12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соломатина Марина Олеговна79
Россия, Московская обл., Коломна
0

Дополнительная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Золотая иголочка» Возраст обучающихся 11 –16 лет

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

Коломенского городского округа Московской области»



Рекомендовано на заседании методического Утверждаю

совета Директор МКОУ школы «Надежда»

от «___»___________2020 г. Ф.И.О._________________________

Протокол № ____________ ______________________________

«_____»_________________2020 г.





Дополнительная общеразвивающая программа

декоративно-прикладной направленности

«Золотая иголочка»

Возраст обучающихся 11 –16 лет

Срок реализации: 1 год







Автор – составитель

Соломатина Марина Олеговна

учитель трудового обучения











Коломенский г. о. 2020 г.

Пояснительная записка



Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).

11. Устав МБУДО ЦРТДиЮ.

12. Положение о дополнительных образовательных программах (МКОУ школа «Надежда» приказ № 141 от 30.08.2016 г.)

   Гуманистическая направленность образования является одной из важнейших целей в проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед коррекционной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Золотая иголочка» - прекрасное средство развития творческого потенциала воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их эстетического вкуса, и конструкторского мышления.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

План работы разрабатывался таким образом, чтобы работа в кружке декоративно-прикладного искусства не дублировала работу учителя трудового обучения, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с разными видами тканей, фетром, лентами, пряжей, цветными нитками и пр. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей, их возрастных и интеллектуальных особенностей.

В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Создание ситуации успеха дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями. Позволяет научить без боязни творить и создавать свои шедевры.

Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса.

Данная программа рассчитана на один год обучения. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы – коллективная, групповая, индивидуальная. Программа рассчитана на 63 часа. Режим занятий: два раза в неделю (понедельник, среда) по 1 часу:

- в понедельник: обучающиеся 5, 6 классов;

- в среду: обучающиеся 7, 8, 9 классов.

Направленность: декоративно-прикладная

Актуальность: заключается в том, что сделанное собственными руками изделие (сувенир, игрушку) не увидишь ни у кого. И даже повторив понравившееся изделие из интернета – все равно получится индивидуальное изделие. А сколько радости доставят родным выполненные ребенком игрушка, панно или брошь! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Программа актуальна, поскольку в наше время разные виды творчества и декора находятся на пике моды. И это не удивительно. У человека всегда была потребность в создании чего- либо, то есть творческое самовыражение. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно - прикладное искусство. Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Каким видом рукоделия вы бы не занимались, любой вид творчества придает сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче! А задача педагога - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.

Программа знакомит с направлениями декоративно – прикладного творчества, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. 

1.3 Цель:

Основной целью программы является: воспитание личности творца, способного осуществлять творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, воспитание у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

- обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения;

- обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок

- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;

- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;

- научить читать чертежи;

- научить определять название и форму деталей кроя;

- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;

- научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;

- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;

- научить выбирать последовательность операций по изготовлению;

- развивающие:

- развивать моторику рук во время занятий;

- развивать идейно-художественное мышление;

- развивать самостоятельность при изготовлении швейных изделий;

- воспитательные:

- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

- воспитать культуру общения в коллективе во время занятий;

- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием;

- коррекционные:

- коррекция художественного вкуса и творческого мышления;

- коррекция ЭВС;

- коррекция мелкой моторики;

- коррекция понятий и представлений о приемах и технологии изготовления композиций и свойствах различных материалов;

1.4  Отличительные особенности

Отличительные особенности образовательной программы «Золотая иголочка» заключаются в организации учебного процесса, который включает в себя не только занятия с педагогом в мастерской, но и активную самостоятельную деятельность. 

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

1.5 Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 11 – 16 лет.

1.6 Объем и срок освоения

Программа «Золотая иголочка» имеет объем 63 часа в год. Срок освоения программы 1 год.

1.7    Форма обучения – очная

1.8 Особенности организации образовательного процесса

Особенностями организации образовательного процесса являются:

- ориентирован на индивидуально-личностный подход

- занятия проходят в двух группах разного возраста.

1.9 Режим занятий

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. В понедельник - младшая группа (5, 6 классы), в среду – старшая группа (7, 8, 9 классы). Всего 63 часа в год.

1.10.Планируемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с цветными нитками, пряжей, лентами, тканью, мехом, фетром;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

В течение учебного года будет составляться альбом с фотографиями лучших работ кружковцев. Планируем участвовать в региональных, городских и общешкольных выставках детского творчества, конкурсах.

1.11 Формы аттестации

В качестве формы контроля используется: входной, текущий, промежуточный и итоговый.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – упражнения, контрольные задания.

Текущий контроль происходит на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы. Формы оценки – устный опрос, собеседование с учащимися, игровые задания.

Промежуточный контроль происходит после изучения основных тем по программе. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работ при организации мини-выставок, анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью опросников, игровых, творческих заданий. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Итоговый контроль. В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие (выставка, конкурс, открытое занятие, демонстрация моделей, презентация работ), на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.

Объектами контроля могут являться:

-знания, умения навыки, уровень и качество изготавливаемых изделий

-мастерство и техника исполнения творческих работ

-степень самостоятельности и уровень творческих способностей

1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (мониторинг)

Цель:

- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

- обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы

Задачи:

- контроль качества образования;

- подбор эффективных методов обучения;

- выявление результатов педагогического процесса;

- получение сведений о личности обучающихся;

- индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося;

- самоанализ своего педагогического труда;

Сроки проведения:

Входной контроль

Дата проведения: Сентябрь


Текущий контроль

В течение года

Промежуточный контроль

Дата проведения: Декабрь




Итоговый контроль

Дата проведения: Май


Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:

Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;

Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:

Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;

Начальный уровень развития (0-1 балл):

Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Уровень знаний и умений учащихся оценивается по результатам: участия в конкурсах; участия в выставках и массовых мероприятиях различных уровней; презентации творческих работ, открытых занятий.

1.14 Материально-техническое обеспечение

Швейная мастерская, оборудование швейной мастерской, рабочие инструменты, материал для работы, дидактический материал: иллюстрации, инструкции, схемы выполнения изделий.

1.15 Информационное обеспечение

Интернет источники:

http://nsportal.ru / - социальная сеть работников образования

https://1сентября.рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября

http://solnet.ee / - сайт для детей и родителей

http://mo.mosreg.ru / - сайт Министерства образования Московской области

https://infourok.ru сайт для организаторов

1.16 Кадровое обеспечение – учитель трудового обучения Соломатина Марина Олеговна, 1КК.


2. Учебный план (7, 8, 9 классы)


Тема

Кол-во часов



Формы аттестации/контроля

Всего

теоретические занятия

практические занятия

1.

Организационное занятие

1

1

-

Устный опрос

2.

Беседа «История игрушки»

1

1

-

Устный опрос

3.

Набивная игрушка – подставка для карандашей «Ослик»

5

1

4

Опрос, анализ выполненной работы

4.

«Котик». Изготовление броши

3

1

2

Опрос, анализ выполненной работы

5.

Работа с фетром

3

1

2

Опрос, анализ выполненной работы

6.

Изготовление сувенира - кошелька

3

1

2

Опрос, анализ выполненной работы

7.

Набивная игрушка «Птичка»

3

1

2

Опрос, анализ выполненной работы

8.

Кукла-сувенир в народном костюме

6

2

4

Опрос, анализ выполненной работы

9.

Работа в лоскутной технике

7

2

5

Опрос, анализ выполненной работы

10.

Оформление выставки

1

0,5

0,5

анализ выполненной работы

 

Всего

33

11

22


3. Содержание учебного плана

 Тема 1. Организационное занятие (1 ч.)

Теория: беседа. Организационные вопросы. Цели и задачи обучения. Правила поведения на рабочем кабинете. Показ образцов готовых сувениров, поделок. Знакомство с разными материалами: бумагой, тканью, фетром, лентами, пайетками и т.д., их использование и правильное применение. Инструменты, используемые при работе. Правила безопасной работы с инструментами.

Тема 2. Беседа «История игрушки» (1 ч.)

Теория: беседа. Изложение истории происхождения игрушки. Цель: расширение знаний по истории возникновения игрушек в мире и на Руси, развитие интереса к творчеству.

Тема 3. Набивная игрушка – подставка для карандашей «Ослик» (5 ч.)

Теория: Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, на швейной машине.

Практическая работа: подбор материала для пошива игрушки, раскрой деталей, пошив игрушки.

Тема 4. «Котик». Изготовление броши (3 ч.)

Теория: Беседа: Украшения своими руками. Материалы для работы, план работы по изготовлению изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с рабочими инструментами, клеевым пистолетом.

Практическая работа: подбор материала для изготовления броши, раскрой деталей, изготовление броши.

Тема 5. Работа с фетром (3 ч.)

Елочный шар из фетра

Теория: Беседа: Фетровые фантазии. Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с рабочими инструментами, клеевым пистолетом.

Практическая работа: подбор материала для пошива шара, раскрой деталей, пошив и отделка шара.

Тема 6. Изготовление сувенира – кошелька (3 ч.)

Теория: Беседа: Мотивы вышивок народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы для работы, план работы по изготовлению изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с рабочими инструментами, клеевым пистолетом.

