Статья на тему «Духовно-нравственное содержание творчества А.Л. Барто»

1
0
Материал опубликован 22 November 2019

Духовно-нравственное содержание творчества А.Л. Барто

А. Барто начала освоение поэзии для подростков, возраста, который прежде считался «непоэтичным». Можно сказать, что Барто отразила в своих стихах весь школьный мир, увидела его глазами самих детей и заставила по-иному взглянуть на него взрослых. К стихотворениям для школьников относятся циклы и сборники «За цветами в зимний лес», «Думай-думай», «Подростки, подростки…», «Все учатся», «Из пестрых страниц», «У нас под крылом».

Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запоминается и легко читается, а по интонациям очень близко к детской речи, легко и весело выговаривается. Это свойство отличает почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений поэтессы. Поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. 

Поначалу Самуил Яковлевич Маршак относился к Барто покровительственно. Однажды, доведенная до белого каления его придирками, Барто сказала: «Знаете, Самуил Яковлевич, в нашей детской литературе есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я быть не могу, а подмаршачником — не желаю» 1. [Баруздин, с.68].После этого ее отношения с мэтром испортились на много лет. Барто много и плодотворно училась. Прежде всего у Маяковского, у Чуковского, у Маршака, с которыми была знакома. Но надо отдать должное Агнии Львовне: это учение никогда не было слепым. И если в детские годы Барто откровенно подражало многим, и в частности Анне Ахматовой, то в зрелом возрасте мы не найдём у неё стихов, хоть в чём-то похожих на Маяковского, Чуковского или Маршака. Более того, Барто активно отстаивала свои позиции перед маститыми мастерами и творчеством своим доказывала правильность выбранного ею пути в детской литературе.

Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов - «Братишки» в 1928 году, «Мальчик наоборот» в 1934 году, «Игрушки» в 1930 году и «Снегирь» в 1939 году.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".

Когда-то Борис Житков мечтал о литературе для десятилетних, которую могли бы создать сами десятилетние, обладай они опытом и умением взрослых писателей. А. Барто, по сути, осуществила эту мечту всем своим творчеством. Говорить как бы от имени самих детей, причём всех возрастов, стало её поэтической натурой, великолепно раскрывшейся в «Переводах с детского».

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А С.Я. Маршак говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре".

Агния Барто – детский поэт не потому, что писала для детей, а потому, что лучшие её стихи стали детским фольклором. Они словно бы утратили авторство и превратились из поэзии для детей в поэзию самих детей, став адекватным выражением их мировосприятия, чувств, стремлений.

Великолепный знаток детской души ( а это знание у неё основывалось не только на обострённой памяти о собственном детстве, но изо дня в день обогащалось внимательным наблюдением сегодняшних детей , их игр, привычек, забот, понятий, предпочтений), Барто беззаветно верила в изначальную отзывчивость ребёнка. Собственный опыт убеждал её, что ложное, дефектное «воспитание» много опаснее, нежели отсутствие воспитания вообще.

Но что особенно важно отметить, у Барто несоизмеримо больше, чем у прочих детских поэтов, стихов, лирический герой которых – ребёнок, подросток. Это может быть мальчик или девочка, персонаж положительный или критикуемый. Но всегда это человек с четко выраженным самосознанием, со своим определённым личностным «я».

Читателю легко ассоциировать себя с героями произведениями: у них много общего в мироощущении, в характере. Даже во взаимоотношениях со старшими в семье, где обычно ещё царит педагогическая кустарщина.

Агния Львовна Барто всю жизнь писала для детей. Писала для подростков и взрослых. Для всех. И всегда находила взаимопонимание с читателем.

Барто близко к сердцу принимала всё, что происходит в душе ребёнка. В одних стихах вместе с детьми ликовала, в других печалилась, огорчалась заодно с ними. Людям равнодушным, закрывающим глаза на чужие беды и печали, желающим видеть лишь весёлое в жизни, писательница выносила суровый приговор, называла их «холодными душами».

Изображая человеческие слабости и недостатки, писательница никогда не допускала грубости по отношению к своим героям, она стремилась помочь им, указывала самые верные пути, ведущие к избавлению от ошибок.











1 [Баруздин, с. 68].

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.