Дополнительная общеразвивающая программа «Умница» для одарённых детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №141 города Пензы «Маленькая страна»
Принята педагогическим советом Протокол №____от________ Председатель _____________(ФИО) | | Утверждаю Заведующая ___________(ФИО) Приказ № ____ от _______ _______________(Ф.И.О). |
Дополнительная общеразвивающая программа
«УМНИЦА»
Возраст детей: 5 - 6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Составила: Немкова Инга Руслановна, педагог-психолог
г. Пенза
2019 год
Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Паспорт программы
Наименование программы | Умница |
Разработчики программы | Немкова И.Р., педагог – психолог МБДОУ детского сада №141 «Маленькая страна» города Пензы |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагог – психолог |
Соисполнители | Воспитанники ДОУ и их родители |
Ожидаемые конечные результаты программы | - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; - создание индивидуальных образовательных маршрутов; - совершенствование системы работы с одаренными детьми. |
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………4
Цели и задачи учебного курса………………...……………………………………..………6
Срок реализации учебного курса………………...…………………………….……………7
Формы и методы реализации занятий…………………………………………….………...8
Принципы и подходы к формированию программы……………………………….……...9
Планируемые результаты ……………………………………………………………………………...11
Календарно-тематический план………………………………………………………………………..12
Перспективный план работы с одарёнными и талантливыми детьми………………......13Календарно-тематический план работы…………………………………………………...14
Содержание программы………………………………………………………………………………..19
Методическое и материальное обеспечение………………………………………………………….25
Система контроля и оценивания результатов……………………………………………………….. 26
Список литературы……………………………………………………………………………………..27
8. Приложения …………………………………………………………………………………….………..28
Настоящая дополнительная коррекционно – развивающая образовательная программа «Умница» (далее - Программа) имеет психолого-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16). Составлена с учётом достижений в области отечественной психологии, а также практического опыта профессиональной деятельности педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 141г. Пензы «Маленькая страна» (далее - ДОУ) по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста.
В основу разработки дополнительной общеразвивающей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности.
ФГОС ДО создает основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А.В.Запорожец определил так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей старших групп в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения. С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется план сопровождения одаренных детей.
Таким образом, одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения должна являться работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Уже в 5—6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.
На этом этапе педагог-психолог создает интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка: у него явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. Педагог-психолог рекомендует родителям и педагогам правильно организовать и создать условия для дальнейшего развития одаренности у такого дошкольника. Впоследствии специалист содействует в помощи выбора школы, специализированных классов, где обучение проводится по определенным предметам и специальным программам.
Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается вышеназванными действиями. На протяжении всего периода работы с детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей. Для этого проводятся следующие мероприятия: проверка уровня тревожности каждого воспитанника;
анкетирование родителей и педагогов
подборка психологических методик, предназначенных для
тестирования способностей. Как повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию способностей и творческого потенциала. Для выявления уровня эмоционального состояния достаточно использовать: проективную методику диагностики тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммел) или методику диагностики тревожности Р. Сирса.
В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И. С. Авериной, А. Г. Асмолова, Ю. Д. Бабаевой,В. И. Панова, А. И. Савенкова, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной,В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова, Г. Т. Шпаревой, Н. Б. Шумаковой,В. П. Эфроимсона и др. Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгера, А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве какуниверсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).
Основаниями для разработки программы являются:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Программа МБДОУ детский сад №141 «Маленькая страна» города Пензы.
- Устав МБДОУ детский сад №141 «Маленькая страна» города Пензы.
1.1. Цели и задачи учебного курса
Цель программы: создание условий для построения образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
Создать систему целенаправленного выявления и отбора интеллектуально одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей.
Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
1.2. Срок реализации учебного курса
Данная Программа предназначена для педагогов-психологов для занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках дошкольных образовательных учреждений.
На этапе апробации проводится психолого-педагогическое исследование уровня интеллектуальной одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по интеллектуально одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
Временные границы реализации Программы рассчитаны на 1 учебный год. Учитывая требования СанПиН 2.4.12660-10 к приёму детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям (п. 12.13), дополнительные занятия для детей старшей группы организуются в первую или вторую половину дня.
Их периодичность составляет не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Набор детей для занятий осуществляется по результатам психодиагностики, направленной на выявление детей с интеллектуальной одаренностью.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Формы и методы организации занятий
Реализация программы осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий, а также работы с родителями.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятия |
5-6 лет | 5-7 человек | 30 минут |
Индивидуальная работа включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуальной траектории развития одаренного ребенка и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей - участников программы предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подобраны в соответствии с темами занятий.
