Дополнительная программа художественной направленности «Затейники»

3
0
Материал опубликован 29 May 2023









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


Художественной направленности


«Затейники»

(театральная деятельность для дошкольников)


Стартовый уровень

( на 2 года обучения)

для детей _5-7_лет





























Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов



1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Затейники» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".

8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)

9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту

«Образование» от 07.12.2018 № 3)

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в развитии дошкольников является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Направленность программы – художественная

Уровень реализации программы – стартовый.

Актуальность программы. Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе на сегодня, по данным социологического опроса, является социализация подрастающего поколения. Дети имеют различные комплексы в области коммуникабельности. Они стеснительны, замкнуты, зависимы от общественного мнения, «не имеют своего лица». Исправить положение возможно, но лучше предупредить появление подобных трудностей. Необходимо еще в дошкольном возрасте пробудить в детях интерес к своей личности, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность и страх публичных выступлений.

Самой благодатной почвой для этого являются театральные занятия. С их помощью ребенок раскрывает все свои возможности. Роль помогает ему «примерить» на себя другого человека и почувствовать уверенность в своих силах. Пропадает зажатость, скованность движений, исчезают все комплексы, которые есть. Возможность перевоплощения открывает ребёнку дорогу к самому себе. Помогает быть лучше, интереснее, меняет уровень его социальных притязаний и предпочтений.


Отличительные особенности программы. Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста разработана на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр - творчество - дети».

Новизна представленной программы заключается:

в использовании современных принципов проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформи- рованные навыки в ситуации самостоятельной деятельности

изменение приоритетных целей и задач

Программа нацелена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Замкнутому ребенку она помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции .

в углублённом изучении отдельных разделов программы и тем

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.(упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.)

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.


5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Рекомендации по работе над ролью:

составление словесного портрета героя;

фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

подготовка театрального костюма;



в использовании новых форм и методов обучения детей

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации программы 5,5-7,5 лет.
Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.

Объём программы.

Программа имеет стартовый уровень.

Программа рассчитана на два года обучения Общее годовое количество часов – 144 часов.

Формы организации образовательного процесса.

Основная форма организации деятельности – групповые занятия (12 человек)

Традиционные формы занятий следующие:

беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.

Нетрадиционные формы занятий:

занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционной организации ученого процесса.


Срок освоения программы. Курс рассчитан на два года обучения.

Режим занятий. Занятия осуществляются два раза в неделю по 30 минут.

1.2. Цель программы - развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства.

Задачи первого года обучения


1. Образовательные:

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах;

- обучить основам актерского мастерства;

- обогатить словарный запас учащихся театральной терминологией;

- формировать умение свободно двигаться и держаться на сцене;

- научить импровизировать средствами мимики, выразительных движений и интонации.

2.Развивающие:

- пробудить интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- развить памятьвнимание, воображение, фантазию у детей;

- развить речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

- развить интонационно-речевую выразительность,

3. Воспитательные:

- воспитывать артистические качества детей;

- раскрывать творческий потенциал;

- привить навыки работы в коллективе;

- воспитывать любовь и уважение к театральному наследию своего народа, его традициям;

- формировать позитивную установку на публичные выступления



Структура рабочей программы включает пять основных блоков

Блок 1. Театральная игра. Актёрское мастерство.

Блок 2. Культура и техника речи.

Блок 3. Ритмопластика.

Блок 4. Основы театральной азбуки.

Блок 5. Основы кукловождения.


1.3.Содержание программы

Содержание программы первого года обучения

Учебный план

п/п

Название раздела

Темы занятий

Количество часов



Формы аттестации и контроля

всего

теория

практика

1

Игра «Будем знакомы»

Знакомство с театральной труппой

2

2

-

Практическое задание.

2

Раздел 1. Театральная этика и дисциплина

«Театр – особое царство»

4

1

3

Практическое задание. Игровые упражнения.

3

Раздел 2. Культура и техника речи

«Красиво говорим».

«Диалог»

4

1

3

Творческое задание

4

Раздел 3. Воображение и фантазия

«Мы волшебники».

«Мы не скажем, но покажем»

4

1

3

Творческое задание

5

Раздел 4. Основы театральной культуры

«Театральные профессии». «Театральная мастерская»

4

1

3

Проектная деятельность

6

Раздел5. Ритмопластика

«Фантазёры». «Перевоплощения»

4

1

3

Творческое задание. Игровые упражнения.

7

Раздел 6. Театральная игра

«Веселые затеи».

«Сказки из сундучка».

5

8

1

1

4

5

Игровое задание

8

Раздел 7. Работа над спектаклем

«В мире эмоций».

«Тишина! Идёт спектакль!».

12

25

2

4

10

23

Творческое задание


Итого:

72

15

57




Содержание учебного плана



Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Контроль

1

Игра «Будем знакомы»

Презентация «Наш театр»

Практические упражнения

Наблюдение

2

Раздел 1. Театральная этика и дисциплина

1.«Знакомство».






2.«Театр – особое царство»

Знакомство с новыми детьми. Правила поведения на занятиях. Дружеские взаимоотношения. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Этические нормы поведения в театре.

Игра на знакомство «Снежный ком». Упражнения на артикуляцию, дыхание, дикцию. Подвижная игра «Паутинка».



Разыгрывание сценок на правила поведения в театре. Игра «Секреты сцены».

Игровые упражнения







Практическое задание.

3

Раздел 2.


Культура и техника речи

1.«Красиво говорим».











2.«Диалог»




Викторина «Чистоговорки».












Беседа «Как вести диалог»






Упражнения на дыхание. Артикуляционная и речевая гимнастка. Конкурс скороговорок и чистоговорок. Публичные выступления по известным детским стихотворениям.

Игра «Автобус». Игра в парах «Интервью». Миниатюра по стихотворению В.Мирясовой «Таня и мяч». Игра «Садовник».




Практическое задание. Игровые упражнения.

4

Раздел 3. Воображение и фантазия


1. «Мы волшебники».


2. Мы не скажем, но покажем»





Беседа «Каждый ребенок волшебник»


Беседа «Как рассказать без слов?»






Игра «Необитаемый остров». Миниатюры «Волшебные превращения».



«Путешествуем в Вообразилию». Игра «Крокодил». Пантомима.






Творческое задание

5

Раздел 4. Основы театральной культуры


1.«Театральные профессии». «Волшебные слова»






2. «Театральная мастерская»



«Вовка в тридевятом царстве» (знакомство с театральными профессиями: гример, костюмер, актёр, осветитель, суфлер, звукорежиссер, звукооператор.

Викторина «Виды театра». Демонстрация кукол по каждому виду театра и т.д.)





Тренинг «Играю роль». Ролевая игра «Театр».










Инсценирование фрагмента сказки.







Творческое задание

6

Раздел 5. Ритмопластика


1.«Фантазёры».








2. «Перевоп-лощения»








«Музыка в движениях» (темп быстрый , медленный, ритмический рисунок)

Беседа о музыке в театре.



Беседа «Животный мир. Образы из природы».




Ритмическая разминка. Подвижная игра «С кочки на кочку». Упражнение «Каша в кастрюле». Игра «Показываем музыку». Игра «Скульптор и глина». Подвижная игра «Ручеек»



«Внимательные звери». Сказка «Ох, и хитрая лиса». Подвижная игра «Есть или нет?» Игра «Веселые обезьянки».

Импровизация «Где обедал воробей».


Наблюдение

7

Раздел 6. Театральная игра

1. «Веселые затеи».






2. «Сказки из сундучка».



Знакомство с русскими народными и авторскими праздниками, играми, действиями.



Беседа, чтение, просмотр.


Музыкальная игра «Повтори за мной потешку». Народные игры «Веревочка», «Колечко»,«Ладошки». Заклички. Игра «Ярмарка»



Русские народные и авторские сказки.

Творческое задание

8

Раздел 7. Работа над спектаклем

1.«В мире эмоций».








2.«Тишина! Идёт спектакль!».

«У нас сегодня маскарад» (создание образа с помощью комплекса средств выразительности).









«Сказки бродят по свету»

Игра «Представьте себе». Подвижная игра «Зеркало». Упражнение «Неприятные ощущения». Игра «Маска, я тебя знаю». Упражнения на артикуляцию, дикцию, дыхание

Просмотр сказок. Анализ сказочных персонажей: положительные и отрицательные герои. Постановка спектакля по сказке В Сутеев «Под грибком», р.н. «Теремок», «Заяц-портной»

Практическое задание. Игровые упражнения.



Планируемые результаты первого года обучения

К концу первого года обучения учащиеся

будут знать:

-традиции русской культуры и русского народа;

-основы театральной культуры;

-теоретические основы театроведения;

-театральную терминологию;

-практические основы актёрского мастерства,

будут уметь:

-вживаться в образ роли (предмет, эмоциональное состояние, герой);

-импровизировать;

-использовать возможности артикуляционного аппарата;

- применять интонационно-речевую выразительность.

У учащихся будут развиты:

-коммуникабельность;

-творческие способности;

-психофизиологические функции;

-коллективизм и ответственность;

-артистизм;

-публичность

Задачи второго года обучения

1. Образовательные:

- закрепить знания детей о театральной культуре;

-обобщить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах;

-совершенствовать актёрское мастерство и сценическую речь детей;

-стимулировать расширение словарного запаса театральной терминологией;

-ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др);

-обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

-научить разыгрывать представления в соответствии с принципами построения спектакля.



2.Развивающие:

- стимулировать интерес к театрализованной игре и театральному перевоплощению;

- развить творческие способности;

-развить речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

- развить интонационно-речевую выразительность;

-развивать пластичность;

-развивать эмоционально-духовную сферу.



3. Воспитательные:

- воспитывать артистические качества,

- формировать культуру общения;

- формировать любовь и уважение к актёрской деятельности;

- формировать позитивную установку на публичные выступления;

-воспитывать трудолюбие и эмоциональную чувствительность.



Содержание программы второго года обучения:

п/п

Название раздела

Темы занятий

Количество часов



Формы аттестации и контроля

всего

теория

практика

1

Мастер-класс «Я-актёр»

Самопрезентация

2

2

-

наблюдение

2

Раздел 1. Театральная этика и дисциплина

«И снова здравствуйте!»

«Волшебный мир театра»

1

3



1

1

2

Практическое задание. Игровые упражнения.

3

Раздел 2. Сценическая речь

«Красиво и правильно говорим».

«Диалог и монолог»

4

1

3

Творческое задание

4

Раздел 3. Воображение и фантазия

«Сказка своими руками».

«Сказки сочиняем, а потом в них играем»

4



4

1



1

3



3

Творческое задание

5

Раздел 4. Виды театрального искусства

«Театральная мастерская».

Театр на магнитах

Театр настольный

Театр Би-ба-бо

Театр теней

Театр масок





4

4

4

4

4





1

1

1

1

1





3

3

3

3

3

Проектная деятельность



Творческие задания

6

Раздел5. Ритмопластика

Пантомима

Хореографические этюды

2



2

1



1

1



1

Творческое задание. Игровые упражнения.

7

Раздел 6. Театральная игра

Постановка спектаклей.

30


4


26


Игровое задание


Итого:

72

17

55




Содержание учебного плана



Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Контроль

1

Мастер-класс «Я-актёр»

Визитная карточка своих возможностей и достижений. Традиции. Перспективы на новый творческий сезон.

Правила поведения на занятиях.

Вводный инструктаж по технике безопасности.


Самопрезентиция. Игры на установления доброжелательных отношений и сотрудничества «Путаница», «Мы вместе» Упражнения на артикуляцию, дыхание, дикцию. Подвижные игры на сплочение коллектива и установление партнёрских отношений.


Наблюдение







Практическое задание.

