12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольховченко Эльвира Анатольевна638


t1676036817aa.jpg

Раздел 1. Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство, и в то же время оно актуально, потому что по прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту.

ДПИ и дизайн создают среду, в которой живут люди, украшают повседневный быт, помогают сделать жизнь более интересной и привлекательной. Его освоение дают возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.

Художественное воспитание, как таковое, вкупе с другими областями знаний, формирует в ребенке то самое чувство, которое называется мироощущением, мировосприятием. А задача педагога – научить ребенка чувствовать эту гармонию и уметь создавать ее.

Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.

Нормативно-правовая основа программы:

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.20 г.

Концепция развития образования, утвержд. Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г № 1726-р.

Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».

Национальный проект «Образование» на 2019-2024 гг.

«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» от 12 ноября 2020 г № 2945-р.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

СанПин 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 года N 28.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

СанПин 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 года N 28.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)

Устав МБУ ДО ДДТ

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО ДДТ.

Направленность – художественная

Направление – декоративно-прикладное творчество

Уровень – углубленный

Актуальность

На современном этапе развития художественного образования одним из ведущих направлений является формирование творчески развитой личности с устойчивыми ценностными ориентациями. В решении данной проблемы особую актуальность приобретает программа «Мастерская арт-дизайн», использующая возможности декоративно-прикладного искусства, как неиссякаемого источника духовно-нравственных и эстетических ценностей, позволяющая воспитывать у обучающихся культуру созерцания окружающей действительности, развивать творческое отношение к ней. Также актуальность программы «Мастерская арт-дизайн» опирается на практическую значимость освоения программы - усиление социально-педагогической и инновационной составляющей образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях. По результатам соцопроса среди родителей выяснился интерес детей к направлению деятельности, данной программы.

Новизна

Новизна данной программы заключается в том, что в образовательный процесс введены такие направления декоративно-прикладного искусства, как ткачество гобеленов, изготовление авторских коллажей. Работа в этих техниках ведется в соответствии с современными условиями и требованиями. Способствует развитию таких качеств, как аккуратность, ответственность; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга современными видами рукоделия, используя актуальные на сегодняшний день, прогрессивные дизайнерские направления. Программа предлагает новые формы организации занятий, эффективные методы образовательно–воспитательной деятельности работы с детьми: беседа-показ, беседа-обсуждение, ситуационно-ролевые игры, викторины, конкурсы, самостоятельную работу, проектная деятельность выставки изделий.

Педагогическая целесообразность

Данная программа является более углубленной, для продолжения освоения основ дизайна и проектирования, профессионального самоопределения. Обучающимся предоставляется возможность дальнейшего творческого поиска, самосовершенствования и самореализации в области ДПИ.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей и их интересов. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка.

Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Отличительные особенности

Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская арт-дизайн» художественной направленности, составлена на базе программы Кузина В.С. «Основы дизайна» и программы Шпикаловой Т.Я. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Программа направлена на взаимодействие разных видов деятельности и дает ребенку возможность получать более глубокие знания, а создание своеобразной среды на занятиях способствует активизации процессов самопознания и саморазвития, направленных на формирование творческой личности.

Программа «Мастерская АРТ – дизайн» является продолжением базовой 3 годичной программы «Арт – дизайн».

Приобретение комплексных знаний позволяет обучающемуся перерабатывать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать их в авторских творческих проектах на более высоком профессиональном уровне.

Особым образом организована образовательная среда в объединении – свободный, самостоятельный выбор обучающимися вида и формы деятельности, способов и техник оформления творческой работы, что позволяет попробовать свои силы во всех видах творчества и увидеть перспективы и потенциал своей деятельности.

Адресат программы

Программа рассчитана на возраст детей от 10 до 14 лет

Возрастные особенности детей с 10 до 12 лет

В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы обучения в начальной школе он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в социальной роли ученика. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности.

Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Дети 10-12 лет отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Это возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. У детей продолжает закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Возрастные особенности детей с 13 до 14лет

В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно - логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем их проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами - одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Другая отличительная особенность этого уровня развития мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии - способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. В целом усвоение научных понятии в школе само по себе создает ряд объективных условий для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. В зависимости от успешности обучения на предшествующих этапах у учащихся может быть разный уровень его реальной сформированности. При переходе от младшего школьного возраста к подростковому, мышление школьника качественно изменяется. Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности. В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.

Уровень – углубленный.

В программе используются технологии разноуровневого обучения, которые предполагают создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, что позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями детей.

Дифференцированный учебный материал по соответствующим уровням предлагается в разных формах и типах источников для участников образовательной программы.

Объем и сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 108 часов.

Формы и методы реализации программы

Форма организации образовательного процесса – очная, дистанционная (с применением дистанционных образовательных технологий).

В процессе занятий используются формы: традиционные, комбинированные и практические занятия (лекции, игры, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы, презентации, соревнования и другие).

Форма организации образовательного процесса

Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);

Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);

Коллективная (используется на общих занятиях).

Методы:

- Словесный (беседа, рассказ, обсуждение)

- Практический (выполнение работ по схемам)

- Наглядный (демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.)

- Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

В соответствии с целями и задачами работы учреждения о внедрении интерактивных технологий в учебный процесс, используются следующие методы организации:

- проблемно-поисковый;

- исследовательский;

- Мастер-классы - передача практического опыта от учителя к ученикам;

- Интерактивные вебинары - традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов;

- Кейсы - решение конкретной ситуации;

- Голосование, опросы - обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения;

- Мозговой штурм - совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений;

- Проекты - самостоятельная работа над поставленной задачей;

- Тренинги - совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением;

- «Броуновское движение» - хаотичное передвижение по классу в поиске решения;

- Дебаты - обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон;

- Деловые игры - обыгрывание ситуаций;

- Пары и малые группы - работа вдвоём и более;

- «Дерево решений»;

- Тестирование;

- Обратная связь;

- Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;

- Разрешение проблем;

Программа имеет разделы: разработка авторского проекта, формотворчество, декоративное оформление – сувениры, работа с текстилем – плетение гобеленов, текстильный коллаж.

Режим заняти

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 3 часа.

Особенности организации образовательного процесса

Так как программа «Мастерская АРТ – дизайн» является продолжением базовой программы «Арт – дизайн» , но для организации занятий необходим ряд условий. К занятиям по данной углубленной программе допускаются только те обучающиеся, которые полностью прошли базовый курс. Предлагаемые творческие задания рассчитаны на то, что все ранее изучаемые техники и приёмы работы ДПИ освоены на занятиях в студии.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы - создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессиональной среде по дизайну, их профессионально-личностного самоопределения.

Задачи:

Образовательные:

учить самостоятельно проектировать и изготавливать декоративные изделия;

учить разрабатывать собственные изделия на основе перспективного направления дизайна;

знакомить с основами экономических знаний при определении себестоимости изделия, способах экономии при его изготовлении;

знакомить с характеристикой труда дизайнера, художника с дальнейшей перспективой профессионального самоопределения;

формировать мотивации к самовыражению, через авторские разработки.

Воспитательные:

- развивать эстетический и художественный вкус;

- развивать творческую индивидуальность обучающегося;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои действия;

- воспитывать нравственную этику, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к традициям национальной культуры;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;

- формировать целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии.

Развивающие:

- развивать творческие способности, образное мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес, рациональное использование времени, точность движений, художественный вкус;

- развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через трудовую деятельность;

- обучать способам решения задач творческого и поискового характера;

- прививать потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

Сетевое взаимодействие

Реализация программы осуществляется во взаимодействии с детской библиотекой, школами, историко - краеведческими музеями.


1.3. Планируемые результаты.

Образовательные результаты освоения дополнительной программы:

Должны уметь

выполнять изделия из бисера, используя различные приёмы плетения;

самостоятельно разрабатывать эскизы, выражать авторские идеи и концепции;

выполнять изделия из различных текстильных материалов, применяя законы декоративной композиции.

Должны знать:

правила техники безопасности;

свойства и особенности различных текстильных материалов;

законы визуального восприятия, создания беспредметных, абстрактных композиций.

Личностные результаты

любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа;

владение культурой общения со сверстниками и взрослыми, культурой речи;

самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;

умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.

Метапредметные результаты

самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение;

ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

потребностью в самообразовании и в дальнейшем развитии умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества.


1.4. Учебно-тематический план


По занятиям №

п/п

По темам №

п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы органи-

зации занятий

Формы текущей аттеста-ции

Всего

Теория

Практи

ка

1.

Раздел 1. Разработка авторского проекта

1

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с предстоящей деятельностью. Инструктаж по охране труда.

3

2

1

Беседа Просмотр

работ


Входящий контроль

опрос, тестирова-

ние

2

1.2.

Экскурсия на природу. Зарисовка, поиски, наброски.

3

1

2

Практичес-кое занятие

Текущий контроль

3

1.3.

Композиционные поиски.

Разработка эскизов.

3

1

2

Практичес-кое занятие

Текущий контроль

4

1.4.

Разработка идеи, концепции декоративного мотива.

3

1

2

Творческое

задание

Текущий контроль

5

1.5.

Выполнение начального этапа работы.

3

1

2

Упражнение

Текущий контроль

6

1.6.

