Дополнительная программа по художественному слову "Книжная полка"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «МЛАДОСТЬ» Г.О. САМАРА
«Книжная полка»
(Художественное слово)
Возраст детей: 14 – 18 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчик: Худящев Валерий Валитович
Худящева Олеся Николаевна
педагог дополнительного образования
Самара, 2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Книжная полка» по художественному слову имеет художественную направленность.
Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г.
№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41).
Актуальность программы обуславливается тем, что сегодня подростки и молодые люди перестают общаться вербально, и не потому, что не хотят, а просто потому, что все общение заменили виртуальные "друзья" – компьютер, смартфон, различные гаджеты. Ведь голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств, и поэтому важно научить детей правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувства и доносить их до слушателей. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания, научить отличать органичное, естественное звучание от нарочитого и деланного. При этом мы не отказываемся от телефона как такового, а используем в своей работе: для фиксации результатов, для наглядного примера «было-стало» используется запись видеороликов с декламацией произведений и последующим размещением в социальных сетях. Таким образом идёт моментальный отклик от зрителей, родители видят творческий рост своего ребёнка, а ребята учатся на примере своих друзей.
Программа направлена на развитие и поддержку обучающихся, проявляющих интерес к художественному слову. Она способствует созданию необходимых условий для личностного развития ребенка, позитивной социализации, удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, формированию и развитию творческих способностей, обеспечению духовно-нравственного воспитания.
Особенностью данной программы является развитие способности воспринимать мир как единое целое через погружение в историю — воссоздание образа жизни и особенностей разных эпох, наглядное представление предметов и явлений с помощью достоверных деталей и слов.
Благодаря использованию многочисленных методик работы с речью и теоретической базы, программа демонстрирует высокие результаты на конкурсах разного масштаба. Всё это положительно сказывается на участниках программы.
Адресат программыПрограмма ориентирована на учащихся от 14 - 18 лет, желающих заниматься по
данному направлению.
Объём и срок реализации программыПрограмма рассчитана на 3 года обучения. 36 учебных недель. Составлена в объёме 396 часов: 108 часов -1-й год обучения,
144 часа - 2-й год обучения, 144 часа – 3-й год обучения.
Уровень освоения программы – продвинутый.
Цель программы:Создание условий для воспитания гармоничной, разносторонне развитой личности с высоким культурным потенциалом, обладающей широкой эрудицией в области классической и современной литературы, способной к саморазвитию в области культуры и искусства, владеющей устойчивыми навыками сценического исполнения литературных произведений.
Обучающие
Знакомство с художественной литературой (русская, зарубежная классика, современное творчество поэтов и прозаиков); с лучшими образцами мировой музыкальной культуры через мелодекламацию.
Умение качественно оценивать литературное произведение. Выработка навыков художественного чтения.
Выработка интонационной выразительности речи.
Овладение навыками ораторского искусства (умение грамотно строить речь, воздействовать на слушателя, анализировать свои мысли, управлять эмоциями).
Формирование умения работать в жанре мелодекламации;
Развивающие:
Расширения лексического запаса.
Улучшение дикции и других показателей речевого развития.
Развитее логического мышления и умение устанавливать предметно-следственные связи.
Развитие ассоциативного мышления, творческих и музыкальных способностей учащихся, эмоциональной сферы
Воспитательные
Снятие психофизических «зажимов», предупреждение формального «штампового» подхода в творчестве, воспитание позитивной жизненной позиции.
Воспитание интереса к литературному чтению. Воспитание навыка вести дискуссию, работать в команде.
Формирование мотивированного желания к самопознанию и самосовершенствованию.
Воспитание сопереживания и сочувствия литературным героям через чувственное проникновение в художественную действительность и веру в предлагаемые обстоятельства.
В группу 1-го года обучения принимаются все желающие, обладающие творческими способностями. Приём осуществляется после собеседования детей с педагогом, а также прохождения индивидуального теста по культуре и мировой литературе. Дополнительный набор детей в группу 2-го года обучения осуществляется на основании результатов входной диагностики путем определения уровня речевой культуры (см. Приложение «Входная диагностика. 2 год обучения).
Наполняемость учебных групп:
1 год обучения - от 4 человек до 12 человек
2 год обучения - от 4 человек 10 человек
3 год обучения – от 4 человек до 10 человек
Режим занятий:
Занятия проходят в группах:
1-й год обучения – 2 раз в неделю по 1 и 2 часа (108 ч в год);
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144ч в год).
3-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144ч в год).
На занятиях сочетаются групповые и дифференцированные формы работы: фронтальная работа с коллективом и индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются творческие и воспитательные задачи:
-Практические занятия: тренинги, этюды, прослушивание и т.д.,
-Беседы, просмотр видео материалов
-Работа над литературным материалом;
-Репетиции и показ.
Наличие учебного кабинета;
Пианино;
Проектора, компьютера
Педагог, имеющий специальное образование в данной области и обладающий всеми специфическими знаниями курса.
Концертмейстер, сопровождающий занятия по разделу Мелодекламация.
Предметные
Учащиеся:
Смогут владеть разнообразием техники речи: интонацией, темпом, ритмом речи и т.д.
Освоят необходимые актёрские навыки;
Смогут самостоятельно разбирать произведения;
Научатся объективно оценивать чтение товарищей и находить возможные пути художественной реализации.
Овладеют основами импровизации;
Приобретут исполнительское мастерство и сценическую культуру.
Метапредметные
Повысят свою творческую активность,
Преодолеют страх выступлений перед публикой,
Овладеют опытом ведения концертов, выступления на конкурсах, фестивалях и иных мероприятиях (на базе школы, на площадках района и города)
Личностные
Станут более ответственными и самостоятельными, целеустремленными и организованными
Сформируют способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности.
Учебный план 1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2. | Техника речи | 6 | 2 | 4 | Практическая работа. Наблюдение. |
2.1. | Речевой тренинг | 3 | 1 | 2 | |
2.2. | Развитие силы голоса | 1 | | 1 | |
2.3 | Этюды | 2 | 1 | 1 | |
3. | Работа над произведением | 19 | 3 | 16 | Творческая и практическая работа. Наблюдение. |
3.1. | Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 5 | 1 | 4 | |
3.2. | Воплощение произведения в звучащем слове | 14 | 2 | 12 | |
4. | Мелодекламация | 58 | 6 | 52 | Прослушивание Наблюдение |
4.1 | Анализ речевого текста и музыки | 14 | 2 | 12 | |
4.2 | Работа над репертуаром. | 44 | 4 | 40 | |
5. | Конферанс | 18 | 3 | 15 | Творческая и практическая работа. Наблюдение. |
5.1 | Навыки сценического общения | 9 | 1 | 8 | |
5.2 | Импровизация | 9 | 1 | 8 | |
| Контрольные и итоговые занятия | 5 | | 5 | Практическая работа. Промежуточная и итоговая диагностика |
| Итого: | 108 |
2-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2. | Техника речи | 11 | 2 | 9 | Практическая работа. Наблюдение. |
2.1. | Речевой тренинг | 5 | 1 | 4 | |
2.2. | Развитие силы голоса | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Этюды | 4 | 1 | 3 | |
3. | Работа над произведением | 50 | 6 | 44 | Творческая и практическая работа. Наблюдение. |
3.1. | Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 11 | 2 | 9 | |
3.2. | Воплощение произведения в | 39 | 4 | 35 |
| звучащем слове | | | | |
4. | Мелодекламация | 36 | 4 | 32 | Прослушивание Наблюдение |
4.1 | Анализ речевого текста и музыки | 9 | 2 | 7 | |
4.2 | Работа над репертуаром. | 27 | 2 | 25 | |
5. | Конферанс | 41 | 7 | 34 | Творческая и практическая работа. Наблюдение. |
5.1 | Навыки сценического общения | 17 | 3 | 14 | |
5.2 | Импровизация | 24 | 4 | 20 | |
| Контрольные и итоговые занятия | 4 | | | Практическая работа. Промежуточная и итоговая диагностика |
| Итого: | 144 |
3-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2. | Техника речи | 11 | 2 | 9 | Практическая работа. Наблюдение. |
2.1. | Речевой тренинг | 5 | 1 | 4 | |
2.2. | Развитие силы голоса | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Этюды | 4 | 1 | 3 | |
3. | Работа над произведением | 50 | 6 | 44 | Творческая и практическая работа. Наблюдение. |
3.1. | Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 11 | 2 | 9 | |
3.2. | Воплощение произведения в звучащем слове | 39 | 4 | 35 | |
4. | Мелодекламация | 36 | 4 | 32 | Прослушивание Наблюдение |
4.1 | Анализ речевого текста и музыки | 9 | 2 | 7 | |
4.2 | Работа над репертуаром. | 27 | 2 | 25 | |
5. | Конферанс | 41 | 7 | 34 | Творческая и практическая работа. Наблюдение. |
5.1 | Навыки сценического общения | 17 | 3 | 14 | |
5.2 | Импровизация | 24 | 4 | 20 | |
| Контрольные и итоговые занятия | 4 | | | Практическая работа. Промежуточная и итоговая диагностика |
| Итого: | 144 |
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 10.09 | 03.06 | 36 | 108 | 1 раз в неделю по 1 часу и 1 раз в неделю по 2 часа |
2 | 01.09 | 26.05 | 36 | 144 | 1 раз в неделю по 2 часа и 2 раза в неделю по 1 часу |
3 | 01.09 | 26.05 | 36 | 144 | 1 раз в неделю по 2 часа и 2 раза в неделю по 1 часу |
Рабочая программа
Особенности 1-го года обучения: Формирование коллектива. Воспитание культуры общения.
Задачи:Обучающие
Знакомство с художественной литературой (русская, зарубежная классика, современное творчество поэтов и прозаиков), с лучшими образцами мировой музыкальной культуры
Умение качественно оценивать литературное произведение. Выработка навыков художественного чтения.
Выработка интонационной выразительности речи.
Овладение навыками ораторского искусства (умение грамотно строить речь, воздействовать на слушателя, анализировать свои мысли, управлять эмоциями).
Расширение кругозора.
Формирование умения работать в жанре мелодекламации: слушать музыку, соблюдать паузы в литературном тексте;
Углубление знаний обучающихся о «музыкальном ритме» и «стихотворной рифме»;
Развивающие:
Расширения лексического запаса.
Улучшение дикции и других показателей речевого развития. Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания и воображения.
Развитее логического мышления и умение устанавливать предметно-следственные связи.
Развитие ассоциативного мышления, творческих и музыкальных способностей учащихся, эмоциональной сферы
Воспитательные
Снятие психофизических «зажимов», предупреждение формального «штампового» подхода в творчестве, воспитание позитивной жизненной позиции ребёнка.
Воспитание интереса к художественному, литературному чтению. Воспитание навыка вести дискуссию, работать в команде.
Формирование мотивированного желания к самопознанию и самосовершенствованию.
Воспитание сопереживания и сочувствия литературным героям через чувственное проникновение в художественную действительность и веру в предлагаемые обстоятельства.
Планируемые результатыВ конце I года обучения учащиеся должны:
В области речевого тренинга:-Владеть комплексом речевых гимнастик для поддержания речевого аппарата в форме;
-Знать нормы литературного произношения;
-Выполнять речевые этюды на различные темы.
В работе над произведением:- Знать основные литературные понятия;
-Владеть разнообразием техники речи: интонацией, темпом, ритмом речи и т.д.
-Исполнять небольшие рассказы, стихи, отрывки из произведений;
-Уметь объективно оценивать чтение товарищей и находить возможные пути художественной реализации;
В области мелодекламации:-Декламировать стихотворный текст под музыку, соблюдая паузы и логические ударения;
-Подготовить концертный репертуар в жанре мелодекламации.
В конферансе:-Знать структуру массового мероприятия;
-Владеть основами импровизации;
-Освоить необходимые актерские навыки.
Содержание Вводное занятие.Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика: Знакомство с группой. Ознакомление с основными разделами Программы и формами работы. Беседа об особенностях художественного чтения, как вида искусства, образе рассказчика, роли чтеца, как посредника между автором и слушателем.
Раздел 1. Техника речи.Теория: Понятия «Диапазон голоса, регистр, резонатор, дыхательная гимнастика, опорный звук»,
Практика: Комплексы с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга. Практические упражнения на развитие сценического внимания и дыхания, скороговорки и поговорки. Выполнение сценических одиночных, парных и групповых этюдов на темы исполняемых произведений.
Раздел 2. Работа над произведением.Теория: Понятия: «Техника речи - интонация, темп, ритм, орфоэпия., размер, ритм, рифма, межстиховая пауза, стих, строфа»
Практика: Исполнение поэтических произведений, коротких рассказов или отрывков. Логический анализ литературного текста. Выявление и осмысление подтекста произведений. «Наложение» личного опыта на текст автора. Видеофиксация изученных произведений.
Раздел 3. Мелодекламация.Теория: Понятия: «Мелодекламация, паузы, цезуры, акценты».
Практика: Слушание образцов чтения мелодекламации. Сравнительный анализ стихотворного текста и музыки. Работа над выразительным чтением произведения, органичным исполнением текста под музыку: соблюдение смысловых пауз, цезур, акцентов. Видеофиксация изученных произведений.
Раздел 4. Конферанс.Теория: Понятие «Импровизация, массовое мероприятие, концертный номер».
Практика: Подготовка ведущих к выступлению, составление сценарного плана.
Раздел 5. Контрольные и итоговые занятияОтветы на вопросы по теоретической части. Выполнение практических заданий по темам Программы. Подведение итогов работы. Поощрение активных участников.
Календарно-тематическое планирование На 20 -20 учебный год По программе «Книжная полка» (художественное слово) 1-й год обучения, группа № | |
№ занятия | Дата занятия планируемая | Дата занятия фактическая | Название раздела и темы | Количес тво часов |
1 | | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 |
2 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 1 |
3 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 2 |
4 | | | Техника речи. Развитие силы голоса | 1 |
5 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
6 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 1 |
7 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
8 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
9 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 2 |
10 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 1 |
11 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
12 | | | Техника речи. Этюды | 1 |
13 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
14 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
15 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 2 |
16 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
17 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
18 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
19 | | | Техника речи. Этюды | 1 |
20 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
21 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
22 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 2 |
23 | | | Работа над произведением. Воплощение | 1 |
| | | произведения в звучащем слове | |
24 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
25 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
26 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
27 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
28 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 2 |
29 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
30 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
31 | | | Контрольные и итоговые занятия | 1 |
32 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
33 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 2 |
34 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
35 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
36 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
37 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
38 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
39 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
40 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
41 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 2 |
42 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
43 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
44 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
45 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
46 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
47 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
48 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
49 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
50 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
51 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
52 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
53 | | | Контрольные и итоговые занятия | 2 |
54 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
55 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
56 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
57 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
58 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
59 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
60 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
61 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
62 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
63 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
64 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
65 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
66 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
67 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
68 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
69 | | | Контрольные и итоговые занятия | 2 |
70 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
71 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 2 |
| | | ИТОГО | 108 |
Взаимодействие педагога с родителями
№ п/п | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1. | Родительские собрания | Организационные | Сентябрь, декабрь, май |
2. | Открытые занятия и отчётные концерты | -Работа над словом - Подготовка к конкурсной программе -Полугодовой отчётный концерт -Годовой отчётный концерт | Сентябрь Октябрь-май Декабрь Апрель |
2. | Помощь в организации | Посещение праздников, музеев, экскурсий | В течение года |
3. | Заявления и договоры, темпы усвоения программы | Статистические данные | Сентябрь, Октябрь, Декабрь, май |
4. | Индивидуальные и коллективные консультации | Обмен фото и видеоматериалами | В течение года |
Рабочая программа 2-й год обучения
Особенности 2-го года обучения: На 2 году обучения учащиеся должны проявлять всё большую самостоятельность в разборе произведения, активно участвовать в выборе репертуара, объективно оценивать результативность своего труда.
Задачи:Обучающие
Знакомство с художественной литературой (русская, зарубежная классика, современное творчество поэтов и прозаиков), с лучшими образцами мировой музыкальной культуры
Умение качественно оценивать литературное произведение. Выработка навыков художественного чтения.
Выработка интонационной выразительности речи.
Овладение навыками ораторского искусства (умение грамотно строить речь, воздействовать на слушателя, анализировать свои мысли, управлять эмоциями).
Расширение кругозора.
Формирование умения работать в жанре мелодекламации: слушать музыку, соблюдать паузы в литературном тексте;
Углубление знаний обучающихся о «музыкальном ритме» и «стихотворной рифме»;
Развивающие:
Расширения лексического запаса.
Улучшение дикции и других показателей речевого развития. Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания и воображения.
Развитее логического мышления и умение устанавливать предметно-следственные связи.
Развитие ассоциативного мышления, творческих и музыкальных способностей учащихся, эмоциональной сферы
Воспитательные
Снятие психофизических «зажимов», предупреждение формального «штампового» подхода в творчестве, воспитание позитивной жизненной позиции ребёнка.
Воспитание интереса к художественному, литературному чтению. Воспитание навыка вести дискуссию, работать в команде.
Формирование мотивированного желания к самопознанию и самосовершенствованию.
Воспитание сопереживания и сочувствия литературным героям через чувственное проникновение в художественную действительность и веру в предлагаемые обстоятельства.
В конце II года обучения учащиеся должны:
В технике речи:-Знать алгоритм тренингов по развитию речи и основам актерского мастерства;
-Знать нормы литературного произношения.
В работе над произведением:-Знать основы системы К.Станиславского;
-Знать жанровые и стилистические основы литературных произведений;
-Уметь артистично воплощать литературные произведения различных жанров в звучащем слове;
-Участвовать в создании литературных композиций;
В области мелодекламации:-Декламировать стихотворный и прозаический текст под музыку, соблюдая паузы и логические ударения;
-Подготовить концертный репертуар в жанре мелодекламации.
В области конферанса:-Уметь выполнять задания на освоение различных видов конферанса;
-Уметь собирать тематический материал для проведения мероприятий;
-Владеть основами импровизации;
Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика: Ознакомление с литературной программой 2-го года обучения. Выбор произведений.
Раздел 1. Техника речи.Теория: Правила произношения, правила артикуляции.
Практика: Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно-артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом.
Выполнение сценических одиночных, парных и групповых этюдов на темы исполняемых произведений.
Раздел 2. Работа над произведением.Теория: Основные элементы системы Станиславского: Сценическое внимание.
Сценическое
воображение. Сценическое общение. Текст и подтекст. Внутренний монолог. Общение с залом. Понятия: Тема. Идея. Сверхзадача. Событийный ряд. Конфликт.
Практика: Разбор текстовых отрывков из прозаических произведений. Выявление жанровых особенностей, стиля автора, образа рассказчика, многоплановость и подтексты в произведении. Передача в чтении своего отношения изображённой автором действительности. Видеофиксация изученных произведений.
Раздел 3. Мелодекламация.Теория: Музыкальные понятия: «Регистр, темп, динамика, ритмический рисунок, музыкальная форма».
Практика: Слушание и анализ содержания музыкальных произведений. Определение настроения и характера музыкального произведения, изобразительных возможностей музыки. Объяснение (аргументация) своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором. «Начитка» литературного произведения под музыку. Видеофиксация изученных произведений.
Раздел 4.Конферанс.Теория: Виды конферанса: парный, ролевой, театрализованный, массовый.
Практика: Выполнение практических заданий по освоению различных видов конферанса.
Раздел 5. Контрольные и итоговые занятияОтветы на вопросы по теоретической части. Выполнение практических заданий по темам Программы. Концертное выступление. Подведение итогов работы. Поощрение наиболее активных участников.
| | Календарно-тематическое планирование На 20 -20 учебный год По программе «Книжная полка» (художественное слово) 2-й год обучения, группа № | | ||||
№ занятия | Дата занятия планируемая | Дата занятия фактическая | Название раздела и темы | Количес тво часов | | ||
1 | | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | | ||
2 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 1 | | ||
3 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
4 | | | Техника речи. Развитие силы голоса | 2 | | ||
5 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 | | ||
6 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 | | ||
7 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 2 | | ||
8 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 | | ||
9 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
10 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 2 | | ||
11 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 | | ||
12 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 | | ||
13 | | | Техника речи. Этюды | 2 | | ||
14 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 | | ||
15 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
16 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 | |
17 | | | Техника речи. Этюды | 1 |
18 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
19 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
20 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
21 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
22 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 2 |
23 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
24 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
25 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
26 | | | Контрольные и итоговые занятия | 1 |
27 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
28 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
29 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
30 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
31 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
32 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
33 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
34 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
35 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
36 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
37 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
38 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
39 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
40 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
41 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
42 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
43 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
44 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
45 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
46 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
47 | | | Мелодекламация. Работа над | 1 |
| | | репертуаром. | |
48 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
49 | | | Контрольные и итоговые занятия | 1 |
50 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
51 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
52 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
53 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
54 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
55 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
56 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
57 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
58 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
59 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
60 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
61 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
62 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
63 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
64 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
65 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
66 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
67 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
68 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
69 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
70 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
71 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
72 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
73 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
74 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
75 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
76 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
77 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
78 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
79 | | | Техника речи. Этюды | 1 |
80 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
81 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
82 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
83 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
84 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 2 |
85 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
86 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
87 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
88 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
89 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
90 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
91 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
92 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
93 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
94 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
95 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
96 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
97 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
98 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
99 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
100 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
101 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
102 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
103 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
104 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
105 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
106 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
107 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
108 | | | Контрольные и итоговые занятия | 2 |
109 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
| | | ИТОГО | 144 |
Взаимодействие педагога с родителями
№ п/п | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1. | Родительские собрания | Организационные | Сентябрь, декабрь, май |
2. | Открытые занятия и отчётные концерты | -Работа над словом - Подготовка к конкурсной программе -Полугодовой отчётный концерт -Годовой отчётный концерт | Сентябрь Октябрь-май Декабрь Апрель |
2. | Помощь в организации | Посещение праздников, музеев, экскурсий | В течение года |
3. | Заявления и договоры, темпы усвоения программы | Статистические данные | Сент.- октябрь- декабрь, май |
4. | Индивидуальные и коллективные консультации | Обмен фото и видеоматериалами | В течение года |
Рабочая программа 3-й год обучения
Особенности 3-го года обучения:
К 3 году обучения учащиеся должны уметь применять наработанный материал в концертах и мероприятиях различной тематики.
Задачи:Обучающие
Знакомство с художественной литературой (русская, зарубежная классика, современное творчество поэтов и прозаиков), с лучшими образцами мировой музыкальной культуры
Умение качественно оценивать литературное произведение. Выработка навыков художественного чтения.
Выработка интонационной выразительности речи.
Овладение навыками ораторского искусства (умение грамотно строить речь, воздействовать на слушателя, анализировать свои мысли, управлять эмоциями).
Расширение кругозора.
Формирование умения работать в жанре мелодекламации: слушать музыку, соблюдать паузы в литературном тексте;
Углубление знаний обучающихся о «музыкальном ритме» и «стихотворной рифме»
Развивающие:
Расширения лексического запаса.