Этапы занятий:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе (ритуал приветствия), упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме, сообщение темы занятия, появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала, подведение итогов занятия, ритуал прощания.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры
Занятия длительностью 30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр и заданий, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно порекомендовать дома поиграть с ребенком в те же игры.
Эффективность развивающей работы зависит от выбора методов проведения игровых занятий, обусловленных задачами, которые решает педагог-психолог на данном этапе работы, индивидуальными особенностями детей.
Методы реализации программы:
Анализ и синтез информации из библиографических источников, наблюдение за детьми, анкетирование, беседы, опрос родителей, изучение документации ДОУ, обобщение, психологическая диагностика. Во время занятий используется метод игровой терапии.
Таким образом, занятия длительностью 30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
Количество часов | |
в неделю: | в год: |
1-2 | 70 |
1.4 Принципы и подходы к формированию программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
Системный подход, который реализуется через:
интеграцию различных форм образования одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в ребенке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
Принцип индивидуализации в образовании одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от дошкольного детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности.
Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его деятельности.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации образовательной деятельности не представляется возможным.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у одаренного ребенка личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
2. Планируемые результаты
Реализация представленной Программы предполагает достижение следующих результатов:
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с интеллектуальной одаренностью.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных одаренности интеллектуального типа.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к интеллектуальной деятельности.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
Повышение качественных показателей образовательного процесса воспитанников.
Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
Положительная динамика проявления интереса детей к различным видам интеллектуальной деятельности.
Рост профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Уровень социальной успешности воспитанников.
Реализация представленной Программы предполагает освоение следующих компетентностей в плане интеллектуального (познавательного) развития к 6-7 годам:
выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть – целое»;
способен объединять предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт и др.);
владеет обобщёнными способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки из разных материалов и др.;
способен находить варианты решения задач открытого типа (в конструировании, играх, рифмотворчестве и др.);
использует символические средства для познания окружающего (моделирование, чтение карт, планов, схем и др.), может использовать их и как средство запоминания;
способен планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;
в рассуждениях может учитывать позицию другого ребёнка, взрослого (децентрация);
проявляет разнообразные познавательные интересы (хочет узнать, как устроен мир живой и неживой природы, движущиеся объекты и др.); может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;
имеет элементарные знания об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города; различает общее и специфическое в культурных традициях и обычаях разных городов;
проявляет разумность поведения дома, в детском саду, на улице.
3. Календарно-тематический план
Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.Задачи:
Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
Социализация ребенка в группе сверстников.
Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с одарёнными детьми.
Информационный этап: проведение консультаций для педагогов ДОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями одарённых детей. Организация индивидуального консультирования для педагогов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом. Создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:
Подгрупповые занятия 1 раз в неделю;
Индивидуальные занятия 1 раз в 1-2 недели;
Развивающие занятия с элементами тренинга.
Перспективный план работы с одарёнными и талантливыми детьми
№ | СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМА ПРОВДЕНИЯ | СРОК |
1. | Составление плана работы с одаренными детьми. | Методическая работа | август |
2. | Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг. | Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных. | сентябрь-октябрь |
3. | Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы. | | в течение года |
4. | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности. | Подгрупповые и индивидуальные тренинги, семинары. | в течение года |
5. | Промежуточная психодиагностика | Анкетирование, тестирование. | январь |
6. | Групповые занятия. | | в течение года |
7. | Работа по индивидуальным планам. | | в течение года |
8. | Работа с родителями. | | в течение года |
9. | Сбор и систематизация материалов. | Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными детьми. | в течение года |
10. | Подведение итогов работы с одаренными детьми. Мониторинг. | Анкетирование, тестирование. | май |
3.2. Календарно - тематический план работы
№ п.п. | Тема занятия | Кол-во | Содержание занятия |
РАЗДЕЛ I. СЕНТЯБРЬ | |||
1.1. | Психодиагностическое занятие 1 | 1 | Знакомство с детьми, установление контакта. Проведение психодиагностики детей дошкольного возраста. |
1.2. | Психодиагностическое занятие 1 | 1 | Проведение психодиагностики детей дошкольного возраста. |
1.3. | «Будем знакомы» | 1 | Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
1.4. | «Угадай-ка» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
РАЗДЕЛ II. ОКТЯБРЬ | |||
2.1. | «Умники и умницы» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
2.2. | «Моя семья» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
2.3. | «Мы – друзья природы» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
2.4. | «Транспорт» | 1 | Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
2.5 | «Угадай-ка» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
РАЗДЕЛ III. НОЯБРЬ | |||
3.1. | «Наша Родина - Россия» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
3.2. | «Дикие животные и их детеныши» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
3.3. | «Посуда» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
3.4. | «Мебель» | 1 | Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
РАЗДЕЛ IV. ДЕКАБРЬ | |||
4.1. | «Зима» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
4.2. | «Город» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
4.3. | « Дикие животные зимой» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
4.4. | «Новый год» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
РАЗДЕЛ V. ЯНВАРЬ | |||
5.1. | «Самый внимательный» | 1 | Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
5.2. | «Обувь, головные уборы» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
5.3. | Психодиагностическое занятие 2 | 1 | Проведение уточняющей психодиагностики детей дошкольного возраста. |
5.4. | Психодиагностическое занятие 2 | 1 | Проведение уточняющей психодиагностики детей дошкольного возраста. |
РАЗДЕЛ VI. ФЕВРАЛЬ | |||
6.1. | «Человек» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
6.2. | «Одежда» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
6.3. | «День защитника отечества» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
6.4. | «Эмоции и чувства» | 1 | Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
РАЗДЕЛ VII. МАРТ | |||
7.1. | «Весна» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
7.2. | «Женский день» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
7.3. | «Профессии» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
7.4. | «Животные весной» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
РАЗДЕЛ VIII. АПРЕЛЬ | |||
8.1. | «Птицы и их детеныши» | 1 | Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
8.2. | «Космос» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на мыслительную операцию синтеза; Задание на моделирование; Задание на классификацию предметов; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
8.3. | «Растения» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на обобщение; Решение процессуальной логической задачи; Занимательные вопросы; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
8.4. | «Правила поведения» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на исключение; Решение процедурной логической задачи; Задачи - шутки; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
8.5. | «Самый умный» | 1 | Ритуал приветствия; Задание на произвольное внимание; Решение задачи логико-конструктивного характера; Задание на развитие памяти; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
РАЗДЕЛ IX. МАЙ | |||
9.1. | «Конкурс смекалистых» | 1 | Ритуал приветствия; Торопись – не ошибись; Загадки; Составь фигуры; Реши задачу; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
9.2. | «Веселые картинки» | 1 | Ритуал приветствия. Задание на формирование действия замещения; Задание на мыслительную операцию анализа; Задание на алгоритмизацию; Беседа, подведение итогов занятия; Ритуал прощания. |
9.3. | Психодиагностическое занятие 3 | 1 | Проведение завершающей психодиагностики детей дошкольного возраста. |
9.4. | Психодиагностическое занятие 3 | 1 | Проведение завершающей психодиагностики детей дошкольного возраста. |
4. Содержание программы
В каждое занятие включены серии тренировочных упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, игры для развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти и мышления), игры для развития коммуникативной сферы и речевого развития. Ритуалы приветствия и прощания способствуют сплочению детей, снятию эмоционального напряжения и созданию благоприятного эмоционального фона в группе. Представленная занимательная форма занятий, игровые приёмы, смена видов деятельности, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего времени занятий.
№ | Тема | Задачи | Перечень игр |
1 | Формирование действия замещения | Развивать умение пользоваться заместителями, варьировать ими при выполнении одного и того же задания. | Зверюшки на дорожках; |
2 | Анализ | Учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными, использовать схему последовательности действий. | Подбери картинку; Причаль пароход; Хитрые картинки; Веселые человечки; Чего не хватает; Мяч в корзину. |
3 | Моделирование | Развивать умение придумывать различные ситуации, используя наглядную модель, использовать их при решении элементарных логических задач. | Разные сказки; Чудесные превращения; Угадай, что спрятано; Четвертая картинка. |
4 | Классификация предметов | Развивать умение классифицировать предметы по разным признакам, свойствам. | Домино; |
5 | Введение в алгоритмизацию | Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формировать навыки устных вычислений. | Вычислительная машина І; |
6 | Решение процедурных логических задач | Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формирование навыков устного счета | Задача 1; |
Варианты игр и заданий
Примерные варианты задач на развитие логического мышления
Задача 1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома | Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой |
|
|
дом с окнами, но без трубы |
|
|
дом с трубой, но без окон |
|
|
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
| Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой | + |
|
дом с окнами, но без трубы |
|
|
дом с трубой, но без окон |
|
|
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
| Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой | + |
|
дом с окнами, но без трубы |
| + |
дом с трубой, но без окон | - | - |
Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача 2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?
Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия | Цвет волос | ||
| черный | белый | рыжий |
Чернов | - |
|
|
Белов |
| - |
|
Рыжов |
|
| - |
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
Фамилия | Цвет волос | ||
| черный | белый | рыжий |
Чернов | - |
|
|
Белов | - | - |
|
Рыжов |
|
| - |
Решение.
У Рыжова черные волосы.
Фамилия | Цвет волос | ||
| черный | белый | рыжий |
Чернов | - | + | - |
Белов | - | - | + |
Рыжов | + |
|
|
Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?
Типы заданий логико-конструктивного характера.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Занимательные вопросы.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Конкурс смекалистых «Торопись - не ошибись».
Психолог сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки».
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры».
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.
|
|
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.
Конкурс 3. «Реши задачу».
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.
Процедурные логические задачи.
Задача 1.
Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;
если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2.
У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3.
Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5;
если дали росток две горошины, то не дали 4;
если дали росток три горошины, то не дали 3;
если дали росток четыре горошины, то не дали 2;
если дали росток пять горошин, то не дала 1;
иначе все горошины взошли.
Задача 4.
Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;
если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;
если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.
5. Методическое и материальное обеспечение
Перечень дидактических пособий и оборудования:
- Учебно-методические пособия;
- Настольно-печатные игры;
- Предметные игрушки;
- Конструкторы и строительный материал;
- Сюжетные картинки;
- Краски, карандаши, фломастеры, пластилин, писчая и цветная бумага;
- Технические средства обучения, компьютерное оборудование, аудио – видеотека.
6.Система контроля и оценивания результатов
Диагностика детей дошкольного возраста проводится 3 раза в год: вводная (сентябрь), промежуточная (январь), итоговая (май).
Обследование проходит по следующим параметрам:
- Восприятие, память, внимание, мышление;
- Игровая деятельность;
- Эмоционально-волевая сфера;
- Коммуникативная сфера.
Психодиагностические исследования позволяют выявить уровень развития ребенка, степень сформированности знаний, умений и навыков и построить «индивидуальный маршрут» развития одаренных детей. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуальной траектории развития одаренного ребенка и в консультировании родителей и педагогов.
По результатам психодиагностики, наблюдения за детьми, анализа анкет, бесед с родителями и педагогами, на каждого ребенка заполняется «Карта психолого-педагогического обследования одаренного ребенка» (приложение 1) в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
9. Журнал «Управление дошкольным образованием « Приложение «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87
10. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
11. «Азбука общения» Л. М. Шипицина, О. А. Защиринская, А. П. Воронцова, Т. А. Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6), - Детство – ПРЕСС, С-Пб, 1998.
Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.
Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2004.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 2006.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 – М.: Просвещение, 2007.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 2008.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет «Цветик-семицветик», - Спб.: Речь, 2016.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», - Спб.: Речь, 2016.
Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М:, просвещение, 1991.
Саранская О. Н. «Психологичесий тренинг для дошкольников «Давайте дружить», С-Пб., 2008.
Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику», С-Пб., детство – ПРЕСС, 2000г.
Приложение 1
Карта одаренного ребенка
ФИО ребенка | |
Возраст ребенка | |
Медицинское заключение (последний медосмотр) | |
Сведения о родителях. | |
Состав семьи. | |
Статус семьи. | |
Результаты психологической диагностики | |
Область одаренности | |
Признаки одаренности | |
Диагностика одаренности | |
Выводы и рекомендации | |
Развивающая программа | |
Дата________ Педагог – психолог Немкова И.Р.______________
Приложение 2
Методики, используемые педагогом-психологом ДОУ для выявления одаренности детей.
Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А.А..
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития.
ФИ детей Критерии оценки | | | | | | | | |
1.Высокая познавательная активность, мобильность. | | | | | | | | |
2.Быстрота и точность выполнения умственных операций. | | | | | | | | |
3.Устойчивость внимания. | | | | | | | | |
4.Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. | | | | | | | | |
5.Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. | | | | | | | | |
6.Богатство активного словаря. | | | | | | | | |
7.Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения | | | | | | | | |
8.Выраженная установка на творческое выполнение заданий | | | | | | | | |
9.Развитость творческого мышления и воображения. | | | | | | | | |
10.Владение основными компонентами умения учиться. | | | | | | | | |
11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. | | | | | | | | |
12.Возможность предвосхищения результата деятельности. | | | | | | | | |
Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, а в научном – необоснованном.
Выявление интеллектуально и креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).
Критерии одаренности | Методика диагностирования |
1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. | Игра «Теремок» Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий, выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку. Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь. Игра «Дразнилка» На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, дать шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь. |
2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. | Сказочная задача «Как перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед ) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. Игра: «Предложи выход из ситуации». Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними. |
3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. | Игра «Как использовать предмет?» Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Ход игры: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? |
4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру. | Игра «Внутри – снаружи». Решение задач развивающих логическое и пространственное мышление. Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет. Необходимо определить его местонахождение, правильно ответив на вопросы. |
5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. | Игра« Круглые предметы». Предлагается найти предметы определенной формы в окружающих предметах. Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в однородной группе). Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные на карточке и сказать, что из них лишнее. |
6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. | Упражнение «Отдели цифры, буквы». (умение концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи). Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами. |
7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. | Игра «Посмотри и запомни» ( запоминать пары «Предмет – символ»). Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа. Дается время (20 – 30 сек.) на запоминание. Затем картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке потерявшуюся половинку т.е. найти изображение предмета и соответствующий символ. |
Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка
| Баллы |
Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения | 5 |
Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко | 4 |
Оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга | 3 |
Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому | 2 |
Четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности | 1 |
Сведений для оценки данного качества нет (не имею). | 0 |
Сводная таблица по результатам исследований
ФИ ребенка Критерии оценки | | | | | | | | |
1. Оригинальность мышления | | | | | | | | |
2. Гибкость мышления | | | | | | | | |
3. Продуктивность, | | | | | | | | |
4. Способность к анализу и синтезу. | | | | | | | | |
5. Классификация и категоризация - психические процессы, | | | | | | | | |
6. Высокая концентрация внимания | | | | | | | | |
7. Память | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | |
При оценке результатов мы понимаем, что комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методик и учесть целый ряд дополнительных моментов:
особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в развитии одаренного ребенка;
особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.д.
Мы считаем, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов по разным направлениям деятельности высокой квалификации.
Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей(используются картинки и словесные ситуации).
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Приложение 3
ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» (для воспитателя)
Анкету заполнил:________________________________________________________
Группа:
№ | Вопросы | Ответы | |
1 | Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? | | |
2 | В чем проявляется одаренность ребенка? | Ф.И. ребенка | Проявления одаренности |
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
3 | Какое поведение у этих детей | Ф.И.ребенка | В нескольких словах о поведении каждого ребенка |
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
4 | Взаимоотношения детей со сверстниками | Ф.и. ребенка | Как сложились отношения с остальными детьми |
| | ||
| | ||
| | ||
5 | Есть ли трудности в работе с этими детьми? | | |
6 | Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным? | | |
Приложение 4
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет.
Любознательность (познавательная потребность).
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, – важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых
событий.
Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Анкета – опросник для родителей по завершении занятий
1. | Имя ребенка: |
2. | Возраст ребенка: |
3. | Изменились ли Ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития ребенка за время посещения Вашим ребенком группы? Если да, то опишите как: |
4. | Изменились ли Ваши отношения с ребенком? Если да, то как: |
5. | Какие результаты занятий с психологом Вам кажутся наиболее значимыми: |
6. | Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка: |
7. | Что для Вас в работе с психологом было наиболее ценным и интересным: |
8. | Ваши пожелания психологу по работе группы: |
Спасибо за сотрудничество!
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
этапы | задачи | методы | сроки | участники | результат |
Мониторинг развития | Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозора | Диагностика. Наблюдение. Анкетирование. Собеседование. | Сентябрь - октябрь | Педагог - психолог | Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка |
Развитие мышления ребенка, социальная помощь, развитие коммуника-тивных спо- собностей. | Формирование у ребенка адекватного самовосприятия. Развитие форм конструктивного общения со сверстниками. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире. Расширение кругозора ребенка. | Развивающие упражнения и игры. Практикум коммуникативно-го общения. Мозговой штурм. Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации | Октябрь-апрель | Педагог - психолог | Повышение общих интеллектуальных умений. Активизация творческого мышления. Овладение коммуникативны-ми навыками общения со сверстниками. Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов. |
Мониторинг одаренности | Отслеживание динамики развития одаренности ребенка | Метод оценки общей одаренности. Проведение психологической диагностики. | Январь, май | Педагог - психолог | Составление психолого-педагогического портрета ребенка. Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка. |
26
Кияйкина Наталья Федоровна
Немкова Инга Руслановна