«Доскажи словечко»: дидактическая игра как средство формирования активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
«Доскажи словечко»: дидактическая игра как средство формирования активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Курникова Вера Анатольевна, учитель начальных классов
Аннотация
В статье описываются особенности и способы формирования и развития активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Представлена подборка и модификация дидактических игр. Способы внедрения модификационных дидактических игр в урочное время. Оценка эффективности модификационных дидактических игр.
Ключевые слова
Дидактическая игра, младшие школьники, интеллектуальная недостаточность, модификация, словарный запас, активный словарь, речь.
Введение
В современном обществе большое внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право каждого человека на образование. Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с интеллектуальной недостаточностью. Особенности психического развития таких детей выражаются в нарушении речевой деятельности, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря (В.Г. Петрова).
С одной стороны существуют средства по формированию активного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а с другой стороны, отмечая низкую эффективность традиционных средств, педагоги остро нуждаются в новых инструментах, которые сделают процесс формирования активного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью более эффективным.
Цель: разработать портфель дидактических игр для формирования активного словаря младших школьников
с интеллектуальной недостаточностью.
Методы: анализ, конкретизация, моделирование, формирующий эксперимент.
Гипотеза: формирование активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будет эффективным, если использование дидактических игр будет одним из основных средств.
Основная часть
Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) - это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга (С. Я. Рубинштейн).
Формирование активного словаря у детей напрямую связано с их психическим развитием и формированием представлений о мире вокруг. В то же время, у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается иная ситуация. Их словарный запас отражает особенности их познавательной активности, ограниченность восприятия окружающей действительности и трудности в понимании явлений, свойств и закономерностей мира.
Автор считает, что дидактическая игра является одним из способов, который может помочь в формировании активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, поскольку игра является самым доступным видом деятельности для детей. В процессе игры активность детей проявляется особенно ярко. Исследования показывают, что дети с интеллектуальной недостаточностью требуют более тщательного влияния взрослых по сравнению с детьми, развивающимися нормально, из-за специфики их развития.
Словарный запас представляет собой набор слов, которые ребёнок понимает и использует в своей речи. Его принято классифицировать на два типа: активный и пассивный. Активный словарный запас (экспрессивная лексика) включает слова, которые ребёнок применяет в общении. Пассивный словарный запас (импрессивная лексика) состоит из слов, которые ребёнок воспринимает и понимает. В норме пассивный словарный запас обычно превышает активный.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью характеризуются недостаточным словарным запасом, неточным использованием слов и трудностями в актуализации лексики. Часто наблюдается значительная разница между их активным и пассивным словарем, что касается всех частей речи.
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью не знакомы с названиями многих предметов и их частей. В их словарном запасе преобладают конкретные существительные, отсутствуют обобщающие термины, а также мало прилагательных и наречий. Часто они заменяют слова, основываясь на их семантическом сходстве. Пассивный словарь таких детей больше, чем активный, но они испытывают трудности с его использованием в речи.
Исследованием словарного запаса обучающихся с интеллектуальной недостаточностью занимались такие исследователи, как Петрова В.Г, Данилкина Г.И., Дульнев Г.М. Они подчеркивали, что нарушения в познавательной деятельности влияют на развитие как пассивного, так и активного словарного запаса.
В настоящее время выделяют четыре основные задачи в области словарной работы (Соловьёва О.И., Тихеева Е.И., Конина М.М.):
1. Обогащение — это процесс, при котором дети осваивают незнакомые слова и новые значения слов, уже присутствующих в их лексиконе.
2. Закрепление и уточнение — это углубление понимания знакомых слов и придание им конкретного содержания.
3. Активизация — это задача переноса как можно большего количества слов из пассивного словарного запаса в активный.
4. Устранение нелитературных слов — это перевод таких слов, как диалектные, просторечные и жаргонные, в пассивный словарный запас.
Вопрос формирования активного словаря подробно рассмотрен в исследованиях Р.И. Лалаевой. Автор предлагает в начальных классах специальной школы разбить работу по этой методике на три этапа. На первом этапе происходит расширение словарного запаса с акцентом на самые часто используемые глаголы.
На втором этапе проводится работа по освоению прилагательных, которая включает несколько аспектов:
- изучение прилагательных начинается с терминов, обозначающих основные цвета, формы и размеры;
- отрабатываются слова, описывающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые характеристики, свойства поверхности и вес;
- также осуществляется работа с прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов, а также с семантически сложными прилагательными (например, оценочными и описывающими внутренние качества человека).
На третьем этапе происходит углубление и конкретизация имеющегося лексического запаса, относящегося к наименованиям предметов. При этом ключевое значение приобретает освоение слов, обладающих широким значением и объединяющих в себе целые классы объектов (таких как, к примеру, "мебель" или "одежда").
Работа по формированию активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью должна быть систематической. Необходимо применять эффективные и визуальные методы обучения, которые стимулируют интерес к новым словам и мотивируют к их активному использованию в речи, способствуя закреплению полученных знаний.
Для того чтобы занятия стали увлекательными, результативными и доступными для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, целесообразно использовать дидактическую игру. Она служит отличным инструментом для формирования обогащения их активного словаря. Благодаря дидактической игре, учебный процесс становится более эмоциональным и действенным, позволяя ребенку приобретать личный опыт.
Дидактическая игра - это специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями (К.Н. Поливанова). Именно в дидактической игре ребенок получает возможность формировать, совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Дидактические игры, отличающиеся большим разнообразием, обычно классифицируют по трем главным категориям:
К первой относятся игры, использующие предметы (например, игрушки или природные материалы). Вторая категория – это настольно-печатные игры. К третьей категории относятся словесные игры.
Для эффективного формирования активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью лучше всего использовать дидактические игры с применением разнообразных наглядных материалов: реальные предметы, игрушки, картинки, иллюстрации и специально сделанные пособия. Выбор материалов напрямую зависит от целей, которые ставятся при работе над словарём. Использование зрительных образов помогает обучающимся быстрее запомнить названия предметов, их свойства и действия, которые с ними можно совершать. Чтобы повысить интерес к занятию, можно привлечь сказочного персонажа. Этот персонаж может демонстрировать неправильное поведение или использовать слова неправильно, разыгрывая забавные сценки. Дети в таких играх выступают в роли учителей, исправляют персонажа и обучают его правильному использованию слов. Такой подход делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.
Исходя из вышесказанного следует, что дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Использование дидактической игры повышает интерес обучающихся к речи, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Работа по использованию дидактических игр для формирования, обогащения и активизации активного словаря должна проводиться регулярно, только тогда можно добиться наилучшего результата.
Анализ качества сформированности активного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточность, анализ продуктов деятельности проводился на базе КГКОУ ШИ 10 г.Бикина Хабаровского края в 3 классе. В анализе принимали участие 5 обучающихся в возрасте 9-10 лет.
Для выявления уровня сформированности активного словаря у обучающихся были предложены 5 различных заданий-текстов, в которых ребятам необходимо было выполнить такие задания как:
- вставь пропущенное слово;
- выбери из предложенных слов предмет, действие или признак, подходящий по смыслу и вставь в предложение;
- продолжи предложение;
- составь предложения по картинкам;
- опиши предмет.
Были определены уровни сформированности активного словаря у младших школьников: низкий (менее 5 правильных ответов), средний (5-10 правильных ответов), высокий (более 10 правильных ответов).
У двух обучающихся наблюдается низкий уровень словарного запаса - критически малое количество слов, относящихся к определенным темам. Им трудно точно связывать слова с соответствующими предметами, а также определять действия и характеристики объектов. Они часто допускают ошибки при группировке предметов, испытывают трудности с использованием слов, обозначающих обобщенные понятия, и не способны выделять важные признаки.
У трех обучающихся выявлен средний уровень сформированности активного словаря. Наблюдается недостаточный словарный запас в определенной тематической области. Умеют группировать предметы и использовать обобщающие термины, но допускают ошибки в определении ключевых признаков родового понятия. Кроме того, не всегда правильно используют слова, относящиеся к предметам, действиям и признакам.
Высокого уровня сформированности активного словаря выявлено не было.
Результаты уровня сформированности активного словаря у обучающихся 3 класса представлены в таблице:
№ | Имя обучающегося | Содержание задания | |||||
Слова, обозначающие предметы | Слова, обозначающие действие предметов | Слова, обозначающие признак предметов | Признаки времен года | Подбор слов с противоположным значением | Итог: | ||
1 | Валерия | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 |
2 | Александр | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
3 | Артур | 3 | 1 | 0 | 2 | 1 | 7 |
4 | Юрий | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 4 |
5 | Софья | 2 | 1 | 1 | 3 | 0 | 7 |
Автором было подобрано, модифицировано и внедрено в учебный процесс 5 дидактических игр по формированию активного словаря у обучающихся 3 класса.
1)Настольно – печатная дидактическая игра «Собери портфель» по теме: «Учебные вещи и их назначение»
Обучающимся предлагалось по картинкам – ассоциациям догадаться, о каком предмете идет речь.
Модификация: картинки – ассоциации.
2)Дидактическая игра «Найди различия: сезонные изменения в природе»
На 4 картинках представлены характерные признаки 4 времен года. Нужно найти различия, далее нужно запомнить последовательность сезонных изменений и отобразить их схематически на рисунке, подписав каждую схему, что сначала, что потом (например: зима – на деревьях лежит снег, весна – снег тает, набухают почки, распускаются листочки, далее цветы, затем летом плоды – яблоки (значит, дерево яблоня, осень – яблоки собрали, опали листья, деревья готовятся к зиме).
Модификация: последовательность признаков времен года.
3)Дидактическая игра – предположение «Что было бы, если бы я прогулял уроки?»
Ряд сюжетных картинок, о том, что ученик прогулял уроки. Далее обучающиеся строят предположения, что было бы…..
Модификация: ряд сюжетных картинок, на которых герой попадает в разнообразные приключения, затем обучающемуся предлагается рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним могло произойти, кого бы он мог встретить.
4) Игра – беседа: Правила дорожные – правила надежные
Проводится беседа с элементами игры: правила поведения на дороге. Игра «Запрещается - разрешается»
-Перебегать улицу перед быстро идущим транспортом….(запрещается)
-Переход улицы по подземному переходу….(разрешается)
-Идти по шоссе по обочине справа…(запрещается)
-Переходить улицу при красном свете светофора…(запрещается)
- Велосипедистам цепляться за проезжающие машины ..(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
-Выбегать на проезжую часть…(запрещается)
-Переждать поток машин на «островке безопасности»… (разрешается)
- Болтать на уроках…(запрещается)
-Переходить улицу при желтом сигнале светофоре….(запрещается)
- Уважать правила движения…(разрешается)
Модификация: по итогу каждой дидактической игры проводимой в занятии, из предложенных картинок вырезается картинка соответствующая правилу и приклеивается в буклет. Изготавливается буклет с правилами дорожного движения.
5)Игра-путешествие – «Я иду в магазин»
Модификация: составление алгоритма действий для похода в магазин.
По результатам формирующего эксперимента можно сказать о том, что модифицированные дидактические игры способствовали формированию и обогащению активного словаря у обучающихся 3 класса с интеллектуальной недостаточностью. У ребят расширился словарный запас, благодаря модификации посредственных дидактических игр, уменьшился низкий уровень сформированности активного словаря, выявлен один обучающийся с высоким уровнем.
Результаты формирующего эксперимента:
Заключение
Проблема формирования активного словаря в настоящее время имеет большое значение, поскольку от его развитости зависят как полнота восприятия окружающего мира, так и развитие сознания, успешность учебы в школе и общее развитие личности. Эта проблема становится особенно важной для младших школьников и интеллектуальной недостаточностью.
Формирование и обогащение активного словаря значительно увеличивается благодаря регулярному использованию модифицированных дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие таких процессов, как классификация, обобщение и отбор ассоциаций. Портфель дидактических игр, внедренный в учебный процесс, оказал положительное влияние и на образовательный процесс в целом.
Список литературы:
1. Каримова, Н. Р. Дидактическая игра как потребность в развитии младших школьников / Н. Р. Каримова. Экономика и социум. — 2023. — № 1(104). — С. 260-264.
2. Ефремова, Е. А. Дидактическая игра как средство формирования активного словаря у младших школьников с нарушениями интеллекта / Е. А. Ефремова, Л. Р. Лизунова. Специальное образование. — 2016. — № 12. — С. 125-126.
3. Маркушевская, Е. А. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Е. А. Маркушевская, А. В. Никандрова. Обучение и воспитание: методика и практика. — 2016. — № 26. — С. 63-67.
4. Шабля, И. Н. Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе / И. Н. Шабля, А. А. Герасименко. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2013. — № 29. — С. 1-6.
5. Воронова, М. Е. Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников / М. Е. Воронова. Вестник магистратуры. — 2019. — № 1-2(88). — С. 121-122.