12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вялых Элеонора Леонидовна28
0

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы как неотъемлемый компонент формирования личности современного ученика»

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы как неотъемлемый компонент формирования личности современного ученика»

Автор: учитель русского языка и литературы, Вялых Элеонора Леонидовна.

Актуальность темы. Время не стоит на месте. Поколения учащихся меняются, вместе с ними приходят на смену новые взгляды на жизнь, которые формируют будущее подрастающей молодёжи. К сожалению, в нашем современном и демократическом обществе все чаще приходится встречаться с бездуховностью и безнравственностью. Причин возникновения такого явления много: родители мало общаются с детьми, нет желания развиваться, нет примера для наследования и т.д. Всё эту душевную пустоту заменяет виртуальное Интернет-общение, где ребёнку предоставляется полная свобода. Зачем тогда читать произведения литературы, когда лучше лишнее время провести за компьютером в социальных сетях? Перед педагогами 21 столетия стоит трудная задача: сформировать в подрастающем поколении лучшие духовные и нравственные черты характера, расширить мировоззрение, культуру поведения. В реализации этой непростой задачи могут помочь уроки литературы.

Цель «мастер-класса»: при помощи педагогических технологий усовершенствовать навыки и умения работать с художественными текстами для формирования духовно-нравственной личности ученика.

Задачи «мастер-класса»:

раскрыть значения понятий «духовность» и «нравственность»;

умение выделять ключевые слова, связанные с духовно- нравственным воспитанием, делать выводы;

ознакомить с видами работы на уроках литературы, которые помогают формировать духовно-нравственную личность;

совершенствовать навыки работы с текстами разных жанров, подбирать для уроков необходимый материал для формирования лучших качеств ребёнка.

Оборудование: текст из сказки «Кот и Ангел», цветные карточки, цветок, капельки, тексты художественных произведений.

Ход «мастер-класса»

Организационно-мотивационный этап.

- Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

- Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и скажите: «Здравствуй, добрый человек».

А сейчас предлагаю прочитать сказку «Ангел и Кот» Людмилы Сосиной [4] и попробовать на основе содержания определить тему мастер-класса.

Метод «Удиви». Сказка «Кот и Ангел»
– Мир тебе, – ласково сказал Ангел, присаживаясь рядом с Котом на толстую ветку и стряхивая с неё снег.
– Привет, – Кот приоткрыл зелёный глаз, лениво оглядел Ангела и отвернулся.
Ангел спрятал под крыльями босые ноги и посмотрел вниз. Под ними лежал белый двор, полный смеха, визга, летающих снежков и скрипа шагов.
– Высоко ты забрался, – сказал Ангел, оценивая расстояние до земли.
– Зато сюда даже Сашкин снежок не долетит.
Ангел понимающе кивнул и подобрал опущенные крылья. Помолчали.
– А ты что, за моей старушкой явился? – не поворачивая головы, спросил Кот. Голос его был такой же ленивый, но Ангел сразу увидел, как сгустилась вокруг него боль и тревога.
– Нет, я ни за кем.
– А! – Облачко тревоги поредело. – Она каждый день говорит, что скоро Ангел её заберёт, - счёл нужным объяснить Кот. – Видно, другой прилетит…
Опять помолчали. Но, видимо, Кота всё же беспокоило присутствие Ангела, и он как можно равнодушнее спросил:
– А ты сюда зачем?
– Да так, отдохнуть присел. Парнишку одного в вашем городе от него же самого спасал. Ох, и трудная это работа! Теперь домой лечу.
– Так ты, это… и от болезни можешь?
– Смотря какая болезнь. Но многое могу. Хранитель я.
– Так чего же ты тут расселся?! – взревел вдруг Кот. – А ну пошли! И он рыжим вихрем слетел на землю.
Ангел тихо приземлился рядом.
Старушка была такая худенькая, что Ангел не сразу разглядел её среди белых подушек. Глаза старушки были закрыты, а грудь ходила ходуном, заполняя всю комнату хрипом, свистом и всхлипами. Ангел наклонился над нею, положил на грудь белые крылья и стал что-то шептать – ласково и тихо. Пока он так стоял, Кот подбросил в печку дров, подвинул на плиту остывший чайник и поставил большую кружку с молоком, сыпанув в неё какой-то травы – готовил питьё для хозяйки.
Когда Ангел разогнулся, дыхание старушки было ровным и тихим, впалые щёки порозовели.
– Пусть поспит, – сказал он Коту. – Ослабла она сильно.
Кот отвернулся и быстро вытер глаза. Старушка спала, а Кот и Ангел пили чай, и Кот всё подливал в свой чай сливки, а Ангел улыбался, глядя на него.
– Я, наверное, останусь пока у вас, - сказал он, размешивая мёд, - Пока Михайловна не встанет.
– А ты откуда знаешь, что она Михайловна?
– Я же Ангел. Я и то знаю, что тебя Чарликом зовут.
– Значит, вроде познакомились, – хмыкнул Кот. – А тебя как величать?
– А у нас имён нет. Просто Ангел. Кот молча подвинул ему сливки и прихлебнул из кружки. Тикали над столом ходики, трещали в печке дрова, за окном усиливался ветер.
– Вот ты спрашивал, зачем я высоко залез, – усмехнулся вдруг Кот. – Выходит, тебя ждал. – И задумчиво добавил, прислушиваясь к ветру: – Носки тебе связать надо. Что ж ты босиком-то по снегу?.. (
Автор: Людмила Соснина) [ 1 ]

t1651052285aa.jpg

1.2. Приём «Ассоциативный куст».

