Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые руки»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Принято Решением методического Объединения МАОУ «СОШ№65» Протокол № От . . 2022г. | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №65» ____________________ Н.А. Маслова приказ № ____ от _________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Направленность: художественная
Уровень программы: стартовый
Возраст учащихся: 7 -9 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы - составители программы:
Хмельникова Алевтина Анатольевна
педагог дополнительного образования
г. Чебоксары, 2022
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 3 |
1.3 | Учебный план | 4 |
1.4 | Содержание программы | 4 |
1.5 | Планируемые результаты | 6 |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | ||
2.1 | Условия реализации программы | 7 |
2.2 | Формы аттестации | 7 |
2.3 | Методические материалы | 7 |
2.4 | Список литературы | 8 |
| | |
| | |
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа по различным видам рукоделия является комплексной, предполагает овладение основами творческой деятельности. Опираясь на материалы научных исследований, которые утверждают, о важности творческого развития детей, делаем вывод, что актуальность программы также заключается в ее необходимости при развитии мышления, памяти, мелкой моторики рук, художественного, эстетического вкуса, творческих способностей обучающегося, что, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на формирование нравственных качеств.
Нормативно-правовая база программы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
СанПиН 2.4.4.3172-14
Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)
Возраст учащихся и сроки реализации программы – от 7 до 9 лет
Уровень программы - стартовый
1.2 Цель и задачи программыЦель программы – знакомство с основными видами рукоделия, формирование практических умений и навыков декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с различными материалами, осваивая их свойства;
- обучить правилам безопасного использования инструментов и приспособлений;
- обучить основным принципам работы разных техник;
- предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства и развивать свой творческий потенциал.
- совершенствовать накопленный опыт.
Развивающие:
- развивать способности детей к творчеству;
- развивать потребности к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться поставленной цели.
Воспитывющие:
- формировать у ребенка уверенность в своих силах, стремление к саморазвитию;
- воспитывать целеустремленность, аккуратность.
- приобщать детей к системе культурных ценностей.
Назначение программы:Основное назначение данной программы является развитие творческих способностей детей.
Направленность программы: художественная
Организация образовательного процесса
Условием приема детей в учебное объединение является их желание и заявление родителей. Дополнительные условия не требуются. Количество учащихся в группе – 15 человек. Занятия проходят в первой половине дня с детьми, которые занимаются во вторую смену, и во второй половине дня после занятий в общеобразовательной школе. Продолжительность занятия –45 мин. Каждый этап реализации программы равен одному учебному году. Теоретические занятия проходит в форме бесед, практические – работы с материалом.
Формы организация образовательного процесса
Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов, теоретические занятия проходят в форме бесед, объяснений, наблюдений, практические занятия проводятся в форме упражнений, демонстрации приемов того или иного действия педагогом или учеником.
Методы и технологии обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии.
1.3 Учебный план
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема | Количество часов | Форма аттестации / контроля | |||
теоретических | практических | всего | ||||
1 | Изделия из природных материалов | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ работ | |
2 | Изделия из бросовых материалов | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ работ | |
3 | Бумагопластика | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
4 | Пластилиновая живопись | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ работ | |
5 | Игрушка дергунчик | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ работ | |
6 | Полуобъемная мягкая игрушка | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
7 | Техника торцевания | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ работ | |
8 | Декор из пуговиц | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
9 | Бисероплетение | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
10 | Пришивная аппликация | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
11 | Декупаж | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
12 | Изделия из фоамирана | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
13 | Изделия из пряжи | 0,5 | 0,5 | 1 | Анализ работ | |
14 | Вышивка крестом | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
15 | Изделия из лент | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
16 | Объемная мягкая игрушка | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
17 | Вышивка лентами | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
18 | Лепка из воздушного пластилина | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
19 | Текстильная кукла | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
20 | Изготовление выставочных работ | 0,5 | 1,5 | 2 | Выставка | |
| Итого | 10 | 14 | 34 | |
1.4 Содержание программы
Введение. Знакомство с содержанием работы по программе. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1. Изделия из природных материалов.
Теоретическое занятие. Знакомство с содержанием работы в группе. Демонстрация вышитых изделий, сувениров. Инструктаж по технике безопасности.
Понятие «Мозаика», история возникновения. Виды и свойства круп и зерен, способы их окрашивания. Технология изготовления мозаики из скорлупы, крупы, зерен.
Практическое занятие. Копирование рисунка, нанесение клея на картон, приклеивание крупы и зерен.
Тема 2. Изделия из бросовых материалов.
Теоретическое занятие. Общее понятие о бросовом материале, его происхождении и применении. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Показ выполнения приемов: разметки, вырезания, формообразования. Конструирование и моделирование
Практическое занятие. Разметка и вырезка деталей, конструирование и моделирование изделия по образцу и рисунку.
Тема 3. Бумагопластика.
Теоретическое занятие. История возникновения бумаги. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Приемы работы с обычной и гофрированной бумагой. Геометрические формы. Плоские и объемные композиции
Практическое занятие. Упражнения по вырезанию, скручиванию бумаги, приданию различных геометрических форм. Изготовление плоских и объемных композиций.
Тема 4. Пластилиновая живопись.
Теоретическое занятие. Теоретическое занятие. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Цвет и его оттенки. Особенности пластилиновой живописи. Приемы нанесения пластилина на картон.
Практическое занятие. Упражнения по смешиванию цветов пластилина, нанесения пластилина на картон. Изготовление пластилиновой живописи
Тема 5. Игрушка дергунчик.
Теоретическое занятие. История возникновения игруши. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Правила вырезания игрушки. Закрепление нити на ткани в начале и в конце шва.
Практическое занятие. Работа по шаблону, вырезание деталей игрушки. Упражнения по закреплению нити на ткани. Изготовление игрушки.
Тема 6. Полуобъемная мягкая игрушка.
Теоретическое занятие. История возникновения мягкой игрушки. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Правила раскроя деталей игрушки. Способы закрепления нити на ткани. Техника выполнения шва «вперед» иголку. Особенности изготовления полуобъёмных игрушек.
Практическое занятие. Работа по шаблону, раскрой деталей игрушки. Упражнения по закреплению нити на ткани. Выполнение шва «вперед» иголку. Обработка срезов деталей, набивка и их соединение.
Тема 7. Техника торцевания.
Теоретическое занятие. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Приемы работы с креповой бумагой.
Практическое занятие. Упражнения по сминанию креповой бумаги, созданию махровой поверхности. Изготовление открытки в данной технике.
Тема 8. Декор из пуговиц.
Теоретическое занятие. История возникновения пуговицы. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Классификация пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Практическое занятие. Упражнения по пришиванию пуговиц. Составление композиции. Соединение пуговиц с панно. Оформление изделия.
Тема 9. Бисероплетение.
Теоретическое занятие. История возникновения бисероплетения. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Технология плетения плоских изделий. Обучение работе по схеме. Приёмы работы с проволокой и бисером.
Практическое занятие. Нанизывание бисера на проволоку, закрепление проволоки, плетение изделия.
Тема 10. Пришивная аппликация.
Теоретическое занятие. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с ниточным способом закрепления аппликации. Швы используемые для соединения деталей
Практическое занятие. Составление схемы, лекал. Подбор материалов изделия, перевод рисунка на ткань. Соединение деталей с основой, оформление изделия
Тема 11. Декупаж.
Теоретическое занятие. История возникновения декупажа. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Декупаж на картоне. Приёмы работы с салфетками: вырезание, приклеивание, высушивание.
Практическое занятие. Вырезание элементов салфетки, приклеивание. Изготовление открытки.
Тема 12. Изделия из фоамирана.
Теоретическое занятие. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Особенности вырезания деталей из фоамирана.
Практическое занятие. Вырезание деталей, соединение и оформление игрушки.
Тема 13. Изделия из пряжи.
Теоретическое занятие. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Приёмы работы с пряжей, технология изготовления помпошки.
Практическое занятие. Упражнения по изготовлению помпонов, изготовление сувенира.
Тема 14. Вышивка крестом.
Теоретическое занятие. История возникновения вышивки. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Знакомство с русским (одиночным) крестом; с положением иглы при выполнении полукрестиков; с закреплением нити на канве с четным количеством нитей; особенности выполнения горизонтальных рядов креста.
Практическое занятие. Упражнения по закреплению нитей на канве, выполнение горизонтальных рядов крестиков. Определение начала вышивки (расчет клеток на канве). Выполнение вышивки для открытки в технике русского креста. Оформление изделия.
Тема 15. Изделия из лент.
Теоретическое занятие. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Приёмы работы с атласными лентами. Освоение техники вязания крючком простейшей цепочки
Практическое занятие. Упражнения по закреплению лент, плетение браслета.
Тема 16. Объемная мягкая игрушка.
Теоретическое занятие. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Приёмы работы с тканью, изучение петельного шва, шва «назад иголку».
Практическое занятие. Упражнения по выполнению петельного шва, шва «назад иголку». Изготовление игрушки.
Тема 17. Вышивка лентами.
Теоретическое занятие. Рассказ об истории вышивки лентами. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство со швами: «вытянутый стежок с завитком», «узелок», «роза паутинка».
Практическое занятие. Упражнения по закреплению ленты на ткани. Выполнение шов: «вытянутый стежок с завитком», «узелок», «роза паутинка». Изготовление миниатюры.
Тема 18. Лепка из воздушного пластилина.
Теоретическое занятие. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Многообразие форм и фактур. Плоские и объёмные композиции. Особенности работы с воздушным пластилином.
Практическое занятие. Упражнения по изготовлению различных фигур из воздушного пластилина. Изготовление миниатюры.
Тема 19. Текстильная кукла.
Теоретическое занятие. История возникновения народной куклы. Сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Правила раскроя деталей куклы. Приемы соединения и набивки деталей. Особенности изготовления народных кукол: «закрутки», «крупенички», конусных кукол.
Практическое занятие. Раскрой деталей куклы, соединение деталей, набивка, украшение.
Тема 20. Изготовление выставочных работ.
Практическое занятие. Выбор вида рукоделия. Подготовка эскиза, схемы, материалов. Выполнение изделия в выбранной технике. Оформление изделия.
1.5. Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся приобретут определенные умения и навыки. Обучающиеся будут знать:
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой, утюгом;
- основные инструменты необходимые для работы в разных видах рукоделия;
- название материалов и их видов, область их применения;
- количество и размер деталей, их формы, способы их соединения;
- порядок выполнения технологических операций;
- требования к качеству и красоте;
- технологию изготовления изделий из природных, бросовых материалов, бумагопластики, пластилиновой живописи, мягких игрушек, лепки из воздушного пластилина, изделий из фоамирана, вышивки крестом, лентами, текстильной куклы, изделия из ниток и лент, декупажа, бисероплетения, пришивной аппликации.
Обучающиеся будут уметь:
-Подготовить рабочее место: разложить необходимые материалы и инструменты;
- называть, правильно держать и совершать рабочие движения, соблюдая правила безопасной работы;
- называть и различать материалы и их виды, определять их свойства;
- выполнять обработку материалов, соблюдая правила и требования к качеству на каждом этапе;
-экономно производить разметку материалов;
- изготовлять изделия из природных и бросовых материалов, пряжи, лент, воздушного пластилина, бисера, фоамирана, изготавливать мягкие игрушки, текстильную куклу, вышивать крестом и лентами.
- приводить в порядок рабочее место.
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Наличие кабинета, материалы для работы, раздаточный материал, технологические карты, инструменты (ножницы, иголки, лекала, трафареты, линейки и т.п.).
Методические: наглядные пособия, технологические карты, раздаточный материал, образцы изделий, электронные презентации, специальная литература
Информационное обеспечение- электронные презентации:
- образцы изделий;
- методические разработки;
- учебные пособия.
Кадровое обеспечениеЗанятия проводят педагог дополнительного образования с большим опытом работы с детским коллективом. Педагог обучалась на курсах повышения квалификации в ЧРИО, постоянно посещает мастер – классы, выставки, участвует в профессиональных конкурсах.
Педагог осуществляет контроль качества полученных учащимися знаний, умений и навыков, путем проведения промежуточной выставки в декабре и отчетной выставки в конце учебного года. Оценочные материалы и оценки не предусмотрены.
2.3 Методические материалы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
1. Аппликация/ Л. Каченаускайте.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк «Сталкер», 2004. – 76, (4) с.: ил. – (Подарок своими руками).
2. Мозаика из круп и семян/ Г.И. Перевертень Г.И.. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 15, (1)с. (Поделки своими руками).
3. Панфилова Т.Ф., Рукоделие: поделки из ткани, ниток, тесьмы. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 48с.: цв. ил. («Дошкольное воспитание и обучение»).
4. Поделки из бисера для любимой мамочки/ А.Р. Магина. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 31, (1) с.: ил. - (Подарок своими руками).
5. Тряпичные куклы/авт.-сост. Т.М.Ткачук. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. – 32с.: ил. - (Подарок своими руками).
2