Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

1
0
Материал опубликован 23 September

Духовно – нравственное воспитание в воспитании школьников во внеурочной деятельности.



Мы живем в благодатное время, когда государство считает приоритетом школьного образования духовно- нравственное образование обучающихся. Об этом свидетельствует ряд положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение обучающихся к «базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у него гражданской идентичности».

В стандарте начального общего образования воспитание нравственных и эстетических чувств , эмоционально- ценностного отношения к себе и окружающему миру выдвигается одной из главных задач, которая требует расстановки акцентов в образовательном процессе по иностранным языкам. Изучения иностранного языка способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и, соответственно, осознанию своей национальной культуры. Приоритетным следует признать духовно-нравственное развитие младшего школьника, поскольку «интеллект без нравственности бесполезен» (патриарх Кирилл) и «любой прогресс реакционен, если рушится человек» (А. Вознесенский). Слово «образование» в русском языке ассоциируется со словом «образ». Образ получает свою конкретизацию в личных качествах, которые необходимы нашим детям для участия в иноязычном общении с представителями других культур.

Младший школьник -выпускник начальной школы по иностранному языку-это личность духовная: испытывающая гордость за свою семью, страну, культуру, любовь к родному языку, проявляющая интерес к чужому языку, культуре; личность гуманная. Способная сопереживать, готовая помочь, стремящаяся к согласию при разрешении конфликтов; личность творческая: стремящаяся к созиданию, к словотворчеству ( создание своего, а не подражание и имитация), желающая сделать и узнать что-то новое(нарисовать школу своей мечты и рассказать о ней сверстнику-носителю языка); личность практичная: умеющая самостоятельно работать с источником информации( учебником, тетрадью, словарем), трудолюбивая, ответственная за свой труд; личность свободная, обладающая чувством собственного достоинства, уважающая иную культуру и иное мнение. Способная находить общее и различное в родном и иностранном языках, находить общее и различное в родной и иной культурах.

Я убеждена, что не воспитав нравственность, невозможно обеспечить становление личности с добрым отношением к окружающему миру, способной к созидательной, творческой деятельности. Воспитание-это не внешний, по отношению к ученику процесс, а внутренний -обретение личностью нравственных и культурных ценностей. Как говорил патриарх Кирилл, «нужно не воспитывать, а формировать ценности». В этом большую помощь оказывают занятия во внеурочное время.

Содержание внеурочной деятельности по иностранному языку можно объединить в 3 тематических блока:

1.Страна изучаемого языка. Знакомство со страной, традициями, праздниками. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников(имена героев книг, черты характера).Небольшие произведения детского фольклора на языке(рифмовки, стихи, песни, сказки, игры).Некоторые формы речевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения( в школе, во время совместной игры, в магазине).

2.Родная страна, город в котором я живу. Знакомство со страной, родным городом, культурой, историей, наследием, людьми, прославившими их, достопримечательности.

3.Мир вокруг нас. Моя семья, мои друзья и одноклассники, мир моих увлечений, моя школа.

Первые два блока имеют гражданскую направленность. Их содержание ориентировано не формирование у обучающихся чувств толерантности, уважение к истории, культуре и традициям других народов; гордости и гражданской ответственности за свою большую и малую Родину; осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ориентаций.

Третий блок решает В основном, задачи нравственного развития ребенка. Его содержание нацелено на формирование уважительного отношения к своей семье, своему дому, совершенствование отношений в классном коллективе, расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитие этических чувств ,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Младшие школьники учатся понимать себя и других, давать правильную оценку своим и чужим поступкам, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях.

При овладении иностранным языком дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка, но это приобретение должно обязательно опираться на родной язык, культуру: сначала, условно говоря, «как у нас», а потом –«как у них». Факт чужой культуры, чтобы быть правильно воспринятым младшим школьником, предъявляется ему с опорой на родную культуру, но интерпретация этого факта должна происходить и с точки зрения его ценности для самих носителей языка; только тогда ученик будет испытывать гордость за «свое» и уважительно относится к «чужому». Главным средством обретения младшими школьниками духовно-нравственных ценностей является их общение с учителем, который способен быть моральным эталоном и который формирует у них то или иное отношение к поступкам и фактам культуры.

Интересной формой работы во внеурочной деятельности является ролевая игра. Она представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. А.С. Макаренко придавал огромное воспитательное значение игре, в которой «ребенок чувствует себя немного выше того, что он есть в действительности. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом», - утверждал он. Надо помнить, что младший школьник- уже во многом сформировавшаяся личность.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

-предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах;

-предполагает усиление личной сопричастности ко всему происходящему;

-способствует расширению ассоциативной базы при условии языкового материала;

-имеет образовательное значение.

В течение многих лет я применяю в своей работе ролевые игры как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Но прежде, чем ввести данный прием работы в процесс необходимо провести большую подготовительную работу. Чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Значительное внимание во внеурочной деятельности уделяется формированию интереса к чтению у обучающихся, любви к книге. Большой воспитательный эффект дает использование вербальных и изобразительных средств. Правильно подобранные для чтения и аудирования тексты в младших классах выступают в качестве воспитательных средств, т.к. их содержание может быть интерпретировано в нравственном плане. Важным воспитательным средством являются упражнения, при выполнении которых школьники знакомятся с иными культурными традициями с опорой на родную культуру, учатся сравнивать, находить общее и различное. Это – письма детей, написание открыток с поздравительными текстами разного рода, беседы о праздниках. У школьников формируется не только умение самостоятельно составлять письменное высказывание. Но и воспитывается внимание к членам семьи. Утверждается ценность семейного единства.

Эффективным средством воспитания интереса к культуре страны изучаемого языка и гордости за свою культуру являются такие средства, как фотографии и задания к ним. Например, праздник Рождества в разных странах. А как изобразить наш праздник Рождества? Таким образом, все рассмотренные средства направлены на то, чтобы:

-продемонстрировать детям ценность иной культуры и для самих носителей языка, показать, почему это ценно для французов, немцев;

-помочь сопоставить это со своим культурным опытом: знал это ученик или нет, кажется ему это интересным или нет;

-после знакомства с фактом иной культуры побудить ученика производить какие-либо действия с новой культурной информацией (расскажут ли они это своим близким, друзьям).Это и есть эффективный путь формирования культурных ценностей младших школьников. Обретение младшими школьниками нравственных качеств и ценностей позволит им сберечь свою душу от дурных влияний и поможет им различать, «что такое хорошо и что такое плохо». Это возможно, если встреча с учеником на уроках и во внеурочное время будет иметь духовно- нравственное измерение.

Учитель может предложить много других вариантов работы, которые он использует во внеурочной деятельности, главное, чтобы была выполнена одна из основных задач-воспитание духовно-нравственной личности, которая должна быть «носителем ценностей гражданского общества».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации