12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бондарчук Анна Леонидовна2531

«Нравственное воспитание обучающихся на уроках информатики средствами сети Интернет»

«Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков, юношества от одной

из самых больших бед – пустоты души, без духовности…

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…»

В.А. Сухомлинский

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. [1]

Проблема воспитания нравственности среди подрастающего поколения сегодня стала вновь остроактуальной. Связано это с тем, что к двум традиционным факторам формирования нравственных ценностей: семье и школе добавился третий и достаточно серьезный - Интернет.

Для подростков в свободном доступе открыто пространство глобальной сети, которое помимо полезных своих сторон, имеет и негативные: дети от живого общения уходят в виртуальное, они готовы часами находиться в среде, которая дает им зачастую бесконтрольный доступ к самым запретным сторонам жизни, возможность выражать свои мысли бесконтрольно и без воспитательного ценза.

В Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Так как я являюсь учителем информатики, то позволю себе остановиться в рассмотрении заявленной проблемы именно на этой дисциплине.

ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.  Словарь говорит, что это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. То есть, нравственность в широком смысле, это всё то, что регулирует поведение человека в обществе.

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. [5]

Нравственное воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребёнка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. [6]

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искренние, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией.

Цель воспитания – подготовка деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

1. Обучение (книги в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся);

2. Личный пример учителя (по его образному выражению);

3. Убеждение, которому он придавал очень большое значение;

4. Умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5. Меры предубеждения;

6. Поощрения и взыскания. [4]

СЕМЬЯ И НРАВСТВЕННЫЕ НАВЫКИ

Сущностная основа воспитания детей в семье, по мнению К. Д. Ушинского, должна исходить из христианского идеала бытия. При этом христианский идеал воспитания осмысливался педагогом вслед за славянофилами в национальном духе. Отсюда исходило обоснование Ушинским составляющих воспитания в семье. [7]

Педагог призывал родителей следовать авторитетному стилю воспитания, при котором в семье сохраняются теплые отношения, основанные на взаимном уважении родителей и детей. Он отрицал чрезмерную строгость в отношении к детям, излишнее морализаторство, напоминая родителям, что их воспитание должно быть основано в первую очередь на добродетельном примере. Ученый также говорил о необходимости создания в семье обстановки любви, доверия, сотрудничества, которая составляла бы идеальные условия для воспитания.

Немало страниц из своих работ посвятил К. Д. Ушинский обоснованию необходимости педагогического просвещения родителей. Поэтому он считал необходимым для отца и матери приобрести знания о человеке в его целостности, т.е. быть компетентными в ряде антропологических наук, начиная от физиологии и заканчивая историей и философией. Причем среди этих знаний мыслитель особо выделял представление о ребенке как о человеке, развивающемся и совершенствующемся, одаренном уникальным духовным миром. Ученый полагал, что для того чтобы постичь все это, родителям нужно прочитать немало полезных книг. Таким образом, по суждению ученого, вся семейная жизнь, должна быть проникнута воспитательным элементом, иначе говоря, «не быть чуждой образованию и науке». [7]

В педагогике семейного воспитания Ушинского особое место занимает аксиологический компонент. Как известно, педагог выделял три главные ценности воспитания: народность, православно-христианские традиции и науку. По его мнению, все они тесно переплетаются между собой, образуя неразрывное единство. Обоснование этих трех ценностей рождает особое отношение ученого к нравственному, религиозному и патриотическому воспитанию детей в семье, которое он рассматривает в едином русле. [8]

Источником нравственности Ушинский видел Личность Создателя. Именно эта особенность отличает педагогические взгляды мыслителя от взглядов части его коллег, которые считали, что источник нравственности следует искать в человеке. Неудивительно, что смысл духовно-нравственного воспитания в семье ученый видел в стремлении научить детей следованию евангельской истине: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе». Исходя из этого, Ушинский писал о том, что религиозное воспитание является одной из первых задач для родителей, стремящихся утвердить в своих детях истинно человеческие начала. [9]

ШКОЛА И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [2]

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА

Практика нравственного воспитания сегодня осложняется тем, что в школе весьма трудно конкурировать по своему воздействию на умы подрастающего поколения со средствами массовой информации в общем и в частности с Всемирной сетью.

Воздействие Интернета на развитие личности школьника сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности.

Негативное влияние Интернета на личность и формирование нравственных навыков учащихся большинство исследователей сводят к двум основным моментам.

Первый связан с так называемой Интернет-зависимостью.   Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни.

Второй фактор негативного влияния интернета связан с качеством информации, наводнившей Всемирную Сеть. Следует отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Этот фактор мне видится более опасным для формирования нравственных привычек подрастающего поколения в связи с тем, что его воздействию подвергаются все пользователи интернет. Тогда как глубинные причины интернет-зависимости, по мнению большинства исследователей, практически не связаны с Всемирной Сетью.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ВСЕМИРНОЙ СЕТИ

    Возможностей использования сети огромное количество. Во-первых, подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через "чаты", "форумы" и электронную почту. Многих привлекает возможность общаться от разных лиц (бесплатные электронные адреса можно зарегистрировать на любую вымышленную фамилию и имя), многие подростки компенсируют в Интернете недостаток общения в повседневной жизни, используют Сеть как способ самоутверждения. Во-вторых, Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают средства массовой информации, к которым постепенно они теряют доверие. Степень доверия к информации, представленной в сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу.  Постепенно человек учится работать с информацией, а нельзя недооценивать это умение в современном информационном обществе. Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры.

И это становится одной из задач современного педагога, решение которой позволит сделать интернет инструментом, помощником, а не «второй реальностью» и бегством от проблем. [10]

ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НАВЫКОВ

В своей практике наряду с традиционными формами обучения активно использую проектную деятельность обучающихся с целью:

Научить обучающегося самостоятельно достигать цели;

Научить предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели;

Сформировать умение работать с информацией в сети Интернет;

Сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;

Развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного;

Развивать позитивный образ себя и других.

Приведу примеры проектов.

1) Проект «Безопасность в сети Интернет»

Техническое обеспечение: программа Microsoft Office Publisher, текстовый редактор Microsoft Office Word, графические редакторы, сетевые ресурсы.

Идея проекта: создать буклет об угрозах сети Интернет и правилах поведения, при использовании сети Интернет.

Типология проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности – творчески-поисковый (поиск информации для решения проблемы и творческий подход к представлению информации) и практико-ориентированный (формирование навыков поиска нужной информации, закрепление навыков работы с текстами и рисунками, интерактивными элементами).

- по предметно-содержательной области – проект в области курса информатики, культурологии.

- по характеру координации – с открытой координацией учителя и оказания необходимой помощи;

- по количеству участниковиндивидуальный;

- по продолжительности - краткосрочный.

Цели проекта.

Цели для учителя:

расширение знаний учащихся в области новейших информационных технологий и Интернет - технологий;

обучение целенаправленному поиску информации, умению применять методы поиска и отбора;

обучение систематизации информации;

формирование понятия гармоничного дизайна.

Цели для учащихся: создать буклет.

Образец буклета «Безопасность в сети Интернет»

t1682590983aa.gif

t1682590983ab.gif

2) Также, на уроках при изучении темы «Компьютерные презентации» обучающиеся создают проекты-презентации на темы «Соцсети, не ведите себя как дети», «Ловушки в интернете», «Семья», «Компьютер и здоровье» и т.д. Информацию для презентаций дети берут в сети Интернет.

Образец презентации «Компьютер и здоровье»

t1682590983ac.png

3) При создании проектов веб-страниц и веб-сайтов учащимся предлагается выбрать одну из следующих тем: «Моя семья – моё богатство», «Значение веры в жизни человека», «Я – патриот своей Республики», «Значение дружбы в жизни человека», «Добрые дела живут века», «Важность профессии в жизни человека». Информацию для заполнения веб-страниц учащиеся также подбирают в сети Интернет.

Образец веб-сайта «Значение дружбы в жизни человека»

t1682590983ad.png

t1682590983ae.png

Образец сайта «Я – патриот своей Республики»

t1682590983af.png

4) При изучении баз данных, предлагаю учащимся создать проект-базу данных по теме «Достопримечательности нашего района», «Школьная библиотека», «Поликлиника», «Картинная галерея», «Спортивные заведения города» и т. д.

Образец базы данных «Библиотека»

t1682590983ag.png

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ и сети Интернет оказывает положительное влияние на духовное становление личности. Главное, научить детей грамотно использовать компьютерные ресурсы, с целью обогатить внутренний мир и духовную сферу человека. Научить так, чтобы современные технологии помогали, а не навредили. На уроках объяснять не только законы информатики, но и показывать, что прогресс цивилизации не есть наращивание материального блага, напоминать, что применение информационных технологий оценивается и осмысливается в духовно-нравственном аспекте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, теоретический анализ проблемы влияния Интернета на формирование ценностных ориентаций подростков показал, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, выступающий как связующее звено между объективной социокультурной средой и индивидуальным сознанием человека. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, и в частности подростка, так как она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными принятыми личностью ценностями и нормами общества. Это своеобразные ориентиры, с которыми человек согласует свои действия.

Причем подростковый возраст является решающим в плане формирования ценностной системы личности, так как именно в этом возрасте складывается мировоззрение человека, создающее возможность формирование внутренней, автономной системы ценностей.

Всемирная Сеть в современном мире является главным каналом информирования, формирования и выражения общественного мнения. Процесс распространения информации неизбежно включает в себя и процесс распространения идей, сопряженных с определенными ценностными ориентациями, стимулирующими принятие и усвоение определенных моделей и образцов поведения.

Для минимизации негативного влияния Всемирной Сети необходимо: во-первых, смена роли учителя с источника знаний на роль консультанта, партнера; во-вторых, реального воплощения системно-деятельностного подхода к образованию.

Наибольших успехов на пути минимизации отрицательного воздействия интернета на формирование нравственных навыков и более того, превращения Всемирной Сети в один из инструментов формирования личности, можно на мой взгляд используя технологию проектов и вытекающие из нее приемы. Я уверена, что данная технология позволяет сделать нравственные ценности частью мировоззрения ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Ушинский, К.Д. Три элемента школы : Статья / К.Д. Ушинский .— : [Б.и.], 1857 .— 10 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/12002 (дата обращения: 02.03.2023)

2. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998

3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998 г.

4. Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015 — 688 с.

5. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.

6. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.

7. Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. - Чел., 2004 г.

8. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников/ Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Тезисы докладов прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 г. - Минск, 1974 г.

9. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского//Педагогика. № 4. 2004 г.

10. Фролов А.В., Фролов Г.В.  Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для WindiwsSockets. - Диалог - МИФИ, 2010. - 283 c. 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.