Урок «Движения земной коры» (География, 5 класс)
Тема урока: Движения земной коры.
ТДЦ.
Знать: особенности строения вулкана и причины образования землетрясений;
Понимать: взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений.
Уметь: - отличать центр землетрясения от очага землетрясения;
работать с текстом;
вести диалог с учителем и одноклассниками.
Воспитательная - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Развивающая – развивать умения самостоятельно работать с картами, статистическими таблицами, делать обобщения, выводы.
Оборудование: карты: полушарий, России, атласы, контурные карты. Учебник:»География. Начальный курс». И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Этапы учебного занятия |
Задачи этапа. (обучения) |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Ожидаемый результат. |
1.Организационный |
Организовать внимание учащихся, раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
Проверяю готовность к уроку. |
Психолого-эмоциональный настрой учащихся на урок. |
Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя. |
2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. |
Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
Сообщаю тему учебного занятия. Формирую цели урока вместе с учащимися. |
Работают над определением целей урока. |
Самостоятельно определяют цели урока; принятие целей учебного занятия. |
3.Этап усвоения новых знаний и способов действия. |
1. Обеспечить восприятие, осмысленное и первичное заполнение учащимися изучаемого материала: -определение терминов и понятий; землетрясения, сейсмоактивные районы, очаг землетрясения, вулканы, кратер, жерло, магма, лава, конический вулкан, щитовой вулкан, вулканические бомбы, действующие и потухшие вулканы. 2.Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
1.Проанализируйте текст § 21, выпишите в тетрадь термина и определения. 2. На основе текста §21 объясните почему происходят землетрясения? 3. На основе текста §21 и рис. В рабочей тетради на странице 54, подпишите очаг и эпицентр землетрясения, стрелками покажите распространение сейсмических волн. 4. Проанализируйте рис.117 «конический и щитовой вулканы», определите части вулкана и подпишите их на рисунке в рабочей тетради стр. 55. 5.Верно ли утверждение, что при извержении вулканов в воздух выбрасываются вулканические бомбы? Свой ответ аргументируйте. (рис.119, рис.120 в учебнике) 6.На основе текста § 21 в микрогруппах составьте рассказ о действующих (1 ряд), (2ряд), потухших вулканах. 7.Проанализируйте рис.122 «Зоны активной вулканической деятельности» -назовите основные районы распространения вулканов? - на каком материке нет вулканов? - где на территории России расположены действующие вулканы? 8. Изучите данные таблицы 2 учебника страница 104, и скажите когда и где произошли самые крупные по числу жертв землетрясения и извержения вулканов? |
Пишут термина и определения. Работают в парах. Два ученика дают объяснение о происхождении землетрясений. Работают с рисунком Работают с текстом §21, а затем с рисунком в тетради стр.55,56. Отвечают на вопрос. Два ученика рассказывают о вулканах. Работают с картосхемой. Отвечают на вопросы. Анализируют статистические данные. |
Уметь находить в тексте термины и определения. Уметь внимательно слушать, принимать участие в объяснении. Работа с учебником и рисунком позволит использовать зрительную память. Ученик усвоил материал, может приводить примеры. Углубление знаний и освоение способов действий. Активная и продуктивная деятельность учащихся. Всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся. |
4.Этап контроля. |
1.Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. 2.Определить недостатки в знаниях и умениях. |
Предлагаю ответить на вопросы в учебнике стр.103. |
Отвечают на вопросы. |
Уметь находить в тексте § 21 ответы на поставленные вопросы. |
5.Домашнее задание. |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания способов выполнения домашнего задания. |
Задают вопросы записывают домашнее задание. |
Мотивирование на выполнение Д\З. |
|
6.Подведение итогов занятия. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
Оценка работы класса в целом учащимися и учителем. Выставляю оценки. |
Оценка работы класса в целом и своей работы на уроке. |
Объективность оценки. |
7.Рефлексия. |
Вызвать желание у учащихся оценить свою деятельность и её результаты. |
Предлагается рефлексивное задание. |
Оценка своей работы на уроке. |
Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. |
§ 21. Землетрясения и вулканы.
1.На основе текста п. 21 (или просмотра видеофильма) определите цели и задачи урока.
2.Проанализируйте текст п. 21, выпишите в тетрадь термины и понятия.
3. На основе текста п. 21 объясните почему происходят землетрясения? ( работа в парах).
4. На основе текста п. 21 и рис. в рабочей тетради на стр. 54, подпишите очаг и эпицентр землетрясения, стрелками покажите распространение сейсмических волн.
5. На основе текста п. 21 «Вулканы», дайте определение понятиям: магма, кратер, жерло, лава. (раб.тетр. стр.55).
6. Проанализируйте рис. 117 «Конический и щитовой вулканы», определите их на рисунке в раб.тет .стр. 55.
7. На основе текста п. 21 и рис. 117 «Конический и щитовой вулканы», укажите виды изображенных вулканов на рис. в раб.тет. стр.56.
8. Верно ли утверждение, что при извержении, вулкана в воздух выбрасываются -вулканические бомбы? Свой ответ аргументируйте.
9. На основе текста п. 21 (рис.119, рис.120) в микрогруппах составьте рассказ о действующих (1ряд), (2ряд) потухших вулканах
10. На основе текста п. 21, интернет- ресурсов, доп. литературы характеристику катастрофического землетрясения по плану:
- Где и когда произошло
Какие населенные пункты пострадали
Каков был характер разрушений
Какое количество человек погибло
Нанесите место этого происшествия черным кружком на контурную
карту . Отметьте значок в легенде.
Или мультимедийную презентацию о вулканах и землетрясениях.
11. Рефлексия:
Что вы знали о вулканах и землетрясениях до урока?
Что нового узнали на уроке?
Что интересного было на уроке?
Практическая работа № 5.
на контурной карте (стр.56) обозначьте красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли. Для выполнения задания используйте карту атласа.
Обозначьте на этой же контурной карте расположение вулканов: Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна. Подпишите их. Не забудьте дать разъяснение своих условных знаков в легенде карты.