Публикация «Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
«Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Преподаватель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с учащимся на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.
Так, в своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.
Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.
Рефлексия:
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
Технология проблемного обучения: теоретические основы
Технология проблемного обучения является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.
Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.
Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности студента. Познавательная деятельность учащихся должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.
Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.
Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.
Самоанализ
Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для воспитания компетентного специалиста, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.
При отборе содержания я стараюсь использовать материалы нескольких альтернативных учебников и учебных пособий. При отборе материала ориентируюсь на доступность языка для обучающихся. Так как не все студенты воспринимают информацию полностью того уровня которого бы хотелось.
На учебных занятиях и практических работах направляю своё общение со студентами на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого студента . Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала.
Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку для каждого обучающегося.
Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности студентов, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного студента, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.
На занятиях обучающиеся со слабой подготовкой стараюсь не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, а даю достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашиваю их в письменной форме, чтобы сформировать у них уверенность в своих силах, осторожно оцениваю неудачи этих студентов, обязательно поощряю за старание; не требую от них немедленного включения в учебную деятельность на уроке, постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока, в момент выполнения заданий не отвлекаю такого студента.
Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей обучающихся на этапе мотивации при обучении спец дисциплин. Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих студента к учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.
При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.