- Чему учит она нас?

- Попробуйте определить ключевые слова, которые смогли бы сформировать лучшие человеческие качества ( участники на карточках записывают ответы и крепят на доску)

Мир Забота Благодарность Спасение Любовь…..

1.3.Постановка цели деятельности.

- Как вы думаете, о чём будет наш мастер-класс? ( участники высказывают свои предположения)

Тема мастер-класса «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы как неотъемлемый компонент формирования личности современного ученика»

2. Информационно-деятельностный этап.

2.1. «Кластер ключевых понятий». «Копилка знаний» (участники составляют мини-конспект)

- Так что же такое духовность и нравственность?  Какие нравственные качества мы должны воспитывать в наших современных учениках, чтобы в будущем они стали успешными людьми?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы нам необходимо разобраться с понятиями «духовность» и «нравственность». Ваша задача составить КЛАСТЕР, написав из чего, по вашему мнению, состоит нравственность и духовность. На выполнение задания у вас есть 5 минут.

Проверка работы групп.

Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа вывешивает полученный КЛАСТЕР на доску и комментирует его.)

-Существует множество определений этих терминов. Так, С. Ожегов даёт такое толкование слов:

Духовность-и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. [5]

Основные составляющие Духовности:

1. Достойные убеждения Человека — отношение к себе и окружающему миру: Мир — прекрасен и справедлив, Жизнь — это тысяча возможностей, я — бессмертная божественная душа с огромным потенциалом и т.д.

2. Вера в Бога, Любовь к Богу — чувства, которые живут в сердце человека по отношению к своему Создателю, вера в Его Любовь, Всемогущество, Покровительство и т.д.

3. Идеалы в сердце — у духовного человека в сердце Идеалы Добра (Любовь, Добро, Справедливость, Сила, Ненасилие, Развитие и др.), вместе они составляют Совесть. Идеалы — это самые важные жизненные ориентиры, по которым человек ставит свои Цели и определяет методы их достижения.

4. Чувства Человека — Уважение, Благодарность, Дружба, Преданность, Любовь, Восторг, Единство.

5. Личные Качества — Искренность, Честь, Достоинство, Благородство во всём.

6. Чёткое различение Добра и Зла — что достойно, а что не достойно. [

Нравственность, -и,,ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности; кодекс человека

2.Практическая часть.

Каждый учитель выстраивает свою модель проведения уроков, чтобы «достучаться до человеческой души». Существует множество видов работы на уроках литературы. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые использую на своих уроках, чтобы вызвать интерес к теме.



Итак, всем известно выражение «Дети - это цветы жизни». Они украшают ее и наполняют смыслом. А какие это будут цветы, зависит от каждого из нас. Сейчас мы с вами попробуем вырастить «Цветок души» современного ученика.

«МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»

1.Прием «Осмысление»

-Перед вами иллюстрации, скажите одним словом, что их объединяет? (семья)(Сон Обломова) Семья занимает важное место в характеристике Ильи Обломова, главного героя романа Гончарова "Обломов".   Родители Обломова сильно повлияли на характер героя. Именно любящие отец и мать "заразили" сына своей ленью и апатией.
t1651052285ab.jpg

-Правильно семья. Это и будет стебель цветка. Ведь семья является главным институтом воспитания.

2.Прием «Корзина качеств»

-Ваша задача вставить название того качества, о котором идем речь.

«……-сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку» (милосердие)

«…….-можно определить, как способность быть постоянно ориентированным на благо людей и выстраивать свое поведение с учетом их блага» (добро)

«……-это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (мудрость)

«……-это сознательное управление своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели» (сила воли)

«…..-это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии» (любовь)

-Как вы думаете, а что будет являться сердцевиной? (Записывают)

-Итак, что у нас получилось. Прикрепляют к доске.

А чтобы цветок нас радовал, ему необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат. Какие, на ваш взгляд пути и средства будут способствовать духовно - нравственному развитию ученика? (уроки литературы, экскурсии, посещение музеев, кл.часы и др.)

Только на таких занятиях «появляются ростки»: (По ходу добавляют ростки цветка).

Конечно, модель не закончена. Духовно-нравственных качеств, которыми должен обладать современный ученик, намного больше. Но мы не будем расстраиваться, потому что нам есть к чему стремиться!

4.ИТОГ

- Наш «мастер-класс» подошёл к концу и хочется его завершить словами В.А.Сухомлинского: особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…

-А вам, коллеги, желаю всяческих благ, здоровья, процветания и больше тепла на Вашем жизненном пути!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.