Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности Путешествие в мир IT профессий
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Путешествие в страну IT профессий»
Возраст обучающихся: 6-7лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Шестакова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики ГБПОУ «СЭМТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в страну IT профессий» имеет техническую направленность.
Актуальность программы
Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца.
Актуальность программы по ознакомлению детей с IT-профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Мир IT-профессий - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных IT-профессиях.
Современная IT-индустрия – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.
С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современных технологий, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является вариативность внедрения в систему образования:
- как комплексная
- как интегрированная программа
- как отдельная программа развития «ранней профессиональной ориентации» дошкольников.
Инновационность идеи заключается в возможности обеспечить вариативность образовательного процесса через реализацию творческого потенциала детей, вовлечение в научно-техническое творчество, создать условия для индивидуализации и социализации ребёнка посредством разных форм работы с использованием IT-технологий.
Программа призвана поддержать инициативу в области IT-технологий, определяет основные направления специфику развития технического мышления детей в условиях детского сада. Обновление условий по ранней профориентации дошкольников в мире IT-профессий средствами конструктивно - модельной деятельности, через организацию предметно - игровой среды.
Адресат программы
Целевой аудиторией программы являются дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в том числе дети с ОВЗ, посещающие дошкольное образовательное учреждение. На программу могут быть зачислены воспитанники старшей или подготовительной группы.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 40 часов, включая индивидуальные консультации, практикумы, тренинги.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей по программе обучения – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 5-10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 40 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность и новизна программы состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире IT-профессий, изучение технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и интереса к профессионально-трудовой деятельности, в рамках реализации дополнительной развивающей программы дошкольного образования.
Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации IT-профессиям и носит развивающий характер. Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой и технической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.
Практическая значимость
Программа может быть использован для знакомства с IT-профессиями в дошкольных организациях города, так как имеется наглядно- информационный, познавательный материал игр, пособий, презентация для проведения виртуальной экскурсии по знакомству с IT-профессиями, фотоматериалы, оформление уголка и информационного стенда для родителей по ранней профориентации, методические разработки. В программе представлен системный подход по профориентации.
Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положений; научно обоснованной логикой исследования представлений детей о IT-профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.
Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.
Ведущие теоретические идеи
Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире IT-профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: развитие устойчивого интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности дошкольникам увидеть себя в различных видах деятельности и профессий.
Задачи
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательные:
дать представления о последних достижениях в области IT-технологий;
расширить кругозор детей о мире профессий;
- показать важность, необходимость и значимость любого труда людей.
Развивающие:
способствовать развитию у дошкольников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования;
способствовать развитию устойчивого познавательного интереса;
- развивать мышление, память, внимание;
- содействовать обогащению словарного запаса
развивать креативное мышление и пространственное воображение обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
Принципы отбора содержания
принцип единства развития, обучения и воспитания;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип взаимодействия и сотрудничества;
принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
Формы организации детей:
занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения);
беседы;
дидактические игры;
проблемные ситуации;
игровые обучающие ситуации;
проектная деятельность;
эвристические беседы;
творческая деятельность: организация творческих конкурсов, выставок.
Виды деятельности:
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры).
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Восприятие художественной литературы.
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модели, бумагу, природный и иной материал.
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
Двигательная (овладение основными движениями).
В основу реализации программы положены технологии и методики оптимально соответствующие цели гармоничного развития личности дошкольника с учетом его возрастных особенностей и требований ФГОС.
Игровая технология. Построена на принципе активности ребенка в процессе обучения. Характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Технология обучения в сотрудничестве. В организации работы по формированию у детей навыков работы в паре, в малой группе, дети активно взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные в ходе работе задачи. Участники диалога могут иметь разный уровень сформированности речевых умений и навыков. Основной задачей, в рамках данной технологии, становится формирование навыков координации бесконфликтного и продуктивного взаимодействия детей. Умение слышать и понимать других участников беседы, регулировать собственную технику общения и используемые средства художественной выразительности, при организации диалога. Достигнутые индивидуальные успехи влияют на результат групповой работы в целом.
Технология предметно-развивающей среды. Данная технология позволяет моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая позволяет ребенку проявить, развивать свои способности, познать способы образного воссоздания мира, реализовывать познавательно-эстетические и культурнокоммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого дошкольника на данное занятие;
часть – практическая работа дошкольника (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого дошкольника, педагога и всех вместе.
Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.
Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Лекция с разбором конкретных ситуаций используется для знакомства с IT-профессиями.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста:
Обобщенное представление у дошкольников о IT-профессиях.
Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Создание системы работы по ранней профориентации детей.
Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.
Механизм оценивания образовательных результатов
Формы вводной, промежуточной и итоговой аттестации: устные опросы, работа по карточкам, дидактические игры, самостоятельная практическая работа.
Творческие работы обучающихся
Участие в конкурсах различного уровня.
Критерии результативности программы:
• Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.
• Повышение у дошкольников уровня знаний о IT-профессиях.
• Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.
Формы подведения итогов реализации программы
Творческая выставка с представленными работами
Стендовый доклад, состоящий из заметок, статей, фотографий
Творческий отчёт, опубликованный на сайте ОУ, на личном сайте педагога.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в страну IT профессий» должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Особенности организации образовательного процесса:
1. Каждое занятие начинается с приветствия и общей разминки. Задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется упражнение-вопрос по кругу.
2. Основная часть занятия.
Каждое занятие проводится в игровом варианте и посвящено определенной теме. В основную часть занятия обязательно включаются чтение художественной литературы, упражнения и игры, направленные на решение задач данного занятия: развитие эмоциональной сферы, компетентности в общении, понимании собственного «Я» ребенка.
3. Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
4. Рефлексия занятия:
- эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо, было - плохо, почему);
- смысловая (почему это важно и зачем мы это делали).
Алгоритм ознакомления с профессией
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества.
.
ПрограммаDOCX / 50.33 Кб