12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина1000
Россия
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Тема: Движения Земли


Тип урока: комбинированный.

Класс: 5

Предметная область: география.

Учебно-методический комплекс (используемый на уроке): «Полярная звезда» под ред. А. И. Алексеева. 5-9 классы, издательство «Просвещение».

Цель урока: сформировать представление о движении Земли, их видах и влиянии на процессы, происходящие на планете.

Задачи:

Образовательные:

формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли вокруг своей оси и Солнца;

умение извлекать необходимую информацию из разных источников: учебник; образовательный портал в сети Интернет.

Развивающие:

развитие учебно-познавательных умений и навыков;

развитие умения организовывать свою учебную деятельность;

развитие памяти, речи, логического мышления.

Воспитательные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: узнают, какими бывают виды движения Земли, чем отличается осевое и орбитальное вращения Земли;оценят последствия разных видов движения Земли для жизни людей; научаться выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Метапредметные: усовершенствуют умения работать с разными источниками информации; умение анализировать, обобщать и делать выводы;использование ИКТ для приобретения новых знаний.

Предметные: определяют местоположение Солнца в разное время года, освещённость полушарий Земли, объясняют географические следствия движения Земли.

Формируемые УУД:

Личностные: самопознание; развитие ответственности за качество своей деятельности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: мыслительный эксперимент; сравнение; анализ; систематизация;структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выбор способов деятельности; выполнение пробного учебного действия; контроль; коррекция.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать собеседника, учителя; планирование учебного сотрудничества.

Формируемые компетенции:

Учебно-познавательные: формулирование цели и вывода, аналитическая и рефлективная работа, познавательная деятельность, мотивация к приобретению знаний.

Коммуникативные: языковая, взаимодействие с окружающими (одноклассниками).

Информационные: владение современными средствами информации и информационными технологиями, систематизация, усвоение и анализ информации, необходимой для решения образовательных задач.




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


Проверяют готовность рабочих мест к уроку


Постановка проблемы


Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»


Методический прием «Стихотворное настроение»

Кто догадался, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ответы


Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему научимся на уроке?

Формулируют тему и цели урока


Да, действительно, сегодня мы узнаем, о движении Земли и ее влияниями на процессы, происходящие на планете.

Слушают учителя


Запишем тему урока: Движение Земли

Записывают тему урока в тетрадь


Актуализация опорных знаний.


Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара.



Назовите более точно форму Земли

Отвечают

Геоид

Наша Земля – это небольшая планета.



Частью, какой системы она является

Отвечают

Солнечной системы.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Слушают учителя

Загадка

Что это такое?

Отвечают

Глобус

Дайте определение, что такое глобус

Это уменьшенная модель Земли.

Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля?

Вращают глобус


Есть ли разница, в какую сторону вращать глобус?

Отвечают


Первичное усвоение новых знаний

Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки

Слушают учителя


Давайте выполним задания на uchi.ru. На эту работу вам дается 5 минут

Решают задания

Работа на uchi.ru

t1580869431aa.png

Ответьте на следующие вопросы



Что такое ось Земли?

Точки пересечения оси с земной поверхностью

Угол наклона земной оси

В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?

За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси?

Отвечают на вопросы

Вопросы выведены на экран

Следующие задания на uchi.ru. На эту работу вам дается 5 минут

Решают задания

Работа на uchi.ru

t1580869431ab.png

Как называется период обращения Земли вокруг своей оси?

На что влияет осевое вращение Земли?

Как влияет смена дня и ночи на растения?

Как влияет смена дня и ночи на животных?

Отвечают на вопросы

Вопросы выведены на экран

Первичная проверкапонимания

Давайте подытожим, что такое осевое движение и что происходит при осевом движении

Делаютвывод

Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.

Оформите вывод в виде схемы: причина-следствие

Учитель проверяет схемы

Записывают схему в тетрадь


Здоровье сберегающий элемент урока (физминутка)

Встаньте, повернулись лицом к северу, тянем руки к Солнцу. Сомкнули руки над головой. Сомкнутыми руками показываем стороны горизонта: запад и восток.

Выполняют упражнения

Встать, повернуться, сомкнуть руки над головой, наклоняться в указанные стороны горизонта

Первичное усвоение новых знаний

Как мы уже с вами выяснили наша Земля является планетой Солнечной системы и потому вращается она не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца



Давайте посмотрим, что происходит в процессе движения вокруг Солнца. Выполните задания на uchi.ru. На эту работу вам дается 5 минут

Решают задания

Работа на uchi.ru

t1580869431ac.png

За какой период времени Земля оборачивается вокруг Солнца?

Как называется такое вращение Земли?

За какое время Земля делает полный оборот вокруг Солнца?

Каждые четыре года наш календарь увеличивается на одну дату, какую?

Как называют такой год?

Откуда появился лишний день?

Отвечают на вопросы

Вопросы выведены на экран

Первичная проверка понимания

Как называется движение Земли вокруг Солнца и что происходит при этом на Земле?

Делаютвывод

Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным, из-за него происходит смена времён года.

Оформите вывод в виде схемы: причина-следствие

Учитель проверяет схемы

Записывают схему в тетрадь


Самостоятельная работа

В годичной жизни Земли есть особые даты, они тесно связаны с теми движениями, которые осуществляет наша планета. На рис. 13 стр. 23 найдите эти даты и внесите их в таблицу: дата – время года

Работа с учебником

Таблица является раздаточным материалом

Проверьте в парах, что вы написали

Взаимопроверка


Домашнее задание

Изучить § 6.

Выполнить задания 1– 9.

Записывают д/з


Рефлексия

Подведём итог урока. Поднимайте карточки, и мы посмотрим, как вы усвоили урок

А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° зелёная

Б) День зимнего солнцестояния -22 января красная

В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь красная

Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи зелёная

Д) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов красная

Е)22 июня – это день летнего солнцестояния зелёная

Ж) 22 декабря в южном полушарии лето зелёная

поднимают карточку зеленого цвета, если согласны; карточку красного цвета, если нет

Методический прием «Согласны ли вы?»

Итоги урока

Что вы узнали сегодня? Понравился ли вам урок?

Ответы


Нашурококончен.



Спасибо за вашу работу. До свидания






Список литературы:

Учебник – А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016. – (Полярная Звезда);

https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечные_сутки

https://ru.wikipedia.org/wiki/Звёздные_сутки

Приложения (раздаточный, оценочный материал и пр.)

глобус

ПК с выходом в Интернет

образовательная платформа uchi.ru

таблица

Дата

Какое время года в вашей местности









карточки для каждого ученика: зелёная и красная


Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.