12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юферова Ирина31

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Калининская школа

 

Урок

по теме «Движение вод в океане»

 

Разработала: учитель географии

Юферова И.П.

 

2017 - 2018 учебный год

Тема: «Движение вод в океане».

Цели урока:

 

сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;

развивать умение выделять причинно-следственные связи;

воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование : компьютер, проектор, физическая карта полушарий;

раздаточный материал, атласы, учебник, пластиковая емкость, фен.

 

Методы: эвристическая беседа

объяснительный рассказ учителя

практическая деятельность

самостоятельная работа

проблемное изложение.

 

Знать: виды волн, части волн; причины образования волн; приливы и отливы; цунами.

 

Уметь: анализировать увиденное и услышанное,

составлять причинно-следственные цепочки,

работать с таблицами и схемами.

Ход урока

 

Организация класса. Мотивация.

Повторение темы прошлого урока. Работа с картой по презентации «Части Мирового океана». Задание : найдите географические объекты.

Введение в тему урока. Использование презентации «Движение вод Мирового океана.» Учитель на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стих А. С. Пушкина (слайд 1)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордо красотой…

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).

Вы, наверно, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Козьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».

А вы бросали камешки в воду?

Устраивали бурю в стакане?

А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне? (слайд 2)

Прав ли Козьма Прутков? Какие вопросы у вас возникали?

ВЫВОД

если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.

Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?

? Откуда берутся в море волны?

? Почему движутся волны?

? Какие они бывают?

? Для чего нам необходимо изучать волны? (слайд 3)

 

II. Изучение нового материала. Ветровые волны.

УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 4).

УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 5). Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)

А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?

Чтобы в этом разобраться, поставим – ка ещё раз известный всем опыт – бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать других). В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.

 

Учитель: как происходит движение предмета на волне?

Учитель ставит? – как движется вода в волне?

УЧЕНИКИ читают текст учебника стр.141 первый абзац. Отвечают на вопросы. Делаем вывод, что волны — это колебательные движения воды.

 

ВЫВОД: (слайд 6)

каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.

 

4). От чего же зависит высота волны?

Практическая работа. Моделирование процесса возникновения поверхностных волн.

Порядок выполнения:

1)налить воду в пластиковую емкость с мягким дном; резким движением нажать на дно и наблюдать за тем, как повела себя вода на поверхности;

2)включить фен и направить струю воздуха вдоль поверхности воды;

3)переключить фен на большую скорость, отметить изменения, произошедшие на поверхности воды.

УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 7).

 

5). УЧИТЕЛЬ: помогите пожалуйста решить проблему: помните

Робинзона на необитаемом острове? Если вода в волне колеблется вверх-вниз и горизонтального движения не происходит, почему тогда на берег выбросило сундук с плотницким материалом? УЧАЩИЕСЯ решают проблему в группе. Если им это не удаётся, то предлагаю мысленно

обойти остров, что заметите?

Нарисуйте движение волн по отношению к берегу.

 

А куда дует ветер? Что вы заметили странного? (Ветер в одну сторону, а волны все к берегу). Почему? Что это за вид волн? (Прибой).

УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 8). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Художников, которые пишут морские пейзажи, называют пейзажи – маринистами.

ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.

 

Проведение физминутки на расслабление зрения.

 

6) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:

ребята, я вчера читала о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 9). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть видео о приливах и отливах (видеофрагмент, слайд 10). Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту прошу определить причину их вызывающую.

Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления?

Работа с картой: по карте назовите места на Земле , где наблюдаются самые высокие приливы. А на территории нашей страны?

УЧИТЕЛЬ показывает на настенной карте, а УЧАЩИЕСЯ в атласе.

 

Цунами. УЧИТЕЛЬ: слово цунами имеет японское происхождение. (часто здесь случаются) Просмотр информации из презентации, сопровождающееся рассказом учителя.

Задание: что характерно для этого вида волн?

Работа с картой: где на Земле возможны цунами?

Итак , подведём итоги.

Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают?

 

Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Козьма Прутков?

Мы совершили много открытий.

 

III Домашнее задание (слайд 13).

п. 36, № 3*, 4*.

Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока (слайд — презентация, фотографии, интересные описания).

 

IV Закрепление знаний

Сейчас каждый из вас может провести самооценку полученных на уроке знаний.

УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.

УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.

1. Тест (выполните тест) (слайд 16)

Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы

Итог урока: в природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество. (слайд 17)

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.