12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиганова Елена Анатольевна663
В 1997 году окончила Хабаровский педагогический университет по специальности "русский язык и литература". 26 лет бессменно (вернее в две смены) работаю в школе.
Россия, Хабаровский край, р.п.Хор

презентация
PPTX / 31.02 Мб

/data/files/t1578124293.pptx (презентация)Обогащение духовно-нравственного опыта ребенка средствами чтения

 

- Я уже не маленький!

Клим с силой захлопнул за собой дверь и, не задумавшись ни на секунду, побежал вниз по лестнице. Позади остались его квартира, разъярённые родители и ссора в самом своём разгаре. Клим по-детски обижался на отца и мать за одно их существование, с трудом, но сдерживал злые слёзы и хотел только одного: оказаться как можно дальше от всего, что могло упрекнуть его в никчёмности перед огромным и беспощадным миром, в реальность которого он попал из розового детства совсем недавно.

***

Снова началось выяснение отношений, снова родители пытались убедить сына в том, что успешная учёба – цель его существования и что без физики, биологии и химии невозможна его счастливая жизнь, и снова Клим кричал, что его тошнит от школы, от их нравоучений и от них самих. С чего эти люди, его родители, решили, что могут диктовать ему, что делать?!

Это фрагменты сочинения моей ученицы, которое написано в рамках всероссийского конкурса сочинений.

Спрашиваю у ребенка: «Почему все, о чем ты пишешь, так мрачно?»

Отвечает: «Если я буду писать о добром, мне кажется, что я вру, меня тошнит от этого».

Девочка пересказывает ситуации, которых в ее семье нет, но она знает, что они существуют, она об этом слышала.

И еще одно, пишет ученица старше на год предыдущей: «К сожалению, я мало с кем общаюсь, у меня мало друзей, самый дорогой друг, который понимал меня больше, чем кто-либо другой, недавно умер от передозировки. Это была самая большая потеря в жизни…Его мать умерла от рака, когда ему было 15. Отчим его постоянно бил. Не разрешал заниматься музыкой…»

Что в этих сочинениях? Конечно, в них находят отражение личные переживания детей, то состояние, в котором находятся современные подростки: одиночество, непонимание. Кроме того, мне кажется, что во многом такие мысли и настроения продиктованы современной жизнью, информационным полем, где детям дана неограниченная свобода, они начинают примерять на себя те роли, которые вычитывают в этом потоке. Они не хотят ничего принимать на веру, все хотят пропустить через себя и попробовать хотя бы в воображаемом мире.

Вот здесь-то и важна роль учителя, который исподволь направит, вовремя поделится нужной книгой, подкинет идею, пояснит непонятое.

В прошлом месяце участвовали с 7-классниками в читательской конференции, организованной библиотекой им.Наволочкина, приуроченной к приезду белорусских авторов детских книг Жвалевского и Пастернак. Мы с детьми готовили защиту-представление своей роли из книги «Хочу в школу!» Подбирали предполагаемые вопросы, которые нам могут задать оппоненты (ребята из «Ступеней»). И уже в конце (часа 2 сидели) спрашиваю: «Ребята, а о чем книга-то?» Отвечают: «Авторы хотели показать недостатки традиционной и инновационной школ».

Так и знала! Не поняли…Садимся… и еще цепь вопросов с выходом на идею: она в том, что вы, дети, делаете жизнь школы интересной. Инновационную школу закрыли, и дети, перейдя в обычную, сделали ее жизнь яркой. Не поняли… Вот так дети могут неправильно истолковать смысл, находясь в «свободном плавании».

Что дают такие библиотечные встречи в плане духовно-нравственного развития? Обстановка книжного царства, присутствие умных, интеллигентных людей формирует желание соответствовать, вести себя достойно. Ребята чувствуют свою значимость (их пригласили на такое весомое мероприятие), атмосфера живого общения с авторами будит в них желание читать (почти все купили по новенькой книге, и уже там договорились обменяться), дети знакомятся с правилами ведения дискуссии, учатся строить неподготовленную речь, сотрудничать в группах.

