Урок географии на тему «Движение вод в океане» (6 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Калининская школа
Урок
по теме «Движение вод в океане»
Разработала: учитель географии
Юферова И.П.
2017 - 2018 учебный год
Тема: «Движение вод в океане».
Цели урока:
сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;
развивать умение выделять причинно-следственные связи;
воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Оборудование : компьютер, проектор, физическая карта полушарий;
раздаточный материал, атласы, учебник, пластиковая емкость, фен.
Методы: эвристическая беседа
объяснительный рассказ учителя
практическая деятельность
самостоятельная работа
проблемное изложение.
Знать: виды волн, части волн; причины образования волн; приливы и отливы; цунами.
Уметь: анализировать увиденное и услышанное,
составлять причинно-следственные цепочки,
работать с таблицами и схемами.
Ход урока
Организация класса. Мотивация.
Повторение темы прошлого урока. Работа с картой по презентации «Части Мирового океана». Задание : найдите географические объекты.
Введение в тему урока. Использование презентации «Движение вод Мирового океана.» Учитель на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стих А. С. Пушкина (слайд 1)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордо красотой…
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).
Вы, наверно, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Козьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».
А вы бросали камешки в воду?
Устраивали бурю в стакане?
А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне? (слайд 2)
Прав ли Козьма Прутков? Какие вопросы у вас возникали?
ВЫВОД
если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.
Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?
? Откуда берутся в море волны?
? Почему движутся волны?
? Какие они бывают?
? Для чего нам необходимо изучать волны? (слайд 3)
II. Изучение нового материала. Ветровые волны.
УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 4).
УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 5). Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)
А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?
Чтобы в этом разобраться, поставим – ка ещё раз известный всем опыт – бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать других). В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.
Учитель: как происходит движение предмета на волне?
Учитель ставит? – как движется вода в волне?
УЧЕНИКИ читают текст учебника стр.141 первый абзац. Отвечают на вопросы. Делаем вывод, что волны — это колебательные движения воды.
ВЫВОД: (слайд 6)
каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.
4). От чего же зависит высота волны?
Практическая работа. Моделирование процесса возникновения поверхностных волн.
Порядок выполнения:
1)налить воду в пластиковую емкость с мягким дном; резким движением нажать на дно и наблюдать за тем, как повела себя вода на поверхности;
2)включить фен и направить струю воздуха вдоль поверхности воды;
3)переключить фен на большую скорость, отметить изменения, произошедшие на поверхности воды.
УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 7).
5). УЧИТЕЛЬ: помогите пожалуйста решить проблему: помните
Робинзона на необитаемом острове? Если вода в волне колеблется вверх-вниз и горизонтального движения не происходит, почему тогда на берег выбросило сундук с плотницким материалом? УЧАЩИЕСЯ решают проблему в группе. Если им это не удаётся, то предлагаю мысленно
обойти остров, что заметите?
Нарисуйте движение волн по отношению к берегу.
А куда дует ветер? Что вы заметили странного? (Ветер в одну сторону, а волны все к берегу). Почему? Что это за вид волн? (Прибой).
УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 8). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Художников, которые пишут морские пейзажи, называют пейзажи – маринистами.
ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.
Проведение физминутки на расслабление зрения.
6) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:
ребята, я вчера читала о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 9). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть видео о приливах и отливах (видеофрагмент, слайд 10). Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту прошу определить причину их вызывающую.
Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления?
Работа с картой: по карте назовите места на Земле , где наблюдаются самые высокие приливы. А на территории нашей страны?
УЧИТЕЛЬ показывает на настенной карте, а УЧАЩИЕСЯ в атласе.
Цунами. УЧИТЕЛЬ: слово цунами имеет японское происхождение. (часто здесь случаются) Просмотр информации из презентации, сопровождающееся рассказом учителя.
Задание: что характерно для этого вида волн?
Работа с картой: где на Земле возможны цунами?
Итак , подведём итоги.
Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают?
Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Козьма Прутков?
Мы совершили много открытий.
III Домашнее задание (слайд 13).
п. 36, № 3*, 4*.
Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока (слайд — презентация, фотографии, интересные описания).
IV Закрепление знаний
Сейчас каждый из вас может провести самооценку полученных на уроке знаний.
УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.
УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.
1. Тест (выполните тест) (слайд 16)
Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы
Итог урока: в природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество. (слайд 17)