Эффективная организация работы с родителями: личный опыт
Ванчугова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 г. Советска Кировской области
Только вместе с родителями общими усилиями ,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский
Как быстро идёт время! Уже 33 года я работаю в первой школе учителем начальных классов. Мои первые выпускники давно уже приводят в школу своих малышей .Я не просто учитель, я первая учительница, которой родители доверяют самое дорогое - своих любимых детей.
Моя задача - не только дать знания, но и научить этих малышей быть добрыми, отзывчивыми, уметь дружить и многому-многому другому. Но как известно, все истоки воспитания начинаются в семье, поэтому моя цель - установление партнерских отношений с семьей каждого ученика , создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Именно поэтому необходимы новые формы взаимодействия школы и семьи.
Еще до начала обучения, во время первого организационного собрания , родители вступают в семейный клуб « Любящие сердца», который объединяет родителей и детей нашего класса. Я дарю родителям блокнотики, в которые они будут записывать важную информацию на наших совместных встречах. Начинается этот блокнот прекрасными стихотворными строками : « Берегите своих детей, , их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились. Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились.» Эти слова должны стать своеобразным ориентиром нашей совместной работы.
Остановимся поподробнее на некоторых мероприятиях, реализуемых в процессе совместной работы за 4 года.
Начинается наша совместная работа праздником « Рождение класса» с активным участием детей и родителей с целью познакомиться друг с другом.
В 1 классе я провожу родительские собрания « Давайте познакомимся» ( в форме деловой игры),обучающий семинар « Мой ребёнок- первоклассник», круглый стол
« Безотметочное обучение. Смысл есть», семинар- практикум « Как научить ребёнка сотрудничать», беседа с элементами тренинга « Родительский авторитет», круглый стол
« Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка», тренинг «Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми» .Для проведения некоторых родительских собраний я приглашаю психолога, библиотекаря, социального педагога школы. По запросу родителей организованы консультации в очном и заочном режиме на платформе ZOOM, странице электронного дневника, социальных сетях. Для поддержания здорового образа жизни регулярно проводим Клуб выходного дня, разработаны маршруты по Тропе здоровья. В 1 классе организуем совместные праздники с родителями « Мамочка милая, мама моя», « Мой папа - самый лучший», спортивный праздник « Папа, мама, я - спортивная семья». Праздник новогодней елки мы проводим в лесу, где наряжаем елочку, водим хоровод, играем в новогодние игры, получаем подарки. Много внимания уделяем охране природы, бережному отношению ко всему живому. Так ,придя в очередной раз в лес, дети увидели голые корни сосен и укрыли их снегом. Совместно с родителями дети изготовили кормушки и регулярно подкармливают своих пернатых гостей. Чувство милосердия формируется у детей благодаря совместным акциям с родителями « Подари книгу», « Семья - семье». Каждую четверть мы с ребятами презентуем родителям спектакли театральной студии
« Арлекино», которой я руковожу во внеурочное время. В конце первого класса мы проводим совместный праздник « Его величество Семья».
Во 2 классе к уже проводимым формам работы добавляются новые : научно – практическая конференция « Законы жизни семьи класса», вечер вопросов и ответов, семейные посиделки. Расширяется круг совместных поездок: в театр, на предприятия области- кукольную фабрику « Весна», бараночно-сухарный комбинат города Кирова, где дети знакомятся с различными профессиями, что формирует положительное уважительное отношение к разному труду. Появляются новые акции « Доброе письмо»,
« Доброе сердце»- организация помощи престарелым людям, живущим в Доме- интернате города, выступление перед ними со спектаклями и концертами. Родители помогают оформить декорации, участвуют в подготовке спектаклей. Итоговым мероприятием является совместный праздник « Я горжусь своей семьей».
Третий класс начинается совместным интеллектуальным марафоном родителей и детей.
В течение года, кроме уже ранее заявленных, проводятся мероприятия в форме педагогических чтений «Что делать, если...» по книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей», педагогическая мастерская «Роль родителей в организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников», устный журнал «Вот и стали мы на год взрослей…». В течение года уделялось большое внимание экологическому образованию родителей и детей; реализован совместный социальный проект « Сохраняем природные памятники Советского района», проведено несколько экологических акций. Проводимая работа была отмечена комитетом по охране окружающей среды в Кировской области. Завершается год совместным праздником «Семья сильна своими традициями».
Собрания, проводимые в 4 классе провожу в следующих формах: родительский всеобуч «Уроки этики и поведения для детей и родителей», конференция отцов « Отец- ответственная должность», мастер- класс « Семейные ценности», занятие- практикум «Готовимся к обучению в среднем звене».
В 4 классе реализован совместный социальный проект родителей, детей, классного руководителя «Изучаем и сохраняем фольклор родного края», создан аудиосборник, оформлена печатная брошюра. Презентация проекта проведена на Дне города Советска, отмечена администрацией Советского района.
Подводя итог, хочется сказать, что всю проводимую работу невозможно описать, потому что классный руководитель- это часть большой семьи, состоящей из учеников и их родителей, и каждый день мы вместе живем, творим, помогаем друг другу и наслаждаемся общением друг с другом.
Горбачёва Марина Юрьевна