Практическая работа: подбор материала для изготовления кошелька, раскрой деталей, пошив и отделка кошелька.

Тема 7. Набивная игрушка «Птичка» (3 ч.)

Теория: Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, на швейной машине.

Практическая работа: подбор материала для пошива игрушки, раскрой деталей, пошив игрушки.

Тема 8. Кукла-сувенир в народном костюме (6 ч.)

Теория: Беседа: Русский народный костюм. Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, отделка игрушки, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, на швейной машине.

Практическая работа: подбор материала для пошива игрушки, раскрой деталей, пошив куклы в русском народном костюме.

Тема 9. Работа в лоскутной технике (7 ч.)

Коврик «Веселая семейка»

Теория: Беседа: Лоскутная мозаика. Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, на швейной машине.

Практическая работа: подбор материала для пошива коврика, раскрой деталей, пошив коврика в лоскутной технике.

Тема 10. Оформление выставки (1 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за учебный год.

Практика: Организация выставки работ обучающихся.


2.1 Учебный план (5, 6 классы)


Тема

Кол-во часов



Формы аттестации/контроля

Всего

теоретические занятия

практические занятия

1.

Беседа «История игрушки»

1

1

-

Устный опрос

2.

Игрушки из помпончиков

5

1

4

Опрос, анализ выполненной работы

3.

Подставка для чайника

3

1

2

Опрос, анализ выполненной работы

4.

Кармашки-сумочки

4

1

3

Опрос, анализ выполненной работы

5.

Работа с фетром

2

1

1

Опрос, анализ выполненной работы

6.

Брошь «Львёнок»

3

1

2

Опрос, анализ выполненной работы

7.

«Слонёнок» плоская игрушка-аппликация

4

1

3

Опрос, анализ выполненной работы

8.

Панно «Праздничный букет»

5

1

4

Опрос, анализ выполненной работы

9.

Матрешка

3

1

2

Опрос, анализ выполненной работы

 

Всего

30

9

21


3.1 Содержание учебного плана

 Тема 1. Беседа «История игрушки» (1 ч.)

Теоретическое занятие: беседа. Изложение истории происхождения игрушки. Цель: расширение знаний по истории возникновения игрушек, развитие интереса к творчеству. Организационные вопросы. Цели и задачи. Правила поведения на рабочем месте. Показ образцов готовых сувениров, поделок. Знакомство с различными материалами, используемыми при пошиве: бумагой, тканью, фетром, лентами, пайетками и т.д., их использование и правильное применение.

Тема 2. Игрушки из помпончиков (5 ч.)

Чудо - ягодки, Цыплёнок, открытка «Божья коровка», Грибочки, Гусеница

Теория: Беседа: Важные секреты, которые нужно знать. Материалы для работы, план работы по изготовлению изделий, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с клеевым пистолетом, рабочими инструментами.

Практическая работа: изготовление лекала, подбор ниток и материала для изготовления игрушки, изготовление помпонов, игрушек.

Тема 3. Подставка для чайника (3 ч.)

Теория: Беседа: Полезные украшения для кухни своими руками. Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, на швейной машине.

Практическая работа: пошив подставки по готовому крою.

Тема 4. Кармашки-сумочки (4 ч.)

Теория: Беседа: Аппликация и вышивка в изделиях. Материалы для работы, план работы по изготовлению изделия, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с рабочими инструментами, клеевым пистолетом.

Практическая работа: пошив сумочки по готовому крою и её отделка.

Тема 5. Работа с фетром (2 ч.)

Ёлочная игрушка из фетра

Теория: Беседа: Фетровые фантазии. Материалы для работы, план работы по пошиву игрушки, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с рабочими инструментами, клеевым пистолетом.

Практическая работа: пошив игрушки по готовому крою.

Тема 6. Брошь «Львёнок» (3 ч.)

Теория: Беседа: Украшаем одежду. Материалы для работы, план работы по изготовлению изделия, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с рабочими инструментами, клеевым пистолетом.

Практическая работа: изготовление броши по готовому крою.

Тема 7. «Слонёнок» плоская игрушка-аппликация (4 ч.)

Теория: Материалы для работы, план работы по изготовлению игрушки, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, клеевым пистолетом.

Практическая работа: подбор материала для изготовления игрушки, раскрой деталей, изготовление и отделка игрушки.

Тема 8. Панно «Праздничный букет» (5 ч.)

Теория: Беседа: Лоскуток к лоскутку. Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, правила раскроя, обработка и способы соединения деталей кроя, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, на швейной машине.

Практическая работа: подбор материала для пошива панно, раскрой деталей, пошив панно в лоскутной технике.

