Эффективная организация работы с родителями: личный опыт

6
0
Материал опубликован 9 February 2022 в группе

Эффективная организация работы с родителями: личный опыт

Ковалев Сергей Андреевич, учитель географии и биологии МБОУ СОШ № 74 города Новосибирска

Говоря об эффективности любой работы мы прежде всего имеем ввиду её результативность. Как измерить эффективность воспитательной работы? Безусловно, критерием оценки здесь будут несколько факторов: во-первых, удовлетворенность результатом всех участников педагогического процесса; во-вторых, успешность обучающихся как в интеллектуальном, так и с социальном аспекте.

Имея за плечами педагогический опыт более 10 лет, из которых большую часть я являюсь еще и классным руководителем, я невольно начал задаваться вопросом, как организовать взаимодействие с родителями таким образом, чтобы это взаимодействие не превращалось в перманентное противостояние сторон, а было полноценным взаимодействием, то есть взаимонаправленным, взаимовыгодным действием. Анализируя свой педагогический опыт, удачные и неудачные ситуации, в конечном итоге я сумел сформулировать для себя своеобразные ориентиры, позволяющие организовать плодотворное сотрудничество с родителями обучающихся.

Во-первых, абсолютно необходимым я считаю личное знакомство. Сейчас, в век высоких цифровых технологий, мы зачастую не утруждаем себя личным общением. Больше нет необходимости приглашать родителей для того, чтобы прояснить какой-то незначительный вопрос или инцидент. Точно также и родители, имея возможности связаться с учителем при помощи различных мессенджеров, могут не видеть смысла в посещении родительских собраний или даже просто знакомстве с классным руководителем. Я настаиваю на личном знакомстве со всеми семьями класса, в котором являюсь классным руководителем. Помимо этого, не уклоняюсь и от возможности познакомиться и пообщаться с родителями других моих учеников. До пандемии в нашей школе периодически – примерно раз в четверть – проходили дни встречи с родителями, которые позволяли родителям и учителям-предметникам пообщаться друг с другом. В условиях личной встречи можно похвалить старательного ученика, помочь родителям организовать мотивацию не очень старательного, отметить сильные или слабые стороны конкретного ребенка и наметить совместную траекторию дальнейшего обучения. Личное знакомство и даже пятиминутное общение зачастую позволяет участникам диалога взглянуть друг на друга другими глазами, увидеть не только чьих-то родителей и какого-то учителя, а личности.

Итак, личное индивидуальное общение в приоритете. Как же быть с родительскими собраниями? Не секрет, что многие коллеги считают очные собрания устаревшей формой работы. Мы не нуждаемся в них, так как благодаря современным технологиям можем обсудить какую-то ситуацию в групповом чате или, например, провести онлайн-собрание. Моя позиция по вопросу очных собраний такова: есть вопросы, которые важно и нужно решать очно. Коллектив родителей не должен существовать только в онлайн-формате. Им также необходима возможность лично узнать друг друга. Более эффективным я считаю очный родительский лекторий, а свои собрания я стремлюсь сделать именно такими, освещающими актуальные педагогические темы. Однако я полностью отвергаю такой формат собраний, при котором прилюдно, при всем классе обсуждаются недостатки или проблемы отдельных учеников. Можно говорить о классе в целом в том случае, если существует тревожная тенденция на уровне класса. Но абсолютно недопустимым, грубым и неделикатным я, прежде всего сам как родитель, считаю такой публичный «разбор полетов». Можно и нужно публично хвалить, а вот выражать недовольство лучше в личной беседе.

Учитель, классный руководитель должен быть образцом не только для учеников, но и для родителей. Поэтому я считаю, что воспитание личным примером в педагогической деятельности – это тоже действенный и эффективный метод, особенно в современных условиях, когда профессия учителя часто освещается с негативной стороны. Важно самому быть искренним, великодушным, последовательным в требованиях, ответственным. Лишь в этом случае, я считаю, можно требовать и ждать аналогичного поведения в ответ.

Выстраивая отношения с родителями моих учеников, я также часто руководствуюсь так называемым принципом сопричастности в своей педагогической деятельности. Ни для кого не секрет, что есть более активные родители, которые предлагают помощь, что-то организуют не только для своего ребенка, но и для класса в целом. А есть менее активные, которых привлечь к общественной работе крайне сложно. Так вот, прежде всего необходимо приучить себя не отказываться от помощи, если родители проявляют инициативу. Именно это и позволит наладить плодотворное сотрудничество. Нужно ли привлекать пассивных? Безусловно, да. Любая совместная работа, будь то организация детского досуга или ремонт в кабинете, выезд на природу или подготовка школьного мероприятия, приблизит нас всех к осознанию того факта, что мы – учителя и родители – находимся не по разные стороны баррикад, что тут вообще нет сторон; что все мы – равно заинтересованные в положительном результате участники одного процесса.

Таким образом, я считаю, что эффективная работа базируется прежде всего на сотрудничестве и готовности к взаимодействию.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.