Улучшение дикции и других показателей речевого развития. Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания и воображения.
Развитее логического мышления и умение устанавливать предметно-следственные связи.
Развитие ассоциативного мышления, творческих и музыкальных способностей учащихся, эмоциональной сферы
Воспитательные
Снятие психофизических «зажимов», предупреждение формального «штампового» подхода в творчестве, воспитание позитивной жизненной позиции ребёнка.
Воспитание интереса к художественному, литературному чтению. Воспитание навыка вести дискуссию, работать в команде.
Формирование мотивированного желания к самопознанию и самосовершенствованию.
Воспитание сопереживания и сочувствия литературным героям через чувственное проникновение в художественную действительность и веру в предлагаемые обстоятельства.
Планируемые результаты В конце III года обучения учащиеся должны:В технике речи:
-Владеть дикционной культурой речи;
-Уметь систематически тренировать речевой аппарат на знакомых дикционных упражнениях, соединённых с артикуляционной гимнастикой и движениями.
В работе над произведением:-Исполнять произведение с учётом жанра и авторской стилистики по предлагаемому репертуару;
-Доносить мысли автора, личностное отношение чтеца к поставленной проблеме;
-Участвовать в создании литературных композиций;
В области мелодекламации:-Декламировать стихотворный и прозаический текст под музыку, соблюдая паузы и логические ударения;
-Подготовить концертный репертуар в жанре мелодекламации.
Конферанс:-Уметь составлять сценарный план;
-Уметь импровизировать на заданную тему;
-Участвовать в ведении массовых мероприятий, в том числе в образе какого- либо персонажа;
-Уметь импровизировать при объявлении номеров.
Вводное занятие.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с литературной программой 3-го года обучения. Выбор произведений.
Раздел 1. Техника речи.Теория: Понятия: Интонация, мимика, жесты, орфоэпия, вербальное и невербальное общение
Практика: Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно-артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом.
Выполнение сценических одиночных, парных и групповых этюдов на темы исполняемых произведений.
Раздел 2. Работа над произведением.Теория: Литературные понятия: «Завязка», «Кульминация», «Развязка», «Стиль» Практика: Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман). Видеофиксация изученных произведений.
Раздел 3. Мелодекламация.Теория: Средства музыкальной выразительности: Жанр, форма, тембр. Музыкальные инструменты. Характер музыки.
Практика: Работа с музыкой. Выбор художественного текста, подбор музыки. Работа над темпом речи, интонацией, ролью рассказчика. «Начитка» произведения под подобранный музыкальный отрывок. Видеофиксация изученных произведений.
Раздел 4.Конферанс.Теория: Особенности ведения массовых мероприятий на открытых площадках и в зале.
Практика: Последовательная подготовка ведущих к выступлению. Написание сценарного плана различных форматов с текстом ведущего.
Раздел 5. Контрольные и итоговые занятияОтветы на вопросы по теоретической части. Выполнение практических заданий по темам. Открытые занятия. Подведение итогов работы. Поощрение наиболее активных участников.
| | Календарно-тематическое планирование На 20 -20 учебный год По программе «Книжная полка» (художественное слово) 3-й год обучения, группа № | | ||||
№ занятия | Дата занятия планируемая | Дата занятия фактическая | Название раздела и темы | Количес тво часов | | ||
1 | | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | | ||
2 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 1 | | ||
3 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
4 | | | Техника речи. Развитие силы голоса | 2 | | ||
5 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 | | ||
6 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 | | ||
7 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 2 | | ||
8 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 | | ||
9 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
10 | | | Техника речи. Речевой тренинг | 2 | | ||
11 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 | | ||
12 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 | | ||
13 | | | Техника речи. Этюды | 2 | | ||
14 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 | | ||
15 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
16 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 | | ||
17 | | | Техника речи. Этюды | 1 | | ||
18 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 | | ||
19 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 | | ||
20 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 | | ||
21 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
22 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 2 | | ||
23 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 | | ||
24 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 | | ||
25 | | | Конферанс. Импровизация | 2 | | ||
26 | | | Контрольные и итоговые занятия | 1 | | ||
27 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 | | ||
28 | | | Работа над произведением. Воплощение | 1 | |
| | | произведения в звучащем слове | |
29 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
30 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
31 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
32 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
33 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
34 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
35 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
36 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
37 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
38 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
39 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
40 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
41 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
42 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
43 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
44 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
45 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
46 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
47 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
48 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
49 | | | Контрольные и итоговые занятия | 1 |
50 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
51 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
52 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
53 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
54 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
55 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
56 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
57 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
58 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
59 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 2 |
60 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
61 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
62 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
63 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
64 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
65 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
66 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
67 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
68 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
69 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
70 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
71 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
72 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
73 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
74 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
75 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
76 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
77 | | | Мелодекламация. Анализ речевого текста и музыки | 1 |
78 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
79 | | | Техника речи. Этюды | 1 |
80 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
81 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
82 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
83 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
84 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 2 |
85 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
86 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
87 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
88 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
89 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
90 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
91 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
92 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
93 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
94 | | | Работа над произведением. Анализ и обсуждение исполнения произведения. | 1 |
95 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
96 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
97 | | | Конферанс. Навыки сценического общения | 1 |
98 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
99 | | | Конферанс. Импровизация | 2 |
100 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
101 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
102 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
103 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
104 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
105 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 2 |
106 | | | Конферанс. Импровизация | 1 |
107 | | | Мелодекламация. Работа над репертуаром. | 1 |
108 | | | Контрольные и итоговые занятия | 2 |
109 | | | Работа над произведением. Воплощение произведения в звучащем слове | 1 |
| | | ИТОГО | 144 |
Взаимодействие педагога с родителями
№ п/п | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1. | Родительские собрания | Организационные | Сентябрь, декабрь, май |
2. | Открытые занятия и отчётные концерты | -Работа над словом - Подготовка к конкурсной программе -Полугодовой отчётный концерт -Годовой отчётный концерт | Сентябрь Октябрь-май Декабрь Апрель |
2. | Помощь в организации | Посещение праздников, музеев, экскурсий | В течение года |
3. | Заявления и договоры, темпы усвоения программы | Статистические данные | Сент.- октябрь- декабрь, май |
4. | Индивидуальные и коллективные консультации | Обмен фото и видеоматериалами | В течение года |
Вся работа с учащимися направлена на достижение творческого результата, поэтому основными формами педагогического контроля на всех этапах обучения являются открытые занятия, концертные выступления, конкурсы.