Тема 9. Матрешка (3 ч.)

Теория: Беседа: Откуда появилась матрёшка. Материалы для работы, план работы по пошиву изделия, обработка и способы соединения деталей кроя, отделка игрушки, требования к качеству изделия, правила безопасной работы с электрическим утюгом, рабочими инструментами, на швейной машине, клеевым пистолетом.

Практическая работа: пошив игрушки по готовому крою, отделка.

Безопасность труда

На занятиях обучающиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, электроутюгом, клеем, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На первом же занятии педагог, знакомя кружковцев с различными инструментами и приспособлениями для работы. Показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий. Особое внимание обращается на правильное пользование электроутюгом.

Обучающиеся должны знать и соблюдать следующие правила:

При работе ножницами, иголками, булавками:

1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

6. при шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, их надо вкалывать в специальную подушечку.

8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

10. Сломанную иглу сдать руководителю.

При работе электроутюгом:

1. При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не шнур.

2. Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.

3. Не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его включенным в сеть без присмотра.

4. Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора, то не допускать его перегрева.

5. Следить за тем. Чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался - это может привести к излому провода и к короткому замыканию.

6. Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.

7. По окончании утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

При работе клеевым пистолетом:

Дети могут работать с термопистолетом только под присмотром взрослых, потому что он представляет повышенную опасность для ребенка: он работает от электрической сети и сильно нагревается.

Не оставлять без присмотра.

При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.

Работать только исправным инструментом.

Не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей.

По окончанию работы выключить.

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек:

Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому обучающиеся должны знать основные свойства ткани и меха. уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны. Соблюдать правила раскроя.

При раскрое выкройки - лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные детали при раскрое располагают симметрично.

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. Вначале на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраивают без припуска на швы, а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина - с припуском 0,5-1 см.

Детали из меха вырезают острыми ножницами по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы – 0,3 – 0,5 см.

Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек обучающиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха, фетра и ткани в основном сшивают вручную. Старшие кружковцы, знакомые с работой на швейных машинах, могут крупные детали из тонкой ткани сшивать на машине.

Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани – ситца, бязи и других вначале сметывают по краю и сшивают швейными нитками петельным швом или ручным стачным швом или на машине. Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают ватой или синтепоном.

Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получалось перекоса. Если детали выполнены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом швейными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать вату, синтепон или остатки мехового лоскута от раскроя игрушки. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким, длинным стержнем, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков кожи.



4. Методическое обеспечение

Методы обучения и воспитания

Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений.

Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.

Практические методы: получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися.

Наглядные методы: сообщение учебной информации при помощи средств наглядности

Методы воспитания:

- создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения;

- метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения;

- метод стимулирования занимательным содержанием;

- метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.


Формы организации образовательного процесса


Формой организации образовательного процесса по программе кружка «Золотая иголочка» являются занятия в группах. При такой форме работы раскрываются многие задачи:

- воспитательные (формируется умение работать в коллективе, сопереживать за удачи и неудачи своих членов группы, умение общаться со сверстниками, что является необходимым критерием социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями);

- обучающие (многие виды деятельности, представленные в данной программе невозможны к усвоению при индивидуальном выполнении);

- коррекционные (в коллективе, не всегда, но все же происходит коррекция определенных психофизических недостатков учащихся).

Для подростка важно иметь группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Формы организации учебного занятия

- лекции (изложение теоретического учебного материала)

- беседы

- практические занятия (освоение и отрабатывание практических знаний и умений: раскрой, пошив и оформление игрушек-сувениров)

- участие в конкурсах

- просмотр презентаций

- открытый урок – занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей

- оформление выставок



Педагогические технологии

Программа предполагает применение следующих технологий:

Технология развивающего обучения

Технология личностно-ориентированного обучения

Групповая технология

Игровая технология

Здоровьесберегающая технология

Алгоритм учебного занятия

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения:

Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть. В вводную часть входит организационный момент (подготовка к занятию) и сообщение темы занятия (3-5 мин).

Подготовительная часть включает прохождение инструктажа по технике безопасности (5-7 мин).

Основная часть содержит изучение нового материала, выполнение определённых операций по изготовлению/пошиву изделия, анализ выполненной работы.

В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (5-10) минут.


