Технологическая карта урока «Движения земной коры. Вулканизм»

3
0
Материал опубликован 31 October 2021

Предмет: География

Тема урока: Движение земной коры. Вулканизм

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование у учащихся представления о вулканах, как факторах проявления внутренних процессов Земли.

Прогнозируемые результаты:

Метапредметные: Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные: Знать определение понятий: вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, гейзер; приводят примеры действующих и потухших вулканов; описывать процесс извержения вулкана; раскрывать закономерности географического распространения вулканизма; определять по карте абсолютную высоту вулканов; и их географические координаты; называть и показывать на карте вулканы; уметь обозначать на к/к вулканы.

Личностные: Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; понимать ценности жизни и здоровья; осознавать целостность природы Земли.

Дидактические средства: учебник, атлас, контурная карта

Оборудование: компьютер, проектор

 

Ход урока

Этап урока, время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный (2 мин)

Фронтальная работа

Приветствие обучающихся. Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке. Учитель эмоционально настраивает ребят на урок:

Начинается урок.

Тихо все за парту сели,

На меня все посмотрели

И работать захотели.

 

Приветствуют учителя, готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний (5 мин)

Фронтальная работа

- Ребят, давайте вспомним материал предыдущих уроков.

Проведем географический диктант:

1. Резкие внутренние толчки и колебания земной поверхности, возникшие в результате движений в земной коре или в верхней мантии … (землетрясение)

2. Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляется землетрясение .. (эпицентр)

3. Место в земной коре или верхнем слое мантии, в котором происходит внезапный разрыв и смещение горных пород … (очаг)

4. Прибор, следящий за землетрясением (сейсмограф)

5. Назовите не менее трех стран, в которых наиболее часто бывают землетрясения.

6. Движения земной коры по направлению бывают … (горизонтальные и вертикальные)

- А теперь проведем взаимопроверку.

 


 


 

Отвечают на вопросы письменно


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ученики обмениваются тетрадями и выставляют друг другу оценки

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её.               Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.  

Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Фронатльная работа

Достаточно ли вы изучили информации про литосферу? Надо ли и дальше ее изучать? Зачем?

Отвечают на вопросы, высказывают предположения

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, находить в различных источниках информацию, готовить сообщение.

Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

 

Постановка цели урока (3 мин)

Фронтальная работа

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав ребусы.

Показывает ребусы на экране (Приложение 1).

Помогает сформулировать тему урока и цель.


 


 


 


 

 

Отгадывают в ребусах слова «Пепел», «Дым», «Гора», «Эвакуация». И по этим словам-подсказкам называют слово «Вулкан».

Под руководством учителя учащиеся определяют тему «Вулканизм» и цель урока «Расширить знания о вулканах, их строении, выявить причины возникновения вулканов».

Записывают тему в тетрадях

Изучение нового материала (16 мин)

Фронтальная


 


 

Работа с учебником в парах


 


 

 

- Какие признаки вулкана вы можете назвать?


 

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение термина «Вулкан». А теперь сверим его с определением из учебника на стр.71.


 


 


 


 

Показывает на экране и объясняет учащимся строение вулкана (очаг, жерло, кратер), продукты вулканизма (лава, облака пепла и газа, вулканические бомбы) (Приложение 2)

Предлагает с помощью текста в учебнике определить этапы извержения вулкана


 


 


 


 


 


 


 


 

Как вы думаете, где на Земле расположено больше всего вулканов?


 

- Это место называют Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо (показывает на карте)

- А почему именно в этом месте больше всего вулканов? С чем это связано?


 

- А теперь с помощью текста на стр.72 давайте выясним, какими бывают вулканы.


 

- Но помимо действующих и потухших вулканы еще бывают и спящие. Показывает на экране таблицу «Виды вулканов» (Приложение 3)

- Какие еще явления происходят в районах извержений вулканов?


 

- В России гейзеры мы можем увидеть на полуострове Камчатка (показывает на карте). Предлагает просмотреть короткое видео о гейзерах

Пытаются назвать существенные признаки вулкана.

Ученики сверяют свое определение с тем, которое есть в учебнике. Затем записывают определение в тетрадь «Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху».


 


 


 


 


 

Формулируют этапы извержения вулкана:

1. Образование трещин в земной коре

2. Выброс дыма, пепла, вулканических бомб

3. Образование боковых кратеров

4. Выход магмы на поверхность земли

Ученики определяют, что больше всего вулканов на островах и побережье Тихого океана.


 


 

Выдвигают версии о том, что вулканы также как и землетрясения приурочены к границам литосферных плит.

Читают текст на стр. 72 и проговаривают, что вулканы бывают действующие и потухшие.


 


 

Ребята отвечают, что образуются горячие источники (гейзеры)

 

Предметные УУД: знание строения вулканов, форм вулканов, типов вулканов;

умение объяснять образование вулканов, источников,

устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле

Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную форму информации.

Познавательные УУД: поиск и анализ информации, решение поставленных задач, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение анализировать текст, выделять главное и второстепенное.

Личностные УУД: наличие и направленность познавательного интереса на изучение вулканов.

.

 

 

Физкультминутка (2 мин)

Индивидуальная работа

Учитель показывает движения и проговаривает стихотворение:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.         

 

Выполняют упражнения

 

Первичное закрепление (10 мин)

Индивидуальная работа с контурной картой и атласом

Предлагает отметить на контурной карте действующие и потухшие вулканы мира, подписать названия данных географических объектов и их координаты. При необходимости помогает ребятам.

Работают с картами в атласе и контурными картами, находят вулканы и подписывают их названия и координаты.

Предметные УУД: наносить на контурную карту вулканы.

Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе.

Познавательные УУД: выполнять практические задания по карте.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

 

Итоги урока. Рефлексия (4 мин)

Индивидуальная работа

Формулирует выводы, благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки.

Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке, ответив на следующие вопросы:

Было ли вам интересно на уроке?

Что нового вы узнали на уроке?

Сумеете ли вы применить свои знания в повседневной жизни?


 


 


 


 

Ученики самостоятельно оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.

 

Домашнее задание (1 мин)

Индивидуальная работа

Параграф 21 пересказ, задания Это я могу №6,7, доделать контурную карту

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. 

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.          


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

t1635698337aa.jpg

t1635698337ab.jpg

t1635698337ac.jpg

t1635698337ad.png

 

 

 

Приложение 2

t1635698337ae.jpg


 


 

Приложение 3

Таблица «Виды вулканов»

Виды

 

Действующие

Потухшие

Уснувшие

Определение

вулканы, периодически извергающиеся в настоящее время или хотя бы раз в последние 10000 лет

Вулканы, не извергающиеся на памяти человека

Вулканы, не проявляющие признаков активности, но могут снова стать действующими в любое время

Примеры

 

Этна, Ключевская Сопка

Килиманджаро, Эльбрус

вулканы Исландии


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список используемой литературы и источников:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / А.И.Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2019.

2. Изображение вулкана https://ru-static.z-dn.net/files/d7c/7967f86393f8dc2e1820b326b3ddc62b.jpg

3. Виды вулканов — по форме, активности и месторасположению — Природа Мира (natworld.info)

4. Физкультминутка Физминутки | Материал (5 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

5. Видео о гейзерах https://youtu.be/LFV_DHisows


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.