Технологическая карта урока «Движения земной коры. Вулканизм»
Предмет: География
Тема урока: Движение земной коры. Вулканизм
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование у учащихся представления о вулканах, как факторах проявления внутренних процессов Земли.
Прогнозируемые результаты:
Метапредметные: Давать определение понятиям; преобразовывать схемы для решения задач; владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные: Знать определение понятий: вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, гейзер; приводят примеры действующих и потухших вулканов; описывать процесс извержения вулкана; раскрывать закономерности географического распространения вулканизма; определять по карте абсолютную высоту вулканов; и их географические координаты; называть и показывать на карте вулканы; уметь обозначать на к/к вулканы.
Личностные: Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; понимать ценности жизни и здоровья; осознавать целостность природы Земли.
Дидактические средства: учебник, атлас, контурная карта
Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока
Этап урока, время |
Методы и формы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Организационный (2 мин) |
Фронтальная работа |
Приветствие обучающихся. Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке. Учитель эмоционально настраивает ребят на урок: Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели.
|
Приветствуют учителя, готовность к уроку. |
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
Актуализация знаний (5 мин) |
Фронтальная работа |
- Ребят, давайте вспомним материал предыдущих уроков. Проведем географический диктант: 1. Резкие внутренние толчки и колебания земной поверхности, возникшие в результате движений в земной коре или в верхней мантии … (землетрясение) 2. Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляется землетрясение .. (эпицентр) 3. Место в земной коре или верхнем слое мантии, в котором происходит внезапный разрыв и смещение горных пород … (очаг) 4. Прибор, следящий за землетрясением (сейсмограф) 5. Назовите не менее трех стран, в которых наиболее часто бывают землетрясения. 6. Движения земной коры по направлению бывают … (горизонтальные и вертикальные) - А теперь проведем взаимопроверку.
|
Отвечают на вопросы письменно
Ученики обмениваются тетрадями и выставляют друг другу оценки |
Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Фронатльная работа |
Достаточно ли вы изучили информации про литосферу? Надо ли и дальше ее изучать? Зачем? |
Отвечают на вопросы, высказывают предположения |
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, находить в различных источниках информацию, готовить сообщение. Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.
|
Постановка цели урока (3 мин) |
Фронтальная работа |
Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав ребусы. Показывает ребусы на экране (Приложение 1). Помогает сформулировать тему урока и цель.
|
Отгадывают в ребусах слова «Пепел», «Дым», «Гора», «Эвакуация». И по этим словам-подсказкам называют слово «Вулкан». Под руководством учителя учащиеся определяют тему «Вулканизм» и цель урока «Расширить знания о вулканах, их строении, выявить причины возникновения вулканов». Записывают тему в тетрадях |
|
Изучение нового материала (16 мин) |
Фронтальная
Работа с учебником в парах
|
- Какие признаки вулкана вы можете назвать?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение термина «Вулкан». А теперь сверим его с определением из учебника на стр.71.
Показывает на экране и объясняет учащимся строение вулкана (очаг, жерло, кратер), продукты вулканизма (лава, облака пепла и газа, вулканические бомбы) (Приложение 2) Предлагает с помощью текста в учебнике определить этапы извержения вулкана
Как вы думаете, где на Земле расположено больше всего вулканов?
- Это место называют Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо (показывает на карте) - А почему именно в этом месте больше всего вулканов? С чем это связано?
- А теперь с помощью текста на стр.72 давайте выясним, какими бывают вулканы.
- Но помимо действующих и потухших вулканы еще бывают и спящие. Показывает на экране таблицу «Виды вулканов» (Приложение 3) - Какие еще явления происходят в районах извержений вулканов?
- В России гейзеры мы можем увидеть на полуострове Камчатка (показывает на карте). Предлагает просмотреть короткое видео о гейзерах |
Пытаются назвать существенные признаки вулкана. Ученики сверяют свое определение с тем, которое есть в учебнике. Затем записывают определение в тетрадь «Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху».
Формулируют этапы извержения вулкана: 1. Образование трещин в земной коре 2. Выброс дыма, пепла, вулканических бомб 3. Образование боковых кратеров 4. Выход магмы на поверхность земли Ученики определяют, что больше всего вулканов на островах и побережье Тихого океана.
Выдвигают версии о том, что вулканы также как и землетрясения приурочены к границам литосферных плит. Читают текст на стр. 72 и проговаривают, что вулканы бывают действующие и потухшие.
Ребята отвечают, что образуются горячие источники (гейзеры)
|
Предметные УУД: знание строения вулканов, форм вулканов, типов вулканов; умение объяснять образование вулканов, источников, устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную форму информации. Познавательные УУД: поиск и анализ информации, решение поставленных задач, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение анализировать текст, выделять главное и второстепенное. Личностные УУД: наличие и направленность познавательного интереса на изучение вулканов. .
|
Физкультминутка (2 мин) |
Индивидуальная работа |
Учитель показывает движения и проговаривает стихотворение: Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
|
Выполняют упражнения |
|
Первичное закрепление (10 мин) |
Индивидуальная работа с контурной картой и атласом |
Предлагает отметить на контурной карте действующие и потухшие вулканы мира, подписать названия данных географических объектов и их координаты. При необходимости помогает ребятам. |
Работают с картами в атласе и контурными картами, находят вулканы и подписывают их названия и координаты. |
Предметные УУД: наносить на контурную карту вулканы. Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе. Познавательные УУД: выполнять практические задания по карте. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности
|
Итоги урока. Рефлексия (4 мин) |
Индивидуальная работа |
Формулирует выводы, благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке, ответив на следующие вопросы: Было ли вам интересно на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Сумеете ли вы применить свои знания в повседневной жизни? |
Ученики самостоятельно оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы. |
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой. Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.
|
Домашнее задание (1 мин) |
Индивидуальная работа |
Параграф 21 пересказ, задания Это я могу №6,7, доделать контурную карту |
Записывают домашнее задание в дневник |
Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Таблица «Виды вулканов»
Виды
|
Действующие |
Потухшие |
Уснувшие |
Определение |
вулканы, периодически извергающиеся в настоящее время или хотя бы раз в последние 10000 лет |
Вулканы, не извергающиеся на памяти человека |
Вулканы, не проявляющие признаков активности, но могут снова стать действующими в любое время |
Примеры
|
Этна, Ключевская Сопка |
Килиманджаро, Эльбрус |
вулканы Исландии |
Список используемой литературы и источников:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / А.И.Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2019.
2. Изображение вулкана https://ru-static.z-dn.net/files/d7c/7967f86393f8dc2e1820b326b3ddc62b.jpg
3. Виды вулканов — по форме, активности и месторасположению — Природа Мира (natworld.info)
4. Физкультминутка Физминутки | Материал (5 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
5. Видео о гейзерах https://youtu.be/LFV_DHisows