По окончании обучения учащиеся должны:

Знать:

- основные требования к качеству изделия;

- правила техники безопасности при работе с клеем, клеевым пистолетом, ножницами, иглами, булавками, электрическим утюгом, на швейной машине;

- основные технологические понятия, назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

Уметь:

- усваивать программный материал;

- рационально организовать рабочее место;

- подбирать подходящий по цвету и фактуре материал для создания конкретной модели игрушки;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- практически выполнять и оформлять изделие;

- принимать участие в конкурсах;

- принимать участие в оформлении выставок;

- использовать знания, умения, навыки на практике;


5. Список литературы для педагога:

Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах.- М.: Просвещение, 1984. – 192 с.

Крупенская Н. Поделки из помпончиков. – М.:Айрис-Пресс, 2009. – 32 с.

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.: Просвещение. 1990. – 176 с.

Смирнова Л. Н. Домашнее рукоделие. Подарки своими руками.- М.: Издательство «Вече», 2002. – 174 с.

Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 160 с.

Малыхина Л. Б. ФГОС. Внеурочная деятельность. – М.: Учитель, 2019

Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2015.

Кравченко, Ю. Н. Народные обычаи и традиции на занятиях по декоративно-прикладному творчеству / Ю. Н. Кравченко // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 12. – 13-17 с.


Список литературы для учащихся и родителей:

Берг, Ю. В. Игрушки. Шьем сами / Ю.В. Берг. - М.: АСТ, 2020. - 16 c.

Соколова, О. Этот удивительный фетр! / О. Соколова. - М.: Феникс, 2020. - 12 c.

Харлстон, М. Шьем забавные куклы и игрушки. Увлекательно и просто / М. Харлстон. - М.: Клуб семейного досуга, 2019. - 20 c.

Юрум, Ясмин Игрушки из помпонов / Ясмин Юрум. - М.: Арт-Родник, 2019. - 15 c.

 Хошабова, Екатерина. Зверюшки из войлока. Пошаговый мастер-класс / Екатерина Хошабова. - М.: Питер, 2020. - 16 c.

Кононович, Т. П. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки / Т.П. Кононович, З.Л. Неботова. - М.: АСТ, Сова, 2020. - 14 c.


6. Календарный учебный график школы «Надежда»


Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1

09

02

14.50 – 15.30

Беседа


1

Организационное занятие

Швейная мастерская

Опрос


2

09

09


07

09

14.50 – 15.30

Беседа



2


Беседа «История игрушки»

Швейная мастерская

Опрос

3

09

09

09

10

10

16

23

30

14

21

14.50 – 15.30

Лекция

Практическое занятие

5

Набивная игрушка – подставка для карандашей «Ослик»

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

4

09

09

09

10

10

14

21

28

12

19

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

5

Игрушки из помпончиков

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

5

10

11

11

28

11

25

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

3

«Котик». Изготовление броши

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

6

10

11

11

26

02

09

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

3

Подставка для чайника

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

7

11

11

12

12

23

30

07

14

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

4

Кармашки-сумочки

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

8

12

12

12

12

12

02

09

16

21

28

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

5

Работа с фетром

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

9

12

12

01

23

30

13

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

3

Изготовление сувенира-кошелька

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

10

01

01

02

20

27

03

14.50 – 15.30

Лекция

Практическое занятие

3

Набивная игрушка «Птичка»

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

11

01

01

01

11

18

25

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

3

Брошь «Львенок»

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

12

02

02

03

03

03

03

10

17

03

10

17

24

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

6

Кукла-сувенир в народном костюме

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

13

02

02

02

03

01

08

15

01

14.50 – 15.30

Лекция

Практическое занятие

4

«Слонёнок» плоская игрушка-аппликация

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

14

03

04

04

04

05

05

05

31

07

21

28

05

12

19

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

7

Работа в лоскутной технике

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

15

03

03

03

04

04

15

22

29

05

19

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

5

Панно «Праздничный букет»

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

16

04

05

05

26

17

24

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

3

«Матрёшка»

Швейная мастерская

Опрос, анализ выполненной работы

17

05

26

14.50 – 15.30

Беседа

Практическое занятие

1

Оформление выставки

Швейная мастерская

Анализ выполненной работы

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Продолжительность каникул

Дата начала и окончания учебных периодов

34

170

1 триместр 

05.10.2020 – 09.10.2020,

16.11.2020 – 20.11.2020

2 триместр 

01.12.2020 –

10.01. 2021,

22.02. 2021 –

26.02. 2021

3 триместр

12.04. 2021 –

16.04. 2021



1 триместр

01.09.2020 –

02.10.2020 (5 недель),

12.10.2020 –

13.11.2020 (5 недель)

2 триместр

23.11.2020 –

31.12.2020 (6 недель),

11.01.2021 –

19.02.2021 (6 недель)

3 триместр

01.03.2021 –

09.04.2021 (6 недель),

19.04.2021 –

28.05.2021 (6 недель)













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.