ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила:
учитель русского языка и литературы,
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»,
Нестеренко Людмила Дмитриевна
Развитие России сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека, формированием у него духовности и нравственности.
И духовно-нравственное воспитание обучающихся имеет большую значимость; его, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных задач [1].
Основной целью такого воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, бережное отношение к Родине в целом и малой Родине, их культурно-историческому прошлому, к своей семье. Любовь к родным местам, гордость за свой народ; ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам – вот те главные составляющие духовно-нравственной культуры человека [1].
Ориентиром по развитию и воспитанию данных качеств у школьников может служить проектная и исследовательская деятельность, направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа.
Организация проектной деятельности в школе раскрывает исследовательский и творческий потенциал обучающихся. Это деятельность, которая помогает раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других обучающихся.
При работе над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате чего обучающиеся получаеют не просто готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимают добытые им сведения [2].
Работая над проектами, стараюсь делать акцент именно на личностные характеристики обучающихся, на повышение их мотивации к деятельности.
Проектная деятельность также является одной из самых распространённых форм внеурочной деятельности, где ребенок учится не только проектировать, но и выполнять исследовательскую работу.
Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже.
Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – возможность создания групп по интересам, воспитание взаимовыручки.
Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность.
Исследовательская деятельность имеет огромное значение, так как направлена на:
- формирование устойчивого интереса обучающихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
- на воспитание патриотизма и гражданственности;
- на эстетическое воспитание;
- на изучение народных промыслов и традиций;
- на правила воспитания;
- на изучение семейных ценностей.
Все это наглядно подтверждается в работах учащихся разного возраста.
Темы проектов по предметам “Русский язык и Литература” подбираю интересные и доступные, связанные с жизнью, краеведением, что обогащает учащихся опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.
Например, предлагаю такую тематику проектов в 5 классе по русскому языку: “Зоологизмы в названии домашних питомцев”, “Прозвища моих одноклассников и их роль в жизни”, “ Какие бывают клички животных?” В 7 классе предлагаю такие темы: “Лексические особенности в наименовании улиц в городе Таре”, “Особенности в наименовании магазинов в нашем городе”и др. , по литературе: “Образ волка и лисы в баснях И. А. Крылова”.
В старших классах предлагаю такую тематику: “ Речевой портрет гимназистов”, “Что в имени моем?”, “Роль заимствованных надписей на одежде современных подростков”,
Предлагаю темы проектов и научных работ краеведческой направленности, например, “Образ города в лирике и творчестве местных поэтов и художников”, “Образ врача и медицинского работника в лирике А. Дерюшева и Н. Кусковой” , “Уроки нравственности в творчестве молодых поэтов г.Тары», «Православные мотивы и образы в лирике К. Атюрьевского», «Образ дома и семьи в творчестве Н. Кусковой», «Очерковый жанр рассказов А. Дерюшева из цикла «Скорачи» и др.
Так, в 2018-2019 учебном году с учениками 6 класса Кривошеевым З. и Батухтиным И. принимали участие в исследовательском проекте “Времена года в творчестве тарских поэтов и художников”. Ребята под моим руководством познакомились с творчеством поэтов и художников, брали у поэтов интервью, анализировали лирику, ходили на выставку картин в Картинную галерею, учились работать с краеведческой и научной литературой. Продуктом проекта стал поэтичекий сборник “Календарь времен года”. Свой исследовательский опыт ученики представляли на муниципальной и областной научно-практической конференции, где стали лауреатами.
В 2020-2021 учебном году данный иследовательский проект был представлен на региональную дистанционную научно-практическую конференцию по краеведению “Моя Сибирь”, где ребята получили диплом Лауреата.
Считаю, мои ученики, выполняя исследовательский проект, расширили свой кругозор, научились распределять обязанности и работать сообща. Через поэзию и творчество художников осознали, что значит любить малую родину и уметь видеть прекрасное.
В прошлом учебном году на суд жюри был представлен исследовательский проект десятиклассницы Фасс Е.“Православные мотивы и образы в лирике К. Атюрьевского”.
При анализе стихотворений К. Атюрьевского, в которых раскрывается «образ храма, веры, молитвы, города, дома, семьи, красота природы », мы пришли к выводу, что малая родина для К. Атюрьевского- это отчий край, малый уголок, деревянная Тара, в которой вырос поэт.
Но этот православный образ Тары переплетается и с образом бескрайней России, еѐ просторами и широтами.
Природа в стихотворениях К. Атюрьевского восхищает и приводит в трепет своими замечательными видами, живописными пейзажами, заставляет волноваться, доставляет самые лучшие моменты поэту и читателям.
Ещѐ одной своеобразной чертой художественного мира К. Атюрьевского является православная основа его лирики.
В стихах поэта мы находим образы - символы, связанные именно с православной традицией. Спасский собор, храмы, купола, колокольный звон, православные праздники, молитвы - в его лирике представлены вечными, нерушимыми.
Автор исторически смело признается, что ему жаль «разрушенных церквей», он не может не грустить о забытой вере. Его лирический герой не мыслит себя вне Бога и боится быть им отвергнутым.
Таким образом, своеобразие художественного мира Атюрьевского заключается в следовании традициям русской литературы, но в то же время в подлинно современной еѐ основе. Продуктом проекта стал поэтический сборник “Православные мотивы и образы в лирике К. Атюрьевсского”.
Считаю, что работа над такими проектами - яркий пример духовно-нравственного воспитания.
Также стараюсь вовлекать своих учеников в телекоммуникационные и творческие проекты, которые воспитывают духовно -нравственные качества учащихся такие, как любовь к большой и малой родине, умениние ценить и любить природу, творчество писателя.
Считаю большой значимостью участия учеников театральной студии в муниципальном творческом проекте “Славим Победу!”.
В ходе проекта ребята разучивали под гитару песни военных лет, исполняли вальс, сценки, читали стихи. Думаю, каждый до глубины души прочувствовал значимость этого мероприятия и осознал, что о тех, кто подарил нам Победу, - забывать нельзя.
Также в 2021 - 2022 учебном году участвовали в муниципальном проекте «Экологические проблемы города Тары и Тарского района». В одном из заданий проекта была театральная постановка, которая должна отражать экологические проблемы нашего района и города.
Для выполнения данного задания мы сочинили сценарий, распределили роли, отрепетировали, сняли видеоролик и отправили на суд жюри. По итогам проекта стали призерами среди участников района.
Участие в данном проекте позволил ребятам получить большой опыт в духовно- нравственном воспитании и понять, что значит любить свой край родной и беречь природу.
Мои ученики много раз становились победителями и участниками муниципального проекта “Тара Православная”, в котором получали также большой воспитательный опыт.
Данный проект учит ребят работать в команде, распределять обязанности, почувствовать себя в роли журналистов, так как одно из важных заданий - написать статью на православную тему, уметь отвечать на вопросы на круглом столе, где обсуждаются важные и актуальные вопросы такие, как: «Какую роль в нашей жизни играет храм, что значит быть гражданином и патриотом?», « Как сделать правильный выбор в жизни», «Кого называют героем?», «Что значит жить по законом чести и совести?» и другие.
Некоторые ребята, принимая участие в подобном проекте, впервые побывали в Храме на службе, осознали многие понятия православной культуры.
Очевидно также, что при выполнении данных работ у школьников повышается уровень владения компьютерными технологиями, они учатся вести поиск информации, использовать и оценивать ее. Кроме того, обучающиеся приобретают навыки работы в команде и навыки публичного выступления.
Для того, чтобы привлечь внимание учащихся к православной культуре, в 2021-2022 учебном году предложила учащимся 5 класса принять участие в телекоммуникационном проекте “Рождественское чудо- 2022”.
Ребятам нужно было выполнить одну из проектных работ «Лучшая рождественская аудиосказка» или «Лучшая рождественская видеосказка», мы выбрали второй вариант. Для выполнения этапов проекта первоначально на уроке литературы познакомила с праздником “Рождество Христово”, его традициями, прочитали рождественские сказки Дж.Родари, Г.Х.Андерсена и др.
Домашним заданием было сочинить рождественскую сказку и проиллюстрировать ее. Затем провели конкурс на лучшую рождественскую сказку. Победителем стала Лабикова Анастасия, ученица представила сказку “Три рождественских желания”.
В ходе урока проанализировали сказку, выявили идею, обсудили образ каждого героя, проиллюстрировали сказку в рисунках, распределили роли и стали репетировать сценарий сказки.
Сняли видео и отправили на суд жюри. В преддверии празднования Рождества Христова мы узнали о результатах участия в проекте, в котором заняли почетное первое место.
Для транслирования православной культуры и значимости святого праздника Рождество Христово в первый день после зимних каникул провели праздник для начальной школы “Веселое Рождество” и представили театрализованную постановку сказки “Три рождественских желания”.
После просмотра сказки обсудили ее содержание. Учащиеся поняли, что главное в жизни нужно больше совершать добрых поступков, быть милосердными и внимательными к людям, тогда обязательно произойдет чудо, как в рождественской сказке.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность, безусловно, важна и необходима, поскольку такая деятельность захватывает личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные, духовные способности развивающегося человека.
Современному обществу нужны духовно и интеллектуально развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших отцов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей, в этом и помогает проектная и исследовательская деятельность.
Интернет-источники:
https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-stanovlenie-lichnosti-postizhenie-smislov-3558310.html