Конспект урока русского языка в 3 классе «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №1»
КОНСПЕКТ УРОКА
по родному языку (русскому)
в 3 «А» классе
ТЕМА: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления»
Урок провела:
учитель начальных классов
Губкина С.А.
Дата проведения: 27.01.2020г.
рп Ковернино
2019 – 2020 уч.год
Конспект урока по родному языку (русскому) в 3 классе «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления»
Предмет: Родной язык (русский)
УМК: «Планета Знаний»
Тип урока: объяснение нового материала
Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления»
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.
Задачи, направленные на формирование:
- предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты): уметь определять знакомые и незнакомые слова; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
- универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):
регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно - практических задач; строить рассуждения; устанавливать причинно - следственные связи, работать с текстом.
личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Здоровьесбережение:
Физминутка для глаз
Физминутка на разные органы чувств
Физкультминутка на общее развитие организма детей /конечностей и туловища.
Необходимое техническое оборудование и наглядность: проектор, презентация,
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы? (да) Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас. - У меня два солнышка – грустное и веселое. Хлопните в ладоши, у кого грустное настроение. А теперь, у кого радостное. - Надеюсь, у кого настроение грустное станет радостным. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок - Мы желаем Вам тепла, много света и добра, Позитива получить и урок наш оценить. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |
Актуализация знаний. | 2.1.- Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка? - Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали? - На какие группы мы делили слова? 2.2.- Отгадайте загадку: - Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. 2.3.- А какая природа бывает? - Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. - Дождь бывает зимой? - Снег бывает? - Град бывает? - Листопад бывает? - Иней бывает? - Гроза бывает? - Туман бывает? - Радуга бывает? 2.4.- На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема урока: Природные явления. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. | - «Русский язык: прошлое и настоящее» - Правда и ложь. - Друг и враг. - Слова из прошлого нашего языка, слова из настоящего нашего языка. | Личностные осознание ответственности за произнесенное слово. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь строить рассуждения |
3 | Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. | - Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, выполнив первое задание О каких словах сегодня пойдет речь на уроке? - Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее каких слов? - Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. - Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы. | - О дожде. - Слов, которые называют дождь. - Погодные условия Не всегда будут трудности, придут и радости. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Познавательные: уметь применять знания о родном языке для решения учебно-практических задач. Регулятивные: уметь планировать учебную деятельность. Коррекция: коррекция диалогической речи |
4 | Физкульминутка для пальчиков | - Выполним физкультминутку, где вы сможете услышать звуки дождя. - Трем ладошки. - Хлопаем в ладошки. - Щелкаем пальцами. - Хлопаем по коленям. - Топаем ногами. | Повторяют движения за учителем, сначала медленно, затем ускоряя и снижая темп. | Коммуникативные: уметь слушать. Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях. Коррекция: развитие мелкой моторики. |
5 | Изучение нового материала. | 3.1.- Наблюдая за природой, вы, конечно, замечали, что в ней постоянно всё изменяется. День сменяет ночь, ночь — день. Меняются времена года. Мы замечаем в природе движение облаков, рост растений, течение воды, таяние снега. Ощущаем ветер, холод, тепло, слышим гром, шум ветра, шелест травы. Мы видим, как сверкает молния, идёт дождь, опадают листья с деревьев. Все эти и другие изменения, происходящие в природе, называют явлениями природы. - Сезонные явления природы связаны со сменой времен года. Такие явления называются сезонными. 3.2. Дождь Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Очень сильный проливной дождь называют ливнем. (подбор однокоренных слов) 3.3.Гроза. Гроза – это когда на небе сверкает молния и раздается гром. Молния – это гигантская электрическая искра в небе, а гром – звук разряда. 3.4.Град. Когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше – образуется град. И на землю выпадают уже не капли, а твердые шарики. Иногда эти шарики довольно долго крутятся вверх-вниз, покрываясь все более толстым слоем снега и льда, поэтому и попадаются двухкилограммовые градины. 3.5.Радуга. Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. | Дождь – дождик, дождливый, дождевик. (списывание четверостишия, обозначение главных членов предложения) (орфограмма – парная согласная) Град – градинка. выразительное чтение текста | Познавательные: работать с текстом. Регулятивные: умение работать в группе. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за написанное слово |
6 | Физкультминутка | «Дождик» Капля первая упала «кап -кап» И вторая побежала «кап - кап» Мы на небо посмотрели - Капельки «кап - кап» запели Намочились лица, Мы их вытираем. Туфли посмотрите Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем. От дождя убежим Под кусточком посидим. | - пальцем стучать - по ладошке - смотреть вверх - постучать по голове - вытирать лицо - посмотреть на туфли - показать руками - трясти плечами - бег на месте - присесть | Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
7 | Изучение нового материала (продолжение) | 3.6.Ветер. Ветер – это передвижение воздуха. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух опускается вниз. Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, освежающий, тёплый. 3.7.Снегопад. Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки. 3.8.Метель. Метель, или вьюга, начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки. 3.9.Лед. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. В тепле лёд превращается в воду (тает). Вода замерзает при температуре О градусов С. Знаешь, как вода в реке превращается в лёд? Когда воздух над прудом охлаждается, он охлаждает и верхний слой воды. Верхний холодный слой воды становится тяжелее, чем тёплые нижние слои, и он опускается вниз. Но температура воздуха понижается! Когда верхние слои воды охлаждаются до температуры ниже 4° С, они остаются на поверхности. Потому что вода, охлажденная до температуры ниже 4° С, становится легче! 3.10.Иней. Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки. Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие ночи. Он образуется в тихую погоду и при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки… Говорят, что иней – это твёрдая роса. | выразительное чтение текста (разбор слова СНЕГОПАД по составу) (звуко – буквенный разбор слова МЕТЕЛЬ) Лёд – льды, ледяной, ледяшка, ледокол. Группы сменного состава: 1.Работать должны все вместе. 2.Один говорит, другой слушает. 3.Если не понял, переспросил. 4.Свое несогласие высказывай вежливо. а) вырази-тельное чтение текста; б) пересказ; в) ответы на вопросы | Познавательные: умение читать в соответствии с целью чтения – выразительно. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение |
8 | Итог. Рефлексия. Синквейн. | 7.1.- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? - Какой вывод сделаем? - Какие явления природы характерны для весны лета, осени, зимы)? 7.2.«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 7.3. «Явления природы» Белый, пушистый Падает, летит, кружит Очень красивое явление в природе Снег (Зима) | Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке. Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. | |
9 | Домашнее задание | Задание на карточке. Прочитай. Спиши. Проверь, если нужно аккуратно исправь ошибки! Как белочка зимует. Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево. Вот белка взяла в лапки еловую шишку. Она стала её обгрызать. Вкусная еда у зверька запасена в кладовой. 2.В четвёртом предложении подчеркни главные члены. 3.Разбери слова по составу: белочка, холодный, прибежали. | Познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач Личностные: развитие основ самоорганизации. |