Отслеживать результативность образовательного процесса помогает педагогический мониторинг, который включает в себя традиционные виды контроля:
Виды контроля | Формы проведения | Сроки |
Входной | Собеседование | Сентябрь |
Текущий | Беседа. Наблюдение педагога. | В течение года |
Промежуточный | Концертные выступления. Открытые занятия. | Декабрь, май |
Итоговый | Отчётный концерт | Май |
О1, О2, О3, О4, О5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области обучения.
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области развития
В1, В2, В3, В4, В5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области воспитания.
По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание градаций, соответствующее количественному выражению:
высокий уровень, 2- средний уровень,
1 – низкий, незначительный уровень.
Показатель | Критерии | ||
3 | 2 | 1 | |
О1 Знакомство с художественной литературой (русская, зарубежная классика, современное творчество поэтов и прозаиков); с лучшими образцами мировой музыкальной культуры через мелодекламацию. | Учащийся ознакомился с лучшими образцами мировой музыкальной культуры и художественной литературы, может различать разных авторов и жанры и исполнять произведения с учетом жанра и авторской стилистики. | Учащийся ознакомился с основными образцами художественной литературы и музыки, но поверхностно, не всегда может их различать и применять эти знания при исполнении произведений. | Учащийся не в полном объеме ознакомился с изучаемыми литературными и музыкальными произведениями, не знает или путается в литературных и музыкальных понятиях, жанрах и авторах. |
О2 Овладение навыками ораторского искусства (умение грамотно строить речь, воздействовать на слушателя, анализировать свои мысли, управлять эмоциями). | Учащийся в высокой степени овладел навыками ораторского искусства: он умеет грамотно строить свою речь и воздействовать таким образом на слушателя. | Учащийся в средней степени овладел навыками ораторского искусства. Он знает, как вести себя на сцене, как грамотно строить речь и воздействовать на слушателя, но у него не всегда это получается. | Учащийся в слабой степени овладел навыками ораторского искусства: не умеет грамотно строить речь, управлять эмоциями, воздействовать на слушателя. |
О3 Выработка навыков художественного чтения. Выработка интонационной выразительности речи. | Учащийся овладел навыком выразительного художественного чтения, может самостоятельно дома подготовить прочтение стихотворения или прозы. | Учащийся овладел навыком выразительной речи на среднем уровне, хорошо читает при поддержке педагога. | Учащийся в слабой степени овладел навыком художественного чтения: читает невыразительно, неартистично. |
О4 Умение качественно оценивать литературное произведение. | Учащийся владеет основными литературными понятиями и может правильно их использовать при логическом анализе произведений, может объективно оценить художественное произведение, написать рецензию. | Учащийся знает основные литературные понятия, но может анализировать литературное произведение только с помощью педагога. | Учащийся не ознакомился с основными литературными понятиями и не может анализировать литературное произведение |
О5 Умение работать в жанре мелодекламации. | Учащийся может декламировать стихотворный и прозаический текст под музыку, соблюдая паузы и логические ударения. Может самостоятельно подготовить концертный репертуар в жанре мелодекламации. | Учащийся может декламировать стихотворный и прозаический текст под музыку, соблюдая паузы и логические ударения, но не знает концертный репертуар в жанре мелодекламации. | Учащийся не может декламировать стихотворный и прозаический текст под музыку, сбивается, не соблюдает паузы и логические ударения. Не знает концертного репертуара в жанре мелодекламации. |
Р1 Расширение лексического запаса. | У учащегося очень обогатился словарный запас, и он постоянно использует новые слова, термины, лексические конструкции на практике. | У учащегося обогатился словарный запас, но он с трудом применяет новые слова в жизни. | Словарный запас учащегося остался прежним. |
Р2 Улучшение дикции и других показателей речевого развития. | Учащийся отлично владеет дикционной культурой речи и может систематически тренировать речевой аппарат на знакомых дикционных упражнениях, соединённых с артикуляционной гимнастикой и движениями. | У учащегося средний уровень развития дикции, но он знает необходимые упражнения и работает над этим на занятиях и дома. | У учащегося низкий показатель развития дикции, и он не занимается ее развитием с помощью специальных дикционных упражнениях, соединённых с артикуляционной гимнастикой и движениями. |
Р3 Развитие логического мышления и умение устанавливать причинно- следственные связи. | проводить параллели с музыкальными произведениями. | Учащийся может устанавливать причинно- следственные связи при помощи педагога. | Логическое мышление учащегося развито слабо, он не видит причинно- следственные связи и не в состоянии анализировать произведения даже с помощью педагога. |
Р4 Развитие ассоциативного мышления, творческих и музыкальных способностей, эмоциональной сферы учащихся. | Учащийся проявляет себя как активная творческая личность на занятиями и за пределами кабинета, любит участвовать в концертах и конкурсах, проявляет эмпатию к другим. Ассоциативное мышление развито в высокой степени: ученик видит связи между отдельными фактами, событиями и явлениями, что помогает ему в запоминании текста и логическом анализе произведений. | Учащийся проявляет хорошие творческие и музыкальные способности, но недостаточно развивает, участвует в концертах по принуждению. Ассоциативное мышление развито в средней степени: он может увидеть закономерную связь между фактами и событиями, если ему подсказать. | У учащегося слабо развито ассоциативное мышление, он не развивает свои творческие способности, не участвует в концертах. Ассоциативное мышление развито слабо: он не видит закономерных связей между отдельными фактами, явлениям и событиями, что негативно отражается на его способностях к запоминанию и анализу художественных произведений. |
Р5 Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания и воображения. | Отличная слуховая и зрительная память: ребёнок быстро учит наизусть и долго помнит литературный материал, внимателен, хорошо развито воображение, что ценно при исполнении и анализе произведений. | Неплохая слуховая и зрительная память, однако ребёнок учит текст произведения несколько занятий, не всегда внимателен и задействует воображение | Плохая слуховая и зрительная память: учащийся постоянно допускает ошибки при повторении материала, может забыть текст на сцене. |
В1 Снятие психофизических «зажимов», предупреждение формального «штампового» подхода в творчестве, воспитание позитивной жизненной позиции. | Учащийся свободно ведет себя на сцене, не зажимается, может импровизировать и проявлять инициативу в творчестве, имеет собственный взгляд на художественную интерпретацию. | Учащийся волнуется на сцене, из-за чего иногда страдает качество исполнения произведения, но может собраться и выступить хорошо. Имеет активную творческую позицию и собственный взгляд на интерпретацию произведений. | Учащийся физически и психологически зажат, не проявляет творческой активности. |
В2 Воспитание интереса к художественному, литературному чтению. | Учащийся активно интересуется литературным художественным чтением, обладает широким кругозором в области литературы, музыки, искусства, истории, активно участвует в разборе произведения, предлагает собственный вариант интерпретации произведений. | Демонстрирует старательность, интерес к литературному чтению на занятии, но за пределами кабинета интерес исчезает. | Характер деятельности учащегося пассивный, интереса к художественному чтению не наблюдается. |
В3 Воспитание навыка вести дискуссию, работать в команде. | Учащийся активно общается и контактирует со всеми членами группы, проявляет себя как активная творческая личность, берет на себя инициативу при работе в команде. | Учащийся достаточно свободен в общении со сверстниками, но зажимается при общении с преподавателем, не инициативен. | Ребёнок замкнут, не активен в общении, предпочитает держаться в стороне и не принимать участия в дискуссии. |
В4 Формирование мотивированного желания к самопознанию и самосовершенствованиюю. | У учащегося сформировано желание к самопознанию и саморазвитию в области литературы, музыки, искусства, художественного чтения. Он самостоятельно ходит на концерты, любит читать книги. | Учащийся интересуется литературой, музыкой, искусством в целом только на занятиях, за пределами кабинета интерес пропадает. | Ученик не интересуется искусством, литературой и музыкой, на занятия ходит по принуждению. |
В5 Воспитание сопереживания и сочувствия литературным героям через чувственное проникновение в художественную действительность и веру в предлагаемые обстоятельства. | Учащийся сопереживает литературным героям, может полностью погрузиться в художественную действительность и отразить свою эмпатию в художественной декламации произведения. | Учащийся достаточно эмпатичен и сопереживает литературным героям, но не в полной мере может отразить свои переживания при исполнении произведения. | Учащийся не проявляет сочувствия и сопереживания литературным героям, соответственно не может полностью погрузить в литературный мир и по-настоящему выразительно исполнить произведение. |
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы (см. Приложение)
Опыт освоения теории
Опыт освоения практической деятельности
Опыт творческой деятельности
Опыт социально-значимой деятельности
Личностный рост учащегося по итогам наблюдения педагога
Основным условием реализации целей и задач программы является структура занятий, различные виды деятельности в ходе занятия, содружество педагога и родителей, педагога и учеников, а также эмоциональная атмосфера занятий.
Формы и методы работы
Словесные: читка произведения, диалоги, анализы, объяснения, обсуждение и др.
Наглядные: показ исполнения, слушание, просмотр видео.
Практические: упражнения, тренинги, репетиции.
Объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные.
Частично-поисковый метод.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Использование поэтических и литературных фрагментов из литературных произведений.
Занятия в форме вопросов и ответов.
Беседа.
Творческие задания и игры.
Прослушивание литературных произведений.
Пересказ.
Творческие домашние задания.
Для педагогов:
Аванесов Р. Русское литературное произношение. –М.-1984.
Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения. М. «Просвещение», 2002.
Васильева Ю.А. Голосоречевой тренинг. – СПб. – 1996.
Васильева Ю.А. Сценическая речь. – СПб. Академия театрального искусства. - 2007.
Гуткина Э. Дети и стихи. Методическое пособие. -М. ВЦХТ.- 2005.
Козлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание. – М. -1985.
Комякова Г.Слово о драматическом театре: Приёмы, упражнения работы над дикцией. – М. -1974.
Ласковая Е. Сценическая речь: Методическое пособие. - М. –ВЦХТ. – 2005.
Литературные справочные материалы. М. «Просвещение», 2005.
Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М. «Просвещение», 2003.
Савкова З. Техника звучащего слова. Методическое пособие. – М. – ВЦХТ. -1988.
Савостьянов А. Дикция и орфоэпия. Воспитание сценического голоса. –М.-ВЦХТ 2007.
Хрестоматия по детской литературе. Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ. Составители М.К. Боголюбская, А.Л.Табенкина. М. «Просвещение», 2001.
Шихматов Л., Львов В. Сценические этюды. Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М. – ВЦХТ. -2007.
Для детей:Аким Я. Я пишу тебе письмо. – М. – Детская литература. -1983.
Барто А. Собр. соч. в 4-х тт. – М. – Художественная литература. – 1984.
Берестов В. Читалочка.- М. – Малыш. – 1981.
БерестовВ. Любимые стихи. - М. – Астпресс.- 1997.
Благинина Е. Любимые стихи. – М.- Астпресс. – 1997.
Времена года. Русские поэты о родной природе. – Л-д: Детская литература. – 1985.
Гаваргизов А. Про драконов и милиционеров.- ЛТД. Россия: Эгмонт. – 2006.
