Материал к уроку «Дух предпринимательства преобразует экономику»

4
0
Материал опубликован 21 September 2021 в группе

"Дух предпринимательства..."
PPTX / 3.54 Мб

/data/files/g1632246985.pptx ("Дух предпринимательства...")Учитель Аппазова Т.А.

УРОК №. 6 Тема урока : «Дух предпринимательства преобразует экономику»

Класс: 7а Дата: 21.09.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI - XVII вв., с новыми понятиями (монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм), углубить знания уже известных понятий и терминов (рынок, банк, предпринимательство); охарактеризовать основные черты зарождающегося буржуазного общества

УУД :

Предметные результаты: Научатся определять термины: монополии, банки и биржи, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники, мировая торговля, торговые компании.

Получат возможность научиться: выявлять причины возникновения мануфактур, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства, описывать основные признаки мануфактур, оценить значение торговли в развитии экономики.

Метапредметные УУД:

Регулятивные : учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, в том числе работая в группе;

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Личностные результаты: имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

Оборудование: -учебник Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред А.А. Искендерова.- 2-е изд.- М: Просвещение, 2020.- 239с; карта «Тридцатилетняя война в Европе»; презентация (монитор)

Основные понятия: монополия, биржа, мануфактура, капитал, рынок, банк, предпринимательство

Тип урока: урок изучения нового материала.


ХОД УРОКА


I . ОРГМОМЕНТ: проверка готовности к уроку, отсутствующих.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1.Вопросы:

1.Дайте определение понятию «Абсолютизм»- форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.

2.Назовите основные черты абсолютизма

Общегосударственный аппарат управления

Постоянная профессиональная армия

Государственная налоговая система

Единое государственное законодательство

Единое административное устройство

Единая система мер и весов, денег

Государственная церковь

Единая государственная экономическая политика (меркантилизм)

3.Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?

4. Тестирование по вариантам

Вариант 1:

Соотнесите имена европейских монархов и значимые события, произошедшие в годы их правления:


Имя правителя

Событие

Верный ответ

Генрих VIII

А. открытие Америки

В

Елизавета Тюдор

Б. начало строительства Версаля

Г

Изабелла Кастильская

В. Создание Совета Севера и Совета Уэльса

А

Принц Энрике

Г. за 45 лет правления монарха парламент собирался всего 13 раз

Д

Людовик XVI

Д. открытие морского пути в Индию

Б


Вариант 2.

1. Одной из главных черт абсолютизма было стремление

1) укрепить феодальную раздробленность 2) передать власть выборным органам на местах

3) присоединить окраинные территории 4)сохранить независимость старой феодальной знати

2.Как назывались высшие судебные органы в Англии?

1) Звездная палата 2) парламент 3) Тайный совет 4) кортесы

3.Кого из европейских монархов, чье правление приходилось на период XVII - XVIII вв., называли Король-Солнце?

1) Генрих VIII Тюдор 2) Яков I Стюарт 3) Людовик XIII Бурбон 4) Людовик XIV Бурбон

4.Как назывался парламент во Франции?

1) кортесы 2) сейм 3) Генеральные штаты 4) рейхстаг

5.Форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу:

1) конституционная монархия 2) абсолютизм

3) ограниченная монархия 4) парламентская монархия

6.Напишите имя короля Англии, которому принадлежало приведенное ниже высказывание о парламенте: «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться».

Ответ__________

Ключ: 1-3 2-1 3-4 4-3 5-2 6- Яков Стюарт;


III. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Учитель: Ребята, а когда вы были на рынке? Часто ли вы бываете на рынках? Сейчас, в наше время, какие типы рынков можно выделить?

Ответы учащихся

Учитель: Сегодня мы поговорим о развитии рынков в Новое время. Давайте вспомним, какие рынки были в Средневековье? Итак, что же собой представляют рынки Нового времени и как они продолжали развиваться?

Учитель: определение цели и проблемы урока совместно с учащимися – Слайд 1.

Банкир Ричард Кантильон отмечал, что в XVI- XVIII вв появился новый слой людей- предприниматели. Эти люди стремились к рыночным отношениям в экономике с целью получения прибыли. Как связано предпринимательство с переменами в жизни европейцев? Выясним это на нашем уроке.

Тема сегодняшнего урока- «Дух предпринимательства преобразует экономику»(запись темы урока)


IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 2. План.

Новое в торговле.

Развитие мировой торговли.

Биржи и банки.

Мануфактура – предприятие нового типа.

1.Новое в торговле

Слайд 3. Учитель: рассмотрите иллюстрацию учебника на стр. 43 учебника и иллюстрацию слайда.

Вопросы:

Что здесь изображено?

Что такое рынок?

Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем подобрать?

Слайд 4. Работа с понятием : Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов – запись в тетрадь


Слайд 5. Работа с учебником - стр. 43-44 «Новое в торговле»

Задание: проанализировать материал статьи и определить, что нового появилось в европейской торговле.

Ответы учащихся:

Слайды 6. – проверка ответов: ежедневная работа, сбор рыночной пошлины, появление крытых рынков, крупнейшие - в Париже и Лондоне. Появилась торговля вразнос: торговали апельсинами и другими заморскими товарами. В лавках работали профессиональные торговцы.

Вопросы: 1) А откуда в Европе на рынке появились апельсины и другие заморские товары?

Ответы учащихся: в результате ВГО.

2) сделайте вывод о развитии торговли в 15-16 вв.

Слайд 7. Вывод: развивалась внутренняя и мировая торговля- запись в тетрадь


2.Развитие мировой торговли.

Слайд 8. Учитель: центрами мировой торговли стали Нидерланды и Англия. Ежегодно в гаванях бельгийского города Антверпен разгружалось до 250 кораблей. Современники отмечали, что в течение месяца в этом городе совершалось больше торговых сделок, чем за два месяца в Венеции. Антверпен стал «воротами Европы», через которые непрерывно поступали заморские товары. Слайд 9.


Работа с картой у доски:

1. Покажите на карте, где находятся Нидерланды?

2. Покажите на карте город Антверпен?


Учитель: Торговля и предпринимательство- это занятия, которые были связаны с риском, поэтому купцы объединялись в торговые компании.

Сначала это были семейные товарищества, в которые входили близкие родственники, делившие между собой всё- труд, риск, деньги. Затем такие компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить деньги и труд.


Приметой Нового времени становится стремление некоторых крупных компаний, занимающихся международной торговлей, добиваться для себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка.

Слайд 10. Работа с понятием:

Монополия - исключительное право на производство или продажу чего-либо – запись в тетрадь


Учитель: В XVII веке таких монополий было больше всего в Голландии и Англии.

Слайд 11. В 1600г. была создана Ост-Индская компания, владевшая исключительным правом ввозить страну перец. Это было акционерное общество, или общество, в котором весь капитал был разделен между участниками. Королева Елизавета I дала им абсолютное право на торговые отношения с Индией. А началось все с того, что португальцы и голландцы поставляли в Европу пряности по очень высоким ценам. Английские купцы решили объединить свои деньги и силы, чтобы самостоятельно предпринимать опасные путешествия в Ост-Индию для получения прибыли.


Слайд 12. Работа с учебником: найдите на стр.45 и определите, кто занимался предпринимательством и почему?

Слайд 13. Проверяем ответы: Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне, вплоть до короля. Мировая торговля обеспечивала её участникам получение высокой прибыли, в их руках накапливались огромные средства.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА- гимнастика для глаз


3.Биржи и банки.

Учитель: Из истории Средневековья вы знаете о роли банков. После ВГО и с увеличением притока золота и серебра в Европу, с развитием мировой торговли – богатеют банки.

Вопрос: Давайте вспомним, что такое банк?

Слайд 14. От лат. Слова «банко»- специальная скамья, на которой раскладывали различные деньги для обмена. Первый в мире банк был создан в Генуе в 1407 году и располагался вот в таком красивом здании.

Слайд 15 . Работа с понятием: Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов. – запись в тетрадь

Учитель: Банки были частные и государственные, например, Амстердамский, Английский и другие. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам, государству.

Банковское дело требовало осторожности. Когда во Франции в 1789 г. произошла революция, приведшая к смене власти, удар пришёлся по голландским банкам: деньги, которые они одолжили французскому правительству, пропали.


Учитель: для развития торговли, особенно международной, требовалось много денег. Да и продать товар оптом, т.е. все и сразу, дело не простое. Поэтому в 17 веке почти каждый торговый город имел свою биржу. Слайд 16. Большое и красивое здание биржи построил городской совет города Антверпен.


Задание: найдите в словаре на стр.226 определение понятия «биржа»

Ответы учащихся

Слайд 17. Биржа - специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг - запись в тетрадь


Слайд 18. Работа с учебником в парах: стр. 45-46. Составление синквейна: гр.1- строка2,3, гр.2- строка 4,5. Первые справившиеся с заданием 2 пары из 1 и 2 групп получат «5».

Напоминаю, что слово «синквейн» произошло от французского слова «пять» и означает «стихотворение из пяти строчек». Появился в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.


Слайд 19- правила составления синквейна.:

1 строка - 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 строка - 2 слова - Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 строка - 3 слова - Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 строка - 4 слова- Это фраза, в которой выражается личное отношение к теме

5 строка - 1 слово- Вывод, итог. Это существительное (Кто? Что?), синоним, повторяющий суть темы, или ассоциации с заданным словом.


Слайд 20, 21. Посмотрим, что же у нас получилось: синквейна «Биржа»

Биржа

Шумная Антверпенская

Заключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Биржа – место для заключения торговых сделок.


2) Биржа

Товарная Выгодная

Обогащала Влияла Инициировала

Место для заключения выгодных сделок

Место (Финансовая Мекка)


4.Мануфактура – предприятие нового типа.


Учитель: Как же появились мануфактуры?

Торговля набирала все большие обороты. Количество продаваемых товаров постоянно росло. Давайте вспомним, где производились товары в Средние века. Правильно, в мастерских. А теперь представьте, сколько времени было необходимо мастеру, чтобы изготовить один экземпляр своего товара. Тем более, цеховые уставы четко определяли, сколько помогающих подмастерьев у мастера может быть, сколько станков должно находиться в мастерской, ограничивали цену на товар.


Самые предприимчивые и богатые нашли выход из положения: они вкладывали свои деньги в производство тех товаров, которые пользовались большим спросом. Затем их продавали по выгодной для себя цене. Деньги, которые они вкладывали, называли капитал.   


Слайд 22. Работа с понятием: Капитал - средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли= запись в тетрадь.


Слайд 23, 24, 25. В условиях господства ручного труда предприятие нового типа получило название мануфактура

Работа с понятием: Мануфактура (от лат. manus — рука и factura — изделие, т.е. «сделанное руками») — большое предприятие, где применяется ручной труд наёмных рабочих и широко используется разделение труда - запись в тетрадь.


Слайд 26. Существовало 2 вида мануфактур.

Рассеянная – когда работники находятся на расстоянии друг от друга, трудятся в разных помещениях или на дому.

Централизованная – все работники находятся в одном помещении.

В отличие от ремесленной мастерской на мануфактуре трудились десятки, а то и сотни наемных работников, среди которых существовало четкое разделение труда на простые операции. Это, несомненно, способствовало улучшению качества продукции, совершенствованию инструментов, необходимых для выполнения работы и позволяло значительно повысить производительность труда.

Произведенные товары поступают на рынок. Таким образом, развитие мануфактур является признаком рождения капитализма- общественного строя, основанного на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наемного труда.

Слайд 27. Капитализм — общественный строй, основанный на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наёмного труда. - запись в тетрадь.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.


Слайд 28. Задание: «Соотнесите понятия и определения»

1. монополия

а) место, где сходятся интересы покупателей и продавцов

2. биржа

б) учреждение, собирающее и накапливающее деньги

3. мануфактура

в) деятельность, направленная на получение прибыли

4. капитал

г) исключительное право на производство или продажу чего- либо

5. рынок

д) предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда

6. банк

е) место для заключения торговых сделок

7. предпринимательство

г) средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли

Ответы: 1- г, 2- е, 3- д, 4- г, 5- е, 6- б, 7- в

Слайд 29. Проверка ответов учащихся


VI. РЕФЛЕКСИЯ.

- Что вы узнали нового на уроке?

- Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?

- С какими новыми терминами вы познакомились?

- Что показалось сложным? Почему?

- Правую руку поднимите те, кому понравилась новая тема, левую- те, кому она показалась не интересной и обе руки- те, кому она показалась сложной.


VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, выставление оценок

Вывод: В результате ВГО в XVI– XVII веках резко увеличились объемы торговли. Это способствовало тому, что в руках людей стали скапливаться капиталы, которые необходимо было во что-то вкладывать для получения еще большей прибыли. Стремление разбогатеть овладело всеми слоями общества. Предпринимательская активность охватила торговлю, банки, сельское хозяйство.

Успешные и состоятельные торговцы применили свои средства для развития производства. Чтобы это производство удовлетворяло растущий спрос, в нем были необходимы перемены, которые и нашли свое отражение в появлении мануфактур. Все эти события приводили к тому, что постепенно складывались новые отношения между людьми – капиталистические.    

На место старой, средневековой Европы приходило новое общество.


VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 30. §4, выучить новые термины, уметь отвечать на вопросы после параграфа; гр. 1(мальчики) -составить синквейн со словом «банк», гр.2 (девочки)- сравнить ремесленную мастерскую и мануфактуру, оформить в виде таблицы. Критерии сравнения: кто работал? Присутствовало ли разделение труда? Кому принадлежали орудия труда? Для кого производился товар? (Слайд 31)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.