Конспект урока истории на тему «Древнее Двуречье» (5 класс)
Тема урока: Древнее Двуречье
Цель:
- сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья;
- создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомления с главными богами Двуречья
Повторение прошлой темы:
1. Первоначальная столица Египта (Мемфис);
2. Река Египта (Нил);
3. Существо оберегавшее гробницы египетских фараонов (Сфинкс);
4. Главная деятельность древних египтян (земледелие);
5. На какие территории был разделен Египет (Северный и Южный Египет);
6. Как в древнем Египте называли правителя (Фараон);
7. Как называется Бог солнца в Древнем Египте (Ра);
8. Первый материал для письма в Древнем Египте (папирус);
9. Какие архитектурные сооружения славят Египет (пирамиды);
10. Учителя в Египетских школах (жрецы)
Верю – не верю.
Внимательно прочитайте текст. Найдите ошибки. Дайте правильный ответ.
В северо-восточной Африке расположено одно из самых больших озер в мире – Нил.
Долина Нила в древности была покрыта зеленью, по берегам росли финиковые пальмы, акации и высокий тростник, который называют пороги.
Течение Нила встречало на своем пути опасные каменистые преграды – дельту.
Среди песков изредка встречались островки зелени – оазисы и ил.
Греция - так называется страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
Третий лишний (из связки в три понятия выбрать лишнее и объяснить почему):
Царь, вельможа, фараон.
Папирус, свиток, саркофаг
Пирамида, храм, гробница.
Сегодня мы начинаем изучать еще одну Древнюю страну. Она получила свое название из-за того, что расположилась между двумя реками. Попробуйте определить название этой страны.
(Двуречье, Междуречье, Мессапотамия)
Задачи на сегодня:
- чем занимались жители Двуречья
- где располагается страна
- климат и природные условия
-что растет там и какие животные водятся
- и т.д.
Давайте определим цель нашего урока.
- Узнать особенности Древней страны Двуречье или Мессапотамия
Опишите страну. Где располагалась, особенности, занятия людей. (п. 1,2)
Ответ:
- Страна располагалась между двумя реками: Тигр и Евфрат. Реки разливались очень бурно, поэтому приходилось строить насыпи по берегам.
Не было ни гор, ни лесов – поэтому не было строительства из дерева и камня.
Строительство шло из глины, которую даже не обжигали
Народ – шумеры (записать)
Большие города – Ур и Урук (записать)
Так же, как и в Египте, в Двуречье люди верили в Богов. Какие боги были у шумеров? (п. 3)
Ответ:
Шамаш - Бог Солнца
Син – Бог Луны
Эа – Бог воды
Иштар – Богиня плодородия.
Число 60 было у шумеров священным. Какое влияние это число оказывает на нас сегодня?
Ответ:
- именно под влиянием жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, окружность 360 градусов.
Письменность в Двуречье имела свои особенности. Если в Египте использовали специальные значки, которые назывались иероглифы, то в Двуречье была клинопись.
Клинопись – особое письмо Двуречья (записать)
Почему письмо так называлось? (рис стр. 68)
Ответ:
Значки были похожи на клинышки.
Чем письмо Двуречья было похоже на письмо Египта?
Ответ:
- один значок тоже обозначал целое слово или слог
- происходит из рисунка
- несколько сот знаков в алфавите (в Египте 700)
- было сложно научиться писать и читать
Как проходило обучение письму?
Ответ:
- учились иного лет
- учились от рассвета до заката
- мальчики переписывали древние мифы, сказания, законы царей
- писали на глиняных табличках
Человека, который стоял во главе школы, называли «отцом школы», Учеников называли «сыновья школы» и того кто следил за дисциплиной , называли буквально – «человек с палкой»
Подведение итогов: Заполните таблицу.
Вопросы для сравнения | Египет | Двуречье |
Реки | | |
Климат | | |
Дома строили из… | | |
Боги (имена 2-3 Богов) | | |
Писали на… | | |
Особые значки, при помощи которых писали | | |
Что нового узнали?
Что показалось сложным?
Что показалось легким?
Домашнее задание: п. 13 – читать, новые слова – учить, задание №1,2 – составить рассказ по рисунку
Вопросы для сравнения | Египет | Двуречье |
Реки | | |
Климат | | |
Дома строили из… | | |
Боги (имена 2-3 Богов) | | |
Писали на… | | |
Особые значки, при помощи которых писали | | |
Вопросы для сравнения | Египет | Двуречье |
Реки | | |
Климат | | |
Дома строили из… | | |
Боги (имена 2-3 Богов) | | |
Писали на… | | |
Особые значки, при помощи которых писали | | |
Вопросы для сравнения | Египет | Двуречье |
Реки | | |
Климат | | |
Дома строили из… | | |
Боги (имена 2-3 Богов) | | |
Писали на… | | |
Особые значки, при помощи которых писали | | |