2

Раздел 1. Театральная этика и дисциплина



«И снова здравствуйте!»




«Волшебный мир театра»


Этические нормы поведения в театре. Этикет.



Портрет артиста «Моё лицо»



Виды театров.

История возникновения театра




Разыгрывание сценок на правила поведения в театре. Игра из цикла «Я-артист». «Я-зритель»

Тренинг «Тропинка к своему Я»



Беседа « С чего начинался театр»


Практическое задание. Игровые упражнения.



Наблюдение




Творческое задание.




3

Раздел 2. Сценическая речь



«Красиво и правильно говорим»







«Диалог и монолог»




Артикуляция. Дикция и звучание. Дыхание. Техника речи.





Диалогическая и монологическая речь артиста.








Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Логопедические упражнения. Сороговорки.

Разучивание стихотворений детских писателей. Инсценировка по ролям.







Творческое задание





Конкурс

4

Раздел 3. Воображение и фантазия



«Сказка своими руками».



«Сказки сочиняем, а потом в них играем»












Пальчиковый театр. Конусный театр.

«В стране вообразилии»







Инсценировка




Придумай свою сказку (про животных, про себя, про предмет)



























Творческое задание


Наблюдение









5

Раздел 4. Виды театрального искусства

«Театральная мастерская».





Театр на магнитах


Театр настольный


Театр Би-ба-бо


Театр теней


Театр масок



Подготовка и демонстрация театральных постановок.



Наблюдение

6

Раздел5. Ритмопластика


Пантомима


Хореографические этюды





«Изменяю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?»

«Танцуй со мной»





Игра «Скульптор»





Ритмические упражнения. Подвижные игры.

Танцевальные задания

Танцы народов мира




Творческое задание

7

Раздел 6. Театральная игра



Репетиции и постановка спектакля



Показ спектаклей


Обсуждение

наблюдение



Планируемые результаты о второго года обучения

К концу второго года обучения учащиеся

будут знать:

-традиции русского театра;

-виды театрального искусства;

- основы театроведения;

-театральную терминологию;

-практические приемы актёрского мастерства;

будут уметь:

-вживаться в роль и эмоционально её окрашивать;

-импровизировать;

-использовать возможности артикуляционного аппарата;

-владеть приемами сценической речи;

- владеть ритмопластикой;

У учащихся будут развиты:

-культура общения;

-творческие и актёрские способности;

-психофизиологические функции;

-трудолюбие и эмоциональная отзывчивость;

-навыки публичных выступлений;

-артистизм;

-уважение к людям актёрской профессии

2.1 календарный учебный график.

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Для первого года обучения

Начало занятий – 10 сентября

Окончание занятий – 31 мая

Всего учебных недель – 36 недель

Количество учебных дней -72 дня

Объём учебных часов – 72 часа

Режим работы – 2 раза в неделю по 1 часу

Для второго года обучения

Начало занятий – 1 сентября

Окончание занятий – 31 мая

Всего учебных недель – 37 недель

Количество учебных дней -74 дня

Объём учебных часов – 74 часа

Режим работы – 2 раза в неделю 1 часу

2.2.Условия реализации программы

оборудованное помещение с необходимой мебелью для занятий,

Доска магнитно-маркерная,

Ноутбук, телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат,

Реквизит различной тематики,

Декорации.

2.3 Формы аттестации и контроля.

Система контроля результативности обучения включает в себя следующие формы и средства выявления: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, участие в фестивалях, концертах, конкурсах , анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, а также открытые и итоговые занятия.

По результатам участия дети получают грамоты и Дипломы для личного портфолио.

Существует 4 вида контроля

Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка (собеседование).

Результаты позволяют определить уровень заинтересованности к театральной деятельности:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- нет задатков к исполнительскому театральному творчеству - отсутствие навыка произвольного внимания - необходимость многократного повторения материала - замкнутость, психологическая зажатость - быстрая утомляемость

- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей - существует первоначальный навык произвольного внимания - постепенное усвоение материала - средняя утомляемость

- есть задатки к театрально- исполнительской деятельности и интерес к занятиям - устойчивый навык произвольного внимания - инициативность, активность в выполнении заданий - работоспособность, увлечённость



Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии (творческие задания и практические упражнения)

Промежуточный контрольпроводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года (беседа, викторина, опрос, открытые занятия)

Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Итоговая аттестация проходит с помощью диагностических мероприятий.(приложение 1). Позволяет определить уровень овладения программными знаниями, умениями и навыками.

Предполагаемая модель выпускника

Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.



Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.





Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.



Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.





Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.



Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.





Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.



Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).



Имеет практические навыки вживания в роль с эмоциональными окрасками. Проявляет усердие и трудолюбие при работе над спектаклем. Умеет работать в творческой труппе. Любит публичность.

2.4. Оценочные материалы

«Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности» (Т.С. Комаровой) - это пакет диагностических методик, позволяющих определять достижение учащимися планируемых результатов (Приложение I)

2.5. Методическое обеспечение программы

Несмотря на то, что в учебно-тематическом плане все содержание программы разбито на несколько разделов, необходимо так организовать свою работу, чтобы на каждом занятии отрабатывались и театральные игры, и ритмопластика, и речевые упражнения, и занятия по театральной культуре, и работа над пьесой и спектаклем. Такой подход позволяет эффективно включить обучающихся в театрализованную деятельность.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о театральном искусстве, о животных, предметах, окружающих нас, о взаимоотношениях людей в обществе и другая. Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новая тема объясняется просто и доходчиво, обязательно закрепляется объяснение показом наглядного материала (картинки, куклы, слайд-шоу, презентации, видеоролики). Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям, постановкой проблемного вопроса, учитывая возрастные особенности обучающихся, и диалога, в форме устного журнала, викторины, кроссворда, повествования от лица сказочного персонажа и т.д.

Основное место на занятиях отводится практической деятельности, которая включает ритуалы приветствия, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание и дикцию, работу по теме в игровой форме, чередуя подвижные, развивающие, имитационные, ролевые игры, работа над сказками. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающихся. Регулярно проводится инструктаж по правилам участия в игре и поведению обучающихся. Текущий инструктаж обучающихся необходим при каждом выполнении практических работ.

При составлении плана занятий по каждому модулю учитываются особенности детей, степень подготовленности групп, имеющиеся знания и навыки. Для реализации данной программы в основном используются несколько видов педагогических технологий.

Игровая технология, которая объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр, обеспечивающих личностно-деятельный характер усвоения знаний, умений, навыков. Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

При реализации программы важно учитывать, что характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания. Задача педагога - стимулировать желание обучающегося включиться в творческую деятельность, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки, игры. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица педагог благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Технология личностно-ориентированного обучения в основе, которой лежит глубокое уважение к личности ребёнка, учёт особенностей его индивидуального развития и неповторимости, отношение к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.

Очевидно на занятиях применение здоровьесберегающих технологий – это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Целью, которых является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. В программе используем такие формы организации здоровьесберегающей работы как динамические паузы, дыхательная, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, коммуникативные игры, сказкотерапия, релаксация.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. В процессе обучения применяются такие формы занятий как групповые занятия, теоретические, практические, игровые, викторины, соревнования, конкурсы, устный журнал, виртуальные экскурсии, занятие-путешествие, публичные выступления.

В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях:

Большое воспитательное значение имеет проведение рефлексии на любом этапе занятия. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые необходимы для полноценной жизни в современном обществе:

Самостоятельность. Педагог не отвечает за обучающегося, а ребенок, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Каждый человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Дошкольникам наиболее интереснее оценить свою деятельность картинкой, движением, в каком-либо образе, в игровом упражнении и т.п.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театральная деятельность станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Творческое развитие ребенка и накопление им эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует активного участия родителей, в качестве отзывчивого зрителя, помощника, костюмера, гримера, а также гида по детским спектаклям и друга в их совместном просмотре.

Усвоение содержания программы в ходе занятий предполагается с помощью использования разнообразных методов и приемов.

Методы проведения занятий:

Словесные методы обучения:

устное изложение материала

беседа

обсуждение и анализ этюда

Практические методы обучения:

выполнение детьми упражнений, импровизаций, инсценировок

пластические и речевые тренинги

упражнения на развитие актерского мастерства

театрализованные игры

Самостоятельная творческая работа

Беседа.

Частично-поисковый. После разбора какого-либо произведения, детям дается возможность самостоятельно влиться в роль.

Используется примерная структура занятия.

1.Приветствие

(позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия)

2.Разминка

(воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность и разогрева мышц рук)

Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

3.Основное содержание занятия.

(техники направлены одновременно на развитие творческих способностей, познавательных процессов, формирование коммуникативных навыков. Знакомство с новым теоретическим материалом. Репетиции).

4.Оценка занятия и продуктов деятельности.

(две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)).

5 Прощание.

(По аналогии с ритуалом приветствия)



Сотрудничество с родителями.

Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.

Основными формы работы с родителями:

Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)

Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)

Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

Анкетирование

Совместные спектакли

Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)

Дни открытых дверей

Совместные литературные вечера

Формы театрализованной деятельности:

Спектакли с участием родителей.

Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).

Семейные конкурсы, викторины.

День открытых дверей для родителей.

Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».

Консультации для родителей

2.6.Материально-техническое обеспечение программы

Костюмы

Ширма

Театральные кубы

Книги для чтения

фонотека русской, зарубежной, классической и современной музыки,

видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и любительских кукольных театров

репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок, стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декораций

методологические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству

Настольный театр игрушек.

Настольный театр картинок.

Стенд-книжка.

Фланелеграф.

Теневой театр.

Пальчиковый театр.

Театр Би-ба-бо.

Театр Петрушки.

Детские костюмы для спектаклей..

Элементы костюмов для детей и взрослых.

Атрибуты для занятий и для спектаклей.

Ширма для кукольного театра.

Музыкальный центр, видеоаппаратура

Медиотека (аудио- и CD диски).

Декорации к спектаклям

Методическая литература

2.7 Список литературы


Литература для педагога:

Щёткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин; под ред. О. Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2001.

Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду: методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М. : Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

Эльконин Д.Б. Психология игры,— 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992.

Збруева Н.П. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. – М.: ВЦТХ, 2003.

Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса», 2000.

Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам». - М.: «Просвещение», 1982г.

Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М. : ВАКО, 2011.

Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр – Творчество – Дети»: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : АРКТИ, 2004.


Литература для обучающихся и родителей:


Куликовская, Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. / — М.: Альфа-книга, 2010.

Агния Барто. Книга: Большая книга стихов.- «Махаон», 2014.

Воронина, Т.П. Потешки, прибаутки, заклички: играем и развиваемся.- Ростов: Феникс, 2014




Приложение I

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности (Т.С. Комаровой)



Тест «ЗАРД»

Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».

Утверждения:

1.  Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................           

2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..   

3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................       

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......   

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................       

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..   

7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге».................................................................................................    …….   

8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................   

9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............   

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................       

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................       

12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах...................................................................       

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................       

14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................

15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................       

16.  Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации......................................................       

17.  Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................   

18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность,   умение   преодолевать неудачи, решать конфликты........................................   

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................               

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной   деятельности..........................................................          

 

Оценка результатов.
 Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
•  позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
•  позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
•  позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
•  позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Таблица 1

1. Основы театральной культуры

 

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

2.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

 


Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.


Творческое задание № 1
 Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
 Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4.   Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5.    Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2 

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6.   Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3 

Сочинение 
сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, 
костюмы, разыграть сказку. 

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения. 
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям. 
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок»   «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; 
гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1.  Знаешь ли ты, что такое 
театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2.  Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3.  Знаешь ли ты, кто такой
 режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4.  Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5.  Любишь ли ты играть в «театр»?
6.  В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7.  Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8.  Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12.  Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? 
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора. 













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации