Дополнительная общеразвивающая программа «Танцуй, лето» в рамках детского онлайн лагеря
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАУДО
«ДТДиМ им. О.П. Табакова»
____________ Иванцова И.Е.
Приказ № 154 от 25.05.2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА "ТАНЦУЙ ЛЕТО"
В РАМКАХ ДЕТСКОГО ОНЛАЙН-ЛАГЕРЯ "КИВИ"
Целевая аудитория – 5 -10 лет
Срок реализации – 1 месяц
Автор:
педагог дополнительного образования
Чернова В.Б.
Саратов
2020
Аннотация программы
Программа «Танцуй лето» направлена на создание условий для формирование интереса учащихся к занятиям по хореографии, на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Программа включает в себя два раздела , направленных на приобщение учащегося к хореографическому творчеству, содержанием которых являются танцевальные мастер классы, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Мастер классы продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. На протяжение
Дистанционная форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Паспорт программы
Наименование программы | «Танцуй лето» |
Составитель программы | Чернова В.Б. |
Образовательная направленность | художественная |
Цель программы | Создание условий для развития личности ребенка посредством занятий по хореографии с применением дистанционных технологий. |
Задачи программы | Обучающие: - раскрыть творческий потенциал учащихся через танец; - создать танцевальную композицию с включением элементов из мастер классов. Развивающие: - развитие танцевальных способностей: чувства ритма, координации, пластики, зрительной и музыкальной памяти; - укрепление здоровья, формирование правильной осанки, развитие силы и выносливости. Воспитательные: - расширение художественного кругозора и формирование эстетических вкусов; - воспитать любовь к танцам и музыке. |
Возраст учащихся | 5-10 лет |
Год разработки программы | 2020 |
Сроки реализации программы | 1 месяц |
Планируемые результаты | Знать: - основные приемы движений; - технику исполнения; - традиционное построение занятия; Уметь: - правильно исполнять простейшие движения; - чувствовать образ, настроение и характер музыки; |
Нормативно-правовое обеспечение программы | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Устав МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени О.П. Табакова»; - Образовательная программа муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодёжи им. О. П. Табакова»; - Положение о структуре порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ. Утверждено приказом директора муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи имени О.П. Табакова» от 28.05.2019 г., приказ директора № 95; - Положение о промежуточном контроле результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы и итоговой аттестации учащихся муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова» от от15.06.2018 г., приказ директора №129. |
Методическое обеспечение программы | Реализация программы «Танцуй лето» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: выполнение работы по образцу (педагогический показ); выполнение работы по замыслу (педагог или сами учащиеся выбирают образ и пытаются его изобразить телом и движениями); При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, показ образцов и способов действий; рассказ педагога, беседы, вопросы, пояснения, объяснения; игровое действие, создание игровой ситуации; Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - репродуктивные (учащиеся воспроизводят полученные знания, на примере тем); -поисковые (учащиеся самостоятельно ищут танцевальные образы при выполнении творческого задания). |
Наставник программы | |
1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Танцуй лето» относится к художественной направленности.
Программа разработана с учётом ресурсного потенциала МАУДО «ДТДиМ им. О.П. Табакова», с учётом законодательных нормативно-правовых документов.
Актуальность программы Современный танец – это красивый способ показать себя, и иногда это возможность самореализации. Современные танцы - это танцы, которые модны и популярны на данный момент. В нынешнем понимании, современный танец является синонимом – «популярный танец». К современным танцам можно отнести все направления, которые популярны на сегодняшний день. Тенденция увлечения современными танцами позволяет удовлетворить естественную физическую потребность ребенка в разнообразных формах движения, расширить его художественный кругозор, раскрыть индивидуальные возможности и творческие способности детей младшего и среднего школьного возраста через танцевально-игровую деятельность посредством современной хореографии, адаптироваться к условиям современной жизни.
Дистанционное обучение хореографическому искусству отвечает потребностям детей и родителей, желающих расширить свои знания в этой области. Поскольку эта форма обучения еще только входит в практику дополнительного образования, она еще не имеет достаточного методического и диагностического материала для коррекции и улучшения этого вида образования. Поэтому вклад каждого педагога, создание методического материала для дистанционного обучения, сейчас особенно актуальны, так как позволяют накапливать и анализировать материалы, улучшая этот вид образования.
Отличительные особенности программы
Программа «Танцуй лето» отличает то, что она строится с учётом возрастных особенностей когнитивных процессов детей дошкольного и школьного возраста, и на основе современных педагогических технологий. Она составлена с учетом последовательности в преподавании хореографии и соответствует уровню развития учащихся 5–10 лет.
Содержание программы предлагает материал, включающий̆ в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений, игровой̆ материал.
Занятия по хореографии, включенные в программу, позволяют раскрыть даже самые минимальные способности ребёнка, способствующие развитию индивидуальных особенностей, аналитического мышления и зрительной памяти.
Педагогическая целесообразность заключается в обеспечение общего гармоничного, психологического, духовного и физического развития ребенка; в формирование разнообразных умений, способностей и знаний в области современного танца; в воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Адресаты программы. Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся в возрасте от 5 до 10 лет.
Реализация данной программы в образовательном процессе ДТДиМ выстраивается с учётом возрастных психофизических особенностей учащихся.
Общие характерные черты возраста от 5 до 10 лет : любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность, неумение концентрировать долго свое внимание на чем-либо одном. У учащихся этого возраста высок авторитет старшего товарища или взрослого, появляется способность ставить цели, касающиеся самого себя, своего собственного поведения. Приобщаясь к музыке, они усваивают несложные музыкальные формы, тем самым развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, развивается творческая фантазия и танцевальные данные.
Объем и срок освоения Программы. Программа рассчитана на 16 часов, срок реализации -1 месяц.
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцуй лето» является краткосрочной, реализуется в период летних каникул и рассчитана на 20 календарных дней.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития личности ребенка посредством занятий по хореографии с применением дистанционных технологий.
Задачи:
Обучающие
- раскрыть творческий потенциал учащихся через танец;
- создать танцевальную композицию с включением элементов из мастер классов;
Развивающие:
- развитие танцевальных способностей: чувства ритма, координации, пластики, зрительной и музыкальной памяти;
- укрепление здоровья, формирование правильной осанки, развитие силы и выносливости;
Воспитательные:
- расширение художественного кругозора и формирование эстетических вкусов;
- воспитать любовь к танцам и музыке;
Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы, учащиеся смогут овладеть предметными знаниями и способами деятельности и будут:
Знать:
- основные приемы движений;
- технику исполнения;
- традиционное построение занятия;
Уметь:
- правильно исполнять простейшие движения;
- чувствовать образ, настроение и характер музыки;
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы учащиеся достигнут целевых ориентиров в области метапредметных и личностных результатов освоения программы:
- воспитает в себе уважение к профессиональной деятельности других людей;
- разовьёт природные способности (слух, чувство ритма, координацию, пластичность);
- сформирует необходимые для занятий способности (выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве).
Способы контроля:
Раздел "Танцевальный мастер класс" заканчивается самостоятельным показом учащихся изученных комбинаций;
Раздел "Танцевальный флешмоб" содержит в себе изучение танцевальных связок которые в последствие соединяются в флешмоб.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Раздел и темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практи-ка | ||
Танцевальный мастер класс | | | ||
1. | Современный танец | 2 | 1 | 1 |
2. | Занятие на развитие импровизации | 2 | 1 | 1 |
3 | Игро-ритмика | 2 | - | 2 |
4. | Занятие на развитие координации | 2 | 1 | 1 |
Танцевальный флешмоб | | | ||
1. | Флешмоб "Не детское время" | 2 | 30 | 1,5 |
2. | Флешмоб "Вставай" | 2 | 30 | 1,5 |
3. | Флешмоб "Кто если не мы?" | 2 | - | 2 |
4. | Флешмоб "Не похожие" | 2 | - | 2 |
| Итого: | 16ч. | 4ч. | 12ч. |
Содержание программы
1.Танцевальный мастер класс
Современный танец
Теория. Понятие современного танца как направление в хореографии.
Практика. Изучение движений изолированных центров и техника их исполнения Повороты и наклоны головы + Sundari
Руки+движения ареалами (отдельно кисти рук, рука от локтя, от плеча).
Движения плечами:
- подъем одного-двух поочередно вверх;
- движение плеч вперед-назад;
- твист плеч (изгиб)
- резкая смена направлений в движении плеч (одно вперед друг назад и т.д.);
- "восьмерка"
- круги поочередно;
- шейк плеч.
Движение грудной клеткой – диафрагмой:
- из стороны в сторону;
- вперед-назад;
- подъем и опускание.
- Curve (керф) – изгиб верхней части позвоночника до солнечного сплетения вперед, в сторону)и т.д.
Занятие на развитие импровизации
Теория. Знакомство с понятием импровизация, применение в танце.
Практика. Импровизируем под музыку, меняя темп и ритм музыкальной композиции.
Игро-ритмика
Практика. хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»); поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2 счёта и на каждый счёт, ходьба в полуприседе; удары ногой на каждый счёт и через счёт, подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно; игры "день и ночь" "шарики" "Цапля и лягушки".
Занятие на развитие координации
Теория. Знакомство с понятием координация. Умение согласовывать движения различных частей тела.
Практика. Упражнения на развитие координации (цапля, совмещение шагов и хлопков, смена позиций рук от медленного темпа до быстрого).Изучение комбинации.
2.Танцевальный флешмоб
Теория. Словесное объяснение и наглядный показ движений изучаемого танца
Практика. Разучивание и выполнение по музыку следующих танцев:
- Флешмоб "Не детское время"
- Флешмоб "Вставай"
- Флешмоб "Кто если не мы?"
- Флешмоб "Не похожие"
Способы и формы оценки планируемых результатов освоения программы.
Устный опрос
Для оценки результатов познавательной деятельности учащихся в дистанционном обучении, применяется такая форма контроля как устный опрос и контрольный онлайн-показ любого выученного флешмоба на выбор учащимся.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение
Используемые педагогические технологии, формы, методы обучения и воспитания.
Методы обучения:
словесные (объяснение, инструктаж, рассказ, беседа, диалог, консультация);
наглядные (иллюстрация (презентация), демонстрация);
практические (игра, тренинг танцевального мастерства, изучение танца, рефлексия деятельности, взаимо- и самооценка образовательных достижений, анализ занятия).
Методы организации и формы проведения занятий:
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: беседа, лекция, объяснение, демонстрация презентаций, видеофильмов и т.д.;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, образцу;
частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
игровой методы проведения занятий.
В организацию образовательного процесса обязательно включена индивидуально-дифференцированная форма. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как учащегося, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, чтобы побуждать учащегося к самостоятельному физическому совершенствованию, поиску своей индивидуальной выразительности.
Программа реализуется в образовательном процессе ДТДиМ с помощью личностно ориентированных, диалогических и интерактивных технологий:
- Технологии личностно-ориентированного обучения, целью которых является максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Эти технологии учитывают особенности каждого учащегося и направлены на еще более полное раскрытие его потенциала.
- Технологии развивающего обучения. Обучаясь по данной технологии, главным является не столько приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развитий психологических особенностей (способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми). Здесь учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активный деятельный способ обучения.
- Разнообразные игровые технологии, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, обладающих четко поставленной целью обучения и соответствующим им педагогическим результатом.
- Технологии педагогической поддержки учащегося, которые связаны с непосредственной работой педагога на занятии и воздействием его на своих учеников. Психологический комфорт, партнерские отношения, знание индивидуальных особенностей учащегося составляют психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Главная задача - вызвать у обучающихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
- Технологии активного комплексного обучения. Одним из основных принципов активного обучения является выполнение учащимися практических и творческих заданий.
- Технологии здоровьясбережения включают:
Организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного процесса и должны способствовать предотвращению состояния переутомления. Это учебные планы, программы, расписания занятий, способы и смена деятельности на занятии.
Учебно-воспитательные технологии, которые включают процесс по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, а также проведение организационно-воспитательной работы с учащимися после занятий.
Лечебно-оздоровительные технологии, которые имеют в своей основе упражнения, формирующие двигательные навыки учащихся, учат сознательно управлять мышечным аппаратом и одновременно корректируют физические недостатки.
Физкультурно-оздоровительные технологии, с помощью которых улучшается физическое развитие занимающихся: тренируется сила, выносливость, быстрота, гибкость и другие качества, отличающих здорового тренированного человека от физически немощного.
Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий используется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям:
- мультимедийное оборудование (компьютеры, ноутбук, планшет);
-звуковоспроизводящая аппаратура;
- сеть интернет.
Информационно методические и дидактические материалы:
Учебно-методические материалы для учащихся
№ п/п | Наименование | Форма |
1. | Правила для новичка «Поведение на учебном занятии» | - печатный - электронный*doc |
2. | Правила для новичка «Клятва танцора» | - печатный, - электронный *doc |
3. | Импровизация и хореография, статья в альманахе«Танцевальная импровизация» | - печатный - электронный*doc |
Информационно-методические материалы для родителей | ||
1. | Правила для новичка «Клятва танцора» | - печатный - электронный*doc |
2. | Памятка «Правила общения в коллективе» | - печатный - электронный*doc |
3. | Азбука современного танца для детей | - печатный - электронный*doc |
5. | Влияние хореографического искусства на здоровье детей | http://www.horeograf.com/catego ry/new |
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, , аттестованным на первую квалификационную категорию.
Информационное обеспечение программы
Литература для педагога
1.Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
2.Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
3. Зарецкая Н.В. Танцы для детей̆старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
4.Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
5. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
6.Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В.Кветная. Учите детей танцевать. – Москва, 2003г.
7.Буйлова Л.Н. Жизнь в танце. Внешкольник №10-2001.
8.Субботинский Е.В. «Ребенок открывает мир», Москва, 1991.
9. Конорова Е.В. «Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства», Москва 1953.
Литература для учащихся их родителей
Барышникова Т. Азбука хореографии.. М.: Рольф, 2000
Васильева Т.К. Секрет танца. М.: ТОО «Динамит», ООО «Золотой век», 1997
Карп П.М. Младшая муза. М.: Детская литература, 1986
Соотношение притязаний ребенка и его хореографических способностей. Источник: www.allbest.ru, 23.06.2011г