Дополнительная программа по художественному проектированию «Мастерская АРТ-дизайн»
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство, и в то же время оно актуально, потому что по прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту.
ДПИ и дизайн создают среду, в которой живут люди, украшают повседневный быт, помогают сделать жизнь более интересной и привлекательной. Его освоение дают возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.
Художественное воспитание, как таковое, вкупе с другими областями знаний, формирует в ребенке то самое чувство, которое называется мироощущением, мировосприятием. А задача педагога – научить ребенка чувствовать эту гармонию и уметь создавать ее.
Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.
Нормативно-правовая основа программы:
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.20 г.
Концепция развития образования, утвержд. Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г № 1726-р.
Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».
Национальный проект «Образование» на 2019-2024 гг.
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» от 12 ноября 2020 г № 2945-р.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
СанПин 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 года N 28.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
СанПин 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 года N 28.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
Устав МБУ ДО ДДТ
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО ДДТ.
Направленность – художественная
Направление – декоративно-прикладное творчество
Уровень – углубленный
Актуальность
На современном этапе развития художественного образования одним из ведущих направлений является формирование творчески развитой личности с устойчивыми ценностными ориентациями. В решении данной проблемы особую актуальность приобретает программа «Мастерская арт-дизайн», использующая возможности декоративно-прикладного искусства, как неиссякаемого источника духовно-нравственных и эстетических ценностей, позволяющая воспитывать у обучающихся культуру созерцания окружающей действительности, развивать творческое отношение к ней. Также актуальность программы «Мастерская арт-дизайн» опирается на практическую значимость освоения программы - усиление социально-педагогической и инновационной составляющей образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях. По результатам соцопроса среди родителей выяснился интерес детей к направлению деятельности, данной программы.
Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что в образовательный процесс введены такие направления декоративно-прикладного искусства, как ткачество гобеленов, изготовление авторских коллажей. Работа в этих техниках ведется в соответствии с современными условиями и требованиями. Способствует развитию таких качеств, как аккуратность, ответственность; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга современными видами рукоделия, используя актуальные на сегодняшний день, прогрессивные дизайнерские направления. Программа предлагает новые формы организации занятий, эффективные методы образовательно–воспитательной деятельности работы с детьми: беседа-показ, беседа-обсуждение, ситуационно-ролевые игры, викторины, конкурсы, самостоятельную работу, проектная деятельность выставки изделий.
Педагогическая целесообразность
Данная программа является более углубленной, для продолжения освоения основ дизайна и проектирования, профессионального самоопределения. Обучающимся предоставляется возможность дальнейшего творческого поиска, самосовершенствования и самореализации в области ДПИ.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей и их интересов. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка.
Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Отличительные особенности
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская арт-дизайн» художественной направленности, составлена на базе программы Кузина В.С. «Основы дизайна» и программы Шпикаловой Т.Я. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Программа направлена на взаимодействие разных видов деятельности и дает ребенку возможность получать более глубокие знания, а создание своеобразной среды на занятиях способствует активизации процессов самопознания и саморазвития, направленных на формирование творческой личности.
Программа «Мастерская АРТ – дизайн» является продолжением базовой 3 годичной программы «Арт – дизайн».
Приобретение комплексных знаний позволяет обучающемуся перерабатывать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать их в авторских творческих проектах на более высоком профессиональном уровне.
Особым образом организована образовательная среда в объединении – свободный, самостоятельный выбор обучающимися вида и формы деятельности, способов и техник оформления творческой работы, что позволяет попробовать свои силы во всех видах творчества и увидеть перспективы и потенциал своей деятельности.
Адресат программы
Программа рассчитана на возраст детей от 10 до 14 лет
Возрастные особенности детей с 10 до 12 лет
В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы обучения в начальной школе он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в социальной роли ученика. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности.
Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Дети 10-12 лет отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Это возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. У детей продолжает закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Возрастные особенности детей с 13 до 14лет
В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно - логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем их проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами - одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Другая отличительная особенность этого уровня развития мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии - способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. В целом усвоение научных понятии в школе само по себе создает ряд объективных условий для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. В зависимости от успешности обучения на предшествующих этапах у учащихся может быть разный уровень его реальной сформированности. При переходе от младшего школьного возраста к подростковому, мышление школьника качественно изменяется. Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности. В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
Уровень – углубленный.
В программе используются технологии разноуровневого обучения, которые предполагают создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, что позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями детей.
Дифференцированный учебный материал по соответствующим уровням предлагается в разных формах и типах источников для участников образовательной программы.
Объем и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 108 часов.
Формы и методы реализации программы
Форма организации образовательного процесса – очная, дистанционная (с применением дистанционных образовательных технологий).
В процессе занятий используются формы: традиционные, комбинированные и практические занятия (лекции, игры, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы, презентации, соревнования и другие).
Форма организации образовательного процесса
Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
Коллективная (используется на общих занятиях).
Методы:
- Словесный (беседа, рассказ, обсуждение)
- Практический (выполнение работ по схемам)
- Наглядный (демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.)
- Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
В соответствии с целями и задачами работы учреждения о внедрении интерактивных технологий в учебный процесс, используются следующие методы организации:
- проблемно-поисковый;
- исследовательский;
- Мастер-классы - передача практического опыта от учителя к ученикам;
- Интерактивные вебинары - традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов;
- Кейсы - решение конкретной ситуации;
- Голосование, опросы - обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения;
- Мозговой штурм - совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений;
- Проекты - самостоятельная работа над поставленной задачей;
- Тренинги - совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением;
- «Броуновское движение» - хаотичное передвижение по классу в поиске решения;
- Дебаты - обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон;
- Деловые игры - обыгрывание ситуаций;
- Пары и малые группы - работа вдвоём и более;
- «Дерево решений»;
- Тестирование;
- Обратная связь;
- Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;
- Разрешение проблем;
Программа имеет разделы: разработка авторского проекта, формотворчество, декоративное оформление – сувениры, работа с текстилем – плетение гобеленов, текстильный коллаж.
Режим заняти
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 3 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Так как программа «Мастерская АРТ – дизайн» является продолжением базовой программы «Арт – дизайн» , но для организации занятий необходим ряд условий. К занятиям по данной углубленной программе допускаются только те обучающиеся, которые полностью прошли базовый курс. Предлагаемые творческие задания рассчитаны на то, что все ранее изучаемые техники и приёмы работы ДПИ освоены на занятиях в студии.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы - создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессиональной среде по дизайну, их профессионально-личностного самоопределения.
Задачи:
Образовательные:
учить самостоятельно проектировать и изготавливать декоративные изделия;
учить разрабатывать собственные изделия на основе перспективного направления дизайна;
знакомить с основами экономических знаний при определении себестоимости изделия, способах экономии при его изготовлении;
знакомить с характеристикой труда дизайнера, художника с дальнейшей перспективой профессионального самоопределения;
формировать мотивации к самовыражению, через авторские разработки.
Воспитательные:
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать творческую индивидуальность обучающегося;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои действия;
- воспитывать нравственную этику, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к традициям национальной культуры;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
- формировать целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Развивающие:
- развивать творческие способности, образное мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес, рациональное использование времени, точность движений, художественный вкус;
- развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через трудовую деятельность;
- обучать способам решения задач творческого и поискового характера;
- прививать потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
Сетевое взаимодействие
Реализация программы осуществляется во взаимодействии с детской библиотекой, школами, историко - краеведческими музеями.
1.3. Планируемые результаты.
Образовательные результаты освоения дополнительной программы:
Должны уметь
выполнять изделия из бисера, используя различные приёмы плетения;
самостоятельно разрабатывать эскизы, выражать авторские идеи и концепции;
выполнять изделия из различных текстильных материалов, применяя законы декоративной композиции.
Должны знать:
правила техники безопасности;
свойства и особенности различных текстильных материалов;
законы визуального восприятия, создания беспредметных, абстрактных композиций.
Личностные результаты
любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа;
владение культурой общения со сверстниками и взрослыми, культурой речи;
самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;
умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
Метапредметные результаты
самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение;
ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
потребностью в самообразовании и в дальнейшем развитии умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества.
1.4. Учебно-тематический план
По занятиям № п/п | По темам № п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы органи- зации занятий | Формы текущей аттеста-ции | ||||||||||||
Всего | Теория | Практи ка | |||||||||||||||
1. | Раздел 1. Разработка авторского проекта | ||||||||||||||||
1 | 1.1. | Вводное занятие. Знакомство с предстоящей деятельностью. Инструктаж по охране труда. | 3 | 2 | 1 | Беседа Просмотр работ | Входящий контроль опрос, тестирова- ние | ||||||||||
2 | 1.2. | Экскурсия на природу. Зарисовка, поиски, наброски. | 3 | 1 | 2 | Практичес-кое занятие | Текущий контроль | ||||||||||
3 | 1.3. | Композиционные поиски. Разработка эскизов. | 3 | 1 | 2 | Практичес-кое занятие | Текущий контроль | ||||||||||
4 | 1.4. | Разработка идеи, концепции декоративного мотива. | 3 | 1 | 2 | Творческое задание | Текущий контроль | ||||||||||
5 | 1.5. | Выполнение начального этапа работы. | 3 | 1 | 2 | Упражнение | Текущий контроль | ||||||||||
6 | 1.6. | Выполнение основной части работы. | 3 | 1 | 2 | Творческое задание | Текущий контроль | ||||||||||
7 | 1.7. | Выполнение завершающей части. | 3 | 1 | 2 | Практичес-кая работа | Текущий контроль | ||||||||||
8 | 1.8. | Оформление работы. Работа над проектом. | 3 | 1 | 2 | Практичес-кое занятие | Текущий контроль Провероч- ное задание | ||||||||||
2. | Раздел 2. Формотворчество | ||||||||||||||||
9 | 2.1. | Разработка идеи, концепции творческой работы. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
10 | 2.2. | Подбор, подготовка материалов к работе. | 3 | 2 | 1 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
11 | 2.3. | Начальный этап работы. Практическая работа. | 3 | 1 | 2 | Практичес кая работа | Текущий контроль | ||||||||||
12 | 2.4. | Основной этап работы. Практическая работа. | 3 | 1 | 2 | Практичес кая работа | Текущий контроль | ||||||||||
13 | 2.5. | Завершающий этап работы. Работа над проектом. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
14 | 2.6. | Декорирование работы. Оформление работы. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль Проверочное уражнение | ||||||||||
3. | Раздел 3. Декоративное оформление – сувениры. | ||||||||||||||||
15 | 3.1 | Разработка сувенира. Подбор материалов. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
16 | 3.2 | Начальная стадия работы. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
17 | 3.3 | Выполнение средней части изделия. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
18 | 4.4 | Завершающая часть. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
19 | 4.5 | Декорирование изделия. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
20 | 4.6 | Оформление работ. Работа над проектом. | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Текущий контроль Самостоятельная работа | ||||||||||
4. | Раздел 4. Работа с текстилем – плетение гобеленов. | ||||||||||||||||
21 | 4.1. | Беседа «Лаконизм в декоративно – прикладном искусстве». Выбор темы. | 3 | 1 | 2 | Беседа. Просмотр работ | Опрос | ||||||||||
22 | 4.2. | Разработка эскиза. Подготовка материалов к работе. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
23 | 4.3. | Разработка идеи. Начальный этап. | 3 | 1 | 2 | Комбини- рованное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
24 | 4.4. | Общие отношения. Практическая работа. | 3 | 1 | 2 | Практичес- кое занятие | Текущий контроль | ||||||||||
25 | 4.5. | Выполнение нижней части. Практическая работа. | 3 | 1 | 2 | Практичес-кое занятие | Текущий контроль | ||||||||||
26 | 4.6. | Выполнение средней части. Практическая работа. | 3 | 1 | 2 | Комбини-рованное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
27 | 4.7. | Завершение работы. Проработка деталей. | 3 | 1 | 2 | Комбини-рованное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
28 | 4.8. | Декорирование работы. . | 3 | 1 | 2 | Комбини-рованное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
29 | 4.9. | Оформление работы. | 3 | 1 | 2 | Комбини-рованное занятие | Текущий контроль Проверочное упражнение | ||||||||||
5. | Раздел 5. Текстильный коллаж. | ||||||||||||||||
30 | 5.1. | Разработка эскиза. Подготовка к работе. | 3 | 1 | 2 | Комбини-рованное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
31 | 5.2. | Первая прописка. Общие отношения. | 3 | 1 | 2 | Комбини-рованное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
32 | 5.3. | Вторая прописка. Прописывание работы. | 3 | 1 | 2 | Комбини-рованное занятие | Текущий контроль | ||||||||||
33 | 5.4. | Третья прописка. Уточнение работы. | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Текущий контроль | ||||||||||
34 | 5.5. | Четвёртая прописка. Проработка деталей. | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Текущий контроль | ||||||||||
35 | 5.6. | Декорирование работы. | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Текущий контроль | ||||||||||
36 | 5.7. | Оформление работы. Работа над проектом. | 3 | 1 | 2 | Комбинированное занятие | Итоговый контроль Защита проектов | ||||||||||
Итого часов: | 108 | 40 | 68 | |
1.5. Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1.Разработка авторского проекта.
Теория. Инструктаж по охране труда. Свободные декоративные композиция.
Практика. Разработка эскизов. Композиционные поиски. Воплощение идеи – замысла.
Вид и тематика наглядных пособий.
«Творческий авторский проект» - образцы работ из методического фонда.
Формы контроля. Демонстрация результатов работы на тематических выставках.
Дистанционно:https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/master-klas-po-izgotovleniyu-maketa-kolazha-volshebnyi-domik.html
Работа над проектом.
Раздел 2. Формотворчество
Теория. Стилизация. Декоративный образ.
Практика. Разработка эскиза. Создание декоративного образа.
Вид и тематика наглядных пособий.
«Разработка идеи, концепции творческой работы» - набор наглядных пособий «Формотворчество». «Выполнение, декорирование работы» - образцы работ из методического фонда.
Формы контроля. Представление наработанных результатов в виде опубликованных мастер – классов на творческих сайтах.
Дистанционно::https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/master-klas-pletenija-fonarika-iz-bisera-busin-straz-40680.html
Работа над проектом.
Раздел 3. Декоративное оформление – сувениры
Теория. Сочетание материалов. Отбор средств выразительности.
Практика. Разработка сувенира. Подготовка деталей. Выполнение изделия. Декорирование – оформление.
Вид и тематика наглядных пособий.
«Разработка сувенира» - образцы работ из методического фонда. «Выполнение, оформление работы» - образцы работ из методического фонда по теме.
Формы контроля. Демонстрация готовых изделий на выставках ДПИ.
Работа над проектом.
Раздел 4. Работа с текстилем – плетение гобеленов.
Теория. Способы подачи идеи. Приёмы плетения гобеленов.
Практика. Разработка эскизов. Работа над общими отношениями. Уточнение, проработка деталей. Декорирование работы.
Вид и тематика наглядных пособий.
«Разработка декоративного образа» - набор наглядных пособий «Ткачество гобеленов». «Выполнение, оформление работы» - образцы работ из методического фонда.
Формы контроля. Демонстрация готовых изделий на выставках.
Дистанционно:https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/-probuzhdenie-prirody-master-klas-sozdanija-dekorativnogo-pano-v-smeshanoi-tehnike.html
Раздел 5. Текстильный коллаж.
Теория. Сочетание материалов. Отбор средств выразительности.
Практика. Выбор темы, сюжета. Подготовка деталей. Поэтапное выполнение работы. Декорирование – оформление.
Вид и тематика наглядных пособий.
«Стилизованные образы в ДПИ» - набор наглядных пособий «Работа с текстилем». «Выполнение, оформление работы» - образцы работ из методического фонда по теме.
Формы контроля. Защита творческих проектов.
Дистанционно:https://ped-kopilka.ru/blogs/yelvira-anatolevna-olhovchenko/-zimnja-skazka-master-klas-sozdanija-dekorativnogo-pano-iz-tekstilja-i-kruzhev.html
Работа над проектом.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятия |
Дополнитель- ный курс | 10 сентября | 25 мая | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 3 часа. |
2.2 Условия реализации программа
Материально-техническое обеспечение
Оформленный кабинет, столы, стулья, мультимедиа аппаратура, звуковая аппаратура, компьютер, бисер, бусины, рубка, стеклярус разных цветов и размеров; проволока для бисероплетения (0,2–0,4 мм) разных цветов; леска или мононить для бисероплетения (0,2–0,4 мм); ножницы; линейка; лоскуты однотонной ткани разных цветов; цветной картон или бархатная бумага; иглы для бисера (№10);нитки капроновые разных цветов; нитки «Ирис» разных цветов; фурнитура для бижутерии (швензы, застежки, пуссеты);клей ПВА; краски; кисточки; тетрадь в клетку (для зарисовок схем); цветные карандаши или фломастеры, ткань Х/б, шелк, подрамник, рамка деревянная для оформления работы, кнопки, скрепки, бумага, калька, стеклянные трубочки для резерва, резерв разных цветов, объемные резервы и пасты для декорирования, краски по ткани, кисти разных размеров беличьи и щетинные, соль крупная, воск, блестки, палитра; фотографии, видеофильмы, картины, схемы, плакаты, рисунки, макеты.
Информационное обеспечение Для реализации программы необходимы: - специальная литература по предметам – изобразительное искусство, декоративно – прикладное творчество, дизайн и художественное проектирование; - мульти - медиа аппаратура для доступа к интернет ресурсам; - наличие методического фонда с образцами творческих работ различной направленности и тематики.Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, педагог-психолог.Психолого-педагогическое сопровождение
Направления работы:
сопровождение процесса адаптации обучающихся (формирование детского коллектива): эмоциональная привлекательность досуга; удовлетворение потребностей в новизне впечатлений; общение и самодеятельность в разнообразных формах, включая труд, игру и другие сферы возможного самоопределения; участие в интеллектуально-познавательных играх, экскурсиях, праздниках, походах, ярмарках, выставках, театральных встречах;
наблюдение и первичное выявление проблем в развитии, обучении, социализации у обучающегося (последующее обращение к педагогу-психологу);
беседы, консультации с родителями (в т.ч. консультации педагога-психолога по плану и по запросу).
2.3. Формы аттестации
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля:
Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
Промежуточный контроль осуществляется в середине и в конце учебного года. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль проводится по окончании освоения программы по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих проектных работ, самоанализ.
Программа объединения «АРТ-Дизайн» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:
- мини-конкурсы (обсуждение работ),
- выставки,
- викторины,
- игры-упражнения, игры-викторины,
- защита творческих проектов,
- персональные выставки,
- круглый стол (обсуждение работы за год),
- зачеты,
- письменные контрольные задания,
- самостоятельные выполнения заданий,
- итоговая работа.
Критерии оценки результатов:
Используется 6-бальная 3-х уровневая система оценки знаний, умений и навыков воспитанников:
1)усвоение учебных действий сформировано слабо – низкий уровень;
2) усвоение учебных действий сформировано достаточно, есть затруднения – средний уровень;
3) усвоения учебных действий сформировано оптимально, нет затруднений – высокий уровень.
Степень усвоения знаний по отдельной теме(по результатам вопросов и тестов на знание теоретической базы)
Уровень | Описание | Результат теста | Баллы |
Низкий | Знания не сформированы | 0-10% правильных ответов на тест | 1 |
Владеет минимальным объёмом знаний, бывают затруднения | 10-20% правильных ответов на тест | 2 | |
Средний | Знаниями владеет, бывают ошибки | 20-40% правильных ответов на тест | 3 |
Достаточный уровень усвоения знаний, но есть затруднения | 40-60% правильных ответов на тест | 4 | |
Высокий | Достаточный уровень усвоения знаний, нет затруднений | 60-80% правильных ответов на тест | 5 |
Высокий уровень усвоения знаний, нет затруднений | 80-100% правильных ответов на тест | 6 |
Степень развития навыков по отдельной теме(по результатам практических заданий, где можно посмотреть конкретные навыки)
Уровень | Описание | Баллы |
Низкий | Навык не сформирован | 1 |
Начальная степень сформированности навыков, часто бывают затруднения | 2 | |
Средний | Навыками владеет, но бывают ошибки | 3 |
Достаточный уровень развития навыков, но есть незначительные затруднения | 4 | |
Высокий | Оптимальный уровень развития навыков, нет затруднений | 5 |
Высокий уровень усвоения знаний, нет затруднений | 6 |
2.4. Оценочные материалы.
Способы и формы выявления результатов:
Теоретический диалог, наблюдение, фронтальный опрос, устный опрос, проверочное упражнение, проверочное задание, практическая и самостоятельная работа наблюдение, итоговые занятия, выставки тестирование, открытое занятие для родителей, презентацию творческих проектных работ, самоанализ.
Способы и формы фиксации результатов: творческие работы учащихся, фото и видео процесса работы, отзывы учащихся и родителей, благодарности, грамоты, дипломы, портфолио.
Способы и формы предъявления результатов: творческие работы обучающихся, участие в выставках и конкурсах на уровне села, района, края портфолио.
Мониторинг качества знаний.
2.5. Методическое обеспечение
Методы:
Словесный (беседа, рассказ, обсуждение)
Практический (выполнение работ по схемам)
Наглядный (демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.)
Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
№ | Раздел | Форма, наименование |
1 | Разработка авторского проекта. | Творческие работы из методического фонда по различным темам и направлениям |
2 | Формотворчество | Творческие работы из методического фонда по теме «Абстракция», «Беспредметная композиция» |
3 | Декоративное оформление – сувениры. | Наглядные пособия по разработке и оформлению различных сувениров. |
4 | Работа с текстилем – плетение гобеленов. | Образцы работ по теме «Плетение гобеленов» |
5 | Текстильный коллаж. | Творческие работы из методического фонда по теме «Коллаж» |
Для реализации данной программы необходимы следующие методические комплексы:
1.Методические комплексы, состоящие из: информационного материала; рефератов по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомы с изделиями воспитанников; методические разработки и планы конспекты занятий; методические указания и рекомендации к практическим занятиям.
2.Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.
3.Методические разработки: «Изготовление подсвечника», «Декорирование баночки», «Схемы фигурок для бисерного низания», «Плетение пасхальных яиц из бусин», «Схемы для пасхальных яиц в технике «Ткачество бисером», «Законы декоративной композиции и стилизации».
4. Мастер – классы: «Шкатулки в технике «декупаж», «Рождественский венок», «Новогодние любимцы», «Плетение пасхальных яиц из бусин», «Коллаж из кружев», «Пасхальные яйца в технике «Ткачество бисером», «Подсвечник из бусинок», «Открытка в технике «Аппликация», «Панно - коллаж из косточек и семян», «Символ года».
5.Консультации для родителей: «Приобщаем ребёнка к изобразительному искусству», «Так ли важно рисование в жизни ребенка?", «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях», «Развитие речи во время занятий ИЗО», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста", «Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?", «Беседа с детьми по картине».
6. Мероприятия: Сценарий «Осенний этюд», Сценарий «Рождество – любимый праздник», Сценарий «Весенний перезвон», Сценарий «Радужная викторина».
Психолого-педагогическое сопровождение
Направления работы:
- сопровождение процесса адаптации обучающихся (формирование детского коллектива): эмоциональная привлекательность досуга; удовлетворение потребностей в новизне впечатлений; общение и самодеятельность в разнообразных формах, включая труд, игру и другие сферы возможного самоопределения; участие в интеллектуально-познавательных играх, экскурсиях, праздниках, походах, ярмарках, выставках, театральных встречах.
- наблюдение и первичное выявление проблем в развитии, обучении, социализации у обучающегося (последующее обращение к педагогу-психологу)
- беседы, консультации с родителями (в т.ч. консультации педагога-психолога по плану и по запросу)
Литература
Список литературы для педагога:
1. Базанова М.Д. Пленэр / М.Д. Базанова. – М: Изобразительное искусство, 2008. – 160 с.
2. Бидерман Г. В. Энциклопедия символов / Г. В. Бидерман. - М: Республика, 2009. - 335 с.
3. Величка Н. П. Роспись. Техники, приемы, изделия / Величка Н. П.- М: АСТ – ПРЕСС, 2014. – 224 с.
4. Вильчинский В.М. Изобразительное искусство / В.М. Вильчинский. - Киев: Радянська, 2010. -
5. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей / Р.А. Гильман. - М: Владос, 2012. – 160 с.
6. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 312 с.
7. Жабинская М.П. Составь узор сам / М.П. Жабинская. - Минск: Пламя, 2009. – 220 с.
8. Жданов А.В. Бионика для дизайнеров / А.В. Жданов. - М: Юрайт, 2019. – 232 с.
9. Журавлева И.Д. Ткани / И.Д. Журавлева. - М: Эксмо, 2011. – 176 с.
10. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. - М: Владос, 2009. – 144 с.
11. Мак Корник Гордон. Лоскутное шитье / Гордон Мак Корник. - М: Ниола 21-й век, 2010. – 128 с.
12. Малютин О.И. Атлас подводного мира / О.А. Малютин. - М: Росмэн, 2014. – 93 с.
13. Паранюшин Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшин. – М: Феникс. 2002. – 80 с.
14 Павловская Е.Э. Основы дизайна и композиции/ Е.Э. Павловская. – М: Юрайт, 2019. – 183 с.
15. Сараева Ю.С. Роспись по ткани / Ю.С Сараева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 160 с.
16. Стерри П. Бабочки и мотыльки / П. Стери. – Минск: Белфас, 2010. – 80 с.
17. Сурина М.О. История образования и цветодидактики / М.О.Сурина. - М: Март, 2009. – 352 с.
18. Сурина М.О. Цвет и символы в искусстве, дизайне и архитектуре. - М: Март, 2009. – 288 с.
19. Ньюхауз Сью. Вышивка пейзажей / Сью Ньюхауз. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 64 с.
20. Тресиддер Д. Словарь символов / Д. Тресиддер. - М: Гранд, 2014. – 448 с.
21. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. – М: Вече, 2012.
22. Фопель К. Энергия паузы / К. Фопель.- М: Генезис, 2017г. – 38 с.
23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать / К. Фопель. – М: Генезис, 2010г. - 540 с.
24. Шоуэлл Билли. Портреты цветов в акварели / Билли Шоуэл. – Вильнюс: Кристина – Новый век, 2008. – 128 с.
25. Шорохова Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно – прикладном искусстве/ Л. В. Шорохова. – М: Юрайт, 2019. – 118 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Белякова О.В. Оригинальные поделки из бисера / О.В. Белякова. - Ростов-на - Дону: Владос, 2010. - 112 с.
2. Ванина Т.Н. Солёное тесто / Т.Н. Ванина. – М: АСТ – ПРЕСС, 2014. – 64 с.
2. Холл Джейн. Образы природы в искусстве рукоделия / Джейн Холл. – М: Кристина – Новый век, 2008. -128 с.
3. Каминская Е.А. Лоскутное шитьё / Е. А. Каминская. – М: РИПОЛ классик, 2010. – 256 с.
4. Кожохина С.К. Батик / С.К. Кожохина, - Ярославль: Академия развития, 2013. – 144 с.
5. Кокарева И.А. Живописный войлок / И. А. Кокорева. - М: АСТ - ПРЕСС, 2009. – 120 с.
6. Крутий Я.В. 100 схем для пэчворка и аппликации / Я.В. Крутий. - Ростов-на - Дону: Феникс, 2012.- 104 с.
7. Кудряшова Т. В. Великолепные украшения для дома в технике «терра» / Т.В. Кудряшова. – М: ЭКСМО, 2014. – 96 с.
8. Ляукина М.В. Бисер / М.В. Ляукина. – М: АСТ – ПРЕСС, 2014. – 176 с.
8. Митителло К. Аппликация, техника и искусство/ К. Митителло. – М: Эксмо-пресс, 2012. – 192 с.
9. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу/ М.О. Синеглазова. – М:
Издательский Дом МСП, 2008. – 112 с.
10. Солод Л.Е. Цветочные чудо – коллажи / Л.Е. Солод. – М: ЭКСМО, 2008. – 96 с.
10. Уотт Фиона. Я умею рисовать / ФионаУотт. – М: Росмэн, 2011. – 96 с.
12. Фокина Л.В. Орнамент / Л.В. Фокина. - Ростов-на - Дону: Феникс, 2012.- 96 с.
Список литературы для родителей:
1. Агеева Е.А. Большая энциклопедия поделок / Е.А. Агеева.- М: Росмэн, 2012. – 255 с.
2. Браиловская Л.В. АРТ – дизайн: красивые вещи / Л.В Браиловская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 268 с.
3. Баер Удо. Терапия творчеством / Удо Баер. – М: Класс, 2015. – 568 с.
Приложение
Приложение 1. Мониторинг образовательной деятельности
по дополнительному курсу «Мастерская арт - дизайн»
Мониторинг образовательной деятельности по теме
«Разработка авторского проекта»
Ф. И. учащегося | Теория Т | Практика | Средний балл (Сумма балов/ 2) | Общий уро вень | ||||||
Подтема 1 Выбор идеи, концеп-ции | Подтема 2 Разработка хода, последо-ватель-ности действий | Подтема 3 Выпол-нение автор-ского проекта | Навык 1 Умение Рабо тать с эскиза-ми | Навык 2 Умение нахо-дить информацию | Навык 3 Умение самостоятельно вести проект | |||||
| Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Теория + прак-тика, разде-лить на 2 | 1-2 низ 3-4 сред 5-6 выс |
Мониторинг образовательной деятельности по теме «Формотворчество»
Ф. И. учащегося | Теория | Практика | Средний балл (Сумма балов/ 2) | Общий уро вень | |||||||
Подтема 1 Изгото-вление декоративного изделия | Подтема 2 Разра-ботка автор-ской идеи | Подтема3 Вопло-щение замыс ла | Навык 1 Умение выра- зить концепцию | Навык 2 Умение рабо - тать в смешанной технике | Навык 3 Умение офор-мить изделие | | | ||||
| Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Теория + прак-тика, разде-лить на 2 | 1-2 низ 3-4 сред 5-6 выс |
Мониторинг образовательной деятельности по теме
«Декоративное оформление - сувениры»
Ф. И. учащегося | Теория | Практика | Средний балл (Сумма балов/ 2) | Общий уро-вень | |||||||
Подтема 1 Разра-ботка автор-ской концеп-ции | Подтема 2 Разра-ботка деталей и частей изделия | Подтема 3 Вопло-щение замысла | Навык 1 Умение выдви- нуть и разра-ботать идею | Навык 2 Умение созда вать подхо-дящие детали | Навык 3 Умение декори-ровать, завер-шить изделие | | | ||||
| Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Теория + прак-тика, разде-лить на 2 | 1-2 низ 3-4 сред 5-6 выс |
Мониторинг образовательной деятельности по теме
«Работа с текстилем – плетение гобеленов»
Ф. И. учащегося | Теория | Практика | Средний балл (Сумма балов/ 2) | Общий уро-вень | |||||||
Подтема 1 Составление компо-зиции гобелена | Подтема 2 Выбор цветовой гаммы для гармоничноговедения работы | Подтема 3 Декорированиеи офор-мление работы | Навык 1 Умениевыра-зить, реализовать замысел | Навык 2 Умение подби-рать подхо-дящие материалы | Навык 3 Умение завер-шить, офор- мить работу | ||||||
| Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Теория + прак тика разде- лить на 2 | 1-2 низ 3-4 сред 5-6 выс |
Мониторинг образовательной деятельности по теме
«Текстильный коллаж»
Ф. И. учащегося | Теория | Практика | Средний балл (Сумма балов/ 2) | Общий уро-вень | |||||||
Подтема 1 Составление компо-зиции коллажа | Подтема 2 Организация фона и подбор деталей | Подтема 3 Декорированиеи офор-мление работы | Навык 1 Умение выра-зить, реализовать замысел | Навык 2 Умение подби-рать подхо-дящие детали | Навык 3 Умение завер-шить работу | | | ||||
| Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Кол-во баллов | Теория + прак тика разде-лить2 | 1-2 низ 3-4 сред 5-6 выс |
Приложение 2. Оценочные материалы к мониторингу образовательной деятельности программы «Мастерская арт – дизайн»
Тема «Разработка авторского проекта»
1 Подтема «Выбор идеи, концепции»
Умение выдвигать оригинальные идеи, желание реализовать свой замысел.
2 Подтема «Разработка хода, последовательности действий»
Умение распланировать время, наметить шаги поэтапного выполнения работы.
3 Подтема «Выполнение авторского проекта»
Умение выразить и воплотить намеченные идеи.
Навык 1 «Умение работать с эскизами»
Умение делать разработки, поиски, зарисовки, эскизы.
Навык 2 «Умение находить информацию»
Умение работать со специальной литературой, интернет - ресурсами.
Навык 3 «Умение самостоятельно вести проект»
Проверочное задание: «Разработать и создать арт – объект из предлагаемых материалов ДПИ»
Тема «Формотворчество»
1 Подтема «Изготовление декоративного изделия»
Вопросы: «Какие главные принципы декоративности нужно соблюдать?»; «Какие материалы можно использовать в ДПИ?»; «Чем можно оформить и декорировать изделие?»
2 Подтема «Разработка авторской идеи»
Вопросы: «С чего начинается творческий процесс?»; «Какие этапы необходимы для разработки замысла?»; «Как реализуется выбранная идея?»
3 Подтема «Воплощение замысла»
Навык 1 «Умение выразить концепцию»
Практическое задание: «Разработать авторский замысел для воплощения своей идеи»
Навык 2 «Умение работать в смешанной технике»
Практическое задание: «Выбрать и подобрать из различных предложенных материалов те, которые хорошо сочетаются между собой»
Навык 3 «Умение оформить изделие»
Практическое задание: «Подобрать из предложенных декоративных и отделочных материалов те, которые подходят для декорирования изделия»
Тема «Декоративное оформление - сувениры»
1 Подтема «Разработка авторской концепции»
Проверочное задание «Придумать и разработать собственный оригинальный сувенир»
2 Подтема «Разработка деталей и частей изделия»
Проверочное задание «Разработать и подобрать детали для реализации своего замысла»
3 Подтема «Воплощение замысла»
Проверочное задание «Выполнить авторский декоративный сувенир»
Навык 1 «Умение выдвинуть и разработать идею»
Проверочное задание «Разработать эскиз работы»
Навык 2 «Умение создавать подходящие детали»
Проверочное задание «Изготовить работу или сувенир, сочетающий различные материалы ДПИ.
Навык 3 «Умение декорировать и завершить изделие»
Проверочное задание «Оформить изготовленное изделие в картонное паспарту, декорировать его, оформить в рамку»
Тема «Работа с текстилем – плетение гобеленов»
1 Подтема «Составление композиции гобелена»
Вопросы: Что такое «гобелен»? Какие бывают виды гобеленов?
2 Подтема «Выбор цветовой гаммы для гармоничного ведения работы»
Вопросы: «Какие материалы можно использовать при работе над гобеленом?»; «Какие материалы используются при работе над смешанными гобеленами?»
3 Подтема «Декорирование и оформление работы»
Вопросы: «Какими материалами можно декорировать гобелен?»; «Для чего нужно оформлять работу?»
Навык 1 «Умение выразить, реализовать свой замысел»
Проверочное задание «Разработать эскизы для будущей работы»
Навык 2 «Умение подбирать подходящие детали»
Проверочное задание «Подобрать подходящие и сочетающиеся материалы для своей работы»
Навык 3 «Умение завершить работу»
Проверочное задание «Завершить, декорировать, оформить работу»
Тема «Текстильный коллаж»
1 Подтема «Составление композиции коллажа»
Вопросы: Что такое «коллаж»? Какие бывают виды коллажей?
2 Подтема «Организация фона и подбор деталей»
Вопросы: «Какие материалы можно использовать при работе над текстильным коллажем»?; «Какие материалы используются при работе над другими видами коллажей?»
3 Подтема «Декорирование и оформление работы»
Вопросы: «Какими материалами можно декорировать текстильный коллаж?»; «Для чего нужно оформлять работу?»
Навык 1 «Умение выразить, реализовать свой замысел»
Проверочное задание «Разработать эскизы для будущей работы»
Навык 2 «Умение подбирать подходящие детали»
Проверочное задание «Подобрать подходящие и сочетающиеся материалы для своей работы»
Навык 3 «Умение завершить работу»
Проверочное задание «Завершить, декорировать, оформить свою работу»