ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА туристско- краеведческой направленности «Край донской»
Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Мальчевский Дом детства и юношества
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического / Директор
методического совета Чередниченко Т.Н
Протокол от «23» августа 2024 г. Приказ от «23» августа 2024 г.
№ 1 № 34
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско- краеведческой направленности
«Край донской»
Подвид программы: модифифицированая
Уровень программы: стартовый
Целевая группа (возраст): от 9 до 11 лет
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная
Разработчик: Осипова Марина Вячиславовна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Ст. Мальчевская, 2024 г.
Оглавление.
Раздел I. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты):
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край Донской» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана для детей 7-11 лет. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ № 273);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018г.
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г № 629);
- Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);
-Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых 6 образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН).
- Устав МБУ ДО МДДиЮ.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что она направлена на изучение прошлого и настоящего истории донского казачества, проводимого на научной основе. Объектами изучения являются вопросы социально-экономического, политического и культурного развития Донского края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события, как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.
Новизна программы «Край Донской» в том, что краеведческий материал выступает средством духовно-нравственного воспитания, как основа гражданско-патриотического воспитания, ориентированного на изучение прошлого и настоящего казачьего края, на углубление и расширение знаний традиций, обычаев, устоев казачьего быта, на воспитание гордости за героическое прошлое казаков.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что краеведение является основополагающим в формировании гражданственности как интерактивного качества личности. Знание истории Донской земли, её культуры, героического прошлого помогает детям воспитывать внутреннюю свободу, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоничное проявление духовности, нравственности, патриотизма.
Отличительной особенностью «Край Донской» является то, что содержание данной программы сформировано с учетом преемственности с программой основного образования, но является более сжатой и направлена на восприятие учебного материала с учетом возраста обучающихся.
Учебный материал об истории, культуре и быте донских казаков в разные
временные периоды доводится до детей и подростков вариативными
способами: беседа, занятие, театрализованная постановка, отражающая быт,
событие, семейные традиции, видео-экскурсия, доклад, презентация,
демонстрация музейных экспонатов, демонстрация фото с речевым или
описательным сопровождением из личных альбомов казаков, творческие
встречи с атаманом, интервьюирование.
Содержание данной программы формировалось согласно проверенным временем эффективным принципам: современность, гибкость, оригинальность нетрадиционных форм и методов учебной деятельности. Содержание занятий всегда разнообразно и необычно, эмоционально и интеллектуально, доступно и личностно ориентировано. Так же отличительной особенностью является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в условиях режима «повышенной готовности» других форс-мажорных обстоятельств. Программа адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения.
Программа является интегрированной т.к. сочетает в себе курсы истории, географии, биологии, литературы, ИЗО и музыки. Реализация данной программы позволит обучающимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой информации, анализировать, делать выводы, приобрести навыки общения, культуры поведения в общественных местах, а также оценить наследие предков.
Краеведение – это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 7-10 лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов, личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех детей в равной степени. Она формируются в зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения. Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет. Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в группу может производиться набор в течение всего года обучения.
Уровень освоения: Срок реализации программы: 3 года.
1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа , 144 часа в год.
Формы организации образовательного процесса.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть).
Формой занятия является учебное занятие (40 мин). Итоговые занятия – демонстрация своих творческих работ.
Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Прием обучающихся осуществляется по желанию.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
лекция;
беседа с применением наглядных пособий;
дидактическая игра;
опытно-исследовательская работа;
практические занятия;
экскурсии;
олимпиады, конкурсы;
выполнение проектов;
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая).
Каждое занятие включает в себя три основных части:
теоретическая;
игровая;
практическая.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течении всего периода обучения. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Выбор форм обучения настоящей программы определяется:
поставленными целями и задачами;
принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;
возможностями обучающихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности);
наличие соответствующей материально-технической базы.
Программа предусматривает участие конкурсах, проектах и конференциях. В конце учебного года проводится диагностика результата педагогической деятельности. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
(см. Приложение 1)
Цель и задачи программы.
Цель данной программы – развитие духовно-нравственной, психологически
уравновешенной, социально самостоятельной личности на основе исторических и культурных традиций донского казачества
Задачи программы:
Личностные:
- интерес к изучению истории и культуры Донского края;
- восприимчивость к традициям и творчеству народов Донского края, понимание эмоционального воздействия искусства;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого донской истории, знания об историческом опыте наших предков важны для понимания современных исторических процессов;
- оценивать вклад Ростовской области в экономику, культуру страны; характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
-давать собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Метапредметные:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
-проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и вне учебной исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника.
Предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны в человечества в целом;
- осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников Донского края;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для обучающихся ставятся следующие задачи:
1. формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами;
2. формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д;
3. развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно;
4. развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
5. развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.
1.3. Содержание программы.
Раздел / Тема занятия | Количество часов | Форма контроля, аттестации | |||
теория | практика | всего | |||
1.Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. | |||||
1.1Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 1.3Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. | 2 2 | 2 2 | Беседа | ||
2. Ведение в историю Донского края. | |||||
2.1 История Дона – часть истории Отечества. 2.2 Население Донского края в древности. 2.3 Повседневная жизнь донского народа. 2.4 Донская природа. 2.5 Донской край – мой край. | 3 3 2 3 4 | 1 1 2 3 2 | 4 4 4 6 6 | Беседа, практикум Иллюст, практикум Беседа, сбор материала Беседа, практикум Игра, практикум | |
3. История Донского Казачества. | |||||
3.1 Что такое казачество, кто такой казак? 3.2 Родное гнездо. Семья казака. 3.3 Традиционная одежда казаков и казачек. 3.4 Культура физического воспитания казачества. 3.5 Фамилии, имена и их история. 3.6 Кухня казаков 3.7 Материальная культура казачества. 3.8 Обряды и праздники донских казаков. 3.9 Православие и казачество. 3.10 Казачья песня. Многообразие жанров. 3.11 Декоративно-прикладное искусство казаков. 3.12 Казачьи символы. | 5 5 5 4 3 2 4 5 3 4 4 2 | 1 1 3 1 2 2 3 1 2 4 2 | 6 6 8 4 4 4 6 8 4 6 6 4 | Беседа, сбор материала Творческое задание, практикум Иллюс., практикум Игра, практикум Беседа, творчкское задание Иллюс., практикум Сбор материала, Практикум Беседа Сбор материала, Творческое задание Беседа Практикум | |
4. Моя родословная. | |||||
4.1 Имя твое и фамилия что – то – же означают. 4.2 Моя семья. Семейные традиции. 4.3 Ищу свои корни. Составление семейного древа. 4.4 Создание семейного герба. 4.5 Защита исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа». | 3 3 1 1 2 | 1 1 4 3 | 4 4 4 4 2 | Иллюстрирование, практикум Наглядное пособие, практикум Сбор материала, Исследовательская работа | |
5. «Малая родина - моя слобода». | |||||
5.1 Родная слобода. 5.2 Мой двор, моя улица. За что люблю. 5.3 Люди моей слободы. 5.4 Моя слобода на карте страны. | 1 1 1 1 | 5 5 5 3 | 6 4 6 4 | Иллюстрации, практикум Творческое задание Иллюст. практикум Наглядное пособие, практикум | |
6. Подведение итогов. | |||||
7.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 7.2 Оформление выставки. | 2 2 | 2 2 | |||
83 | 53 | 136 |
Содержание учебного плана 1 года обучения.
1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности
Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и выполнять его задания.
Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий.
Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике безопасности.
Практика: знакомство и работа с контурными картами.
2) Ведение в историю Донского края.
Задачи: Познакомить с историей Донского края, с его границами.
Теория: Край как часть региона и страны. Географическое положение района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. Геральдика. Официальные символы области и района: герб, гимн, флаг. Топонимика области. Понятие «топонимика» - наука, занимающаяся исследованием происхождения, смыслового значения, развития и использования геоназваний. Исследования названий: Дон, Ростов –на Дону, Миллерово, Вешенская, Криворожье и др.. Многонациональная Ростовская область. В чем разница между погодой и климатом? Поверхность края. Природа края в древности. Леса. Степи. Растительный мир степи. Животный мир степи. Охрана растений и животных степи. Водоемы Донского края. Река Дон. Притоки Дона. Озера области. Искусственные водоемы. Растительный и животный мир водоемов. Охрана растений и животных водоемов.
Практика: «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополни тельной литературой). Конкурс «Стихи и песни о Донском крае». Редкие и катастрофические погодные явления Донского края. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат.Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Ростовской области, поверхностных и грунтовых вод района. Определение местных растений по гербарию. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!».
3) История Донского Казачества.
Задачи: познакомить с историей возникновения Донского казачества.
Теория: Первые упоминания о казаках в летописных документах.
Зарождение казачества. Православие – духовно-нравственная основа казачества. Истоки православия у казачества. Икона в казачьей семье. Казачьи церковные праздники. Святой покровитель казачьего войска - благоверный князь Александр Невский. Традиции воспитания в казачьей семье. Домострой – основа семьи казака. Воспитание мальчиков - казаков и девочек – казачек. Одежда и украшение казаков. Отличительные черты праздничной и будничной одежды. Влияние Европейской моды в начале ХХ века на одежду казаков. Культура казачества. Памятники истории казачества. Казачье народное творчество: песни, танцы, частушки, сказки, легенды,
приметы. Самобытность казачьих пословиц и поговорок. Образность языка казаков. Казачьи игры. Обряды казаков: казачья свадьба, колядки, масленица, праздник Ивана Купалы, новоселье.
Практика: Сбор информации о традициях, обычаях, праздниках донского казачества и оформление презентаций. Найти информацию о Донских казаках в разных источниках (сеть Интернет, энциклопедии, художественные произведения); викторина по топонимическим понятиям (названия сел, поселков, рек, улиц ). Зарисовка мужского или женского костюма, или пошив казачьей одежды для кукол; создание коллажа «Одежда казаков».
4) Моя родословная.
Задачи: Познакомить с особенностями исследовательской работы. Просмотр презентации по теме.
Теория: справка о семейной родословной. Что такое генеалогическое дерево. История возникновения имен и фамилий.
Практика: Создание семейного герба. Защита исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».
5) «Малая родина - моя слобода».
Задачи: выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии. Ннаходить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родной слободы.
Теория: рассказ об истории возникновения слободы, ее достопримечательностей. Истории известных людей слободы.
Практика: Составление Альбома из фотографий, стихов о своей станице, районе, области. Внести в него места, памятники, улицы, которые связаны с историей места, внести список знаменитых людей, проживающих в слободе, районе, области, указав, чем эти люди известны.
6) Подведение итогов года.
Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых.
Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания развиваться и достигать определенных программой целей и задач.
Теория: итоговая беседа.
Практика: подготовка выставки, проведение диагностического теста.
1.4 Планируемые результаты.
Личностные планируемые результаты.
Развитие логического и критического мышления, культуры речи;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
понимание важности знания истории своей малой родины;
развитие личностных качеств, которые базируются на знании культуры Донского края;
формирование личности гражданина и патриота.
Метапредметные планируемые результаты.
осознание целей и задач изучаемой программы;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение составлять тексты в устной и письменной формах,выступать;
соблюдать нормы информационной этики;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации;
формирование представлений об истории Донского края как части общечеловеческой культуры
развитие представлений об истории Донского края
овладение краеведческими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях,
создание фундамента для развития интереса к истории края, формирование механизмов мышления, характерных для исследовательской деятельноси.
сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Донской край
Предметные планируемые результаты.
планирование и осуществление поисковой деятельности;
решения разнообразных задач из различных разделов курса;
обобщение, постановка и формулирование новых задач;
точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной форме
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез.
Закрепление представлений:
о происхождении и становлении донского казачества, его истории и
культуре;
о казачьем войске: органах управления, административном устройстве и
социальном статусе казачества;
о военной и социально-бытовой жизни казачества на Дону;
о деятельности донского казачьего войска в современном обществе.
Раздел II. Комплекс организационно- педагогических условий, включая формы аттестации.
2.1 Календарный учебный график:
1-й год обучения.
Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ;
Дата начала обучения – 01.10 .2024 г;
Дата окончания обучения - 31.05.2025;
Количество учебных недель – 34;
Количество учебных дней – 62;
Каникулы – отсутствуют;
Календарный учебный график см. в Приложении 2.
2.2 Условия реализации программы.
Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Край Донской" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности.
Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер, проектор, фотоаппарат.
Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, схемы работ, трафареты, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления.
Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку.
Методическое обеспечение
Деятельность обучающихся в процессе обучения носит учебно- познавательный характер. Поэтому эффективность обучения определяется умением педагога организовать образовательный процесс с учетом организационных, дидактических, воспитательных, психологических, методических требований. При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий по специальной подготовке: беседы, рассказы, встречи с использованием видеоматериалов.
Практические занятия проводятся с целью закрепления и совершенствования обучающимися ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, – самый короткий путь овладения мастерством.
Эффективность образовательного процесса снижается, если предъявляемые требования отстают от возрастных возможностей обучающихся или непосильны для них. Принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В процессе работы на занятиях обучающиеся вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.
Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.
Алгоритм учебного занятия:
• I этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
• II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
• III этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
• IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала.
Комбинированное занятие включает:
1. Организационную и содержательную установку.
2. Проверку глубины понимания и прочности знаний обучающихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий.
3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков.
4. Закрепление изученного материала и упражнения.
5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков.
6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом.
Диалектика обучающего взаимодействия педагога и ребенка требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации, выполнение художественных творческих конкурсных работ с большим объемом заданий. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.
Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:
видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров);
видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.);
онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров);
видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии.
Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи).
Требования к организации контроля:
индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого обучающегося;
систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции;
объективность;
дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса.
Формы контроля:
Формы входного контроля: опрос, игра
Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра – путешествие
Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ, игра – путешествие
При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания.
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных приемов и способов изображения), соответствие заданной теме, название рисунка. Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
2.5 Диагностический инструментарий
Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.
Диагностика освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
воспитание и образование обучающихся в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
материально-техническое и финансовое состояние.
Методика определения уровня освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы.
Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы на основе заполнения информационной карты. Методика основана на опыте разработки информационной карты авторами Барышевой Т.А. и Сеничевой И.О. – 2007 год, но доработана в соответствии с новыми требованиями (приложение 2).
Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 3-х бальной системе освоение обучающимися программы.
Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции.
Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами.
2.6 Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Данная дополнительная общеразвивающая программа определяет содержание дополнительного образования по одной из направленностей согласно цели и задачам образовательной программы МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ.
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Пояснительная записка
Данная программа воспитания является составной частью дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Творческая мастерская». Разработана с учетом:
– программы воспитания МБУ ДО МДДиЮ (утверждена педсоветом от 23.08.2023г. №1);
– специфики воспитательной работы в данном детском объединении, значения и важности конкретных воспитательных мероприятий для развития личности обучающихся.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель воспитания: формирование гражданских, патриотических и нравственных качеств обучающихся, развития способностей и одарённостей обучающихся через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ.
Задачи воспитания:
поддерживать активное участие детей в жизни детского объединения, в жизни учреждения, укрепление коллективных ценностей;
формировать духовно-нравственные качества личности и ценности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формировать гражданско-патриотические качества личности;
способствовать творческому росту обучающихся через проведение конкурсов, выставок, мероприятий;
формировать у ребенка понимания личностной значимости;
вовлекать родителей (законных представителей) в воспитательную работу с обучающимися для совместных решений проблем личностного развития детей;
использовать наставничество в воспитании обучающихся;
Планируемые результаты:
активное участие детей в жизни детского объединения, в жизни учреждения;
проявление обучающимися духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств;
творческий рост обучающихся после участия в конкурсах, выставках, мероприятиях;
приобретение ребенком понимания личной значимости, нового социального опыта;
сформированность детского коллектива, в котором наблюдается сплоченность и совместная деятельность;
участие родителей (законных представителей) в воспитательной работе детского объединения; родители помогают решать проблемы личностного развития детей;
педагог реализует наставничество в воспитании обучающихся;
.
1.2. Направления воспитания
Основные направления воспитания:
– гражданское воспитание;
– патриотическое воспитание;
– духовно-нравственное воспитание;
– эстетическое воспитание;
– физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
– трудовое воспитание;
– экологическое воспитание;
– ценности научного познания.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
для обучающихся 5-11лет
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание |
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. |
Эстетическое воспитание |
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. |
Трудовое воспитание |
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
Экологическое воспитание |
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
Ценности научного познания |
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. |
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 .Характеристика детского объединения «___________»
Направленность детского объединения: _______________________
Количество обучающихся объединения составляет __ человек. Из них мальчиков____,девочек____Обучающиеся имеют возрастную категорию детейот __ до__лет.
2.2. Формы воспитательной работы
Используемые формы воспитательной работы:
– коллективные (массовые) формы (зрелищные программы): ярмарки, праздники, фестивали, митинги, парады, слеты, акции, шоу, флэшмобы, батлы.
– групповые формы: а) досуговые, развлекательные: тематические вечера, 6) игровые программы: конкурсы, квесты, театрализации, интеллектуальные игры; в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, агитбригады;
– индивидуальны формы: беседы, консультации, наставничество
2.3. Методы воспитательного взаимодействия
1.Методы убеждения :
– Индивидуальная беседа. – Убеждение, переубеждение.
– Разъяснение. – Доверие.
– Просьба. – Обмен впечатлениями.
– Внушение, – Сотрудничество и др.
– Суждение
2.Методы:
– Пример для подражания.
– Воспитывающая ситуация.
– Привлечение ребенка в качестве помощника.
– Приучение.
3.Методы педагогической оценки:
– Поощрение (одобрение, похвала, поддержка и др.).
– Наказание (осуждение, недоверие, вызов родителей и др.)
2.4.Технологии проведения воспитательных мероприятий
– Шоу-технологии.
– Здоровьесберегающие технологии.
– Технологии критического мышления.
– Диалоговые технологии.
– Проектные технологии.
– Рефлексивные технологии.
– Технологии индивидуальной поддержки.
– Актуальные традиционные технологии.
– Цифровые и дистанционные технологии и др.
2.5. Содержание воспитательной деятельности
Модуль «Учебное занятие»
Занятие можно рассматривать как лабораторию, где происходит развитие личности ребенка, его социализация, где совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и педагог выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации.
Модуль «Основные дела детского объединения»
– Мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами: День Знаний, Новый год, Праздник цветов, День Космонавтики, и др.
– Участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире. Акции: «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка», , «Бессмертный полк», «Окна Победы» и др.
– Социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогом, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, трудовой и др. направленности. Экологические акции: «День древонасаждения», «Чистый родник», «Сдай батарейку, сохрани природу» и др. Патриотические проекты: «Ваши подвиги в наших сердцах», «Герои нашего времени».
– Церемонии награждения (по итогам учебного периода, года).
– Участие в мероприятиях, проводимых для жителей сельского поселения и г.Миллерово; организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, выставки в связи с памятными датами, значимыми событиями: День освобождения г. Миллерово и Миллеровского района от немецко-фашистских захватчиков, День села, Праздник Масленицы, участие в выставках, посвященных Дню Защитника Отечества, Дню Матери, Дню защиты детей и др.
– Наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Модуль «Мероприятия, проводимые вне детского объединения»
Реализация воспитательного потенциала представлена участием в мероприятиях вне детского объединения. Это:
– мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами учреждения ДО;
– тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогом дополнительного образования по общеразвивающей программе;
– экскурсии, организуемые педагогом ДО, в том числе, совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к организации, проведению, оценке мероприятия;
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда в детском объединении обогащает внутренний мир обучающихся, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию. Для этого в детском объединении:
– оформлено помещение для занятий;
– при проведении мероприятий исполняются гимны Российской Федерации и Ростовской области;
– оформлены стенды, содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях;
– подготавливаются и размещаются регулярно сменяемые экспозиции творческих работ обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
– поддерживается эстетический вид и благоустройство всех помещений в учреждении ДО, озеленение территории при учреждении ДО;
– оформлены, поддерживаются и используются игровые пространства, спортивные и игровые площадки зон активного и тихого отдыха;
– педагоги вместе с обучающимися, их родителями участвуют в благоустройстве и оформлении учебных аудиторий, дворовой территории;
– оформляются пространства проведения значимых событий, праздников (событийный дизайн): День Победы, День Защитника Отечества, Новый год;
– обновляются материалы (стенды, плакаты), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Модуль «Наставничество»
Наставник делится с подопечным мудростью, знаниями и поддерживает его тем способом, который последний способен эффективно воспринять с наибольшей пользой. Наставничество является сложным и многогранным процессом, в котором наставник может принимать на себя роли тренера, доверенного лица, друга, проводника, слушателя,
партнёра, вдохновителя, педагога и т. д. В этом двустороннем процессе растет и развивается не только подопечный, но и наставник.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания и проходит через вовлечение родителей в образовательное
пространство детского объединения:
– выстраивание партнёрских взаимоотношений в воспитании обучающихся;
– повышение психолого-педагогической культуры;
– родительский комитет, участвующий в работе детского объединения и в решении вопросов воспитания и социализации их детей;
– родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в детском объединении;
– родительский чат в WhatsApp с участием педагога, на котором обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
– информирование родителей о работе учреждения дополнительного образования через сайт;
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
– индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагога и родителей;
– взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей.
Модуль «Самоуправление»
В детском объединении реализация воспитательного потенциала самоуправления обучающихся представлена через участие обучающихся в планировании и анализе воспитательной деятельности.
Модуль «Профилактика и безопасность»
В целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском объединении:
– осуществляется деятельность коллектива сотрудников дополнительного образования по созданию эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
– проводятся мониторинги рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности;
– проводится воспитательная деятельность по вовлечению обучающиеся в проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков, в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.).
Модуль « Социальное партнёрство»
Социальное партнерство детского объединения осуществляется через:
– участие представителей организаций - партнёров в проведении отдельных занятий, мероприятий соответствующей тематической направленности, МБОУ Криворожская СОШ, МБУК «Криворожский ДК», МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека», и др.;
– проведение на базе организаций-партнёров отдельных занятий, мероприятий, акций воспитательной направленности МБОУ Криворожская СОШ, МБУК «Криворожский ДК», МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека», и др..
Модуль « Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы в детском объединении представлена:
– проведением профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
– проведением с обучающимися профориентационных игр (деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях;
– экскурсиями на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
– освоением обучающимися основ профессии в рамках программы дополнительного образования.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
– формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
– построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося.
При воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями педагог ДО:
– формирует личность ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– создает оптимальные условия совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов;
– применяет личностно-ориентированный подход во всех видах деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
– публичности, открытости;
– сочетания индивидуального и коллективного поощрения;
– привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, сторонних организаций, их статусных представителей;
– дифференцированности поощрений.
3.3. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания.
Основным методом анализа воспитательного процесса является ежегодный самоанализ воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
– взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
– приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада детского объединения, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогом дополнительного образования, обучающимися и родителями;
– развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности;
– распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания.
Основные направления анализа воспитательного процесса.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагога ДО сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогом ДО могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогу ДО. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого педагогом в конце учебного года.
Календарный план воспитательной работы
на 2024-2025уч.год
№ п/п | Название мероприятия | Цель | Краткое содержание | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственный |
1 | 14 октября-Общевойсковой праздник – Покров Пресвятой Богородицы, | Создать праздничную атмосферу и условия для самореализации и заинтересованности детей. | Знакомство с историей праздника, традициями празднования. | Сообщения. Виртуальная экскурсия. | октябрь | Педагог ДО |
2 | 4 ноября – День Казанской Иконы Божией Матери | Знакомство с историей праздника, его истоками. Традиции празднования. | Изготовление подарков к празднику | Виртуальная экскурсия | Ноябрь | Педагог ДО |
3 | «Здравствуй, Новый Год!» | Развивать творческое воображение, умение создавать красоту из бросовых материалов. | Изготовление елочных игрушек из бросовых материалов. | Мастер -класс | Декабрь | Педагог ДО |
4 | «Таинство Рождества» | Знакомство с историей праздника. Рождество у казаков, знакомство. | Познавательная беседа о истории возникновения праздника. Изготовление тематических поделок. | Интерактивная беседа, выставка работ. | Декабрь - январь | Педагог ДО |
5 | 5.1 «День защитников отечества» | Ознакомить с историей празднования у современных казаков, приобщить к духовным ценностям наших предков. | Викторина «Защитник, кто ты?» | Викторина | Февраль | Педагог ДО |
6 | «Международный женский день» | Формировать познавательный интерес. Ознакомить с историей празднования. | Изготовление сувениров и подарков для бабушек и мам. | Творческая работа в различных жанрах к 8 марта. | Март | Педагог ДО |
7 | «Праздник Светлой Пасхи» | Формировать познавательный интерес. Ознакомить с историей празднования праздника у казаков. | Познавательная беседа об истории возникновения и празднования праздника. Изготовление тематических поделок. | Подготовка к муниципальному конкурсу «Пасху празднует Россия!» | Апрель | Педагог ДО |
8 | 8.1 «День Победы» | Воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Содействие развитию креативных способностей, познавательных интересов обучающихся. | Изготовление брошей к акции «Георгиевская ленточка». | Акция | Май | Педагог ДО |
Список литературы.
Нормативные правовые акты.
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273).
3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р).
6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);
7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН).
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Основная и дополнительная литература.
1.Барышникова, С. В. Педагогика сопереживания как инновационная стратегия патриотического воспитания / С. В. Барышникова // Человек и образование. – 2009. - №2. – С. 63-66.
2.Барышникова, С. В. Технология создания программы патриотического воспитания / С. В. Барышникова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. - .№6. – С. 141-143.
3.Вырщиков, А. Н. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания / А. Н. Вырщиков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. - №4. – С. 26-30.
4.Гайдукова, И. Е. Научно-теоретические основы организации военно- патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ во внеурочной деятельности / И. Е. Гайдукова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - №1(38). – С. 52-53.
5.Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2006.
– 122 с.
6. Государственно-патриотическое воспитание / авт.-сост. Л. Н. Клинникова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 85 с.
7.Гурковский, В. А. Кадетские корпуса Российской империи / В. А. Гурковский. – М.: Белый берег, 2008. – 154 с.
Список литературы для обучающихся, родителей.
1. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.
2. История казачества России. Ростов-на-Дону.2001
3. Казаков. А. Казаки на пяти континентах/А.Казаков// Российское казачество.- 2012.- № 7.- С.42 – 50.
4.Казачий Дон: очерки истории и культуры /В.П.Водолацкий, А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян. - – Ростов-на- Дону: Терра,2005.
5. Мовчан, А,С. Казаки ( быт и традиции)…- Ростов н/Д.:Гефест, 2004.
6. Новак Л.А., Фрадкина Н.Г. Как у нас то было на Тихом Дону, Р-н-Д,1985
5. Федосов П.С. Казачество. Традиции, обряды и календарные праздники.
6. Ярушко К.
Интернет – ресурсы.
1.http://library.sgu.ru/volga/113.pdf
2.https://old.bigenc.ru/military_science/text/1965886 3.http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/4/art.aspx?art_id=89 4.https://topwar.ru/173593-donskie-kazaki-i-zaporozhcy.html
5.https://el-tolstyh.livejournal.com/5681737.html
Приложения
Приложение 1
«Определение общего уровня освоения программы за учебный год»
Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 3-х бальной системе освоение обучающимися программы по следующим параметрам (1 балл ставится, если параметр слабо проявляется; 2 балла – параметр проявляется; 3 балла – параметр проявляется ярко):
опыт освоения предметных результатов (освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира): опыт освоения теории (теоретические знания в соответствии с требованиями программы) и опыт освоения практической деятельности (умения и навыки, предусмотренные программой);
опыт освоения метапредметных универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия (регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Регулятивные универсальные учебные действия (организация умения) - организация своих дел, решения проблем. Умение организовывать свою деятельность. Отражают способность ребенка строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия (интеллектуальные умения)-обработка информации. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире
Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)
общение с людьми. Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
опыт творческой деятельности (динамика от репродукции, имитации к созданию оригинальных самостоятельных «продуктов»);
опыт эмоционально-ценностных отношений (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, динамика в проявлении позитивных личностных качеств);
опыт социально-значимой деятельности (участие ребенка в детском активе группы и коллектива, учреждения, различных мероприятий социально-значимой направленности: благотворительные концерты, акции и т.д.).
личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.
Для изучения уровня освоения программы в течение года, педагогу необходимо, используя информационную карту, провести 2 контрольных среза – по итогам первого полугодия и в конце учебного года.
Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы между такими группами.
Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Название программы, ее длительность Фамилия, имя, отчество педагога Фамилия, имя воспитанника Года обучения по программе
№ | Параметры результативности освоения программы | Оценка педагогом результативности освоения программы | |||
1 балл - низкий уровень | 2 балла - средний уровень | 3 балла - высокий уровень | |||
1. | Опыт освоения предметных результатов | Опыт освоения теории | |||
2. | Опыт освоения практической деятельности | ||||
3 | Опыт освоения метапредметных универ сальных учебных действий | Регулятивные | |||
4 | Познавательные | ||||
5 | Коммуникативные | ||||
6. | Опыт творческой деятельности | ||||
7. | Опыт эмоционально-ценностных отношений | ||||
8. | Опыт социально-значимой деятельности | ||||
Общая сумма баллов: |
Обработка анкет и интерпретация результатов:
Оценка педагогом результативности освоения программы в
целом (оценивается по общей сумме баллов): 8-12 баллов – программа освоена на низком уровне;
13-18 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
19-24 баллов – программа в целом освоена на высоком
уровне.
Информационную карту удобно заполнять в электронном варианте. Поэтому к методике прилагается электронный вариант индивидуальной
карты, где заполняются все параметры на каждого ученика. После того, как педагогом заполнены информационные карты всех обучающихся, можно определить уровень освоения образовательной программы всей группы. По данным таблицам педагог заполняет аналитические справки.
Приложение 2
Календарный учебный график 1 года обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Вре-мя про-веде-ния заня-тия | Форма заня-тия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 01.10 | Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. | 2 | Криворожская СОШ | |||
02.10 | 1.1Техника безопасности на занятиях. | 2 | Теория | Беседа | |||
2 | Ведение в историю Донского края. | Криворожская СОШ | |||||
08.10 09.10 | 2.1 История Дона – часть истории Отечества. | 4 | Комбинированная | Беседа, практикум | |||
15.10 16.10 | 2.2. Население Донского края в древности. | 4 | Комбинированная | Беседа, Иллюстрации, практикум | |||
22.10 23.10 | 2.3Повседневная жизнь донского народа. | 4 | Комбинированная | Беседа, практикум | |||
29.10 30.10 05.11 | 2.4 Донская природа. | 6 | Комбинированная | Беседа, практикум, сбор материала | |||
06.11 12.11 13.11 | 2.5 Донской край – мой край. | 6 | Комбинированная | Иллюстрации, сбор материала творческое задание, беседа, практикум | |||
3 | История Донского Казачества. | Криворожская СОШ | |||||
19.11 20.11 26.11 | 3.1 Что такое казачество, кто такой казак? | 6 | Комбинир ованная | Творческое задание, практикум | |||
27.11 03.12 04.12 | 3.2Родное гнездо. Семья казака. | 6 | Комбинированная | Иллюстрация, практикум | |||
10.12 11.12 17.12 18.12 | 3.3Традиционная одежда казаков и казачек. | 8 | Комбинир ованная | Игра, практикум | |||
24.12 25.12 | 3.4 Культура физического воспитания казачества. | 4 | Комбинированная | Сбор материала творческое задание, беседа | |||
14.01 15.01 | 3.5 Фамилии, имена и их история. | 4 | Комбинированная | Сбор материала творческое задание, беседа, | |||
21.01 22.01 | 3.6 Кухня казаков. | 4 | Комбинированная | Иллюстрации, сбор материала творческое задание, беседа, практикум | |||
28.01 29.01 04.02 | 3.7 Материальная культура казачества. | 6 | Комбинированная | Иллюстрации, сбор материала творческое задание, беседа, практикум | |||
05.02 11.02 12.02 18.02 | 3.8 Обряды и праздники донских казаков. | 8 | Комбинированная | Иллюстрации, сбор материала творческое задание, беседа, практикум | |||
19.02 25.02 | 3.9 Православие и казачество. | 4 | Комбинированная | Сбор материала, беседа | |||
26.02 04.03 05.03 | 3.10 Казачья песня. Многообразие жанров. | 6 | Комбинированная | Беседа, творческое задание | |||
11.03 12.03 18.03 | 3.11 Декоративно-прикладное искусство казаков. | 6 | Комбинированная | Иллюстрации, творческое задание, беседа, практикум | |||
19.03 25.03 | 3.12 Казачьи символы. | 4 | Комбинированная | Иллюстрации, творческое задание, беседа, практикум | |||
4 | Моя родословная. | Комбинированная | Криворожская СОШ | ||||
26.03 01.04 | 4.1 Имя твое и фамилия что – то – же означают. | 4 | Комбинированная | Сбор материала, беседа, творческое задание | |||
02.04 08.04 | 4.2 Моя семья. Семейные традиции. | 4 | Комбинированная | Наглядное пособие, практикум | |||
09.04 15.04 | 4.3 Ищу свои корни. Составление семейного древа. | 4 | Комбинированная | Практикум, беседа | |||
16.04 22.04 | 4.4 Создание семейного герба. | 4 | Комбинированная | Наглядное пособие, практикум | |||
23.04 | 4.5 Защита исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа». | 2 | Комбинированная | Беседа, Наглядное пособие | |||
5 | 29.04 30.04 06.05 | «Малая родина - моя слобода». | Криворожская СОШ | ||||
5.1 Родная слобода. | 6 | Комбинированная | Иллюстрации, Беседа Сбор материала | ||||
07.05 13.05 | 5.2 Мой двор, моя улица. За что люблю. | 4 | Комбинированная | Творческое задание Иллюстрации, | |||
14.05 20.05 | 5.3 Люди моей слободы. | 4 | Комбинированная | Сбор материала, беседа | |||
21.05 | 5.4 Моя слобода на карте страны. | 2 | Комбинированная | Наглядное пособие, практикум | |||
6 | Подведение итогов. | Криворожская СОШ | |||||
27.05 | 6.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. | 2 | Теория | диагностика по проверочной карте | |||
28.05 | 6.2 Оформление выставки. | 2 | Выставоч ная работа | итоговая выставка, творческий отчет |
37