Доклад «Развитие коммуникативных умений у воспитанников в рамках детского оздоровительного лагеря «Метапредметное лето»
Презентация опыта
«Развитие коммуникативных умений у воспитанников
в рамках детского оздоровительного лагеря «Метапредметное лето»
Томилова Надежда Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Идея «Метапредметного лета» зародилась, когда появилась проблема подготовки детей к Метапредметным испытаниям, а именно в 2016 году, когда состоялась 1 муниципальная Метапредметная олимпиада в Карагайском муниципальном районе Пермского края.
Поэтому первая летняя смена была посвящена только метапредметным испытаниям по 5 номинациям: смысловое чтение, моделирование, публичное выступление, аргументация в дискуссии, учебное сотрудничество.
Так у нас появился первый пробный отряд «метапредметников» в количестве 15 человек – которые посещали лагерь с дневным пребыванием на базе школы по 4 часа 15 дней.
После реализации смены стало ясно, что «Метапредметное лето» – это эффективный способ развития коммуникативных УУД, а главное их оценивания, т. к. есть реальная возможность создать такие условия для детей, которые даже самого некоммуникабельного включат в общее дело, а способ отслеживания результата возник как-то сам собой.
Итак, в июне 2017 г. было сформировано 3 отряда из параллели 5-7 классов. Общее количество – 45 чел. Здесь необходимо отметить, что в октябре 2016 г. один из наших разработчиков Фоминых Любовь Ивановна, учитель географии была делегирована сопровождающей 5 детей с района для участия в краевой метапредметной олимпиаде. Целую неделю они были участниками тьюторского лагеря «Вперед, в будущее!». Опыт пребывания в лагере был использован нами в реализации программы «Метапредметное лето - 2017».
Каждый день начинался с деления детей на группы, условия деления всегда разные, следовательно, команды детей всегда получались сменного состава. Например: · в каждой группе должны быть представители каждой параллели (лагерь посещали обучающиеся 5-7 классов); · рассчитаться по порядку (1 – 5 зависимо от необходимого количества групп); · по цвету конфет (раздавались перед началом дня) и т. п. И каждый день, новая группа, т. е. дети, приходя в лагерь, не знают, с кем они будут жить этот день в лагере, и какое испытание их ждет сегодня.
Сначала дети деление на группы воспринимали негативно, это можно понять, ведь всегда хочется работать со своим другом или подругой, а тут оказываешься в группе, где нет даже твоих одноклассников. Возникает небольшая стрессовая ситуация. Естественно, дети ведут себя по-разному. Кто-то просто примыкает к группе и ходит рядом целый день, кто-то пытается начать работать. Старшим приходится брать инициативу в свои руки и для успешного выполнения задания привлекать всех членов команды, т. е. вступать в коммуникацию. Некоторые дети только и познакомились в лагере, не смотря на то, что учатся в одной школе. Пятиклашкам, конечно, сложнее всего. К середине смены замечаем, что дети уже пытаются «вычислить», по какому критерию их делят на группы сегодня, уже радуются, если оказываются в группе с ребятами из другого класса и спокойно начинают работать над заданием всей командой, реально понимая, если команда не сработает, задание останется не выполнено. Дух соревнования делает свое дело!!!
В каждом лагере должна быть общая идея. В 2017 г. – это была игра Pokémon Go. Каждый отряд должен был найти как можно больше Покемонов и заработать как можно больше баллов. Дважды проводились аукционы, где была возможность купить или продать части Покемонов. При этом важен был клад каждого участника отряда, т.к. каждый день ребята работали разными командами.
В этом году идея лагеря заключалась в путешествии во времени «Назад в будущее». Каждый день мы попадали в разные эпохи и страны, тематика всех заданий была связана с тем временем и местом, куда попадали дети: в древнем Египте проходили метапредметные испытания, в первобытном обществе – охота на мамонта, в Японии начала XX в. – кинофестиваль аниме «Оскар-сан», в России 1992 г. – проектный митинг, связанный с открытием нашей школы.
Ну а теперь как отслеживаем результат. Здесь нам пришла на помощь балльно-рейтинговая система. Команда выполнила задание и закончила день с определенным результатом, например в 50 баллов. Команда состоит предположим из 5 человек (каждый день количество членом команды может быть разным), делим баллы на количество человек, каждый участник получает 10 баллов в свою копилку, которые он уносит в свой отряд. Через некоторое время выстраивается рейтинг, в котором мы можем наблюдать следующее, что Иванов Иван, практически каждый день оказывается в группе победителей, то есть он легко «вживается» в группу, не зависимо от её состава. Начинаем за ним наблюдать. Видим, что он в одной группе берёт на себя лидерство, в другой легко подчиняется, в третьей становиться первым помощником лидера. Уже можно делать выводы о развитие коммуникативных УУД. За смену реально в рейтинге можно заметить рост детей, на сколько легко они вступают в коммуникацию, на сколько корректно разговаривают друг с другом, ведь им приходится находить точки соприкосновения, для достижения успеха. Если я обладаю коммуникативными умениями, то буду успешен в любой группе.
Метапредметное лето – 2018 г. показало, что дети, прошедшие через нашу лагерную смену не первый год, это нынешние уже восьмиклассники, стали более открытыми, коммуникабельными, они успешно проходят метапредметные испытания, связанные с коммуникацией, определяют и решают коммуникативные задачи, формируют собственную модель поведения и способны к успешной социализации в обществе.
Разработчики программы «Метапредметное лето - 2016»:
Томилова Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания
Фоминых Любовь Ивановна, учитель географии
Кочева Елена Викторовна, учитель математики и информатики
Негодяева Светлана Гендриковна, учитель химии, заместитель директора по НМР
Новицкая Валентина Анатольевна, заместитель директора по УВР
Кучева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Разработчики программы «Метапредметное лето - 2017»:
Томилова Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания
Фоминых Любовь Ивановна, учитель географии
Кочева Елена Викторовна, учитель математики и информатики
Негодяева Светлана Гендриковна, учитель химии, заместитель директора по НМР
Новицкая Валентина Анатольевна, заместитель директора по УВР
Кучева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Носкова Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Разработчики программы «Метапредметное лето - 2018»:
Томилова Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания
Фоминых Любовь Ивановна, учитель географии
Кочева Елена Викторовна, учитель математики и информатики
Негодяева Светлана Гендриковна, учитель химии, заместитель директора по НМР
Новицкая Валентина Анатольевна, заместитель директора по УВР
Кучева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Педагоги принявшие участие в её реализации:
Кылосова Наталья Николаевна, учитель биологии
Амирова Наталья Валерьевна, учитель английского языка
Фадеева Наталья Сергеевна, учитель английского языка
Кайгородова Надежда Васильевна, социальный педагог
Бакринёв Александр Игоревич, учитель физики
Наталья Игоревна
Виктория Александровна