В этой же библиотеке раньше мне посчастливилось давать урок по «Золотой Ригме» В. П.Сысоева. Библиотека была конечным пунктом нашего маршрута. А до этого мы побывали в п.Корфовский, где установлен памятный знак проводнику Арсеньева Дерсу Узале, в краеведческом музее им.Гродекова. Целью этого путешествия было знакомство детей с деятельностью Сысоева на Дальнем Востоке, хотелось на примере его личности продемонстрировать неравнодушное отношение человека природе, любовь к «братья нашим меньшим». Детям стали понятны истоки написания такого трогательного произведения о родном крае, понятно желание автора рассказать читателям о красоте Приамурья, понятно, что еще и талант художника, художника слова, позволил Сысоеву говорить об этом просто и выразительно.

Урок закончился вопросом: с кем главный герой Калугин появился в лесу? (С учеником, а Ригма стала мамой). Какую же мысль хотел донести до нас автор? Может быть, мысль о том, что все хорошее и доброе, настоящее должно обязательно иметь свое продолжение? Золотая тигрица продолжила себя в потомстве, Калугин в своих учениках, а В.П.Сысоев….? Таким образом мы развиваем умение оценивать поступки людей с точки зрения нравственности. Исход таких встреч всегда один: а когда еще поедем?

Еще одним примером приобщения к прекрасному через чтение являются поездки в театр. Прочитали в том году с шестиклассниками сказку Ди Камилло «Приключения кролика Эдварда» (замечательная сказка о любви), побывали в ТЮЗе на премьере спектакля, а потом обсуждали, делились впечатлениями, сравнивали постановку и оригинал. С 8-классниками прочитали «Ревизора» съездили в театр драмы. Наложение визуального ряда на появившийся ранее после прочтения может приятно или неприятно удивить, заставить сопоставлять, оценивать. Ну и, конечно, эмоциональный интеллект развивает театр. Кстати, сами инсценируем!

Совершенно шикарная в плане воспитания добрых чувств сказка Экзюпери «Маленький принц». Два года назад открыла для себя необычный скульптурный ансамбль, который называется «Дети – жертвы пороков взрослых», находится он на Болотной площади в Москве.

В центре этой композиции золотые фигуры детей, мальчика и девочки. Почему дети золотого цвета? Метафора детства – золотой поры? Или же, как сказали мои ученики, дети – это самое дорогое что есть в жизни? У ребят завязаны глаза, будто они перемещаются наощупь. А за ними, по кругу, сторожа детей, высятся фигуры человеческих пороков. Центральный – равнодушие. Очень впечатляющая композиция!

Наткнулась я на ее фото, когда готовилась к уроку в 6 классе, разговор о ней так логично вписался в структуру урока (золотые фигурки детей – золото волос главного героя, серые изваяния пороков – баобабы с планеты Маленького принца, символизирующие человеческие слабости).

Я буду рассказывать о другом мероприятии, тоже по «Маленькому принцу», но вспомнила о событии двухлетней давности, потому что желание уберечь наших детей от дурного воздействия окружающей среды не отпускает нас, педагогов, никогда. И мы изо дня в день ищем открытые и тайные методы борьбы с этим влиянием. Одним из таких является чтение, вернее, воспитание любви к чтению, привитие читательского вкуса. Великим подспорьем в этой работе является семья, семейное чтение. Значит, нужно идти на родительское собрание и там «сеять» задуманное.

И вот в канун прошлого Нового года мы с классным руководителем 6 б класса решили провести такое собрание по популяризации чтения. Я рассказывала о новинках детской литературы, говорила о пользе чтения, показывала сайты, где можно найти отзывы о книгах, рекомендации. «Новый год – волшебный праздник, - говорила я с горящими глазами, - пусть подарком детям станут книги». Кроме того, мы договорились с родителями о том, что они на каникулах прочитают с детьми «Маленького Принца» (очень люблю эту сказку и, сколько бы ни читала ее, всегда плачу на последней странице, третий раз даю по ней открытое мероприятие), запишут аудиофрагменты совместного чтения, порисуют. Книга станет сближающим началом, родители вспомнят, как когда-то в детстве читали детям книги, переживут вместе прочитанное. Все наработанное принесут в класс, и мы начнем думать о совместном мероприятии. Но каникулы закончились, и тишина… А отступать стыдно: сказал «А» - говори «Б»…

И тут пришла мысль все эти задания переместить в «параллельную вселенную» и создать в ВКонтакте (дети там днюют и ночуют) группу, где весь класс будет работать над освоением смысла сказки, которую мы читали во внеурочное время (за новогодние каникулы ее осилили только 4 человека).

Перед тем как ВКонтакте появилась группа «В поисках Маленького принца», дети получили письма по почте России о том, что командир Межгалактического патруля приглашает их в путешествие. (Дети впервые получили по почте письма!) В письме была дана инструкция по поиску участников своей команды. Два дня они в этом варились, понимали, что это и где. После дружно оправили заявки на вхождение в группу.

Не заставило себя ждать сообщение от командира Межгалактического патруля с первым заданием, обязательными критериями оценивания, сроками выполнения. Все пять команд должны были выбрать командира и сделать групповое фото. Я, замерев, ждала: справятся ли, сумеют ли собраться, интересно ли это моим шестиклашкам? Но вот все команды на старте: названия подобрали, фотографии выложили, у командиров на фото отличительный знак имеется – понятно, что это командир.

Пришло время представить детям участников Межгалактического патруля, тех людей, которые будут оценивать их: две родительницы, классный руководитель, девятиклассница, неравнодушная к чтению, и я – собственно командир этого Межгалактического патруля. После оценивания каждого задания результаты выкладывались на странице группы с обязательными комментариями, с отдельными спасибо, с выделением находок.

Для меня открытием стало, что шестиклассники способны работать самостоятельно.

- Может, вам помочь? Может, макет обсудим?

- Не надо, мы уже придумали…

Меня поразило разнообразие находок, умение работать с разными форматами: и аудио и видео… Они меня обучали!

Вторым заданием стала реклама книги: кто-то видео в библиотеке снимал, кто-то афишу рисовал, но повторов не было.

На третьем задании пришло время подключить родителей - проект-то совместный. Таким заданием стала запись аудиофрагмента книги. Записали, даже видео наложили, опубликовали в группе. Слушала потом, и мурашки по коже…до того трогательно!

Четвертое задание - создание слайд-шоу из рисунков всех участников команды: некоторые по 5 рисунков нарисовали, видео создали, музыку наложили. Все опять в лучшем виде! Когда бы я это на уроке делала?

Придумывая пятое задание, честно говоря, уже голову сломала. Придумала: памятник книге! Удобно то, что на странице группы можно публиковать и различный материал, который дети будут изучать. Например, с целью наводки, рассказала им о памятниках литературным персонажам: кому, в каком городе, разместила фотографии. Размещая информацию, можно быть уверенным, что она «чистая», проверенная.

За каждое задание от каждого участника Межгалактического патруля команды получали определенное количество звезд (от 1 до 5), а потом эти звезды, но уже вырезанные из бумаги, клеили в классе на звездоленты. Лидеры, команда «Астероид Б-612», набрали 124 звезды!

Я, конечно, этим не удовольствовалась: нужен контакт с детьми с глазу на глаз, хочется поработать с тестом, смыслом произведения, поэтому в начале мая было решено посумеречничать с детьми и родителями. Так родился квест «В поисках Маленького принца».

Если раньше родители были в тени, то здесь развернулись в полную силу: огромный самолет сконструировали и к потолку подвесили, серебристых звезд, нарезали, туда же прикрепили, фильм, рассказывающий об этапах проекта, смонтировали. И на самом мероприятии помогали как могли: фотографировали, сопровождали команды в путешествии по станциям, пытались подсказывать.

На станциях (планетах) ребят встречали мои помощники, участники команды Межгалактического патруля.

В качестве призов дети получили дипломы, грамоты, кружки с фотографиями их команд. А главной наградой стала фигурка совы с книгой на крыльях (решили, что будет переходящая – на этом ведь не остановимся!)

Настало время рефлексии: через неделю на уроке предложила детям написать отзыв об этом путешествии, длиной в три месяца. Как бы это так оформить, чтобы на память осталось? Не в тетрадях же! Под руку попался альбом для фотографий (совершенно новый и совершенно бесполезный – дочь собралась выкидывать). Сделали новую обложку и получилась книга «Читалочка», в карманчиках которой разместились детские отзывы. Гусеницы летнего чтения позже «поселились» там же.

****

Разрабатывая урок литературы, я очень часто отталкиваюсь от каких-то визуальных образов, особенно радуюсь, если эти образы – концепты, и, работая с ними, удается привлечь другие тексты, открыть ребятам новые смыслы или подтвердить найденные.

Так, например, при подготовке уроков по «Маленькому принцу» такими образами стали образы звезды, планеты, самолета.

Сегодня мы поработаем с новым образом, от него пойдем и постараемся отыскать зерна нравственности, рассыпанные Экзюпери в главах сказки. Представим, что это второй урок в системе уроков, на первом знакомились с биографией автора и первой главой, узнали, что главный герой был когда-то обижен взрослыми, не разглядевшими в нем талант художника. Он стал летчиком, но потерял веру в людей.

Фрагмент урока

Посмотрите: на ваших столах есть импровизированные песочницы. Возьмите в руку горсть песка, пересыпьте его в другую руку. Что вы чувствуете? Вам нравится пересыпать песок? Какие ассоциации рождаются?

А теперь давайте прочитаем стихотворение С. Маршака

 

Вы любите, ребята, пересыпать песок.

В руках у вас лопата, ведерко и совок.

Как нитка золотая, у вас из кулака

Бежит струя густая прохладного песка.

Садовая дорога усыпана песком.

 

Но плохо, если много песка лежит кругом.

Вот желтая страница - пустынная страна.

Песок по ней кружится, несется как волна.

Неведомо откуда, неведомо куда.

Бредут по ней верблюды, степные поезда.

Идут они в кочевье под музыку звонков.

Лежачие деревья растут среди песков.

Безлиственные сучья к сухой земле пригнул

Живучий и колючий кустарник саксаул.

А ветер носит тучи горячего песка.

Идет песок летучий на приступ как войска.

 

Скажите, вслед за игрой в песок, изображенной в первой части, какой образ возникает во второй части стихотворения? Какой изображает пустыню Маршак, кем (чем) она населена? Какую характеристику он ей дает, в каком слове содержится авторская оценка?

Хотели бы вы оказаться в пустыне? Почему?

А вот главный герой «М.П» совершил там посадку, потерпев аварию на своем самолете. Читаем 2 главу.

 

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, — и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:

— Пожалуйста… нарисуй мне барашка!

— А?..

— Нарисуй мне барашка…

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов — снаружи и изнутри.

Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:

— Но… что ты здесь делаешь?

И он опять попросил тихо и очень серьезно:

— Пожалуйста… нарисуй барашка…

Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:

— Все равно. Нарисуй барашка.

 

- Каково состояние героя-летчика, оказавшегося в пустыне?

Человек одинок в целом мире людей. Он так удивлен этому голосу не только потому, что находится в пустыне, но еще и потому, что давным-давно ему не с кем поговорить по душам.

-Какие предложения, обороты дают нам понять, что положение героя критично? («Я должен был исправить мотор или погибнуть…», «на волосок от смерти»). В чем критичность положения? (У него заканчивается вода, он может погибнуть от жажды. (Мы выйдем позже на эти образы). Итак, одинокий герой находится на грани, на грани жизни и смерти…

И в этот момент он слышит голос. Чей? Голос ребенка. Почему ребенка? (Ребенок - символ гармонии, чистоты, искренности, любви)

О чем же просит его забавный маленький человечек? Как думаете, почему с такой просьбой обращается к нему М.П.? (Потому что то внутреннее желание рисовать похоронено героем-летчиком далеко в глубинах его души)

Но обратите внимание на деталь. Он начинает рисовать, чем? Какой эпитет предпослан слову «перо»? («Перо вечное», потому что не расставался он с ним никогда, просто спрятал его в глубины куртки) Какой выбор делает герой? Он начинает рисовать. И М.П. понимает «язык» его рисунков.

Как же должна читателем восприниматься эта вынужденная посадка: дар герою или его крах? Может, действительно, нужда приспела? (Конечно, это великий дар, дар обретения друга, дар познания, дар возвращения к себе самому. Может быть, действительно нужно пережить одиночество, жажду, пустыню, оказаться на грани, чтобы открылось нечто важное, произошел возврат к истинному. (Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» Пушкин «Духовной жаждою томим,/В пустыне мрачной я влачился,/И шестикрылый серафим/ На перепутье мне явился»)

 

И вот еще отрывок из ХXIV главы

Миновала неделя с тех пор, как я потерпел аварию, и, слушая про торговца пилюлями, я выпил последний глоток воды.

- Да, - сказал я Маленькому принцу, - все, что ты рассказываешь, очень интересно, но я еще не починил свой самолет, у меня не осталось ни капли воды, и я тоже был бы счастлив, если бы мог просто-напросто пойти к роднику.

- Лис, с которым я подружился...

- Милый мой, мне сейчас не до Лиса!

- Почему?

- Да потому, что придется умереть от жажды...

Он не понял, какая тут связь. Он возразил:

- Хорошо, когда есть друг, пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом...

"Он не понимает, как велика опасность. Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды. Ему довольно солнечного луча..."

Я не сказал этого вслух, только подумал. Но принц посмотрел на меня - и промолвил:

- Мне тоже хочется пить... пойдем поищем колодец...

Я устало развел руками: что толку наугад искать колодцы в бескрайней пустыне? Но все-таки мы пустились в путь.

Долгие часы мы шли молча; наконец стемнело, и в небе стали загораться звезды. От жажды меня немного лихорадило, и я видел их будто во сне. Мне все вспоминались слова Маленького принца, и я спросил:

- Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда?

Но он не ответил. Он сказал просто:

- Вода бывает нужна и сердцу...

Я не понял, но промолчал. Я знал, что не следует его расспрашивать.

Он устал. Опустился на песок. Я сел рядом. Помолчали. Потом он сказал:

- Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно...

- Да, конечно, - сказал я только, глядя на волнистый песок, освещенный луною.

- И пустыня красивая... - прибавил Маленький принц.

Это правда. Мне всегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же в тишине что-то светится...

- Знаешь, отчего хороша пустыня? - сказал он. - Где-то в ней скрываются родники...

Я был поражен, вдруг я понял, что означает таинственный свет, исходящий от песков. Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме - рассказывали, будто в нем запрятан клад. Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто никогда его и не искал. Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своем он скрывал тайну...

- Да, - сказал я. - Будь то дом, звезды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

 

Какие же зерна, зерна мудрости, рассыпал Экзюпери по этой главке? Как 24 глава продолжает течение смыслов, заложенных в начале сказки?

Как может быть расшифрован вами образ воды?

В чем аллегорический смысл рассказа о родниках, о заколдованном доме?

Экзюпери продолжает мысль о том, что пустыня – это то место, где человек может побыть наедине с собой, место, где ему могут открыться глубины. Нужно только уметь слушать, ведь «самого главного не увидишь глазами». И мотив поиска воды (колодца) человеком, испытывающим жажду, очень значим. Духовная жажда может убить внутреннего человека, вода бывает нужна и сердцу...

 

Что же в плане обогащения духовно-нравственного опыта может дать нашим детям сказка Экзюпери? Ребята всегда очень гордятся, что миссия начала, несущего гармонию в этот мир, возложена на ребенка, что ребенок, по мысли Экзюпери, в отличие от взрослых способен быть настоящим и искренним, независимым от цифр. Уже эти два фрагмента учат детей чувствовать и слушать других, относиться внимательно и бережно к тому, внутреннему, что есть внутри каждого из нас, делать правильный выбор, воспринимать испытания как дар, извлекать из них уроки, уроки мудрости.

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.