ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТАХ

0
0
Материал опубликован 1 October в группе

В конце сентября 2022 года Владимир Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны.

С 1 сентября 2023 года образовательные программы скорректировали таким образом, чтобы главный акцент делался на патриотическом воспитании. Как отмечено в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Развитие детей и молодежи, согласно стандартам, теперь включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Ставится задача сформировать у учащихся системные знания о месте России в мире, ее исторической роли и территориальной целостности. В этой связи особенно актуальными становятся мероприятия патриотической и духовно-нравственной тематики.

Особое место среди нравственных и духовных качеств человека занимает любовь к Родине – патриотизм.

Кто же это такой – патриот? «Толковый словарь русского языка»              С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». 

С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания обучающихся занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания у школьников на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм – это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.

В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.

Воспитание патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с обучающимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является составной частью педагогической системы образования. Предметом особого внимания для данного направления является практическая реализация одного из важнейших принципов государственной политики, направленной на формирование в юных российских гражданах гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству. Это требует создания необходимых условий и координации усилий различных социальных и государственных институтов для повышения ее действенности и эффективности.

В модели формирования патриотизма обучающихся в условиях образовательной среды учреждения с опорой на лучшие современные практики патриотического воспитания происходит через участие в молодежных проектах: «Российское движение школьников», «Движение первых», «Большая перемена» и др.

Движение первых

«Движение Первых» — это сотни уникальных программ воспитания и становления личности, активного и ответственного молодежного сообщества, для которого важны уважение к традициям и культурам народов России, историческая преемственность и сопричастность с судьбой страны, в которой главной ценностью была, есть и будет – семья.

Программа обеспечит формирование у участников Движения социальных навыков, направленных на деятельный патриотизм, общественную активность, самостоятельность и ответственность в интересах развития российского общества и государства». Программа раскрывает основные подходы, методы и принципы воспитательной работы с детьми и молодёжью. В ней современные педагогические подходы и решения обогащают лучшие традиции детского пионерского движения XX века: добровольчество, военно-патриотическую подготовку, юннатскую, туристскую и творческую деятельность.

Российское движение школьников

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан российской федерации. В рамках проекта ведется деятельность по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

За счет мероприятий проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие результаты и показатели:

Не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через:

  1. Создание патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь».
  2. Всероссийские, окружные и межрегиональные мероприятия патриотической направленности, в которых примут участие не менее 640 тысяч человек.
  3. Вовлечение 3 000 000 детей в деятельность Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
  4. 600 тысяч детей вовлечены в деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
  5. Просмотр не менее 25 миллионов онлайн–уроков, направленных на гражданскопатриотическое воспитание детей.
  6. Не менее 550 тысяч участников принимают участие во Всероссийских конкурсах «Большая перемена».

Проведение классных часов «Разговоры о важном»

С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Это получасовые классные часы, которые проводятся по понедельникам первым уроком во всех российских школах и СПО.

Целью этих занятий является формирование у школьников любви к Родине, патриотизма и гордости за свою страну. «Разговоры о важном» рекомендуется проводить в форме диалога преподавателя с учащимися, в ходе которого обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мировом сообществе с акцентом на традициях и особенностях регионов страны.

Волонтерское движение

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей. Одно из актуальных воспитательных средств – это волонтерское движение, которое способствует формированию личности.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

Однако если педагог сведет работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.

Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Волонтеры принимают участие в организации и проведении таких мероприятий как:

  1. День Героев Отечества. В этот день волонтеры раздают письма памяти жителям города и рассказывали о героях, в чью честь названы улицы, по которым они проходят каждый день.  
  2. Всероссийская акция «Георгиевская ленточка».
  3. Всероссийская акция «С Новым годом, ветеран!».
  4. Всероссийская акция «Письмо Победы».
  5. Поздравление участниц Великой Отечественной войны с международным женским днем и др.

Таким образом, волонтерское движение положительно влияет на нравственное становление молодого поколения, на активность их жизненной позиции, поднимает общий уровень эрудиции, помогает приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.

Торжественное поднятие флага

Патриотическим ритуалом является поднятие флага России и исполнение Государственного гимна. Правительством были приняты специальные меры по обеспечению флагами всех учебных заведений страны. Порядок данного школьного мероприятия регламентируется двумя документами: методическими рекомендациями Министерства просвещения и стандартом церемонии поднятия флага.

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа всей последующей воспитательной работы.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.  К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации