Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности Путешествие в мир IT профессий

0
0
Материал опубликован 10 December в группе

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности

«Путешествие в страну IT профессий»


Возраст обучающихся: 6-7лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель: Шестакова Татьяна Ивановна,

преподаватель информатики ГБПОУ «СЭМТ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в страну IT профессий» имеет техническую направленность.

Актуальность программы

Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца.

Актуальность программы по ознакомлению детей с IT-профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Мир IT-профессий - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных IT-профессиях.

Современная IT-индустрия – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современных технологий, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является вариативность внедрения в систему образования:

- как комплексная

- как интегрированная программа

- как отдельная программа развития «ранней профессиональной ориентации» дошкольников.

Инновационность идеи заключается в возможности обеспечить вариативность образовательного процесса через реализацию творческого потенциала детей, вовлечение в научно-техническое творчество, создать условия для индивидуализации и социализации ребёнка посредством разных форм работы с использованием IT-технологий.

Программа призвана поддержать инициативу в области IT-технологий, определяет основные направления специфику развития технического мышления детей в условиях детского сада. Обновление условий по ранней профориентации дошкольников в мире IT-профессий средствами конструктивно - модельной деятельности, через организацию предметно - игровой среды.

Адресат программы

Целевой аудиторией программы являются дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в том числе дети с ОВЗ, посещающие дошкольное образовательное учреждение. На программу могут быть зачислены воспитанники старшей или подготовительной группы.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год.

На полное освоение программы требуется 40 часов, включая индивидуальные консультации, практикумы, тренинги.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей по программе обучения – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 5-10 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 40 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность и новизна программы состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире IT-профессий, изучение технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и интереса к профессионально-трудовой деятельности, в рамках реализации дополнительной развивающей программы дошкольного образования.

Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации IT-профессиям и носит развивающий характер. Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой и технической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.

Практическая значимость

Программа может быть использован для знакомства с IT-профессиями в дошкольных организациях города, так как имеется наглядно- информационный, познавательный материал игр, пособий, презентация для проведения виртуальной экскурсии по знакомству с IT-профессиями, фотоматериалы, оформление уголка и информационного стенда для родителей по ранней профориентации, методические разработки. В программе представлен системный подход по профориентации.

Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положений; научно обоснованной логикой исследования представлений детей о IT-профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.

Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.

Ведущие теоретические идеи

Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире IT-профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: развитие устойчивого интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности дошкольникам увидеть себя в различных видах деятельности и профессий.

Задачи

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

дать представления о последних достижениях в области IT-технологий;

расширить кругозор детей о мире профессий;

- показать важность, необходимость и значимость любого труда людей.

Развивающие:

способствовать развитию у дошкольников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования;

способствовать развитию устойчивого познавательного интереса;

- развивать мышление, память, внимание;

- содействовать обогащению словарного запаса

развивать креативное мышление и пространственное воображение обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

Принципы отбора содержания

принцип единства развития, обучения и воспитания;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип наглядности;

принцип взаимодействия и сотрудничества;

принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

Формы организации детей:

занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения);

беседы;

дидактические игры;

проблемные ситуации;

игровые обучающие ситуации;

проектная деятельность;

эвристические беседы;

творческая деятельность: организация творческих конкурсов, выставок.

Виды деятельности:

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры).

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Восприятие художественной литературы.

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модели, бумагу, природный и иной материал.

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

Двигательная (овладение основными движениями).

В основу реализации программы положены технологии и методики оптимально соответствующие цели гармоничного развития личности дошкольника с учетом его возрастных особенностей и требований ФГОС.

Игровая технология. Построена на принципе активности ребенка в процессе обучения. Характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Технология обучения в сотрудничестве. В организации работы по формированию у детей навыков работы в паре, в малой группе, дети активно взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные в ходе работе задачи. Участники диалога могут иметь разный уровень сформированности речевых умений и навыков. Основной задачей, в рамках данной технологии, становится формирование навыков координации бесконфликтного и продуктивного взаимодействия детей. Умение слышать и понимать других участников беседы, регулировать собственную технику общения и используемые средства художественной выразительности, при организации диалога. Достигнутые индивидуальные успехи влияют на результат групповой работы в целом.

Технология предметно-развивающей среды. Данная технология позволяет моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая позволяет ребенку проявить, развивать свои способности, познать способы образного воссоздания мира, реализовывать познавательно-эстетические и культурнокоммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого дошкольника на данное занятие;

часть – практическая работа дошкольника (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого дошкольника, педагога и всех вместе.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Лекция с разбором конкретных ситуаций используется для знакомства с IT-профессиями.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста:

Обобщенное представление у дошкольников о IT-профессиях.

Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

Создание системы работы по ранней профориентации детей.

Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

Механизм оценивания образовательных результатов

Формы вводной, промежуточной и итоговой аттестации: устные опросы, работа по карточкам, дидактические игры, самостоятельная практическая работа.

Творческие работы обучающихся

Участие в конкурсах различного уровня.

Критерии результативности программы:

• Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.

• Повышение у дошкольников уровня знаний о IT-профессиях.

• Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

Формы подведения итогов реализации программы

Творческая выставка с представленными работами

Стендовый доклад, состоящий из заметок, статей, фотографий

Творческий отчёт, опубликованный на сайте ОУ, на личном сайте педагога.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в страну IT профессий» должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Особенности организации образовательного процесса:

1. Каждое занятие начинается с приветствия и общей разминки. Задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется упражнение-вопрос по кругу.

2. Основная часть занятия.

Каждое занятие проводится в игровом варианте и посвящено определенной теме. В основную часть занятия обязательно включаются чтение художественной литературы, упражнения и игры, направленные на решение задач данного занятия: развитие эмоциональной сферы, компетентности в общении, понимании собственного «Я» ребенка.

3. Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

4. Рефлексия занятия:

- эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо, было - плохо, почему);

- смысловая (почему это важно и зачем мы это делали).

Алгоритм ознакомления с профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

​​​​​​​ .


ПрограммаDOCX / 50.33 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации