Эффективная организация работы с родителями: личный опыт
«Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Ещё в начальной школе появляется выражение «трудный ребенок», но вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание у родителей между собой, а также между родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. В этом процессе важно правильно организовать сотрудничество школы и семьи, где главная роль отводится классному руководителю. Эффективные формы взаимодействия помогут педагогу и родителям стать союзниками и единомышленниками в воспитании и обучении детей.
Для реализации этой цели я использую как коллективные (групповые), так и индивидуальные формы работы с родителями.
Групповые формы работы:
- родительские собрания;
- коллективные творческие дела;
- открытые уроки;
- экскурсии;
- внеклассные мероприятия;
Индивидуальные формы работы:
- анкетирование (диагностика);
- индивидуальные консультации, беседы;
- телефонные разговоры;
- переписка в мессенджерах;
- приглашение родителей в школу.
Я уверена, что большинство педагогов реализует их в своей работе. Я не буду описывать их всех, а остановлюсь подробнее на том, как я привлекаю родителей в качестве участников не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе.
Начиная с первого класса, все родители имеют возможность посещать уроки по заранее спланированному времени как в индивидуальном порядке, так и коллективно в дни «Открытых дверей». Это позволяет взрослым увидеть своего ребёнка в другой обстановке - как он ведёт себя в школе, на перемене, на уроке; его место в коллективе; работоспособность и активность на занятиях; понять сложность и специфику учебной деятельности в современной школьной системе; да и доверие к учителю возрастает, когда видна прозрачность его работы.
На открытых уроках вовлекаю родителей в роль «ученика», когда взрослый и ребенок садятся вместе и задания выполняют в парах.
На уроках чтения регулярно проходят литературные викторины, в их жюри входит команда родителей, которая оценивает результаты, готовит поощрительные призы, грамоты.
Изучив профессии и хобби родителей (художник, пекарь, флорист, дизайнер, музыкант), я стала привлекать их к проведению уроков, к показу мастер-классов в той области, в которой они компетентны. И что интересно, родители, оценив свои возможности, никогда не отказывали и сами предлагали свои услуги. Это говорит о заинтересованности родителей в передаче своих знаний, умений, опыта младшим. Вот некоторые темы занятий по технологии и рисованию, проведённых родителями:
- «Декоративная посуда в технике «Декупаж»
- «Цветок в технике «Модульное оригами»
- «Поздравительная открытка в технике «Квиллинг»
- «Знакомство с флористикой. Новогодняя поделка »
- Мастер-класс «Пряничные человечки»
- «Осенний пейзаж в технике «акварель по - сырому»
- Мастер-класс по рисованию натюрморта.
Родительница, работающая в музыкальной школе концертмейстером, организовала для класса несколько уроков по знакомству и звучанию духовых, струнных, ударных музыкальных инструментов. Семья (мама, папа), работающая тренерами в спортивной школе, на протяжении четырёх лет продумывала организацию различных спортивных мероприятий во время совместных классных походов (эстафеты, квесты, верёвочные состязания, скалолазание).
Также по инициативе родителей проводились экскурсии на рабочее место мамы или папы для близкого знакомства с их профессией. Например, ребята были приглашены на экскурсию в отделение полиции, где познакомились с работой оперативника и участкового, эксперта-криминалиста, кинолога; понаблюдали за дрессировкой служебной собаки, познакомились с различного рода оружиями и средствами защиты, осмотрели спецавтомобиль ДПС и пр.
Сейчас в моём классе учатся дети из разных национальных семей, есть белорусы, украинцы, татары, русские, дагестанцы, карелы, финны. И кто, как не родители, вместе со своими детьми смогли наглядно, из первых уст рассказать о культуре и обычаях своего народа на уроках окружающего мира при изучении темы «Народы России». Этой теме было посвящено несколько уроков, на которых ребята вместе с родителями с большим удовольствием рассказывали о народных традициях, праздниках, национальном костюме, делились рецептами национальных блюд.
Как показывает мой опыт, в любом классе всегда есть активные родители, которые с удовольствием организовывают внеурочную жизнедеятельность детей: походы, экскурсии в краеведческий, художественный музеи, на выставки, в заповедник, поездки в другие города. Благодаря инициативе родителей мы с классом съездили на игры в пейнтбольный клуб, на экскурсии в Санкт-Петербург, Петрозаводск, турбазу «Кормило», в Финляндию в Рованиеми к финскому Joulupukki (успели до пандемии).
Статьи, фоторепортажи, видео о проведённых совместных мероприятиях пишут и отправляют в группу класса через мессенджеры, на сайт школы также сами родители.
Благодаря использованию этих разнообразных приёмов работы родители превращаются из зрителей и наблюдателей в активных помощников, участников, соведущих, учителей в воспитательно-образовательном процессе; создаётся атмосфера взаимоподдержки и общности интересов; повышается психологическая и педагогическая грамотность родителей, культура межличностного взаимодействия детей, родителей, педагогов.