Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное слово» (5–9 классы)
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МКОУ ДОД ЦВР
протокол № _1_________ Васькова А.В.________
от «_11_» сентября 2018 г. Приказ № 41/1_______
от«_11_сентября___2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Художественное слово»
Срок реализации – 1 год.
Составила:
Н.В. Сингаевская
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД Центра внешкольной работы
С. им. П. Осипенко
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное слово» является модифицированной, имеет художественную направленность.
Уровень сложности программы - базовый.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами.
В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.
Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.
Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).
Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?
Таким средством является кружок «Художественное слово».
Постановка сценок к конкретным мероприятиям, проведение музыкально- литературных вечеров, инсценировка сценариев различных календарных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Н.В. Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Отличительная особенность программы.
В основе концепции программы кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.
Адресат программы.
Программа составлена для обучающихся от 12 до 16 лет, с 5 по 9 класс. Они составляют группу детей, которые занимаются по 2 часа в неделю. Наполняемость группы-10 человек. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок посещают в основном дети творческие, увлекающиеся литературой, поэзией, театром, музыкой. Все члены кружка инициативные, активные, заинтересованные.
Педагогическая целесообразность.
Программа учитывает нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации:
ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242; Устав МКОУ ДОД ЦВР.
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся и родителей, организации литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза, как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших сочинений учащихся и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации мероприятий Центра внешкольной работы. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Цель кружка «Художественное слово»:
Развитие творческих способностей учащихся средствами сценической деятельности и литературы.
Задачи:
1. Сформировать навыки дикции и сценической культуры.
2. Воспитывать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение.
3. Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.
4. Воспитывать культуру речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Воспитывать добро, любовь к ближним, своей Родине.
5. Развивать навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных ролей в действии и взаимодействии обучающихся друг с другом.
6. Развивать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние.
7. Раскрывать творческие способности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
8. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
9. Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).
10. Создавать условия для литературного творчества.
11. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
12. Вовлекать одаренных детей в творческую работу.
Срок реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год.
Данная программа рассчитана на 2018 - 2019 учебный год. С последующим ее развитием на три учебных года.
Формы работы.
Формы работы кружка – групповая, индивидуальная.
Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 72 часа в год, и включает в себя работу
- по восприятию чужой речи;
- по воспроизводству готового текста;
- по созданию собственных высказываний
Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа и состоят из двух основных блоков: теории и практики. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты.
Программа предусматривает участие детей в праздничных мероприятиях Центра внешкольной работы, Культурно-досугового центра, районного музея, и библиотеки, районных и краевых мероприятиях. Такими мероприятиями являются праздничные программы, посвящённые Дню учителя, Дню пожилых людей, Дню народного единства, Дню Матери, Новогодним праздникам, Дню защитника Отечества, Международному дню 8 марта, 1 мая, 9 мая, Дню независимости детей. Программа предусматривает участие детей в ежегодном районном фестивале детского творчества «Звёзды надежды», районном фестивале национальной культуры «Венок дружбы», Всероссийском конкурсе «Живая классика» и других социально-значимых мероприятиях.
Планируемые результаты.
Предметные:
к концу обучения учащиеся будут:
- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать не менее 10 скороговорок.
- Знать потешки и шутки, прибаутки, уметь их обыграть.
- Знать народные календарные праздники.
- Читать выразительно стихи, басни. Знать 5-7 стихотворений наизусть.
- Читать наизусть отрывки из классических произведений.
- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
- Применять полученные знания и умения на практике.
- Работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
- Обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.
Личностные:
У учащихся будет:
- Развита эмоциональная отзывчивость.
- Развита самостоятельность и творческая инициатива.
- Сформирован интерес к литературно-творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Тема | К | оличество часов | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное | 2 | 1 | 1 | ||
Раздел 1. Дыхание и голос | 20 | 6 | 14 | ||
1.1 | 1.1. Мускульная свобода. | 2 | 1 | 1 | |
1.2 | 1.2. Артикуляция. | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Резонаторы | 6 | 1 | 5 | |
1.4 | Посыл голоса | 4 | 1 | 3 | |
1.5 | Дикция | 3 | 1 | 2 | |
1.6 | Гибкость голоса. Развитие фантазии. | 3 | 1 | 2 | |
Раздел 2. Чувство ритма | 5 | 1 | 4 | ||
Раздел 3. Голос в нагрузке | 8 | 1 | 7 | ||
Раздел 4. Индивидуальная работа над произведением. | 17 | 17 | |||
Итого: | 72 | 15 | 57 |
Содержание учебно-тематического плана.
Вводное занятие. Организационное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности. Обсуждение и составление плана работы кружка. Знакомство. Игры: «Знакомство», «Снежный ком», «ЧТО я люблю».
Раздел 1. Дыхание и голос.
Теория: элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата. Правильный вдох. Понятие «диафрагмальное дыхание», «опора голоса»
Практика: упражнения для постановки правильного дыхания: «Медленный вдох, активный выдох», «Стрельба через трубочку», «Вдыхаем через соломинку», «Теплый и холодный вдох», «Вдох по счету», «Нинзя», «Выбражули». «Комар».
1.1. Мускульная свобода.
Развитие мышечной свободы, устранение зажимов- важный элемент верного чтения. Теория: понятие «Мускульная свобода», «зажимы», «штампы»
Практика: упражнения на расслабление мышц, «Роботы», «Напряжение перемещается в …», «Куклы», «Скульптор».
Воспитание правильной осанки.
1.2. Артикуляция.
Развитие подвижности мышечной сетки голосового аппарата.
Теория: внимание на мышцы лица, подвижность челюсти, массаж, понятие «Подвижная губа»
Практика: упражнения: подвижность челюсти, губ, языка, разминки щек,
«покусывание», «Уколы языком», «Укол- лопата», «Цоканье» и др,
1.3. Резонаторы.
Резонаторы - усилители голоса. Их развитие играет важную роль в формировании звука. Работа на 3 регистрах позволяет сделать голос сильным, точным и громким.
Теория: понятие «Резонаторы», «Регистры» их важная роль в образовании сильного голоса.
Практика: упражнения: «МММ…», «Самолет», «Снежинки – да!», «МММ в движении», «Ми-мэ-ма-мо-му-мы»,
1.4. Посыл голоса.
Формирование звука на опоре с большой полетностью, продолжительного , динамичного.
Теория: понятие «посыл голоса и полетность, посыл-опора. Практика: упражнения: «Эй!...», « 6 этажей», «Да- ааа»,
1.5. Дикция.
Тренировка дикционных навыков и скорости чтения.
Теория: губные, свистящие и шипящие звуки. Правила произношения скороговорок, положение языка во время произношения звуков.
Практика: упражнения: «И-э-а-о-e-ы» , «Ряд гласных с добавлением», скороговорки, «Звук по кругу». Упражнения с пробкой. Сложные звукосочетания. Сложные скороговорки «Технология шишкосушения». Медленное и быстрое чтение.
1.6. Гибкость голоса, фантазия.
Развитие гибкости голоса, умение говорить с разной окраской. Развитие фантазии в тренинге.
Теория: понятие «магическое если бы…», «Кинолента видения». Свойства голоса.
Практика: упражнения: «Ни-ни-ни», придумать финал, чтение с задачей., «10 раз без повторений», чтение наизусть «Веришь ты, верим и мы». Написание сказок, стихотворений. Импровизации под музыку.
Раздел 2. Чувство ритма.
Теория: что такое ритм? Виды ритма. Рапид.
Практика: Развитие слуха и чувства ритма в произведении.
Упражнения: «Движение с задачей», «Хлопушки», «Ритм и стих». Движение в рапиде, «Светафор». Инсценировка стихотворения в ритме, Скороговорки в ритме, «перебежки».
Раздел 3. Работа голоса в нагрузке.
Разучивание произведения в нагрузке с сохранением всех свойств голоса и опоры.
Теория: повторение материала– опора.
Практика: упражнения: голос + приседания, мостик, наклоны, кувырки, необычная ходьба. Сочетание смысла и действия. «Скакалка», «Шалтай-болтай»
Раздел 4. Индивидуальная работа над произведением.
Подготовка чтецкого материалы. Учитывая приобретенные в тренингах навыки. Умение самостоятельно литературный материал, понять идею, структуру, разработать персонажей.
Теория: структура произведение, правильный выбор. Кульминация. Кинолента видения. Идея произведения.
Практика: разучивание и чтение наизусть с учетом всех правил чтения. + исправление личных речевых дефектов Итоговое занятие проводится каждое полугодие.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Текущим и промежуточным контролем являются творческие задания учащихся,
выступления на праздниках Центра внешкольной работы, торжественных и тематических мероприятиях; (инсценирование сказок, сценки). Участие детей в творческих литературных вечерах, конкурсах чтецов. Участие в районных, краевых конкурсах и фестивалях, мероприятиях КДЦ, музея, библиотеки, школы. В конце курса обучения проходит отчётный период в форме конкурса чтецов или литературно – музыкальной композиции (концерта).
Оценочные материалы.
Методами мониторинга являются анкетирование, тестирование.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с целью отслеживания динамики развития личности учащихся.
Одной из форм постоянной ежегодной фиксации уровня творческих достижений каждого воспитанника является оформление личного дневника наблюдения, который рассчитан на весь период обучения и включает:
- общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения о родителях, классном руководителе, домашний адрес);
- заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего кругозора);
- показатели наличия или отсутствия динамики роста уровня знаний, умений и навыков по каждому из учебных предметов, оформленные графически.
Оценка результативности программы проводится по следующим критериям:
по факту сохранности контингента коллектива с учетом анализа причин, по которым ребенок перестал посещать занятия;
по создавшемуся морально-этическому климату на занятиях;
по итоговым занятиям;
по результату участия в конкурсах, фестивалях.
Тематическое планирование кружка «Художественное слово» на 2018-2019 учебный год
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Формы аттестации, контроля |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Знакомство. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. | 2 | 5.09.18 | Анкетирование. Беседа. Опрос. |
2 | Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А. Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова». | 2 | 12.09.18 | Педагогическое наблюдение, опрос. |
3 | Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафоре, стихотворной и прозаической речи. Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М. Нахимовского «Хомячок», «Рожицы» | 2 | 19.09.18 | Педагогическое наблюдение. |
4 | Подготовка к празднику, посвящённому Дню учителя. Составление сценария. Разучивание сценок и стихов. | 2 | 25.09.18 | Беседа. Педагогическое наблюдение. |
5 | Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя. | 2 | 03.10.18 | Беседа. Педагогическое наблюдение. |
6. | Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс. | 2 | 10.10.18 | Педагогическое наблюдение. |
7. | Подготовка к вечеру искусств. Подборка стихов, посвящённых юбилейным датам русских поэтов . Отработка артикуляции, голоса, ритмики. | 2 | 16.10.18 | Беседа. Педагогическое наблюдение. |
8 | Разработка сценария. | 2 | 24.10.18 | Беседа. |
9 | Экскурсия в музей. Знакомство с творчеством местных поэтов . | 2 | 31.10.18 | Опрос. Беседа. |
10 | Подборка стихов на тему осени. | 2 | 7.11.18 | |
11 | Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова» | 2 | 14.11.18 | Беседа. Педагогическое наблюдение. |
12 | Выбор тем, сбор материала. Выбор стихов и сценок к концерту, посвящённому Дню Матери. | 2 | 21.11.18 | Беседа. Опрос. |
13 | Работа над стихотворениями и сценками. Участие в концерте, посвящённом Дню Матери. | 2 | 28.11.18 | Педагогическое наблюдение. Концерт. |
14 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 | 05.12.18 | Педагогическое наблюдение. |
15 | Подбор стихов, сценок, песен к Новому году. | 2 | 12.12.18 | Беседа. |
16 | Культура поведения в театре. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году. | 2 | 19.12.18 | Беседа. Опрос. |
17 | Подготовка к Новому году. Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 2 | 26.12.18 | Педагогическое наблюдение. Опрос. |
18 | Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи. | 2 | 09.01.19 | Педагогическое наблюдение. Опрос. |
19 | Просмотр фильма "Зимние праздники в России: традиции и обычаи». | 2 | 16.01.19 | Педагогическое наблюдение. |
20 | Действие, как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 2 | 23.01.19 | Беседа. Опрос. |
21 | Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова. | 2 | 30.01.19 | Беседа. Опрос. |
22 | Подборка номеров художественной самодеятельности для концерта к 8 марта. Работа над исполнением. | 2 | 06.02.19 | Беседа. |
23 | Создание выпуска праздничной газеты, презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 2 | 20.02. 19 | Педагогическое наблюдение. |
24 | Школьный этап конкурса «Живая классика». | 2 | 27.02.19 | Конкурс. |
25 | Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 2 | 06.03.19 | Педагогический контрольКонкурс. |
26 | Участие в районном этапе конкурса «Живая классика» | 2 | 13.03.19 | Конкурс. |
27 | Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Подбор стихотворений к районному фестивалю детского и юношеского творчества "Звёзды надежды". | 2 | 20.03.19 | Беседа. Педагогическое наблюдение. |
28 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». 11.Изучаем язык мимики и жестов. | 2 | 27.03.19 | Беседа. Опрос. |
29 | Слово в прозе 1. Жанры прозы. 2. Художественный анализ текста. 3. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». 4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 2 | 03.04.19 | Беседа. Конкурс. |
30 | Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал». Басни И.А. Крылова. Составление партитуры. | 2 | 10.04.19 | Беседа. Педагогическое наблюдение. |
31 | Разработка сценария к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок. | 2 | 17.04.19 | Беседа. Опрос. |
32 | Создание презентации «И опять приходит День Победы» Выпуск праздничной газеты. | 2 | 24.04.19 | Беседа. Опрос. |
33 | Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи. | 2 | 30.04.19 | Беседа. Опрос. |
34 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». | 2 | 07.05.19 | Педагогическое наблюдение.Концерт. |
35 | Слово в прозе 1. Жанры прозы. 2. Художественный анализ текста. 3. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». 4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 2 | 15.05.19 | Беседа. Опрос. |
36 | Итоговое занятие. | 2 | 22.05.19 | Литературно-музыкальная композиция. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Источники литературы:
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет».
Список литературы для родителей и учащихся:
1. Денисюк А.С. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения. – Киев, 1971.
2. Ладыженская Т.А., Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: методические рекомендации. – М., 1995.
3. Лобановская З.Д. Радость познания. (Развитие речи младших школьников). – С.-Петербург, 1998.
4. Рождественский В.С. Читая Пушкина. – Л., 1966.
5. Розенталь Д.З., Теленкова М.А. Словарь -справочник лингвистических терминов. – М., 1985.
6. Теория и практика сценической речи. – Л., 1985.
7. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М., 1993.
Образцы детской литературы, которые используются на занятиях:
Андерсен Г-Х. Огниво и другие сказки. – М., 2003.
Баруздин С. Прогулки по Петербургу. – М., 1993.
Барто А.Л. Игрушки. – М., 2005.
Заходер Б. Про всех на свете. – М., 2005.
Литература и фантазия. /сборник. – М., 1992.
Макин В. О серьезных пустяках, о словах-озорниках. – С-Пб., 1993.
Маршак С. Золотое колесо. – М., 1977.
Маршак С. Детки в клетке. М., 1996.
Мозаика. /сборник. – М., 1996.
Песня Победы. /сборник стихов. – Ленинград, 1985.
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001.
Пословицы, поговорки, потекши, скороговорки. /сборник. – Ярославль, 1996.
Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. М., 1985.
Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка, 1994.
Расскажи стихи руками. /сборник. – М., 1992.
Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978.
Розенталь Д. Э. Культура речи. – М.: Изд. МГУ, 1964.
Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М., 1974.
Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., 1961.
Сатир Г. Твой букварь. – М., 2004.
Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972.
Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.
Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. – С-Пб., 1994.
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
Тучнин М.П. Как задать вопрос. - М.: Просвещение, 1993.
Успенский Э. Общее собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес. – С-Пб., 1993.
Материально-технические условия реализации программы.
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с обучающимися необходимы: учебный кабинет, стулья; зеркала, грим; реквизиты, магнитофон, компьютер, оснащенный звуковыми колонками; фонотека; использование сети Интернет; наглядные демонстрационные пособия; материальная база для создания костюмов и декораций.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ.
Методические рекомендации.
Дикция. Орфоэпия.
В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
Логика чтения. Логические паузы.
Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.
Речевой слух.
Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):
Громче – тише,
Выше – ниже,
Быстрее – медленнее.
Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа.
«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В. Н. Аксенов, режиссер.
Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.
Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:
Образный (сигналы I сигн. системы);
Мыслительный (II сигн. Системы);
Средний.
Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
Позиция и поза.
Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
Основой дикламационного искусства должен быть ритм.
Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.
Оценочные материалы
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ ПО ПРОГРАММЕ
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка | |||
1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно – тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее ½ объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 |
1.2 Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает | 1 5 |
употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 10 | ||
Вывод: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2 -6 7 – 14 15 - 20 |
2. Практическая подготовка ребенка | |||
2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно – тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. | Минимальный уровень (ребенок овладел мене чем ½ предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой за конкретный период). | 1 5 10 |
2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением. | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудование с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не | 1 5 10 |
испытывает особых трудностей). | |||
2.3 Творческие навыки. | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет, в основном, задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 |
Вывод: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3 – 10 11 – 22 23 - 30 |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. | |||
3.1 Учебно – интеллектуальные умения: 3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу. | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень (обучающиеся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 1 5 10 |
3.1.2 Умение пользоваться компьютерными источниками | Самостоятельность в использовании компьютерными источниками информации | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 |
информации. | 10 | ||
3.1.3 Умение осуществлять учебно – исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования). | Самостоятельность в учебно – исследовательской работе. | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 10 |
3.2 Учебно – коммуникативные умения: 3.2.1 Умение слушать и слышать педагога. | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 10 |
3.2.2 Умение выступать перед аудиторией. | Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации. | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 10 |
3.2.3 Умение вести полемику, участвовать в дискуссии. | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, в построении доказательств. | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 10 |
3.3 Учебно – организационные навыки: 3.3.1 Умение организовывать свое рабочее место | Самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой. | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 10 |
3.3.2 Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 10 |
3.3.3 Умение аккуратно выполнять работу. | Аккуратность и ответственность а работе | Уровни по аналогии с п. 3.1.1 | 1 5 10 |
Вывод: | Уровень общеучебных умений и навыков | Низкий Средний Высокий | 9 – 30 31 – 62 63 - 90 |
Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий | до 46 47 – 98 99 - 140 |
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Медведева Татьяна Петровна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Янова Татьяна Викторовна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Варшавская Наталья Владимировна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Перминова Елена Федоровна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Порошина Ольга Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна