Публикация «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОC»

6
0
Материал опубликован 6 June 2021 в группе

Ломаченко Елена Ивановна

педагог доп.образования

МБУДО" СЮН Новооскольского района Белородской области"

Дополнительное образование детей

в условиях реализации ФГОC


В настоящее время дополнительное образование играет важную роль в подготовке будущего поколения. Её назначение - решить важную социальную проблему, которая связана с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат

их саморазвитие в дальнейшей жизни.

Одной из важнейших составляющих образовательного пространства является дополнительное образование детей. Дополнительное образование, сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый кадровый стандарт, постоянно совершенствуются программы ФГОС, улучшается инфраструктура и материальное обеспеение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося. В итоге общее и дополнительное образование становятся частями целого процесса, и являются дополняющими друг-друга компонентами единого процесса образования. Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию, становление личности. Дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся, как универсальную форму развития ребенка. Оно основано на свободном выборе разных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение.

В основе новых стандартов находится общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, который предполагает создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть снабжена за счет построения нескольких пространств взаимодействия:

пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;

пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Другой особенностью новых стандартов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.

Интеграция дополнительного и общего образования может осуществляться в разнообразных формах. Станция юных натуралистов и Дом детского творчества города Новый Оскол осуществляет сотрудничество со школами города и района по реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с ФГОС. Основная идея взаимодействия – расширение спектра образовательных программ для организации внеурочной занятости детей. Учреждения предлагают программы естественно-научной, художественной, туристско-краеведческой, направленности:

Программы рассчитаны на один-два учебных часа в неделю. По своей структуре они приближены к программам внеурочной деятельности. Например, программа «Мир красок» способствует развитию у детей воображения, творческого потенциала. Дети учатся сами добывать знания, делать выводы и открывают для себя интересные и увлекательные явления окружающего мира. При таком подходе практически каждое занятие становится для ребёнка образовательным событием.

Программа «Маленькие исследователи» направлена на вовлечение детей в исследовательскую деятельность. В ходе работы над проектами и исследовательскими работами дети учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её, формируется ответственность за свою деятельность, уважительные и равноправные отношения с партнёрами.

Реализация программ художественной направленности создаёт широкие возможности для творчества детей. Происходит вовлечение детей в разные виды художественного и декоративно-прикладного творчества, освоение различных материалов, приобщение детей к истокам народного творчества.

Программы востребованы школами города и района. Интерес представляет их содержание, развивающий характер, ориентация на исследовательскую деятельность, формирование творческой индивидуальности, коммуникативных навыков и др.

Опыт сотрудничества в рамках реализации ФГОС выявил определённые плюсы для учреждения дополнительного образования:

в течение учебного года наполняемость групп и сохранность контингента обучающихся находятся на достаточном уровне;

часть детей, пройдя обучение по данным программам, продолжает в дальнейшем заниматься по традиционным дополнительным общеразвивающим программам.

Практика показала, что в учреждении имеются резервы и широкий спектр возможностей для развития интеграционных процессов общего и дополнительного образования, которые определяют дальнейшие перспективы взаимодействия.

В системе дополнительного образования творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.

Дополнительное образование детей открывает большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Установлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к дополнительному образованию.

Особенность системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком и его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Таким образом, реализация ФГОС общего образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требуют разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.

Литература:

1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 17-19.

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 2006. - 352 с.

3. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.

4. Журкина А. Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования: учебник для вузов /А. Я. Журкина. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 84 с

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации