Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Танцуем вместе» (для детей 7-14 лет)

0
0
Материал опубликован 9 December 2022


Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Танцуем вместе»

Возраст обучающихся: 7 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Колосовская Ольга Васильевна–

педагог дополнительного образования



Содержание программы

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


2

Пояснительная записка

стр. 3

3

Цели и задачи программы

стр. 5

4

Учебный план

стр. 6

5

Содержание учебного плана

стр.7

6

Планируемые результаты

стр. 8

7

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


8

Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год

стр. 9

9

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

стр. 9

10

Информационное обеспечение

стр. 10

11

Кадровое обеспечение

стр. 10

12

Формы аттестации

стр. 10

13

Оценочные материалы

стр. 11

14

Методическое обеспечение

стр. 13

15

Список литературы

стр. 15





РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцуем вместе» художественной направленности разработана с учетом:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации » Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г.) Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41

Методических рекомендаций Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015

В программе учитывается следующее: современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания; возрастные психолого-физиологические особенности детей; потребности детей и социальный заказ общества.


Актуальность:

Хореография – это прекраснейший вид искусства, заставляющий человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Человек, прикасающийся к хореографии, - это личность с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем, с высоким уровнем культуры.

Искусство танца близко детям и любимо ими, и обычно дети, поступившие в хореографические коллективы, посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляя настойчивость и усердие в приобретении танцевальных навыков и знаний.

Искусство хореографии учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость всего организма. Благодаря систематическим занятиям обучающиеся приобретают общую художественно-эстетическую и танцевальную культуру, прикасаются к национальной и мировой культуре.

В последнее время общий уровень культуры детей значительно изменился не в лучшую сторону. Причин много: отсутствие системы воспитания в семье, неконтролируемое количество информации, свободное бездеятельностное времяпровождение и т.д., что приводит к формированию своей системы ценностей у ребенка, в которую не входят такие понятия, как культура, развитие и др.

Особенность данной программы заключается в том, что она разработана для занятий хореографией всех желающих детей, независимо от их природных физических данных, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Средствами изучения и усвоения основ танца будет формироваться социально-активная творческая личность, способная понимать общечеловеческие ценности. В рамках программы предполагается организация художественного пространства, где обучающиеся включаются в процесс формирования целостного представления о мире через изучение и проживание хореографической культуры, развитие собственных творческих способностей. Программа предполагает организацию художественного творчества на основе запросов и интересов личности каждого обучающегося, ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, здорового образа жизни. Всем обучающимся дается возможность принимать участие в сценической практике.

Данная программа предназначена для занятий в хореографическом объединении в общеобразовательной школе. Программа ориентирована на детей школьного возраста, обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Программа направлена на расширение творческого потенциала ребенка, формирование нравственно-эстетических чувств, т.к. в школьном возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе.

Направленность программы: художественная

Уровень усвоения – базовый (общекультурный).

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка на основе принципов традиционной народной культуры средствами хореографического искусства, где обучающиеся выступают в нескольких ролях: исследователя, организатора, художника, исполнителя, режиссера, участника танцевального действия. Участие в сценической практике хореографического коллектива дает возможность педагогу обогащать и развивать потенциал ребенка, воспитывая интерес к искусству танца, к народным традициям и обычаям, культуре России, расширяет кругозор. В этом состоит новизна данной программы.

На занятиях чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. Занятия тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Хореография способствует общему разностороннему развитию, корректирует эмоционально-волевую зрелость. У обучающихся развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются двигательные навыки, развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

На занятиях предоставляются задания различного уровня сложности в зависимости от уровня развития обучающихся. В процессе освоения материала программы соблюдается принцип «от простого к сложному». Обучение производится постепенно и планомерно с усложнением лексики, введением новых технических приёмов, усложнением композиций.

Адресат программы – обучающиеся 7 – 14 лет, проявляющие интерес к искусству хореографии. Количество детей, одновременно находящихся в группе составляет 10-14 человек.

Режим занятий: 3 часа в неделю (2 раза по 1,5 часа). Продолжительность одного часа занятий составляет 45 минут для детей школьного возраста.

Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе обучающихся: психология и физиология 7-11 летнего ребёнка отличается от возможностей 12-14 летнего школьника. Различаются так же физические способности обучающихся: имеющие хореографическую подготовку и без подготовки.

В возрасте 7-11 лет интересы младших школьников ещё не очень неустойчивы, они только начинают формироваться. Наиболее выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла: рисование, пение, музыка, танцы. По своей психологической направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Они начинают активно овладевать навыками общения, происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Потребность ребёнка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость.

В возрасте 12-14 лет происходит постоянный физический рост и совершенствование навыков, осознание моральных и нравственных ценностей; появляется способность сосуществовать со своими сверстниками; зарождается здравая позиция по отношению к самому себе. Развиваются все органы чувств: укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуется координация движений. Избыточная энергия ребёнка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Дети в этом возрасте получают удовольствие от своей хорошей физической координации. Поэтому большое внимание в этом возрасте следует обращать на развитие координации движений ребёнка и формирование у него двигательных навыков. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика: они быстро утомляются. Они по-прежнему задают довольно много вопросов, как и дети более младшего возраста. Однако теперь они стремятся найти свои собственные ответы. Ребёнок в этом возрасте приспосабливается к обществу вне дома и семейного круга. В этом возрасте для ребёнка становится особенно важным признание среди ровесников. Возрастает потребность в коллективной деятельности.

Программа удовлетворяет потребности детей в реализации их потенциальных возможностей, в социальном взаимодействии со сверстниками, в развитии физических качеств, в приобретении новых знаний и впечатлений, в раскрытии ценности умений каждого ребенка и коллектива в целом.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы – создание условий для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, формирование творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

Предметные:

обучить навыкам танцевальной деятельности на основе классической и эстрадной хореографии;

развить физические способности учащихся (координацию, гибкость, быстроту реакции, выносливость);

развить музыкально-ритмические способности учащихся, умение двигаться в такт с музыкой;

расширить общекультурный кругозор учащихся в области танцевального искусства.

Метапредметные:

развить средствами танцевальной деятельности эмоционально- чувственную восприимчивость учащихся и способность выражать собственные эмоциональные ощущения средствами хореографии;

пробудить у учащихся стремление к творческому самовыражению через музыку и танец;

сформировать коммуникативные навыки и умения учащихся работать в ансамбле, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом в процессе коллективной творческой деятельности;

развить способность применять полученные знания и умения в познавательной и социальной практике.

Личностные задачи:

приобщить учащихся к мировым и российским ценностям и лучшим образцам танцевального искусства;

развить навыки культуры поведения и общения, доброжелательного отношения к сверстникам и педагогам;

сформировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья;

способствовать воспитанию трудолюбия и настойчивости в достижении поставленной цели;

сформировать навыки здорового образа жизни.


1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование разделов, тем

Вceгo часов

Количество чаcoв

Формы контроля

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу. Хореография как вид искусства

1,5

0,5

1

беседа, педагогическое

наблюдение

2.

Основы музыкальной грамоты. Двигательные задания и игры

1,5

0,5

1

педагогическое наблюдение, контрольный просмотр, беседа, самооценка

обучающихся

3

Партерная гимнастика

9

1

8

педагогическое наблюдение, контрольный просмотр, беседа, самооценка

обучающихся

4

Ритмика и игры

13,5

0,5

13

педагогическое наблюдение, контрольный просмотр, беседа, самооценка

обучающихся

5.

Классический экзерсис у станка

и на середине

18

1

17

педагогическое наблюдение, контрольный просмотр, беседа, самооценка

обучающихся

6.

Народный танец: танцевальные элементы и комбинации

30

2

28

педагогическое наблюдение, контрольный просмотр, беседа, самооценка

обучающихся

7.

Эстрадный танец: танцевальные элементы и комбинации

33

3

30

педагогическое наблюдение, контрольный просмотр, беседа, самооценка

обучающихся

8.

Итоговая аттестация обучающихся.

1,5


1,5

Тестирование, концертное выступление


ИТОГО:

108

8,5

99,5


Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в образовательную программу (1,5 ч)

Теория. Хореография, как вид искусства. Влияние хореографии на развитие младших школьников. Планы и задачи на 1-й год обучения. Правила поведения в детском коллективе. Техника безопасности на занятиях хореографией: до занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, после занятий. Репетиция эвакуации из здания в случае чрезвычайных ситуаций.

Практика: игры на знакомство. Поклон – приветствие. Законы танцкласса.

Раздел 2. Основы музыкальной грамоты (1,5 ч.)

Теория. Знакомство с музыкальными размерами: 4/4, 2/4. Прослушивание музыкальных произведений с различными темпами звучания (очень медленно, медленно, уверенно, быстро, очень быстро). Понятие об акценте.

Практика. Прослушивание музыкальных произведений с различными темпами звучания (очень медленно, медленно, уверенно, быстро, очень быстро).