Голявкин В. Рассказы. Повести. – М.- Стрекоза.- 2002.
Горбовский Г. Следы на земле.- М. – Художественная литература.- 1981.
Григорьев О. Прямо на башке. – М. - Мартин.- 1997.
Драгунский В. Денискины рассказы. – М. – Детская литература.- 1988.
Дриз О. Моя сестрёнка.- М. Детская литература.- 1973.
Заходер Б. Избранное.- М. Детская литература.- 1988.
Кружков Г. Облако с крылечком.- М. Детская литература. -1999.
Лунин В. Любимые стихи.- М. – Астпресс.- 1997.
Мой дом. Сборник стихов разных поэтов. – М. Детская литература. – 1980.
Мориц Ю. Букет котов. – М. Мартин.- 1997.
Мошковская Э. Любимые стихи. – М.- Астпресс. -1997.
Оркестр. Сборник стихов русских и советских поэтов. – М. – Детская литература .- 1983.
Пушкин А.С. Стихи и сказки. М.- Художественная литература .- 1977.
Русская поэзия детям. Тт.1,2. – СПб.1997.
Стрельцова л. Литература и фантазия. – Сборник стихов для детей.- М. –Матин.- 1995.
Тарасова Н. С точки зрения кота. – СПб. Арка.- 2006.
Тарутин О. Верные лапы. – М. – Малыш. – 1087.
Тарутин О. Что я видел в Эрмитаже, - Л. –Детская литература. -1979.
Токмакова И. Любимые стихи.- М. – Астпресс. -1997.
Хармс Д. Все бегут, летят и скачут. – М.- Малыш. 1993.
Чёрный С. Стихи и проза.- Ростов - на - Дону. -1998.
Усачёв А. Великий могучий русский язык. – Школа прикола. – Россия.- ЛТД.- Эгмонт. -2006.
Библиотека Всемирной Литературы: Английская поэзия, Французская поэзия, Испанская поэзия, Итальянская поэзия, Финская поэзия.
Входная диагностика.
«Книжная полка» Художественное слово
год обучения
Фамилия, имя, отчество педагога Год обучения по программе № группы Дата заполнения
№ | ФИО | Техника речи | Артистизм | Импровизация | ИТОГО |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
Техника речи
Предлагается прочесть отрывок стихотворения или прозы с целью выявления проблем с речью.
АртистизмВыполнить ряд актёрских упражнений на выявление артистических способностей, эмоционального отклика и выразительности.
ИмпровизацияИгра «Продолжи сказку». Выявляет уровень развития воображения, ассоциативного и образного мышления.
Данная диагностика предназначена для индивидуального тестирования учащихся, поступающих на второй год обучения. В ходе
тестирования определяются проблемы с речью, память, артистизм, степень желания учиться по данному направлению. Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется.
Приложение 2Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Диагностика уровня освоения дополнительной образовательной программы «Художественное слово» осуществляется два раза в год: текущая (в конце декабря) и итоговая (в конце учебного года). Результаты анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.
Параметры результативности освоения программы:
Опыт освоения теории.
-Освоение литературных и музыкальных понятий;
Опыт освоения практической деятельности.
- Выполнение творческих заданий по основным разделам программы;
-Анализ произведения;
Опыт творческой деятельности.
-Активное участие в разучивании произведения;
- Самостоятельный подход в работе с текстом;
Опыт социально-значимой деятельности.
-Участие в концертных и досуговых мероприятиях коллектива,
-Участие в социальных проектах, концертах и конкурсах.
Личностный рост ребёнка по итогам наблюдения педагога.
-Межличностные отношения в коллективе, эмоциональная отзывчивость.
-Раскрытие индивидуальных способностей
Метод диагностики:
-Наблюдение
-Собеседование
-Индивидуальное прослушивание
-Открытый урок
-Концертная деятельность Критерии оценки:
Оценка каждого показателя производится по трехбалльной системе. Каждая цифра означает определенный уровень: 0-не усвоил, не участвовал, нет роста
1-низкий уровень
2-средний уровень
3-высокий уровень
Параметры оценки:
Опыт освоения теории:
-Низкий уровень: незнание или путаница в литературных и музыкальных понятиях;
-Средний уровень: знание основных литературных и музыкальных понятий;
-Высокий уровень: умение использовать литературные и музыкальные понятия в логическом анализе текста при разборе произведений.
Опыт освоения практической деятельности.
-Низкий уровень: выполнение творческих практических заданий по разделам программы с помощью педагога, неумение анализировать текст самостоятельно;
-Средний уровень: умение хорошо выполнить творческое задание, опираясь на систему знаний по программе, умение анализировать текст самостоятельно;
-Высокий уровень: умение выполнять творческие задания, проявляя творческий подход, умение импровизировать, творчески интерпретировать литературный материал.
Опыт творческой деятельности.
-Низкий уровень: слабый интерес к предмету, невыразительное исполнение, слабое ассоциативное и образное мышление, отсутствие самостоятельности;
-Средний уровень: стабильный интерес к творческой деятельности, старательность, внутренний настрой соответствует содержанию произведения;
Высокий уровень: активный интерес к изучаемому предмету, высокая эмоциональная отзывчивость, широкий художественный кругозор, умение работать самостоятельно;
Опыт социально-значимой деятельности.
-Низкий уровень: не желание участвовать в концертных выступлениях коллектива из-за страха и неуверенности;
-Средний уровень: участие в выступлениях коллектива;
-Высокий уровень: активное участие в выступлениях коллектива; осознание значимости и важности участия в социальных проектах.
Личностный рост ребёнка по итогам наблюдения педагога.
-Низкий уровень: боязнь общения, замкнутость; апатия; слабо выраженные индивидуальные способности;
-Средний уровень: общительность, эмоциональная отзывчивость; средне выраженные индивидуальные особенности,
-Высокий уровень: общительность, эмоциональная отзывчивость, ярко выраженные индивидуальные способности
1