Выполнение основной части работы.

3

1

2

Творческое

задание

Текущий контроль

7

1.7.

Выполнение завершающей

части.

3

1

2

Практичес-кая работа

Текущий контроль

8

1.8.

Оформление работы.

Работа над проектом.

3

1

2

Практичес-кое занятие

Текущий контроль

Провероч-

ное задание

2.

Раздел 2. Формотворчество

9

2.1.

Разработка идеи, концепции творческой работы.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль

10

2.2.

Подбор, подготовка материалов к работе.

3

2

1

Комбинированное занятие

Текущий контроль

11

2.3.

Начальный этап работы.

Практическая работа.

3

1

2

Практичес

кая работа

Текущий контроль

12

2.4.

Основной этап работы.

Практическая работа.

3

1

2

Практичес

кая работа

Текущий контроль

13

2.5.

Завершающий этап работы.

Работа над проектом.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль

14

2.6.

Декорирование работы.

Оформление работы.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль

Проверочное уражнение

3.

Раздел 3. Декоративное оформление – сувениры.

15

3.1

Разработка сувенира.

Подбор материалов.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль


16

3.2

Начальная стадия работы.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль


17

3.3

Выполнение средней части

изделия.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль


18

4.4

Завершающая часть.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль


19

4.5

Декорирование изделия.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль


20

4.6

Оформление работ.

Работа над проектом.

3

1

2

Практическое занятие

Текущий контроль

Самостоятельная работа

4.

Раздел 4. Работа с текстилем – плетение гобеленов.

21

4.1.

Беседа «Лаконизм в декоративно – прикладном искусстве». Выбор темы.

3

1

2

Беседа.

Просмотр

работ

Опрос

22

4.2.

Разработка эскиза. Подготовка материалов к работе.

3

1

2

Комбинированное занятие

Текущий контроль

23

4.3.

Разработка идеи.

Начальный этап.

3

1

2

Комбини-

рованное занятие

Текущий контроль

24

4.4.

Общие отношения.

Практическая работа.

3

1

2

Практичес-

кое занятие

Текущий контроль

25

4.5.

Выполнение нижней части.

Практическая работа.

3

1

2

Практичес-кое занятие

Текущий контроль

26

4.6.

Выполнение средней части.

Практическая работа.

3

1

2

Комбини-рованное занятие

Текущий контроль

27

4.7.

Завершение работы.

Проработка деталей.

3

1

2

Комбини-рованное занятие

Текущий контроль

28

4.8.

Декорирование работы.

.

3

1

2

Комбини-рованное занятие

Текущий контроль

29

4.9.

Оформление работы.

3

1

2

Комбини-рованное занятие

Текущий контроль

Проверочное упражнение

5.

Раздел 5. Текстильный коллаж.

30

5.1.

Разработка эскиза.

Подготовка к работе.

3

1

2

Комбини-рованное занятие

Текущий контроль

31

5.2.

Первая прописка.

Общие отношения.

3

1

2

Комбини-рованное занятие

Текущий контроль

32

5.3.

Вторая прописка.

Прописывание работы.

3

1

2

Комбини-рованное занятие

Текущий контроль

33

5.4.

Третья прописка.

Уточнение работы.

3

1

2

Практическое занятие

Текущий контроль

34

5.5.

Четвёртая прописка.

Проработка деталей.

3

1

2

Практическое занятие

Текущий контроль

35

5.6.

Декорирование работы.

3

1

2

Практическое занятие

Текущий контроль

36

5.7.

Оформление работы.

Работа над проектом.

3

1

2

Комбинированное занятие

Итоговый контроль

Защита проектов

Итого часов:


108

40

68



1.5. Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1.Разработка авторского проекта.

Теория. Инструктаж по охране труда. Свободные декоративные композиция.

Практика. Разработка эскизов. Композиционные поиски. Воплощение идеи – замысла.

Вид и тематика наглядных пособий.

«Творческий авторский проект» - образцы работ из методического фонда.

Формы контроля. Демонстрация результатов работы на тематических выставках.

Дистанционно:https://ped- kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/master-klas-po-izgotovleniyu-maketa-kolazha-volshebnyi-domik.html

Работа над проектом.

Раздел 2. Формотворчество

Теория. Стилизация. Декоративный образ.

Практика. Разработка эскиза. Создание декоративного образа.

Вид и тематика наглядных пособий.

«Разработка идеи, концепции творческой работы» - набор наглядных пособий «Формотворчество». «Выполнение, декорирование работы» - образцы работ из методического фонда.

Формы контроля. Представление наработанных результатов в виде опубликованных мастер – классов на творческих сайтах.