Задание №1. Прохлопать музыкальный размер: 2/4, 4/4 с педагогом и самостоятельно.

Задание №2. Определить темп звучания мелодии: медленно, быстро, очень быстро.

Раздел 3. Партерная гимнастика (9 ч.)

Теория: правила выполнения упражнений

Практика: Комплекс упражнений, сидя на полу:

1). Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава. 2). Упражнения для растягивания ахиллового сухожилия. 3). Упражнения для развития паховой выворотности: «Бабочка», «Гармошка».

Комплекс упражнений лёжа на спине:

Упражнения на пресс.

Упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника

Комплекс упражнений лёжа на животе: «Окошечко», «Змейка», «Лягушка», «Самолётик»

«Корзинка».

Комплекс упражнений для растягивания мышц ног: «Чемоданчик» в парах; «Бабочка» в парах; «Полушпагат»; «Шпагат»

Раздел 4. Ритмика и игры (13,5 ч)

Теория: беседа на тему «Игры и танец», «Ритмический рисунок».

Практика: Танцевальные движения: шаг по кругу с носка, шаг гусенка, шаг цапли, переменный шаг по кругу, шаг на полупальцах, шаги на пятках. Танцевальные движения: упражнение «мячики». Танцевальные движения: танцевальный бег по кругу. Игра «Слушаем хлопки».

Раздел 5. Классический экзерсис у станка и на середине (18 ч.)

Практика. Элементы классического танца;

Шаги: бытовой, легкий шаг с носка (танцевальный), шаг на полупальцах, легкий бег на полупальцах, шаг с подскоком.

Движение головы: повороты направо - налево, в различном

характере, вверх - вниз с различной амплитудой; наклоны вправо - влево с различной амплитудой.

Позиции ног: I, II, III, VI (полувыворотные).

Позиции рук: подготовительное положения, I, II, III позиции, переводы

Demi — plies по I, II, III, VI позициям.

Battements tendus:

а) в сторону из I и III позиции; б) вперед из I и III позиции.

Battements tendus с demi - plies вперед и в сторону.

Releves на полупальцы по I и III, VI позициям.

Demi rond de jambe par terre.

Раздел 6. Народный танец: танцевальные элементы и комбинации (30 ч.)

Практика. Движения народного танца;

Раскрывание рук вперед - в сторону из положения на поясе, в характере русского танца; в сторону - вверх в характере русского танца.

Движение плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в стороны. 3.Вытягивание ноги в сторону и вперед с переводом «носок каблук» характере русского танца).

Вытягивание ноги, с переводом с носка на каблук (вперед, в сторону) в сочетании с полуприседанием.

Прыжки на двух ногах по VI позиции. Шаг польки

Разучивание русских народных движений.

Раздел 7. Эстрадный танец: танцевальные элементы и комбинации (33 ч.).

Теория: Ритмический рисунок в комбинации эстрадного танца.

Практика: Работа рук в комбинации. Практический показ комбинации эстрадного

танца.

1.Упражнения на ориентировку в пространстве: различие правой, левой ноги, руки, плеча; повороты направо и налево; построение в колонну по одному, по два в пары; перестроения из колонны по одному в пары и обратно; на месте и на шагах; перестроения из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга; «воротца», «змейка», «спираль», свободное размещение по залу с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.

2. Бесконтактные танцы, детские игровые танцы. Например, «Барбарики»,

«Буратино», «Миньоны», «Виноватая тучка».

Раздел 8. Итоговая аттестация обучающихся (1,5 ч.)

Практика. Итоговые занятия по темам программы (в декабре и в июне), выступления на родительских собраниях, мероприятиях в школе, концерте, фестивале танца. Например, фестиваль «Большие танцы».


1.4 Планируемые результаты

Предметные:

обучающиеся будут знать:

основные элементы, способы и техники исполнения танцевальных элементов на начальном уровне, терминологию классического и эстрадного направлений хореографии;

лучшие образцы российского и зарубежного танцевального искусства;

обучающиеся будут уметь:

эффективно использовать свои физические способности(координацию, гибкость, быстроту реакции, выносливость);

выразительно и ритмично двигаться в такт с музыкой, в соответствии с художественным образом танца;

согласованно и слаженно работать в танцевальной группе.

Метапредметные результаты:

выражать эмоции и чувства языком танца на начальном уровне;

эффективно работать в команде, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом в процессе коллективной творческой деятельности;

применять полученные знания и умения в познавательной и социальной практике.

Личностные результаты:

ценить лучшие образцы российского и зарубежного танцевального искусства;

уважительно и доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам;

проявлять терпимость и заботу в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

проявлять трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели;

осознанно стремиться вести здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности танцевальной деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально – динамическому осмыслению движений. Занятия в хореографическим объединении развивают самостоятельность, воспитывают трудолюбие и коллективизм, способствуют профессиональному самоопределению.


РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ»


2.1 Календарный учебный график

2022/2023 учебный год

количество учебных недель: 35 недель 4 дня

I полугодие - 15 недель 1 день (15.09.2022 г. - 29.12.2022г.)

II полугодие - 20 недель 3 дня (09.01.2023 г. – 31.05.2023 г.)

продолжительность каникул:

107 дней: 15дней – зимние (30.12.2022 г. – 09.01.2023 г.); 92 дня – летние (01.06.2023 – 31.08.2023 г.)

даты начала и окончания учебных периодов/этапов

I полугодие - 15.09.2022 г. - 29.12.2022 г.

II полугодие - 09.01.2023 г. – 31.05.2023 г.


2.2 Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения для занятий по программе:

Обязательным оборудованием кабинета являются:

рабочая зона, зеркала;

зона хранения учебных пособий, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря;

Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещетки, бубенцы, маракасы),

спортивный инвентарь (гимнастические палки, мячи, обручи, корзины с мешочками), платочки, ленточки, компьютер, телевизионная панель, звуковое оборудование.

Занятия проходят в просторном, светлом, проветриваемом, чистом помещении. Обувь обучающихся легкая, облегающая ступню, не стесняющая свободу ее движений. Форма для занятия удобная, не стесняющая движений и не скрывающая от педагога работу мышц. Волосы аккуратно причесаны. Все на ребенке должно быть опрятно и красиво. Руководитель требует, чтобы одежда была чистой, все это помогает привить ребенку элементарные санитарные навыки, научить личной гигиене.


Информационное обеспечение

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

http://www.balletmusic.ru (балетная и музыкальная музыка);

http://www.taranenkomusic.narod.ru 

http://www.revskaya.ru 

http://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров);

 http://www.ballet.classical.ru(Маленькая балетная энциклопедия);

https://baletnik.nethouse.ru /(Сборники А. Стрельниковой)

http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (сборники по хореографии и танцам)

http://e-libra.ru/read/196288-istoriya-russkoj-baleriny.html (История русской балерины)

http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/tancy.htm (ноты для фортепиано) -----http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/08/03/noty-dlya-ekzersisa-u-stanka-klassicheskogo-tantsa (ноты для хореографии)

http://www.compozitor.spb.ru/catalog/?ELEMENT_ID=22793(сборник по хореографии)

http://www.ilosik.ru/dance/klassdance.html (ноты)

http://shkolageo.ru/mpakar (пособия для концертмейстеров)

https://www.ozon.ru/context/detail/id/24855131/https://www.ozon.ru/context/detail/id/24855131/(сборник для хореографии) https://www.golddisk.ru/catalog/section_50_0.html (балетная музыка, диски, dvd)


2.3 Формы аттестации

Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень облученности. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации, обучающихся по программам дополнительного образования МАОУ ДО ЦТТ».


2.4 Оценочные материалы

(пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов)

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности критерия

Количество баллов

Формы отслеживания

1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- ребенок овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; употребление специальных терминов, как правило, избегает.

- объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой.

-ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1 балл












2 балла









3 балла


контрольное занятие,

итоговое занятие,

собеседование,

тестирование(в виде разгадывания кроссворда)

2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением

- ребенок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием.

- объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога.

- ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием.

1 балл










2 балла






3 балла





Выполнение практического задания,

творческой работы,

участие в выставке работ,


тематических чтениях,

прохождение театральной практики,

участие в спектаклях, конкурсах, фестивалях …

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П,

Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;

П- количество баллов по практической подготовке.

В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе

5-6 баллов – высокий уровень,

3-4 – средний уровень,

0-2 – низкий уровень.

Оценочные материалы

Тест для проверки теоретических знаний в рамках программы.

Инструкция для обучающихся: внимательно прочитайте вопрос и выберите из предложенных вариантов ответа нужно выбрать один правильный ответ.

Что означает хореография как вид искусства?

а). данный вид искусства предполагает выражение чувств и переосмысление действительности без использования речи.

б). зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других;

в). вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

Что можно отнести к правилам личной гигиены? а). Регулярно мойте руки!

б). Регулярно принимайте душ!

в). Чистите зубы 2 раза в день.

г). Ежедневно умывайтесь и мойте ноги. Д). все вышеуказанные.

Что дают занятия хореографией?

а). улучшится внимание, мышечная и визуальная память;

б). правильную осанку, крепкий мышечный корсет и гибкие суставы, выносливость;

в). позволяют развить силу воли и дисциплинированность;

г). все вышеперечисленные.

Техника безопасности до занятий хореографией:

а). тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ, снять танцевальную форму и переодеться;

б). все упражнения и задания выполнять только по разрешению педагога; выход обучающихся из класса хореографии во время занятий возможен только с разрешения педагога;

в). переодеться в танцевальную одежду и обувь, ждать команды педагога для входа в класс хореографии.

Техника безопасности во время проведения занятий хореографией:

а). все упражнения и задания выполнять только по разрешению педагога, выход обучающихся из класса хореографии во время занятий возможен только с разрешения педагога;

б). переодеться в танцевальную одежду и обувь, ждать команды педагога для входа в класс хореографии;

в). тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ, снять танцевальную форму и переодеться.

Техника безопасности после занятий хореографией:

а). переодеться в танцевальную одежду и обувь, ждать команды педагога для входа в класс хореографии;

б). тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ, снять танцевальную форму и переодеться;

в). все упражнения и задания выполнять только по разрешению педагога, выход обучающихся из класса хореографии во время занятий возможен только с разрешения педагога.

Как определяется музыкальный размер?

Ответ (чередованием сильных и слабых долей музыки).

Сколько простых музыкальных размеров?

Ответ (два 2/4 и 3/4).

Что такое темп в музыке?

Ответ (скорость исполнения музыки).

Какие темпы вы знаете?

Ответ (медленные, умеренные (средние), быстрые).

Что означает акцент в музыке?

Ответ (выделение громкостью определённой ноты или доли в такте).


2.5 Методические материалы

Образовательный процесс по программе организован в очной форме.

Обучение по данной программе проходит в соответствие со следующими педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности, воспитывающего обучения.

Технологическую основу программы составляет сочетание следующих технологий:

Педагогические технологии на основе гуманистических ценностей - формируют и развивают личность – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе (педагогика сотрудничества, рефлексия и саморегуляция, гуманная педагогика);

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса – организационные технологии объективно влияют на изменения возможностей и характера развития обучающихся (технология возрастных групп, технология психофизиологических особенностей, технология форм творческой деятельности - сводные, групповые, индивидуальные, подгрупповые, а также технологии мониторинга усвоения учащимися учебного материала);

Педагогические технологии на основе идентификации, активизации, саморазвития, самосовершенствования, самореализации деятельности обучающихся (репродуктивно-воспроизводящие, объяснительно- иллюстративные, диалоговые, игровые, творческие, проблемные, коммуникативные).

Образовательный основывается на общих методах обучения:

репродуктивный (воспроизводящий);

наглядный показ;

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения).

и специальных методах обучения хореографии:

индивидуальный;

метод коллективного творчества;

метод “сотворчества” с педагогом;

метод расклада;

«от движения к комбинации»;

метод заучивания;

метод замедления и ускорения;

метод многократного повторения;

метод анализа;

практический метод.

Все методы обучения реализуются различными средствами:

предметными - для полноты восприятия учебная работа проводится с использованием наглядных пособий, технических средств, сценических костюмов;

практическими – проблемная ситуация, игра, творческое задание, танцевальная импровизация;

интеллектуальными - анализ, синтез, обобщение, рефлексия.

Процесс обучения детей в учреждениях дополнительного образования основывается на знании педагогом дидактических принципов, которые выступают нормами, правилами, регулирующими и определяющими процесс обучения и воспитания:

принцип активности

принцип наглядности

принцип доступности

принцип систематичности

принцип последовательности

принцип индивидуального подхода

Алгоритм учебного занятия.

Учебное занятие включает в себя три основные части:

1.часть – организационно-подготовительная:

разминка (вспомогательно-тренировочные упражнения), работа у станка.

2.часть – основная:

разучивание новых движений в соответствии с подобранным репертуаром;

репетиционно - постановочная работа.

3.часть – заключительная:

рефлексия, итог занятия.

Основу программы составляют комбинированные и практические занятия. Обучающиеся осваивают основы классического и эстрадного танца, ритмики и партерной гимнастики, изучают простые танцевальные движения и композиции (комбинации, этюды и т.д.). На данном этапе обучения определяющим является выявление потенциальных возможностей учащихся и формирование у них устойчивого интереса к дальнейшему обучению хореографии.

На комбинированных занятиях обучающимся дается теоретический материал, который тут же закрепляется на практике. Учащиеся постигают основы хореографии и ритмики, знакомятся с лучшими образцами хореографического искусства.

На практических занятиях идет отработка технических приемов танца, овладение навыками хореографии в разных жанрах, создание хореографического образа, формирование сценической культуры учащегося. На занятиях педагог работает над чистотой ансамблевого исполнения, музыкально-ритмической точности, добивается того, чтобы обучающиеся старались эмоционально правильно передавать идею и мысль в хореографической постановке.

Репертуар танцевальных композиций формируется по степени подготовленности учащихся. В репертуар включаются произведения различные по характеру, техническим трудностям, художественному стилю, так как приобретение хореографических навыков более эффективно осуществляется на разнообразном материале. Каждое новое изучаемое произведение является очередной ступенью для продвижения обучающихся вперед.


2.6 Список литературы


Нормативные документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ .

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/#review

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339668/

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533

«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-30092020-n-533-o-

vnesenii/

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-

20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] // Гаран.РУ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/


Для педагога:

Базарова, Н. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - М.: Искусство, 2016. - 208 c. 2. Бирюкова, Екатерина Хастл. Танцы большого города / Екатерина Бирюкова, Александр Котов. - М.: Питер, 2013.

Богданов, Г. Ф. Основы преподавания хореографических дисциплин: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Богданов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 152 с.

Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - М.: Лань, 2015.

Васильева, Е. Танец / Е. Васильева. - М.: Искусство, 2017. - 248 c.

Есаулов, И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: учебник

Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии: учебно-методическое пособие / И. Г. Есаулов. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 160 с.

Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник

Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д. Зайфферт.

Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: учебное пособие / Д. Зайфферт; перевод с нем. В. Штакенберг. — 6-е, стер. — Санкт- Петербург: Планета музыки, 2020. — 128 с.

Захаров, В. М. Радуга русского танца / В.М. Захаров. - М.: Сов. Россия 1986.

Захаров, Р. Искусство балетмейстера/Р. Захаров. - М.: Искусство, 2016. - 432 c.

Корнева, Т.Ф. Музыкально-ритмическое движение для детей дошкольного возраста / Т.Ф. Корнева– М.: Владос, 2013.

Лукьянова, Е.П. Дыхание хореографа / Е.П. Лукьянова– М.: Искусство, 2015. 10.Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ. Учреждений опер. Проф. Образования / Т.В. Пуртова, А. Н. Беликова, О.В. Кветная - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003, - 256 с.

Мориц, В. Э. Методика классического тренажа: учебное пособие / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. — 7- е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-5317-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140674 (дата обращения 15.06.2022г.).

Николаева Л.Я. Танец: теория, методика и практика / Л.Я. Николаева, Т.В. Сабанцева, О.А. Горобчук - Омск, 2019. – 118 с. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42686810 (дата обращения 10.06.2022г.).

Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учебное пособие / В. Ю. Никитин. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 520 с. — ISBN 978-5-8114- 1960-9. — Текст: электронный // Лань: электронно- библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112744 (дата обращения 10.06.2022г.).

Сапогов, А. А. Школа музыкально-хореографического искусства: учебное пособие / А. А. Сапогов. — 3-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020.

Для детей:

Бланков, Б. Краткая история русского балета. Книга 1 / Б. Бланков. - М.: ДЕАН, 2015.

Богаткова, Л.Н. И мы танцуем / Л.Н. Богаткова– М.: Детская литература, 2015.

Дешкова, И. Загадки Терпсихоры / И. Дешкова. - М.: Детская литература, 2015.

- 160 c.

Дубкова, С. И. Блистательный мир балета (подарочное издание) / С.И. Дубкова. - М.: Белый город, 2017. - 480 c.

Жданов, Л. Т. Мгновения. Касьян Голейзовский /Л.Т. Жданов. - М.: Планета, 2013. - 160 c.

Черемховская, Р.А. Танцевать могут все / Р.А. Черемховская– Минск: Народная асвета, – 2016.

Федорова, Г.П. Танцы для детей / авт. сост. Г.П. Федорова– СПб.: Детство- пресс, 2013.

Эльяш, Н.И. Образы танца / Эльяш Н.И. – М.: Знания, 2016

t1670568430aa.gif

17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации