Дополнительная общеразвивающая программа «Спицы+крючок»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Темкинский Дом творчества
П Р О Г Р А М М А
« СПИЦЫ + КРЮЧОК »
Направление:
художественное
Возраст обучающихся: 10 - 17 лет
Сроки реализации : 2 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Хохолева Светлана Анатольевна
с. Темкино
Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный простор для фантазии, для творчества.
Занимаясь вязанием, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни
Художественное вязание является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего детства не обходится в своём гардеробе без вязаных вещей.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественное вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально востребованными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Цель и задачи программы
Основной целью образовательной программы является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных личностных, социокультурных, духовных, образовательных потребностей и запросов детей. Создание возможностей для творческого развития и приобщения к культурным ценностям каждого занимающегося в коллективе.
Обучить приемами вязания крючком и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
научить четко выполнять основные приемы вязания;
формировать технические навыки и приемы в выполнении вязаных изделий
обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;
приобщить экономному отношению к используемым материалам;
научить применять полученные знания на практике.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
эстетическое отношение к действительности;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
формировать культуру взаимоотношений.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать творческие способности;
развивать фантазию, эстетический и художественный вкус;
формировать потребности нравственного совершенствования своей личности.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
учебные (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы Программа составлена на основе личного опыта. Программа состоит из двух уровней. Первый уровень- для начинающих. Предназначен для обучения основам вязания на спицах и крючком, умению читать схемы вязания, основным принципам выполнения вязаных изделий. Второй уровень- совершенствование мастерства. Предполагает знакомство с различными инструментами и техниками вязания: вилка, тенерифе, лум, тунисский крючок , различными видами кружева ( брюгге, румынское, ирландское) и т.п.
вязания спицами, крючком , с использованием других инструментов..
Условные обозначения вязальных петель.
Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять различные элементы вязания на спицах, крючком , с использованием других инструментов.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий
личностные (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в творческом объединении).
- сформированность интеллектуальной культуры,- развитие волевых качеств личности,
-развитие самостоятельности, ответственности, мотивации к обучению
метапредметные (выражающим способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
--овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог;
– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Программа способствует формированию ключевых компетенций. Таких как: компетентность в сфере взаимодействия школьника с самим собой и с другими людьми (личностная компетенция);
компетентность в сфере взаимодействия с обществом (социальная компетенция);
компетентность в сфере взаимодействия с природой (познавательная компетенция);
компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью (предметно – деятельностная компетенция).
компетентность в сфере работы с различными источниками информации(информационная компетентность)
Контроль за освоением программы предусматривает промежуточный и итоговый контроль.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
тема |
Всего часов |
В том числе теории |
В том числе практики |
1 Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
2 Основные приемы вязания спицами |
26 |
2 |
24 |
3 Практикум |
44 |
44 |
|
4 Основные приемы вязания крючком |
24 |
2 |
22 |
5 Практикум |
44 |
44 |
|
6 Промежуточная аттестация |
2 |
1 |
1 |
7 Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Всего часов |
144 |
8 |
136 |
2 год обучения
тема |
Всего часов |
В том числе теории |
В том числе практики |
1 Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2Вязание с применением инструментов : ( лум, тенерифе, вилка) |
10 |
1 |
9 |
3 Различные техники вязания( фриформ , тунисское вязание, пэчворк, брумстик, энтрелак, жаккард, интарсия)) |
20 |
4 |
16 |
4 Волшебный мир кружева (брюггерское, румынское, ирландское) |
14 |
2 |
12 |
5 Практикум. Выполнение изделий по выбору . |
22 |
4 |
18 |
6 Итоговая аттестация |
2 |
1 |
1 |
7 Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Всего часов |
72 |
14 |
58 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения:
- словесные ( объяснение, беседа, сравнение, обобщение )
- наглядные ( объяснительно- иллюстрированный )
- практические ( отработка навыков, самостоятельная работа ).
Дидактический материал:
Эскизы изделий, образцы изделий, образцы вязок, инструкционные карты, методические рекомендации, тренировочные упражнения.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Л.С. Пучкова Кружок вязания на спицах, М. «Просвещение» 1984 г
Т.И. Еременко Кружок вязания крючком М. «Просвещение» 1984 г
М.В. Максимова Энциклопедия вязания М. Легпромбытиздат 1993
Техника рукоделия Минск «Полымя» 1994
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С.С. Павлович «Узоры вязания на спицах и крючком» Минск «Полямя» 1993
Вязание крючком Обнинск ЭТЦ «Реал. И» 1992
Э. А Фомичева «Начинаем вязать крючком и спицами» М.
«Журнал Мод. Вязание»
Ж. «Модный»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1 группа
-
Вводное занятие ( 1 занятие)
Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Правила ТБ при работе с вязальными спицами и крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Демонстрация готовых изделий. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, материалами для работы. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.
-
Основные приемы вязания спицами ( 11 занятий)
Набор петель начального ряда. Лицевая петля. Кромочная петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание изнаночной петли. Понятие плотности вязания. Расчет необходимого для изделия числа петель по образцу вязания. Вязание образцов разной плотности. Закрепление петель последнего ряда. Изменение формы вязаного изделия с помощью убавления и прибавления петель. Демонстрация приемов прибавления петель. Узоры из лицевых и изнаночных петель
-
Практикум (5 занятий)
Выполнение изделий по выбору обучающихся. Индивидуальные консультации.
-
Основные приемы вязания крючком (12 занятий)
Инструменты и материалы для вязания крючком. Воздушные петли, различные виды столбиков. Вязание прямоугольного и круглого полотна, прибавление и убавление петель. Основные виды вязок крючком.
-
Практикум (5 занятий)
Выполнение изделий по выбору обучающихся. Индивидуальные консультации.
-
Итоговая аттестация ( 1 занятие)
Итоговый контроль за освоением программы обучающимися. Теоретические и практические задания
7. Итоговое занятие)
Подведение итогов учебного года. Задания на каникулярное время.
-
-
группа
-
-
Вводное занятие ( 1 занятие)
Знакомство с программой обучения. Демонстрация различных изделий, инструментов для вязание, просмотр журналов с креативными идеями вязания.
-
Вязание с применением инструментов : ( лум, тенерифе, вилка) ( 5 занятий)
Приемы вязания с применением инструментов: обучение различным приемам и отработка навыков.
-
Различные техники вязания( фриформ крючком и спицами, тунисское вязание, пэчворк, брумстик, энтрелак) ( 6 занятий)
Демонстрация изделий в различных техниках, область их применения, материалы и инструменты. Основные приемы и особенности вязания.
-
Волшебный мир кружева (брюггерское, румынское, ирландское) (6 занятий)
История и народные традиции изготовления кружева. Применение изделий и кружевных элементов. Основные приемы выполнения брюггерского, румынского, ирландского кружева.
-
Практикум. Выполнение изделий по выбору . (16 занятий)
Индивидуальная работа по выполнению выбранных изделий. Выставка работ обучающихся.
-
Итоговая аттестация ( 1 занятие)
Итоговый контроль за освоением программы обучающимися. Теоретические и практические задания
-
Итоговое занятие ( 1 занятие)
Подведение итогов учебного года. Задания на каникулярное время.