Дистанционно::https://ped- kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/master-klas-pletenija-fonarika-iz-bisera-busin-straz-40680.html

Работа над проектом.

Раздел 3. Декоративное оформление – сувениры

Теория. Сочетание материалов. Отбор средств выразительности.

Практика. Разработка сувенира. Подготовка деталей. Выполнение изделия. Декорирование – оформление.

Вид и тематика наглядных пособий.

«Разработка сувенира» - образцы работ из методического фонда. «Выполнение, оформление работы» - образцы работ из методического фонда по теме.

Формы контроля. Демонстрация готовых изделий на выставках ДПИ.

Дистанционно:https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/-lochnaja-igrushka-zh-lud-master-klas-pletenija-novogodnei-igrushki-iz-busin-bisera-straz.html

https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/master-klas-tainstvenyi-fonarik-izgotovlenie-podsvechnika-iz-busin.html

Работа над проектом.

Раздел 4. Работа с текстилем – плетение гобеленов.

Теория. Способы подачи идеи. Приёмы плетения гобеленов.

Практика. Разработка эскизов. Работа над общими отношениями. Уточнение, проработка деталей. Декорирование работы.

Вид и тематика наглядных пособий.

«Разработка декоративного образа» - набор наглядных пособий «Ткачество гобеленов». «Выполнение, оформление работы» - образцы работ из методического фонда.

Формы контроля. Демонстрация готовых изделий на выставках.

Дистанционно:https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/-probuzhdenie-prirody-master-klas-sozdanija-dekorativnogo-pano-v-smeshanoi-tehnike.html

Раздел 5. Текстильный коллаж.

Теория. Сочетание материалов. Отбор средств выразительности.

Практика. Выбор темы, сюжета. Подготовка деталей. Поэтапное выполнение работы. Декорирование – оформление.

Вид и тематика наглядных пособий.

«Стилизованные образы в ДПИ» - набор наглядных пособий «Работа с текстилем». «Выполнение, оформление работы» - образцы работ из методического фонда по теме.

Формы контроля. Защита творческих проектов.

Дистанционно:https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/-zimnja-skazka-master-klas-sozdanija-dekorativnogo-pano-iz-tekstilja-i-kruzhev.html

Работа над проектом.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график


Год обучения


Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения

по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятия

Дополнитель-

ный курс

10 сентября

25 мая

36

72

1 раз в неделю по 3 часа.


2.2 Условия реализации программа

Материально-техническое обеспечение

Оформленный кабинет, столы, стулья, мультимедиа аппаратура, звуковая аппаратура, компьютер, бисер, бусины, рубка, стеклярус разных цветов и размеров; проволока для бисероплетения (0,2–0,4 мм) разных цветов; леска или мононить для бисероплетения (0,2–0,4 мм); ножницы; линейка; лоскуты однотонной ткани разных цветов; цветной картон или бархатная бумага; иглы для бисера (№10);нитки капроновые разных цветов; нитки «Ирис» разных цветов; фурнитура для бижутерии (швензы, застежки, пуссеты);клей ПВА; краски; кисточки; тетрадь в клетку (для зарисовок схем); цветные карандаши или фломастеры, ткань Х/б, шелк, подрамник, рамка деревянная для оформления работы, кнопки, скрепки, бумага, калька, стеклянные трубочки для резерва, резерв разных цветов, объемные резервы и пасты для декорирования, краски по ткани, кисти разных размеров беличьи и щетинные, соль крупная, воск, блестки, палитра; фотографии, видеофильмы, картины, схемы, плакаты, рисунки, макеты.

Информационное обеспечение Для реализации программы необходимы: - специальная литература по предметам – изобразительное искусство, декоративно – прикладное творчество, дизайн и художественное проектирование; - мульти - медиа аппаратура для доступа к интернет ресурсам; - наличие методического фонда с образцами творческих работ различной направленности и тематики.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, педагог-психолог.

Психолого-педагогическое сопровождение

Направления работы:

сопровождение процесса адаптации обучающихся (формирование детского коллектива): эмоциональная привлекательность досуга; удовлетворение потребностей в новизне впечатлений; общение и самодеятельность в разнообразных формах, включая труд, игру и другие сферы возможного самоопределения; участие в интеллектуально-познавательных играх, экскурсиях, праздниках, походах, ярмарках, выставках, театральных встречах;

наблюдение и первичное выявление проблем в развитии, обучении, социализации у обучающегося (последующее обращение к педагогу-психологу);

беседы, консультации с родителями (в т.ч. консультации педагога-психолога по плану и по запросу).

2.3. Формы аттестации

Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля:

Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.

Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.

Промежуточный контроль осуществляется в середине и в конце учебного года. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль проводится по окончании освоения программы по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих проектных работ, самоанализ.

Программа объединения «АРТ-Дизайн» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:

- мини-конкурсы (обсуждение работ),

- выставки,

- викторины,

- игры-упражнения, игры-викторины,

- защита творческих проектов,

- персональные выставки,

- круглый стол (обсуждение работы за год),

- зачеты,

- письменные контрольные задания,

- самостоятельные выполнения заданий,

- итоговая работа.

Критерии оценки результатов:

Используется 6-бальная 3-х уровневая система оценки знаний, умений и навыков воспитанников:

1)усвоение учебных действий сформировано слабо – низкий уровень;

2) усвоение учебных действий сформировано достаточно, есть затруднения – средний уровень;

3) усвоения учебных действий сформировано оптимально, нет затруднений – высокий уровень.

Степень усвоения знаний по отдельной теме(по результатам вопросов и тестов на знание теоретической базы)


Уровень

Описание

Результат теста

Баллы


Низкий

Знания не сформированы


0-10% правильных ответов на тест


1

Владеет минимальным объёмом знаний, бывают затруднения

10-20% правильных ответов на тест


2


Средний

Знаниями владеет, бывают ошибки

20-40% правильных ответов на тест


3

Достаточный уровень усвоения

знаний, но есть затруднения

40-60% правильных ответов на тест


4


Высокий

Достаточный уровень усвоения

знаний, нет затруднений

60-80% правильных ответов на тест


5

Высокий уровень усвоения знаний, нет затруднений

80-100% правильных ответов на тест


6


Степень развития навыков по отдельной теме(по результатам практических заданий, где можно посмотреть конкретные навыки)


Уровень


Описание

Баллы


Низкий

Навык не сформирован



1

Начальная степень сформированности навыков, часто бывают затруднения


2


Средний

Навыками владеет, но бывают ошибки


3

Достаточный уровень развития навыков, но есть незначительные затруднения


4


Высокий

Оптимальный уровень развития навыков, нет затруднений


5

Высокий уровень усвоения знаний, нет затруднений


6


2.4. Оценочные материалы.

Способы и формы выявления результатов:

Теоретический диалог, наблюдение, фронтальный опрос, устный опрос, проверочное упражнение, проверочное задание, практическая и самостоятельная работа наблюдение, итоговые занятия, выставки тестирование, открытое занятие для родителей, презентацию творческих проектных работ, самоанализ.

Способы и формы фиксации результатов: творческие работы учащихся, фото и видео процесса работы, отзывы учащихся и родителей, благодарности, грамоты, дипломы, портфолио.

Способы и формы предъявления результатов: творческие работы обучающихся, участие в выставках и конкурсах на уровне села, района, края портфолио.

Мониторинг качества знаний.


2.5. Методическое обеспечение

Методы:

Словесный (беседа, рассказ, обсуждение)

Практический (выполнение работ по схемам)

Наглядный (демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.)

Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)


Раздел


Форма, наименование

1

Разработка авторского проекта.


Творческие работы из методического фонда

по различным темам и направлениям

2

Формотворчество

Творческие работы из методического фонда по теме «Абстракция», «Беспредметная композиция»

3

Декоративное оформление – сувениры.

Наглядные пособия по разработке и оформлению различных сувениров.

4

Работа с текстилем – плетение гобеленов.

Образцы работ по теме «Плетение гобеленов»

5

Текстильный коллаж.

Творческие работы из методического фонда по теме «Коллаж»


Для реализации данной программы необходимы следующие методические комплексы:

1.Методические комплексы, состоящие из: информационного материала; рефератов по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомы с изделиями воспитанников; методические разработки и планы конспекты занятий; методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

2.Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.

3.Методические разработки: «Изготовление подсвечника», «Декорирование баночки», «Схемы фигурок для бисерного низания», «Плетение пасхальных яиц из бусин», «Схемы для пасхальных яиц в технике «Ткачество бисером», «Законы декоративной композиции и стилизации».

4. Мастер – классы: «Шкатулки в технике «декупаж», «Рождественский венок», «Новогодние любимцы», «Плетение пасхальных яиц из бусин», «Коллаж из кружев», «Пасхальные яйца в технике «Ткачество бисером», «Подсвечник из бусинок», «Открытка в технике «Аппликация», «Панно - коллаж из косточек и семян», «Символ года».

5.Консультации для родителей: «Приобщаем ребёнка к изобразительному искусству», «Так ли важно рисование в жизни ребенка?", «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях», «Развитие речи во время занятий ИЗО», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста", «Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?", «Беседа с детьми по картине».

6. Мероприятия: Сценарий «Осенний этюд», Сценарий «Рождество – любимый праздник», Сценарий «Весенний перезвон», Сценарий «Радужная викторина».

Психолого-педагогическое сопровождение

Направления работы:

- сопровождение процесса адаптации обучающихся (формирование детского коллектива): эмоциональная привлекательность досуга; удовлетворение потребностей в новизне впечатлений; общение и самодеятельность в разнообразных формах, включая труд, игру и другие сферы возможного самоопределения; участие в интеллектуально-познавательных играх, экскурсиях, праздниках, походах, ярмарках, выставках, театральных встречах.

- наблюдение и первичное выявление проблем в развитии, обучении, социализации у обучающегося (последующее обращение к педагогу-психологу)

- беседы, консультации с родителями (в т.ч. консультации педагога-психолога по плану и по запросу)


Литература

Список литературы для педагога:

1. Базанова М.Д. Пленэр / М.Д. Базанова. – М: Изобразительное искусство, 2008. – 160 с.

2. Бидерман Г. В. Энциклопедия символов / Г. В. Бидерман. - М: Республика, 2009. - 335 с.

3. Величка Н. П. Роспись. Техники, приемы, изделия / Величка Н. П.- М: АСТ – ПРЕСС, 2014. – 224 с.

4. Вильчинский В.М. Изобразительное искусство / В.М. Вильчинский. - Киев: Радянська, 2010. -

5. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей / Р.А. Гильман. - М: Владос, 2012. – 160 с.

6. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 312 с.

7. Жабинская М.П. Составь узор сам / М.П. Жабинская. - Минск: Пламя, 2009. – 220 с.

8. Жданов А.В. Бионика для дизайнеров / А.В. Жданов. - М: Юрайт, 2019. – 232 с.

9. Журавлева И.Д. Ткани / И.Д. Журавлева. - М: Эксмо, 2011. – 176 с.

10. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. - М: Владос, 2009. – 144 с.

11. Мак Корник Гордон. Лоскутное шитье / Гордон Мак Корник. - М: Ниола 21-й век, 2010. – 128 с.

12. Малютин О.И. Атлас подводного мира / О.А. Малютин. - М: Росмэн, 2014. – 93 с.

13. Паранюшин Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшин. – М: Феникс. 2002. – 80 с.

14 Павловская Е.Э. Основы дизайна и композиции/ Е.Э. Павловская. – М: Юрайт, 2019. – 183 с.

15. Сараева Ю.С. Роспись по ткани / Ю.С Сараева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 160 с.

16. Стерри П. Бабочки и мотыльки / П. Стери. – Минск: Белфас, 2010. – 80 с.

17. Сурина М.О. История образования и цветодидактики / М.О.Сурина. - М: Март, 2009. – 352 с.

18. Сурина М.О. Цвет и символы в искусстве, дизайне и архитектуре. - М: Март, 2009. – 288 с.

19. Ньюхауз Сью. Вышивка пейзажей / Сью Ньюхауз. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 64 с.

20. Тресиддер Д. Словарь символов / Д. Тресиддер. - М: Гранд, 2014. – 448 с.

21. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. – М: Вече, 2012.

22. Фопель К. Энергия паузы / К. Фопель.- М: Генезис, 2017г. – 38 с.

23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать / К. Фопель. – М: Генезис, 2010г. - 540 с.

24. Шоуэлл Билли. Портреты цветов в акварели / Билли Шоуэл. – Вильнюс: Кристина – Новый век, 2008. – 128 с.

25. Шорохова Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно – прикладном искусстве/ Л. В. Шорохова. – М: Юрайт, 2019. – 118 с.

Список литературы для обучающихся:

1. Белякова О.В. Оригинальные поделки из бисера / О.В. Белякова. - Ростов-на - Дону: Владос, 2010. - 112 с.

2. Ванина Т.Н. Солёное тесто / Т.Н. Ванина. – М: АСТ – ПРЕСС, 2014. – 64 с.

2. Холл Джейн. Образы природы в искусстве рукоделия / Джейн Холл. – М: Кристина – Новый век, 2008. -128 с.

3. Каминская Е.А. Лоскутное шитьё / Е. А. Каминская. – М: РИПОЛ классик, 2010. – 256 с.

4. Кожохина С.К. Батик / С.К. Кожохина, - Ярославль: Академия развития, 2013. – 144 с.

5. Кокарева И.А. Живописный войлок / И. А. Кокорева. - М: АСТ - ПРЕСС, 2009. – 120 с.

6. Крутий Я.В. 100 схем для пэчворка и аппликации / Я.В. Крутий. - Ростов-на - Дону: Феникс, 2012.- 104 с.

7. Кудряшова Т. В. Великолепные украшения для дома в технике «терра» / Т.В. Кудряшова. – М: ЭКСМО, 2014. – 96 с.

8. Ляукина М.В. Бисер / М.В. Ляукина. – М: АСТ – ПРЕСС, 2014. – 176 с.

8. Митителло К. Аппликация, техника и искусство/ К. Митителло. – М: Эксмо-пресс, 2012. – 192 с.

9. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу/ М.О. Синеглазова. – М:

Издательский Дом МСП, 2008. – 112 с.

10. Солод Л.Е. Цветочные чудо – коллажи / Л.Е. Солод. – М: ЭКСМО, 2008. – 96 с.

10. Уотт Фиона. Я умею рисовать / ФионаУотт. – М: Росмэн, 2011. – 96 с.

12. Фокина Л.В. Орнамент / Л.В. Фокина. - Ростов-на - Дону: Феникс, 2012.- 96 с.

​​​​​​​ Список литературы для родителей:

1. Агеева Е.А. Большая энциклопедия поделок / Е.А. Агеева.- М: Росмэн, 2012. – 255 с.

2. Браиловская Л.В. АРТ – дизайн: красивые вещи / Л.В Браиловская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 268 с.

3. Баер Удо. Терапия творчеством / Удо Баер. – М: Класс, 2015. – 568 с.


Приложение


Приложение 1. Мониторинг образовательной деятельности

по дополнительному курсу «Мастерская арт - дизайн»


Мониторинг образовательной деятельности по теме

«Разработка авторского проекта»


Ф. И.

учащегося

Теория

Т

Практика

Средний балл

(Сумма

балов/ 2)

Общий уро

вень

Подтема

1

Выбор идеи, концеп-ции

Подтема

2

Разработка хода,

последо-ватель-ности действий

Подтема 3

Выпол-нение автор-ского проекта

Навык

1

Умение

Рабо

тать с эскиза-ми

Навык

2

Умение

нахо-дить

информацию

Навык

3

Умение

самостоятельно вести проект


Кол-во баллов

Кол-во

баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Теория + прак-тика, разде-лить

на 2

1-2 низ

3-4 сред

5-6 выс




Мониторинг образовательной деятельности по теме «Формотворчество»


Ф. И.

учащегося

Теория


Практика

Средний балл

(Сумма

балов/ 2)

Общий уро

вень

Подтема

1

Изгото-вление

декоративного изделия

Подтема

2

Разра-ботка автор-ской

идеи

Подтема3

Вопло-щение

замыс

ла


Навык

1

Умение

выра-

зить

концепцию

Навык

2

Умение

рабо -

тать в смешанной технике

Навык

3

Умение

офор-мить

изделие




Кол-во баллов

Кол-во

баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Теория + прак-тика, разде-лить

на 2

1-2 низ

3-4 сред

5-6 выс



Мониторинг образовательной деятельности по теме

«Декоративное оформление - сувениры»


Ф. И.

учащегося

Теория


Практика

Средний балл

(Сумма

балов/ 2)

Общий уро-вень


Подтема

1

Разра-ботка

автор-ской

концеп-ции

Подтема 2

Разра-ботка

деталей

и частей

изделия



Подтема

3

Вопло-щение

замысла

Навык

1

Умение

выдви-

нуть и разра-ботать

идею

Навык

2

Умение созда вать

подхо-дящие

детали

Навык

3

Умение декори-ровать, завер-шить изделие




Кол-во баллов

Кол-во

баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Теория + прак-тика, разде-лить

на 2

1-2 низ

3-4 сред

5-6 выс




Мониторинг образовательной деятельности по теме

«Работа с текстилем – плетение гобеленов»


Ф. И.

учащегося

Теория


Практика

Средний балл

(Сумма

балов/ 2)

Общий уро-вень

Подтема

1

Составление

компо-зиции

гобелена

Подтема

2

Выбор

цветовой гаммы для гармоничноговедения работы

Подтема

3

Декорированиеи офор-мление

работы

Навык

1

Умениевыра-зить,

реализовать замысел

Навык

2

Умение

подби-рать

подхо-дящие

материалы

Навык 3

Умение

завер-шить, офор-

мить

работу


Кол-во баллов

Кол-во

баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Теория + прак

тика

разде-

лить

на 2

1-2 низ

3-4 сред

5-6 выс


Мониторинг образовательной деятельности по теме

«Текстильный коллаж»


Ф. И.

учащегося

Теория


Практика

Средний балл

(Сумма

балов/ 2)

Общий уро-вень

Подтема

1

Составление

компо-зиции

коллажа

Подтема

2

Организация фона и

подбор деталей

Подтема

3

Декорированиеи офор-мление

работы

Навык

1

Умение

выра-зить,

реализовать замысел

Навык

2

Умение

подби-рать

подхо-дящие детали

Навык 3

Умение

завер-шить

работу




Кол-во баллов

Кол-во

баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Теория + прак

тика

разде-лить2

1-2 низ

3-4 сред

5-6 выс



Приложение 2. Оценочные материалы к мониторингу образовательной деятельности программы «Мастерская арт – дизайн»

Тема «Разработка авторского проекта»

1 Подтема «Выбор идеи, концепции»

Умение выдвигать оригинальные идеи, желание реализовать свой замысел.

2 Подтема «Разработка хода, последовательности действий»

Умение распланировать время, наметить шаги поэтапного выполнения работы.

3 Подтема «Выполнение авторского проекта»

Умение выразить и воплотить намеченные идеи.

Навык 1 «Умение работать с эскизами»

Умение делать разработки, поиски, зарисовки, эскизы.

Навык 2 «Умение находить информацию»

Умение работать со специальной литературой, интернет - ресурсами.

Навык 3 «Умение самостоятельно вести проект»

Проверочное задание: «Разработать и создать арт – объект из предлагаемых материалов ДПИ»

Тема «Формотворчество»

1 Подтема «Изготовление декоративного изделия»

Вопросы: «Какие главные принципы декоративности нужно соблюдать?»; «Какие материалы можно использовать в ДПИ?»; «Чем можно оформить и декорировать изделие?»

2 Подтема «Разработка авторской идеи»

Вопросы: «С чего начинается творческий процесс?»; «Какие этапы необходимы для разработки замысла?»; «Как реализуется выбранная идея?»

3 Подтема «Воплощение замысла»

Навык 1 «Умение выразить концепцию»

Практическое задание: «Разработать авторский замысел для воплощения своей идеи»

Навык 2 «Умение работать в смешанной технике»

Практическое задание: «Выбрать и подобрать из различных предложенных материалов те, которые хорошо сочетаются между собой»

Навык 3 «Умение оформить изделие»

Практическое задание: «Подобрать из предложенных декоративных и отделочных материалов те, которые подходят для декорирования изделия»

Тема «Декоративное оформление - сувениры»

1 Подтема «Разработка авторской концепции»

Проверочное задание «Придумать и разработать собственный оригинальный сувенир»

2 Подтема «Разработка деталей и частей изделия»

Проверочное задание «Разработать и подобрать детали для реализации своего замысла»

3 Подтема «Воплощение замысла»

Проверочное задание «Выполнить авторский декоративный сувенир»

Навык 1 «Умение выдвинуть и разработать идею»

Проверочное задание «Разработать эскиз работы»

Навык 2 «Умение создавать подходящие детали»

Проверочное задание «Изготовить работу или сувенир, сочетающий различные материалы ДПИ.

Навык 3 «Умение декорировать и завершить изделие»

Проверочное задание «Оформить изготовленное изделие в картонное паспарту, декорировать его, оформить в рамку»

Тема «Работа с текстилем – плетение гобеленов»

1 Подтема «Составление композиции гобелена»

Вопросы: Что такое «гобелен»? Какие бывают виды гобеленов?

2 Подтема «Выбор цветовой гаммы для гармоничного ведения работы»

Вопросы: «Какие материалы можно использовать при работе над гобеленом?»; «Какие материалы используются при работе над смешанными гобеленами?»

3 Подтема «Декорирование и оформление работы»

Вопросы: «Какими материалами можно декорировать гобелен?»; «Для чего нужно оформлять работу?»

Навык 1 «Умение выразить, реализовать свой замысел»

Проверочное задание «Разработать эскизы для будущей работы»

Навык 2 «Умение подбирать подходящие детали»

Проверочное задание «Подобрать подходящие и сочетающиеся материалы для своей работы»

Навык 3 «Умение завершить работу»

Проверочное задание «Завершить, декорировать, оформить работу»

Тема «Текстильный коллаж»

1 Подтема «Составление композиции коллажа»

Вопросы: Что такое «коллаж»? Какие бывают виды коллажей?

2 Подтема «Организация фона и подбор деталей»

Вопросы: «Какие материалы можно использовать при работе над текстильным коллажем»?; «Какие материалы используются при работе над другими видами коллажей?»

3 Подтема «Декорирование и оформление работы»

Вопросы: «Какими материалами можно декорировать текстильный коллаж?»; «Для чего нужно оформлять работу?»

Навык 1 «Умение выразить, реализовать свой замысел»

Проверочное задание «Разработать эскизы для будущей работы»

Навык 2 «Умение подбирать подходящие детали»

Проверочное задание «Подобрать подходящие и сочетающиеся материалы для своей работы»

Навык 3 «Умение завершить работу»

Проверочное задание «Завершить, декорировать, оформить свою работу»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.