Внеурочное занятие для обучающихся 8 класса «Духовно - нравственное воспитание школьников»
Внеурочное занятие для обучающихся 8 м класса «Духовно – нравственное воспитание».
Всё, что прекрасно – нравственно
Гюстав Флобер, французский прозаик – реалист XIX в.
Цель занятия: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах; умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми; формировать способности воспитывающего влияния на других людей.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации.
Комплект материалов:
- сценарий,
- видеоролик «Притча о маленьком чуде».
- презентационные материалы.
Оформление: «Правила духовно – нравственных ориентиров человека»; музыкальные композиции.
Плакаты: «Наши добрые дела», «Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях» (Б. Паскаль).
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вводное слово учителя. Беседа о роли духовно – нравственных ценностей в жизни человека.
Часть 2. Основная: беседа и выполнение заданий.
Демонстрация видеоролика о маленьком чуде.
Часть 3. Заключение: рефлексия.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Часть 1. Мотивационная.
Учитель: Ребята! Наш сегодняшний разговор посвящен духовно – нравственным ценностям в жизни человека. Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?
Ответы обучающихся.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова «нравственность» - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) полностью зависит от личного выбора каждого.
Часть 2. Просмотр фильма о маленьком чуде. https://www.youtube.com/watch?v=PynjpciZzzk
Вопросы для обсуждения с обучающимися
Учитель.
- Какие чувства вызвал у вас просмотр этого видеоролика?
- Правильно ли поступили девочки, подарив свою игрушку незнакомому ребенку в парке?
- О чем этот фильм?
-Какой поступок совершили девочки?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:
Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?
Например, профессор МДА Осипов А.И. учит: «Мы получаем сами точно то, что делаем или желаем другому человеку. Не хотите себе зла? Удержите не только свой язык, свой ум удержите, чтобы не подумать плохое в отношении другого человека. Любой мой акт добра по отношению к другому человеку – это благо мне. Любой мой акт неприязни к другому человеку – это рана, которую я сам себе делаю. Основной закон жизни человека – это Любовь».
Ребята, вспомните, какие добрые дела мы с вами успели сделать? Давайте составим список наших добрых дел:
Ответы ребят: «Участие в акции «Красная гвоздика», сбор «Шкатулки добра» для детей, больных онкологией, посадка елей на пришкольном участке.
Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:
Размышление:
-в озлоблении людей;
-в разобщении по политическим и идейным мотивам;
-в эгоизме (каждый сам по себе);
-в росте преступности;
-в исчезновении элементарной культуры поведения;
-в утрате идеологической и ценностной ориентации;
-в том, что порвалась связь поколений и мн. др.
Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
-украсть что-то у соседа по парте;
-съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
-подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
-написать анонимное письмо.
Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного? Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.
Групповое задание.
Все участники становятся в круг и берутся за руки. Предлагается по очереди (по часовой стрелке) сказать соседу о том, что он делает лучше всех, какой он добрый, умный… («Ты умеешь», «Ты лучше всех делаешь»… и др.)
Индивидуальные задания микроколлективам.
Ребята, давайте создадим «Правила духовно-нравственных ориентиров человека», где вы напишите главные ценности, необходимые вам для счастливой жизни. «Правила духовно – нравственных ориентиров человека»: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.
Демонстрация презентации.
Заключение. Учитель. Ребята, в заключении сделаем вывод. «Духовно – нравственные ценности» - основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Приложение 1
Акция «Красная гвоздика»
Посадка елей на пришкольном участке
Шкатулка добра
Приложение 2
Плакаты
«Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях» (Б. Паскаль).
ПрезентацияPPTX / 579.16 Кб
Галина Владимировна
Бобкова Наталия Георгиевна
Кучумова Ирина Викторовна
Бобкова Наталия Георгиевна