преданность. 

(38)– Ну не скучай, Кубарь, я скоро… (39)– Один раз Кубарь проводил хозяина до самой кабины и, не удержавшись, вскочил по лесенке. (40)Самолет увозил геолога на дальний пустынный остров. (41)Пропеллеры засверкали, дверь открыта, а собака не убегает. 

(42)– Возьмем? – обернулся летчик к геологу. 

(43)– Возьмем. 

(44)Когда от земли оторвались, собаке стало нехорошо. (45)Все, кто летал на маленьком самолете, знают, как швыряет его по ухабам теплого и холодного воздуха. (46)Запах бензина, тряска и рев мотора положили Кубаря на живот. (47)Глаза помутнели, шерсть стала мокрой и поднялась дыбом… (48)Когда, спотыкаясь на каменистой равнине, самолет наконец замер, когда дверца открылась, Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. (49)Следили, пока рыжая точка не скрылась за горизонтом. (50)Геолог махнул рукой: 

(51)– Все. (52)К этой птице уже не вернется. (53)Будет жить с песцами. 

(54)Летчик огорченно молчал. 

(55)Работали четверо суток. (56)Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. (57)Кубаря не было. 

(58)Погрузили ящики с образцами. (59)В последний раз долго глядели между валунами. 

(60)– Нет, не вернется, – сказал геолог. 

(61)Заревел мотор. (62)На что-то надеясь, летчик помедлил со взлетом. (63)И вдруг положил на плечо геологу руку: 

Гляди… 

(64)По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. (65)С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. (66)Шерсть висит клочьями. (67)На боках и спине краснеют следы песцовых укусов. 

(68)Люди переглянулись: 

(69)– Без человека не может… (В. Песков) 

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. Шерсть висит клочьями. На боках и спине краснеют следы песцовых укусов. Люди переглянулись: – Без человека не может…». 



Прочтите текст и выполните задания . 

ТЕКСТ №3

(1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре. 

(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай. 

(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась. 

(14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила.

(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами. 

(21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера. 

(22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она. 

(23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно. 

(25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить. 

(26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу? 

(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал. 

(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке: 

(33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу? 

(34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка. 

(35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала: 

(37)– А для чего они отдают грушу тете Вере? 

(38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу. 

(39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось. 

(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину. 

(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 

(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель. 

(50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим. 

(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 

По Ф. Искандеру


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку». 

Как Вы понимаете значение слова ЩЕДРОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать щедрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение



Прочтите текст и выполните задания

ТЕКСТ №4

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

(3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

(4)Тут, – признался дед.

(5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

(8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

(9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

(10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

(13)Так просто, – буркнул мальчик.

(14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

(18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

(24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

(29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

(31)Чего смотреть, на болонок похожи, –  убитым тоном сказал внук.

(32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

Это тебе... эти ледянистые...

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

(По В.И. Одноралову*)


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».

Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.




Прочтите текст и выполните задания . 

ТЕКСТ №5

(1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12) В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.

(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18) Этим исчерпана жизнь художника.

(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

(23)Так вот – я люблю…

(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.

(По Ю.О. Домбровскому*)


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости».

Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём ценность настоящего искусства?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 



Прочтите текст и выполните задания . 

ТЕКСТ №6

(1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.

(6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.

(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.

(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал  на меня лапой.

(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди старых вещей. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.

(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25) Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».

(По Остромиру*)


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом».

Как Вы понимаете значение выражения ПАМЯТЬ СЕРДЦА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что называется памятью сердца?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.


Помимо этих заданий, обучающиеся учатся находить средства изобразительности, выполняют лексические задания, попутно повторяя правила орфографии и пунктуации.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей